Гжельская игрушка история кратко для детей

Обновлено: 08.05.2024

Истоки лежат в подмосковном районе. 400 лет назад в Гжели запустили гончарное производство. У изделий достаточно высокое качество. Производили чашки, горшки и детские игрушки.

Майолика

В 18 веке Гребенщиков основал первую фабрику по производству изделий Зенина — пористые майолики большого размера.

В самом начале ассортимент был небольшим, изготавливали трубки для табака и плитки. Позже в производство запустили столовые принадлежности и небольшие фигурки.

В 1770 производство прекратило свою работу. К этому времени появились частные мастера, изготавливающие майолики.

Все изделия разделяют на 3 категории:

  • Дешёвая посуда.
  • Дорогие сосуды.
  • Мелкая пластика.

Майолики красили жидкой эмалью. Вначале темными красками чертили контур рисунка, затем его закрашивали синим цветом.

Полуфаянс

В начале 19 века полуфаянс сменил майолики. Сырьем была гжельская глина, с различными примесями.

Главное отличие гжельского полуфаянса – контрастность синей расцветки и белого фона. Для декора использовали растительные и геометрические узоры.

Фарфор

Производство фарфора начал Павел Куличков в 1802 году. Вскоре в Гжель открылось несколько мануфактур, по выпуску фарфоровых изделий высшей пробы.

Характерные черты:

  • Поверхность глазируется.
  • Белый фон.
  • Орнамент исполняют в синих или голубых цветах.
  • Растительный узор в народном стиле.
  • Ручное производство.

Встретить одинаковый орнамент изделие нельзя, так как каждый мастер вносит свою индивидуальность.

Для росписи используют следующие основные цвета:

  • Белоснежный.
  • Цветная майолика.
  • Глухой кобальт.
  • Ярко-синий.

Классика гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Изделие опускают в белоснежную глазурь, потом обжигают в печи при температуре 1400 градусов. В итоге покрытие получается прозрачным, а рисунок становится насыщенным.


Научные доклады

Гжель доклад 2 класс кратко расскажет Вам много полезной информации о народном искусстве филигранной росписи глиняных изделий. Гжель доклад 3 класс можно использовать для подготовки к занятиям.

Рассказ о гжели для детей

Что такое гжель?

Гжель – это русский народный промысел по производству фарфора и керамики, а также вид народной росписи.

Гжель история возникновения для детей

Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 1320 года имеются сведенья о первых изделиях местных гончаров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета, которая придавала самобытности. И получила она название гжели. Вначале народный промысел именовался как «жгель».

Особенности народного промысла гжели

Главное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы. Узор рисуется на белоснежном фоне в синих, кобальтовых тонах, превращаясь в сложный, растительный орнамент. Рисунок вначале наносится под глазурь, а потом изделие обжигается в печи при высокой температуре.

В технике гжели изготовляют следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, розетки для варенья, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек.

Этапы изготовления изделий

Для создания изделий под гжель необходимо владеть четкостью, кропотливостью и невероятным полетом фантазии. Посуда изготавливается из майолики или фарфора. Майолика более прочный материал из красной глины, а фарфор тонкий и хрупкий. Процесс изготовления происходит в 5 этапов:

Особенности росписи

  • Белый фон
  • Рисунок насыщенного синего цвета
  • Глазурованная поверхность изделия
  • Сложный и многообразный растительный орнамент
  • Ручная работа

Гжель интересные факты

  • Гжельский фарфоровый завод является самым крупным производителем гжельского фосфора. Предприятию 200 лет и оно производит около 600 разных изделий.
  • Первое упоминание о гжели приходится на деятельность Ивана Калиты.
  • В XVII веке гжельская глина по указу Алексея Михайловича использовалась для алхимических и аптекарских сосудов.
  • Во времена крепостного права художники по гжельской росписи считались свободными людьми.
  • Вначале роспись была разноцветной. В XIX веке впервые применился кобальт, который так и остался.
  • Мастера гжели различают 20 оттенков синего.

Цель: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки).

Обучающая: Познакомить детей с историей возникновения народного художественного промысла, формировать умение различать и называть элементы узоров гжели (розочки, точки, полоски, сетки, волнистые дуги)

Обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, городецкой, дымковской росписи.

Развивающая: развивать память, мышление, творческое воображение, расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д; продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти).

Воспитательная: воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, воспитывать умение оценивать работу сверстников, воспитывать любовь к народному творчеству.

Предварительная работа: беседы о росписях, рисование по мотивам народных росписей (Городец, хохлома, дымковская роспись); загадывание загадок, чтение стихов.

Материал: посуда с гжельской росписью, Д/игра «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды, аудиозапись русских народных песен, образцы элементов гжельской росписи, гуашевые краски, палитра. Гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой, листы бумаги в форме тарелочки.

Ход НОД:

1. Организационный момент

(звучит тихонько русская народная мелодия. Приглашаю ребят подойти ко мне поближе).

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения! И пожелаем гостям хорошего настроения! Вот таких, красивых и улыбчивых я приглашаю сегодня на занятие. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Предупреждаю сразу, будет не только интересно, но и трудно. Итак, все готовы? А отправимся мы к

народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)

3. Изучение нового.

Воспитатель: Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить посуду, такую, какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда. Стали они думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по дома. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь – синева, высокое синее небо с белыми облаками, в вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой кувшин (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись. А два века назад была открыта фабрика по производству посуды.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На фабрике сначала из фарфоровой массы вручную делают такую посуду.

Затем мастера расписывают изделия вручную.

Каждый мастер расписывает свое изделие и ставит роспись.

Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре.

И получаются вот такие необыкновенные, яркие и звонкие изделия.

Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Посмотрите как красиво!

Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?

(кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)

Воспитатель: Понравилась вам сине – голубая сказка? (Ответы детей). Так почему она так называется? Ребята, кто догадался, о каком промысле это сказка? (Ответы-рассуждения детей)

- из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины) .

Воспитатель: да, ребята, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор.

- какие изделия делали мастера из глины? - (посуда, различные фигурки)

-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)

- Каким узором украшают мастера свои изделия? - показ демонстрационных изображений элементов Гжели (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

Проблемная ситуация (Мотивация, закрепление нового)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела принести и показать вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад, (показываю осколки)

- Как вы думаете, из чего она была сделана?

- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (Ответы –рассуждения детей- конечно нет, только бы роспись пострадала.

- А металлическая? (показ)

- А пластиковая посуда?

- А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины, (ответы детей)

- А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

- А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались.

Дидактическая игра «Сложи картинку» (работа в группах)

Давайте сложим картинку, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Итак, как называется посуда, которую вы сложили? Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась.

Посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.

На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.

Воспитатель (читаю стих) :

- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

- Где изготавливают эту посуду? (в поселке Гжель)

- Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

- Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? (красивая, синяя, нарядная)

- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.

- А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная)

- Да, бело–синяя роспись.

Давайте подойдем поближе, получше рассмотрим посуду. (приглашаю к доске).

- Из каких элементов состоит узор? (Цветы, завитки, точки, линии)

- Какую роспись он вам напоминает? (Хохломскую).

- А чем отличается гжельский узор от хохломского? (Цветом).

- Это отличительная особенность гжельской посуды – на белом фоне синие цветы.

- А какие еще вы знаете народные росписи, как они называются? (дымковская игрушка городецкая, хохломская роспись)

- Чем отличие их от гжельской росписи? (она сине – голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие)

Воспитатель: сегодня я предлагаю вам стать гжельскими мастерами (закройте глазки представьте) согласны? и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)

- Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую)

- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

5. Показ. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.

Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.

Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.

Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.

6. Работа детей у доски (двое – трое детей).

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски? (дуги, листья, завитки, сеточки).

7. Практическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Звучит песня «Незабудковая Гжель»

Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

В гости к пальчику большому

(Большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак.)

В соответствии с текстом разгибать поочерёдно пальцы.

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальчики в кулак и разжать их.)

(Во время самостоятельной работы держу в поле зрения всех детей, помогаю затрудняющимся в создании композиции, слежу за осанкой.)

Воспитатель: заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом

посмотрим ваши рисунки.

- Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек.

- Вам понравилось? (да)

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

- Какие узоры в росписи вы использовали? (точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)

- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

Итог: Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему? Мы с вами узнали новый вид промысла – гжельская роспись.

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

Выбирают понравившуюся работу, обосновывают выбор.

8. Рефлексия. Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. А из чего делают гжельскую посуду? Вот и закончилась наша экскурсия. Вам понравилось? Спасибо вам, оцените свою работу на занятии.

Фотоотчет о продуктивной деятельности в стиле гжельской декоративной росписи «Петушок»

Фотоотчет о продуктивной деятельности в стиле гжельской декоративной росписи «Петушок» Здравствуйте гости, заглянувшие на нашу страничку! Прошлая неделя была посвящена гжельским мастерам декоративной росписи. Ребята трудились.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотозарисовка «По мотивам гжельской росписи»

Фотозарисовка «По мотивам гжельской росписи» Тема дистанционного обучения этой недели - "Народные промыслы". Тема большая, многогранная и интересная. Россия всегда славилась и славится.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Конспект интегрированного занятия по мотивам гжельской росписи с поэтапным показом воспитателем в старшей группе

Конспект интегрированного занятия по мотивам гжельской росписи с поэтапным показом воспитателем в старшей группе Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие; познание; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие. Методические.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе. Программное содержание.

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам гжельской росписи «Сказочная птица» (старшая группа)

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам гжельской росписи «Сказочная птица» (старшая группа) Конспект НОД по декоративному рисованию: «Сказочная птица (гжель)» старшая группа Программное содержание: Продолжать знакомить детей с гжельской.

Мастер-класс по аппликации с элементами узора гжельской росписи «Чашка с блюдцем» (старшая группа)

Мастер-класс по аппликации с элементами узора гжельской росписи «Чашка с блюдцем» (старшая группа) Цель: Познание: продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами; на примере гжельских мастеров. Закрепить знание детей о посуде.

Мастер-класс по рисованию гуашью «Роза» по мотивам гжельской росписи с помощью ватных палочек

Мастер-класс по рисованию гуашью «Роза» по мотивам гжельской росписи с помощью ватных палочек Изделия русских мастер всегда радуют взгляд своей красотой и яркостью. Народные мотивы завораживают взгляд, привлекают и взрослых и детей.

1. Продолжать расширять представления детей о декоративно – прикладном искусстве, прививая интерес к истокам русской народной культуры.

2. Познакомить детей с историей возникновения гжельского промысла России, с основными элементами росписи.

3. Учить замешивать и подготавливать солёное тесто; придавать задуманную форму, развивая мелкую моторику рук.

4. Учить рисовать, используя один цвет в росписи, развивать умения составлять оттенки синего цвета, пользуясь палитрой.

5. Продолжать развивать навык рисования всей кистью и её концом, развивая интерес к многообразию узоров.

6. Обогащать и активизировать детский словарь: промысел, гжель, жгель, гончарный круг, глина и т. д.

7. Воспитывать уважение к труду народных умельцев; интерес к истокам русских традиций.

8. Вызвать положительный эмоциональный отклик и желание к творческому процессу.

1. Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России.

2. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду.

3. Данкевич Е. Лепим из солёного теста.

4. Лопухина И. С. Ритм, речь, движения.

5. Презентация «Народные мастера гжели».

6. Использование фрагментов русской народной мелодии «Ярмарка».

- Листы или полоски бумаги

- простой карандаш, гуашь синего и белого цвета

- наглядный материал с изображением гжельской росписи

- гжельская посуда, статуэтки

- тонкие кисти для рисования и толстые

- подготовленная презентация о возникновении промысла и народных мастерах

- диск русской народной музыкой

- стаканы с водой

- формочки для лепки

- игра «Русский сувенир»

- Беседа воспитателя с детьми о русских народных традициях, о промысле Гжель

- Рассматривание изделий гжели, иллюстраций с элементами росписи

- подготовка солёного теста к совместной деятельности; заготовок для росписи

- посещение русской избы в ГБДОУ

- экскурсия в библиотеку: русский народный промысел «Гжель»

Организация совместной деятельности:

1часть – вводная (беседа с детьми о гжели, просмотр презентации «Народные мастера»).

2часть – практическая (работа с палитрой, цветом на бумажных заготовках; работа с подготовленными из солёного теста формами).

3часть – заключительная (рассматривание детских работ, беседа, игра «Русский сувенир»).

Ход совместной деятельности:

вступление педагога (Использование технологии Алексахина Н. Н.)

Кто придумал это слово,

Это слово немудрёно?

Гжелью раньше гжель звалась

Была пёстрой, а сейчас –

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцвели на белой глине

Сказ про промысел о гжели идёт под просмотр презентации «Народные мастера гжели»

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок под названием Гжель. Давным-давно, жили-были там умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, и решили лепить из неё посуду разную. Да, такую, какой свет не видывал. Один мастер слепил чайник : носик в виде головки петушка. Ручку в виде хвоста, другой слепил кувшин из кваса (квасник) и украсил его по-своему лепными фигурками (посмотреть и рассказать, что происходит с этими фигурками). У другого мастера чаёвницы беседу за столом ведут, из самовара чай пьют. Другие мастера придумали сахарницы, да не простые, а в виде рыбке сказочной. Улыбается рыбка, хвостиком помахивает и т. д. (педагог продолжает работать с детьми по ходу подготовленной презентации).

Посмотрите ребята, какие элементы у гжельских мастеров : волнистые линии, круги, гжельские розы, сюжетные изображения, цветочные орнаменты и все они работают одним цветом. Каким? Послушайте стихотворение:

Синие цветы у гжельских мастеров

Распустились все бутонами

Словно яркий сон;

Приукрасили посуду и часы

И подсвечники также хороши.

Синие цветы у гжельских мастеров

Радует наш глаз, и дивят народ.

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Украшалась посуда сначала разными оттенками и называлась гжельской майоликой, а затем стала расписная гжель сине – голубая (много девушек было в тех краях с голубыми глазами, а кто говорит, что озёра местных мастеров поразили). Узоры многообразны: из сеточек, полосок, цветочков, лепестков. Очень любили мастера сказочных животных и птиц. Очень красивая получалась роспись и изделие. Полюбилась людям посуда и стали называть её нежно – голубое чудо. И сегодня мы с вами превратимся в сказочных гжельских мастеров : и полепим, правда, из теста, и познакомимся с элементами гжельских узоров, перенесём свои первые эскизы на бумагу, а чуть позже на просушенные заготовки из солёного теста (роспись заготовок – вторая встреча).

Перед чудесным превращением в народных мастеров немножко разомнёмся : технология И. С. Лопухиной «Цветок» :

Наши синее цветы,

(сжатые две ладошки спокойно раскрывают пальцы рук)

С ветерком играют

(имитация звука ветра, пальцы медленно шевелятся)

Наши синие цветы,

(ладони встречаются, сжимаются, имитация засыпания;

Все движения выполняются медленно)

Педагог знакомит детей с гжельским орнаментом, гжельскими линиями и изгибами, а также ребята учатся работать с синим цветом, оттеняя узоры; педагог знакомит детей прорисовки элементов при помощи простого карандаша. Идё т разъяснения педагога: на прошлом занятии мы знакомились с вами с искусством гжельских мастеров, с элементами росписи, наносили узоры на полоски из бумаги. Какими? Давайте повторим. Это было сочетание дугообразных петельных линий с мазками и точками (показ). Сегодня мы познакомимся с более сложным узором и попробуем его нанести на другой материал - с розой (делается акцент на цветочных орнаментах; показ прорисовки руководителем). Кистью рисовать легко с разным нажимом, чтобы линии и мазки получались изящные, лёгкие, летящие. Кисть надо держать перпендикулярно к месту, не останавливаться во время мазка. Посмотрите.

Сначала вы попробуйте нарисовать на палитре, как в прошлый раз, а затем наносите на изделие. Обратите внимание, что в гжельской росписи преимущество за двумя цветами, но эти два цвета дают множество оттенков (педагог предлагает поэкспериментировать на палитре).

Звучит русская народная мелодия «Ярмарка, дети расписывают заготовки; педагог комментирует, направляет: Мастера стараются

Какие вы у меня молодцы! Самые настоящие мастера гжельского промысла! Идёт рассматривание детских узоров, беседа, что было сложного, интересного и т. д. Педагог предлагает поиграть в «Русский сувенир» (для закрепления знаний).

Молодцы! У нас с вами очень хорошо получилось отобразить гжельскую розу, с которой мы познакомились, а так же закрепить узоры, мазки, орнаменты, мы попробовали работать с разными материалами.

Надеюсь, что знакомство с гжелью останется в ваших сердцах (Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России).

Недалеко от города Москвы находится деревня под названием - Гжель. Когда-то там жили умелые, веселые мастера.

Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Нашли они глину белую-белую, и стали лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков.

Почему синяя? Да потому, что мастера любили свой родной край, и считали, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Мастера наносят растительный или бытовой узор на белый фон.

Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.

Но не только посуду изготавливали мастера, но и игрушки, декоративные статуэтки.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.

Мир гжели представлен такими предметами, как:

• Вазы для цветов

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии.

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

• Подготовка к росписи и первый обжиг

• Контроль и отбраковка изделий

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

• Многообразный и сложный растительный орнамент

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

Читайте также: