Гжель игрушка история для детей

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОВАСЮГАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №23»

636740, с. Новый Васюган, переулок Геологический,6,

Томская область, Каргасокский район

Телефон: (8 38 253) 2-92-50 Факс: (8 38 253) 2-92-50

Электронная почта: cad-23@mail. ru

Педагогический проект:

«Красота русской Гжели».

Автор: Федяева Ирина Александровна - воспитатель первой квалификационной категории.

с. Новый Васюган

Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Тип проекта : краткосрочный, познавательный, творческий.

Срок реализации: с 20.01.2020г. по 24.01.2020г.

Актуальность.

Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо формировать художественный вкус, приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.

В современных программах по обучению дошкольников темы по ознакомлению детей с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой затрагиваются поверхностно. В них отсутствует широкий спектр обучающих и воспитательных задач по декоративно – прикладному искусству «Гжель». Проектная деятельность дает возможность всем участником педагогического процесса в ДОУ более глубоко погрузиться в изучение данной темы.

Педагогический проект «Красота русской Гжели», в первую очередь, направлен на активизацию интереса дошкольников детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы гжельских мастеров. Предоставляет возможность детям проявить свои творческие способности через разнообразные формы продуктивной деятельности, пополнить свой багаж знаний об особенностях росписи и изготовлении Гжели в целом.

Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства «Гжель» в детском саду очень интересна, многогранна и достаточно актуальна. Она помогает развивать не только творческую личность в подрастающем поколении, но и любовь к родному дому, к своей стране.

Цель: создание педагогических условий для формирования знаний, умений и навыков у детей по теме русского народного промысла « Гжель» .

Образовательные:

- расширить представления детей о гжельской росписи, ее истории

возникновения, значимости для русского народа;

- формировать умение различать особенности цвета, узора росписи,

характерных отличительных особенностей изделий Гжель;

- познакомить с такими понятиями гжельской росписи, как мазок с тенью,

фигурный мазок с тенью, гжельская роза – Агашка, капелька, бордюры – точки,

- развивать умение составлять декоративные композиции на листе бумаги и из

пластилина, используя элементы гжельской росписи;

- совершенствовать навыки работы с красками, палитрой, кистями разных

Развивающие:

- способствовать развитию творческих способностей детей, потребности в

создании красивых и интересных композиций;

- развивать у детей внимание, память, усидчивость, творческое мышление,

- способствовать развитию сенсорной чувствительности, восприятия цвета,

- развивать мелкую моторику;

- способствовать развитию нравственных, патриотических и эстетических качеств

Воспитательные:

- воспитывать любовь и познавательный к русскому народному творчеству;

- воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, взаимовыручку,

настойчивость в достижении поставленной цели;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

План реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

- Изучение методической литературы по теме проекта.

- Формирование цели, задач, гипотезы, ожидаемых результатов проекта.

- Планирование содержания педагогической системы работы по реализации

- Формирование дидактического материала: подборка иллюстраций, изделий

Гжель, художественной литературы, материала для родительского уголка,

видео роликов, музыкального сопровождения продуктивной деятельности,

физминуток, пальчиковой гимнастки.

2. Основной этап.

- Реализация системы работы педагогического проекта.

3. Заключительный этап.

- Создание мини-музея: «Красота русской Гжели».

- Подведение итогов работы.

- Организация выставки творческих работ детей и педагога.

- Оформление фотоотчета о проведенных мероприятиях в родительском уголке.

- Размещение отчета по проведению проекта на странице сайта ДОУ.

- Публикация отчета по проведению проекта в СМИ.

Оборудование: ноутбук, аудиоплеер, проектор, иллюстрации гжельских изделий, подбор художественной литературы по теме, альбомов «Небесная Гжель» И. А. Лыковой, «Гжель» С. Вохринцевой, пошаговых инструкций рисования элементов росписи Гжель, записи познавательных видео роликов «Народный промысел Гжель», «Искусство росписи Гжель», запись танца «Гжель», музыкального сопровождения продуктивной деятельности (русская народная музыка), физминуток, пальчиковых гимнастик, посуда и декоративные изделия Гжель, заготовки для росписи, гуашевые краски, кисти разных размеров, кленки, салфетки, палитры, пластилин, стеки, атрибуты для подвижных игр.

Ожидаемые результаты.

Дети имеют четкие представления о народном промысле «Гжель», его происхождении, значении, этапы работы над изделием. У детей закреплены знания о цвете и элементах гжельской росписи, сформированы навыки их изображения на листе бумаги и при помощи пластилина. Дети учатся мыслить творчески и воплощать идеи в своих работах. Мелкая моторика рук более развита: укрепляется мелкая мускулатура пальчиков, формируется более четкая координация и согласованность движений пальцев рук. Развиваются такие психические процессы как, внимание, память, образное мышление. Проявляется интерес к созданию творческих работ, а также способность оценивать свою работу. Дети получают удовольствие, положительные эмоции от творчества, чувствуют уверенность в своих силах и возможностях.

Содержание проекта.

1 день.

2. Рассказ воспитателя, беседа: «Всего два цвета? Чудеса!».

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – гжельская роза, она называется «Агашка». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз, и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

3. Рисование гжельской розы «Агашка» на тарелочке. Узор - мазок и фигурный мазок с тенью.



2 день.

1. Чтение и пересказ: «Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли.

Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки, и колокольчики!»

Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить. Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись.

И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

2. Лепка из пластилина: «Чайная пара». Узор - «Капелька» и волнистый бордюр.



3 день.

1. Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И. А. Лыковой, «Гжель» С. Вохринцевой. Беседа о содержании альбома.

2. Разучивание стихотворения о Гжели.

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

3. Рисование узора «Капелька» и «Сетка» - роспись кружки.



4день.

2. Игровая деятельность. Русские народные подвижные игры.

Подвижная игра: «Золотые ворота ».

Сначала выбирают двух высоких участников: они отходят поодаль и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». После этого они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота».

Остальные участники берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Игроки, изображающие ворота, поют или говорят речитативом:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй — запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» опускаются при слове «вас» и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, участники невольно ускоряют шаг, порой переходя на бег, пытаются избежать быть пойманными. А «ворота» произносят текст с разной скоростью, поэтому игра становится более подвижной и весёлой. Пойманного игрока спрашивают, чью сторону он хочет занять: «солнца» или «луны». После этого он встаёт возле того участника, которого выбрал.

Когда все участники будут пойманы «воротами» и выберут сторону, которую они хотят занять, начинается перетягивание каната двумя командами — «луны» и «солнца».

Подвижная игра: «Колокольцы-бубенцы».

Играющие образуют круг. На середину выходят двое — один с бубенцом или колокольчиком, а другому, который будет «жмуркой», завязывают глаза платком из непрозрачной ткани. Все остальные поют:

Колокольцы-бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов «жмуpка» должен по источнику звона догадаться и поймать ускользающего от него участника с колокольчиком. Когда тот пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий превращается в обычного игрока.

4 день.

1. Слушание песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

2. Посещение мини-музея группы «Красота русской Гжели».





3. Рисование гжельской масленки «Рыба – кит». Узор – прямые и изогнутые линии, точки, фигурный мазок с тенью.





Ø Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду.

Ø Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с.;

Ø Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2 - 20 с.;

Ø Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.;

Ø Вохринцева С. Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.;

Ø Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. - М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;

Ø Нина Степановна Сурьянинова. «Синие цветы гжели». - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил.;

Ø Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста)

Ø Чижкова, Т. Н. Дорофеева, А. Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 10.

Цель: познакомить детей с росписью гжель.

1. познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»

2. развивать у детей интерес к народным промыслам, внимание и усидчивость.

3. Воспитывать бережное отношение к рукотворным предметам.

- обогащение словаря- гжель, скульптура, самовар.

-активизация словаря- масленка, сахарница.

Предварительная работа- написание конспекта

Средства : презентация, картинки, худ. слово.

Форма организации- групповая, фронтальная

Способы- показ, объяснение, напоминание.

Далеко - далеко есть село Гжель. Много-много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные изделия и игрушки (кружки, тарелочки, кувшины, цветные горшки и многое другое). Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок похожих на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они больше походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато-синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют, и на них напал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.

Вам понравилась сказка? Да. Хорошо.

Кто повадился летать на село Гжель?

- Что люди придумали, что бы избавиться от него?

- Из чего мастера делали фигуры? Какой краской расписывали?

Рассматривание скульптур малой формы с гжельскими узорами.

Вы устали? Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

Мы ладошки выставляем,

Ловить снежинки начинаем!

Раз, поймали, два, поймали!

Не устали? Не устали!

Раз, поймали, два, поймали!

И конечно, не устали!

Садимся за столы.

Гжель всем нравится своим синим цветом. Одни чашки стройные, высокие, другие похожи на бочонок. И ручки у всех разные. Изделия делают скульпторы, художники, мастера.

Сначала мастер делает форму и заливает в них раствор. (Показать первичные изделия на фотографиях). Затем, изделия обжигают в печи для того, чтобы они стали прочными.

Но самый интересный цех – живописный. Здесь работают художники – люди, которые расписывают предметы после обжига. (Показать фотографии с мастерицами цеха). И вот по белому фону из-под руки художника появляются волшебные узоры, сине-голубого цвета. Все изделия покрывают специальной глазурью, поэтому они такие блестящие.

По краю всех изделий располагают кайму. (Предложить детям рассмотреть самовар и сахарницу, назвать элементы украшения: полоска, точки, мазки, бордюры).

- Чем украшена посуда? (Цветами, веточками, листьями, птицами, фигурками людей).

Синие гроздья на синих рябинах,

Синие зори и синие птицы –

С этой красою ничто не сравнится…

- Что больше всего вам понравилось на выставке изделий гжельских мастеров?

- Какие узоры были самые необычные? (Дети отвечают, рассуждают).

Молодцы ребята, а лисичке уже пора домой, давайте скажем ей прощай.

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия «Гжель — сказочная роспись» Сине-белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? Видно с севера пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими, Нежными, красивыми. Сегодня.

Конспект НОД по знакомству детей второй младшей группы со старинными русскими обычаями «Ходит сон по лавочке…» Задачи: Знакомить со старинным предметом – зыбкой, колыбелькой, люлькой. Развивать интерес к песенкам, потешкам. Развивать игровые навыки.

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию гжельской росписью старшей группы «Сказочная полянка» Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию гжельской росписью старшей группы «Сказочная полянка» Задачи. - Продолжать.

Конспект открытого нетрадиционного занятия по лепке из соленого теста на тему: «Козленок» (гжель). в средней группе МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Задачи: Образовательные - расписывать посуду по мотивам хохломской росписи. На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать.

Конспект проведения занятия по математике в средней группе «Волшебный математический лес» Тема: Волшебный математический лес Программные задачи: 1. Продолжать учить сравнивать множества на основе счета в пределах 10; продолжать.

Конспект занятия по знакомству детей с художественной литературой в средней группе «Русская народная сказка «Морозко» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Морозко». Образовательные области – развитие речи, художественно – эстетическое развитие,.

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью» Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью» Людмила Николаевна Цыганкова – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Конспект занятия «Сказочная Гжель» в разновозрастной группе

Конспект занятия «Сказочная Гжель» в разновозрастной группе Сказочная гжельская посуда и гжельские игрушки, сделанные детьми в разновозрастной группе Со старшими дошкольниками познакомились с историей.

Занятие в средней группе «Знакомство с дымковской росписью» Конспект образовательной ситуации по технологии деятельностного метода в средней группе по теме «Дымковская роспись» Тип ситуации: «Открытие.

Цель: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки).

Обучающая: Познакомить детей с историей возникновения народного художественного промысла, формировать умение различать и называть элементы узоров гжели (розочки, точки, полоски, сетки, волнистые дуги)

Обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, городецкой, дымковской росписи.

Развивающая: развивать память, мышление, творческое воображение, расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д; продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти).

Воспитательная: воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, воспитывать умение оценивать работу сверстников, воспитывать любовь к народному творчеству.

Предварительная работа: беседы о росписях, рисование по мотивам народных росписей (Городец, хохлома, дымковская роспись); загадывание загадок, чтение стихов.

Материал: посуда с гжельской росписью, Д/игра «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды, аудиозапись русских народных песен, образцы элементов гжельской росписи, гуашевые краски, палитра. Гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой, листы бумаги в форме тарелочки.

Ход НОД:

1. Организационный момент

(звучит тихонько русская народная мелодия. Приглашаю ребят подойти ко мне поближе).

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения! И пожелаем гостям хорошего настроения! Вот таких, красивых и улыбчивых я приглашаю сегодня на занятие. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Предупреждаю сразу, будет не только интересно, но и трудно. Итак, все готовы? А отправимся мы к

народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)

3. Изучение нового.

Воспитатель: Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить посуду, такую, какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда. Стали они думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по дома. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь – синева, высокое синее небо с белыми облаками, в вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой кувшин (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись. А два века назад была открыта фабрика по производству посуды.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На фабрике сначала из фарфоровой массы вручную делают такую посуду.

Затем мастера расписывают изделия вручную.

Каждый мастер расписывает свое изделие и ставит роспись.

Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре.

И получаются вот такие необыкновенные, яркие и звонкие изделия.

Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Посмотрите как красиво!

Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?

(кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)

Воспитатель: Понравилась вам сине – голубая сказка? (Ответы детей). Так почему она так называется? Ребята, кто догадался, о каком промысле это сказка? (Ответы-рассуждения детей)

- из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины) .

Воспитатель: да, ребята, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор.

- какие изделия делали мастера из глины? - (посуда, различные фигурки)

-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)

- Каким узором украшают мастера свои изделия? - показ демонстрационных изображений элементов Гжели (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

Проблемная ситуация (Мотивация, закрепление нового)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела принести и показать вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад, (показываю осколки)

- Как вы думаете, из чего она была сделана?

- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (Ответы –рассуждения детей- конечно нет, только бы роспись пострадала.

- А металлическая? (показ)

- А пластиковая посуда?

- А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины, (ответы детей)

- А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

- А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались.

Дидактическая игра «Сложи картинку» (работа в группах)

Давайте сложим картинку, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Итак, как называется посуда, которую вы сложили? Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась.

Посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.

На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.

Воспитатель (читаю стих) :

- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

- Где изготавливают эту посуду? (в поселке Гжель)

- Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

- Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? (красивая, синяя, нарядная)

- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.

- А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная)

- Да, бело–синяя роспись.

Давайте подойдем поближе, получше рассмотрим посуду. (приглашаю к доске).

- Из каких элементов состоит узор? (Цветы, завитки, точки, линии)

- Какую роспись он вам напоминает? (Хохломскую).

- А чем отличается гжельский узор от хохломского? (Цветом).

- Это отличительная особенность гжельской посуды – на белом фоне синие цветы.

- А какие еще вы знаете народные росписи, как они называются? (дымковская игрушка городецкая, хохломская роспись)

- Чем отличие их от гжельской росписи? (она сине – голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие)

Воспитатель: сегодня я предлагаю вам стать гжельскими мастерами (закройте глазки представьте) согласны? и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)

- Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую)

- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

5. Показ. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.

Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.

Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.

Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.

6. Работа детей у доски (двое – трое детей).

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски? (дуги, листья, завитки, сеточки).

7. Практическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Звучит песня «Незабудковая Гжель»

Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

В гости к пальчику большому

(Большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак.)

В соответствии с текстом разгибать поочерёдно пальцы.

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальчики в кулак и разжать их.)

(Во время самостоятельной работы держу в поле зрения всех детей, помогаю затрудняющимся в создании композиции, слежу за осанкой.)

Воспитатель: заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом

посмотрим ваши рисунки.

- Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек.

- Вам понравилось? (да)

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

- Какие узоры в росписи вы использовали? (точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)

- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

Итог: Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему? Мы с вами узнали новый вид промысла – гжельская роспись.

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

Выбирают понравившуюся работу, обосновывают выбор.

8. Рефлексия. Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. А из чего делают гжельскую посуду? Вот и закончилась наша экскурсия. Вам понравилось? Спасибо вам, оцените свою работу на занятии.

Фотоотчет о продуктивной деятельности в стиле гжельской декоративной росписи «Петушок»

Фотоотчет о продуктивной деятельности в стиле гжельской декоративной росписи «Петушок» Здравствуйте гости, заглянувшие на нашу страничку! Прошлая неделя была посвящена гжельским мастерам декоративной росписи. Ребята трудились.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотозарисовка «По мотивам гжельской росписи»

Фотозарисовка «По мотивам гжельской росписи» Тема дистанционного обучения этой недели - "Народные промыслы". Тема большая, многогранная и интересная. Россия всегда славилась и славится.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Конспект интегрированного занятия по мотивам гжельской росписи с поэтапным показом воспитателем в старшей группе

Конспект интегрированного занятия по мотивам гжельской росписи с поэтапным показом воспитателем в старшей группе Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие; познание; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие. Методические.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе. Программное содержание.

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам гжельской росписи «Сказочная птица» (старшая группа)

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам гжельской росписи «Сказочная птица» (старшая группа) Конспект НОД по декоративному рисованию: «Сказочная птица (гжель)» старшая группа Программное содержание: Продолжать знакомить детей с гжельской.

Мастер-класс по аппликации с элементами узора гжельской росписи «Чашка с блюдцем» (старшая группа)

Мастер-класс по аппликации с элементами узора гжельской росписи «Чашка с блюдцем» (старшая группа) Цель: Познание: продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами; на примере гжельских мастеров. Закрепить знание детей о посуде.

Мастер-класс по рисованию гуашью «Роза» по мотивам гжельской росписи с помощью ватных палочек

Мастер-класс по рисованию гуашью «Роза» по мотивам гжельской росписи с помощью ватных палочек Изделия русских мастер всегда радуют взгляд своей красотой и яркостью. Народные мотивы завораживают взгляд, привлекают и взрослых и детей.

Истоки лежат в подмосковном районе. 400 лет назад в Гжели запустили гончарное производство. У изделий достаточно высокое качество. Производили чашки, горшки и детские игрушки.

Майолика

В 18 веке Гребенщиков основал первую фабрику по производству изделий Зенина — пористые майолики большого размера.

В самом начале ассортимент был небольшим, изготавливали трубки для табака и плитки. Позже в производство запустили столовые принадлежности и небольшие фигурки.

В 1770 производство прекратило свою работу. К этому времени появились частные мастера, изготавливающие майолики.

Все изделия разделяют на 3 категории:

  • Дешёвая посуда.
  • Дорогие сосуды.
  • Мелкая пластика.

Майолики красили жидкой эмалью. Вначале темными красками чертили контур рисунка, затем его закрашивали синим цветом.

Полуфаянс

В начале 19 века полуфаянс сменил майолики. Сырьем была гжельская глина, с различными примесями.

Главное отличие гжельского полуфаянса – контрастность синей расцветки и белого фона. Для декора использовали растительные и геометрические узоры.

Фарфор

Производство фарфора начал Павел Куличков в 1802 году. Вскоре в Гжель открылось несколько мануфактур, по выпуску фарфоровых изделий высшей пробы.

Характерные черты:

  • Поверхность глазируется.
  • Белый фон.
  • Орнамент исполняют в синих или голубых цветах.
  • Растительный узор в народном стиле.
  • Ручное производство.

Встретить одинаковый орнамент изделие нельзя, так как каждый мастер вносит свою индивидуальность.

Для росписи используют следующие основные цвета:

  • Белоснежный.
  • Цветная майолика.
  • Глухой кобальт.
  • Ярко-синий.

Классика гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Изделие опускают в белоснежную глазурь, потом обжигают в печи при температуре 1400 градусов. В итоге покрытие получается прозрачным, а рисунок становится насыщенным.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

МКОУ РАООП

« Старогородковская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»

Направление:

нравственно-патриотическое

Тема: «Знакомство

с гжельским промыслом»

Воспитатель: Мерзликина Т.В

Тема: «Знакомство с гжельским промыслом»

Цель: Приобщение детей истокам народно прикладного искусства. Познакомить с историей промысла, особенностями гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма.

Задачи:

Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к русским традициям. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам своего дела.

Прививать интерес к рисованию. Воспитывать желание украшать предметы быта гжельской росписью.

Образовательные задачи : Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению; Учить выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине-голубой рисунок.

Развивающие задачи:

Развивать у детей интерес к народному промыслу декоративно-прикладному искусству. правильно накладывать краски, рисовать концом кисти и всем ворсом; Развивать художественный вкус, чувство цвета, умение передавать характерные сочетания цветов; Развивать моторику рук

Предварительная работа: беседа, рисование, рассматривание изделий других народных промыслов (хохлома, гжель), слушание народных мелодий, чтение стихов о гжеле, рассматривание иллюстраций с гжельской росписью.

Материалы и оборудование

1. Посуда, раскрашенная гжельской росписью.

2. Образцы элементов гжельской росписи.

3. Трафареты посуды, вырезанные из бумаги и затонированные.

4. Акварельные краски.

5. Кисточки для рисования №2 и №3.

6. Стаканчики для воды, салфетки.

Используемые педагогические технологии: коллективного творческого воспитания, игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, технология воспитания на основе системного подхода, здоровьесберегающая, технология современного и проектного обучения.

Методы:

1. Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение).

2. Наглядные методы (демонстрация, показ, действия и практические методы (показ способа действия, алгоритмарешения, практикум, упражнения)

3. Методы контроля и самоконтроля

4. Методы формирования личностных результатов (методы воспитания)

5. Практические методы (показ способа действия, алгоритма решения, практикум, упражнения, тренинг и др.)

1. Организационный момент

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рада, вас видеть я!

Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. (дети находят в посылке предметы и называют роспись) Но мы с вами сегодня поговорим только об одном удивительном промысле. А, о каком, вы сейчас узнаете. Послушайте стихотворение:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Воспитатель : Как зазывается эта посуда? Правильно, молодцы!

2. Вводная часть

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, когда послушайте мой рассказ

3. Основная часть

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от столицы Москвы стоит деревенька Гжель. Давным - давно жили там смелые да умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков.

Сами гжельцы любили говорить, что небо у нас в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Украшали свои изделия бордюрами различными, Цветами и капельками, полосками и сеточками.

Этот прием рисования получил название «мазок на одну сторону», «мазок с тенями», живописный, или тональный мазок. Он бывает разной конфигурации.

С помощью мазка рисовали гжельские розы и волшебных птиц. Все гжельские узоры сами придумывали.

И вот собрались однажды гжельские мастера и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Один слепил чайники. Удивительные чайники получились, с резными ручками, вытянутыми носиками, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, и придумал свой чайник в виде паровозика. Дым из трубы ручкой служит, а свисток паровозика – носиком.

Третий мастер подивился красоте такой, но лепить чайники не стал. Услыхал он сказку про кита, да сделал маслёнку. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками.

Добрый молодец на коне скачет, а за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками. Глаза рыбы, точно роза.

Закипела работа у мастера. Разными маслёнками удивил он свой народ: масленка «Бычок», «Заяц», «Емеля на печи», «Курочка ряба».

Четвертый мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Гжельские мастера большие фантазёры. Одни чашки у них стройные и высокие,

другие похожи на маленький бочонок, а иные широкие, затейливые

Лепили гжельские мастера причудливые и самовары, а также затейливые фигурки людей из их жизни.

Это работница взбивает в ступе масло.

Здесь женщины застыли при чаепитии.

А это – девушка с коромыслом и вёдрами. Называется «По воду»

А здесь – целый ансамбль музыкантов.

Не забывали и про детей. Для них изготавливали разные игрушки: петух с пышным хвостом, мышка норушка, гордый конь, да кошка-задира.

Подставка под телефон

Ёмкость под крупу

Люди используют гжельскую роспись при обустройстве интерьера.

Делают в Гжели и часы. Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так, и, кажется, сейчас прокукарекает: «спать пора!»

На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день, жив старинный городок Гжель. До 2002 года Гжель была центром Гжельского сельского округа.

В настоящее время в селе находится ОАО «Синь России» где изготавливают фарфоровую скульптуру, посуду и другие изделия.

Здесь же имеются дом культуры и библиотека, кафе «Гжель» и несколько магазинов, дом быта, амбулатория, центр сельского округа, памятник погибшим в годы ВОВ, отделение АО «Гжельское», детский сад и школа.

Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

-Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней :

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

4. Физкультминутка

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

5. Практическая работа

6. Подведение итогов

По окончании работы отметить, что все хорошо потрудились, а самое главное, попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!

Читайте также: