Гурилев сердце игрушка история

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Ход мероприятия: 1

Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

Музыкой вдруг наполняется слух.

Звуки несутся с каким –то стремленьем

Звуки откуда-то льются вокруг,

Сердце за ними стремится тревожно,

Хочет за ними куда-то лететь.

В эти минуты растаять бы можно

В эти минуты легко умереть…

Звучит романс. (очарована околдована)

вед. Здравствуйте, дорогие друзья!

вед. Сегодня мы с вами собрались, чтобы окунуться в чарующий мир романса.

вед. Русский романс… В чём заключается притягательная сила и чарующая прелесть его? Романс - это песня-вздох, песня-откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не даёт.

вед. Романсы часто коротки по объему, голос их негромок и обращен к небольшой аудитории слушателей.

вед. У романса есть только одна тема – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

вед. Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий. О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила

вед. Родина романса – Испания. Именно здесь, в 13-14 века странствовали по дорогам певцы-трубадуры, которые исполняли песни на родном «романском» языке. Отсюда и пошло название «романс». Позже романсом стали называть всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.
2
вед. В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.

вед. А вот имена тех, кто известен на весь мир: Александр Сергеевич Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Александрович Алябьев, Александр Гурилёв, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Михаил Иванович Глинка и другие. Сколько изумительных романсов было создано великими композиторами

Романс «Скажите мне, зачем пылают розы…» Александр Алябьев посвятил своей племяннице. Софьи Николаевне-дочери его сестры Варвары, вышедшей в 1813г замуж за воронежского помещика Николая Шатилова-приятеля Алябьева. Александр Алябьев часто бывал в имении Шатиловых и посвятил Сонечке несколько романсов.

(выходит Инчина. М. без объявления ) «Скажите мне, зачем пылают розы» А. Гурилёв.

Ведущий: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. В них звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – слова о том, что трогает душу каждого человека.

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуки, (звучит фон «На заре ты её не буди»)

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает –

И петь, и плакать, и любить.

Необыкновенно проникновенные романсы, раскрывающие чувства человека, образы природы, размышления об искусстве, создавал Пётр Петрович Булахов. Популярность песен и романсов Петра Булахова обусловлена их мелодическим обаянием и благородной простотой выражения. Характерные интонации городского романса и цыганской песни. Вплоть до наших дней сохранили свою популярность романсы- «Гори,гори моя звезда», «Не пробуждай воспоминаний». «Тройка», «Звонко песня раздаётся».

(выходит Яковлева.Э. без объявления)

«Звонко песня раздаётся» П.Булахов.

История русского романса «Однозвучно гремит колокольчик…» трагична и загадочна Осенью 1821г в поместье Сивское помещика Всеволожского в семье ямщика Ивана Макарова родился мальчик ,которого также и назвали Иваном. Грамоте он научился у дьякона и с детства стал сочинять «Стишки».В юности он сочинил про хозяина ,который узнав о том, очень разозлился и сдал его в солдаты. Характер у Ивана был своенравный ,после самовольной отлучки к больной матери его отправили в конвойную службу ямщиком .А в 1852г Иван Макаров голодный и полуодетый замёрз на перегоне Кунгур-Суксун. В его сумке были обнаружены стихи «Однозвучно гремит колокольчик..» с именем-Иван Макаров. Через 3 года Александр Гурилёв написал на эти стихи знаменитый романс.

(выходит Диденко.Д.. без объявления)

«Однозвучно гремит колокольчик» А.Гурилёв

Более всего Гурилёв прославился сочиненьем вокальных произведений, точное число которых до сих пор установить невозможно и многие из которых приобрели статус народных песен. Это были в свою очередь лирические душевные песни и романсы ,написанные в очень лёгкой певучей народной манере.

(выходит Мирнова. А. без объявления)

«Отгадай моя родная» А.Гурилёв.

Гордостью русской классики можно назвать романсы Михаила Ивановича Глинки. Композитор писал их на протяжении всей жизни на стихи современных ему поэтов и близких друзей. Романс «Северная Звезда» написан к свадьбе старшей дочери Николая 1 великой княгини Марии Николаевны, в 1839г вышедшей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

В этом романсе Глинка обращается к жанру русской песни, в котором он сравнительно много романсов написал в свои юный годы.

«Северная звезда»-произведение лирическое. Вся его прелесть и красота в теплоте и искренности чувств. При всей торжественности случа ,для которого написан романс, он звучит мягко и тепло,хотя и создаёт некое гимновое настроение своим фортепианным вступлением.

(выходит Храмцова.А.. без объявления)

«Северная Звезда» М.Глинка

К жанру романса обращались многие композиторы, для которых эта форма вокальной музыки становилась своеобразным лирическим дневником, альбомом музыкальных акварелей, а иногда итогом философских раздумий, жизненных наблюдений, результатом личных переживаний.

(выходит Борщик.В. без объявления)

«Сердце-игрушка» А.Гурилёв.

фон (На заре ты её не буди)

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом.

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Романс вошел в нашу жизнь. Он затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного высокого, необъяснимого.

(звучит запись «Внутренняя музыка»)

«Внутренняя музыка» А.Гурилёв

В историю русской музыки Александр Варламов вошёл ,как автор романсов и песен .Основными жанрами для композитора были «Русская песня» и лирический романс. Варламов одним из первых обратился к поэзии Лермонтова, которая была созвучна духовной атмосфере 1830-1840-х годов и передавала острую неудовлетворённость окружающей жизнью и «вольнолюбивые мечты» русских людей. В романсе «Белеет парус одинокий» композитор сумел отразить эти чувства и настроения. В его музыке слышны «жажда бури» лермонтовского героя,его непримиримость и непокорность. Взволнованность чувства в романсе подчёркивается аккордовым сопровождением с чеканным ритмом полонеза-болеро.

(Выходит Воробьёв.А. без объявления) «Белеет парус одинокий» А. Варламов.

Подошла к концу наша встреча. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжёлого, что пока она горит, у человека есть надежда. Хочется верить, что прозвучавшие сегодня романсы дали вашей душе что-то необыкновенное, доброе и нежное.

Если вслушаться, вдуматься, почувствовать русский романс, станет ясно, что, стремясь походить на Запад с его эмансипациями, феминизмом, шовинизмом и прочим, мы теряем что-то, что является неизмеримо более важным. Что наша русская душа стремится к прекрасному, к поэтичному… к русским романсам, в которых живёт любовь. Ведь пока жива душа, что-то же должно быть прекрасным и для неё.

Маленькие дети и классическая музыка ) 06.04.2014 --> Смотрели: 131 (19) Маленький венский марш 06.04.2014 --> Смотрели: 146 (27) Rondo Alla Turca 06.04.2014 --> Смотрели: 88 (9) *** 06.06.2012 --> Смотрели: 296 (59) Танец воздуха. Мэджик капет Дэниэла Вурт 13.11.2011 --> Смотрели: 470 (22)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Романсы Александра Гурилева – энциклопедия русского общества начала XIX столетия




Александр Львович Гурилев (1803-1858)-русский композитор, пианист, скрипач, альтист, педагог. Он родился в Москве в семье крепостного музыканта-церковного композитора, Льва Степановича Гурилева(читать здесь).
Отец композитора сочинял музыку и возглавлял графский оркестр — один из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века, постоянным местопребыванием которого было подмосковное поместье Отрада. Под руководством отца А. Л. Гурилев прошел основательную школу музыкального воспитания. В имение Отрада часто приезжали любители музыки из Москвы и других городов. Бывал здесь и известный пианист Дж. Фильд, учитель юного М. И. Глинки.

Все годы детства, отрочества и юности композитор оставался крепостным. Только с кончиной старого графа Орлова в 1831 году семья Гурилевых получила «волю». Александру было уже тогда 28 лет. С этого времени многое изменилось в его судьбе. Он познакомился с известными артистами, живописцами, музыкантами, подружился с А. Е. Варламовым. К концу 1840-х годов Гурилев стал превосходным фортепианным педагогом. В эту же пору он много и увлеченно сочинял, главным образом вокальную и фортепианную музыку.
Александр Львович Гурилев обладал очень высоким вкусом – вкусом к пианистической музыке, гармонии, мелодии и, наконец, вкусом к поэзии.Поэзия времен Гурилева – это воплощение высочайшей культуры. Когда мы обращаемся к стихам, на которые написаны его романсы, то всегда испытываем ощущение, что мы общаемся с настоящим философом, человеком понимающим поэзию.
Гурилев – один из немногих композиторов, который умеет не просто чувствовать стихотворение, но претворять его в своей музыке так, что оно начинает звучать с еще большей выразительностью…

Тяжелая болезнь настигла композитора в пору расцвета его таланта. Почти десять лет он был прикован к больничной койке.


«Сердце-игрушка»
(на стихи Э.И. Губера)
исп.Надежда Обухова


«Право, маменьке скажу»
(на стихи Н.В. Берга)
исп. Ламара Чкония


«Однозвучно гремит колокольчик»
(на стихи И. Макарова)
исп.Карина и Рузана Лисициан


«Вам не понять моей печали»
(на стихи А.Н. Бешенцова)
исп.Виктория Иванова


«И скучно, и грустно…»
(на стихи М.Ю. Лермонтова)
исп.Нина Исакова


«Я говорил при расставании…»
(на стихи А.А. Фета)
исп.Сергей Лемешев


«К фонтану Бахчисарайского дворца»
(на стихи А.Пушкина)
исп.Константин Плужников


« Отвернитесь, не глядите»
(на стихи С.Любецкого)
исп.Евгения Гороховская

Романсы А. Л. Гурилева продолжают звучать и в наши дни, пленяя своей неповторимой красотой, искренним чувством и глубокой душевностью.


liudmila_leto все записи автора


Александр Львович Гурилев (1803-1858)-русский композитор, пианист, скрипач, альтист, педагог. Он родился в Москве в семье крепостного музыканта-церковного композитора, Льва Степановича Гурилева(читать здесь).
Отец композитора сочинял музыку и возглавлял графский оркестр — один из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века, постоянным местопребыванием которого было подмосковное поместье Отрада. Под руководством отца А. Л. Гурилев прошел основательную школу музыкального воспитания. В имение Отрада часто приезжали любители музыки из Москвы и других городов. Бывал здесь и известный пианист Дж. Фильд, учитель юного М. И. Глинки.

Все годы детства, отрочества и юности композитор оставался крепостным. Только с кончиной старого графа Орлова в 1831 году семья Гурилевых получила «волю». Александру было уже тогда 28 лет. С этого времени многое изменилось в его судьбе. Он познакомился с известными артистами, живописцами, музыкантами, подружился с А. Е. Варламовым. К концу 1840-х годов Гурилев стал превосходным фортепианным педагогом. В эту же пору он много и увлеченно сочинял, главным образом вокальную и фортепианную музыку.
Александр Львович Гурилев обладал очень высоким вкусом – вкусом к пианистической музыке, гармонии, мелодии и, наконец, вкусом к поэзии.Поэзия времен Гурилева – это воплощение высочайшей культуры. Когда мы обращаемся к стихам, на которые написаны его романсы, то всегда испытываем ощущение, что мы общаемся с настоящим философом, человеком понимающим поэзию.
Гурилев – один из немногих композиторов, который умеет не просто чувствовать стихотворение, но претворять его в своей музыке так, что оно начинает звучать с еще большей выразительностью…

Тяжелая болезнь настигла композитора в пору расцвета его таланта. Почти десять лет он был прикован к больничной койке.


«Сердце-игрушка»
(на стихи Э.И. Губера)
исп.Надежда Обухова


«Право, маменьке скажу»
(на стихи Н.В. Берга)
исп. Ламара Чкония


«Однозвучно гремит колокольчик»
(на стихи И. Макарова)
исп.Карина и Рузана Лисициан


«Вам не понять моей печали»
(на стихи А.Н. Бешенцова)
исп.Виктория Иванова


«И скучно, и грустно…»
(на стихи М.Ю. Лермонтова)
исп.Нина Исакова


«Я говорил при расставании…»
(на стихи А.А. Фета)
исп.Сергей Лемешев


«К фонтану Бахчисарайского дворца»
(на стихи А.Пушкина)
исп.Константин Плужников


« Отвернитесь, не глядите»
(на стихи С.Любецкого)
исп.Евгения Гороховская

Романсы А. Л. Гурилева продолжают звучать и в наши дни, пленяя своей неповторимой красотой, искренним чувством и глубокой душевностью.

Александр Гурилёв — PianoKafe.com

Александр Львович Гурилёв (22 августа (3 сентября) 1803, Москва ― 30 августа (11 сентября) 1858, там же) ― русский композитор, пианист, скрипач, альтист.

Биография

Родился в семье Льва Степановича Гурилёва — крепостного музыканта графа В. Г. Орлова.

Первые уроки музыки получил от отца, игре на фортепиано учился у Джона Филда, теории музыки ― у И. И. Геништы. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Голицына.

В 1831, после смерти Орлова, вместе с отцом получил вольную и отправился в Москву, где вскоре стал известен как композитор, пианист и педагог. Сблизившись с представителями московской интеллигенции ― художниками и писателями, Гурилёв пишет романсы на стихи Грекова, Кольцова, Ивана Макарова, быстро приобретающие популярность. Некоторые из них были опубликованы известным издателем Бернардом в музыкальных журналах.

Наиболее известные романсы Гурилёва ― «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Романс на слова Щербины «После битвы» был очень популярен на флоте с Крымской войны, и, став народным, был переработан в одну из популярнейших песен «Раскинулось море широко», имеющей многие последующие вариации. Ему также принадлежит множество сочинений для фортепиано ― инструмента, которым Гурилёв хорошо владел: вариации, фантазии (в том числе на тему романса Варламова «На заре ты её не буди», а также из опер и др.), небольшие салонные пьесы.

Основной жанр творчества Гурилёва ― вокальная лирика. Его романсы проникнуты романтическими, сентиментальными настроениями, тонким лиризмом, в них сильно влияние русской народной традиции. Ясная мелодия, кантилена сближает Гурилёва с Глинкой, с другой стороны, ряд романсов в драматически-декламационном стиле предвосхищает творчество Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского. Немаловажной составляющей вокальных сочинений Гурилёва является тщательно разработанная фортепианная партия.

Несмотря на успех сочинений, композитор провёл почти всю жизнь в бедности, зарабатывая частным преподаванием и корректурой нот. В последние годы жизни был парализован и страдал психическим заболеванием.


Александр Львович Гурилёв (22 августа (3 сентября) 1803, Москва ― 30 августа (11 сентября) 1858, Москва) ― русский композитор, автор свыше 200 песен и романсов [1] .

Содержание

Александр Львович Гурилёв был в сословной российской иерархии самого низкого происхождения: он родился в семье крепостных при графах Орловых [1] [2] [3] [4] . Лев Степанович Гурилёв — отец будущего композитора — был крепостным музыкантом в подмосковном поместье графов Орловых «Отрада». Однако, следует заметить, что уровень русских крепостных оркестров и крепостных театров был весьма высоким. Россия, еще при первом русском императоре Петре Первом «в Европу растворив окно», приглашала европейских деятелей науки и искусств, не скупясь на их гонорары, — это нужно было по политическим соображениям: для развития Российской империи необходимо было встать в один ряд с другими европейскими — западноевропейскими странами. Следующие императоры продолжили политику Петра Алексеевича. Решения государей немедленно — вдохновенно и воодушевлённо — исполнялись верными царедворцами: Россия жадно впитывала европейскую культуру. Это стало делом государственной важности: при императорах появилась дирекция государственных (императорских) театров и оркестров. Видные сановники как рьяные продолжатели государственных идей организовывали свои собственные театры и оркестры из своих собственных крепостных, приглашая к ним европейских преподавателей.

В одном из таких оркестров служил Лев Степанович Гурилёв. Проявив незаурядные музыкальные способности, он стал возглавлять крепостной оркестр [5] , а помимо того он сам сочинял музыку, в основном церковную, и вполне прославился как церковный композитор. Крепостной оркестр графов Орловых в подмосковном поместье Орловых «Отрада» стал одним из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века [1] .

Родившегося сына — будущего композитора Александра Львовича Гурилёва — Лев Степанович обучал сам, и тот тоже вошёл в крепостной оркестр [4] .

Музыкальный талант Александра Львовича Гурилёва проявился рано, но официального музыкального образования крепостной получить не мог. Приходилось довольствоваться уроками отца и играть на скрипке и альте в графском оркестре, послушать который часто приезжали и высокопоставленные гости, и известные профессиональные музыканты.

Правда, позже он брал частные уроки у известных музыкальных педагогов: игре на фортепиано он учился у Джона Филда, теории музыки ― у И. И. Геништы [1] [3] , обративших внимание на талантливого мальчика. Кроме того, молодой крепостной музыкант сочинял собственные музыкальные произведения: танцевальную музыку, песни, романсы и играл в крепостном оркестре, где исполнялись его авторские музыкальные пьесы. Крепостные оркестры были распространены, ими их владельцы потчевали своих гостей — как пирогами, новомодными европейскими салатами и винами, и музыкальные творения молодого композитора Александра Гурилёва становились известны. Крепостники даже по дружбе душевной одалживали своих крепостных музыкантов друг другу — для проведения каких-либо празднеств и торжеств. Поэтому Александру Гурилёву доводилось выступать и с крепостным оркестром князей Голицыных.

В 1831 году, с кончиной старого графа Орлова, семья Гурилёвых получила «вольную» и была приписана к мещанскому сословию. Обосновались в Москве [5] [4] . Александру было тогда уже двадцать восемь лет [1] [2] [3] .

Жизнь крепостного, безусловно, вряд ли можно назвать счастливой. Но барин обязан был, по крайней мере, кормить своих холопов, не давая им умереть с голоду, и предоставлять жилье — то есть крышу над головой. Вольная вместе со свободой принесла полное нищенство и заботы о хлебе насущном — а с ним, с этим насущным, дело обстояло плохо. Музыкальные творения — не есть первая необходимость биологической жизни, покупателей на такую красоту отыскивалось немного. Приходилось много работать.

Композитор сочинял, выступал, давал уроки музыки [1] [3] , занимался нотной корректурой [4] . Он участвовал в квартете князя Н. Б. Голицына; знакомства и дружеские связи с другими московскими композиторами — например, с А. Е. Варламовым, помогали находить себе применение [5] . Как и Варламов, Александр Гурилёв собирал и обрабатывал русские народные песни и составил сборник «47 русских народных песен» для голоса с фортепьяно — этот сборник явился ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику [4] . Через два года вышел другой его сборник: «Избранные народные песни» (1849). После смерти А. Е. Варламова А.Гурилев издал еще один сборник, назвав его «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», 1851 [6] , и включив туда, помимо обработок народных песен и свои авторские произведения.

Но тяжелая работа подрывала силы. И хотя имя композитора в русских музыкальных кругах уже стало широко известно, бороться за выживание было непросто — тем более человеку, предназначение которого была отнюдь не борьба, а музыка. Наступали болезни. Он жил очень бедно — на Неглинной улице, в доме 18, ныне этот дом не сохранился [5] . Тяжелое материальное положение приводило к нервному истощению и психическим срывам [5] [4] . В конце концов психическая болезнь приковала его почти на десять лет к больничной койке [1] .

О его кончине 30 августа (11 сентября) 1858 года долго не знали. Лишь через несколько дней о ней оповестил газетный некролог [1] .

Композитор Александр Гурилев оставил огромный список своих авторских сочинений, это:

Читайте также: