Хлудневская игрушка мастер класс

Обновлено: 18.05.2024

Марина Салтанова
Конспект занятия. Путешествие к хлудневским мастерам.

Путешествие к хлудневским мастерам

Образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд»

Цель: ознакомление дошкольников с культурным наследием родного края на примере традиционного народного промысла – хлудневской игрушки.

Задачи:

• Познакомить детей с традиционным народным промыслом Калужской области – хлудневской глиняной игрушкой

• Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; развивать речь, обогащать словарь;

• Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к труду взрослых.

Оборудование и материалы: компьютерная презентация «Путешествие к хлудневским мастерам». Иллюстрации дымковской и филимоновской игрушки, хлудневская игрушка (экспонаты Малоярославецкого Музейно – выставочного центра, коллекция И. А. Солдатенкова). Музыкальные фрагменты (народная музыка). Материалы для лепки (глина, доски, стеки, палочки для процарапывания узора, влажные салфетки).

Предварительная работа: Знакомство с русской народной игрушкой (Дымка, Филимоново, экскурсия в ММВЦ. Словарная работа (промысел, гончары, горн, оберег, обжиг, грематухи, гудухи, сопелки).

Образовательная деятельность проходит в изостудии.

Дети заходят в изостудию. Звучит народная музыка.

Воспитатель:

Велика Россия наша и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах на весь мир молва идет!

Наша русская игрушка не стареет сотни лет,

В красоте, таланте русском весь находиться секрет.

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в гости к народной игрушке.

Воспитатель обращает внимание детей на стенд с иллюстрациями, изображающими дымковскую, филимоновскую игрушки. Вопросы к детям:

• Какие народные игрушки вы знаете? (Филимоновскую, дымковскую)

• Назовите дымковские игрушки (барышня, индюк, барашек, конь)

• Какие элементы росписи используют дымковские мастера? (круги, точки, волнистые и прямые линии, кольца)

• Назовите филимоновскую игрушку (барышни и кавалеры, медведи, уточки – свистульки)

• Какие элементы росписи используют филимоновские мастера? (разноцветные полоски, «колоски»)

Воспитатель:

Сегодня мы с вами познакомимся с народной игрушкой нашего родного края - Калужской области. Как вы думаете, где мы можем увидеть настоящую старинную народную игрушку? Правильно, в музее. Приглашаю вас посетить Музей народной игрушки. Но сначала давайте вспомним, как нужно вести себя в музее (не кричать, не толкаться, не трогать экспонаты руками, внимательно слушать экскурсовода).

Дети проходят в «Музей народной игрушки». Научный сотрудник ММВЦ показывает старинные игрушки и рассказывает детям о хлудневской игрушке.

Хлудневская игрушка - это старинный народный промысел Думинического района Калужской области, которым традиционно занимались в деревне Хлуднево. Почти все жители деревни занимались гончарным делом – мужчины лепили посуду, а женщины и девочки – игрушки. Игрушки наши предки лепили не только для забавы. Игрушки служили оберегами (от слова «оберегать»). Наши предки верили, что игрушки могут «оберегать» людей от несчастий: если в доме есть глиняная игрушка, то беды и неудачи, болезни обойдут семью стороной. Каждая игрушка имела свое назначение. Барышню с детками дарили на свадьбу – чтобы у молодых семья была крепкая, много было детей. Чтобы в доме водилась всякая живность – дарили фигурки домашнего скота и птицы (барашки, коровы с телятами, козы с козлятами, петушки и пр.) Перед весенними работами чтобы вырастить хороший урожай лепили игрушку – барышню со снопами пшеницы. В юбку барышне помещали сухие горошины или глиняные шарики. После обжига игрушка превращалась в грематушку (погремушку). Даже свистульки – гудухи и сопелки – лепили не только ребятам на забаву. Верили наши предки, что своим свистом отгоняют игрушки от дома нечистую силу. Даже когда игрушка разбивалась - ее не выбрасывали, а мелко толкли и рассыпали вокруг избы. Есть у хлудневских мастеров и особенная игрушка – чудо дерево с фигурками животных, диковинных птиц и цветов. Верили люди, что оно может творить чудеса – вызвать дождь или солнце, уберечь от болезней, послать хороший урожай.

Давайте поблагодарим экскурсовода за интересный рассказ.

Рассказ воспитателя и беседа с детьми по презентации. Звучит народная музыка.

На родимой стороне, на калужской на земле,

Не велико, не мало, стоит Хлуднево – село.

А в селе с древней поры жили - были гончары

И лепили мастера, старые и детвора,

Крынки, плошки и горшки

Да свистульки – петушки.

За работою в светлице собирались мастерицы

Мамы, бабушки и дочки в сарафанах и платочках,

И лепили всем игрушки – солопелки, грематушки.

Как вы думаете, из чего лепят народную игрушку? (Из глины)

А откуда ее берут? (Глину добывают из- под земли)

Ребята, в деревне Хлуднево очень много глины. На окраине деревни, у речки гончары копали специальные ямы и со дна доставали глину. Глина была сине - серого цвета, называли ее «синика». Набирали мастера глины в яме и сразу принимались лепить? Нет, сначала глину хорошенько рубили лопатой, заливали водой и оставляли на несколько дней. Потом месили, мяли, выбирали из нее все камушки, веточки, корни растений. А зачем глину месили руками? (чтобы выбрать из нее все до одного камушки, если этого не сделать - посуда или игрушка рассыплется). Вязкая, мягкая как тесто глина хорошо лепится. В умелых руках мастерицы кусок глины превращается в игрушку. Как вы думаете, готова игрушка, можно в нее играть? Нет, игрушку сначала надо высушить на воздухе. А потом игрушка отправляется на несколько часов в специальную печь – горн для обжига. После обжига игрушки и посуда станут крепкими, звонкими, не будут размокать от воды. Вот посмотрите, как горячо в печи, все игрушки раскалились. Пока наши игрушки обжигаются, мы с вами поиграем.

ФИЗМИНУТКА.

Чечары, чечары, собирайтесь гончары

Хватить охать и зевать – надо глины накопать!

Мы копали, так копали – чуть лопаты не сломали,

Под землею глины – слой на три аршина.

Глину месим, глину мнем,

А теперь лепить начнем,

Вот вам и игрушка – кукла грематушка.

Пока мы играли, наши игрушки обожглись. Они уже остыли. Посмотрите внимательно, что с ними произошло? (Игрушки поменяли цвет – стали белые). Да, действительно, после обжига глина поменяла цвет и стала бело – розовой. Это еще один секрет хлудневских мастеров. Что теперь нужно сделать с игрушками? Правильно, расписать. Какого цвета краски использовали мастерицы? Обратите внимание, что расписывали не всю игрушку, а только части – гребешки, воротничок у петушка, лапки и хвост у медведицы, перышки и хвостик у птиц. Игрушки получались яркими, нарядными, затейливыми.

Дети рассматривают фотографии игрушек.

Стоит козушка – как молодушка,

С нею козлята, малые ребята.

Вот барашек свисток

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Яша дружок дует в рожок

Сидит на спинке у свинки.

Я куплю себе свистульку – буду трели выводить

Мастерицу из Хлуднево никогда мне не забыть!

А это что за необычная игрушка? Правильно, это чудо - дерево. Почему его так назвали? (Люди верили, что оно может творить чудеса – защитить их от невзгод, болезней, помочь вырастить хороший урожай и пр.). Давайте слепим такое чудо дерево для нашей группы. Посмотрите, ствол нашего дерева и затейливые веточки уже готовы. А вот гнезда – пустые. Кто должен в них сидеть? (диковинные птицы). Давайте слепим птиц и украсим ими наше чудо – дерево. Проходите скорее в нашу гончарную мастерскую.

Дети проходят в мастерскую (зону для лепки, надевают фартуки, лепят из глины птичек, наносят узоры стекой. Вылепленных птиц усаживают в гнезда.

Воспитатель:

Мы не ели, мы не пили,

Чудо – дерево лепили,

Символ мира и добра

Ну что, ребята, понравилось вам в гостях у хлудневских мастеров? Что вам понравилось и запомнилось? С какой игрушкой вы сегодня познакомились? Смотрите, ребята, наше чудо дерево уже совершает чудеса – приготовило для вас гостинцы. Давайте попрощаемся с хлудевскими мастерами и вернемся в детский сад.

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия «Путешествие в профессии» Образовательная область: ФЦКМ (формирование целостной картины мира). Программные задачи: 1. Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий.

Конспект занятия «Путешествие с капелькой» Задачи. Дать детям представление о воде, познакомить с ее свойствами; расширить представление о необходимости воды, о ее значении для всех.

Конспект занятия «Путешествие в осенний лес» «Путешествие в осенний лес.» Воспитатель: Бондаренко О. А. МДОУД/СКВ № 1 Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в осенний.

Конспект занятия «Путешествие по сказкам» Тема: «Путешествие по сказкам» Цель: прививать любовь к книгам. Задачи: 1. Учить детей слушать стихи, сказки и уметь их пересказывать. 2.

Конспект занятия «Путешествие в лес» Тема НОД : «Путешествие в лес» (в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО) Цель: «Формирование представления о лесе». Задачи: 1. Уточнить.

Конспект занятия «Весёлое путешествие» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию /аппликации/ в подготовительной логопедической.

НОД в старшей группе «Путешествие к мастерам Хохломы». Лексическая тема «Посуда» Задачи: - познакомить детей с особенностями изготовления хохломской посуды, историей возникновения этого промысла; - развивать интерес.

Конспект занятия «Путешествие на поезде в лес» Тема: «Путешествие на поезде в лес». Цель: развитие творческого воображения на основе различных видов деятельности. Задачи: Речевое развитие:.

Конспект занятия «Путешествие в математику» Конспект интегрируемой НОД Программа «От рождения до Школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой старшая группа Педагог:.

Конспект занятия «Путешествие на остров» (сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

С 8 по 12 июня мы будем проводить мастер - классы в Музее - заповеднике Поленово.

С 16 по 20 декабря 2015 года в Экспоцентре ( г. Москва, метро Выставочная) состоится Выставка-ярмарка народных художественных промыслов. Хлудневский промысел будет представлен в полном объёме. Это игрушки, посуда, мастер-классы.

С 11 по 15 июня мы давали мастер-классы по работе на гончарном круге в музее-заповеднике Поленово. Было очень холодно, шёл дождь, сидели в куртках.И всё равно было довольно много желающих попробовать свои силы в работе на гончарном круге. Дети и взрослые с удовольствием пачкали руки по локоть в глине, зато уносили с собой свои первые, а некоторые уже и не первые, работы, незабываемые ощущения контакта с волшебницей глиной, желание почувствовать эти нежные прикосновения ещё и ещё.

25 и 31 мая в парке Дракино (возле Серпухова) мы проводили мастер-классы по лепке и росписи хлудневской игрушки. Детей было очень много, они с удовольствием приобщались к народному искусству.

26 апреля мы проводили в Дарвинском музее г. Москва мастер-класс по росписи хлудневских игрушек. Дети, а также их родители с удовольствием работали кисточками, выражая каждый что-то своё.

С 18 по 22 декабря в Москве в экспоцентре проходила ХV Выставка - ярмарка народных художественных промыслов России "ЛАДЬЯ. Зимняя сказка - 2013". В ней принимали участие мастера традиционной и авторской игрушки, гончары, проводились мастер-классы по лепке хлудневской, романовской игрушки, изготовлению поделок из лыка, тканей, росписи и др. В номинации "Народная игрушка" наша экспозиция заняла третье место.

Телефон для связи: 89105232643

С 5 по 9 декабря в Москве в Экспоцентре прошла восьмая выставка-ярмарка народных промыслов России Ладья. Широко была представлена Хлудневская игрушка, проведены мастер-классы, конкурсы, большая культурная программа.

С11 по 17 июня Хлудневская игрушка была представлена в Музее-заповеднике "Поленово". Огромная благодарность за сохранение русского наследия, поддержку и популяризацию народных промыслов Грамолиной Наталье Николаевне.
В течении недели проводились мастер-классы по росписи и лепке хлудневской игрушки, по работе на гончарном кругу. В этом году погода способствовала проведению мастер-классов, почти каждый день шёл дождь, но с вечера или ночью. А днём было то облачно, то солнечно. Вот т . Читать дальше »

С 17 по 20 мая в Москве на Тишинской площади д.1 проходил 6й Всероссийский фестиваль рукотворной игрушки. В программе выставки, конкурсы, мастер-классы, презентации, ярмарка. В фестивале приняли участие 159 мастеров из самых разных регионов России в номинациях: глиняная игрушка, текстильная игрушка, игрушка из дерева, бересты, войлока, металла. растительных материалов, бумаги,традиционная кукла, авторская кукла. Хлудневская игрушка была представлена в полном объёме.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 132 человека из 42 регионов

«Арт-терапевтические возможности применения мандалотерапии в работе»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОУ «СОШ №2 г.Балабаново-1» Чугусова Е.А.
Хлудневская игрушка. Калужская область .

Хлудневская игрушка — русский художественный промысел в Калужской области. Своё название получил от деревни Хлуднево Думиничского района, где жили мастерицы, занимавшиеся этим ремеслом. В тех краях в почве много глины, из-за чего было трудно выращивать урожай. Таким образом, жители деревни и приноровились к гончарному искусству.
Промысел игрушки возник в 1-й половине XIX века в среде местных гончаров.
Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. Причем мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
Для своих игрушек местные мастерицы использовали синюю глину, которая находилась тут же за деревней. Её рубили, поливали водой и тщательно месили. Вязкая, однородная, масса легко мнётся, как тесто, формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком. Хлудневские игрушки представляют собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу.
Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их досушивают в печке, пока глина не станет светлой. В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, фоновый цвет хлудневской игрушки.

Для росписи игрушек применялись сначала минеральные краски и различные глины (ангоб), смешанные с яйцом и молоком, но чаще растительные краски:
чёрная - из отвара ольховых веток;
оранжевая - из молочая, зверобоя;
светло-жёлтая - из цветов ромашки;
тёмно-синяя - из цветов сон-травы, васильков;
зелёная - из чёрной ржи;
жёлтая и коричневая - из гречневой половы, шелухи лука.
Еще использовали травные краски (из молодых побегов ржи, ольховой и дубовой коры, стеблей и цветов). Для росписи используются в основном яркие цвета: красный, малиновый, зеленый. Эти цвета являются типичными для калужской вышивки, народного костюма. Каждый цвет имеет свой смысл. Красный – цвет земли, символ огня, красоты; зеленый – символ возрождения жизни; желтый – цвет солнца; синий – цвет воздуха и т. д.
Раскраска – в основном вертикальные и горизонтальные линии (знаки воды и дождя), розетки, кресты, мазки, точки (вертикальные синие и красные полосы изображают засеянное поле, вертикальная зигзагообразная лента – дождь, крест – солнце – солярный знак и точки зелёные – колоса, зерна и травы), причем расписывали обычно не всю игрушку, а отдельные её детали: хохолки, крылья, рога, уши, хвосты, часть туловища. Главным орудием труда в раскраске раньше были соломинки.

«Древо Жизни» – уникальный мотив хлудневской игрушки. Хотя сами мастерицы объясняют его очень просто: «Наверху космос – там сидит «чаровница» (баба с чаркой) и посылает на землю дождь. Пониже – воздух – птицы в гнездах. А внизу, у корней дерева – земля – медведь сидит на гармошке играет».

Чрезвычайно интересную группу хлудневских глиняных игрушек составляют женские фигурки, так называемые «бабы».
Это разнообразные по своей пластической трактовке женские фигурки, обнаруживающие по своему характеру некоторое сходство со снеговыми бабами, держащими, обхватив руками, одного или несколько детей, либо животных и птиц.

Особое место занимают хлудневские игрушки со вторым смыслом. Они делятся на две группы: те, которые надо как-то повернуть, чтобы увидеть другой сюжет, и те, на которые надо только смотреть и заметить второй сюжет, не меняя положения игрушки - это своего рода народные головоломки.
Ещё одна особенность Хлудневского промысла, это ”мокрый соловей”- маленький горшочек, скрученный на гончарном круге со вставленным в него свистком. Если в него налить немного воды и подуть, то получается интересный, переливчатый звук, очень похожий на трель соловья.

Некоторые из мастериц лепят свистульки. Это небольшие игрушки около 7-8 см, имеющие весьма устойчивую традиционную форму: коленообразное изогнутое тулово свистка, в одном конце которого – отверстие для свистка, а на другом – одна, реже несколько фигурок.

Кроме свистулек, хлудневские мастерицы делают и грематушки. Иногда это просто глиняный полый цилиндр с глиняными шариками внутри. Или эта грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки. Которые и гремят при малейшем сотрясении игрушки, поскольку и они затвердели в процессе обжига, превратившись в звонкие шарики.

Множество фигурок и деталей мастерски соединяют игрушечницы в скульптурные композиции: "петушки-соловьи", коники, медведи, собаки и человечки, цветы и листья, головки разных зверей и животных, лапки и хвостики - все эти отдельно изготовленные элементы лепятся, привязываются, примазываются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное и плодоносное дерево, когда-то "Дерево жизни". Ему уподоблены и всевозможные свистульки, напоминающие сучочки, ветви с гнёздами, дупла с выглядывающими оттуда зверюшками и птичками.

Данный мастер-класс по изготовлению чудо-дерева из глины предназначается для педагогов дошкольных учреждений, применять рекомендуется со среднего возраста. Наша Калужская область знаменита Хлудневской игрушкой. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства глиняной игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте.

Так как мы нацелены на развитие свободной творческой личности, то одной из важнейших задач является освоение ребенком духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.

Одной из оригинальных и неповторимых игрушек является чудо-дерево, на котором могут находиться фигурки людей, различных животных и птиц. Я поделюсь с вами, как сделать чудо-дерево по мотивам хлудневской игрушки с птицами.

чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки

Чудо-дерево из глины - мастер-класс

Игрушка лепится из глины. Можно использовать серую, голубую или красную глину. Сначала катается столбик.

чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки

Легким нажатием пальца делаем с одной стороны углубление, делим на две части. Получившаяся фигура напоминает по форме косточку.

чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки

Одну выступающую часть загибаем и вытягиваем. Это голова птицы с клювиком. Вторая – это хвост птицы. Его можно сплющить или вытянуть длиннее. Основание остается нетронутым, с помощью него мы будем прикреплять птицу к стволу дерева.

чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки

Птицу можно украсить, нанести рисунок на туловище и другие части тела, используя заостренную палочку. Птиц может быть множество, различных по величине и форме.

чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки

Ствол дерева напоминает по форме колокол. Он должен быть большим и крепким. Если «начинить» форму глиняными маленькими шариками, то получится не просто игрушка, а игрушка-грематушка. Так называли звучащие глиняные фигурки.

чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки

Очень важно хорошо прикрепить фигурки птиц к стволу, хорошенько примазывая их с помощью нетронутой части заготовки для птички.

чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки

Можно дополнить дерево листьями. Нужно слепить плоскую округлую форму, прорисовать на ней прожилки листа.

чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки

После высыхания (если нет возможности обжига) фигуру можно расписать.

чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки

"У красок, - писал М. Волошин, - есть определённый символиум, покоящийся на вполне реальных основах". Так, в глиняной игрушке хлудневских мастериц: красный цвет - цвет земли, тел, символ огня, высоты духа, красоты, синий цвет - цвет воздуха, космоса, жёлтый, оранжевый цвет - цвет солнца, огня, белый цвет - свет.

Одной из особенностей глиняной хлудневской игрушки является то, что не прорисовываются краской элементы на лице (глаза, нос, губы) Все это наносится заостренной палочкой пока глина сырая. Своеобразие этой игрушки – её не нужно «выглаживать» (как Дымку или Филимоновскую), она должна хранить прикосновения ваших пальцев и рук, нести положительный заряд и энергию.

Коллективная работа - чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки («Дерево птиц») выполнена детьми средней группы детского сада.

Чудо-дерево из глины. Фото

чудо-дерево по мотивам хлудневской глиняной игрушки

Автор: Кобзева Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ № 42 «Ярославна», г.Обнинск, Калужская область.

«Знакомство с Хлудневской игрушкой».

Автор: Максутова Нина Сергеевна-воспитатель

Образовательная область: худ. творчество

Интеграция образовательных областей: познание, худ. творчество, коммуникация, физкультура, музыка.

Тип: интегрированное (закрепление + знакомство с новым)

Возраст детей : 5- 6 лет

Формы организации: подгруппа.

Цель: воспитывать у детей любовь к родному краю, его традициям и культуре.

Образовательные: 1)закрепить ранее полученные знания о Калужской области, о районе в котором мы живём; 2)познакомить с ремеслом соседнего Думиничского района-Хлудневской игрушкой.

Развивающие: 1)развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания; 2)развивать творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой край, интерес и любовь к малой Родине.

Словарь новых слов: Думиничский район, Хлудневская игрушка.

Оборудование и материалы: 2 мольберта (на 1-изображение на ватмане Калужской области, на 2-м иллюстрации Хлудневской игрушки, иллюстрации цветных человечков размеров А3 (зелёного, синего, белого, цветного, Хлудневская игрушка из глины (образец, слайды с иллюстрациями Хлудневской игрушки, музыкальное оформление, летающая тарелка из картона.

Раздаточный материал: символы рек, озёр, растений, животных, гуашь, баночки с водой, кисточки, тряпочки, иллюстрации Барышни и свистульки, раскраски.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, становятся вокруг столов на котором приготовлены иллюстрации рек, деревьев, животных и др. + всё что необходимо для рисования)

Воспитатель. (Звучит фантастическая музыка/звуки). Ребята, слышите какие то странные звуки? Что это? (В группу влетает летающая тарелка, из неё воспитатель вытаскивает цветных человечков, затем раздаются электронные звуки.) Ребята, они, что- то говорят на своём языке, мне кажется это пришельцы с другой планеты, которые решили прилететь к нам в гости, в наш край и посмотреть, как мы тут живём. Ребята, покажем и расскажем им об этом? И так, сейчас мы с вами и нашими гостями отправимся в необычное путешествие, но прежде чем мы отправимся в путь скажите мне, пожалуйста:

- На какой планете мы с вами живём? (на Земле)

-В какой стране мы с вами живём? (в России)

- В какой области? (в Калужской)

-В каком районе? (в Сухиничском)

Воспитатель поворачивает мольберт, на котором изображены контуры калужской области и отдельным цветом выделен Сухиничский район. Дети слушают рассказ воспитателя.

- И так, вот первый наш гость. Идёт по земле синий человек. Рубашка на нём синяя, сапоги синие, да и шапка синяя. (Воспитатель достаёт изображение синего человека). Увидел он Сухиничский район, посмотрел на него и говорит: «Ох, небогат он, да и некрасив, как-то обидно за район, подарю-ка я ему реки и озёра».(Побежала, заблестела по нашей земле вода)

-Ребята, а какие реки и озёра есть в нашем районе? ( Дети называют: протекает река Брынь, озёр у нас нет, но есть много прудов)

- Давайте наклеим символы рек и озёр на макет карты Сухиничского района. (Дети наклеивают).

-Следом за синим, идёт зелёный человек. Рубашка на нём зелёная, сапоги зелёные, да и шапка зелёная. (Воспитатель достаёт изображение зелёного человека). Увидел он Сухиничский район, посмотрел на него и говорит: «Ох, небогат он, да и некрасив, обидно как-то за район, одни у него реки и озёра. Подарю-ка я ему…». Ребята, как вы думаете, что подарил зелёный человек Сухиничскому району? (Леса, цветы-растения)Зашумели зелёные леса, зазеленела вокруг высокая трава. Ребята, давайте с вами вспомним растения нашего края. Какие деревья, кустарники и цветы вы знаете? (Дети отвечают и наклеивают символы растений на макет карты.)

- Следом за зелёным шёл белый человек. Рубашка на нём белая, сапоги белые, да и шапка белая. (Воспитатель достаёт изображение белого человека). Увидел он Сухиничский район, посмотрел на него и говорит: «Ох, небогат он, да и некрасив, одни у него реки, озёра, да леса. Подарю-ка я ему живность всякую: рыб, насекомых, птиц, зверей». Разбежалась по лесам да по полям живность всякая. Веселее стало везде.

- Ребята, у вас на столе лежат иллюстрации животных, вы берете из них тех, которые живут в Сухиничском районе и приклейте на макет нашей карты.

«Звездное небо», сл. М. Яцкова, муз. И. Цветкова)

Звери и рыбы, Вольные птицы, (Круговые движения руками вперед-назад.)

Все, чем богата планета Земля. (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.) Все, что живет Или только родится (Присели.)

Это все наша большая семья. (руки в стороны.)

Ведь над нами оно одно (руки в верх, Это небо огромное,

Это небо бездонное, Звездное небо! (Хлопки в ладоши.)

- И так, на нашей карте есть уже и реки и озёра и леса и животные. А вот город и наш с вами родной посёлок, которые построили люди, мы ещё не отметили. Как называется главный город нашего района? (Сухиничи) А поселок, в котором мы живём? (Середейский). Давайте приклеим их символы на макет карты.

Каждый район славится своей культурой, ремеслом. Сухиничский район богат разными талантами: ансамблями песен, плясок. Об этом мне рассказал цветной человечек. (Воспитатель достаёт цветного человечка) Рубашка на нём цветная, сапоги цветные, да и шапка цветная. И весь он такой яркий, интересный и забавный. И пришёл он не просто так, а рассказать, что нашего района есть друзья, соседи. Это Козельский район, Мещовский район, Ульяновский, Кировский и Барятинский районы и Думиничский район. А вы знаете, чем славится один из наших друзей?

Есть такое ремесло Хлудневская игрушка. Своё название оно получило от деревни Хлуднево Думиничского района, где жили мастерицы, занимавшиеся этим ремеслом. (На экране появляются иллюстрации хлудневской игрушки и посуды, воспитатель рассказывает).

- Как правило, мастера работали семейно. Причем мужчины делали, только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Мужчины возили свои изделия на рынки Сухиничей и Жиздры и продавали их. Посмотрите внимательно на иллюстрации. Сделаны игрушки из глины, расписаны очень просто, незатейливо. Расписывают хлудневские игрушки не целиком, а только отдельные детали: перья птиц, очертания и части туловища животных. Характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Используют в основном яркие цвета: красный, малиновый, жёлты, синий, зеленый.

Показываю настоящий образец Хлудневской игрушки.

- Сегодня мы с вами то же попробуем расписать свои игрушки, как древние мастера. Давайте вспомним, как мы будем рисовать узор? (Кончиком кисточки). Какие цвета будем использовать? (Красный, жёлтый, лиловый, синий, зелёный). Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные). Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т. д.). Изображения на экране и мольберте помогут вам вспомнить элементы, которые используются при росписи хлудневских игрушек.

Физкультминутка для пальцев рук.

Звучит спокойная музыка. Под руководством воспитателя, ребята разрисовывают вырезанные иллюстрации фигурок, а по окончанию работы наклеивают на макет карты в районе Думиниского и Сухиничского районов.

- Молодцы! Вы настоящие мастера. Давайте подарим ваши работы на память нашим инопланетным гостям. Ребята, давайте напомним цветным человекам на какой земле они с вами сегодня побывали? (на Сухиничской и Думиничской). С каким ремеслом познакомились? (Хлудневская игрушка). А чем отличаются хлудневские игрушки от других?

(Раздаются электронные звуки). Ребята, наши гости с нами прощаются, им понравилось путешествие и ваши работы. Они говорят, что ни как не ожидали, что на планете Земля так много красивого и интересного и обещают прилететь к нам ещё.

В конце занятия дети получают в подарок раскраски Хлудневской игрушки и иллюстрации в виде контурной карты Калужской области

Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшей группы «Знакомство с хлудневской игрушкой»

Курсы повышения квалификации воспитателей в Сегежском районе 2011 году. (видеоролик) Доброго времени суток дорогие коллеги! Предлагаю вам для просмотра видеоролик с моим участием на курсах повышения воспитателей в 2011.

Современные танцы в детском саду. Видео В наше современное, не стоящее на месте время, становится все труднее и труднее удивлять наших маленьких зрителей и исполнителей. Поэтому.

Читайте также: