Играем в школу дома с игрушками

Обновлено: 27.04.2024

К первому году жизни ребенок превращается из человека ползающего в человека прямоходящего. Он все активнее интересуется окружающим пространством, и задача родителя — поощрять любознательность и создавать условия для развития. Для этого не потребуются дорогие и сложные игрушки — игровую среду легко создать из предметов, которые есть в каждом доме.

Волшебный таз

Что понадобится: большие плоские емкости вроде таза или ведерка, крупы и бобовые разных цветов и размеров (гречка, рис, фасоль, горох цельный и колотый и др.)

Развитие мелкой моторики — ключ к запуску речи. Поэтому не стоит пренебрегать играми с мелкими предметами и активностями, нацеленными на развитие тактильных ощущений.

Как играть

Возьмите таз, насыпьте в него крупу (сначала одного вида, потом нескольких, есть вариант взять два таза с разными крупами). Уверены, ребенок сразу же залезет в таз руками, начнет возиться в нем, высыпать крупу на пол, затем собирать ее по крупинке обратно в емкость.

Такое занятие само по себе классная игра для годовалого ребенка. Но если вы хотите придать ей большую осмысленность, заройте в крупе какие-то маленькие предметы: это могут быть любимые игрушки ребенка, камушки или что-то другое.

Устраивайте тематические занятия: сегодня вы спрятали в тазу овощи (например, маленькую картошку, свеклу, чеснок, морковку), а завтра фрукты (яблоко, груша, банан, киви и др.).

Усложнять такие задания можно почти до бесконечности — просить ребенка сортировать крупы и предметы по нескольким баночкам, ориентируясь на заданные вами признаки (большой, маленький).

Главное — не давать годовалому малышу слишком много заданий одновременно и следить, чтобы кроха не тянул в нос мелкие предметы.

Начинайте с самых простых активностей и, как только вы увидите, что ребенок без труда справляется с задачей, вводите новые элементы игры.

Кстати, крупы легко заменяются спагетти, сваренными до состояния аль денте и покрашенными пищевыми красителями в несколько цветов (красный, зеленый, синий). Их также удобно перебирать руками, прятать в них мелкие предметы (например, буквы, цифры). А еще вам не стоит опасаться, если ребенок решит перекусить прямо во время игры.

Игры с водой

Что понадобится: таз, ковшик, сито, емкости разных размеров

Почти все дети обожают возиться с водой. Не стоит пренебрегать этим: игры во время купания — отличная развивающая активность, которая займет малыша на 10-15 минут.

Разумеется, мама или другой взрослый должны всегда находиться рядом, так как ванна представляет собой место повышенной опасности.

Чтобы малышу было удобно играть и безопасно перемещаться во время игры, постелите на дно ванны противоскользящий коврик.

Как играть

Все просто. Предложите малышу наполнить разные емкости водой, а затем заняться переливанием воды из одного ведерка в другое. Эта игра — хит среди годовасов.

Попутно вы выучите цвета емкостей, объясните малышу понятия «больше/меньше».

Усложните игру, вручив малышу пластиковый ковшик или сито. Попросите ребенка с помощью этих предметов выловить из воды маленькие резиновые игрушки и, например, собрать их в тазике. Когда все предметы будут собраны в одном месте, повторите игру. Или попросите малыша вернуть игрушки в воду тем же путем – с помощью сита или ковшика.

Рисование пальчиковыми красками

Что понадобится: ватман или рулон бумаги, пальчиковые краски

Еще один способ потренировать мелкую моторику — дать малышу свободу порисовать руками.

Как играть

Для родителей, которые опасаются за сохранность мебели и других вещей в квартире, предлагаем два безопасных варианта этой игры. Первый: дать ребенку краски, когда он купается в ванной.

Второй: заранее выдавить краски на ватман и поместить его под плотную пленку или в файл — эффект от игры не будет таким классным, как при непосредственном взаимодействии с красками, но гонять цветную массу под пленкой тоже вполне весело.

Всем остальным предлагаем выдавать малышу по одной баночке краски и предлагать прямо руками рисовать на больших листах бумаги. Используйте кисточку или губку, чтобы нанести краску на всю ладошку, а затем рисуйте птиц, львов, деревья и многое другое.

Ищите в детских каляках образы разных животных и предметов, дорисовывайте им глаза, уши, хвосты!

Как играть в школу дома

Практически каждый ребенок дошкольного возраста мечтает стать первоклассником. Еще бы! Ведь школьник – это уже взрослый человек! Вот почему дети и дома часто играют в школу. Игры эти зачастую незатейливые, но дошкольники стараются соблюдать определенные правила, которые, по их мнению, присутствуют и в настоящей школе.

Для того, чтобы играть в начальную школу, необходимо соблюдать несколько простых и увлекательных для малышей правил.

Как играть в школу дома дети играют в школу

  1. Уроки и переменки. Если ваш ребенок еще не знаком с классно-урочной системой, расскажите ему, что такое расписание, звонки, предметы.
  2. Дисциплина. Именно необходимость соблюдения дисциплины во время урока (даже игрового) для ребенка является проблемой. Если вы не объясните малышу правила поведения во время уроков, то не удивляйтесь, что в первом классе настоящей школы он будет разговаривать с одноклассниками, ходить по кабинету или есть бутерброд, приготовленный заботливой мамой. Игра в школу дома позволит ребенку с легкостью пройти адаптацию в первом классе.
  3. Оценки. Родители и воспитатели в детском саду хвалят детей за самые незначительные достижения. Малыши считают себя самыми-самыми, и вдруг в школе выясняется, что кто-то оказался лучше! Вот почему готовить ребенка к тому, что его будут оценивать, необходимо заранее. Перед тем, как начать играть в начальную школу дома, расскажите дошкольнику о поощрении или наказании в виде отметок. Углубляться в 5- или 12-балльную систему оценивания не стоит. В качестве оценок дома можно использовать небольшие наклейки или определенные рисунки-значки. Этим вы избавите ребенка от боязни плохих оценок.
  4. Домашнее задание. Выполнение определенных задач связано не только с закреплением знаний, но и с умением планировать свое время. Кроме того, это послужит мотивацией для последующей игры в школу, ведь правильность выполнения заданий необходимо проверить.

Как видите, чтобы поиграть дома в школу, особых затрат не требуется. Основное – это желание ребенка и свободное время родителей. Если ребенок в семье не один, то и необходимости участия мамы или папы в ролевой игре нет. Все, что понадобится, это ручки, карандаши, тетради, альбомы. Отлично, если у вас есть детская парта, небольшая доска с маркером или мелом, колокольчик.

Игра в школу – отличный способ привить детям интерес к получению новых знаний и увлекательно провести время.

Все дети с нетерпением ждут зимы, чтобы вдоволь набегаться и наиграться на улице. Как разнообразить досуг малышей, какие зимние забавы будут им интересны? Узнаете из нашей статьи.

Многообразие игрушек для детей в магазинах столь велико, что родителям бывает порой очень сложно выбрать ту игрушку, которая будет интересна и полезна малышу. В нашей статье мы расскажем об игрушках-сортерах, их выборе и пользе для развития ребенка.

Игрушки - это не только способ отвлечь или развлечь ребенка, но и средство для его развития. В нашей статье мы расскажем, какие игрушки нужны полугодовалому малышу и какую пользу они приносят.

Ферби - уникальная интерактивная игрушка, обладающая собственным меняющимся характером, реагирующим на отношение к себе. Так, при нехватке ласки и внимания ферби может стать злым. Как сделать ферби вновь добрым?

Предлагаем вам дома поиграть со своими детьми в сюжетно-ролевую игру « Школа», в которую мы играли с детьми подготовительной группы №3. В нашем детском саду № 16 «Ивушка» дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, любят сами распределять роли перед игрой, подготавливать атрибуты!

ВложениеРазмер
statya_3na_sayt.docx 17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Колисниченко И.Б.

Как организовать сюжетно–ролевую игру « Школа» у себя дома?

Выдающиеся психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин), считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду.

Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.

Сюжетно - ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно - ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Предлагаем вам дома поиграть со своими детьми в сюжетно-ролевую игру « Школа», в которую мы играли с детьми подготовительной группы №3. В нашем детском саду № 16 «Ивушка» дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, любят сами распределять роли перед игрой, подготавливать атрибуты!

Роль « Учителя» мы Вам советуем взять на себя. Желаем Вам успехов! Вот какие Вам надо подобрать материалы: школьные принадлежности, карточки, портфель, доска, колокольчик, карточки с заданиями, карточки с цифрами, тетради.

Учитель:- Ребята, давайте поздороваемся!

Учитель: - Ребята, посмотрите, что нарисовано на картине?

Ответы детей: (школа, ученики, которые идут в школу.)

Учитель: - А, что у них в руках? ( Портфель.)

Учитель: - Правильно, это школьный портфель. Давайте посмотрим, что в нем есть (по кругу дети вынимают школьные принадлежности, называют их, и рассказывают, для чего они нужны).

Учитель : Предметов много, а как их можно назвать одним словом?

Дети: (Школьные принадлежности)

Учитель: А вы хотите поиграть со школьными принадлежностями? Мы сейчас поиграем в игру «Школа»? Что нам для этого будет нужно? (Ответы детей).

Учитель: Нам нужно построить школу, вернее класс. Что нам может понадобиться? (ответы) Да, нам понадобятся столы, стулья, доска, школьные принадлежности. Есть в школе ученики и учительница. Какие ученики? Какая учительница? Кто будет учениками и учителем (ответы) Вместе с детьми строим «школу».

Учитель: А теперь закрыли все глазки и на счет три вы все превращаетесь в учеников! Один, два, три – мы ученики.

У меня в руках звонок,

Учитель: – Ребята, давайте приготовим свое рабочее место (дети готовят карандаши, тетради, листы с заданиями).

Баловство свое оставим

Звенит звонок, начинается урок.

Цифрам скука надоела

и пошли они гулять

и давай озорничать

(выбирают себе цифру, двигаются под музыку)

- Ну- ка цифры встаньте в ряд (выстраиваются по порядку в шеренгу) .

Цифрам скука надоела

и пошли они гулять

и давай озорничать

- а теперь цифры вставайте в обратном порядке.

Учитель: 1,2,3,4,5 – продолжаем мы играть.

Игра на логику «Завершение схем».

Учитель: Давайте проверим, что у кого получилось. Дети меняются карточками и проверяют друг друга. Молодцы и с этим заданием вы справились.

Перемена. Игра «Море волнуется»

Звенит звонок, начинается второй урок.

Учитель: Сейчас у нас урок письма. В школе дети пишут диктанты. Мы с вами тоже умеем писать диктант, но только диктант графический.

1. Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.

2. Теперь поставьте карандаш, на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор.

Учитель : Молодцы! С этим заданием вы тоже справились хорошо.

Ребята, посмотрите на доску. Какие буквы здесь перепутались? Вы сейчас будете их называть и за правильный ответ берете фишку. Дети называют буквы.

А из чего еще можно сделать буквы? (из своего тела). Рассыпайтесь горошинками по группе, сделайте букву из тела, а я отгадаю.

Дети выполняют задание.

Учитель: - Ребята, а на рисунке ребята тоже идут в школу, а как вы думаете с каким настроением?

Как помочь своему ребёнку адаптироваться к школе и сделать первые недели максимально комфортными? Ответ «делать за школьника домашку, собирать рюкзак и т.д.» — неправильный.

Лучший помощник в этом деле — игра. С ней выполнение рутинных задач становится значительно интереснее, ребёнок может взглянуть на привычные дела по-новому.

О том, как добавить игровые методики в вашу жизнь, Letidor и «Пятёрочка» попросили рассказать педагога и психолога Светлану Пятницкую.

Игра «Соберись в школу за одну песню»

Польза: помогает обрести суперсилу одеваться быстро.

Чтобы избавиться от утомительных сборов в школу по утрам, когда в сонном состоянии трудно найти правильный комплект одежды, предложите школьнику потренироваться делать это с вечера. Обозначьте место для нужных вещей (стул, кресло, напольная вешалка), обсудите, каким должен быть школьный дресс-код, и затем… начинайте игру.

Расскажите о пожарных и солдатах, которые одеваются, пока горит спичка.

Спички использовать дома необязательно, гораздо веселее одеваться под динамичную музыку.

Выложите из шкафа несколько пар колготок, комплектов брюк, блузок, перемешайте всё. Включите любимый трек ребёнка: пусть, пока играет музыка, попробует собрать один или несколько комплектов в школу.

Игра «Собери портфель на скорость»

Польза: помогает обрести суперсилу быстро и правильно собирать школьные принадлежности (и ничего не забывать!).

Собирать рюкзак школьник должен сам. Казалось бы, дело простое — открыть дневник, свериться со списком уроков, и вперед, но дети могут взять не ту тетрадь, забыть цветную бумагу к ИЗО или чешки к ритмике.

Зажечь в вашем ребёнке азарт к сбору вещей поможет игра «Собери портфель на скорость». Разложите на столе самые разные предметы — тетрадки, учебники, линейки, игрушки, гаджеты — и попросите за ограниченный период времени (можете ставить секундомер или использовать песочные часы) собрать в рюкзак всё необходимое. Усложните игру, предложив спеть песню или прочитать любимые стихи.

После этого вместе обсудите набор, который ребёнок собрал к занятиям.

Если в него попали игрушки или консоль от приставки, разберитесь, почему им не место на уроках.

Это важно!

Заведите табличку для фиксирования рекордов. Записывайте туда все результаты и за лучшие (этот момент вы должны установить заранее и обсудить с ребенком) награждайте школьника наклейками с его любимыми героями.

За пять набранных наклеек предложите вашему школьнику то, что его порадует. Например, поход в кино, в луна-парк, в музей или что-то другое.

Система поощрений (или ачивок) — важный элемент геймификации, который помогает с удовольствием включаться в процесс и мотивирует на достижения заданных целей.

Игра «За 10 секунд готов к уроку»

Польза: помогает обрести суперсилу моментально доставать из портфеля нужные вещи к уроку.

Эта суперсила очень нужна каждому школьнику. Особенно ученикам 1–3-х классов. После активной перемены с играми и беготнёй надо быстро понять, что положить на парту, когда звонок на урок уже прозвенел.

Механика игры напоминает «Собери портфель на скорость», только здесь надо быстро выложить из рюкзака принадлежности, тетрадки и учебники к определённому уроку. Заводите секундомер и… на старт, внимание, марш!

Потренировавшись дома, ребёнок быстрее сориентируется с выполнением задачи в стрессовой ситуации перед уроком.

Ролевая игра «Всё как в школе»

Польза: помогает обрести суперсилу быть уверенным.

Школьник стесняется задавать учителю вопросы, выходить к доске или не понимает, в какой момент удобно отпроситься с урока? Тогда самое время проработать эти моменты дома. Предложите ребенку поиграть в школу. Возьмите на себя роль учителя. Рассадите учеников по комнате (можно использовать игрушки или пригласить в игру родственников). Начинайте урок понарошку.

Помогите ребёнку найти самые удачные моменты, чтобы озвучить просьбу. В конце поменяйтесь ролями: сами садитесь за парту и покажите, как бы вы отпросились с урока или вызвались отвечать у доски перед всем классом. Таким же образом можно порепетировать другие моменты, которые вызывают трудности в школе: как знакомиться с другими детьми, как сообщить о какой-то проблеме учителю и прочее. Так вы отрепетируете необходимые социальные навыки и дадите возможность малышу почувствовать себя увереннее!

Игра «Море волнуется раз»

Польза: помогает обрести суперсилу быстро переключать внимание, а когда необходимо — сосредоточиться.

Ребёнок должен быстро переключаться с активного действия на пассивное, и наоборот, чтобы успевать за темпом учителя, успокаиваться после шумной перемены и включаться в работу.

Самый простой способ отработать навык — в игре, в которую играют в каждом детском лагере, — «Море волнуется раз».

играем в школу

Иногда по каким-либо причинам (это может быть слабое здоровье или пожелание родителей) ребенок до школы не ходит в детский сад или группу дошкольного воспитания при школе. Это может стать причиной серьезного отставания ребенка при начале обучения.

Ни для кого не секрет, что сегодня большая часть детей приходит в первый класс, уже умея читать и считать.

Как подготовить ребенка к школьным будням, не прибегая к помощи репетиторов, расскажет эта статья.


Чтобы начать подготовку к школе, следует убедиться, что ребенок может удерживать внимание на одном занятии в течение не менее 20 минут.

Как играем в школу.

Для занятий понадобятся: пластиковая доска с фломастерами, счетные палочки, карточки с буквами и цифрами, прописи, азбука, стул и стол для ребенка подходящей высоты, колокольчик (подойдет и будильник на телефоне, но лучше настоящий колокольчик). Ребенку предлагается поиграть в школу. В случае согласия, дается «звонок на урок» (звенит колокольчик). Ребенок встает возле «парты», «учительница» здоровается, предлагает сесть (здесь надо помочь ребенку принять позу настоящего ученика) и начинается урок. Конец урока также отмечается звоном колокольчика.


Предлагаемая система предусматривает три 20-минутных урока подряд с переменами по 5-10 минут. Первый и последний уроки можно отдать изучению букв и счету, урок посередине можно в разные дни занимать любыми другими – рисованием, физкультурой, на усмотрение родителей. Если ребенку тяжело сидеть спокойно весь этот период, его можно разбить на два урока по тридцать минут с перерывом в один час или более.


Буквы изучаются не по алфавиту, а по азбуке. Лучшим порядком считается – А, У, М, Ы, Р, Л, О, К. Эти буквы дают наибольшее разнообразие слагаемых слов. Порядок изучения остальных букв остается на пожелания родителей. На изучение одной буквы тратится столько дней, сколько понадобится ребенку, чтобы хорошо ее усвоить. После изучения буквы У, одновременно с буквами изучаются слова, которые можно сложить из изученных букв.



Изучение цифр идет одновременно с обучением счету. Ребенку обязательно надо объяснить независимость чисел от физических качеств предмета. Чтобы, привыкнув считать на палочках, ребенок не путался при необходимости считать другие предметы, можно приготовить другой счетный материал. Хорошим примером могут послужить пуговицы разных цветов и размеров. Добавлять альтернативный счетный материал можно, когда будущий школьник хорошо освоит счет до 10 и обратно. При изучении чисел также не стоит торопить ребенка и к изучению каждой последующей цифры можно переходить лишь после того, как полностью усвоен предыдущий материал. При обучении счету хорошо использовать стишки и считалки, образы которых благотворно влияют на запоминание.


Подготовка к школе подразумевает умение самостоятельно работать с информацией. Поэтому во время игры в школу полезно задавать «домашние задания», как устные, так и письменные. После изучения буквы У можно задать ребенку написать две строчки с этой буквой в прописи, а также найти в спальне предмет, начинающийся с этой буквы. Цифру 4 можно написать одну строчку и нарисовать один предмет, имеющий четыре одинаковых детали.

Играя с ребенком «в школу», желательно поддерживать дисциплину. Ребенок не должен вскакивать из-за стола или выкрикивать с места. Умение ребенка вести себя спокойно положительно скажется на уроках в настоящем учебном заведении. Также очень хорошо будет порепетировать «выход к доске».

Читайте также: