Игровые материалы основания для выбора игрушек

Обновлено: 16.05.2024

Тема: «Подбор материалов и оборудования для сюжетно-ролевой игры в современных условиях».

Игра как культурная форма деятельности ребенка передается ему двумя путями – через живые образцы деятельности (взрослых, старших детей) и через специфические предметы, т.е. через игровой материал.

Сюжетная игра связана с условным действием в воображаемой ситуации. Принято выделять следующие компоненты воображаемой ситуации:

3.пространство (место) действия.

В соответствии с сюжетообразующими функциями Михайленко Н.Я. выделяет три типа игрового материала (игрушек):

- игрушки – «предметы оперирования»,

- игрушки – «маркеры (знаки) пространства»

Что же представляют собой эти типы игрового материала.

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы (например, игрушечная чашка, утюг, руль, молоток…).

«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, например, белая шапочка врача, каска строителя и т.п.

«Маркеры (знаки) пространства» - это игрушки, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом – теремок, ширмы – имитаторы жилища).

Дети 2-3 лет и 3-4 лет для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающей «полную» воображаемую ситуацию, причем наиболее значимы для этого возраста игрушки – предметы оперирования. Детям 4-5 лет для развертывания игры уже достаточно влияния игрушек любых двух функциональных типов (например, игрушка – персонаж и маркер пространства), в любых парных сочетаниях. Для детей старшего возраста (5-7 лет) каждый из типов игрушек в отдельности как бы «намекает» на целостную воображаемую ситуацию и может выполнять функцию запуска и поддержки игры.

Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его не только со стороны сюжетообразующих функций, но и со стороны меры условности игрушки. В понятии меры условности игрушки скрыты три параметра – это внешний облик, размер, готовность к использованию.

Меру условности игрушки по всем трем параметрам можно представить в виде следующей таблицы:

Реалистическая игрушка (копия)

Готовая к использованию

По внешнему облику –

Реалистическая игрушка – это копия реального предмета, сохраняющая все его черты, в их реальных соотношениях (например, игрушечный автомобиль - модель)

Прототипическая игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета (например, игрушечный грузовик с кузовом, кабиной, колесами). Такого рода предметы, как бы «выпячивают» самые существенные черты реального предмета.

Примером условной игрушки в этом автомобильном ряду может служить скамеечка на колесах со съемным рулем и может быть использована для замещения очень широкого класса реальных предметов (любого транспортного средства).

Игрушки могут быть крупными , соразмерными ребенку, приближающимися к размерам реальных предметов (например, утюг, молоток и т.п.).

Игрушки могут быть мелкими , располагающими к режиссерской игре (например, мелкие фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги).

Ряд между этими полюсами заполняется игрушками среднего размера.

Третий параметр, который также касается меры условности игрушки, связан со степенью ее готовности. Принято выделять готовые игрушки и сборные (которые в своих частях не представляют собой отображения реального предмета). В последнее время появился большой промежуточный класс игрушек по данному параметру – так называемые трансформеры , которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных преобразований она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет.

Известно, что с возрастом игровое действие обобщается и свертывается, переходя в речевой или внутренний план. Казалось бы, мера условности игрушки должна соответствовать этой общей возрастной тенденции: чем старше ребенок, тем условнее должна быть сюжетная игрушка. Однако исследования показывают, что это не совсем так.

Для того чтобы поддерживать и развивать игру детей 2-3 лет, необходимы прототипические игрушки, крупные и средних размеров, готовые к употреблению. Реалистические игрушки-копии, так же, как мелкие и сборные игрушки приводят к простым манипуляциям маленького ребенка, не способствуя возникновению смыслового игрового контекста. Как видно, мера условности игрушек, подходящих для детей 2-3 лет, неоднозначна относительно выделенных параметров. Если по параметру облика прототипическая игрушка располагается между минимальным и максимальным полюсами условности, то по параметрам размера и готовности игрушка для этого возраста ближе к полюсу минимальной условности.

В рамках возрастного диапазона 3-7 лет трудно выделить отчетливые границы изменений меры условности игрушки по отношению к используемым нами параметрам. При переходе от младшего дошкольного возраста к старшему можно отнести, во-первых, постепенный переход от крупных сюжетных игрушек к мелким, во-вторых, увеличение доли сборных игрушек к старшему дошкольному возрасту.

Что касается облика игрушек, то здесь к старшему дошкольному возрасту двоякая тенденция: это одновременное движение к минимальному и максимальному полюсам условности. Наибольшую ценность для игры приобретают реалистические и крайне условные игрушки. Первые отражают детскую тягу к «настоящей вещи», вторые стимулируют творческую игру. Прототипические игрушки в целом теряют привлекательность для детей.

Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который не может быть назван игровым, но который обслуживает игру. Традиционно он обозначается как полифункциональный материал (заместители). Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, набивные модули), палочки, веревочки и т.п. Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале.

Чтобы подбирать игровой материал для детской игры, воспитателю необходимы некоторые общие ориентиры, позволяющие определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе.

Эти ориентиры подбора игрового материала могут быть определены, исходя из закономерностей построения и изменения детской игры в онтогенезе, и представлены в виде тех или иных типов игрового материала.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию – в форме собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и к сюжетосложению в форме режиссерской игры или игры – фантазирования.

Ученые установили, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит игре. Поэтому материалы и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков я с родителями уделяю особое внимание.

При подборе материалов и оборудования для игры необходимо руководствоваться как задачами общего развития детей, так и теми, которые содействуют их воспитанию с учетом генднрных особенностей.

Если мне удалось подготовить материалы для игры, то можно считать, что для развития детей созданы благоприятные условия. При этом я предлагаю обратить внимание:

1 на привлекательность игрового материала с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;

2 на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;

3 на наличие атрибутики игрового пространства для игр-«ПУТЕШЕСТВИЙ», В КОТОРЫХ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОИГРАТЬ МУЖСКУЮ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ.

Рассмотрим эти пожелания более подробно.

Известно, что мамы стремятся красиво одевать своих детей, чтобы повлиять на воспитания вкуса ребенка, а также привлечь к нему внимание окружающих. Наблюдения показали, что девочки гораздо охотнее берут «в дочки» куклу с красивой одеждой. Мальчики этого возраста больше склонны играть с мягкими игрушками и тоже любят их одевать. У мальчиков при одевании мягких игрушек большой популярностью пользуются шапочки с шарфами.

Процесс одевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с собственным, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия. Если вначале ребенок воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я - мама, я -папа».

Когда у кукол и мягких игрушек привлекательный вид, мне проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, гладить и т. п. Отражая в игре одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам, девочки и мальчики получают необходимо эмоциональное развитие даже в том случае, если в семье они лишены этого. Многие родители считают, что именно по отношению к мальчикам надо стремиться к сдержанности и не следует демонстрировать свою любовь и нежность. Это заблуждение приводит к тому. Что мальчики, став взрослыми, крайне скупы на эмоции и в дальнейшем предпочитают вести себя подобным образом по отношению к своей жене и детям. Поэтому я с родителями позаботилась о том, чтобы у кукол и мягких игрушках была красивая сезонная одежда. Одежда должна быть яркой, легко снималась. Это вызывает у детей интерес к игровому уголку, желание взаимодействовать с игрушками.

Я предлагаю девочкам и мальчикам назвать те игрушки, с которыми они хотели бы играть. После того, как дети осуществят свой выбор, я побуждаю их рассмотреть игрушки, которые выбрали мальчики и девочки.

В рассматривании игрушек я стремлюсь вызвать у детей расположение и симпатию к ним, желание участвовать в их обустройстве в группе. Так, например, предлагаю девочкам уточек и других животных, средой обитания в которых является вода, разместить на специальной ткани. Мальчики для игрушечной собаки могут сделать из конструктора конуру. Игрушки изображающие обитателей леса желательно разметить на одной полке и рядом поставить несколько ёлочек символизирующих лес. Аналогично и с домашними животными.

Я помогаю девочкам придумать имена куклам, а мальчикам -клички животным.

Материалы и оборудование, которыми будут пользоваться девочки и мальчики располагаются в группе по договорённости (мягкие игрушки, настольно –печатные игры, книги и т. п).

При подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что девочки и мальчики ещё не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу, без опоры на атрибуты. Мальчики охотно выполняют игровые действия, а затем принимают на себя роль сотрудника ГАИ, надевают милицейские фуражки и в руки берут рацию. Девочки этого возраста также не могут осуществлять уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане. Для того, чтобы «приготовить обед»,им необходима плита, кастрюли, ложки, предметы -заместители. В игровом уголке должна быть раковина с «краном»,полотенце для вытирания посуды. Для ухода за «ребенком» девочки нуждаются в ванночке, губке, полотенце. Обязательно должны быть созданы условия для «стирки» белья и его глажки.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики охотно конструируют большие машины, самолеты, лодки. Крупный строительный материал требует много места, поэтому его лучше разложить на полках в стороне от игровой зоны девочек, рядом с ковром. Рядом расставляются машины. Которые мальчики используют в играх со строительными материалами.

Считаю, что нет необходимости в полном объеме освещать все материалы, оборудование, которые могут найти применение в играх детей с целью отражения социально одобряемых образцов женского и мужского поведения. Если мы с родителями заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти простые задачи. Важно понять, что атрибуты необходимы для развития детей в игровой деятельности. С детьми этого возраста в детском саду должен играть воспитатель, в семье –родители.

Анализ игровой деятельности Анализ игровой деятельности Вопросы для изучения Да Нет Частично 1. Соблюдение игрового режима 2. Наличие игровой площадки по возрасту.

Методическая копилка. «Потешки с акцентом на гендер» Потешка - это жанр устного народного творчества. Как девочек,так и мальчиков потешки развлекают и развивают,учат понимать человеческую речь.

Игра приходит в жизнь малыша с самого раннего детства. Мало что может оказаться важнее и интереснее для вашего ребенка, чем игра. Это способ обучения, познание нового, радость общения, творчество, а также подготовка к «взрослой жизни». Малыш учится взаимодействовать с внешним миром. Все, что он узнает в игре – станет фундаментом для дальнейшей жизни. Игра – источник развития необходимых личностных качеств. Она формирует правильное поведение, активизирует познавательные процессы, развивает воображение, создает образное мышление. В игре ребенок принимает и воссоздает различные действия взрослого и получает опыт общения. Уже годовалые малыши в своих играх стремятся подражать действиям взрослых. Позже игры становятся более разнообразными, сложными. Все свои ощущения и переживания малыш обращает на игрушки, и из этого процесса много можно узнать о его обычной жизни и о его душевном состоянии. Все, чего добивается человек в жизни, обучении, общении, творчестве – все берет истоки в детской игре.

Детские игры призваны всесторонне развивать ребёнка, но задачей родителей остается правильно их подобрать исходя из возраста, потребностей ребёнка, и так же некоторых других его особенностей и показателей. С каждым годом на прилавках появляется все больше игрушек с заманчивым словом «Развивающая». Давайте, определим, как же правильно подобрать развивающие игры и игрушки для ребенка:

- учитывайте возраст ребёнка, чем детки меньше, тем они активнее, а, следовательно, и игра должна содержать в себе какие-то задания к физическим действиям, более всего тут подойдут игры с мячом;

- определите круг интересов вашего ребёнка, ведь он должен наслаждаться процессом игры, только тогда она будет для него полезна в развивающем плане. Немаловажный момент – игрушки должны быть актуальными. Каждое поколение имеет своих героев из мультфильмов и сказок, которые формируют эстетические вкусы у детей. Дети в дошкольном периоде жизни могут сами выбирать понравившиеся занятия. Нельзя заставлять детей играть в ту или иную полезную игру. Согласуйте ваши цели и желания ребенка.

- игры должны помогать развивать социальные навыки малышей, и учить их взаимодействию с другими людьми, а так же командной работе. Обязательно найдите время, чтобы присоединиться к действиям своего малыша, чтобы направлять его и подсказывать. При этом следует принимать во внимание именно общественный фактор, ведь, если ребенок играет один, он будет руководствоваться исключительно собственными эмоциями и пожеланиями, когда же в игру вовлечено несколько человек, будь то друзья или члены семьи, малышу придется учитывать мнения и пожелания других играющих. Для социализации ребёнка в обществе, это является едва ли не основным принципом.

- игра не должна побуждать к жестокости или даже агрессии, вызывать страх или тревогу, унижать человеческое достоинство, а также искажать восприятие окружающей его действительности. Ребёнок может проявлять силу воли, упорство, внимательность, сосредоточенность. Постарайтесь выбрать те развивающие игры, которые будут положительно влиять на все эти качества. Внутренний мир ребенка в этом возрасте чрезвычайно богат. К сожалению, ребёнок может испытывать массу негативных эмоций. Постарайтесь, чтобы ваши занятия сопровождались только хорошим настроением. Стыд, гнев, досаду, обиду, разочарование надо выявлять как можно раньше и предпринимать адекватные меры.

Выбирая развивающие игры и игрушки для своих детей, следует принять во внимание следующие критерии безопасности:

- материал изготовления. Чаще всего игрушки изготавливают из металла, резины и синтетических тканей. Некачественные материалы могут привести к отравлению и вызвать аллергию у ребенка. Игрушки, выполненные из натуральных тканей, дерева и шерсти считаются самыми безопасными.

- запах. Игрушки не должны иметь резкий неприятный запах. Если запах присутствует, это может означать, что изделие содержит высокое количество опасного для здоровья вещества - фенола.

- качество. Часто достаточно определить качество игрушки, просто подержав ее в руке: изделия из качественной пластмассы на ощупь твердые и холодные; у мягкой игрушки должны быть крепкие швы, мех должен прочно соединяться с основой, набивка не должна быть видна. Качество не всегда, к сожалению, определяет цена. Выбирайте игрушки известных и проверенных брендов и только в специализированных магазинах, где можно проверить сертификат качества.

- размер и вес. На упаковке должен быть указан вес, размер игрушки и возраст ребенка, для которого она предназначен. Для ребенка до 7 лет вес игрушки должен быть не больше 400 грамм: это гарантия того, что при падении игрушки не будет травм.

- производитель и цена. Если хотите обезопасить своего ребенка, покупайте игрушки проверенных и известных брендов. Покупая простые по назначению игрушки, не стоит переплачивать и покупать дорогие игрушки раскрученных брендов. А вот при сложных моделях экономить не стоит: игрушка должна служить долго и не поломаться сразу после покупки.

Ассортимент развивающих игр для детей просто огромен. Их можно распределить на 3 вида:

1) конструкторы и пазлы, улучшающие мелкую моторику и координацию движений. Такие игрушки развивают воображение, фантазию и память, тренируют логическое мышление, а так же необходимость видеть задачу с разных сторон. Так как они состоит из множества мелких деталей, у ребёнка возникает необходимость соотносить эти части между собой, управлять ими в поисках подходящего элемента.

2) настольные игры, при помощи которых происходит общение с коллективом. Такие развивающие игры способствуют социализации ребенка, чтобы ваш малыш комфортно чувствовал себя в коллективе, умел взаимодействовать в команде, был коммуникабельным.

3) ряд образовательных игр, которые могут углубить познания ребенка в биологии, иностранных языках и др., способствуют усидчивости, внимательности. Особым вниманием детей и родителей пользуются увлекательные мини-игры. С их помощью можно тренировать память, логику, внимание. Есть и упражнения для улучшения речи, фонематического, музыкального слуха, изучения азбуки и цифр. Улучшить дикцию, сформировать фонематический слух можно с помощью таких развивающих игр, как викторины.

Некоторые родители уверены, что имея игрушки ребенок должен сам играть и учиться логически мыслить. Это не совсем так. У ребенка может быть комната просто завалена конструкторами, мозаиками, пазлами, но малыш в них не играет. Помогите своему малышу, уделите ему время, научите его творчески и самостоятельно мыслить. Иначе интерес ребенка к игрушке будет потерян. Грамотно, без давления, корректируйте и направляйте развитие своего ребенка. Развивающие игрушки помогут в обучении, выявят склонности и способности ребенка. Но большое количество игрушек не всегда положительно влияет на процесс развития ребенка. Во многих случаях маленькое количество игрушек способствует лучшему развитию воображения, ребенок играет с ними чаще и придумывает множество новых игр.

«Безопасные каникулы или правильный Новый год». Фотоотчет

«Безопасные каникулы или правильный Новый год». Фотоотчет В нашем районе, в преддверии новогодних каникул проходит акция юных инспекторов движения «Безопасные каникулы или правильный Новый год».

Буклет для детей и подростков «Выбор профессии»

Буклет для детей и подростков «Выбор профессии» Буклет для детей и подростков на тему «Выбор профессии» «Выбери профессию, которую ты любишь,- и тебе не придется работать ни дня в твоей.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Правильный ответ» Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Правильный ответ» Цель: активизировать мыслительную деятельность.

Нововведение: «Выбор редакции МAAM» Администрация МААМ добавляет работы в раздел «Выбор редакции МААМ». Каждая работа награждается "голосами" от 200. В «Выбор редакции МААМ».

О сборнике развивающих игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов

О сборнике развивающих игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов Поиграем?Прошло три года с тех пор, как ко мне обратилась Вера Калужина с просьбой помочь ей стихотворно оформить образ Алисы из многими.

Стенгазета «Мама, папа ваш выбор-моё будущее»

Стенгазета «Мама, папа ваш выбор-моё будущее» Сейчас вся Россия готовиться к важному и ответственному событию в жизни страны. Выборы президента Российской Федерации. Повсеместно идёт призыв.

Стихи «Выбор профессии 3» для детей 5–12 лет. Объяснение нужности и пользы профессии Стихотворения позволяют ребёнку самому стать участником происходящего действия. Т. Е глубже, внутренне почувствовать происходящее. Это, я.

Стихотворения для детей 4–12 лет «Выбор профессии 4» Публикация направлена на то, чтобы ребёнок через свои мироощущения понял для чего нужна та или иная профессия и какую пользу она приносит.

Фотоотчет «Ваш выбор — мое будущее!»

Фотоотчет «Ваш выбор — мое будущее!» «Мама, папа! Ваш выбор – моё будущее». 18 марта в нашей стране состоялись выборы президента Российской Федерации. В рамках этого мероприятия.

В таких модифицированных условиях можно держать набор игрушек и игровой материал в ящике или рюкзачке под столом, в углу в кладовке, а располагать все необходимое на уголке стола, на стуле, или на полу прямо перед началом каждого сеанса игровой терапии. Книжный шкаф со шторками или книжный шкаф с ящиками и закрывающимися дверями также представляют собой хорошее место для хранения игровых материалов. Открытое размещение игровых материалов, предшествующее каждому сеансу, позволяет детям чувствовать себя более удобно, приглашает к участию и создает обстановку дозволенности, которая, кажется, говорит: «Это как раз для тебя?»

Логические основания для выбора игрушек и игровых материалов

Тридцать лет назад Джайнотт (Ginott, 1961) указывал, что в литературе содержится очень мало указаний на то, как выбирать подходящие игрушки и игровые материалы для использования в игровой терапии. Эта ситуация сохранилась и сейчас. Поэтому в этой главе я считал своей основной задачей изложить подробные указания, которыми терапевт может воспользоваться при отборе игрушек и игрового материала, который послужит для детей той средой, которая позволила бы им выражать свои чувства, исследовать отношения и познавать себя.

Некоторые общие соображения, которыми следует руководствоваться, состоят в том, что игрушки должны быть долговечными и должны говорить ребенку скорее: «В игре будь самим собой», чем «Будь осторожен». Игрушки и материалы должны предоставлять ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии. Игрушки не должны быть сложными; их следует использовать в соответствии с возрастом, чтобы попытки самовыражения не вызывали у детей фрустрации. Ни одна игрушка не должна провоцировать ребенка на обращение за помощью к терапевту. Многие дети, нуждающиеся в игровой терапии, изначально склонны к зависимому поведению, и такое поведение не следует поощрять. Дети должны быть в состоянии сами играть с игрушкой. Многие игры не отвечают этому критерию и по самой своей природе требуют прямого вовлечения терапевта, часто в роли соперника. Таким образом, терапевт невольно оказывается в таком положении, когда он либо все время выигрывает у ребенка, либо обманывает его, позволяя выигрывать ему. Дети обычно чувствуют цену такого выигрыша и поэтому не испытывают удовлетворения, так необходимого для формирования позитивного самовосприятия.

Основу образовательного процесса в детском учреждении составляют специфические виды детской деятельности, которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребёнка. Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации этих видов деятельности, которые в наибольшей мере способствуют развитию детей.Поскольку каждый тип деятельности предполагает специальное материальное оснащение, необходимо ознакомиться с характеристикой игрушек и материалов, которые обеспечивают ту или иную детскую деятельность.

ВложениеРазмер
Рекомендации по подбору игрушек и материалов для разных видов детской деятельности 16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по подбору игрушек и материалов для разных видов детской деятельности

Основу образовательного процесса в детском учреждении составляют специфические виды детской деятельности, которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребёнка. К таким развивающим видам деятельности в раннем возрасте относятся, прежде всего, познавательно-исследовательская и игровая деятельность.

Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации этих видов деятельности, которые в наибольшей мере способствуют развитию детей. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учётов возраста детей в конкретной группе ДОУ. Поскольку каждый тип деятельности предполагает специальное материальное оснащение, остановимся на характеристике игрушек и материалов, которые обеспечивают ту или иную детскую деятельность.

Игрушки для исследовательской деятельности

Познавательно- исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, внимания, мышления, речи ребенка. Смысловым центром этой деятельности является интерес к игровому материалу и действиям с ним, благодаря которым ребенок не только становится самостоятельным, независимым, но и начинает осознавать свои возможности, приобретает уверенность в своих силах. Возможность многократно наблюдать, самостоятельно воспроизводить, повторять — это условие исследования в любом возрасте. До 3–4 лет экспериментирование буквально слито с предметными действиями, выявление свойств предметов неразрывно связано с действием, в потоке которого находится ребенок.

Постепенно экспериментирование становится целенаправленным, т.е. сознательно направленным на выявление свойств предметов. Чем полнее и разнообразнее материал, предоставленный в распоряжение ребенка, тем более полно и многогранно может осуществляться экспериментирование. Игрушки для предметной деятельности и экспериментирования различаются.

Игрушки для предметной деятельности (пирамидки, вкладыши, матрешки) должны направлять ребенка на выделение определенного значимого признака (например, формы или размера).

Игрушки для экспериментирования отображают различный характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или с различными веществами — водой, воздухом, песком и т.п.

Важными качествами всех игрушек этого типа является наглядность и яркий, очевидный эффект явления, который побуждает воспроизвести действие и желание разобраться. Действия ребенка с игрушкой могут значительно отличаться по степени сложности. Например, вкладывание (мисочки), нажимание (кнопки), совмещение, скатывание шариков, вращение юлы и т.д.

Игрушки, приводимые в действие каким-либо электронно-механическим способом, уместны лишь для первой половины раннего возраста. Важно подчеркнуть, что игрушки, запускаемые каким-либо электронно-механическим способом, не обладают развивающим потенциалом для двух - трехлетних детей. Игрушки этого вида должны требовать от ребенка проявления собственной активности и наблюдения за результатом своих действий.

Материалы для исследовательских действий детей можно разделить на две группы:

для предметной деятельности и для детского экспериментирования.

Для предметной деятельности нужны следующие игрушки:

1. Составные игрушки, состоящие из нескольких однотипных частей, отличающихся по одному признаку (пирамидки, вкладыши, коробки форм и т.д.).

2. Игрушки-каталки, играя с которыми малыш осваивает связь собственного движения и движение предмета. Каталки привлекают внимание малыша к движениям предмета, и тем самым развивают познавательную активность.

3. Игрушки-тренажеры, в которых отрабатывается какой-то навык (шнурование, застегивание, забивание, наматывание и т.п.). Это всевозможные шнуровки, развивающие коврики с застежками, молниями, замочками и игрушечные инструменты (молотки с колышками, гайки и т.д.).

4. Подручные материалы: разнофактурные ткани, бумага, материалы природного происхождения (минералы, плоды, глина).

Игрушки для экспериментирования включает следующие группы:

1. Динамические игрушки — игрушки, которые отображают различные виды движения: качение, вращение, хождение, кувыркание. К ним относятся различные кугельбаны, кувыркунчики, волчки и юлы, клюющие курочки и т.д. В ряду динамических есть как образные, так и предметные игрушки.

2. Звучащие игрушки — для исследования звуковых свойств — свистульки, барабанчики, треугольники, ксилофоны, трещотки и т.п.

3. Наборы для песка и воды — стаканчики, совочки, мельница, или специальные центры для игр с песком и водой.

4. Игрушки с сюрпризом, в которых какое-либо конкретное движение (нажатие на кнопку, поворот рычага и т.п.) вызывает яркий воспринимаемый эффект (раздается звук, выскакивает зайчик, крутится колесико). К этой же группе относятся различные игровые центры.

Очень важно правильно разместить материалы для предметной игры и экспериментирования. Их размещение определяется двумя факторами. Первое — безопасность детей, необходимость присутствия и/или присмотра педагога. Второе — забота о сохранности материалов.

Распределение материалов по зонам — взрослой и детской — приучает детей к аккуратности и бережному отношению. При размещении надо обращать внимание как на возраст детей в группе, так и на их индивидуальные особенности. Большая часть игрушек и материалов должна быть размещена в непосредственном доступе для детей. К ним относятся игрушки - тренажеры, сортировщики, каталки, волчки и юлы, нехрупкие игрушки с сюрпризом, динамические игрушки и им подобные. Удобно размещение на открытых полках стеллажей, которые в случае необходимости могут закрываться ширмами или занавесями.

Всё, что требует бережного обращения: игрушки-забавы, игры, содержащие мелкие детали и т.п. (например, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки) — должно храниться на открытых взгляду детей полках на уровне взрослых и выдаваться для использования за столом.

Инвентарь для песка и воды должен храниться отдельно и содержаться в чистоте.

Познавательные действия возможны также с наглядно-образным материалом. К данному виду материала относятся так называемые наглядные пособия, отражающие предметные, природные или социальные объекты и события. Это различные наборы карточек и картинок с разнообразными изображениями: отдельные предметные и сюжетные картинки, серии и наборы картинок и т.п.

Данные пособия специально разработаны для детей и направлены на расширение представлений ребенка о действительности, развитие образного мышления и формирование интеллектуальных операций (классификации, сериации, сравнение, установление временных последовательностей, пространственных отношений и т.д.). Традиционно данные материалы относят к дидактическим. Однако данный термин акцентирует их обучающую направленность, что задает их противопоставление игровой деятельности.

Таким образом, познавательные действия с наглядным материалом жестко связываются с обучающими занятиями. На самом деле познавательные действия с наглядным материалом, рассматривание картинок и игра с ними вполне могут быть свободной и самостоятельной деятельностью. Кроме того, эти материалы могут стать опорой для игры, составления рассказов, картин и других видов самостоятельной деятельности детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интеграция образовательной области «Художественное творчество» в разные виды детской деятельности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание разли.


«Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на единой содержательной основе»

Конспекты занятий с детьми; Беседы на темы "Красота природы бесценна", "Лес - бесценное богатство"; "Цветы" и т.д ; Проблемные ситуации: "Войдя в картину, расскажи, что чувствуешь".


Статья "Развивающая предметная среда на участке детского сада для организации разных видов детской деятельности"

Развивающая предметная среда дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полно.


«Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»

laquo;Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)».

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.


Использование театрализованной деятельности в разных видах детской деятельности

Данный документ содержит опыт работы по использованию театрализованной деятельности в разных видах детской деятельности, её влияние на развитие ребёнка.


ДКР «Значение и взаимосвязь изобразительной деятельности с разными видами детской деятельности»

Домашняя контрольная работа «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста».

Читайте также: