Харузина в игрушки у малокультурных народов

Обновлено: 05.05.2024

128. Сорокин П. А. Символы в общественной жизни. Рига: Наука и жизнь, 1913.

129. Старк Э. А. Старинный театр. СПб.: Н. И. Бутковская, 1911.

130. Таиров А. Я. Записки режиссера. М.: Изд‑е Камерного театра, 1921.

131. Тиандер К. Ф. Очерк истории театра в Западной Европе и в России. Харь ков: Мирный труд, 1911. (Вопросы теории и психологии творчества. Т. 3).

132. Толстой Л. Н. О Шекспире и о драме: Критический очерк. М.: Посредник, 1907.

133. Тэн И. История английской литературы. Т. 5. Современники. М., 1904.

134. Тэн И. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. СПб., 1871.

135. Тэн И. О методе критики и об истории литературы. СПб., 1896.

136. Удин Ж. д’. Искусство и жест / Пер. С. Волконского СПб.: Сириус, 1911.

137. Фехнер Г. Т. Жизнь после смерти. Пг.: Новый человек, 1915.

138. Филос. Сцена и проституция / Пер с нем. СПб., 1910.

139. Фрейд З. Психология сна. М., 1912.

140. Фридлендер Л. Картины из истории римских нравов от Августа до последнего из Антонинов. СПб., 1873.

141. Фриче В. М. Театр в современном и будущем обществе // Кризис театра. М., 1908.

142. Фукс Г. Революция театра: История Мюнхенского Художественного театра. СПб.: Грядущий день, 1911.

143. Харузина В. Игрушки у малокультурных народов // Игрушка. М.: И. Д. Сытин, 1912.

144. Чуковский К. О Леониде Андрееве // Чуковский К. Лица и маски. СПб.: Шиповник, 1914.

145. Шантепи де ля Соссей П. Д. Иллюстрированная история религий / Пер. В. Н. Линд. М.: Магазин «Книжное дело», 1899.

146. Швыров А. В. Знаменитые актеры и актрисы в характеристиках, воспоминаниях… / Под ред. С. С. Трубачева. СПб., 1902.

147. Шевляков М. В. Исторические люди в анекдотах: Черты из жизни государственных и общественных деятелей. СПб.: И. И. Иванов, 1900.

148. Шербулье В. Искусство и природа. Новая теория изящных искусств / Пер. с фр. М. Калмыков. СПб.: Г. А. Куковеров, 1894.

149. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Пер. А. Фета. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1881. Т. 1. Кн. 1.

150. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. / Пер. Ю. И. Айхенвальда. М.: Тип. Кушнерева, 1900–1901.

151. Штирнер М. Единственный и его собственность: В 2 ч. СПб.: Светоч, 1907–1909.

152. Эллис Г. Автоэротизм: Для врачей и юристов / Пер. Н. А. За‑ова. СПб.: Тип. «Луч», 1911.

153. Юнге Е. Ф. Воспоминания (1843–1860). М., 1914.

154. Ярославский Е. М. Библия для верующих и неверующих: В 5 ч. М.: Красная новь, 1923–1925.

Основополагающие для всего творчества Н. Евреинова книги «Театр как таковой» и «Театр для себя» являются уникальными и универсальными произведениями, сочетающими в себе теорию и историю мирового театра, философию и психологию, искусствоведение и критику, культурные реалии современности и художественную форму изложения. Автор использует широчайший научный и фактический материал, что ставит перед комментаторами задачи трудновыполнимые, особенно если учитывать большое количество опечаток в оригинальных изданиях и недосказанностей, свойственных форме изложения автора. Отчасти опечатки и неточности исправлены самим Н. Евреиновым в списке, помещенном в конце третьего тома «Театра для себя» и охватывающем весь трехтомник.

Так как публикуемые в настоящем издании произведения Н. Евреинова не переиздавались и не комментировались со времени их первой публикации (если не считать нескольких изданий книги «Театр как таковой»), настоящее издание может рассматриваться только как первая попытка комментированного издания, рабочий материал для будущих исследователей. В частности, это относится к ссылкам Евреинова, которые зачастую являются не первичными, а вторичными. В связи с этим цитаты, приводимые Евреиновым, как правило, не проверялись, но все источники, так или иначе им упоминаемые, по возможности идентифицированы и собраны в Списке литературы, приведенном в конце книги. В некоторых случаях в Комментариях приводятся цитируемые Н. Евреиновым строки в современных переводах.

При подготовке текста составители пытались максимально сохранить индивидуальные языковые и стилистические особенности Н. Евреинова, однако в ряде случаев были исправлены очевидные ошибки и опечатки, а также внесены незначительные изменения, обусловленные современными языковыми нормами. В сколько-нибудь сомнительных случаях эти исправления отмечены в Комментариях. Во избежание значительного вмешательства в текст были оставлены без изменения понятные современному читателю вышедшие из употребления формы слов и последовательно применяемые Н. Евреиновым слова, имеющие терминологическое значение.

Харузина 1912 – Харузина, В. Игрушки у малокультурных народов // Игрушка. Ее историческое значение: сб. статей / Под ред. Н. Д. Бартрам. – СПб.: изд. Сытина, 1912. – С. 85–139.

Харузина 1914 – Харузина, В. Н. Свадебное печенье "роща" // Этнографическое обозрение. – 1914. – № 3–4. – С. 179–181.

Харузина 2007 – Харузина, В. Н. Этнография. Лекции / Изд. подг. А. Ф. Некрылова. – СПб.: Тропа Троянова, 2007. – 520 с.

Хитрово 1826 – Хитрово, Н. З. Отрывок из моего журнала, писанного в Вятке, 1811 года // Труды и записки Общества истории и древностей российских при Московском университете. – М., 1826. – Ч. 3, кн. 1. – С. 115–305.

Хониг 2003 – Хониг Э. С. Социокультурные факторы гендерного поведения в детской игре // Игра со всех сторон (книга о том, как играют дети и прочие люди). Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее. – М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", 2003. – С. 141–160.

Цехновицер 1927 – Цехновицер, О. Театр Петрушки / О. Цехновицер, И. Еремин. – М.: Госиздат., 1927. – 184 с.

Чагин 1993 – Чагин Г. Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX века. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1993. – 182 с.

Чадаева 1986 – Чадаева, А. Я. Национальная игрушка: Очерки о древних предках детской игрушки народностей Чукотки и Приамурья. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1986. – 93 с.

Чекалов 1974 – Чекалов, А. К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. – М.: Искусство, 1974. – 191 с.

Чередникова 1995 – Чередникова, М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. – Ульяновск: Лаб. культурологии, 1995. – 237 с.

Чередникова 2000 – Чередникова, М. П. "Шута хоронить" // Духовная культура русских Среднего Поволжья: Материалы полевых исследований. – Ульяновск: УлГПУ, 2000. Вып. 2. – С. 76–86.

Чередникова 2001 – Чередникова, М. П. Троицкий обряд "шута хоронить" в Ульяновской области // Живая старина. – 2001. – № 4. – С. 9–12.

Чередникова 2002 – Чередникова, М. П. "Голос детства из дальней дали…" (Игра, магия, миф в детской культуре). – М.: Лабиринт, 2002. – 224 с.

Чередникова 2009 – Чередникова, М. П. Куклы в играх современных детей // Живая кукла: сб. статей. – М.: РГГУ, 2009. – С. 125–148.

Черепанова 1983 – Черепанова, О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 169 с.

Чернецов 1959 – Чернецов, В. Н. Представления о душе у обских народов // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. – М.: Наука, 1959. – С. 117–152. – (Труды / Институт этнографии. Новая серия. Т. 51).

Черных 2003 – Черных А. В. Куединские праздники: Календарная обрядность русских Куединского района Пермской области в конце XIX – первой половине ХХ в. – Пермь: ПОНИЦАА, 2003. – 192 с.

Черных 2006, 2007 – Черных, А. В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX – середины ХХ в. – Пермь: Пушка, 2006. – Ч. 1. – 365 с.; Пермь: Пушка, 2007. – Ч. 2. – 365 с.

Чернышев 1901 – Чернышев, В.[И.] Материалы для изучения говоров и быта Мещовского уезда // Сборник Отделения русского языка и словесности АН. Т. 70, № 7. – СПб.: типография АН, 1901. – № 32. – 216 с.

Чеснов 1991 – Чеснов, Я. В. Мужское и женское начала в рождении ребенка по представлениям абхазо-адыгских народов // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. – Л.: Наука, 1991. – С. 122–135.

Чубинский 1872 – Чубинский, П. П. Труды этнографо-статистической экспедиции в Западно-Русский край, снаряженной Русским Географическим обществом. – СПб., 1872. – Т. 3. – 498 с.

Шалагинов 2008 – Шалагинов, Н. Проводы Стромы // Вокруг света. – 2008. – № 10. – С. 226–234.

Шаповалова 1984 – Шаповалова, Г. Г. Культ дерева в русском свадебном обряде и свадебной лирике // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. – Л.: Наука, 1984. – С. 179–186.

Шаповалова 1985 – Шаповалова, Г. Г. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья / Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева. – Л.: Наука, 1985. – 342 с.

Шахматов 1920 – Шахматов А. А. Диалектологические материалы, собранные В. И. Тростянским, И. С. Гришкиным и др. Подготовил к печати и снабдил примечаниями А. А. Шахматов // Сборник Отделения русского языка и словесности РАН. – Пг.: Рос. гос. академическая типография, 1920. – Т. 95. – С. 76–85. – 158 с.

Шацков 1990 – Шацков, В. С. Жизнь замечательных детей. Очерки по истории мировой игрушки. – М.: Прометей, 1990. – 242с.

Шевцов 2009 – Шевцов, В. А. Антропоморфные предметы в страшном детском повествовательном фольклоре // Живая кукла: сб. статей. – М.: РГГУ, 2009. – С. 87–124.

Шевченко 1995 – Шевченко, В. Ф. Детские "страшные" рассказы и рисунки из собрания В. Ф. Шевченко // Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. – Ульяновск: Лаб. культурологии, 1995. – С. 203–219.

Шейн 1898 – Шейн, П. В. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п. – СПб.: тип. Акад. наук, 1898. – Т. 1, вып. 1. – 835 с.

Шептунова 1996 – Шептунова, И. И. Сосуд: метафора бытия // Тело. Вещь. Ритуал. Невербальное поле культуры. – М.: РГГУ, 1996. – С. 91–101.

Шинкарев 1997 – Шинкарев, В. Н. Человек в традиционных представлениях тибето-бирманских народов. – М.: ИЭА РАН, 1997. – 225 с.

Шишлина 2008 – Шишлина, Н. И. Голова как субъект ритуального обряда в ямной и катакомбной культурах Северо-Западного Прикаспия // Маски: от мифа к карнавалу. Материалы научной конференции "Випперовские чтения-2007". Вып. 38. – Тула: Власта, 2008. – С. 45–53.

Шнирельман 1994 – Шнирельман, В. А. У истоков войны и мира // Война и мир в ранней истории человечества. – М.: ИЭА РАН, 1994. – Ч. 1. – С. 58–161.

Шостром 1994 – Шостром, Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. – М.: Дубль-В: Дельта-92, 1994. – 127 с.

Шпаковская 2000 – Шпаковская, Л. Л. Общественная ценность антиквариата // Социологический журнал. – 2000. – № 1–2. – С. 66–78.

Штернберг 1933 – Штернберг, Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. – Хабаровск: Дальгиз, 1933. – 740 с.

Шумов 1996 – Шумов, К. Э. Беременность и роды в традиционной культуре русского населения Прикамья / К. Э. Шумов, А. В. Черных // Секс и эротика в русской традиционной культуре. – М.: Ладомир, 1996. – С. 175–191.

Элиаде 1998 – Элиаде, М. Мефистофель и андрогин. – СПб.: Алетейя, 1998. – 376 с.

Элиаде 1999а – Элиаде, М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. – М.: Ладомир, 1999. – 488 с.

Элиаде 1999б – Элиаде, М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. – М.; СПб.: Университет. кн., 1999. – 356 с.

Элиаде 2001 – Элиаде, М. История веры и религиозных идей. – М.: Критерион, 2001. – Т. 1. – 464 с.

Эльконин 1995 – Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Эксмо, 1995. – 467 с.

Эльконинова 2002 – Эльконинова, Л. И. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста / Л. И. Эльконинова, М. В. Антонова // Психологическая наука и образование. – 2002. – № 4. – C. 38–52.

Эльконинова 2004 – Эльконинова, Л. И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии. – 2004. – № 1. – С. 68–80.

Энциклопедия земли 1998 – Энциклопедия земли Вятской. – Киров: Изд. совместно с обл. администрацией и АО "Гор. Газ", 1998. – Т. 8. – 638 с.

Эренбург 1967 – Эренбург, И. Г. Люди, годы, жизнь // Соч.: в 9 т. – М., 1967. – Т. 9, кн. 4–6.

ЭССЯ – Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд / О. Н. Трубачев. – М., 1977. – Вып. 4. – 235 с.; М.: Наука, 1985. – Вып. 12. – 18 6 с.

Этнографическое изучение 1989 – Этнографическое изучение знаковых средств культуры. – Л.: Наука, 1989. – 208 с.

Этнография детства 1992 – Этнография детства: Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии / Отв. ред. Н. А. Бутинов, И. С. Кон. – М.: Наука, 1992. – 188 с.

Этнография детства 1988 – Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии / Отв. ред. И. С. Кон, А. М. Решетов. – М.: Наука, 1988. – 188 с.

Этнография 1997 – Этнография, история, культура стран Южных морей: Маклаевские чтения 1995–1997 гг. – СПб.: МАЭ РАН, 1997. – 246 с.

Этруски 1988 – Этруски: Италийское жизнелюбие. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1988. – 168 с.

Юрина 2002 – Юрина, Н. Г. Куклы. – М.: СЛОВО, 2002. – 48 с.

Ямпольская 1990 – Ямпольская, Ю. А. Шаманский чум и модель мира в традиционном мировоззрении эвенков. // Религиоведческие исследования в этнографических музеях. – Л.: ГМЭ народов СССР, 1990. – С. 129–136.

Bachmann, Hansmann 1977 – Bachmann, M. Das grosse Puppenbuch / M. Bachmann, C. Hansmann. – Leipzig, 1977.

Bartels 1907 – Bartels, N. Fortpfl anzung, Wochenbett und Taufe in Brauch und Glauben der weissrussischen Landbevölkerung // Zeitschrift des Vereins für Volkskunde. – 1907. – Hf. 2. – S. 160–163.

Baudrillard 1968 – Baudrillard, J. Le système des objets. – Paris, 1968.

Bayer 1962 – Bayer, L. Das Europäische Puppenhaus von 1550–1800. – Würzburg, 1962.

Boas 1955 – Boas, F. Primitive Art. – London, 1955.

Boehn 1929 – Boehn, M. von. Puppen. – München, 1929.

Buchholz 1983 – Buchholz, Sh. A Century of Celluloid Dolls. – Cumberland, 1983.

Carroll 1967 – Carroll, K. Yoruba Religion Carving. (Pagan and Christian Sculpture in Nigeria Dahomey). – London; Dublin; Melbourn, 1967.

Вера Николаевна Харузина - ученый-этнограф, первая женщина-профессор этнографии.

Родилась в 1866 в московской купеческой семье. Прогрессивные взгляды родителей позволили детям получить отличное образование. Вера Николаевна с золотой медалью закончила лучшую женскую гимназию Москвы, большим впечатлением, повлиявшим на выбор жизненного пути, стало для нее посещение Антропологической выставки в Москве в 1877 г. Тогдашняя система образования была такова, что женщина не могла поступить в Университет, поэтому надеяться на академическую карьеру Вера Харузина не могла, и она приобретала свои знания от братьев, которые, все трое, были увлеченными учеными. Кроме этого, она посещала публичные лекции…

Вера Николаевна Харузина - ученый-этнограф, первая женщина-профессор этнографии.

Родилась в 1866 в московской купеческой семье. Прогрессивные взгляды родителей позволили детям получить отличное образование. Вера Николаевна с золотой медалью закончила лучшую женскую гимназию Москвы, большим впечатлением, повлиявшим на выбор жизненного пути, стало для нее посещение Антропологической выставки в Москве в 1877 г. Тогдашняя система образования была такова, что женщина не могла поступить в Университет, поэтому надеяться на академическую карьеру Вера Харузина не могла, и она приобретала свои знания от братьев, которые, все трое, были увлеченными учеными. Кроме этого, она посещала публичные лекции В. И. Герье в Москве, а также прослушала в Париже лекционные курсы Флакка, Морилье, Саботье.

В 1887 г. совершила с братом Николаем Николаевичем поездку в Олонецкую губернию и в Лапландию, позже сопровождала в его поездках в Сибирь, Крым, Прибалтийские губернии, Новороссию. В 1889, 1892 и 1901 г. изучала в Германии, Франции, Австрии этнографические музеи и собрания.

К сожалению, старший из братьев Михаил и младший - Николай, рано ушли из жизни, не успев воплотить многих замыслов, после их смерти Вера Николаевна находила поддержку у среднего брата Алексей Николаевича, который был разносторонне одаренным человеком, сделал блестящую государственную карьеру, и при этом он успешно занимался научной деятельностью, был антропологом, этнологом, естесственником, автором более 70 научных публикаций.

В 1901 году они с Верой Николаевной предпринимают поездку в Словению, где собирают богатый материал по истории и этнографии словенцев. Являясь помощником брата, Вера Николаевна ведет и самостоятельную работу и публикует очерк "Крайна", содержащий богатый материал о поверьях, брачно-семейных отношениях словенцев, одежде.

Спектр этнографических интересов Веры Николаевны очень широк, в 1906 г. в "Этнографическом обозрении" выходит большая ее работа "К вопросу о почитании огня", посвященная культам огня, традициям, связанным с огнем. Это был первый в России опыт систематического исследования вопросов, связанных с почитанием огня у разных народов, и он и на сегодняшний день является наиболее серьезной работой российского ученого в этой области.

С 1907 г. Харузина начинает читать лекции по этнографии в Московском археологическом институте и на Высших женских курсах. На ВЖК Вера вела обязательный семинар по этнографии и географии и читала лекции по дополнительным
предметам – сравнительной этнографии и первобытной культуре. В Московском археологическом институте (и его отделении в г. Смоленск), а также на факультете общественных наук Московского университета она читала лекции „Верования и словесность малокультурных народов“, вела семинар „Методы изучения обрядов“. С 1908 г. из-за тяжелой болезни Вера Николаевна оказалась прикованной к инвалидному креслу, но это не сломило ее, и она оставалась активной, продолжала читать лекции, подготовила к изданию учебника "Этнография" (М., 1909-1914, Вып. I-II). Во время Первой мировой войны занималась благотворительной деятельностью, она предоставляет часть своего дома для штаба, составлявшего списки раненых, помогает доставать перевязочные средства, медицинский инвентарь, белье.

Отличаясь широким кругозором и прекрасными способностями к систематизации, Вера Николаевна большое внимание уделяет выработке научных методов в этнографии, которые позволили бы не только собирать материал, но и правильно его интерпретировать еще в процессе полевой работы, дает советы молодым ученым, на какие вещи следует обращать внимание, какие дополнительные сведения нужно стремиться получить, чтобы более широко охватить изучаемый вопрос. Отличительной особенностью лекций Харузиной является утверждение единства практического и теоретического начала.
Выход курса лекция "Этнография" стал событием в этнографических кругах, на него вышло много позитивных рецензий, в которых видные ученые того времени высоко оценили труд Веры Николаевны. Она принимала активное участие в составлении научно-популярных программ, которые были в центре усилий научных обществ – ИРГО и ИОЛЕАЭ. Таковы ее „Программа для собирания сведений о родильных и крестильных обрядах у русских крестьян и инородцев“ и „Почитание огня“, которые до сих пор используются современными этнографами.

После революции 1917 года Вера Николаевна продолжает научную работу в молодом Советском государстве. Тяжелым ударом становится для нее арест брата Алексея Николаевича в 1927 году, но она продолжает работу, несмотря на горе и собственное пошатнувшееся здоровье. Вера Николаевна продолжает заниматься со студентами на дому, следит за событиями русской и зарубежной этнографии, до 1929 года продолжают выходить в свет ее статьи.
Вера Николаевна умерла 14 мая 1931 г., похоронена в Москве на кладбище Донского монастыря. После ее смерти вышла в свет книга „Введение в этнографию. Описание и классификация народов земного шара“ (М., 1941). Кроме обширного научного наследия Вера Николаевна оставила после себя несколько рассказов и сказочных повестей („Царевна – каменное сердечко“ (1899, выдержала несколько изданий), „Оцзи и Олесь. Рассказ из жизни лопарей“ (1903), „Друзья. Картинки из жизни словенских детей“ (1909), „Тунгусенок Михайло“ (1928) и др.), а также книгу воспоминаний, которая вышла в свет только в 1999 г. (Харузина В. Н. Прошлое. Воспоминания детских и отроческих лет. // Россия в мемуарах. М., 1999).

Библиография

Научные работы:
"На Севере. Путевые впечатления" (Москва, 1889)
"Указатель этнографических статей, помещенных в немецких ученых и важнейших периодических изданиях Балтийских губерний" ("Этнографическое Обозрение", книги XX - XXII) (Москва, 1898)
"Вотяки" (изд. общ. распростр. полезных книг, Москва, 1899)
"Народы Восточной Африки" ("Естествознание и География", 1899)
"Крайна" (ib., 1902)
"К вопросу о почитании огня" ("Этнографическое обозрение", вып. 3-4, М., 1906)
Заметки по поводу употребления слова „фетишизм“. // Этнографическое обозрение. М., 1908. № 1
"Игрушки у малокультурных народов". // Игрушка, ее история и значение. М., 1912
Этнография (М., 1909-1914, Вып. I-II)
„Введение в…

Научные работы:
"На Севере. Путевые впечатления" (Москва, 1889)
"Указатель этнографических статей, помещенных в немецких ученых и важнейших периодических изданиях Балтийских губерний" ("Этнографическое Обозрение", книги XX - XXII) (Москва, 1898)
"Вотяки" (изд. общ. распростр. полезных книг, Москва, 1899)
"Народы Восточной Африки" ("Естествознание и География", 1899)
"Крайна" (ib., 1902)
"К вопросу о почитании огня" ("Этнографическое обозрение", вып. 3-4, М., 1906)
Заметки по поводу употребления слова „фетишизм“. // Этнографическое обозрение. М., 1908. № 1
"Игрушки у малокультурных народов". // Игрушка, ее история и значение. М., 1912
Этнография (М., 1909-1914, Вып. I-II)
„Введение в этнографию. Описание и классификация народов земного шара“ (М., 1941)

Сборники мифов и сказок под редакцией В. Н. Харузиной
„Африканские сказки“ (М., 1919)
"Сказки русских инородцев" (Москва, 1898) (под редакцией В.Н.Харузиной)

Рассказы, сказки, воспоминания
„Царевна – каменное сердечко“ (1899)
„Оцзи и Олесь. Рассказ из жизни лопарей“ (1903)
„Друзья. Картинки из жизни словенских детей“ (1909)
Тунгусенок Михайло (1928)
Прошлое. Воспоминания детских и отроческих лет // Новое литературное обозрение.
М., 1999. ISBN: 5-86793-057-2

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беликина Виктория Викторовна

В статье анализируется значение рукотворной куклы в истории культуры России. Исследуются проблемы традиционной куклы как фактора российского декоративноприкладного искусства. Приведена историография данной темы со второй половины XIX в. до настоящего времени.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Беликина Виктория Викторовна

Традиционная кукла как направление декоративно-прикладного русского и японского искусства: к постановке проблемы

THE PROBLEM OF REVIVAL OF THE TRADITIONAL RING DOLLAR AS A FACTOR OF THE RUSSIAN DECORATIVE-APPLIED ART OF THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

The article analyzes the importance of a man-made doll in the history of Russian culture. The problems of the traditional doll as a factor of Russian decorative and applied art are studied. The historiography of this topic is given from the second half of the 19th century to the present.

Текст научной работы на тему «Проблема возрождения традиционной тряпичной куклы как фактора российского декоративно-прикладного искусства конца XIX - начала XXI в»

Беликина Виктория Викторовна

магистрант II курса по направлению подготовки «Декоративно-прикладное

искусство и народные промыслы»

ПРОБЛЕМА ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ КАК ФАКТОРА РОССИЙСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI В.

Viktoria V. Belikina

second-year undergraduate student of Decorative and applied arts and crafts

THE PROBLEM OF REVIVAL OF THE TRADITIONAL RING DOLLAR AS A FACTOR OF THE RUSSIAN DECORATIVE-APPLIED ART OF THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

Аннотация. В статье анализируется значение рукотворной куклы в истории культуры России. Исследуются проблемы традиционной куклы как фактора российского декоративно-прикладного искусства. Приведена историография данной темы со второй половины XIX в. до настоящего времени.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, традиционная тряпичная кукла, народная культура России.

Abstract. The article analyzes the importance of a man-made doll in the history of Russian culture. The problems of the traditional doll as a factor of Russian decorative and applied art are studied. The historiography of this topic is given from the second half of the 19th century to the present.

Keywords: Arts and crafts, Traditional rag doll, Folk culture of Russia.

Актуальность темы данной статьи определяется тем, что в культурной жизни России конца ХХ - начала XXI в. наблюдается возрождение исторических народных традиций, в числе которых особое место принадлежит тряпичным куклам. Появляются этноклубы, в которых изучаются русские обряды с участием обрядовых кукол, творческие мастерские для обучения технике изготовления традиционной куклы, проводятся фольклорные фестивали, конкурсы, выставки-ярмарки, творческие встречи с кукольниками, мастер-классы, создаются передвижные выставки из частных коллекций, проводятся конференции по проблемам бытования традиционной куклы, изучения ее конструкций и методике работы с ней.

© Беликина В.В., 2017

Актуальность темы обусловлена значением рукотворной куклы, всегда занимавшей важное в жизни людей и в истории культуры России. В Древней Руси куклы использовались в ритуально-магических обрядах, одновременно бытовали и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни, получая различные знания.

Куклы были неразрывно связаны с крестьянским бытом в многодетных семьях, где женщины изготавливали по особому случаю тряпичных обрядовых кукол. Девочки учились кукольному делу у бабушек, матерей, старших сестер, и этот процесс был непрерывен.

В музеях хранятся коллекции подлинных традиционных кукол, собранных в этнографических экспедициях по различным областям России историками, фольклористами, художниками, культурологами. Найдено и собрано у местных жительниц множество вариантов кукольных конструкций. Участники этих экспедиций сами отрабатывали процессы изготовления, описывая их подробно и делая зарисовки. Этот опыт нередко используется и показывается на мастер-классах.

Проблемы традиционной куклы как фактора народной культуры изучались довольно активно, но в другие периоды тема уходила за пределы исследовательского поля. Это объясняется как развитием исторической ситуации: революции, войны, трансформации всей культурной системы царизма, так и формированием новой пролетарской культуры, в которой к данной проблеме ослабел исследовательский интерес.

Историографию данной темы условно можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский (современный). Работы этих периодов различаются методологией исследования.

Первые публикации, освещающие проблемы возрождения традиционной куклы как фактора народной культуры, относятся ко второй половине XIX в. Так, И.Е. Забелин в работе «Домашний быт русских цариц в ХУ1-ХУП столетиях» [6] показал, что искусство создания кукол представляло собой эстетический и философский интерес для царевен еще в допетровские времена.

Царские текстильные куклы создавали те же мастерицы, которые вручную шили и церковную утварь. И то и другое они «творили» равноценно как искусство.

Необходимо отметить, что смоленские куклы из собрания М.К. Тенишевой поступили в Московский кустарный музей в 1900-е гг., когда там работал Н.Д. Бартрам (впоследствии создатель Музея игрушки в Москве) и были впервые опубликованы в сборнике, вышедшем под его редакцией в 1912 г. [8]. В научный оборот эти игрушки как образцы декоративно-прикладного искусства ввела В.Н. Харузина - первая женщина-профессор этнографии в России - в своей статье «Игрушки у малокультурных народов». В сборнике также были опубликованы статьи: Л. Оршанского «Очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России»; С. Глаголя «Русская народная игрушка в XIX веке»; В. Малахиевой-Мирович «Воспитательное значение игрушки»; В.И. Боруцкого «Кустарный игрушечный промысел Московской губернии»; Н.Д. Бартрама «Игрушка и начатки ручного труда». Таким образом, в сборнике поднимались различные аспекты о значении игрушки в социально-культурном развитии поколений российского общества.

Второй (советский) период историографии темы имеет свои специфические особенности: проблемы игрушечного производства и значимости его продукции (кукол) практически оказывается за пределами исследовательского поля искусствоведов. Причинами этого являлись особые политические и идеологические условия: общество было ориентировано на иные экономические и социально-культурные задачи.

В конце 1920-х гг. начались «гонения» на краеведение, этнологию, оказались под запретом детские сказки и даже сами игрушки. Кукла была объявлена «вредной» и ненужной игрушкой в воспитании детей. Закрывались музеи. Однако в середине 1930-х гг., благодаря защите педагогов, кукла была «реабилитирована».

Этнограф И.М. Левина свою работу, написанную по материалам экспедиции в северные районы России в 1920-е гг., посвятила русской

народной игрушке [12]. Автор описывает кукольные игры «в свадьбу», сами куклы и способ их изготовления. Исследование И.М. Левиной стало уникальным на многие годы. Вновь к русской тряпичной кукле вернулись лишь спустя полвека, когда она полностью исчезла из обихода.

В 1946 г. А.Н. Рейнсон-Правдин защитил первую диссертацию по искусствоведению в данном историографическом периоде, посвятив ее русской игрушке, показав в четвертой главе семантику куклы, ее неразрывность связи с культом, эстетикой, бытом [25]. Анализ национальных особенностей и воспитательная роль куклы были возрождены и заняли свое достойное место в декораративно-прикладном искусстве.

В 1972-1975 гг. хранитель Музея игрушки Г.Л. Дайн изучает русскую тряпичную куклу в экспедициях по Ярославской области на основе воспоминаний местных жителей. В 1976 г. Г.Л. Дайн защитила в МГУ диссертацию по народной кукле [3]. В 1980-е гг. музейщиков увлекает сам процесс изготовления тряпичной куклы, его технология.

Третий постсоветский (современный) период является наиболее насыщенным по указанной проблеме. Общие аспекты ритуалов в традиционной культуре стали темой для исследования А.К. Байбурина, давшего обстоятельный структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов [1].

Многогранные аспекты роли кукол в системе культуры и искусства отражены в работах: Ю.М. Лотмана [15], Т.Е. Карповой [9], Ю.О. Голубевой [2].

Вместе с тем появляются исследования кукол только как произведений искусства. Так, в работах Е.О. Змеевой, Н.Б. Качковской, С.Н. Кравченко, Т.Г. Мальцевой кукла исследуется как художественный феномен в традиционном искусстве [7; 10; 11; 16]. Особый интерес представляют работы Е.О. Змеевой и С.Н. Кравченко. Исследование Е.О. Змеевой посвящено изучению феномена куклы в системе художественной культуры, особых факторов, влияющих на создание художественного образа куклы и выявление этих свойств на примере ярких локально-географических и временных воплощений искусства.

Статья С.Н. Кравченко поднимает актуальные вопросы современного кукольного искусства. Необходимо отметить, что авторскими куклами в России занимаются профессиональные художники, заинтересованные в становлении и развитии авторской куклы как отдельного вида искусства. Определилась проблема необходимости отделения профессионализма от дилетантизма, произведений искусства от любительской поделки. В этот период традиционная кукла привлекает философов, культурологов, историков, социологов. Так, М.А. Мишина в работах «Традиционная кукла в пространстве современности», «Кукла как предмет культуры: к постановке проблемы», «Формы бытования традиционной куклы в культурном пространстве постиндустриального общества России» [17; 18; 19] поднимает важные аспекты исследования куклы в прикладном искусстве. М.А. Мишина пишет о становлении новых практик изготовления традиционной куклы, характеризующихся сочетанием искусствоведческого исследовательского компонента, подразумевающего владение семантикой цвета, формы и самого процесса изготовления куклы, и компонента творческого, связанного с попыткой перенесения теоретического знания в художественные ремесленные навыки.

Г. и М. Дайн в своей книге «Русская тряпичная кукла» рассматривают эстетическую ценность традиционной куклы, ее символику и семантику. Они называют такую куклу моделью мира [4]. Вместе с тем И.А. Морозов в своей монографии «Феномен куклы в традиционной и современной культуре (кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма)» [20] исследует роль антропоморфных артефактов в жизни людей и в истории культуры. Особое внимание уделено «идеологии антропоморфизма». Проанализирован широкий круг источников, отражающих обрядовые, магические и религиозные практики. Основу исследования составили материалы экспедиций автора, относящиеся к русской традиции и включенные в широкий круг кросс-культурных параллелей.

Однако наиболее интересными и ценными для нашей работы представляются исследования С.В. Пчельниковой, О.Н. Поповой, Н.В. Романовой, посвященные аспектам современных тенденций в развитии кукольного искусства, конструирования кукол и экзистенциальных презентаций куклы в современной культуре [21; 23; 25].

Считаем важным выделить исследование С.В. Пчельниковой «Современные тенденции в развитии кукольного искусства». В своей статье автор пишет о коллекционировании авторских кукол, выставки которых открывают прекрасные возможности не только для пропаганды и развития этого вида искусства, но и для благотворительной деятельности. Автор статьи издает журнал «Мир кукол», коллекционирует и сама изготовляет куклы, используя все свои возможности для помощи больным детям.

Поскольку технологиям изготовления традиционных кукол стали обучать в специальных учебных заведениях, появляются в печати профессиональные учебно-методические пособия. Из них необходимо выделить работу Н.В. Шайдуровой «Традиционная тряпичная кукла» [28]. Предлагаемое пособие содержит теоретический и практический материал для профессиональной подготовки студентов и имеет определенное значение для развития потребности в творческой деятельности, формирования специальных профессиональных навыков, художественного искусствоведческого мышления, обогащения специальным опытом декоративного искусства.

Учебно-методическим проблемам посвящены работы и других авторов: А.Б. Шубы, В.В. Журиной [5; 29]. Все они по-своему решают проблемы создания традиционной куклы как педагогического процесса. Здесь необходимо выделить работу А.Б. Тепловой «Создание традиционной игрушки как педагогический процесс» [26]. В экспедициях по сбору этнографических кукол автору удалось сделать записи процесса изготовления игрушки. Определена педагогическая технология формирования воспитательного пространства игрушки, выработанного в традиционной культуре: изготовление игрушки, ее одушевление, инициация.

Исследования современного периода отмечают куклу как неотъемлемую часть эстетической культуры человеческих традиций и опыта (А.П. Шиповская, М.И. Шелаева; В.А. Шулятьева) [28; 30].

Авторы видят в кукле важные для развития отечественного искусства истоки: эстетические в человеческих традициях и человеческом опыте. Особо выделяется работа В.А. Шулятьевой «Народная кукла в организации межкультурных коммуникаций и диалога культур в школьном образовательном пространстве», в которой говорится о развитии интереса к истокам феномена кукол в странах, соседствующих с Россией.

Таким образом, отдельные исследования кукол как вида декоративно-прикладного искусства в современный период привлекают ученых разных гуманитарных наук, но прежде всего искусствоведов. В конце ХХ - начале XXI в. тема становится предметом диссертационных исследований искусствоведов: Е.В. Лопаткиной [14], М.А. Лейдекер [13].

Вместе с тем формируются важные малоизученные аспекты кукол как вида декоративно-прикладного искусства, отвечающего запросам времени разрешения демографических проблем в России. Кукла становится источником возрождения старых устоявшихся семейных ценностей и традиций (О.А. Постальчук, Т.А. Мачула) [22].

Следовательно, данная тема актуальна и отражает специфику современности, что подтверждено настоящим историографическим обзором работ предшественников, исследовавших великое разнообразие аспектов проблемы кукол как важной составляющей национального искусства России, ее культурную ценность.

1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов. СПб., 1993. 237 с.

2. Голубева Ю.О. Кукла в координатах индивидуально-психологического и социокультурного бытия: автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2001. 22 с.

3. Дайн Г.Л. Искусство игрушки (художественно-функциональные особенности русской народной куклы XIX - начала ХХ вв.): автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1976. 19 с.

4. Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. М.: Культура и традиции, 2007. 120 с.

5. Журина В.В. Феномен куклы в художественной культуре // Человек. Культура. Образование. 2012. № 6. С. 15-23.

6. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI-XVП столетиях. М., 1869. 503 с.

7. Змеева Е.О. Искусство куклы в России и Германии конца XIX - начала ХХ вв. Художественные и культурно-исторические смыслы: автореф. дис. . канд. искусствоведения. Ярославль, 2006. 22 с.

8. Игрушка. Ее история и значение. Сборник статей / под ред. Н.Д. Бартрама. М.: Изд. т-ва И.Д. Сытина, 1912. 246 с.

9. Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре (историко-культурологические аспекты): автореф. дис. . канд. культурологии. СПб., 1999. 24 с.

10. Качковская Н.Б. Кукла в традиционном искусстве Подолья // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. госуд. гуманит. ун-т, 2011. С. 47-52.

12. Левина И.М. Кукольные игры в свадьбу и метище // Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера. Л., 1928. Т. 2. С. 201-234.

13. Лейдекер М.А. Авторская кукла в современной художественной практике (на примере Москвы и Санкт-Петербурга): автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб., 2015. 22 с.

14. Лопаткина Е.В. Авторская кукла конца ХХ - начала XXI веков в России. История, типология, изобразительная специфика: автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб., 2013. 24 с.

15. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 645-650.

16. Мальцева Т.Г. Кукла как образно-символическая форма в современной визуальной культуре // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 113-121.

17. Мишина М.А. Кукла как предмет культуры: к постановке проблемы // Вестник СПБГУ. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2009. №4. С. 109-115.

18. Мишина М.А. Традиционная кукла в пространстве современности // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. госуд. гуманит. ун-т, 2011. С. 59-69.

19. Мишина М.А. Формы бытования традиционной куклы в культурном пространстве постиндустриального общества России: автореф. дис. . канд. культурологии. СПб., 2011. 29 с.

20. Морозов И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма). М.: Индрик, 2011. 352 с.

21. Попова О.Н. Конструктивные особенности традиционных кукол народов Пермского края // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. госуд. гуманит. ун-т, 2011. С. 73-78.

22. Постальчук О.И., Мачула Т.А. Традиционная кукла как источник возрождения семейных ценностей и традиций // Сборники конференций НИЦ. Социосфера. 2013. № 19. С.123-128.

23. Пчельникова С.В. Современные тенденции в развитии кукольного искусства // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. госуд. гуманит. ун-т, 2011. С. 3-7.

24. Рейнсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера // Советская этнография. М., 1946. № 3. С. 109-133.

25. Романова Н.В. Экзистенциальные презентации куклы в культуре // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. госуд. гуманит. ун-т, 2011. С. 83-88.

26. Теплова А.Б. Создание традиционной игрушки как педагогический процесс // Сборники конференций НИЦ. Социосфера. 2012. № 19. С. 133-139.

27. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: учебно-метод. пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2011. 176 с.

28. Шиповская А.П., Шелаева М.И. Кукла как неотъемлемая часть эстетической культуры, человеческих традиций и человеческого опыта // Сервис plus. 2012. № 4. С. 27-33.

29. Шуба А.Н. К вопросу об истоках и стилистическом разнообразии современной текстильной и интерьерной куклы // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. госуд. гуманит. ун-т, 2011. С. 164-167.

30. Шулятьева В.А. Народная кукла в организации межкультурных коммуникаций и диалога культур в школьном образовательном пространстве // Региональное образование XX века: проблемы и перспективы. 2012. № 3. C. 207-211.

Ақатай С.Н. Древние культы и традиционная культура казахского народа

  • формат pdf
  • размер 2,59 МБ
  • добавлен 27 июля 2013 г.

Бартрам Н. (ред.) Игрушка. Ее история и значение

  • формат pdf
  • размер 59,04 МБ
  • добавлен 09 июля 2015 г.

Сборник статей. — Москва: Типография И. Сытина, 1912. — 246 с. Оршанский Л. Исторический очерк развития игрушки и игрушечного производства на Западе и в России. Глагол Сергей. Русская народная игрушка в 19-м веке. Харузина В. Игрушки у малокультурных народов. Малахаев-Мирович В. Воспитательное значение игрушки. Боруцкий В. Кустарный игрушечный промысел в Московской губернии. Бартрам Н. Игрушки и начатки ручного труда.

Безертинов Р.Н. Древнетюркское мировоззрение Тэнгрианство

  • формат doc
  • размер 856 КБ
  • добавлен 30 января 2012 г.

Учебное пособие. Казань., РИЦ "Школа", 2006. -164 с. Традиционное тюркское мировоззрение Представления тюрков-тэнгрианцев о мироздании Тюркский календарь Тюркская письменность Учебное пособие подготовлено для студентов факультета филологии, истории, философии и Института востоковедения, а также для учащихся X-XI классов средних школ.

Бекмухамедов Б.М. Психология воспитания традиционного импровизатора в этнокультурной среде

  • формат pdf
  • размер 3,08 МБ
  • добавлен 30 ноября 2014 г.

Бойчук і бойчуківці

  • формат doc
  • размер 40,47 КБ
  • добавлен 25 мая 2016 г.

Розглядається біографія основоположника українського монументалiзму Михайла Бойчука та його творчість. А також особливості творчості його учнів, що творили в жанрі монументального мистецтва

Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии

  • формат pdf
  • размер 548.42 КБ
  • добавлен 19 июня 2010 г.

Учебное пособие к специальному курсу лекций. Томск: Издательство Томского университета. 2001. 63 с. Содержание Предисловие Введение I. Традиционная культура Китая Традиционная космологическая система китайцев Личность в китайской традиции Личность правителя в китайской традиции Цзюньцзы, сяожень, жень Цзюньцзы – человек знающий Цзюньцзы – человек морали Цзюньцзы – человек Долга Отношение цзюньцзы к богатству Цзюньцзы – человек культуры Даосская.

Веприняк И.Д., Кузнецова Т.В. и др. Национальная политика и традиционная народная культура

  • формат pdf
  • размер 2,17 МБ
  • добавлен 07 апреля 2015 г.

Габдрафикова Л. Древние тюрки говорили "вперед", обозначая этим "на восток" (фрагменты из лекций Гали Рахима "Фольклор казанских татар")

  • формат pdf
  • размер 230,16 КБ
  • добавлен 18 ноября 2013 г.

Гаврилов М. Рисоля сартовских ремесленников

  • формат pdf
  • размер 4,93 МБ
  • добавлен 18 ноября 2014 г.

Ташкент, 1912. — 31 c. Исследование преданий мусульманских цехов. Содержание: Рисоля сартовских ремесленников; Рисоля содержателей чайных; Рисоля цирюльников; Рисоля мясников; Рисоля о кузнечном ремесле; Рисоля хлебопеков; Рисоля земледелия.

Гаврилов М. Рисоля сартовских ремесленников. Исследования преданий мусульманских цехов

  • формат djvu
  • размер 2,62 МБ
  • добавлен 19 августа 2013 г.

Ташкент, 1912. — 31 c. .цехи и артели разного рода существуют везде на востоке с незапамятных времён, и исследование их организации и их обычаев обещает не только интересные научные результаты, но быть может, могло бы принести также и значительную практическую пользу. Содержание: Рисоля сартовских ремесленников; Рисоля содержателей чайных; Рисоля цирюльников; Рисоля мясников; Рисоля о кузнечном ремесле; Рисоля хлебопеков; Рисоля земледелия.

Герасимова М.К (отв. ред.). Традиционная культура народов Центральной Азии

  • формат djvu
  • размер 4.36 МБ
  • добавлен 12 октября 2011 г.

Материалы и исследования. Новосибирск, "Наука", 1986 - 176 с. В сборнике статей, подготовленном сибирскими исследованиями, анализируются религиозные аспекты быта и традиций сибирских народов, а также исследуются источники по тибетской медицине, найденные в Бурятии.

Гончаров К.Ю. Русская матрёшка

  • формат doc
  • размер 85 КБ
  • добавлен 14 июня 2011 г.

Доклад на Первом международном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» / Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, 12 – 14 мая 2008 года Гончаров Константин Юрьевич, действительный член АФН и РАЕН, Всероссийского Геральдического общества Содержание История происхождения Имя матрёшки Символизм матрёшки Литература

Егорова О.В. Антропология детского тела: описание, функции, семантика (на примере чувашей Урало-Поволжья)

  • формат pdf
  • размер 225,54 КБ
  • добавлен 14 апреля 2016 г.

Вестник Чувашского университета. – 2009. - № 3. – С. С. 121-124. В традиционной чувашской культуре немало внимания уделяли формированию образа тела. Одним из важных моментов считались обряды, связанные с появлением зуба, первым обрезанием волос и ногтей, и обучения хождению и речи. При необходимости чуваши использовали как рациональные, так и магически-религиозные средства.

Жуковская Н.Л. Мир традиционной монгольской культуры

  • формат
  • размер 210,00 МБ
  • добавлен 08 ноября 2016 г.

New York: The Edwin Mellen Press, 2000. — xii, 305 c. (Серия Российские труды по востоковедению. Том 11) — ISBN 077343165. Традиционная культура любого народа — основа его национального самосознания и культурного фонда в целом. В наш век, как бы его ни называли — атомным, космическим, электронным, — особенно в последние его десятилетия, по отношению к традиционной культуре можно проследить две противоположные тенденции. Одна выражается в её забве.

Жуковская Н.Л. Мир традиционной монгольской культуры

  • формат pdf
  • размер 62,34 МБ
  • добавлен 13 ноября 2016 г.

New York: The Edwin Mellen Press, 2000. — xii, 305 c. (Серия Российские труды по востоковедению. Том 11) — ISBN 077343165. Традиционная культура любого народа — основа его национального самосознания и культурного фонда в целом. В наш век, как бы его ни называли — атомным, космическим, электронным, — особенно в последние его десятилетия, по отношению к традиционной культуре можно проследить две противоположные тенденции. Одна выражается в её забве.

Искусство и культура Урала как региональный компонент художественного образования. Сборник материалов по проблемам изучения искусства и культуры Южного Урала и вопросам художественного образования

  • формат pdf
  • размер 88,11 МБ
  • добавлен 27 августа 2013 г.

Магнитогорск: МаГУ, 2012. - 214 с. Сборник материалов по проблемам изучения искусства и культуры Южного Урала и вопросам художественного образования. Разделы: «Фольклорно-этнографический аспект. Национальные традиции в культуре быта народов, проживающих на Южном Урале» (ред. Рожкова Т.И.); «Историко-культурологические аспекты изучения уральского региона» (ред. Жданова Н.С.), «Культура и искусство родного края как средство нравственно-эстетическог.

Кайтов С.Т. Осетинские мотивы

  • формат djvu
  • размер 8,89 МБ
  • добавлен 05 декабря 2015 г.

Владикавказ: Ир, 2009. — 593 с. Искать пути сохранения духовных ценностей народа, формы развития народного творчества, изучение прошлого с целью отыскать в нем следы самобытной духовной культуры на материале устного народного творчества — вот основное содержание книги Сергея Кайтова «Осетинские мотивы». В нее вошли: осетинские легенды и народные предания, некоторые характерные обычаи и традиции, описания памятных мест и культовых обрядов, историч.

Косов Г.В. Теория народной художественной культуры

  • формат doc
  • размер 1.01 МБ
  • добавлен 22 августа 2010 г.

Учебное пособие. – Ставрополь: Издательство СГПИ, 2008. - 203 с. В учебном пособии предпринята попытка теоретического осмысления основных проблем курса «Теория и история народной художественной культуры». За бортом рассмотрения остался историческая ретроспектива данного курса. Во избежание трансформации логики изложения часть, посвященная истории народной художественной культуры будет освещен во второй части пособия. Данное учебное пособие ориент.

Кублицкий Г.И. ЗСБНХУ-ын ард түмнүүдийн өв уламжлал, зан заншил

  • формат image
  • размер 67,56 МБ
  • добавлен 14 февраля 2016 г.

Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях

  • формат doc
  • размер 1.18 МБ
  • добавлен 12 мая 2011 г.

Народная культура

  • формат ppt
  • размер 2,37 МБ
  • добавлен 02 февраля 2012 г.

НУУз (ТашГу) Узбекистан, г. Ташкент. 2012г. 10 слайдов. Что такое народная культура фольклор популярная культура откуда берется народная культура состав народной культуры

Наулко В.І. Культура і побут населення України

  • формат pdf
  • размер 14,80 МБ
  • добавлен 03 августа 2012 г.

К.: Либідь, 1993. - 288 с. Перше видання цієї книжки (1991 р.) стало водночас і першим знайомством читача з оригінальним систематизованим посібником з українського народознавства. У другому, доповненому і переробленому виданні з урахуванням новітніх данних подано огляд основних етапів етнічної історії України, розвитку різноманітних сфер матеріальної та духовної культури її населення. Для науковців, студентів, усіх, хто цікавиться історією та е.

Наулко В.І. Культура і побут населення України

  • формат djvu
  • размер 15,89 МБ
  • добавлен 20 октября 2013 г.

К.: Либідь, 1993. — 288 с. Перше видання цієї книжки (1991 р.) стало водночас і першим знайомством читача з оригінальним систематизованим посібником з українського народознавства. У другому, доповненому і переробленому виданні з урахуванням новітніх данних подано огляд основних етапів етнічної історії України, розвитку різноманітних сфер матеріальної та духовної культури її населення. Для науковців, студентів, усіх, хто цікавиться історією та.

Омирбекова М.Ш. Толенбаев С. Традиционная культура казахов

  • формат pdf
  • размер 23.63 МБ
  • добавлен 23 февраля 2011 г.

Алматы: Алматыкiтап, 2004. Данное учебное пособие предлагается учащимся школ и в качестве вспомогательного материала, который поможет подрастающему поколению приобщиться к обширной сфере исконно традиционной культуры – прикладному искусству. Учащиеся не только овладевают техникой создания орнаментов, но и знакомятся с забытыми понятиями и словами, имеющими прямое отношение к этому виду искусства. Пособие будет интересно и полезно для всех, интер.

Салин Ю.С. Потерянный рай народной культуры

  • формат pdf
  • размер 7,55 МБ
  • добавлен 06 декабря 2016 г.

Содномпилова М.М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов

  • формат djvu
  • размер 3,11 МБ
  • добавлен 23 сентября 2014 г.

Содномпилова М.М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов

  • формат pdf
  • размер 4,73 МБ
  • добавлен 05 июля 2013 г.

Теребихин Н.М. (отв. ред.) Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика

  • формат pdf
  • размер 77,58 МБ
  • добавлен 10 января 2014 г.

Сборник научных статей (материалы V и VI Поморских чтений по семиотике культуры). — Архангельск: С(А)ФУ, 2011. — 504 с. Сост.: А.Н. Комолятова и др. В сборнике представлены материалы V и VI Поморских чтений по семиотике культуры, проведенных Поморским государственным университетом имени М.В. Ломоносова совместно с созданной в рамках реализации проекта международной сетью научных центров по изучению, сохранению и освоению этнокультурных ландшафтов.

Томилов Н.А., Хилько Н.Ф. (отв. ред.) Народная культура Сибири. Часть 1

  • формат pdf
  • размер 16,15 МБ
  • добавлен 23 февраля 2015 г.

Учебное пособие. — Омск: Сибирский филиал Российского института культурологии, 2002. — 170 с. Авторы: Н. А. Томилов, Л. Б. Зубанова, О. Л. Ермакова, Т. Н. Паренчук, Г. В. Волощенко, Л. Г. Скульмовская, Н. Е. Копанева, Д. А. Алисов, О. А. Литвинова, Е. В. Мельникова, С. П. Заборовская, Д. А. Ольшанский, Л. Б. Герасимова, М. А. Жигунова, Л. П. Чекмарева, О. П. Коломиец, Ш. К. Ахметова, Н. М. Генова, Т. Б. Смирнова, Л. М. Карбаинова, В. И. Власова.

Традиційна культура в умовах глобалізації: культурна ідентифікація та інформаційне суспільство

  • формат pdf
  • размер 1015,42 КБ
  • добавлен 28 июля 2015 г.

Традиции и новации в культуре

  • формат doc
  • размер 30,99 КБ
  • добавлен 14 января 2016 г.

2015 г. Используемые источники: Богуславская С.М. Теория культуры в вопросах и ответах. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. Солонин Ю.Н. Культурология: учебник для вузов. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Культурология: краткий курс лекций. Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции: учебно-методическое пособие. Введение Понятие традиции и новации в культурологии Определение и сущность традиции. Функции традиц.

Традиции и пассионарность

  • формат doc
  • размер 40,31 КБ
  • добавлен 21 сентября 2011 г.

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2011. Определение понятия традиции. Историческое значение традиции. Традиция как выбор. Черты традиции. Традиция как необходимое условие существования истории и культуры народа.

Традиционное общество

  • формат doc
  • размер 26,30 КБ
  • добавлен 08 октября 2011 г.

5 стр. Общая характеристика традиционного общества. Древний Восток: единство и многообразие: культура древнего Египта, Индии, Китая, Формирование исламской религии.

Ултургашева Н.Т. Педагогика народного художественного творчества: учебно-методический комплекс

  • формат pdf
  • размер 386,44 КБ
  • добавлен 14 ноября 2014 г.

Кемерово : КемГУКИ, 2013 - 48 c. Цель данного курса – профессиональная теоретическая и общая методическая подготовка студентов к педагогическому руководству коллективами народного художественного творчества в современных условиях.

Ултургашева Н.Т. Теория и история народной художественной культуры: учебно-методический комплекс

  • формат pdf
  • размер 523,24 КБ
  • добавлен 17 ноября 2014 г.

Кемерово: КемГУКИ, 2013. - 87 c. Формирование у студентов целостной cистемы методологических, теоретических и исторических знаний в области народной художественной культуры.

Феномен народной культуры

  • формат doc
  • размер 35,19 КБ
  • добавлен 14 сентября 2014 г.

Нижний Новгород, Нижегородский филиал Университета Российской академии образования, 2011 г., 28 стр. Содержание: Введение Общее представление о народной культуре и проблемах ее исследования Традиция как способ формирования и функционирования народной культуры Предметно-материальный мир традиционной народной культуры прошлого в условиях современности Заключение

Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ)

  • формат pdf
  • размер 720,45 КБ
  • добавлен 26 октября 2012 г.

Монография. Ростов-на-Дону, 2001. - 192 с. Традиционная культура в жизни общества Источники и факторы культурного воспроизводства Традиция и инновация в общественном развитии

Хисамиева Г.К. Надгробие в контексте национальной культуры (на материале Юго-Востока Татарстана)

  • формат pdf
  • размер 912,46 КБ
  • добавлен 24 января 2012 г.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии Специальность 24.00.01. – Теория и история культуры Федеральное агентство по культуре и кинематографии Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма Москва, 2007. - 173с. Исследование внутреннего разнообразия культуры России вызывает потребность в регионализации культурной политики, которая призвана реализовать право регионов не только пользоваться учреждениями кул.

Цай Чжичунь Cài Zhìchún 蔡志纯。蒙古族文化。Традиционная культура монголов

  • формат pdf
  • размер 8,00 МБ
  • добавлен 09 октября 2013 г.

北京:中国社会科学出版社, 1993。 - 466页。洪用斌, 王龙耿编著。 ISBN 7500413807 蒙古族文化是草原游牧文化的主要代表。本书介绍了蒙古族的物质文化,探索了蒙古族文化中纵向与横向发展轨迹。 Улс үндэстэн бүхэн өөрийн гэсэн соёл, уламжлал, зан заншилтай байдаг. Эртнээс уламжилж ирсэн хэл бичиг, ахуйн онцлог, амьдралын хэв маяг, урлагийн бүтээлүүд, ёс заншил, харилцаа, байгальтайгаа зохицон амьдрах хүний амьдралын бүхий л ухамсарт үйл ажиллагааны үр дүн нь ү.

Цзян Чунлунь Jiāng Chónglún 姜崇仑(主编)。哈萨克族历史与文化

  • формат pdf
  • размер 5,07 МБ
  • добавлен 27 октября 2013 г.

Юдин А.В. Русская народная духовная культура

  • формат djvu
  • размер 9.57 МБ
  • добавлен 08 ноября 2009 г.

В книге рассказывается о традиционной русской культуре, ее основных пластах, специфических явлениях и периодах развития с X по XVII в.: о восточно-славянской мифологии, связанной с календарно-трудовым циклом, о религиозных верованиях — православии и периферийных явлениях, о формировании двоеверия и апокрифической традиции, старообрядческой в том числе. Автор останавливается на «смеховой» культуре, фольклоре и народной книжности, на бытовых.

Koeblitski Georgi. Tradities en gewoonten van de volkeren van de Sovjet-Unie

  • формат image
  • размер 76,12 МБ
  • добавлен 01 февраля 2016 г.

꾸블리쯔끼 게오르기. 쏘련인민의 풍습과 전통. Традиции и обычаи народов СССР

  • формат image
  • размер 59,30 МБ
  • добавлен 09 февраля 2016 г.

Читайте также: