Игровые обучающие ситуации с игрушками аналогами конспект

Обновлено: 19.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.

Выделим несколько видов игровой обучающей ситуации, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Виды игровой обучающей ситуации

-ИОС с игрушками-аналогами

-ИОС с литературными персонажами

-ИОС типа путешествий

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами в своей работе мы используем во всех возрастных группах, причем сопоставляем их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях, а также макеты природных уголков выполненных своими руками.

Игрушки-аналоги мы включаем в любые игровые обучающие ситуации, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Во всех случаях они помогают в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» . С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

При разработке ИОС я всегда учитываю, чтобы все слова и действия куклы соответствовали ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Игра-путешествие мною используется в работе с детьми разных возрастных групп. Путешествие – сюжетно-ролевая игра, в которой дети посещает новые места или учреждения. В этой игре их внимание сосредотачивается на разных моментах, сюжете, ролевых действиях, воображаемых ситуации. Важная особенность игровой обучающей ситуации в путешествии - в ней всегда есть ведущей (экскурсовод, руководитель похода), роль которую берет на себя взрослый. В своей работе я широко сотрудничаю с инструктором ФК, с педагогами дополнительного образования, музыкальным руководителем. Содержание игровой обучающей ситуации не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Игровые действия должны проводиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию мы с коллегами используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной театральной деятельности, физической культуры, игры, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Я заметила, что при использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных, интересующих их вопросов.

1. Формировать умение различать живую и игрушечную птичку .

2. Дать представление об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года.

3. Развивать познавательный интерес к родной природе. Ввести в словарь детей слова : ходят, летают, клюют корм. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, ловкость.

4. Воспитывать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.

Картина воробья, фигурка воробья, игрушечная птичка , запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки;

Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за птицами использование художественного слова «Воробей с берёзы на дорожку прыг больше нет мороза чик- чирик» ; Художественное творчество : рисование «Зёрнышки для птичек» ; Лепка «Корм для птиц» ; Чтение художественной литературы : стихи о птицах.

Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку.

Загадка о воробье:

Коротка моя песенка, вот :

Другой никакой я не знаю.

Зимовать не улетаю,

А под крышей обитаю.

Увидев добычу, я вмиг

С крыши за нею слетаю.

Не робей! Я бывалый …

Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья). Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!

Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы) . А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно.

(Выставляю картину с изображением воробья )

Это, ребятки, воробей он живой.

У воробья есть туловище, крылья он ими машет, лапки он быстро скачет, клювом он клюет зёрнышки и пьет воду. Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.

- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.

- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться.

Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание) .

Физкульт минутка «Воробьи»

Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

(Дети, сидя на корточках, поворачивают голову вправо и влево)

Погулять они хотят

И тихонечко летят

(Встают, бегут, взмахивая руками, темп средний)

И на веточки уселись

(Садятся на коврик)

Ребятки, взгляните за окошко.

Для птичек у нас на деревьях развешаны кормушки.

«На деревья мы развесим новые кормушки,

Зерна, семечки насыплем и от хлеба крошки.

Чтобы птички холод пережили,

Чтоб голодною зимою сытыми все были»

Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей) . Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей) . Вот и устроили мы с вами кормушку для птиц, чтобы помочь им пережить холодное время года. А что мы насыпаем в кормушку, чем питаются птицы? (Ответы детей) .

Вот пойдем мы с вами сегодня гулять и насыплем в кормушки хлебных крошек, крупы, зернышек, семечек.

Разве можно забывать :

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть зерна – и не страшна

«Спасибо вам великое» .

Посмотрите, ребятки, у меня в руках сидит птичка. Она живая или игрушечная ?

Игрушечная птичка - неживая , она не двигается. Но с ней можно играть, а вот с живой птичкой играть нельзя.

Живых птичек мы с вами будем кормить на прогулке.

А, сейчас давайте покормим игрушечную птичку . Игрушечная птичка сама не ест , стоит, но можно покормить её понарошку.

(Дети кормят игрушечную птичку ) .

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,

На морозе не робей.

По кормушке клювом бей,

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки

подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой

Итог : Мы с вами сравнивали птичку живую и игрушечную и много узнали о жизни воробья зимой. Какие вы, дети, молодцы! Правильно отвечали на вопросы и выполняли движения, имитируя птичек.

Воробушек вас зовет с ним поиграть : подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС.

Путешествие в пустыню Африки (игровая обучающая ситуация в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия очень любят дети дошкольного возраста, усвоение новых знаний происходит в увлекательной игровой форме.

Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»

Консультация для воспитателей по применению игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет.


«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему .


Игровая обучающая ситуация «В гости к белочке» ( с игрушкой-аналогом).

Автором представлен конспект игровой обучающей ситуации по формированию целостной картины мира и основ экологической культуры для детей младшего дошкольного возраста.


Игровая обучающая ситуация « Дары осени» ( с игрушкой-аналогом).

Автором представлен материал по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Игровая обучающая ситуация (ИОС)

по формированию целостной картины мира и основ экологической культуры»

«В гости к белочке»

Во второй младшей группе

Ступникова Екатерина Владимировна

Игровая обучающая ситуация

«В гости к белочке»

Тема: «Дикие животные».

Группа: Вторая младшая

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

  • Познакомить детей с особенностями внешнего вида, питания и условиями обитания дикого животного – белка («Познавательное развитие»).
  • Развивать привычку говорить вежливые слова: «здравствуйте», «до свидания», развивать восприятие. («Социально-коммуникативное развитие»)
  • Формировать у детей желания слушать литературное произведение, активизировать словарный запас детей по тематике дикие животные. («Речевое развитие»)

Методы и приемы:

Практические: дидактическая игра « Перебери фасоль и орехи», физ. минутка «Белки», пальчиковая гимнастика «Грибы», лепка «Орешки для белочки.

Наглядные: демонстрация белочки-игрушки и картины с изображением белки, показ карточек с изображением продуктов питания.

Словесные: составление описания игрушки, беседа о том, что ест белка, беседа о том, где живут белки, сравнение игрушки и изображения белки, чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», слушание русской народной песни «Во саду ли в огороде.

Материалы и оборудование:

  • демонстрационный материал: игрушка - белка, карточки с изображением продуктов питания, картина с изображением белки, аудиозапись песни «Во саду ли в городе»;
  • раздаточный материал: 3 миски, 1миска наполненная лесными орехами и фасолью, 2 миски пустые, глина, доски для лепки, тарелочки.

Формы организации совместной деятельности

организации совместной деятельности

Физ. минутка «Белки», пальчиковая гимнастика «Грибы».

Дидактическая игра « Перебери фасоль и орехи».

Лепка «Орешки для белочки».

Беседа о особенностях внешнего вида, питания и условиях обитания дикого животного – белка.

Сравнение изображения белки и игрушки-белки.

Слушание русской народной песни «Во саду ли в городе».

Чтение художеств. литературы

Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Логика образовательной деятельности

Участвуют в приветствии.

Установление зрительного, слухового контакта с детьми, развитие привычки говорить вежливые слова.

Обращает внимание детей на игрушку-белочку сидящую на пеньке.

С интересом разглядывают игрушку-белку.

Организация направленного внимания детей.

Ведёт диалог с детьми о внешнем виде белочки, задавая наводящие вопросы.

Составляют описание внешнего вида игрушки-белки.

Формирование умения описывать предмет, развитие умения вступать в диалог, активизация словарного запаса.

Предлагает детям рассмотреть изображение белочки на картинке и сравнить с игрушкой.

Внимательно рассматривают картинку, сравнивают с игрушкой.

Развитие логического мышления, умения сравнивать, находить сходство и различие предметов, активизация словарного запаса по теме дикие животные.

Предлагает детям подвигаться, проводит физ. минутку «Белочки»:

Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко!

(Прыжки на месте.)

Слушают воспитателя, выполняют движения.

Развитие физической активности произвольного внимания и умение повторять движения.

Ведёт беседу с детьми о том, где живёт белочка и чем она питается, показывая карточки с изображением продуктов которые ест белка.

Внимательно слушают, рассматривают карточки, отвечают на вопросы воспитателя.

Развитие логического мышления, памяти, внимания, речи. Развитие у детей знаний о особенностях питания и условиях обитания дикого животного – белка.

Проводит с детьми пальчиковую гимнастику «Грибы»:

Я в лесу нашёл грибок.

Я сорвать его не смог:

(ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем)

Дождь грибочек поливал,

(пальцы ласково гладят по щекам)

И грибочек подрастал.

(руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг)

Дети повторяют слова и движения за воспитателем

Развитие речи, произвольного внимания, умения повторять движения.

Вносит чашку наполненную орехами и фасолью и предлагает детям разложить по разным тарелкам фасоль и орехи.

Дети играют в дидактическую игру « Перебери фасоль и орехи».

Развитие логического мышления, памяти, внимания, речи, приобретение опыта совместной деятельности.

Читает под музыку детям отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Внимательно слушают педагога.

Развитие навыков слушания, интереса к художественной литературе и народной песне.

Предлагает детям слепить подарок для белочки.

Дети лепят из пластилина орешки для белочки.

Формирование умения лепить округлые формы.

Предлагает детям рассмотреть результаты собственного труда.

Рассматривают получившиеся орешки.

Развитие элементарных навыков самоконтроля.

Говорит детям, что белочке надо уходить, предлагает, попрощается с игрушкой.

Дети прощаются с игрушкой-белкой.

Развитие привычки говорить вежливые слова.

Спрашивает у детей, где они сегодня побывали.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Развитие умения отвечать на вопросы.

Благодарит детей за работу.

Прощаются с воспитателем.

Создание позитивных впечатлений от деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая обучающая ситуация "В гости к леснику"

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста, организованный в форме игры-путешествия. Интегрируемые образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Х.


« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и .


Игровая обучающая ситуация для детей младшей группы на тему" Зайчик в гостях у ребят"

Игровая обучающая ситуация для детей младшей группы на тему "Зайчик в гостях у ребят".


Игровая обучающая ситуация «В гости к леснику»

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста,организованный в форме игры -путешествия.


Игровая обучающая ситуация «У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ»

Автором представлен конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы.


Игровая обучающая ситуация « Дары осени» ( с игрушкой-аналогом).

Автором представлен материал по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Игровая обучающая ситуация

Ступникова Екатерина Владимировна

Игровая обучающая ситуация

Тема: «Праздник урожая».

Группа: Вторая младшая

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

  • Активизировать словарный запас детей, развивать умение составлять элементарные описания овощей («Речевое развитие»).
  • Формировать умение слушать музыкальное произведение(«Художественно-эстетическое развитие»).
  • Расширять представления детей об овощах, развивать умение называть и различать овощи по внешнему виду и форме («Познавательное развитие»).
  • Формировать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом («Социально-коммуникативное развитие»).
  • Развивать двигательную активность детей («Физическое развитие»).

Методы и приемы :

Практические : дидактические игры «Чудесный мешочек», «Назови, чего не стало?», пальчиковая гимнастика «Урожай», физ. минутка «В огороде», игра «Внимание».
Наглядные : рассматривание муляжей овощей, показ картинок с изображением овощей.

Словесные : беседа о овощах, составление описание овощей, постановка проблемных вопросов, чтение загадок .

Материалы и оборудование: муляжи овощей, корзина, «чудесный мешочек», наглядные пособия с изображением овощей, раскраска морковь, мягкая игрушка заяц , аудиозапись песни «Есть у нас огород».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций овощей, чтение сказок «Репка», «Пых», стихов и загадок об овощах, сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей».

Формы организации совместной деятельности

организации совместной деятельности

Пальчиковая гимнастика «Урожай», физ. минутка «В огороде», игра «Внимание».

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Назови, чего не стало?», игра «Внимание».

Рисование «Раскрась морковь для зайчика»

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Назови, чего не стало?», беседа о овощах.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами

Аналоги – это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растений. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и др.) Игрушечных аналогов растений не так много – это пластиковые ёлочки разного размера, деревья, кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполино».

Игрушки – аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с двух – трех лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки – предмета, от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

Рассмотрим игровую обучающую ситуацию сравнения живых и игрушечных рыбок. Она может быть использована на занятии в младшей группе после цикла наблюдений за аквариумными рыбками. Воспитатель ставит цель – закрепить у детей представление о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которыми они наблюдали довольно длительное время; показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними надо ухаживать – ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками можно наблюдать – смотреть как они плавают, как едят; игрушечные рыбки – это предметы с которыми можно играть (брать в руки, изображать, как они плавают, понарошку кормить, укладывать спать) они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот, глаза).

Сопоставление продолжается – воспитатель кормит рыб в аквариуме, дети наблюдают, как они едят, а взрослый подчеркивает: «Золотые рыбки живые, их надо кормить каждый день, иначе они могут умереть. Живые рыбки сами едят корм: увидят его, подплывут и ртом хватают. Они живые – сами едят». Затем воспитатель выясняет, как надо кормить игрушечных рыбок: сыплет рыбий корм перед игрушкой, которая лежит на воде в тазу, предлагает посмотреть и сказать, ест ли она его. Уточняет: «Эта рыбка сама не ест – она игрушечная, не живая. С ней можно поиграть – покормить её понарошку». Воспитатель вынимает игрушку из воды, вытирает просить детей дать кукольную посуду, показывает, как он кормит рыбку кашей из тарелки. Предлагает нескольким детям покормить её, напоить чаем, а потом погулять с ней, побаюкать. В завершении воспитатель подчеркивает: с живыми и игрушечными рыбками допустимы разные виды деятельности: «На живых можно смотреть, наблюдать за ними очень интересно – как они сами едят корм, плавают в воде. А с игрушечными рыбками можно играть, брать их в руки. Теперь если кто хочет, останьтесь возле аквариума и понаблюдайте за золотыми рыбками. Тому, кто хочет играть, я дам игрушечных рыбок, и вы с ними поиграете».

Аналогичные игровые обучающие ситуации можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а так же при сопоставлении игрушечной и живой ёлки. Это может быть одно из наблюдений цикла, посвященного хвойным деревьям и проводимого с детьми среднего и старшего возраста в декабре (перед Новым годом). Воспитатель выносит на улицу пластиковую ёлочку, предназначенную для кукольного уголка, и проводит сравнения. Дети уже не раз наблюдали за елью на участке, поэтому сравнивать искусственное и живое дерево им не трудно и интересно.

Воспитатель обращает внимание на то, что живое дерево стоит на одном месте – оно корнями уходит в землю. У игрушечной ёлки есть ствол, ветки, иголки, но нет корней; её можно носить и ставить где угодно, с ней можно играть. Живое дерево растет, каждый год становится выше, ветви удлиняются. Игрушка остается всегда неизменной. Живая ель пахнет хвоей, весной у неё начинается сокодвижение в стволе, одни иголки отпадают а новые вырастают, всё лето растут и созревают шишки. У искусственной ёлочки ничего не меняется, она пахнет пластмассой. Живая ель очень красивая, покрыта темно-зеленой упругой хвоей, она величественна и стройна, как пирамида. Искусственная елочка красива по другому: её сделали умелые люди, она очень похожа на настоящую, её можно наряжать, с ней можно играть.

Игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях. Например, в беседе по картинам при обсуждении особенностей жизни белки в лесу, её приспособленности к передвижению по деревьям, к защите от врагов, к выведению потомства и другим проявлениям может участвовать игрушечная белка. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живет» на полке в игровом уголке (это её «среда обитания»), она ничего не знает о том, как и где живут живые белки, что они делают в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны. Создается ситуация игры в обучении белочки – дети рассказывают ей, опираясь на картины, то, что уже знают, воспитатель дополняет их высказывания новыми сведениями и тем самым косвенно и незаметно – через игру – обучает дошкольников.

Игрушки – аналоги – это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек – они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного материала (например: зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного оформления. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы).

Читайте также: