Игровая деятельность и игрушки необходимый фактор умственного развития автор

Обновлено: 02.05.2024

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Лоскутова Наталья Сергеевна

Организация: МАДОУ №13 – детский сад «Тополёк»

Населенный пункт: Свердловская область, г. Богданович

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в развитии. На первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, приобретает умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) правильно с ними действовать.

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного развития маленьких детей. Во время игры с дидактическими материалами у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития, ребёнок сосредоточивается на том, что ему показывает взрослый.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы дети раннего возраста овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями и навыками, их этому надо научить. Например, «Собери ёлочку из треугольников», «Собери снеговика», «Найди пару варежке», с помощью этих игр у малышей развиваются умения выполнять действия с предметами разной величины, мелкая моторика рук, речь, дети учатся приему наложения деталей, приставления друг к другу.

Дидактические игры с сенсорными материалами несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, мелкой моторики, интеллекта. Дидактическая игра обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину- такие игрушки являются основным пособием для игр-занятий с детьми раннего возраста. Например, «Подбери для ёжика яблоко» (красное, желтое, зеленое), «Наполни баночку фруктами» (яблоками, грушами), «Укрась дерево яблоками» (красным, желтым, зелёным), тем самым дети закрепляют знания о геометрических фигурах (круг); цвет, форма; развивают мелкую моторику рук, воображение.

Дидактические игры устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения. Но наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения. Очень важно соблюдать в игре с дидактическим материалом постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.

Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении, и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. Во время неё у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Ребенок многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина и др. Например, «Укрась дерево листочками» (жёлтыми, зелёными, красными), «Подбери каждому ёжику листочки определенного цвета» (жёлтые, зелёные, красные), «Укрась ёжика разноцветными листочками», таким образом, у ребят развиваются умения выполнять действия с предметами, мелкая моторика рук; учатся приему наложения деталей, приставления друг к другу, р азвивается и совершенствуется его восприятие. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать с ними. Например, «Укрась елочку разноцветными шариками» или «Укрась елочку разноцветными бусами»: дети учатся различать и называть четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), группировать по цвету; закрепляют знание о геометрической фигуре – круге.

В процессе игровой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность, внимание и некоторая планомерность действий.

Таким образом, роль дидактических игр имеет большое значение в умственном воспитании детей.


Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

В данной статье раскрывается значение игры в интеллектуальном развитии дошкольников. Даются определения таким терминам как: игра и интеллект. Делаются выводы, что роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников является основополагающей.

Ключевые слова: игра, интеллектуальное развитие дошкольников, дошкольники, средство, роль, значение.

Современному обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов, поэтому сегодняшний мир диктует необходимость интеллектуального развития детей., начиная с первых лет жизни.

Стремительно возрастающий поток информации, стремление родителей расширить кругозор детей в какой — то определённой области для того, чтобы подготовить ребёнка к обучению в школе, нанимая репетиторов, водя ребёнка на развивающие интеллектуальные кружки, не оставляют времени детям на самостоятельные игры.

Взрослые ошибочно полагают, что дети, будучи детьми, и так умеют играть и ничего серьёзного не случится, если ребёнок лишний раз попишет или почитает под строгим контролем родителей.

Так что же это — игра? Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Игра — ведущая деятельность потому, что именно в ней коренным образом изменяется мышление ребенка, его воображение, предвидение событий и результатов поступков, а любопытство и любознательность превращаются в мощную познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения. В результате изменения содержания и структуры игровой деятельности у ребенка возникает в зачатке теоретическая деятельность, оформляется умение рассуждать (А. В. Запорожец). В игре рождаются мотивы новой деятельности — учения (А. Н. Леонтьев), которое будет целенаправленно способствовать интеллектуальному развитию.

Одним из приоритетных направлений развития образования сегодня является достижение его нового качества, обеспечивающего подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе. Качество образования сегодня все чаще рассматривается в контексте образовательных услуг, в умении педагога реализовывать одновременно несколько образовательных технологий, форм и методов обучения, воспитательных подходов. Педагог должен научиться пользоваться приемами разного погружения детей в учебный материал, индивидуализируя условия развития и коррекции для каждого ребенка, нуждающегося в этом, при коллективном образовании в детском саду.

Поэтому окружающие ребенка взрослые должны помнить, что дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребенок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно он взрослеет, тем способнее и увереннее он будет.

Важность игры состоит в том, что она является самым близким и доступным видом деятельности в дошкольном возрасте, что способствует естественному ходу личностному и интеллектуальному развитию детей.

В игре своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование интеллектуальной культуры ребенка, формирование, идущие от внешних, материальных (или материализованных) действий к действиям в уме, в плане представлений. Поэтапная обработка умственных действий и понятий посредством игровых умений и навыков обычно происходит стихийно, неорганизованно; одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, и общая эффективность процесса оказывается не во всех случаях одинаково высокой.

Так что же такое интеллект? Понятие интеллекта включает многие компоненты, остановимся на интеллектуальных умениях и способностях.

Интеллектуальные умения можно рассматривать как умения, предполагающие знание рационального приема осуществления той или иной мыслительной деятельности и использование его при решении различных задач. Для овладения детьми старшего дошкольного возраста интеллектуальными умениями необходимо формировать у них системные знания о предметах окружающего мира. Формирование интеллектуально-познавательных умений, по мнению О. Н. Бакаевой, включает, во-первых, овладение системой обследовательских действий, необходимых для состоятельного, многостороннего анализа предметов, и, во-вторых, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать. Нетрудно увидеть игру как одно из средств формирования таких умений, поскольку в ней ребенок развивает перцептивные (обследовательские) действия, решая практические задачи анализа возникающей ситуации в том темпе и длительности, какие определяются его возможностями.

Этому способствуют многие виды игр: дидактические, самодеятельные и сюжетные. Например, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай, о чем я рассказываю», «Магазин игрушек» и др. дают возможность ребенку в занимательной форме узнавать, закреплять через обследовательские действия признаки свойства) предметов и объектов на основе сопоставления с другими предметами, выделять общие и отличительные свойства, умения определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу и т. д. То же происходит и в сюжетно-ролевых играх, например: бытовой тематики, где ребенок учится видеть задачу, проблему, находить способы решения с использованием тех умений, которые или были в его опыте раньше, или приобретены в возникшей ситуации. Постепенно ребенок продвигается от освоения умственных умений, осуществляемых на сенсорном, практическом уровне, к умственным умениям вербального характера, что, несомненно, скажется на его интеллектуальном развитии.

Игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, успешности обучения в целом. Современные педагоги и психологи считают, что игра является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта ребенка (С. Л. Новоселова). В этом контексте игра становится «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции трудностей в познавательной деятельности детей. При условии правильной методической инструментовки она является тем средством воздействия, которое пробуждает у детей усилие мысли, легко и свободно стимулирует их к познанию.

Таким образом, интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности — игре. Важное достоинство игровой деятельности — это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Более всего для детей важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что игра, являясь в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, играет большую роль в интеллектуальном развитии ребёнка.

  1. Арсентева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, учеб. пособие [Текст]/В. П. Арсентьева — М.: ФОРУМ, 2009. — 144с.
  2. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, учеб. пособие [Текст]/И. С. Гринченко — М.:УЦ Перспектива, 2008. — 96с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, умение, дошкольный возраст, интеллектуальное развитие дошкольников, ведущий вид деятельности, игровая деятельность, интеллектуальное развитие, интеллектуальное развитие детей, окружающий мир.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадралиева Зольхаят Гайнединовна

В статье анализируется влияние игры и игрушки на психику ребенка и значение игрушки в воспитательном процессе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадралиева Зольхаят Гайнединовна

Инновационный подход в изучении игровой деятельности дошкольника как показателя психологической готовности к обучению в школе

Педагогические условия реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта дошкольника

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников»

Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников

Кадралиева Зольхаят Гайнединовна /Kadralieva Zolhayat Gainedinovna - воспитатель

Государственное дошкольное образование муниципального бюджетного образовательного учреждения «Джанайская ООШ», с. Джанай, Красноярский район, Астраханская область

Аннотация: в статье анализируется влияние игры и игрушки на психику ребенка и значение игрушки в воспитательном процессе.

Ключевые слова: игра, игрушка, игровая деятельность, воспитание, развитие ребенка, психическое воздействие.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечения, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности [1, с. 7].

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т. д.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному значению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих от других (например, у Деда Мороза - длинная шуба, большая шапка, палка и мешок с подарками).

Игрушка по образному выражению А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль [2, с. 11].

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которое само же к ним привязало» [3, с. 47]. Также Ушинский подчеркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития ребенка. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке и на предметы, на людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой побуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворить потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, резиновые мячики, - развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.

Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать в жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в

качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков.

То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, его заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление -знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр.

Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Чтобы ответить на этот вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждой из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо проявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия - это действия обобщения. Именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества - сюжетно -ролевой и ролевой. Предметно - игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно -смысловое содержание и его игровых действий.

1. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка. М.: Просвещение, 1980, 64 с.

2. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Электронный архив, 11 с.

3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6 т., Т. 1 М.: Педагогика, 1988, 414 с.

Многие отечественные психологи занимались изучением проблемы влияния игры на умственное развитие ребенка-дошкольника. Л.С. Выготский отмечал: «Особенностью игровой деятельности детей является способность действовать в познаваемой, т.е. в мысленной, а не видимой ситуации. В игре осуществляется постепенный переход действий в умственный план. При этом у младших дошкольников – игровые действия с опорой на предметы-заместители выполняются очень развернуто, у старших же дошкольников они сокращены и обобщены, а игровой предмет заменяется словом»

Оглавление

Введение………………………………………………………………..
1.Роль игры в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста
1.1. Особенности умственного развития дошкольников….
1.2. Значение игры как средства умственного развития …………
2.Классификация основных видов игр для умственного развития детей дошкольного возраста
2.1. Дидактические игры………………………………………..
2.1.1. Игры для развития памяти……………………………………….
2.1.2. Игры для развития речи……………………………….
2.1.3. Игры для развития мышления……………………………
2.1.4.Игры для развития восприятия………..
2.1.5. Игры для развития воображения…………….
2.2 Сюжетно-ролевые игры…………………………………….
2.2.1. Строительные игры………………………………………..

Файлы: 1 файл

мой реферат по психологии умств.разв..docx

1.Роль игры в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста

1.1. Особенности умственного развития дошкольников….

1.2. Значение игры как средства умственного развития …………

2.Классификация основных видов игр для умственного развития детей дошкольного возраста

2.1.1. Игры для развития памяти……………………………………… .

2.1.2. Игры для развития речи……………………………….

2.1.3. Игры для развития мышления……………………………

2.1.4.Игры для развития восприятия………..

2.1.5. Игры для развития воображения…………….

2.2 Сюжетно-ролевые игры…………………………………….

Один из самых замечательных педагогических деятелей современности В.А.

Сухомлинский доказывал, что детство – это каждодневное открытие той или иной стороны окружающего мира. Он считал, что детей необходимо знакомить с каждым предметом окружающего мира в его связях с другими; «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги» [14,22] и давать эти знаки обязательно в игровой форме, так как «без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [14,33] .

Многие отечественные психологи занимались изучением проблемы влияния игры на умственное развитие ребенка-дошкольника. Л.С. Выготский отмечал: «Особенностью игровой деятельности детей является способность действовать в познаваемой, т.е. в мысленной, а не видимой ситуации. В игре осуществляется постепенный переход действий в умственный план. При этом у младших дошкольников – игровые действия с опорой на предметы-заместители выполняются очень развернуто, у старших же дошкольников они сокращены и обобщены, а игровой предмет заменяется словом» [2,15]. В.И. Логиновой показано, что игра – «важная деятельность для умственного развития ребенка, так как в ней формируется механизм возможной смены позиций и координирование своей точки зрения с другими. Это способствует формированию интеллектуальных операций» [5,138]. В экспериментальном исследовании В. А. Недоспасовой игра предстала как деятельность, в которой происходит, и познавательная и эмоциональная «децентрация» ребенка. Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения. Именно это изменение и открывает возможность и путь для перехода мышления на новый уровень и формирования новых интеллектуальных операций. Д.Б. Эльконин видел в игре неиссякаемый источник интеллектуального развития личности, определяющую «зону ближайшего развития» [16,11].

  1. Роль игры в развитии умственных способностей у детей дошкольного возраста

1.1.Особенности умственного развития дошкольников.

Дошкольное детство – уникальный период в психическом развитии ребенка. Отличительная особенность этого периода сравнительно с последующими этапами становления личности заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие ребенка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности. Формируются не только такие свойства психики, которые определяют общий характер поведения, отношения к окружающему, а и те, что проектируются на будущее и проявляются в психических новообразованиях, которые достигаются к концу возрастного периода. Мировая психолого-педагогическая наука и передовая практика убедительно свидетельствуют о том, что в настоящее время очень дорого обходится пренебрежение возможностями именно младшего дошкольного детства расширять и углублять способность к образному познанию, т.е. «обогащать и максимально раскрывать те ценные качества, к которым детская природа наиболее благоприятна» [7,24]. При этом ведущую роль приобретает нацеленность на умственное развитие ребенка младшего преддошкольного возраста, которое, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, «нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовных облик, ведь об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию» [9,22]. Умственное развитие ребенка осуществляется посредством умственного воспитания – педагогической деятельности, направленной на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) – совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершению мыслительных операций. При этом свойствами ума выступают быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта и креативность.

В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу-воспитателю необходимо знать, что имеется две точки зрения на природу умственного развития ребенка. Согласно одной, интеллект, умственные способности данные от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. Ж. Пиаже, посвятивший исследованию мышления ребенка большое количество экспериментальных исследований, характеризует основное качество мышления детей дошкольного возраста, от которого зависят все остальные, как «познавательный эгоцентризм». Под этой особенностью Пиаже понимает недостаточное отграничение своей точки зрения от других возможных, а отсюда и ее фактическое господство. Проблеме «познавательного эгоцентризма», возможности его преодоления и перехода мышления на более высокую ступень развития посвящено довольно много разнообразных исследований.

Согласно другой концепции, умственные силы на генетической основе различаются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность – обучение (Л.С. Выготский). В соответствии с этим в отечественной психологии педагогике была разработана система умственного воспитания, задачи которой сводились к формированию знаний как условий умственного роста, овладению мысленными операциями и интеллектуальными умениями, формированию научного мировоззрения. При этом основными мыслительными операциями выступают анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие умения – читать, писать, излагать свои мысли, а также навыки самостоятельной работы и культуру умственного труда. При осуществлении умственного воспитания детей 3-7 лет необходимо в обязательном порядке учитывать их возрастные психические и физические особенности. В этом возрасте дети стремятся к общению; имеют определенный словарный запас, который быстро пополняется; легко усваивают новые слова и действия; полны желания познавать; быстро запоминают, но могут также легко забыть; доверчивы – верят всему, что им говорит взрослый. Ребенок стремится во всем подражать взрослому, причем не только своим родителям, но и посторонним людям. Дошкольный возраст от 3 до 7 лет – это период взлета познавательной активности (период от интереса к любознательности), а также интенсивного развития основных психических процессов – мышления, воображения, памяти внимания, сенсорного восприятия, которые являются неотъемлемой составляющей умственного развития. Этот взлет не происходит сам собою, а только при определенных условиях жизнеобеспечения ребенка, что определяет необходимость выработки у ребенка общих способов познавательной деятельности – умения анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

1.2 Значение игры как средства умственного развития

Дошкольный возраст характеризуется тем, что «ведущей деятельностью на данном этапе развития является игра, благодаря которой совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития» [15,45]. В каждой игре перед ребенком стоит какая-либо интеллектуальная задача. Решение задач происходит благодаря тому, что соблюдаются различные возрастные особенности детского развития.

Игра – это важнейший вид детской деятельности, в которой происходит формирование личности ребенка, его морально-волевых качеств, реализуется потребность воздействовать на мир. Для ребят дошкольного возраста игровые умения и навыки приобретают исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.

В игре своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование интеллектуальной культуры ребенка, формирование, идущие от внешних, материальных (или материализованных) действий к действиям в уме, в плане представлений. Поэтапная обработка умственных действий и понятий посредством игровых умений и навыков обычно происходит стихийно, неорганизованно; одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, и общая эффективность процесса оказывается не во всех случаях одинаково высокой. Но, как показывают исследования, при соответствующих методах

педагогического руководства игрой в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен и его эффективность значительно повышена.

П.Я. Гальперин выделял следующие этапы формирования умственных действий и понятий в игре:

- этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях;

- этап формирования того же действия в плане громкой речи;

- этап формирования собственно умственного действия.

Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий [4,127]. В связи с обсуждением вопроса о роли игры в интеллектуальном развитии ребенка большой интерес представляют взгляды Дж. Брунера который также высоко оценивает значение игровых умений и навыков для интеллектуального развития, так как «в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач» [1,22]. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности. Можно, правда чисто гипотетически, представить себе функциональное развитие всякого нового умственного действия как сжатое повторение этапов онтогенетического развития мышления и вместе с тем и как формирование зоны его ближайшего развития. Если принять установленные в советской психологии этапы развития мышления (практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) и сравнить с этапами, установленными при функциональном формировании, то такое предположение имеет некоторые основания. Рассматривая действия ребенка в игре, легко заметить, что ребенок уже действует со значениями предметов, но еще опирается при этом на их материальные заместители — игрушки.

Таким образом, игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретением чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дошкольники получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру умственного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослыми в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей интеллектуальной культуры подрастающему поколению.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании интеллектуальной личности. Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижение поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнает от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и все это находит отражение в игре. Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения все более обобщенных игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне. Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных, максимально сходных с практическими.

Во-первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность – воображаемая ситуация.

Во-вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию, невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления в ходе игры он задает вопросы и, получив ответ, приобретает вполне ясные знания.

С точки зрения отмеченных выше теоретических соображений, важна роль игры в умственном развитии объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него мотивами и способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных, действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и, следовательно, не могли быть по-настоящему освоены.

Игра и игрушка в жизни дошкольника

Светлана Акулова Игра и игрушка в жизни дошкольника

Акулова Светлана Владимировна

воспитатель МБДОУ Детского сада № 11 «Светлячок»

«ИГРА И ИГРУШКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»

Дошкольное детство, уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Игрушка помогает ребенку знакомиться с окружающим миром, через нее он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления, удовлетворяет свои потребности в активности и общении. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.

Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста, так как являются стимулом к игре, ее организующим началом: кукла побуждает играть в дочки-матери, машина — в шофера. От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Узнавая в игрушках знакомые предметы, ребенок получает возможность комбинировать свои представления, перерабатывать и активно усваивать новые впечатления.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Наиболее сильное воспитательное воздействие на детей оказывают игрушки, изображающие людей и предметы реального мира во всем его многообразии: животных, птиц, рыб, растительность, средства передвижения, предметы техники, быта и т. д. С ними у дошкольников ассоциируются определенные представления, оживают в памяти яркие впечатления, появляется возможность творчески перерабатывать имеющийся жизненный опыт. Образные игрушки не только побуждают детей к играм разного содержания, они помогают ребенку войти в роль, создать любимый образ, осуществить задуманное. Чтобы почувствовать себя мамой, девочке нужна кукла, «шоферу» или «летчику» — машина или самолет. Игрушка помогает сделать действия детей реальными, что связано с интересной психологической особенностью игры. «. В ней много воображаемого, условного, «понарошку», как говорят дети, но переживания играющих всегда искренние, настоящие, и действия их реальны».

По мере развития ребенка меняется его отношение к игрушкам. Он начинает отбирать те, которые помогут ему реализовать свой замысел. Однако средством осуществления замысла игрушка может стать лишь в том случае, если ребенок правильно воспринимает ее образ, если у него имеются знания о предмете, изображаемом ею, если игрушка вызывает осознанный интерес и желание играть.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

Ребенок начинает осваивать и познавать реальный мир в семье. Любовь к родителям и близким людям оказывает на детей большое влияние и вызывает желание стать «такой, как мама», быть «похожим на папу». Это определяет и тематику игр. Поэтому так велик у малышей интерес к куклам и игрушкам, изображающим предметы домашнего обихода.

Игровые уголки очень помогают воспитанию организованности и дисциплинированности детей. А. С. Макаренко писал: «Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живет в определенном месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо».

Отношение детей к игрушкам нельзя сравнивать с отношением к различным, даже очень нужным предметам и вещам. Ребенок не просто играет игрушкой. Он одухотворяет ее, воспринимает как друга, с которым можно поделиться своими радостями, маленькими тайнами, переживаниями. Игрушка полностью подвластна ребенку, его фантазии: он может превратить любимого мишку то в ребенка, то в моряка, то в сказочного Мишутку. Учитывая специфику детской игровой деятельности, наиболее целесообразно привлекать детей к созданию игровых уголков, вызывать у них желание самим организовывать «жизнь» своих игрушек в группе. Известно, что окружающая действительность становится эффективным фактором развития личности тогда, когда человек не пассивно усваивает ее влияние, а вступает в активное взаимодействие с ней, когда она выступает перед ним как объект его деятельности. Поэтому главная задача воспитания должна заключаться в руководстве интересами детей, в формировании у них желания и потребности самим творчески действовать с игрушками.

Только в игре возникает способность к активному воображению, формируется произвольность и многие другие психические качества. Именно в игре дошкольникусваивает общественные функции, нормы поведения людей, что и определяет в целом становление его личности. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Так игра учит, изменяет, формирует, развивает, воспитывает.

Великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский считал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». И игра в этом детском мире стоит на первом месте.

Сущность игры как деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений людей, уточняют и получают знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания действительности. Игра – это и прием организации образовательной деятельности, повышения мотивации, заинтересованности, активности детей.

В нашей группе созданы необходимые условия для организации разнообразной игровой деятельности детей (творческих игр и игр с правилами):

для сюжетно-ролевых игр организованы уголки «Дом», «Магазин», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Мастерская», «Гараж» и др., имеются образные игрушки (куклы, машинки, животные, посуда, мебель, муляжи продуктов, овощей, фруктов и т. п., реальные предметы домашнего обихода, одежда, головные уборы, аксессуары, мебель, многофункциональное оборудование (мягкие модули, ширмы, конструкторы, элементы одежды, предметы-заместители и др.);

для режиссерских игр детей имеются разнообразные мелкие игрушки (куклы, машинки, животные, солдатики, домики, макеты леса, деревни, города, улицы, дома и т. п. ;

для театрализованных игр есть разные виды театров, атрибуты, элементы одежды, оборудование (ширмы, декорации, бутафория);

для строительных (конструктивных) игр имеются строительные материалы, различные конструкторы, схемы, природный и бросовый материал и т. п. ;

для дидактических игр подобраны игрушки, реальные предметы, объекты природы;

для подвижных игр имеются разнообразный спортивный инвентарь и атрибуты;

к речевым и словесным играм подобран необходимый наглядный материал;

для игр-экспериментов есть разнообразные природные объекты, специальные игрушки, оборудование;

для музыкальных игр имеются детские музыкальные инструменты, игрушечныеаналоги реальных инструментов, необходимый игровой и иллюстративный материал;

в игротеке содержатся разнообразные настольно-печатные и автодидактические игры (лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

Мы, воспитатели, создаем условия для разнообразной игровой деятельности детей: организовываем игровые уголки, подбираем игры и игрушки, готовим вместе с детьми атрибуты, знакомим детей с основными правилами игр и игровыми действиями, способами общения с партнерами. Каждый день мы непосредственно играем вместе с детьми, занимая позицию играющего партнера, поясняем свои игровые действия. Педагог должен уметь вовремя включиться в игру и взять на себя инициативу, а также незаметно выйти из игры, предоставив инициативу детям.

В младших-средних группах мы являемся организаторами игр, играем вместе с детьми, на собственном примере показываем, как пользоваться ролевой речью, объясняем действия, помогаем детям в выборе ролей, корректируем игровые отношения. В старших же группах обеспечиваем развитие самостоятельности детей в игре, игрового творчества: совместного придумывания сюжетов, ролевых диалогов, элементов игровой обстановки, игровых правил.

Игровая деятельность способствует развитию и воспитанию детей, формированию таких интегративных качеств как любознательность, активность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, потребность в двигательной активности, общительность, способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, управлять своим поведением и планировать свои действия, решать интеллектуальные и личностные задачи и др.

Для участия в различных играх и самостоятельной организации игровой деятельности у наших воспитанников формируются необходимые умения и навыки:

дети раннего возраста эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, подражают его действиям, принимают игровую задачу; самостоятельно выполняют игровые действия с предметами, осуществляют перенос действий; могут играть рядом, не мешая друг другу;

дети младшего возраста могут принимать на себя роль, умеют объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, вести небольшие ролевые диалоги; придерживаются игровых правил в дидактических и подвижных играх; участвуют в театрализованных играх;

дети старшего возраста договариваются, во что играть, кто кем будет, подчиняются правилам, самостоятельно отбирают и придумывают разнообразные сюжеты игр, импровизируют; моделируют предметно-игровую среду; выполняют правила в дидактических и подвижных играх, могут объяснить правила другим; активно участвуют в театрализованных играх, играх с элементами спорта.

Таким образом, в играх проявляются те знания и представления, которые были даны детям, те чувства, которые у них воспитаны, а игрушка, в свою очередь, помогает закрепить эти знания, развить и углубить чувства.

Различные приемы внесения игрушек оказывают влияние на развитие игрового замысла, обогащают содержание игр. И если эти приемы сочетаются со всей воспитательно-образовательной работой, то игрушка приобретает важное значение в жизни ребенка, дает широкий простор его воображению, развивает организаторские способности, самостоятельность, возбуждает активность, способствует проявлению коллективистских отношений.

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушкаспособствует успешному развитию ребенка.

1. Васильева О. К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2006

3. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982

4. Ядешко В. И., Сохин Ф. А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1986

5. Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя

детского сада. [Текст] / Е. А. Коссаковская – М.: Просвещение, 1980.

6. Флерина Е. А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2000.

7. Игра и дошкольник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб., 2008.

Читайте также: