Химический состав детских игрушек

Обновлено: 27.03.2024

По используемым материалам игрушки делят на деревянные, металлические, текстильные, пластмассовые, резиновые, комбинированные, полиграфические, стеклянные (елочные).

Игрушки — изделия, предназначенные для детей до 14 лет. Игрушкам принадлежит важная роль в развитии ребенка. Они являются материальной базой игр. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие. Игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают воображение, интуицию, формируют у ребенка нравственные ценности, любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывают художественный вкус, побуждают к творчеству.

Именно с помощью игрушек и игр ребенок наиболее естественно и непосредственно открывает для себя одну за другой сферы общечеловеческого знания, получает необходимую предметную информацию. Играя, ребенок осваивает различные способы действия в определенных мыслительных или реальных ситуациях, накапливает свой первый опыт жизни. В игре развивается способность к осознанию деятельности и человеческих отношений.

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учетом последних достижений в различных областях знаний. Многие игрушки оснащаются электроникой и другими механизмами, приводящими игрушки в движение, обеспечивающими выполнение голосовых команд, превращающими их в игрушки с искусственным интеллектом.

Игрушки могут быть классифицированы по педагогическому назначению, возрасту детей, материалу изготовления.

По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы:

• развивающие первоначальные движения и восприятия;

• знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира;

• способствующие умственному развитию;

• знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки;

• способствующие художественному и музыкальному развитию детей;

• знакомящие детей с элементами науки и техники;

• способствующие физическому развитию;

• развивающие жизнерадостность и чувство юмора.

Некоторые игрушки объединяют в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать на все его чувства. В последнее время в продаже появились и развивающие игровые центры или детские комплексы, которые объединяют игрушки разного педагогического назначения.

Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха), являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой. Прозрачная погремушка, у которой внутри прозрачного корпуса находятся цветные пластмассовые шарики, приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.

Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), знакомят детей с людьми, животным и растительным миром, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен. К ним относятся куклы (с одеждой, мебелью, предметами быта, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.

Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. К этой группе относятся многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, расширяющие кругозор, развивающие интерес к знаниям, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность. По тематике они подразделяются на исторические, географические, астрономические, зоологические, ботанические, математические, литературно-художественные и др.

Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки, включают садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов: столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования, наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы. Они знакомят детей с разнообразными инструментами, материалами (их свойствами и способами обработки), воспитывают интерес к разнообразным профессиям, трудолюбие, трудовые навыки.

К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам: выжиганию, резьбе по дереву; конструктивно-художественные, театральные и музыкальные игрушки. Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют обогащению речи.

К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся наборы для сборки технически сложных электронных конструкций: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемников, различные электронные игры, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии. Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, помогают политехническому образованию детей.

К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки), относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спорт-роллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки; бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).

К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.

По возрастному назначению игрушки подразделяют на три основные группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет). Возрастное назначение игрушек определяется соображениями безопасности, уровнем развития детей и связанным с ним проявлением интереса к окружающим предметам и явлениям. Игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут напугать малыша, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сможет взять в руки и т. п.

По материалам, применяемым в производстве, игрушки подразделяются на деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические, керамические, бумажные, картонные, мягконабивные.





В МИРЕ ИГРУШЕК


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Когда в семье появляются дети, дом начинает постепенно заполняться игрушками. Сначала это погремушки и погрызушки, потом пирамидки, конструкторы, машинки и куклы, игрушки для ванной и улицы, мягкие и твердые, звенящие и пищащие. Их приносят знакомые и родственники, ими прямо-таки заваливают ребенка на его день рождения и Новый год. И ведь сегодня это сделать совсем не сложно - пошел в детский магазин и купил, они совсем недороги. А игрушки из натуральных материалов ведь так дорого стоят.

Поэтому в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что дешевые игрушки вряд ли окажутся безопасными для здоровья и стоит ли их вообще давать детям.

Объект исследования: пластмассовые игрушки.

Предмет исследования: материалы, используемые при производстве пластмассовых игрушек.

Цель исследования: попробовать изготовить экологически безопасную игрушку.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи для исследования:

1.Провести анализ литературы по теме: материалы, используемые при производстве пластиковых игрушек;

2. Изучить местный рынок пластиковых игрушек, выяснить их состав и влияние на организм ребенка;

3. Изготовить экологически безопасную игрушку.

Результатом исследования будет представлена экологическая игрушка.

Игрушка для детей первого года жизни должна быть достаточно крупной, ярко окрашенной, издающей звуки, удобной для захватывания и соответствовать по величине и весу физическим возможностям ребенка. Распространенными являются погремушки, кольца, пирамиды и тому подобные игрушки, изготовленные из пластмасс. Анализ литературных источников показал, что основным материалом, используемым при производстве игрушек в России, является поливинилхлорид и стирол.

Дети раннего и ясельного возраста, как правило, при занятии с игрушкой, познавая ее, включают все органы чувств, в том числе берут игрушку в рот. Поэтому гигиенический контроль за такими игрушками должен быть более жестким, чем установленный действующими нормативными документами 

Погрызушки, и уточка, приобретенные нами для анализа изготовлены из ПВХ, что было заявлено производителем на этикетке. Анализ показал, что игрушки оказались эластичными, гладкими на ощупь, довольно ярко окрашенными, легко гнущимися. Первоначально они обладали довольно резким и неприятным запахом, что позволило предположить наличие в изделиях вредных для здоровья малышей веществ, раздражающих верхние дыхательные пути, слизистые оболочки глаз, тем самым вызывающие ряд аллергических реакций. Для проверки стойкости красителей мы, намочив белую фильтровальную бумагу, протерли поверхность игрушек. При этом обнаружили, что ярко окрашенные части оставляют след. Это указывает на возможное содержание ионов тяжелых металлов, что отрицательно скажется на здоровье малышей.

Далее приобретенные игрушки мы разрезали на мелкие части и провели ряд исследований.

Образцы оказались трудногорючи, при удалении из пламени самозатухали. При горении сильно коптили, в основании пламени можно было наблюдать яркое голубовато-зеленое свечение. При этом выделялся очень резкий запах дыма. При сгорании образовывалось черное, углеподобное вещество, легко растираемое между пальцами в сажу.

Все это позволило экспериментально подтвердить, что данные игрушки действительно изготовлены из ПВХ, как и было заявлено на этикетке (производитель завод «Огонек» Россия).

Для определения наличия хлора маленькие кусочки образца анализируемой игрушки мы поместили в пробирку с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опустили в пробирку с лакмусом, причем конец газоотводной трубки помещался выше уровня раствора лакмуса. Содержимое пробирки нагрели. Выделяющийся хлороводород менял окраску лакмуса на красную. Затем эту газоотводную трубку опустили в раствор с нитратом серебра и наблюдали выделение белого творожистого осадка, со временем темнеющего.

При производстве пластмассы зачастую используют фенол в качестве антиоксиданта. Фенол, или карболовая кислота, токсичен, вызывает нарушение функций нервной системы. Пыль, пары и раствор фенола раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу.

Фенол всасывается в кровь через слизистые оболочки и кожу, а затем распределяется в органах и тканях. И уже через несколько минут начинает воздействовать на ткани головного мозга. При хронических отравлениях фенолом наблюдаются слабость, повышенная утомляемость, плохой сон, головные боли, головокружение, нарушения центральной нервной системы, деятельности желудка, кожный зуд, дерматиты. Согласно требованиям СанПиНа, в детских игрушках содержание фенола не допускается ни в каких количествах.

Мы исследовали образцы игрушек на наличие фенолов. Для этого исследуемые образцы мы на сутки поместили в воду. К полученной вытяжке добавили несколько капель FeCl3. Изменение окраски при этом не наблюдалось. Значит, в выбранных для анализа игрушках фенола нет.

Игрушки из полистирола.

Погремушка «Гантелька», подвеска на коляску производитель Стеллар Россия изготовлены из полистирола, как утверждал производитель.

При сгибании полоски образцов, легко гнутся, потом резко ломаются с характерным треском. На изломе видна мелкозернистая структура. Горит образец ярким, сильно коптящим пламенем (хлопья копоти тонкими паутинками взмывают вверх!). Запах сладковатый, цветочный.

Мы провели деполимеризацию полистирола. Образующийся при разложении полимера стирол конденсируется в приемнике - пробирке, охлаждаемой водой. Примесями он окрашен в желтый цвет. Полученный стирол вызвал обесцвечивание раствора перманганата калия.

К какому выводу мы пришли:

Несомненно, эти пластмассы обладают рядом достоинств: устойчивость к кислотам, щелочам, растворителям и маслам, бензину, керосину, хорошие диэлектрики. Но прочитав, все достоинства этого материала можно подумать, что ребенок во время игры будет погружать игрушку в столь опасные для него вещества, или что еще интереснее поджаривать на костре? А тогда почему игрушки, попадающие на рынок изготовлены именно из ПВХ и полистирола? Единственный ответ, который пришел нам на ум – это дешевизна. А стоит ли «овчинка выделки»?

А сколько поломанных игрушек мы выбрасываем! В результате возникает еще одна проблема, пластмасса практически не подлежит вторичной переработке. Отслужившие свой срок игрушки отправятся либо на мусорную свалку, либо в печь мусоросжигательного завода. При горении пластмассы выделяют самые сильные из известных человеку ядов – диоксины, опасные даже в малых дозах. Они накапливаются и в окружающей среде, и в организме человека, практически не выводятся, способны вызывать расстройства репродуктивной функций и приводить к онкологическим заболеваниям.

А чем можно заменить столь опасные игрушки? Ведь пластмассы появились лишь в ХХ веке, а что заменяло этот материал ранее? Еще в 1899 году немецкий химик Адольф Шпитлер получил патент на производство пластика на основе казеина – белка, образующегося при сворачивании молока под действием ферментов (тех самых веществ, с помощью которых мы перевариваем пищу). Ученый обнаружил, что казеин придает материалам эластичные свойства, а при остывании – твердость и прочность.

Первое промышленное изготовление пластмасс на основе органических веществ началось в конце XIX века. Одной из них является галалит (дословно – молочный камень), который на заводах делался из казеина, обработанного формалином. Использование формалина нас несколько насторожило, ведь это тоже ядовитое вещество. Но возможно его можно будет заменить чем- то не столь вредным для здоровья?

В свое время галалит шёл на изготовление самых разных вещей, начиная от перьевых ручек и заканчивая бижутерией.

Итак, выход есть!

Изготовление экологически чистой игрушки.

Технология изготовления очень проста и приготовить самодельную галалитовую пластмассу может даже ничего не смыслящий в химии человек. Основными составляющими формулы являются молоко и лимонный сок.

Для приготовления галалита понадобятся:

Молоко, можно обезжиренное,

очень много бумажных салфеток

Молоко и лимонный сок берутся в пропорции 16:2 соответственно, или 1 столовая ложка сока на стакан молока. Из одного стакана молока получается кусок пластика диаметром около 5 см и толщиной 3 мм.

Купленное молоко на сутки оставили в теплом месте.

Затем нагрели его до температуры 36-40 о С. Оно не должно кипеть (иначе масса для лепки будет слишком твёрдой). И добавили лимонный сок.

Буквально сразу в смеси стали появлятся частицы отделившегося казеина. Перемешили смесь с полминуты. Затем медленно процедили жидкость сквозь марлю, переливая из одной чашки в другую. Основная часть казеиновых частиц собралась в марле. Отжали марлю так, чтобы весь казеин в ней слипся в один комок. Переложили массу на вощеную бумагу. Массе пластика можно придавать желаемую форму, а имеет он консистенцию водянистого сыра. Приготовление массы занимает всего около 10-15 минут. Отвердевание происходит минимум двое суток.

После полного высыхания размер уменьшается в два раза и фигурки темнеют.

С помощью надфиля и наждачной бумаги, обработали поверхность каждой фигурки. Фигурки стали ровные и гладкие.

В домашних условиях можно найти еще много применений для этого нетоксичного, экологически чистого пластика. Например, его довольно успешно используют как материал для самодельных авторских пуговиц. Ведь в старину пуговицы на Руси и изготавливались из творога.

Утилизация подобного материала не представляет труда. Достаточно оставить изделие на несколько часов в теплой воде и оно развалится. Затем смесь можно слить в канализацию.

Для производства игрушек чаше используется ПВХ или полистирол, что связано с их дешевизной.

Альтернативу пластиковым игрушкам могут составить игрушки из естественных материалов, например дерева, натурального каучука, соломы, шерсти. Такие игрушки химически и экологически безопасны, знакомят малыша с естественными текстурами и свойствами материалов, как правило не окрашены, либо окрашены с использованием натуральных красителей.

Мы попытались в домашних условиях изроговидной пластмассы (из молока), с использованием натуральных красителей, изготовить разные игрушки. Такие игрушки химически и экологически безопасны, для малышей, а утилизация надоевшей игрушки не представляет труда. Проведенный нами блиц-опрос учащихся младших классов и учителей показал, что большинство опрошенных с большим удовольствием имели бы в доме безопасную игрушку. А если ее можно сделать самим это еще и увлекательно!

Верховцев О.Г. Практические советы мастеру-любителю. Энергоатомиздат, 1988, 386с.

ГОСТ 25779 – 90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» – Москва – 1990.

Донцов А.А., Лозовик Г.Я., Новицкая С.П. Хлорированные полимеры. М.: Химия, 1979, 58с.

Методические указания по санитарно-химическому исследованию детских резиновых и латексных сосок и пустышек. – Москва – 1974.

Стан В.В. Методические подходы к гигиенической оценке игрушек из полимерных материалов. // Гигиена и санитария. – 1984 – N 8 – c. 32-35.

Тужилин Н. Мир вокруг тебя. Издательство Крым, Симферополь, 1966.

11. Цветков Л.А. Синтетические высокомолекулярные вещества. Учебное пособие для средней школы., Москва – Учпедгиз - 1962.

Содержание ядовитых веществ в детских игрушках не всегда регулируется законодательством.

Содержание ядовитых веществ в детских игрушках не всегда регулируется законодательством.
Фото Pixabay.

Согласно данным нового научного исследования, каждый ребёнок, живущий в западной стране, получает в год 18 килограммов пластиковых игрушек (!). Это вполне объяснимо: пластику можно придать яркие цвета, он лёгкий и при этом достаточно прочный и долговечный, из него легко делать изделия.

Однако точный состав различных видов пластика, в том числе биопластика, и его влияние на здоровье детей до конца не изучены. Проблема усугубляется тем, что в мире набирает обороты переработка пластика. Однако достаточно ли тщательно изучается состав исходного материала? Именно этот пробел в знаниях попытались закрыть учёные в новом исследовании.

Они обнаружили, что в популярных игрушках продолжают использоваться запрещённые и вредные для здоровья химикаты. Также они составили дополнительный список токсичных веществ, которые ещё не попали под запрет и продолжают широко применяться в производстве детских игрушек.

В исследовании были объединены результаты 25 работ о составе пластиковых детских игрушек. Всего учёные описали 419 компонентов в твёрдых, мягких и вспененных материалах, из которых 126 представляют опасность для здоровья, в том числе и как канцерогены (вещества, вызывающие рак).

"Мы объединили информацию о химическом составе материалов, используемых для производства игрушек с тем, как дети взаимодействуют с игрушками, то есть как долго они обычно играют с ними, кладут ли их в рот, и тем, сколько таких игрушек приходится на одного ребёнка", – сообщил в пресс-релизе ведущий автор работы Николо Аурисано (Nicolò Aurisano) из Датского технического университета.

Учёные видят причину такого засилья ядовитых веществ в отсутствии международного контроля за производством пластиковых игрушек. Несмотря на то, что во многих странах существует законодательство, запрещающее использование некоторых токсичных компонентов, оно не всегда учитывает полный список опасных веществ, которые находят в составе детских игрушек.


Более того, некоторые запрещённые опасные компоненты присутствуют в пластиковых игрушках из-за того, что производители не знают точный состав используемых ими материалов. Соответственно, канцерогенные и вредные вещества могут присутствовать в переработанном, но изначально загрязнённом пластике.

Так использование 27 из 126 потенциально опасных компонентов, выделенных в исследовании (включая разнообразные фталаты, антипирены и пластификаторы), регулируется законодательством многих стран, но при этом они всё равно обнаружены в исследованных игрушках.


Также учёные обнаружили 17 химикатов, которые могут быть вредны для здоровья, но всё ещё используются в производстве игрушек и не входят в списки опасных веществ.

В рамках исследования команда учёных разработала список максимально допустимых концентраций опасных для здоровья веществ. Они предлагают использовать эти результаты как в законодательных инициативах, так и в качестве рекомендательных норм для производителей игрушек.

Пока же исследователи напоминают, что непосредственное решение о том, чем будут играть дети, принимают их родители. Пока допустимое количество ядовитых веществ в детских игрушках недостаточно регулируется на государственном уровне, это остаётся задачей потребителя.

Учёные видят простое решение этой проблемы в отказе от пластиковых игрушек, или, по меньшей мере, в ограничении их количества.

Работа опубликована в издании Environment International.

Наталья Выборова больше двух лет проводит мастер-классы по изготовлению слаймов. И она лучше других знает, что не все новые игрушки одинаково полезны.

Куклы Барби и плюшевые медвежата - прошлый век! Сейчас в тренде у детей иные игрушки - сквиши, лизуны и слаймы. Многие и названий-то таких не слышали, но только не родители.

«Комсомолка» вместе с преподавателем химии из иркутского детского образовательного клуба BrainStorm Натальей Выборовой разбирались, насколько безопасны такие игрушки.

Мастер-классы по изготовлению слаймов она проводит более двух лет. И знает, как определить, качественная ли игрушка попала ребенку в руки.

НЕ ПЛАСТИЧНЫЙ? ЗНАЧИТ, В НЕМ ХИМИЯ

Итак, эксперимент начинаем в отделе игрушек магазина. Набираем лизунов и слаймов на 400 рублей.

- Начнем с лизуна, - предлагает Наталья. - С виду образец очень даже привлекательный: ярко-розовый, с блестками. Изучаем состав. «Полимер» - вот и все, что в нем указано. Звонок тревожный. Под полимером можно спрятать много химических элементов, в том числе вредных… Такие игрушки лучше не брать.

Но мы открываем пластиковую прозрачную коробочку с лизуном внутри - и…

- Твердоват и не тянется, а рвется на куски, а лизун должен быть пластичным, - добавляет Наталья. - Если нет, значит, в игрушку добавили слишком много тетрабората натрия, из-за которого смесь густеет. Само по себе вещество нетоксично, его даже используют для лечения грибков или ангины, но с одной оговоркой - если использовать в малых дозах. А в больших, как в данном лизуне, оно может вызвать раздражение и зуд на коже. Я бы точно не стала рисковать и давать такое ребенку.

СИЛЬНЫЙ ЗАПАХ? ВЫБРАСЫВАЙТЕ!

На очереди еще три баночки со слаймами - их мы изучим на запах. Вскрываем по очереди: у двух тянучек аромат мыла и ароматизаторов, как у гелей для душа, - от зеленого веет яблоком, от розового - ягодами.

- Ничего необычного, - заключает Наталья.

Третья - умная масса (тот же слайм, только более густой), резко ударяет в нос запахом резины и режет глаза ядовито-розовым цветом. При этом на упаковке написано: «Нетоксично!»

- В слаймы обычно добавляется наименее вредный клей ПВА, бытовая химия для приятного аромата и безопасные пищевые красители, - говорит Наталья. - А такой острый запах и кричащий цвет, конечно, настораживают. Как минимум может возникнуть аллергическая реакция. Неизвестно, что за химические вещества сюда добавлены, но состав мы и здесь не изучим: на этикетке снова значится только сухое слово «полимер». А что за ним? Таблица Менделеева…

«Врага» родители должны знать в лицо: слаймы - слева, умная масса - справа вверху, лизун - справа внизу.

«Врага» родители должны знать в лицо: слаймы - слева, умная масса - справа вверху, лизун - справа внизу. Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

БЕЛЫЙ НАЛЕТ - ЭТО ПЛЕСЕНЬ

Прежде чем покупать лизуна в магазине, посмотрите на коробку с тянучкой на свет. Видите белый налет? Возможно, это плесень. Значит, игрушку хранили неправильно или вскрывали. Ребенку ее давать нельзя.

- Вскрытые игрушки можно хранить только в холодильнике, - говорит Наталья. - Слаймы влажные, к ним быстро прилипает грязь от рук и поверхностей - это настоящее раздолье для бактерий и плесени. Играть ими более двух-трех часов подряд нежелательно. Обычно лизуны «живут» 2 - 3 месяца, а потом усыхают или плесневеют, особенно если лежат в тепле.

Не позволяйте детям долго играть в слаймы, брать их в рот или трогать руками, если на ладошках ссадины. Инфекции и аллергия - верные спутники таких игрушек.

ИСПЫТАНИЕ НОГТЯМИ НА ПРОЧНОСТЬ

Теперь испытаем сквиш - игрушку-антистресс с жидким наполнителем. Взяли резиновую лягушку. Сжимаем покрепче, и на зверушке вылезают шарики со слизью. Дети от восторга обычно пищат!

- А знак нехороший… Внутри сквиша - кусочки гидрогеля, пропитанного водой, - поясняет Наталья. - Это полимер, который используется при выращивании растений, так как хорошо впитывает и отдает жидкость. Но от влаги гидрогель расширяется и, бывает, рвется!

Доказательство мы увидели через 10 минут. Лягушка лопнула, вода и кусочки гидрогеля брызнули во все стороны. Мне прилетело прямо в глаз, который тут же покраснел.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Валерий КИЖНЯЕВ, доктор химических наук, профессор Иркутского государственного университета:

Клей и антисептик - ничего полезного

- Изначально лизунов изготавливали из безвредной смолы. Сейчас основной ингредиент - клей ПВА. Если говорить языком химии, он состоит из поливинилацетата и добавок. Сам по себе поливинилацетат нетоксичен, но при изготовлении клея в него добавляются химсоединения, которые могут быть вредны для здоровья. Что касается тетрабората натрия, то это антисептик. В больших количествах он убивает не только вредные бактерии, но и необходимые организму.

КОМПЕТЕНТНО

В России впервые проверят слаймы на токсичность

Несмотря на популярность слаймов, в Роспотребнадзоре нет четких рекомендаций относительно них. И этим производители явно пользуются. Доказательство - слово «полимер» на фабричных упаковках, за которым можно спрятать что угодно. Но буквально на днях этой темой вплотную занялись эксперты Роскачества. Слаймы изучат по 50 параметрам, не только на содержание различных химических элементов, но и на внешний вид, текстуру, липкость, маркировку (с указанием срока годности). Результаты станут известны 1 июня.

КСТАТИ

Делаем слайм своими руками

Безопаснее делать слаймы своими руками. Так хотя бы родитель будет точно знать, что входит в состав тянучки. Именно этот способ нравится детям - им интереснее самим «сварить» игрушку, а некоторые потом их даже продают.

Классический рецепт, популярный в интернете и на мастер-классах: «Смешать в чашке полстакана воды, 50 граммов клея и половину чайной ложки порошка тетрабората натрия или 5 - 10 капель раствора, а затем разминать ложкой, пока смесь не станет густой и вязкой. Добавить пару капель геля для душа для запаха и блестки для красоты. Готово!»

- Четких пропорций не существует, все ингредиенты смешиваются на глаз, именно поэтому юные слаймеры и придумывают сотни разных рецептов, - рассказывает Наталья Выборова. - Важно, чтобы дети не использовали для изготовления слаймов строительный клей вместо ПВА или бытовую химию с резким запахом. На руки нужно надевать резиновые перчатки, а помещение хорошо проветривать. Контроль взрослых - обязателен!

СЛОВАРИК «КП»

- Слайм - игрушка из вязкого желеобразного материала, похожего на слизь. Влажная на ощупь. Если ее не трогать, расползается по поверхности, но уплотняется при сжатии или ударе. Могут быть разной текстуры в зависимости от добавок: с бусинами, с твердой корочкой, хрустящий (с пенопластом), на что хватит фантазии.

- Лизун - тот же слайм, но может быть более плотным, но в то же время пластичным. Держит форму только в покое.

- Сквиш - игрушка-антистресс с мягким наполнителем (как правило, резиновая, внутри - вода и гидрогель). Приятно мять, быстро принимает первоначальную форму, не пачкает руки. Выпускается в разнообразной форме, от зверей до игрушечной еды.

Возрастная категория сайта 18 +

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Направление ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Исследовательская работа

В мире игрушек.

Выполнена учащейся 7 «а» класса

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 76», МО «Котлас»,

Усачевой Полиной Игоревной

Руководитель - учитель химии, биологии

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 76», МО «Котлас»,

Петухова Наталья Сергеевна

1.1. История происхождения игрушек……………………………………………. 4

1.2. Материалы, применяемые в производстве игрушек…………………….……..5

1.3. Влияние составляющих веществ игрушек на здоровье человека…………….7

2.1. Качественный анализ химического состава игрушек «сквиши» и «скрепыш»………………………………………………………………………………….9

2.2. Изготовление экологически безопасной игрушки в домашних условиях……9

У меня есть младший брат и в комнате постоянно беспорядок, так как все завалено игрушками. Если посмотреть на прилавки магазинов, то можно наблюдать огромное разнообразие игрушек из различного материала: пластик, резина и другие материалы. Очень модно стали игрушки «Сквиши». Эти игрушки зачастую недорогие и недолговечны. Но нечасто встретишь игрушки из дерева, которые экологически безопасны. Такие игрушки, как правило, дорогие. Мне стало интересно узнать о материалах, из которых производят игрушки, их влиянии на организм и можно ли приготовить игрушку безопасную своими руками.

Гипотеза: большинство игрушек, продаваемых в магазине, не являются безопасными для здоровья и могут причинить вред, а не пользу ребенку.

Объект исследования: игрушки.

Предмет исследования: материалы, используемые при производстве игрушек.

Цель исследования: изготовить экологически безопасную игрушку в домашних условиях.

1. изучить литературу;

2. рассмотреть влияние материалов, из которых произведена игрушка на организм человека;

3. Изготовить экологически безопасную игрушку.

Результатом исследования будет экологическая игрушка.

1. Основная часть.

1.1. История происхождения игрушек

Игрушки известны людям с глубокой древности, они были обнаружены при раскопках остатков древних цивилизаций. Так, при раскопках Индской цивилизации, это 3000-1500 до.н.э., обнаружены маленькие повозки на колесиках, свистки в виде птиц и обезьянок. В России свистки тоже пользовались популярностью, особенно у бедных людей. Их вырезали из дерева, украшали резьбой.

Древние греки любили играть в «камушки». В те времена появились первые матрешки, которые забавляли детей своим необычным видом. Любимой игрушкой у греческих детишек был троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась отрасль производства — изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы — из слоновой кости.

Детские игрушки, сделанные из обожженной глины находили в погребениях. Были найдены погремушки VI века до нашей эры, которые напоминали современные.

За 6000 лет до нашей эры появилась игра, внешне очень похожая на современные шахматы. Тогда уже люди начинали соревноваться друг с другом, играя. Первые шашки за 2000 лет до н.э появились в Египте. В них играли как взрослые, так и дети.

Игрушка в Росии до 18 века называлась потеха, потешка. Это были деревянные фигурки лошадок, барашек, козликов, птичек, медведей, домашних животных. Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д. Одной из первых игрушек был также мячик (мечик) — из тканей, с бубенцами внутри.

Но самой древней детской игрушкой, пожалуй, является кукла. Первой была игрушка, сделанная из соломы и ветхих тряпок. Она была похожа на настоящую маленькую девочку, поэтому дети с удовольствием играли с такой куклой.

Куклы-обереги приобрели более презентабельный вид и популярны до сих пор.

Первые куклы появились в Египте. Волосы у них были настоящими, а руки и ноги — подвижными. Особой популярностью пользовались куклы, вылепленные из глины. Для них изготавливался специальный глиняный раствор, поэтому они отличались повышенной прочностью. Игрушки советской эпохи отличались прочностью и долговечностью. Заменить резинку, которая держала руки и ноги, не составляло труда.

Игрушки существовали всегда, они просто необходимы каждому ребенку для правильного развития и восприятия мира. Игрушки изменяются, совершенствуются, но их актуальность не утратится никогда.

1.2. Материалы, применяемые в производстве игрушек

По материалу изготовления игрушки делят на пластмассовые, металлические, деревянные, резиновые, из тканей (мягконабивные), картонные и другие. В особую группу выделяют елочные украшения и карнавальные принадлежности, которые изготавливают из стекла с напылением, пластмасс, мишуры из металлизированного лавсана, картона, бумаги и других материалов.

Пластмассовые игрушки имеют набольший удельный вес, так как отличаются легкостью, изяществом, разнообразием форм и конструкцией, яркими цветами, хорошо моются. Пластмассовые игрушки изготавливают из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, поликарбоната, пенополиуретана (поролона). К ним относится куклы, фигурки животных, погремушки, кольца, кубики, посуда, машины, тракторы, водоплавающие игрушки, мячи и другие. Пластмассовые игрушки должны обладать высокими потребительскими свойствами:

· эргономическими (в том числе гигиеническими);

· надежностью и безопасностью.

Металлические игрушки предназначены для детей всех возрастных групп, кроме первой группы раннего возраста. Для них изготовления применяют различные стали, сплавы цветных металлов. Металлические игрушки окрашивают кистью или аэрографом. В транспортных металлических игрушках применяют пружинные, инерционные и электрические двигатели. Ассортимент металлических игрушек подразделяют на следующие подгруппы: транспортные, сельскохозяйственные, космическая техника, электрические и оптические инструменты, конструкторы и другие.

Деревянные и керамические игрушки имеют в настоящее время ограниченный ассортимент (замены пластмассовыми игрушками). Они отличаются по способу изготовления:

· Токарные (городки, пирамидки);

· Столярные и выпиленные (гарнитуры кукольной мебели);

· Плетеные (лукошки и корзинки).

Деревянные игрушки изготавливают из древесины лиственных и хвойных пород, листовой фанеры, ивового прута, а отделывают красками или прозрачными лаками, резьбой, выжиганием, живописью и другие.

Резиновые игрушки - изготавливают из натурального каучука, имеют ограниченное применение. В настоящее время их ассортимент заменяют мягкие игрушки из ПВХ и ПВХ пленок.

Керамические игрушки представлены глазурованной (свистки, копилки)

Надувные игрушки изготавливают из газонепроницаемой ПВХ пленки методом СВЧ сварки с контурным электродом. В пленку предварительно закладывают специальный клапан, через который игрушку надувают воздухом.

Резиновые игрушки из силиконовой резины предназначены для ясельного возраста. Это фигурки людей, птиц, рыб, животных, надувные мячи и шары, которые раскрашивают специальными безопасными красками.

Мягконабивные игрушки изготавливают из искусственных и натурального меха, различных ворсованных тканей. Набивным материалом служат синтетическая вата, паралон, пластмассовые шарики. Эти игрушки могут иметь заводной механизм и дополнительные украшения (ошейники, медали, ленты, пряжки). Мягконабивные игрушки выпускаются в широком ассортименте, мягки, приятны на ощупь, но их трудно мыть и дезинфицировать.

1.3. Влияние составляющих веществ игрушек на здоровье человека .

Сейчас на рынках и в магазинах продается много ярких игрушек, которые привлекают наше внимание. Детям так и хочется ими поиграть, а родители и покупают. Редко кто задумывается, из чего изготовлена игрушка и что входит в ее состав. Давайте разберемся, какие же вещества в основном входят в современные игрушки.

Для изготовления игрушек используются современные синтетические материалы, которые доступны и недорогие. Большинство игрушек ярки, значит, содержат краску. Но маленький ребенок, облизав игрушку или пожевав резиновую куклу, может проглотить эту краску. А полезна ли она, или можно отравиться?

Вредные вещества, получаемые организмом в результате постоянного контакта, накапливаются, приводя со временем к развитию тяжелых заболеваний печени, почек, сердца, желудка.

Рассмотрим вредные вещества, содержащиеся в игрушках.

Фенол - это бесцветное кристаллическое вещество, обладающее характерным запахом. Фенол слабо растворим в воде, но хорошо растворяется в спирте и эфире, ацетоне. При изготовлении игрушек фенол используется для того, чтобы придать форму пластической массе или резине. Фенол быстро всасывается через кожу, верхние дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт. В организме он концентрируется в почках и печени. Игрушки, содержащие фенол, производятся в основном в Китае. Срок службы игрушек, производимых в Китае, зачастую прописан 3 года или 5 лет.

Формальдегид считается одним из самых опасных веществ. Он считается канцерогенным веществом, приводящим к раку. Он негативно воздействует на центральную нервную систему, генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, кожу и глаза. При вдыхании, попадании на кожу и слизистые он опасен для жизни. Симптомы отравления формальдегидом: слезотечение, насморк, кашель, слабость, боли и жжение пищеварительного тракта, рвота с кровью, покраснение и боль кожных покровов. Очень часто формальдегид добавляют в прорезыватели для зубов. Медики и родители наблюдают аллергические реакции разной степени тяжести у детей младше года, которые возникают при взаимодействии ребёнка с прорезывателями для зубов из Китая.

Свинец – с его помощью производители придают изделию серебристость. Поэтому производители используют свинец в детской бижутерии: кулоны, кольца, браслеты, цепочки, броши, талисманы и т.д. Свинец – очень ядовитое вещество. Свинец часто можно встретить в краске. Химические вещества, входящие в состав некачественного цветного покрытия, являются токсичными, при их вдыхании можно получить химическое отравление. В состав многих красителей также входят канцерогены. Попадание свинца в организм негативно сказывается на умственных способностях и даже может привести к смерти ребенка.

В последнее время все чаще обнаруживаются игрушки, загрязненные ртутью - это вещество не просто вредно для здоровья, оно опасно для жизни. Ртуть – чрезвычайно ядовитое вещество, даже очень малые количества которого могут стать причиной ряда заболеваний. Игрушки загрязнены ртутью из-за батареек, в состав которых входит это вещество. Симптомы отравления ртутью: головокружение, тошнота, резкое снижение веса, недомогание. Ртуть накапливается в почках, печени и мозге. В результате появляется волнение, покраснение лица, сердцебиение, дрожание рук, иногда и ног, наблюдаются постоянные головные боли, бессонница, раздражительность, плаксивость и депрессия.

Так же нужно смотреть на внешний вид игрушек. Страшные игрушки, заполонившие современные рынки, могут повлиять на формирование характера ребенка. Агрессивные изображения провоцируют проявление агрессии. Чем больше страшных игрушек он видит, тем более агрессивным становится.

Родителям следует помнить, что игрушка предназначена не только для развлечения. Ребенок на ней обязательно чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не покупать бесполезные, а также вредные для психики ребенка вещи. Не следует покупать все, что хочет ребенок, поскольку он маленький и не может нести ответственность за свою безопасность и здоровье. Об этом должны позаботиться его родители.

Перед тем как купить игрушку, можно проверить на наличие опасных веществ самостоятельно.

2. Экспериментальная часть.

2.1. Качественный анализ химического состава игрушек

«сквиши» и «скрепыш».

Нами была исследована игрушка «Сквиши», игрушка «скрепыш», которую недавно можно было обменять в магазине «Магнит» на наклейки (приложение 1).

Сквиши - это небольшие игрушки-антистресс в форме зверят, фруктов, овощей, сладостей или других продуктов питания с забавными мордочками. Они умещаются в руку и сделаны из приятного на ощупь, податливого материала, который можно без конца разминать.

Игрушки оказались эластичными, гладкими на ощупь, ярко окрашенными. Запахом не обладали. Приобретенные изделия состоят из различных материалов: «сквиши» выполнена из вспененного материала, скрепыш из резины.

С приобретенными игрушками мы провели следующие исследования:

1. Для проверки стойкости красителей мы, намочив белую фильтровальную бумагу, протерли поверхность игрушек (приложение 1). На бумаге не осталось следа от краски.

2. Разрезали на части и подожгли. Игрушка «Сквиши» загорелась не сразу, копчение наблюдалось, но слабое. Можно было почувствовать едкий неприятный запах, раздражающий слизистую носа. «Скрепыш» загорелся моментально, сильно коптил, запах был жженой резины (приложение 2).

3. Исследование на наличие фенолов . Для этого исследуемые образцы мы на сутки поместили в воду. К полученной вытяжке добавили несколько капель FeCl3. Изменение окраски при этом не наблюдалось. Значит, в выбранных для анализа игрушках фенола нет (приложение 2). Но исследование является только качественным, что может быть не точным.

4. Исследование на действие кислотой и водой. Поместили исследуемые образцы, соответственно в воду и разбавленную кислоту. Через 2 часа изменений не наблюдалось. Индикаторная бумажка в нейтральной среде не показала изменение среды раствора. Среда нейтральная. (приложение 2)

5. Изготовление экологически безопасной игрушки в домашних условиях

В домашних условиях легко можно изготовить не только деревянную игрушку, но и игрушку из галалитовой пластмассы. Рецепт приготовления приведен в приложении 5.

Нами из галалитовой пластмассы были залиты игрушки по формочкам в виде фруктов (приложение 3). Такая игрушка экологически безопасна, с детьми увлекательно ее готовить. Такую пластмассу в старину использовали для производства пуговиц. Утилизация подобного материала не представляет труда. Достаточно оставить изделие на несколько часов в теплой воде и оно развалится. Затем смесь можно слить в канализацию.

Изготовить куклу можно и из натуральных тканей, которой будет приятно играть (приложение 4)

Читайте также: