Хлудневская игрушка в калуге

Обновлено: 01.05.2024

Хлудневская игрушка – русский художественный промысел в Калужской области. Своё название промысел получил от села Хлуднево Думиничского района, где жили мастерицы, занимавшиеся этим ремеслом. Изделия хлудневских игрушечников отличает наивная простота, незатейливость росписи, некоторая грубоватость лепки.

Промысел игрушки возник в 1-й половине XIX века в среде местных гончаров. По данным Всесоюзной переписи мелкой промышленности 1929 года, в Хлуднево из 130 домохозяйств в 76 занимались гончарным производством. Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая их на базаре. Причём мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Гончарный промысел в Хлудневе развивался до конца 1950-х гг. Мужчины возили свои изделия на рынки Сухиничей, Жиздры и Брянска, и благодаря глиняным игрушкам торговля у них шла гораздо лучше, чем у других горшечников и крыночников. Но затем в колхозах ввели денежную оплату, выросла оплата по трудодням, и работать на ферме или на полевых работах стало выгоднее, чем заниматься гончарством. Да и спрос на глиняную посуду упал. Постепенно практическое занятие превратилось в хобби.

Но хлудневские женщины продолжали лепить свистульки и грематухи. Интерес к их творчеству родился в 1969-1971 гг., после публикаций в центральной прессе и участия во Всесоюзных выставках. О хлудневской игрушке узнала вся страна. В сентябре 1970 г. на Всесоюзной выставке народных и самодеятельных художников хлудневская мастерица Анастасия Фёдоровна Гаврикова была награждена почётным дипломом. Её игрушки отмечены редакцией журнала «Декоративное искусство СССР».

Процесс лепки и сами образы хлудневской игрушки очень архаичны. Сначала лепятся «куржупки» – полые ёмкости для свиста, для сопелок – поменьше, для гудух – побольше, чтобы звук был как у свирели. Когда они подсохнут, мастерицы протыкают и формуют отверстия палочкой, острой с одного конца и плоской с другого. Эти инструменты они делают сами, моют после работы и бережно хранят. А уже потом примазываются к свисткам птички, женские фигурки, конские головки на удлинённых шеях. Внутрь конических по форме с закрытым донышком кукол кладут шарики, чтобы гремели. Отсюда её название – «гремотуха». В сложенные на груди руки обязательно что-нибудь вставляют: цветок, зверюшку или младенца. На большую голову надет кокошник либо какой-нибудь другой узнаваемый местный головной убор. Костюм декорируется вдавленными в сырую глину линиями, насечками, дырочками. Лицо тоже решается глубокими ямками.

После просушки на воздухе хлудневские мастерицы обжигали игрушки в самодельных горнах на берегу маленькой чистой речки. К ней выходят все местные огороды. Поделки становились бело-розовыми, чуть потемневшими в выпуклых местах. Быстро нанесённые красные и зелёные пятнышки, полоски, точки – дополнительный декор. Сейчас краски покупные, а раньше их готовили так: зелёную выжимали из побегов ржи, фиолетовую – из несозревших желудей.

Для выставок хлудневские керамистки делают больших барынь, нарядных петухов и павлинов. Но особенно эффектно чудо-дерево. К нему примазываются ветки, листья, цветы, птички в гнёздах. А к подножию ставятся коники, медведи, люди. Этот сюжет олицетворяет вечное древо природы. Он не имеет аналогий в других центрах народной керамики. Единство композиции придаёт, прежде всего, характер лепки. Он похож на детский, нетерпеливо быстрый, без детализации, с заострением главного. Само дерево – толстый цилиндр, короткие конические сучки как наросты на коре. Птицы, поющие и вытягивающие шеи, по форме тоже похожи на сучочки. Художницы выделяют их цветом. Звери плотно прижаты к стволу, их ноги не вылеплены, сливаются с основанием дерева. Глядя на эту сложную, пестро украшенную композицию сначала удивляешься, потом начинаешь рассматривать диковинные формы, искать среди них знакомые и, наконец, радуешься, словно ребёнок буйству фантазии и смелости народных мастериц.

История хлудневской игрушки

Где появилась хлудневская игрушка? История возникновения и развития промысла.

Истоки хлудневской игрушки. Почему именно в Хлудневе появилась хлудневская игрушка?

Почему хлудневская игрушка так называется? Происхождение наименования данного промысла.

Что означает каждый элемент хлудневской игрушки? Как нарисовать хлудневскую игрушку?

Хлудневское дерево

29 августа мы побывали в Калуге на третьем фестивале народных ремёсел «Хлудневское дерево».

Утренний экспресс за два с половиной часа (7:48 — 10:30) домчал нас из Москвы в Калугу. До Дома народного творчества и кино (ул. Кирова 31), где в 11 часов открывался праздник, по улице Ленина всего 2,5 км.

Площадь перед Домом народного творчества и кино, Калуга


Площадь перед Домом народного творчества и кино, Калуга

В центре праздничной площади мастер Полубинская Татьяна Валентиновна лепила хлудневское дерево.

Мастер за работой

Хлудневское дерево

Среди работ Татьяны Валентиновны и ее учеников нашелся колокольчик в форме дерева с медведем и птицами.

Колокольчик

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка

Главное событие фестиваля — конкурс на лучшее изделие среди мастеров традиционной глиняной игрушки, ткачества, текстильной куклы и гончаров. Задание выполнялось прямо перед зрителями. Тема конкурса этого года — «Традиции современности. XXI век».

Номинация «Традиционная глиняная игрушка»

На конкурсе в номинации «Традиционная глиняная игрушка» Белгородскую область представляли мастера Кравченко Екатерина Константиновна и Никишина Регина Андреевна.

Мастера Белгородской области

На столике Екатерины Кравченко стояла сказочная шкатулка с колокольчиками, изготовленными в Старооскольском Доме ремесел.

Колокольчики

От Липецкой области выступали мастера Смолеевская Елена Геннадьевна и Касате Елизавета Робертовна.

Мастер

Глиняная игрушка

Елена Геннадьевна привезла колокольчики-свистульки.

Колокольчики

Мастер

Юрьевскую игрушку, изготовленную Елизаветой Робертовной, увидела впервые. Жаль, колокольчиков не было.

Юрьевская игрушка

Воронежскую область представляли Губанова Ольга Васильевна и Дорохина Марина Олеговна.

Мастер

На фото — работы Ольги Васильевны. В центре — два зайца-колокольчика.

Игрушка

Мастер

На конкурсе

От Калужской области в конкурсе участвовали мастера Трифонов Виктор Иванович и Коноплёва Евгения Александровна.

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка

Тульскую область представлял Кехаиди Платон Константинович.

Филимоновская игрушка

На фестивале узнали, что пятый Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки деда Филимона» пройдет 17 июля 2021 года.

Приятно было встретить хорошо знакомые колокольчики Ярошко Николая Константиновича.

Глиняная игрушка

Номинация «Гончарство»

В номинации «Гончарство» соревновались Лебедев Дмитрий Михайлович (Рязанская область), Юдочкин Иван Вячеславович (Орловская область), Заборских Александр Геннадьевич (Калужская область), Кехаиди Полина Николаевна (Тульская область) и Патов Иван Александрович (Московская область).

Гончары


Участники конкурса в номинации «Гончарство»
Фестиваль народных ремёсел «Хлудневское дерево» 2020

Гончар

Гончар

Гончарные изделия

Гончар

Гончар

Гончар

Гончар

Колокольчики встретились только у Александра Геннадьевича.

Гончарные изделия

Колокольчик в таком стиле есть в моей коллекции:

Колокольчик


Заборский А.Г. Колокольчик

Кроме мастеров глиняной игрушки и гончаров на фестивале соревновались мастера по ткачеству и текстильной кукле.

Итоги конкурса можно узнать здесь.

На выставке-ярмарке среди фигурок мастера хлудневской игрушки Ахаловой Инессы Алексеевны (Калужская область) нашелся колокольчик-петушок.

Колокольчик

Хлудневская игрушка

Открытием для меня стала авторская игрушка Шумаева Валерия Александровича (Калужская область).

Глиняная игрушка

На фестивале проходили концерты, игры, конкурсы, мастер-классы.

Мастер-класс

Коллекция пополнилась двумя колокольчиками:

Колокольчики

Ахалова И.А. Колокольчик «Петушок»
Смолеевская Е.Г. Колокольчик-свистулька «Птица Сирин»

P.S. 29 августа в Калуге в честь Дня города проводилось много мероприятий. На Театральной площади развернулась ярмарка «Город мастеров».

На Театральной площади


На Театральной площади

Колокольчики, встретившиеся на ярмарке:

Колокольчики

Колокольчики

Колокольчики

Колокольчики

Колокольчики

Колокольчики


Колокольчики Александры Лазаревой, Калуга

Колокольчики


Колокольчики Александры Лазаревой, Калуга

Колокольчики


Колокольчики Александры Лазаревой, Калуга

В Калуге


В Калуге

глиняные игрушки горница дом мастеров Калуга

В 2018 году мы запустили интересный проект, который познакомит вас с Хлудневской игрушкой. А наша серия статей станет вашим путеводителем по миру этой удивительной глиняной игрушки.

С начала XIX века в деревне Хлуднево Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) лепили из глины игрушку и продавали на базарах и ярмарках. По названию деревни игрушку стали называть хлудневской.
Эта игрушка “…не имеет поливы, цвет черепка светло-желтый, переходящий почти в белый, раскраска полосатая – чередование полос красных и синих, красных и зелёных. Встречается так же ярко-жёлтый цвет.” (Н.М. Маслов «Калужская художественная керамика»).

Во время сельских и городских ярмарок, которые являлись, с одной стороны, местом хозяйственных покупок и торговых сделок, а с другой – местом праздничного веселья и различных развлечений, ярморочные площади оглашались разноголосым пронзительным свистом ребятишек, свистевших в глиняные коньки, петушки и другие диковинные по форме игрушки-свистульки. Кроме свистулек-зверей бытовала так же и другая игрушка. Сюжеты глиняной игрушки традиционны: “коза”, “петух”, “конёк”, сказочные персонажи. Кроме того, тематика хлудневской игрушки имеет глубокие корни, которые таятся в древних дохристианских формах славянского культа.

История хлудневской игрушки

Как появилась хлудневская игрушка достоверного ответа нет, но есть различные версии как народные, так и теории краеведов. В рамках проекта “Хлудневская игрушка” , мы приведём пару таких примеров.

Устная народная традиция связывает изготовление хлудневской глиняной игрушки с появлением здесь в первой половине XIX века нескольких крестьянских семей, выигранных местным помещиком в карты. Согласно местному поверью, они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, быстро привившееся здесь, благодаря запасам хорошей глины.

Калужский краевед Н.М. Маслов, оставивший описание хлудневской игрушки, изготовленной в конце XIX – начале XX веков, и не сохранившейся до наших дней, связывает производство игрушки с древними народными праздниками “Ярилками”, широко распространенными в Калужском крае. Приуроченность хлудневской игрушки к этому празднику, посвященному языческому богу Яриле, который постепенно трансформировался из календарного народного обряда весенне-летнего цикла в ярмарочные гулянья, равно как и неоднородный, разнохарактерный состав игрушек, свидетельствуют о различных этапах её собственного становления, о её связи с культурными пластами разновременного происхождения.

Обжиг игрушек Роспись игрушек

Интересно, почему хлудневская глиняная игрушка так долго была в тени?

Изготовление Хлудневской игрушки шло как дополнение к производству глиняной посуды. Мужчины добывали и обрабатывали глину, вытягивали из нее различные сосуды. Женщины, хранительницы семейного очага и уюта, создавали фигурки из глины различных направлений: обрядовые и обереговые, игральные и хозяйственно-бытовые.

На ярмарках эти изделия распространялись по ближайшим крупным селениям: Жиздра, Сухиничи, Брянск, Людиново и Дятьково. Хлудневская игрушка ни по своим художественным особенностям, ни по уровню организации промысла не выделялась среди прочих игрушек других селений.

Невыделенная, не обособившаяся от гончарного промысла в целом, не ставшая предметом собственно художественного творчества калужская глиняная игрушка не экспонировалась на первых выставках игрушки в России (1890 г., 1909 г.) и оставалась самобытной и народной.

Знания и умения по созданию хлудневской игрушки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

В периоды народных волнений и воин изготовление игрушки было приостановлено. Мужчины, основные добытчики глины, уходили воевать, а оставшиеся жёны, дети и старики брали на себя ведение хозяйства.

История хлудневской игрушки

В середине ХХ века хлудневский промысел прогремел на всю страну. Это событие является важной частью истории развития глиняной игрушки. Цикл статей нашего проекта “Хлудневская игрушка” раскроет вам главные моменты, но обо всём по порядку=)

Со временем широко развились транспортные пути и торговые обороты. Хлудневская игрушка стала распространяться на дальние расстояния. Стало уделяться большое внимание изучению родного края, его истории и культуры.
В конце 60-х годов ХХ века была создана комиссия по народному искусству, которая занималась вопросами сохранения и поддержания изобразительного творчества деревни. В 1970 году в Центральном выставочном зале впервые экспонировались хлудневские игрушки, где были отмечены почетным дипломом журнала «Декоративное искусство».

В последствии взоры искусствоведов были направлены на подробное изучение этих глиняных изделий. В 1987 году А.Н. Фрумкин ввел Хлудневскую игрушку на выставку «Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути возрождения». Вклад в изучение и популяризацию Хлудневской игрушки внесла Д.П. Дундукова, заведующая музейным сектором «Дома мастеров». При её участии были организованы выставки и экспозиции произведений мастериц разных поколений и семейных династий.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 132 человека из 42 регионов

«Арт-терапевтические возможности применения мандалотерапии в работе»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОУ «СОШ №2 г.Балабаново-1» Чугусова Е.А.
Хлудневская игрушка. Калужская область .

Хлудневская игрушка — русский художественный промысел в Калужской области. Своё название получил от деревни Хлуднево Думиничского района, где жили мастерицы, занимавшиеся этим ремеслом. В тех краях в почве много глины, из-за чего было трудно выращивать урожай. Таким образом, жители деревни и приноровились к гончарному искусству.
Промысел игрушки возник в 1-й половине XIX века в среде местных гончаров.
Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. Причем мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
Для своих игрушек местные мастерицы использовали синюю глину, которая находилась тут же за деревней. Её рубили, поливали водой и тщательно месили. Вязкая, однородная, масса легко мнётся, как тесто, формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком. Хлудневские игрушки представляют собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу.
Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их досушивают в печке, пока глина не станет светлой. В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, фоновый цвет хлудневской игрушки.

Для росписи игрушек применялись сначала минеральные краски и различные глины (ангоб), смешанные с яйцом и молоком, но чаще растительные краски:
чёрная - из отвара ольховых веток;
оранжевая - из молочая, зверобоя;
светло-жёлтая - из цветов ромашки;
тёмно-синяя - из цветов сон-травы, васильков;
зелёная - из чёрной ржи;
жёлтая и коричневая - из гречневой половы, шелухи лука.
Еще использовали травные краски (из молодых побегов ржи, ольховой и дубовой коры, стеблей и цветов). Для росписи используются в основном яркие цвета: красный, малиновый, зеленый. Эти цвета являются типичными для калужской вышивки, народного костюма. Каждый цвет имеет свой смысл. Красный – цвет земли, символ огня, красоты; зеленый – символ возрождения жизни; желтый – цвет солнца; синий – цвет воздуха и т. д.
Раскраска – в основном вертикальные и горизонтальные линии (знаки воды и дождя), розетки, кресты, мазки, точки (вертикальные синие и красные полосы изображают засеянное поле, вертикальная зигзагообразная лента – дождь, крест – солнце – солярный знак и точки зелёные – колоса, зерна и травы), причем расписывали обычно не всю игрушку, а отдельные её детали: хохолки, крылья, рога, уши, хвосты, часть туловища. Главным орудием труда в раскраске раньше были соломинки.

«Древо Жизни» – уникальный мотив хлудневской игрушки. Хотя сами мастерицы объясняют его очень просто: «Наверху космос – там сидит «чаровница» (баба с чаркой) и посылает на землю дождь. Пониже – воздух – птицы в гнездах. А внизу, у корней дерева – земля – медведь сидит на гармошке играет».

Чрезвычайно интересную группу хлудневских глиняных игрушек составляют женские фигурки, так называемые «бабы».
Это разнообразные по своей пластической трактовке женские фигурки, обнаруживающие по своему характеру некоторое сходство со снеговыми бабами, держащими, обхватив руками, одного или несколько детей, либо животных и птиц.

Особое место занимают хлудневские игрушки со вторым смыслом. Они делятся на две группы: те, которые надо как-то повернуть, чтобы увидеть другой сюжет, и те, на которые надо только смотреть и заметить второй сюжет, не меняя положения игрушки - это своего рода народные головоломки.
Ещё одна особенность Хлудневского промысла, это ”мокрый соловей”- маленький горшочек, скрученный на гончарном круге со вставленным в него свистком. Если в него налить немного воды и подуть, то получается интересный, переливчатый звук, очень похожий на трель соловья.

Некоторые из мастериц лепят свистульки. Это небольшие игрушки около 7-8 см, имеющие весьма устойчивую традиционную форму: коленообразное изогнутое тулово свистка, в одном конце которого – отверстие для свистка, а на другом – одна, реже несколько фигурок.

Кроме свистулек, хлудневские мастерицы делают и грематушки. Иногда это просто глиняный полый цилиндр с глиняными шариками внутри. Или эта грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки. Которые и гремят при малейшем сотрясении игрушки, поскольку и они затвердели в процессе обжига, превратившись в звонкие шарики.

Множество фигурок и деталей мастерски соединяют игрушечницы в скульптурные композиции: "петушки-соловьи", коники, медведи, собаки и человечки, цветы и листья, головки разных зверей и животных, лапки и хвостики - все эти отдельно изготовленные элементы лепятся, привязываются, примазываются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное и плодоносное дерево, когда-то "Дерево жизни". Ему уподоблены и всевозможные свистульки, напоминающие сучочки, ветви с гнёздами, дупла с выглядывающими оттуда зверюшками и птичками.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Калужское чудо

(Конспект беседы по ознакомлению дошкольников с хлудневской игрушкой. Подготовила воспитатель МКДОУ Перемышльский детский сад «Радуга» Рожкова Елена Васильевна)

Цель: познакомить детей с народной игрушкой Калужского края, формировать интерес к истории своей малой родины.

Оборудование: хлудневские игрушки, иллюстрации с их изображением.

- Сегодня, ребята, мы с вами опять собрались в музее народной игрушки. Давайте вспомним, какие глиняные игрушки есть в нашем музее? (Дымковские, филимоновские).

- У нас в Калужской области много – много лет назад тоже лепили игрушки из глины.

Много игрушек – потешек

Делалось на Руси:

Барышни, мишки, олешки,

Не перечислишь их все.

Были игрушки в Вятке,

В Каргополе, в Городце,

Очень они все красивые.

Рады им дети везде.

Знаем мы игрушку филимоновскую,

Что под Тулой живёт до сих пор.

Но о нашей земле Калужской

Поведём мы сейчас разговор.

Есть в области нашей Калужской

Деревенька стоит там Хлуднево.

Игрушки лепят там до сих пор.

Сохраняя традиции прадедов,

Жить продолжает ремесло,

И много и тепла, и радости

Оно большим и малым принесло.

Древо жизни, свистульки, медведи,

Красивы узоры на них.

Этот промысел очень древний.

Это всё мы должны сохранить.

- Давайте познакомимся с хлудневской игрушкой. Посмотрите на иллюстрации. Какие игрушки вы на них видите? Правильно, хлудневские мастера лепили и фигурки животных, и фигурки людей. Но есть у хлудневских умельцев игрушка, которой нет больше ни у кого. Эта игрушка называется «Древо жизни» (показ иллюстрации). Посмотрите, кто есть на этом дереве? (Цветы, птицы, листья, животные). Образ дерева, это образ природы, дающей жизнь всему живому.

Хлудневской росписи характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Распространены ромбы, знаки неба, жизни, солнца.

Расписывают хлудневскую игрушку не целиком, а только отдельные детали, перья птиц, очертания и части туловища животных.

Уже много столетий хлудневская глиняная игрушка является произведением искусства, образцом художественного творчества.

Хороша игрушка расписная.

Вся поёт, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Чтобы вы помнили о хлудневской игрушке в нашем музее останется вот эта свистулька (показ). Как вы думаете, кто это? Какие части игрушки раскрашены?

Читайте также: