Игровая деятельность и игрушки необходимый фактор умственного развития кто сказал

Обновлено: 27.04.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркарян И.А., Косачева А.А.

В статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркарян И.А., Косачева А.А.

Теоретические основы формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Текст научной работы на тему «Роль игры и игровой деятельности в жизни детей дошкольного возраста»

доцент кафедры дошкольного образования Южного федерального университета

Косачева А.А. Зам. заведующего ДОО №23 г.Батайск

РОЛЬ ИГРЫ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, личностное развитие, ребенок дошкольного возраста.

Keywords: game, game activity, personal development,child of preschool

Игра и игровая деятельность привлекали и привлекают к себе внимание исследователей. Игра - неотъемлемая, часть человеческой культуры. Вопросами игровой деятельности детей дошкольного возраста занимались ученые С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.А., Шмаков и др.

По мнению многих авторов, игра имеет большое значение в личностном развитии ребенка. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. В книге «Технология игры в обучении и развитии» авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова говорится: «Сегодня мало кого удивишь тем, что в передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разуму, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-

бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом — в жизнь» [1].

В процессе игровой деятельности, у детей развиваются: коммуникативные способности; воображение как основа творческой деятельности; образная память, внимание, речь; формируется нестандартное мышление; а также совершенствуется координация движений и мелкая моторика рук.

Игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. Являясь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра в наибольшей степени способствует развитию, его психических процессов, особенно воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства [2].

В игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи. Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил

взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?).

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой. По мнению А.П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае [3].

С помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы деятельности.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым. Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект. Игра - вид психической активности в условной обстановке, упражняющий психические и психофизиологические возможности индивида; форма жизнедеятельности на начальной стадии социализации личности. Детская игра связана с потребностями саморазвития, присвоения социального опыта. Игра развивает ориентировочно-исследовательские и

сенсорно-моторные механизмы поведения, а у детей - и социально сформированные способы межлюдского взаимодействия (сюжетно-ролевая игра). Игра - доступная ребенку сфера развития его произвольных действий, подчинения поведения заданным правилам, анализу ситуации и программированию (моделированию) поведения. Условный характер игровой деятельности, ее освобожденность от ряда требований трудовой деятельности придает игре релаксационный характер. На этой основе в психокоррекционной деятельности игра используется как один из психотерапевтических методов. Повышая самооценку индивида и снижая уровень его тревожности, игра удовлетворяет потребности человека в социальной коммуникации без негативных последствий, подавляет отрицательные эмоции, расширяет диапазон доступных действий [1,2,3].

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Таким образом, через игру в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

1. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Росс. пед. агентство, 1996.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С.А., Куликовой Т.А. - М.: Академия, 2009.


Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

В данной статье раскрывается значение игры в интеллектуальном развитии дошкольников. Даются определения таким терминам как: игра и интеллект. Делаются выводы, что роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников является основополагающей.

Ключевые слова: игра, интеллектуальное развитие дошкольников, дошкольники, средство, роль, значение.

Современному обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов, поэтому сегодняшний мир диктует необходимость интеллектуального развития детей., начиная с первых лет жизни.

Стремительно возрастающий поток информации, стремление родителей расширить кругозор детей в какой — то определённой области для того, чтобы подготовить ребёнка к обучению в школе, нанимая репетиторов, водя ребёнка на развивающие интеллектуальные кружки, не оставляют времени детям на самостоятельные игры.

Взрослые ошибочно полагают, что дети, будучи детьми, и так умеют играть и ничего серьёзного не случится, если ребёнок лишний раз попишет или почитает под строгим контролем родителей.

Так что же это — игра? Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Игра — ведущая деятельность потому, что именно в ней коренным образом изменяется мышление ребенка, его воображение, предвидение событий и результатов поступков, а любопытство и любознательность превращаются в мощную познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения. В результате изменения содержания и структуры игровой деятельности у ребенка возникает в зачатке теоретическая деятельность, оформляется умение рассуждать (А. В. Запорожец). В игре рождаются мотивы новой деятельности — учения (А. Н. Леонтьев), которое будет целенаправленно способствовать интеллектуальному развитию.

Одним из приоритетных направлений развития образования сегодня является достижение его нового качества, обеспечивающего подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе. Качество образования сегодня все чаще рассматривается в контексте образовательных услуг, в умении педагога реализовывать одновременно несколько образовательных технологий, форм и методов обучения, воспитательных подходов. Педагог должен научиться пользоваться приемами разного погружения детей в учебный материал, индивидуализируя условия развития и коррекции для каждого ребенка, нуждающегося в этом, при коллективном образовании в детском саду.

Поэтому окружающие ребенка взрослые должны помнить, что дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребенок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно он взрослеет, тем способнее и увереннее он будет.

Важность игры состоит в том, что она является самым близким и доступным видом деятельности в дошкольном возрасте, что способствует естественному ходу личностному и интеллектуальному развитию детей.

В игре своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование интеллектуальной культуры ребенка, формирование, идущие от внешних, материальных (или материализованных) действий к действиям в уме, в плане представлений. Поэтапная обработка умственных действий и понятий посредством игровых умений и навыков обычно происходит стихийно, неорганизованно; одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, и общая эффективность процесса оказывается не во всех случаях одинаково высокой.

Так что же такое интеллект? Понятие интеллекта включает многие компоненты, остановимся на интеллектуальных умениях и способностях.

Интеллектуальные умения можно рассматривать как умения, предполагающие знание рационального приема осуществления той или иной мыслительной деятельности и использование его при решении различных задач. Для овладения детьми старшего дошкольного возраста интеллектуальными умениями необходимо формировать у них системные знания о предметах окружающего мира. Формирование интеллектуально-познавательных умений, по мнению О. Н. Бакаевой, включает, во-первых, овладение системой обследовательских действий, необходимых для состоятельного, многостороннего анализа предметов, и, во-вторых, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать. Нетрудно увидеть игру как одно из средств формирования таких умений, поскольку в ней ребенок развивает перцептивные (обследовательские) действия, решая практические задачи анализа возникающей ситуации в том темпе и длительности, какие определяются его возможностями.

Этому способствуют многие виды игр: дидактические, самодеятельные и сюжетные. Например, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай, о чем я рассказываю», «Магазин игрушек» и др. дают возможность ребенку в занимательной форме узнавать, закреплять через обследовательские действия признаки свойства) предметов и объектов на основе сопоставления с другими предметами, выделять общие и отличительные свойства, умения определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу и т. д. То же происходит и в сюжетно-ролевых играх, например: бытовой тематики, где ребенок учится видеть задачу, проблему, находить способы решения с использованием тех умений, которые или были в его опыте раньше, или приобретены в возникшей ситуации. Постепенно ребенок продвигается от освоения умственных умений, осуществляемых на сенсорном, практическом уровне, к умственным умениям вербального характера, что, несомненно, скажется на его интеллектуальном развитии.

Игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, успешности обучения в целом. Современные педагоги и психологи считают, что игра является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта ребенка (С. Л. Новоселова). В этом контексте игра становится «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции трудностей в познавательной деятельности детей. При условии правильной методической инструментовки она является тем средством воздействия, которое пробуждает у детей усилие мысли, легко и свободно стимулирует их к познанию.

Таким образом, интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности — игре. Важное достоинство игровой деятельности — это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Более всего для детей важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что игра, являясь в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, играет большую роль в интеллектуальном развитии ребёнка.

  1. Арсентева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, учеб. пособие [Текст]/В. П. Арсентьева — М.: ФОРУМ, 2009. — 144с.
  2. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, учеб. пособие [Текст]/И. С. Гринченко — М.:УЦ Перспектива, 2008. — 96с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, умение, дошкольный возраст, интеллектуальное развитие дошкольников, ведущий вид деятельности, игровая деятельность, интеллектуальное развитие, интеллектуальное развитие детей, окружающий мир.


Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре, она- их мир, их бытие… А все ли дети живут в игре? Для всех ли она становится миром. Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребенка, оказывала на него развивающее воздействие? Эти вопросы возникают закономерно, так как в поле нашего зрения попадают умственно отсталые дети. Это весьма неоднородная по своим характеристикам и возможностям группа.

Система обучения игре умственно отсталых детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей. Процесс обучения игре, который мы рассматриваем как особую форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками. [7, с.4] В связи с этим ведущими являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, что необходимо учитывать, оценивая результативность проводимой работы. Обучение детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, что является традиционным подходом в специальной педагогике.

Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л.С. Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка. В связи с этим в психическом развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребенка. Следовательно, в жизни дошкольника с интеллектуальной недостаточностью игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивать зону его ближайшего развития. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности. [4, с. 62-76]

Недоразвитие игровой деятельности у детей с аномальным развитием оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми (О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стреблева).

Большинство детей с выраженной умственной отсталостью обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Как правило, у таких детей нет любимых игрушек, и они начинают выполнять игровые действия с теми, которые в данный момент попадают в поле их зрения или которые привлекают их внешним видом, а не возможностью воплотить в жизнь конкретный замысел, как это имеет место у нормально развивающих детей. Поэтому интерес является кратковременным, неустойчивым и ребенок быстро бросает игрушку. [1, с 35-36]

Все эти особенности приводят к длительной задержке развития у детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью всех компонентов игровой деятельности.

У отдельных детей наблюдается избирательный интерес к игрушкам. Выделяются даже любимые игрушки, с которыми они предпочитают играть. Однако этот интерес размыт. Недифференцирован, неустойчив, что проявляется в отсутствии даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают внимание от игры. После чего игра прекращается.

К тому же у этих детей не сформирован целевой компонент. Их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Ребенок не умеет ставить перед собой конкретную, значимую для него игровую цель. Часто механически или по подражанию взрослому он выполняет те или иные простые манипулятивные действия с игрушками, нередко не отражающие ни физических свойств, ни назначения предметов. И лишь под влиянием длительного обучения у некоторых детей формируется умение осознанно ставить элементарную цель в игре с помощью взрослого (покатать куклу в коляске, покормить куклу и.т.п.) [3, с.76-80]

Вместе с тем в процессе обучения эти дети способны овладеть не только разнообразными игровыми действиями, но разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий весьма сложно для детей этой категории, поэтому они допускают нарушения порядка действий в цепочке, часто забывая, что следует делать дальше, и ожидая подсказки от взрослого. [ 6 , с.136-147­­­ ]

В процессе самостоятельных игр 10-12-летние умственно отсталые дети могут воспроизводить отдельные игровые действия и их цепочки в таком варианте, в каком они предлагались им в процессе обучения. При этом, как правило, они обогащают игровые действия привнесением в игру нечто «от себя». Действия имеют более развернутый характер и предельно детализированы. Даже в этом возрасте у детей данной категории, в отличии от старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, не наблюдается замещение отдельных действий в цепочке словом или символическим жестом. [5, с.80]

У детей с выраженной и тяжелой умственной отсталостью проявляется характерная для всех умственно отсталых склонность к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения спонтанно у них формируется. Поэтому необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве заменителей, например: кубик-мыло, стол, стул и.т.д., стул-мотоцикл, лошадка и.т.п., палочка-градусник, расческа и др. Неумение использовать предметы-заменители связано не только с недоразвитием у детей образного мышления и воображения, но, прежде всего, с тем, что у них чрезвычайно скуден запас представлений об окружающем мире и беден опыт предметных действий.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что к 9-10 годам игра у детей с выраженной и тяжелой формой умственной отсталости начинает оказывать коррекционно-развивающее воздействие на них. Наступает время овладения ею, так как формируются необходимые предпосылки: ребенок относительно хорошо овладевает предметными действиями, накоплен достаточно бытовой опыт, опыт взаимодействия со взрослыми, а иногда и со сверстниками, появилась активная речь и др. В связи с этим важное место в процессе обучения детей с умеренной, выраженной и тяжелой степенью отсталости должно быть отведено формированию игровой деятельности.

Организация предметно-игровой среды;

Обогащение жизненного опыта детей;

С целью выявления возможностей развития игровой деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью, определения условий, этапов и методов ее формирования проводится диагностика овладения игровыми умениями детьми с умственной отсталостью.

Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними.

Эмоциональные реакции на игрушки и действия с ними.

Развитие игровых контактов.

Продолжительность игры со взрослым.

Характер используемых игрушек (предметные, сюжетные).

Речевая активность во время игры.

Отношение к роли в игре.

Овладение ролевым диалогом.

Разнообразие сюжетов игр.

Дети с тяжелой умственной отсталостью характеризуются разнообразием нарушений и неравномерностью развития психических функций.

У детей с тяжелой умственной отсталостью игровая деятельность, как ведущая деятельность дошкольников не возникает спонтанно. Без специального обучения ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками.

Возможности овладения игрой у детей с умственной отсталостью находятся в зависимости от общего уровня психического развития.

Игра детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями характеризуется хаотичностью в поведении, неумением использования образца, низким уровнем самостоятельности, значительным нарушением последовательности игровых действий и их планированием.

Игра остается зависимой от тех сюжетов, действий и порядка, которые предлагает взрослый в процессе обучения.

По уровню овладения игровыми действиями выделяются три группы детей: с предметно-игровыми действиями, с сюжетно-отобразительными действиями и с элементами сюжетно-ролевой игры.

Разработана программа по обучению детей с выраженной умственной отсталостью. Она позволяет подойти к организации и проведению групповых занятий дифференцировано и выделить последовательность этапов формирования игры.

выявление и учет имеющихся нарушений развития;

правильная организация обучающей среды;

раннее начало коррекционно-педагогической работы

использование показа и демонстрации способов обыгрывания игрушек;

Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.-СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»).-416 с.

Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием /Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование.- М.: Изд. МГУП, 1999.-С.46-50.

Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Отв. Ред.Л.П. Носкова.-М., 1980

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – 1966.-№ 6- С. 62-76.

Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.- М.: Просвещение, 1980.

Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С. 135-147.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, действие, игра, игровая деятельность, тяжелая умственная отсталость, выраженная умственная отсталость, процесс обучения, взрослый, игрушка, умственная отсталость.

Похожие статьи

Основные термины (генерируются автоматически): умственная.

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, которая имеет специфические отклонения в развитии и требует специальной квалифицированной психолого-педагогической помощи. Категория «умственная отсталость» рассматривается с.

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе.

дидактическая игра, игра, ребенок, дидактическая задача, внимание, задача, действие, умственная отсталость, игровая деятельность, игровая задача.

Использования игры как средства развития произвольной памяти.

Общее психическое недоразвитие при умственной отсталости обусловливает качественное

Игровая деятельность умственно отсталых младших школьников в значительной степени

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована при.

Формирование конструктивных умений у детей с умственной.

В данной статье рассмотрены проблемы формирования конструктивных умений детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Проанализированные особенности обучения детей данной категории обучению конструктивной деятельности.

Особенности решения арифметических задач умственно.

В счетной деятельности умственно отсталых школьников отмечается переход пересчета на

Как подчеркивает М. П. Парахина, в процессе обучения умственно отсталых детей и

VIII, решение, представление, арифметическое решение, умственная отсталость, Перово.

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей.

ребенок, интеллектуальная недостаточность, наглядно-действенное мышление, умственная отсталость, игра, задание, поставленная задача действия, обучающая помощь, быстрое сглаживание.

Формирование элементарных математических представлений.

Необходимость коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей позволила считать проблему формирования элементарных математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью актуальной.

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определенные рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в специализированные учреждения социального типа).

Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной.

Внеурочная деятельность воспитанников с тяжелой умственной отсталостью должна способствовать раскрытию внутреннего потенциала каждого из них путем организации и проведения мероприятий, направленных на социальную интеграцию.

" Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". В. А. Сухомлинский

В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Несмотря на призывы дошкольных педагогов сохранить детство, беспокойство о том, что ребёнок пойдет в школу не подготовленным, становится главной целью родителей. Эта тенденция оказывается неоправданной- и ведёт за собой социальные последствия, которые трудно впоследствии предсказать. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой малыш взрослеет. Ведь главная миссия дошкольного образования - наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства! Главный принцип ФГОС - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по-прежнему отводится игре. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка.

Как верно заметил Рубинштейн: " Игра- практика развития". Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Ведущую роль игры в формировании психики ребёнка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, А. М. Горький, Н. К. Крупская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Луначарский, Д. Б. Эльконин и многие другие). Практические задачи, которые должен решить в игре ребёнок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребёнка, его опытом, знаниями. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.

Прежде чем раскрыть роль игры в умственном развитии детей дошкольного возраста, напомним о задачах, основными из которых являются:

1. Формирование системы научных знаний о природе и обществе.

2. Развитие умственной деятельности : мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.

3. Воспитание познавательных интересов, любознательности.

4. Формирование речи, пополнение и активизация словаря, развитие правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребёнка.

Первая группа - предметные игры как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объём, материал, мир животных, мир людей.

Вторая группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет- форма интеллектуальной деятельности. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. В таких играх дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей :

* сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;

* игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;

* строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребёнка, если воспитатель обогащает её содержание, правильно организует.

Основным средством умственного развития детей является дидактическая игра.

В последнее время поиски учёных (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. И. Смирнова) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют их развивающими.

Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность.

Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Инновационный педагогический опыт воспитателя Шуваловой А. Н. по теме: «Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного.

Дидактическая игра как эффективное средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка-это получение ребёнком знаний о свойствах предметов: форме, величине, размере, запахе, вкусе и т. д. Виды сенсорных.

Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Введение Игра – основная форма организации жизни.

Доклад на диссеминацию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Диссеминация.

Игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом.

Консультация «Дидактическая игра как средство умственного развития ребенка» [Игра - основная форма познания действительности ребенком. Маленький человек воплощает в ней все интересное, что встречается ему в жизни.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Отчет по.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Игра — это основной вид деятельности дошкольника. Ведь через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Вместе с тем, игра —.

Эссе «Игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадралиева Зольхаят Гайнединовна

В статье анализируется влияние игры и игрушки на психику ребенка и значение игрушки в воспитательном процессе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадралиева Зольхаят Гайнединовна

Инновационный подход в изучении игровой деятельности дошкольника как показателя психологической готовности к обучению в школе

Педагогические условия реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта дошкольника

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников»

Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников

Кадралиева Зольхаят Гайнединовна /Kadralieva Zolhayat Gainedinovna - воспитатель

Государственное дошкольное образование муниципального бюджетного образовательного учреждения «Джанайская ООШ», с. Джанай, Красноярский район, Астраханская область

Аннотация: в статье анализируется влияние игры и игрушки на психику ребенка и значение игрушки в воспитательном процессе.

Ключевые слова: игра, игрушка, игровая деятельность, воспитание, развитие ребенка, психическое воздействие.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечения, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности [1, с. 7].

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т. д.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному значению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих от других (например, у Деда Мороза - длинная шуба, большая шапка, палка и мешок с подарками).

Игрушка по образному выражению А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль [2, с. 11].

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которое само же к ним привязало» [3, с. 47]. Также Ушинский подчеркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития ребенка. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке и на предметы, на людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой побуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворить потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, резиновые мячики, - развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.

Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать в жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в

качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков.

То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, его заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление -знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр.

Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Чтобы ответить на этот вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждой из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо проявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия - это действия обобщения. Именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества - сюжетно -ролевой и ролевой. Предметно - игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно -смысловое содержание и его игровых действий.

1. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка. М.: Просвещение, 1980, 64 с.

2. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Электронный архив, 11 с.

3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6 т., Т. 1 М.: Педагогика, 1988, 414 с.

Читайте также: