Характеристика и методика применения музыкальных игрушек

Обновлено: 01.05.2024

Значение музыкальных игрушек в музыкальном развитии детей раннего возраста

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкальные, создаются в семье. Большинство детей до трех лет не посещают детский сад. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развивать у детей муз. способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Поэтому родители должны знать методы, приемы и формы организации муз. воспитания в семье.

Значение игрушек в жизни малыша переоценить невозможно, ведь именно игра - основной вид деятельности ребенка, которая обучает и воспитывает его, а игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости, неотъемлемая часть игры, которая помогает познать окружающую действительность, забавляет, радует, вызывает положительные эмоции, обогащает музыкальные впечатления и развивает их муз. способности. С помощью музыкальных игрушек можно развивать у детей не только обычные муз. навыки, но и такие личностные качества, как терпение, внимание, усидчивость, упорство, настойчивость, выдержку, волю, кроме того, музыкальные игрушки для детей используются во многих терапиях против заикания, речевых спотыканий, излишней нервозности ребенка.

В работе с детьми раннего возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, органчики, т. е. все игрушки, которые звучат мягко и негромко. Применение муз. игрушек дает возможность удовлетворить интерес малыша к музицированию, а игра на них предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности - начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушкой или колокольчиками, до игры мелодий.

Неозвученные - изготовленные из фанеры, картона (пианино, балалайка, гармошка) Дети напевают, представляя себя играющими на муз. инструментах . Озвученные игрушки –

*игрушки, изображающие различных животных, в том числе и заводные.

*Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румбы, кастаньеты, трещотки, бубенцы, деревянные ложки, коробочки, колотушки, свистульки.

*Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке: дудочки, свирели, рожки.

*Игрушки-инструменты с заданной мелодией или фиксированным звуком: органчики, муз. шкатулки, шарманки.

*Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, ксилофоны.

В заключении еще раз хотелось бы сказать о том, что музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. Музыкальные игрушки и инструменты, которые будят творческую мысль, помогают понять детям откуда и как рождаются звуки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Виды и типы игрушек-инструментов

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды – неозвученные и озвученные [4].

Неозвученные инструменты предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах. Беззвучные игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации.

Озвученные инструменты подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:

- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники;

- игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы, - свирели, дудки, рожки;

- игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер;

- игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.

Музыкальные игрушки также можно разделить на:

- струнные: цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных; звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы);

- духовые: флейты, саксафоны, кларнеты, триолы, «мелодии»; звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки;

- клавишно-язычковые: баяны, аккордеоны, гармоники; звук возникает, когда нажимают клавишу;

- ударно-клавишные: игрушечные рояли, пианино; звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

- ударные: бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны; звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента [1].

Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, типом вибратора (источником звукообразования) и способом звукоизвлечения.

-подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребёнка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно - образовательных задач: Воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, а также развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия (слушание музыки) и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально - ритмической деятельности).

Для осуществления этих задач по музыкальному воспитанию, поставленных программой, необходимо комплексное воздействие на каждого ребёнка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально – ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

К концу пребывания в детском саду дети приобретают устойчивые вокальные навыки, умение выразительно передавать характер музыки в движении, дошкольники подготавливаются к изучению нотной грамоты в школе и т. д.

Большое значение в приобретении детьми этих знаний, умений и навыков оказывают музыкальные занятия (фронтальные и индивидуальные, успешное проведение которых зависит не только от умения педагога правильно наметить программное содержание, подобрать и умело применить методические приёмы, но и от того, как оснащены эти занятия дидактическими пособиями, наглядным материалом.

В детских садах с целью приобщения ребёнка к музыке, развития

у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Однако, успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами. Но и от правильного их применения вне занятий с учётом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

В нашем детском саду используется следующее музыкальное оборудование:

Музыкальные инструменты для музыкального руководителя (фортепиано).

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

1. Детские музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, трещотки, деревянные ложки (большие и маленькие, бубенцы, коробочка, колотушка, свистулька.

2. Детские музыкальные инструменты, построенные на одном звуке:

дудки. Желательно иметь ещё: свирели, рожки, мирлитон.

3. Детские музыкальные инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофон, ксилофон.

А сейчас, я хочу остановиться на том, что такое музыкальная игрушка и как её использовать в самостоятельной деятельности детей в группе.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРУШКА бывает неозвученная и озвученная.

НЕОЗВУЧЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРУШКА.

1. Игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка). Их изготавливают из фанеры, картона. Их желательно иметь в каждой возрастной группе и использовать для создания игровых ситуаций. (Дети напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах).

Таким образом, неозвученные игрушки-инструменты упражняют детей в умении правильно воспроизводить мелодию, стимулируют их самостоятельную деятельность. Игрушки - инструменты в основном применяются для детей 3-4 лет.

Трёхступенчатая (пятиступенчатая, восьмиступенчатая) лесенка-дидактическая игрушка, изготовленная из дерева, пластмассы даёт представление о звуковысотных соотношениях, развивает музыкальный слух и голос детей. Используется для игровых заданий, упражняющих детей в правильном звукообразовании. Это различные звукоподражания на звуке определённой высоты при поддержке инструмента (профессионального или детского). Например, для развития звуковысотного слуха используется игра «ЛЕСЕНКА», в которой дети различают направление движения звукоряда ручными знаками. По ступенькам лесенки перемещается маленькая игрушка (собачка, кошка, матрёшка, мышка и др.). В зависимости от перемещения фигурки (вверх - вниз) дети меняют высоту голоса. В этой игре дети старших групп могут использовать и металлофон. Один ребёнок играет на металлофоне, другой перемещает игрушку. Задания как в восходящем, так и в нисходящем порядке. Дети 5-6 лет различают уже три звука - высокий, средний и низкий, а также звуки, идущие подряд и вразбивку:1-3-5 (звуки тонического трезвучия).

Звуковые книжки делают из картона или плотной бумаги. На каждой странице цветная иллюстрация (аппликация или рисунок, сюжет которой соответствует названию знакомой детьми песни. Кроме того, под рисунком предлагаются нотная строка с записью мелодии данной песни и текст песни. Звуковые книжки используют во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы. (Содержание песен соответственно меняется). Малыши устанавливают книжки на пюпитр неозвученного инструмента (пианино, рояль) и поют свою любимую песню. Дети 6-7 лет применяют эти книжки в самостоятельной музыкальной деятельности. Перелистывая книжку, они узнают песни и поют их «по нотам», музицируя на каком-либо музыкальном инструменте.

Звуковые картинки – то же, что и звуковые книжки, только оформление каждой песни представлено отдельно, самостоятельной карточкой - картинкой. Все картинки хранят в пакете или коробке. Звуковыми картинками удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество разнообразных песен.

Проигрыватель (и пластинки).В настоящее время можно изготовить

Центр и диски. Изготавливают их из картонной и пластмассовой коробки с диском, который крепится на стержне (в центре коробки).

Пластинку или диск делают по размеру диска в середине с отверстием для стержня. (Материалом для пластинки или диска служит фанера, пластик или картон). На каждую пластинку наклеивается картинка, содержание которой соответствует названию песни. Этот игровой материал можно использовать в средней, старшей и подготовительной группах. Вначале игра проводится под руководством взрослого, затем дают детям для самостоятельного пользования. Пластинку или диск устанавливают на диск проигрывателя или центра и озвучивают её, то есть все дети, участвующие в игре, поют данную песню.

ОЗВУЧЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРУШКА.

Музыкальные волчки разной величины со звучанием в верхнем и нижнем регистрах. Используют для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодичному звучанию и развитию у них слухового сосредоточения.

Музыкальные молоточки - цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молотка, на

основании которого гофрированный цветной набалдажник. При ударе по основаниям молоточка издаются разные звуки (разница в терцию)

Игрушка успешно пользуется в младших группах при выполнении игровых заданий для восприятия ритмических отношений.

В старших группах музыкальный молоточек применяют в игре

«Какой звук выше?» Дети учатся различать высокий и низкий звуки.

Музыкальная книжка, на каждой странице которой нотная строка с мелодией одной из детских песен (программных) и цветная иллюстрация (небольшая картинка, сюжет её точно соответствует названию песни. Нижняя часть каждой страницы срезана так, чтобы оставалась открытой основная часть книжки - клавиши (по типу детского пианино). Перелистывая книгу, дети (старшей группы) по картинкам узнают песню и озвучивают её - играют, нажимая на клавиши.

Музыкальную книжку дают детям 6-7лет для самостоятельной деятельности. Благодаря действиям с этой игрушкой у ребят развивается музыкальная память, закрепляется навык самостоятельного музицирования.

ОЗВУЧЕННЫЕ ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ, изображающие различных животных

(кошку, собаку, лошадь, петуха, гуся и пр. ,используются в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста для привлечения их внимания к звукам различной высоты (большая собачка и щенок, большой петушок и маленький, кошка и котёнок и т. д., а также для различения звуков по тембру (лошадь, утка, корова, курица, коза и т. д.). Все виды игрушек на подражание голосам птиц и животных способствуют музыкально – сенсорному развитию детей.

ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ используются для музыкальной деятельности детей: пляшущий медведь; заяц играет на барабане (ксилофоне);

петрушка, играющий на тарелках; поющая птичка и пр. Педагоги показывают эти игрушки на занятиях с малышами, чтобы привлечь их внимание к новому музыкальному произведению, вносят как развлечение на празднике или дают детям для игры.

ИГРУШКИ ОБРАЗНЫЕ (кукла, мишка, заяц, собака, кошка и пр.) также используются на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности.

Хорошо также иметь картинки с изображением различных музыкальных инструментов. Их можно использовать в группе для закрепления детей с этими инструментами.

Музыкальные игрушки и инструменты вызывают у ребёнка большой интерес. Их применение обогащает музыкальные впечатления для дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально - слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально - слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

В игре на музыкальных инструментах, мы должны учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. Здесь большую помощь оказывают музыкально-дидактические игры, которые также необходимо иметь в группе для самостоятельной деятельности.

Для развития чувства ритма используются такие игры, как «Прогулка», «Три медведя», «Весёлые подружки», «Весёлые гудки», и другие.

Расширить тембровые представления помогут игры «Узнай свой инструмент», «Угадай, на чём играю:», «Определи инструмент», и т. д.

Для развития памяти и музыкального слуха можно использовать игру «Цветик – семицветик».

Благодаря музыкально - дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приёмам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, играть в ансамбле. Всё это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально-сенсорного развития.

Итак, к концу пребывания в детском саду дети приобретают устойчивые вокальные навыки, умение выразительно передавать характер музыки в движениях и игре на музыкальных инструментах, а также получают сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах. А значит, дошкольники подготавливаются к изучению дальнейших знаний в музыкальном воспитании и нотной грамоты в школе и т. д.

ПРИМЕРНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗОН ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ.

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет

(1 и 2-я младшая группы):

• Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки

(петушок, котик, зайка и т. д.)

• Игрушки-инструменты с фиксированным звуком –

• Игрушки-инструменты со звуком неопределённой высоты:

• Погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• Музыкально-дидактические игра: «Матрёшка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Музыкальные волчки», «Угадай, на чём играю?»,»Где мои ребятки?», «Чудесный мешочек»

• Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. Д.)мама

Презентация для воспитателей «Музыкальные уголки в группах ДОУ» В каждом детском саду, в каждой группе есть музыкальные уголки для развития музыкальных, творческих способностей ребенка в процессе самостоятельной.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н. А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.

Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

1. Характеристика музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. При археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к III-II вв. до н. э., которые являются прообразами ныне существующих.

Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных - в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан).

Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд.

Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже - дерево и металл.

В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов — народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.

Народные духовые музыкальные инструменты делятся на несколько разновидностей. Одна из них – свистулька, свирель (продольные или поперечные, в зависимости от того, где расположены отверстия для вдувания воздуха). Эти инструменты стали прообразами продольных и поперечных флейт. Другая разновидность - язычковые инструменты : жалейка, волынка. На основе их устройства родились позже кларнет, гобой. Если звук извлекается с помощью вибрации губ (русский рог, пастуший рожок, такие инструменты называются мундштучные.

Ударные музыкальные инструменты имеют различное устройство. Их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения: удар по натянутой коже, дереву, металлу. К народным ударным инструментам относятся барабан, бубен, деревянные ложки, трещотка, колотушка, бубенцы, маракасы, кастаньеты. Среди ударных инструментов можно выделить те, которые имеют мелодический звукоряд (ксилофон) и не имеют его (барабан, тарелки).

Струнная группа инструментов возникла позже. Прообразом струнных музыкальных инструментов стал охотничий лук. Мелодичное звучание натянутой струны человек воспринял как музыкальный звук. Так лук стал предком арфы, лиры, изображения которых имеются на фресках Древнего Египта, Древней Греции. Через много веков были изобретены струнные музыкальные инструменты с резонирующим корпусом -лютня, гусли. Это щипковые музыкальные инструменты. Среди народных щипковых музыкальных инструментов можно назвать гусли, цитру, домру, балалайку, гитару, мандолину и т. д. Другой способ звукоизвлечения -смычком -- положил начало возникновению струнных смычковых инструментов. Это народные инструменты : древнерусский гудок, скрипка.

Особая группа инструментов - клавишные : клавесин, клавикорды, челеста, пианино, рояль. Они часто используются как солирующие инструменты, но также звучат и в ансамблях, и в оркестрах.

Существуют инструменты клавишно-язычковые : аккордеон, гармонь, баян.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещётка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон, другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам,- с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов : при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук; резиновой - более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие

(металлические или имеющие металлические части) -- «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик - тихо, нежно и звонко.

Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона -более насыщенный, у триолы, симоны — яркий и даже резковатый.

Струнные музыкальные инструменты и игрушки — это цитра, гусли, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.

Клавишные детские инструменты-игрушки - это пианино и рояль.

Клавишно-язычковые аккордеон, гармонь, баян.

В детском саду используются также электромузыкальные инструменты -- органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми».

Использование музыкальных инструментов в работе с детьми

2. Обучение игре на музыкальных инструментах

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например, выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем - вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением : запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне - припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).

Другое важное условие при выборе произведений - строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах : по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху. Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты -нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.) Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта - слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху.

Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки.

Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте). Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.


Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим, направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты -пониже.

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые - слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.



После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.


Мини-музей музыкальных инструментов в детском саду

Мини-музей музыкальных инструментов в детском саду Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В музыкальном зале, например, можно.

Фотоотчёт «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов детьми старшей группы»

Фотоотчёт «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов детьми старшей группы» С детьми старшей группы был проведён мастер-класс по изготовлению шумовых музыкальных инструментов. Из пластиковых бутылочек из-под питьевого.

Использование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР

Использование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Использование игрушек в технике «Оригами» на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Картавенко Ирина Александровна, музыкальный руководитель.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Картотека игр с использованием детских музыкальных инструментов

Картотека игр с использованием детских музыкальных инструментов Картотека игр с использование детских музыкальных инструментов. 1. «В лесочке» Как в лесу в лесочке - сжимают и разжимают мешочек Белка.

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.

Наиболее распространенной в педагогике классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т.е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод. Исполнение музыкальных произведений педагогом, использование TCO – основное содержание этого метода. Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие. Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в аудиозаписи.

Наглядно-зрительный метод (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д.

Словесный метод используется, чтобы организовать внимание детей, передать им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, пояснить музыкальные произведения, которые они слушают, учить самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение - таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании.

Важен тон речи педагога, манера общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки.

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные умения и навыки, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности.

Выразительный показ музыкально-ритмических движений (как держать спину, руки, маршировать, выбрать движение, соответствующее характеру музыки, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки) имеет важное значение для их освоения детьми.

Показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах тоже необходим, так как многие действия здесь дети осваивают по подражанию (как правильно держать молоточек при игре на металлофоне, как ударять по пластинкам).

Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание всех методов. Если они не достигают цели, нужно вовремя заменить их. Угасание у детей интереса к деятельности - это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности или другой репертуар.

Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов.

Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки). На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения. На третьем этапе (произведение выучено) очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам.

Читайте также: