Характеристика русская народная игрушка

Обновлено: 20.05.2024

Русская народная игрушка как особый вид народного творчества.

Левичева И. А., воспитатель

МБДОУ «Змиевский детский сад

комбинированного вида №1»

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

(русская народная мудрость)

Каждый народ имеет свои корни. Это - язык, культура, история, традиции, обычаи, верования. Это и мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Думается, что нет. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.

В дошкольном возрасте происходит становление личности, в основе которого лежит приобщение к национальной культуре. В сегодняшние дни особенно актуальной является задача ознакомления детей с русской народной культурой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну, родной край. Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь - народная игрушка. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Ведь игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих возможностей ребёнка, неиссякаемый источник его культурного развития. Считаю, что приобщение детей к изготовлению народных игрушек, активные игры с ними — важный этап воспитательного воздействия на ребёнка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей русского народа. Через игрушку устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная ее ценность.

Народные игрушки несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные игрушки в жизнь современных детей. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка». Для забавы ему вручали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме забавы, эти игрушки были (по мнению предков) «оберегами», выполняя защитную функцию и оберегая детей от воздействия злых людей, от разного рода жизненных неприятностей. Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его, выполняя функцию уже «развивающего помощника». Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающую действительность. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш двигался вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь, выступающий символом солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам. Таким образом, дитя впервые ощущало свою силу, ответственность, уверенность, желание быть смелым другом для своей любимой игрушки. Наши предки были дальновидны и находчивы. Интуитивно осознавая природу ребенка и его психологию, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к новому этапу его жизни.

Мир народной игрушки чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской игрушки, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной игрушки в игре современных детей. Для этого был разработан и реализован в практике педагогический проект «Народная игрушка», целью которого приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство дошкольников с народной игрушкой. Чтобы укрепить интерес детей к народному творчеству и русской народной культуре, был составлен цикл занятий по народной игрушке. На первых занятиях знакомила детей с игрушками – самоделками, которые изготовлялись из подручного материала - шишек, соломы, сена, бересты, дерева. Как было малышу, нашему далекому предку, не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, радовало детский глаз, окружало ребенка, было связано с бытом и трудовой деятельностью его родителей. Однако эти игрушки были недолговечны, они быстро выходили из строя, и тогда, например, кукол стали делать из тряпок (тряпичные куклы). Такая игрушка в то время стала самой распространенной. Куклы эти не шили, не вязали. Их сворачивали из кусочков тканей, сматывали из нитей и пряжи. Ткань и нити рвали вручную, не пользовались ножницами. Еще интересно то, что ткани для изготовления тряпичной куклы брали «ношеные» и лишь с той одежды, которая при «жизни» своей приносила хозяину радость, одевалась по праздникам. Поэтому люди верили, что магическая сила этих маленьких фигурок будет положительной и доброй. По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы. Все куклы делались безликими. Считалось, что лицо могут иметь только одушевленные особы.

Через занятия, фольклорные праздники дети научились любить свой край, не забывать традиции родного посёлка, Орловской области. Подтверждением этого стали проведенные традиционные праздники «Вербное Воскресенье», «Пасха в гости к нам пришла», «Рождественские колядки», «Сороки», «Купальские забавы», «Масленица».

Чтобы воспитать интерес к народному творчеству и желание приобщиться к нему, вместе с детьми и их родителями оформили в группе мини – музей театра. Своими руками изготовили такие театры как: театр народной игрушки, пробковый театр по мотивам сказки Орловской губернии «Как гусей делили», перчатковый «Волк и семеро козлят», театр из бросового материала «Медведь и мужик». По мотивам сказки «Коза - дереза» изготовили пальчиковый театр, ложковый театр «Кот, петух и лиса», кулачковый театр «Лиса и кувшин», театр «Зайчик на пальчик» - «Лесные яблоки», театр глиняной игрушки «Теремок». В постановках сказок дети научились различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей.

В практической работе немаловажное значение необходимо отводить взаимодействию с семьями воспитанников. Проводились родительские собрания на темы: «Русские обряды и традиции», «Народная кукла», «Русская народная мудрость о воспитании»; мастер - класс на тему: «Широкая Масленица», где родители познакомились с масленичными играми, с технологией изготовления куклы «Масленица»; познавательные консультации на темы: «Кукла из бабушкиного сундучка», «Матрёшка в жизни ребенка», «Традиционная игровая кукла Орловская Мадонна», «Народные традиции в воспитании детей»; оформлены флаеры: «Игровые куклы», «Грушина кукла», «Куклы - закрутки», «Изготовление куклы Кувадки».

Активизировать знания родителей по народоведению помогло анкетирование по проблеме «Народная игрушка», из которого выяснилось, что родители с детьми стараются посещать выставки народного творчества, музеи искусств, областные выставочные центры. Взрослые знают в какие игрушки играли их бабушки и дедушки. Проблема приобщение детей к истокам русской народной культуры через народную игрушку волнует родителей. Они заинтересованы в том, чтобы педагоги вели работу с детьми по данному направлению.

Подводя итоги деятельности по данному направлению видно, что эта тема интересна и доступна детям. Уважение к истории и культурному наследию предков – одна из форм проявления внутреннего, духовного мира человека.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, у дошкольников развивается национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу, прививается любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываются добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми. Кроме этого у них формируются эмоционально окрашенные чувства причастности к духовному наследию прошлого, устойчивый интерес к народному искусству, способствует лучшему пониманию ценностей родного языка, развивается самостоятельность, инициатива и творческие способности в самостоятельной и художественно–творческой деятельности.

«В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро» Е. А. Флерина

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Лэпбук «Русская народная кукла»

Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Осенняя ярмарка — русская народная традиция.

Осенняя ярмарка — русская народная традиция. Традиционно в каждый год в нашем детском саду проходит русская народная «Осенняя ярмарка». На ярмарке предоставляются осенние дары, выращенные.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных.

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Мы все в свое время играли в куклы. Даже мальчики. Кукла для ребенка имеет огромное значение. Она учит играть определенные социальные роли: матери и отца, старшей сестры, учительницы, подружки. С куклой ребенок делится своими радостями и переживаниями, для нее готовит и шьет "одежку".

Во все времена кукла была и остается главной игрушкой почти с первых дней жизни ребенка. Анималистические игрушки приходят уже в более взрослом возрасте и несут несколько иное значение. Кукла - это воплощение человека, она живая и требует к себе отношения как к личности.

Народная игрушка помимо социальной роли играет и защитную роль. Это в своем роде оберег. Часто бывает так, что кукла олицетворяет умершего родственника, душа которого в нее переселилась. Народная кукла несет в себе ключевые символы культуры, поэтому любая деталь в ней не случайна.

Русская народная игрушка - это как правило символическое изображение женской фигуры. Если обобщить, то изготавливалась она из скрученного жгутом куска ткани, лицо из белого льна, коса, груди из лоскутных шариков, соответствующий региону и назначению костюм.

Лоскутки красивых тканей, оставшихся после пошива одежды или домашнего текстиля, хранились специально для кукол. Особенно ценились красные ткани, этот цвет издавна имел обережное значение. Кукол дарили родственникам по праздникам и на крестины. В семьях же куклы для детей "крутили" из старого тряпья. Считалось, что материя пропитывается жизненными силами рода, и кукла из ношеной одежды способна защитить ребенка (по той же причине новорожденных кутали в нательные рубахи матери). Наибольшее сакральное значение имели подолы фартуков, так как они соприкасались с землей, вбирая ее силу.Примечательно, что лоскутки на кукольный наряд никогда не резались ножницами, но только рвались руками по долевой нитке. Считалось, что это гарантирует владелице целостность без изъянов.

Кукольная одежда не снималась. Здесь важно понимать, что народная кукла - это не манекен для переодевания, а цельный образ, в котором костюм имеет решающее значение. Костюм в народной кукле как правило в точности повторяет одежду данного региона. Он искусно декорируется в соответствии с традициями. Однако зачастую мастерицы прибегали к упрощению, например поневу шили из цельного куска, тогда как женская понева была четырехклинной. Из сложных головных уборов бралась только самая эффектная часть. Однако это работало на особую выразительность образа куклы, нисколько не умаляя ее достоинств.

Кукла являлась также и олицетворением мифологического мира. Простейшая кукла из жгута, перетянутого в месте шеи и пререпоясонного, была символом триединства мира: верхнего (голова), земного (туловище) и нижнего (нижняя часть). Крестовидные куклы указывали на четыре стороны света. Являясь переходным мостом между материей и духом, кукла несла в себе понятия о жизни и смерти.

Безликость народной куклы имеет сакральное значение. На вопрос о том, почему у куклы нет лица, крестьянские женщины говорили, что в доме не должно быть лишних глаз. Действительно, глаза, нос, рот, являясь символическими вратами, давали путь как для добрых, так и для злых сил. Зрячая кукла опасна для ребенка. Кукла, лишенная бытовой конкретики, сама в себе, полноценна. Только в таком случае можно сохранить тайну рода. В южных регионах России кукольные лица перетянуты крестом. Крестообразное перетягивание частей тела кулы также имеет символическое значение. Крест - символ солнца, мощный оберег и источник энергии.

Непременным элементом красоты куклы была коса. Как правило коса плелась из льняной кудели, а иногда и из настоящих волос. Сплетенная из трех прядей, коса была символом гармонии триединого мира. Настоящие волосы на кукле были элементом приобщения последней к роду. Женские волосы не только роскошное украшение, но и сакрально значимый элемент. Обрезанные волосы никогда не выбрасывали, а только сжигали, считая, что через волосы можно сглазить человека.

Предлагаю вашему вниманию иллюстрации. Большинство из них - это копии или авторские народные куклы. Иллюстрации взяты из замечательной книжки про народную куклу, однажды попавшую ко мне в руки. К сожалению, мне не хватило ума записать автора и название книжки, удалось толко сфотографировать картинки. Возможно, среди моих читателей найдется счастливый обладатель экземпляра этой книги. Просьба дополнить мое эссе указанием авторства. Спасибо за внимание и возможные дополнения!

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 1

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 2

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 3

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 4

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 5

Грудастые девки - символ материнства и плодородия. Крест на груди также символизирует плодородие.

Недавно задумалась: как появились развивающие игрушки и кто первый начал их шить. А потом мне пришла мысль " Как вообще появились игрушки и что известно о их происхождении"?

Приглашаю почитать мою статью, надеюсь, будет интересно :)

Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином, который работал один или в содружестве с членами своей семьи в отдаленных, оторванных от торговых центров селах или деревнях.

Издавна содержание игрушек в основном определялось тремя группами образов:

1. Зверей и птиц.

2. Сказок, былин и других произведений народной фантазии.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 1

Кустарь-крестьянин, первый народный художник-игрушечник, в своей работе использовал природные материалы, которые он мог найти в лесу, на реке, — дерево и глину.

Но игрушки делали ещё и из других материалов: травы (соломы).

История возникновения игрушек на Руси, фото № 2

Золы (зольная кукла). Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка.Такая кукла называлась Баба — женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 3

Со временем изготовление игрушек совершенствовалось. Стали делать игрушки из таких материалов как: солома, лён, пряжа, дерева, глины, кости, камня, металла.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.

Многие известные компании, занимающиеся игрушкой, начала свою деятельность в 1890-х и 1900-х годах. Британцы начали делать игрушечных солдатиков, а затем игрушечные фермы, зоопарки, ковбоев и индейцев и железные дороги. Во время Второй мировой войны производство игрушек было в упадке. Возрождалась домашняя игрушка.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 4

История возникновения игрушек на Руси, фото № 5

История возникновения игрушек на Руси, фото № 6

История возникновения игрушек на Руси, фото № 7

На картинках русско-народные игрушки. Но когда они были изготовлены я точно не знаю, к сожалению, очень тяжело в интернете найти игрушки старинных времен без подписей на фото. И если честно я была немного разочорованна тем, что не много информации о игрушках.

Напишите свое мнение было ли вам интересно читать эту статью и узнали ли вы что-то новое из нее.

В игрушках нашел отражение своеобразный язык художественного творчества, в котором закодированы этнические образы-символы, постоянно живущие в памяти народа. Для педагогики значимо, что образность, яркость, эмоциональность, конкретность соответствуют психофизиологическим особенностям зрительного восприятия детей. Игрушка - это предмет-знак, обеспечивающий для ребёнка возможность самого лёгкого, занимательного и доброжелательного по отношению к его ранимой душе вхождения в национальную культуру.

Русская народная игрушка имеет свою специфику, она представляет собой яркое и самобытное произведение прикладного искусства, передаёт его этнические черты, отражает особый национальный колорит. Г. М. Блинов точно отмечает, что игрушка - «не только предмет детской забавы, но и большое, настоящее и своеобразное искусство, подчиняющееся общим законам творчества и имеющее свои собственные закономерности».

Игрушка, созданная народом, опирается на родную и близкую ему природу, наполняется традициями национального образа жизни (быт, костюм, праздничная культура и т. д., характеризует страну и взгляды определенного народа. Национальный характер игрушек проявляется в том, что в них в обобщённой форме отражаются все представления о прекрасном, обычаи, вкусы и верования народа. Игрушке, как и всему народному творчеству, присуща высокая степень художественного обобщения. Это относится и к форме, и к содержанию художественных произведений. Народное декоративно-прикладное творчество - искусство условное, не воспроизводящее действительность, а отражающее жизнь в обобщённой форме и на своём особом языке.

Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Народный мастер удивительно точно чувствует выразительные возможности материала, обладает способностью найти такую форму, очертания создаваемого предмета, оригинальные соотношения отдельных деталей, частей орнамента и общего объема, которые в целом выражают душевное состояние, настроение и мироощущение народа.

Народная игрушка радует ребенка, забавляет его, в ней много юмора, жизнерадостности, и в то же время она будит мысль ребенка. Она помогает развивать эстетические чувства и воспитывает у детей любовь к национальному искусству. Очевидно, что в народной игрушке таится некий психологический смысл, который притягивает взор ребенка и раскрывает душу. По мнению Е. А. Флёриной, народная игрушка «несёт ребёнку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость и благородная сдержанность в подборе цвета, которые связаны с местными традициями в оформлении».

Итак, попытаемся выделить основные особенности народных игрушек. Народное творчество существенно отличается от профессионального декоративно-прикладного искусства, так как в большинстве случаев народные умельцы не получали специального художественного образования. Их работы являются выражением традиционного коллективного творчества. Основные образы, приемы обработки материала, представления о прекрасном создаются и сохраняются веками, усилиями многих народных мастеров. Традиционно навыки ремесла, технология изготовления передавались от отца к сыну, от матери к дочери.

Рукотворные изделия, и в том числе, народные игрушки, всегда были нужны людям не только для практических целей, для воспитания и социализации детей, они связывали людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой. Художественный вкус, эстетические воззрения веками шлифовались в коллективном творческом опыте. Василии Сергеевич Воронов, один из самых ярких исследователей русского народного творчества, писал, что «искусство, рождённое народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного художественного творчества». Отсюда своеобразие и особенности языка народного творчества, которые дают повод говорить о «народном примитиве», то есть о творчестве наивном и непосредственном, о произведениях, выполненных простейшими техническими приемами и инструментами.

Следующей важной особенностью народной игрушки является то, что в ней сюжет не играет решающей роли, он служит для организации пространства, является как бы поводом к диалогу между мастером и ребёнком, заставляет прочувствовать, вникнуть в нехитрые секреты красоты народной игрушки.

Народная игрушка рождалась в живом общении матери и ребёнка, бабушки и внучки, они «делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов. Все их размеры определены величиной ладони, пальцев, горсти, руки. Игрушечные фигурки соразмерны человеку, своему создателю», - пишет Л. Г. Дайн. И глиняные, и деревянные, и тряпичные игрушки, как правило, были небольшого размера. Маленький размер, простые орудия труда не дают возможности мастеру передавать тонкие нюансы и оттенки психологического состояния художественного образа, он не стремится к передаче мимики и даже движения. Традиционные игровые куклы, выполненные из ткани, были «безликими», что позволяло детям мечтать и фантазировать, выдумывая настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление; кроме того, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.

Крестьянская игрушка отличалась большими возможностями, побуждающими ребёнка к активной игре. Она служила импульсом к действию, требовала от ребёнка живого участия. Чисто созерцательных игрушек не было. Никогда не доводилась игрушка до такой законченности, когда ребёнку нечего было с нею делать. С ранних пор он должен был вложить в игрушку частицу своего труда, а позднее - и творчества. Народная игрушка исторически являлась и сегодня для современного дошкольника может стать источником самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка, вкладывающего в неё частицу своего труда.

Повторим, что для большинства игрушек свойственны предельная обобщенность формы. «Отдельные второстепенные детали сливаются в единую массу. Компактность и монолитность делают малую народную скульптуру особенно выразительной». Силуэт деревянных и глиняных игрушек представлен плавной замкнутой линией, он выразителен и закончен. Для игрушки характерна особая экспрессия цвета, высокая культура орнаментально-цветового и пластического ритма, отсутствие нарочитой декоративности. Обобщённая форма игрушки и, в то же время, реалистичность художественного образа, делают её необходимым элементом художественно-эстетического воспитания ребёнка.

Г. Л. Дайн отмечает, что в крестьянской игрушке причудливо соединены разнообразные изобразительные приёмы. В ней условная форма может соседствовать с предельно правдоподобной, даже натуралистичной. Мастера крестьянской игрушки изображали предметы и животных такими, какими они им виделись. Это был результат их зрительных и эмоциональных впечатлений и, одновременно, - духовно-практических представлений о мире. Для изображений характерны условность, обобщенная пластика, отсутствие деталей, приземистые пропорции, неяркая глазурь или несложная роспись.

Суровый климат, нелёгкие условия жизни приучали древних славян и их потомков к необходимости бережного отношения к природе и её дарам. В этом - истоки удивительной рациональности форм предметов крестьянского быта, народной игрушки, естественного соединения в каждом из них прекрасного и полезного. «Кустари-игроделы, как правило, используют в своей работе материалы, которые редко находят применение в «большой» скульптуре (глина, фарфор, кость) или неупотребимы в станковой и монументальной скульптуре вовсе (солома, мох, еловые шишки, тряпки, тесто, лоза и т. д.)».

С раннего возраста дети в крестьянской среде умели из самых доступных, а часто бросовых и непригодных к серьёзному делу материалов, мастерить себе игрушки. «Куклы иногда устраиваются очень просто: какая-нибудь тряпочка или сильно поношенный головной платок свёртываются в «скалку», перетягиваются ближе к одному концу ниткою, чтобы отделить голову от туловища, накладывается на туловище какой-нибудь пёстрый лоскут, заменяющий костюм, и кукла готова». Лицо её, как правило, не обозначалось, оставаясь белым. «Да и красиво это считали - белолица кукла, и тряпицу на лицо старались положить из отбелённой, чистой самотканины».

В народной игрушке четко выражена практическая, утилитарная сторона - игровая функция. Практическое назначение игрушки имеет достаточную значимость, чтобы отнести игрушку к прикладному искусству. Русская народная игрушка была многофункциональной, в одном и том же обличий она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение - все эти её значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию: духовную функцию общения. Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передавать, а младшее принимать, сохранять и передавать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Тематика и формы народных игрушек рождались из естественной связи человека с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов. В процессе игр с народными игрушками происходило ознакомление детей с окружающей действительностью через осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов - дерева, глины, ткани, шишек, ниток, мха, лыка, льна.

Русская народная художественная культура, в которой переплелись взаимовлияющие и проникающие друг в друга быт, искусство, религиозная вера, представляет собой особый неповторимый пласт в истории развития мировой культуры. Народные игрушки являются важным средством художественно-эстетического воспитания, они помогают формировать художественный вкус, учат видеть и понимать прекрасное в окружающем мире и в искусстве. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств. Декоративно-прикладное искусство близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, доступно детскому восприятию, понятно ему, помогает развивать психические процессы (восприятие, воображение, мышление, речь, внимание, расширяет детский кругозор.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей подготовительной к школе группы

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей подготовительной к школе группы Цель: учить детей находить изображение флага и герба города Севастополя среди других изображений, определять на слух гимн города среди.

Дидактическая игра «Символика нашей Родины»

Дидактическая игра «Символика нашей Родины» В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям представляет собой целенаправленную.

Досуг в подготовительной группе «Живой язык» Вед1.:-Здравствуйте,дорогие ребята! В рамках недели «Живого языка» мы предлагаем вам принять участие в увлекательной викторине «Вопросы.

Конспект ООД «Символика России» c элементами техники пластилинографии в старшей группе

Конспект ООД «Символика России» c элементами техники пластилинографии в старшей группе Конспект ООД в старшей группе по теме «Символика России» c элементами техники пластилинографии. Образовательные области: Познавательное.

Консультация для родителей «Иностранный язык с пеленок» Скорость жизни, условия жизни и многие другие факторы приводят к тому, что развитие современного поколения детей происходит намного быстрее,.

Консультация «Нужна ли нам символика?» Современное дошкольное образовательное учреждение отличается умением не только предоставлять разнообразные качественные образовательные.

Проект «Символика родного города»

Проект «Символика родного города» Тема. Символика родного города Актуальность проекта Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики.

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Читайте также: