Игровые обучающие ситуации с игрушками аналогами по экологии

Обновлено: 26.04.2024

Цель: Уточнить с детьми особенности строения кошки, учить наблюдать за поведением в новой обстановке, называть действия кошки, определять ее новое состояние. Воспитывать умение бережного обращения с животными. Формировать понимание разницы между игрушкой и живой кошкой, понимание разных способов взаимодействия, с игрушкой можно играть по-разному и так, как хочет ребенок, за живой кошкой можно наблюдать, играть только тогда, когда она сама захочет.

Материал: живая кошка, игрушечный котенок, стол, стул, тарелка, шарик, коляска.

Ход занятия

Воспитатель :Ребята послушайте стихотворение

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Ребята про кого этот стишок?

Воспитатель : Правильно про кошку. Посмотрите какая новая игрушка у нас есть? Кто это?

Воспитатель : Посмотрите на него, погладьте его. Обратите внимание, что у кошки круглая голова, небольшие треугольные уши, крупные глаза, торчащие усы, хвост и черные лапы. какого цвета кошечка?

Воспитатель : Правильно, молодцы! Это красивый игрушечный котенок. С ним можно поиграть! Давайте мы его покормим. (садим за стол и кормим котенка из блюдечка с молоком).

Воспитатель : Что любит котенок?

Воспитатель : Правильно. Вот мы его накормили, а теперь положим его спать в коляску и покачаем. Ну вот, мы тебя покормили, покачали. поиграли с тобой, теперь садись на стул рядом с ребятами. А вам я загадаю загадку: мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет. песенку поет. Кто это?

воспитатель : Конечно же кошечка! Ребята сегодня к нам в гости пришла кошка, давайте все вместе посмотрим на нее. Это очень интересно наблюдать за живой кошкой. Ребята, скажите, кошка это какое животное - домашнее или дикое?

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Воспитатель заносит живую кошку в группу и говорит: "ребята, нужно сидеть тихо, чтобы не испугать его. А зовут его Тиша". выпуская кота спрашиваю у детей:

- Что делает кот? Как себя ведет? Куда пошел? Куда прыгнул? Что теперь делает? Что он обнюхивает? На что смотрит?

- Тиша у нас в гостях, это место для него новое. незнакомое. Поэтому он обнюхивает помещение, узнает чем пахнет, не опасно ли здесь быть. Мы не должны ему мешать, пусть он познакомиться с нашей группой и спрашиваю у игрушечного котенка : Ну что котенок, тебе интересно? Ты наверное не видел живых кошек?

- А сейчас посмотрите на кота (беру его на руки). у живого кошечки есть на лапках подушечки. чтобы тихо ходить, незаметно подкрадываться (показываю, а еще острые загнутые коготки, чтобы быстро залезть на дерево и крепче держать добычу, защищаться, если кто-то будет нападать (показываю когти). Но кошка прячет свои коготки в "подушечках", чтобы они не стучали, не цеплялись, оставались острыми. Я отпущу кошечку, а вы закройте глаза и слушайте, как не слышно она ходит (пускаю кота на пол. дети слушают и определяют звуки). А сейчас откройте глаза и спросим у игрушечного котенка : где у тебя подушечки и когти? Показываю детям: нет у него ничего. Он игрушечный, у него просто мягкие лапки. Он ведь не живой!Вот ребята, играть как с игрушечным котенком, вы знаете. С живой кошкой так играть нельзя. С ним нужно обращаться бережно. Играть с ними можно по-другому, бантиком или шариком. Если у него спокойное состояние и он никого не боится, то будет играть, мы должны его заставлять.

Дети смотрят и говорят, что делает котенок.

Воспитатель : - Вот он поиграл сейчас мы его покормим, а вы сидите тихо, чтобы не напугать его. Ребята, если мы с вами игрушечного котенка кормили понарошку, то живую кошку нужно кормить мясом, рыбой, она ест сама, у нее крепкие зубы. Давайте понаблюдаем, как она есть.

Воспитатель : Ребята, что она любит (Рыбу, мясо, молоко - отвечают).

Воспитатель : Молодцы! Наш котик хочет послушать наших ребят, какие они стихотворения знают про кошечку.

Беру на руки кошечку, ребята гладят и рассказывают стихотворения и поем песенку "Серенькая кошечка".

День кошек.

День кошек. День кошек мы отметили созданием коллажа "Кошки на крыше". Как раз в совместной деятельности было запланировано упражнение в вырезывании.

Рекомендации по организации детей на прогулке РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ 1. Организовать с детьми наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами

Аналоги – это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растений. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и др.) Игрушечных аналогов растений не так много – это пластиковые ёлочки разного размера, деревья, кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполино».

Игрушки – аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с двух – трех лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки – предмета, от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

Рассмотрим игровую обучающую ситуацию сравнения живых и игрушечных рыбок. Она может быть использована на занятии в младшей группе после цикла наблюдений за аквариумными рыбками. Воспитатель ставит цель – закрепить у детей представление о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которыми они наблюдали довольно длительное время; показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними надо ухаживать – ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками можно наблюдать – смотреть как они плавают, как едят; игрушечные рыбки – это предметы с которыми можно играть (брать в руки, изображать, как они плавают, понарошку кормить, укладывать спать) они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот, глаза).

Сопоставление продолжается – воспитатель кормит рыб в аквариуме, дети наблюдают, как они едят, а взрослый подчеркивает: «Золотые рыбки живые, их надо кормить каждый день, иначе они могут умереть. Живые рыбки сами едят корм: увидят его, подплывут и ртом хватают. Они живые – сами едят». Затем воспитатель выясняет, как надо кормить игрушечных рыбок: сыплет рыбий корм перед игрушкой, которая лежит на воде в тазу, предлагает посмотреть и сказать, ест ли она его. Уточняет: «Эта рыбка сама не ест – она игрушечная, не живая. С ней можно поиграть – покормить её понарошку». Воспитатель вынимает игрушку из воды, вытирает просить детей дать кукольную посуду, показывает, как он кормит рыбку кашей из тарелки. Предлагает нескольким детям покормить её, напоить чаем, а потом погулять с ней, побаюкать. В завершении воспитатель подчеркивает: с живыми и игрушечными рыбками допустимы разные виды деятельности: «На живых можно смотреть, наблюдать за ними очень интересно – как они сами едят корм, плавают в воде. А с игрушечными рыбками можно играть, брать их в руки. Теперь если кто хочет, останьтесь возле аквариума и понаблюдайте за золотыми рыбками. Тому, кто хочет играть, я дам игрушечных рыбок, и вы с ними поиграете».

Аналогичные игровые обучающие ситуации можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а так же при сопоставлении игрушечной и живой ёлки. Это может быть одно из наблюдений цикла, посвященного хвойным деревьям и проводимого с детьми среднего и старшего возраста в декабре (перед Новым годом). Воспитатель выносит на улицу пластиковую ёлочку, предназначенную для кукольного уголка, и проводит сравнения. Дети уже не раз наблюдали за елью на участке, поэтому сравнивать искусственное и живое дерево им не трудно и интересно.

Воспитатель обращает внимание на то, что живое дерево стоит на одном месте – оно корнями уходит в землю. У игрушечной ёлки есть ствол, ветки, иголки, но нет корней; её можно носить и ставить где угодно, с ней можно играть. Живое дерево растет, каждый год становится выше, ветви удлиняются. Игрушка остается всегда неизменной. Живая ель пахнет хвоей, весной у неё начинается сокодвижение в стволе, одни иголки отпадают а новые вырастают, всё лето растут и созревают шишки. У искусственной ёлочки ничего не меняется, она пахнет пластмассой. Живая ель очень красивая, покрыта темно-зеленой упругой хвоей, она величественна и стройна, как пирамида. Искусственная елочка красива по другому: её сделали умелые люди, она очень похожа на настоящую, её можно наряжать, с ней можно играть.

Игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях. Например, в беседе по картинам при обсуждении особенностей жизни белки в лесу, её приспособленности к передвижению по деревьям, к защите от врагов, к выведению потомства и другим проявлениям может участвовать игрушечная белка. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живет» на полке в игровом уголке (это её «среда обитания»), она ничего не знает о том, как и где живут живые белки, что они делают в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны. Создается ситуация игры в обучении белочки – дети рассказывают ей, опираясь на картины, то, что уже знают, воспитатель дополняет их высказывания новыми сведениями и тем самым косвенно и незаметно – через игру – обучает дошкольников.

Игрушки – аналоги – это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек – они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного материала (например: зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного оформления. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы).

1. Формировать умение различать живую и игрушечную птичку .

2. Дать представление об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года.

3. Развивать познавательный интерес к родной природе. Ввести в словарь детей слова : ходят, летают, клюют корм. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, ловкость.

4. Воспитывать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.

Картина воробья, фигурка воробья, игрушечная птичка , запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки;

Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за птицами использование художественного слова «Воробей с берёзы на дорожку прыг больше нет мороза чик- чирик» ; Художественное творчество : рисование «Зёрнышки для птичек» ; Лепка «Корм для птиц» ; Чтение художественной литературы : стихи о птицах.

Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку.

Загадка о воробье:

Коротка моя песенка, вот :

Другой никакой я не знаю.

Зимовать не улетаю,

А под крышей обитаю.

Увидев добычу, я вмиг

С крыши за нею слетаю.

Не робей! Я бывалый …

Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья). Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!

Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы) . А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно.

(Выставляю картину с изображением воробья )

Это, ребятки, воробей он живой.

У воробья есть туловище, крылья он ими машет, лапки он быстро скачет, клювом он клюет зёрнышки и пьет воду. Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.

- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.

- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться.

Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание) .

Физкульт минутка «Воробьи»

Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

(Дети, сидя на корточках, поворачивают голову вправо и влево)

Погулять они хотят

И тихонечко летят

(Встают, бегут, взмахивая руками, темп средний)

И на веточки уселись

(Садятся на коврик)

Ребятки, взгляните за окошко.

Для птичек у нас на деревьях развешаны кормушки.

«На деревья мы развесим новые кормушки,

Зерна, семечки насыплем и от хлеба крошки.

Чтобы птички холод пережили,

Чтоб голодною зимою сытыми все были»

Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей) . Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей) . Вот и устроили мы с вами кормушку для птиц, чтобы помочь им пережить холодное время года. А что мы насыпаем в кормушку, чем питаются птицы? (Ответы детей) .

Вот пойдем мы с вами сегодня гулять и насыплем в кормушки хлебных крошек, крупы, зернышек, семечек.

Разве можно забывать :

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть зерна – и не страшна

«Спасибо вам великое» .

Посмотрите, ребятки, у меня в руках сидит птичка. Она живая или игрушечная ?

Игрушечная птичка - неживая , она не двигается. Но с ней можно играть, а вот с живой птичкой играть нельзя.

Живых птичек мы с вами будем кормить на прогулке.

А, сейчас давайте покормим игрушечную птичку . Игрушечная птичка сама не ест , стоит, но можно покормить её понарошку.

(Дети кормят игрушечную птичку ) .

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,

На морозе не робей.

По кормушке клювом бей,

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки

подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой

Итог : Мы с вами сравнивали птичку живую и игрушечную и много узнали о жизни воробья зимой. Какие вы, дети, молодцы! Правильно отвечали на вопросы и выполняли движения, имитируя птичек.

Воробушек вас зовет с ним поиграть : подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС.

Путешествие в пустыню Африки (игровая обучающая ситуация в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия очень любят дети дошкольного возраста, усвоение новых знаний происходит в увлекательной игровой форме.

Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»

Консультация для воспитателей по применению игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет.


«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему .


Игровая обучающая ситуация «В гости к белочке» ( с игрушкой-аналогом).

Автором представлен конспект игровой обучающей ситуации по формированию целостной картины мира и основ экологической культуры для детей младшего дошкольного возраста.


Игровая обучающая ситуация « Дары осени» ( с игрушкой-аналогом).

Автором представлен материал по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Игровая обучающая ситуация (ИОС)

по формированию целостной картины мира и основ экологической культуры»

«В гости к белочке»

Во второй младшей группе

Ступникова Екатерина Владимировна

Игровая обучающая ситуация

«В гости к белочке»

Тема: «Дикие животные».

Группа: Вторая младшая

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

  • Познакомить детей с особенностями внешнего вида, питания и условиями обитания дикого животного – белка («Познавательное развитие»).
  • Развивать привычку говорить вежливые слова: «здравствуйте», «до свидания», развивать восприятие. («Социально-коммуникативное развитие»)
  • Формировать у детей желания слушать литературное произведение, активизировать словарный запас детей по тематике дикие животные. («Речевое развитие»)

Методы и приемы:

Практические: дидактическая игра « Перебери фасоль и орехи», физ. минутка «Белки», пальчиковая гимнастика «Грибы», лепка «Орешки для белочки.

Наглядные: демонстрация белочки-игрушки и картины с изображением белки, показ карточек с изображением продуктов питания.

Словесные: составление описания игрушки, беседа о том, что ест белка, беседа о том, где живут белки, сравнение игрушки и изображения белки, чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», слушание русской народной песни «Во саду ли в огороде.

Материалы и оборудование:

  • демонстрационный материал: игрушка - белка, карточки с изображением продуктов питания, картина с изображением белки, аудиозапись песни «Во саду ли в городе»;
  • раздаточный материал: 3 миски, 1миска наполненная лесными орехами и фасолью, 2 миски пустые, глина, доски для лепки, тарелочки.

Формы организации совместной деятельности

организации совместной деятельности

Физ. минутка «Белки», пальчиковая гимнастика «Грибы».

Дидактическая игра « Перебери фасоль и орехи».

Лепка «Орешки для белочки».

Беседа о особенностях внешнего вида, питания и условиях обитания дикого животного – белка.

Сравнение изображения белки и игрушки-белки.

Слушание русской народной песни «Во саду ли в городе».

Чтение художеств. литературы

Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Логика образовательной деятельности

Участвуют в приветствии.

Установление зрительного, слухового контакта с детьми, развитие привычки говорить вежливые слова.

Обращает внимание детей на игрушку-белочку сидящую на пеньке.

С интересом разглядывают игрушку-белку.

Организация направленного внимания детей.

Ведёт диалог с детьми о внешнем виде белочки, задавая наводящие вопросы.

Составляют описание внешнего вида игрушки-белки.

Формирование умения описывать предмет, развитие умения вступать в диалог, активизация словарного запаса.

Предлагает детям рассмотреть изображение белочки на картинке и сравнить с игрушкой.

Внимательно рассматривают картинку, сравнивают с игрушкой.

Развитие логического мышления, умения сравнивать, находить сходство и различие предметов, активизация словарного запаса по теме дикие животные.

Предлагает детям подвигаться, проводит физ. минутку «Белочки»:

Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко!

(Прыжки на месте.)

Слушают воспитателя, выполняют движения.

Развитие физической активности произвольного внимания и умение повторять движения.

Ведёт беседу с детьми о том, где живёт белочка и чем она питается, показывая карточки с изображением продуктов которые ест белка.

Внимательно слушают, рассматривают карточки, отвечают на вопросы воспитателя.

Развитие логического мышления, памяти, внимания, речи. Развитие у детей знаний о особенностях питания и условиях обитания дикого животного – белка.

Проводит с детьми пальчиковую гимнастику «Грибы»:

Я в лесу нашёл грибок.

Я сорвать его не смог:

(ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем)

Дождь грибочек поливал,

(пальцы ласково гладят по щекам)

И грибочек подрастал.

(руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг)

Дети повторяют слова и движения за воспитателем

Развитие речи, произвольного внимания, умения повторять движения.

Вносит чашку наполненную орехами и фасолью и предлагает детям разложить по разным тарелкам фасоль и орехи.

Дети играют в дидактическую игру « Перебери фасоль и орехи».

Развитие логического мышления, памяти, внимания, речи, приобретение опыта совместной деятельности.

Читает под музыку детям отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Внимательно слушают педагога.

Развитие навыков слушания, интереса к художественной литературе и народной песне.

Предлагает детям слепить подарок для белочки.

Дети лепят из пластилина орешки для белочки.

Формирование умения лепить округлые формы.

Предлагает детям рассмотреть результаты собственного труда.

Рассматривают получившиеся орешки.

Развитие элементарных навыков самоконтроля.

Говорит детям, что белочке надо уходить, предлагает, попрощается с игрушкой.

Дети прощаются с игрушкой-белкой.

Развитие привычки говорить вежливые слова.

Спрашивает у детей, где они сегодня побывали.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Развитие умения отвечать на вопросы.

Благодарит детей за работу.

Прощаются с воспитателем.

Создание позитивных впечатлений от деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая обучающая ситуация "В гости к леснику"

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста, организованный в форме игры-путешествия. Интегрируемые образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Х.


« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и .


Игровая обучающая ситуация для детей младшей группы на тему" Зайчик в гостях у ребят"

Игровая обучающая ситуация для детей младшей группы на тему "Зайчик в гостях у ребят".


Игровая обучающая ситуация «В гости к леснику»

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста,организованный в форме игры -путешествия.


Игровая обучающая ситуация «У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ»

Автором представлен конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы.


Игровая обучающая ситуация « Дары осени» ( с игрушкой-аналогом).

Автором представлен материал по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. А дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период и закладываются основы личностной экологической культуры.

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановления «Об экологическом образовании обучающихся» в образовательных учреждениях РФ» (от 30.03.1997г.№ 4/16) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира, поэтому именно в этом возрасте очень важно заложить основы формирования начал экологической культуры.

Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Поэтому педагогами дошкольного образования строятся процессы образовательной деятельности таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети получали наглядным методом, т.е. путем запечатления реальных событий и объектов окружающего мира.

А поскольку основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то большая часть программного материала по экологии осуществляется путем привнесения элементов сюжетно-ролевых игр. Оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры являются игровые обучающие ситуации (ИОС), фрагменты которых я представляю вашему вниманию.

Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения.

Вот пример использования этого типа ИОС в образовательной деятельности во второй младшей группе:

Тема: «Жизнь лесных обитателей зимой»

Задачи: углубить представления детей об особенностях жизни зайца, лисы и волка в зимнем лесу; формировать умение выделять характерные особенности животных, активизировать речь детей; воспитывать чувство доброты, сопереживания к нелегкой жизни диких животных зимой.

Материалы и оборудование: белая ткань, нарисованные на белой бумаге следы животных, солома, игрушечные животные: заяц, лиса, волк, медведь, аудиозапись шума зимнего леса.

Фрагмент использования ИОС в непосредственно образовательной деятельности:

В.: Дети сегодня мы с вами познакомимся с жизнью животных в лесу. (Стук в дверь, появляется колобок). Смотрите, ребята, к нам в гости пришел колобок.

К.: Здравствуйте, ребята!

Д.: Здравствуй, Колобок!

К.: Ребята, я смог перехитрить лису и укатился от нее, а пока я катился по дорожке, подумал вот о чем. Ведь я многих зверей в сказке перехитрил. Они все хотели меня съесть. А вот было бы интересно узнать, чем питаются звери, и как они живут в лесу зимой. Вот я и пришел к вам в детский сад. Знаю, что воспитатели маленьким детям, про все рассказывают.

В.: Ребята, давайте поможем Колобку узнать о жизни животных в лесу.

Д.: Давайте. (Далее с детьми повторяются и обобщаются правила поведения в лесу).

В.: Мы сейчас закроем, глазки и окажемся в зимнем лесу . (Звучит аудиозапись звуков зимнего леса.) А вот и лес. Лес — это дом для многих зверей и птиц. В нем много деревьев и кустарников.

В.: Дети, посмотрите, на снегу чьи-то следы! Куда они нас приведут? Кто это тут прячется?

К: А почему он белый? В моей сказке зайчик серый. (Ответы детей.) Интересно, а что там заяц делает за стогом сена? Дети, вы не знаете? (Ответы детей)

К: А если сена, не будет, что же он будет делать? (Ответы детей)

В.: Давайте не будем мешать зайке. Пусть он кушает, а мы с вами пойдем, посмотрим, куда, приведут нас другие следы.

Далее по аналогичной схеме знакомимся с другими животными: волком, медведем и лисой.

Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов.

Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.

Иллюстрацией к этому типу ИОС послужит фрагмент непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

Тема «Волшебный мир насекомых».

Задачи: закрепить знания детей о насекомых, о правилах поведения в природе; развивать мышление; воспитывать бережное отношение к живым организмам.

Материалы и оборудование: аналоги насекомых.

Непосредственно образовательная деятельность проводится в теплое время года на участке. Когда дети выходят на прогулку, воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы подвести к пониманию темы. Педагог объясняет, что на участке есть постоянные жители. Это насекомые. (Дети повторяют правила обращения с живыми насекомыми).

Фрагмент использования ИОС в непосредственно образовательной деятельности:

В.: А на нашей полянке спрятались и игрушечные насекомые. Давайте вместе их поищем. Принесите их, пожалуйста. (Дети ищут насекомых, приносят воспитателю.)

В.: Вы держите в руках насекомых. Почему этих насекомых можно брать в руки? (Ответы детей)

В.: Почему нельзя брать настоящих насекомых в руки? (Ответы детей)

В.: Скажи, ты быстро нашла своё насекомое? (3-4 индивидуальных ответа.)

В.: Каких насекомых вы заметили в первую очередь? (Ответы детей)

В.: Да, правильно, легче было найти тех насекомых, которые не прятались, и были хорошо видны, чем тех, окраска которых сливалась с поверхностью. Давайте поиграем с нашими насекомыми: расположите своих насекомых на полянке так, чтобы они были хорошо видны. (Дети располагают насекомых.)

В.: Всем хорошо видны насекомые? (Да!) А как вы думаете, птицам они тоже хорошо видны? (Да!) А не опасно ли это для насекомых? (Опасно, потому что насекомые служат птицам кормом.) Так что нам нужно сделать, чтобы сохранить наших насекомых? (Спрятать их.) Давайте расположим насекомых так, чтобы птицам было трудно их отыскать. Вот таким способом насекомые сохраняют свою жизнь.

Далее можно рассказать детям о других способах приспособления насекомых к жизни в природе. И в конце подводим итог и делаем акцент на то, что мы работали с насекомыми-игрушками.

Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.

Тема «Путешествие на остров Робинзона Крузо».

Задачи: расширять представления детей о значении растений в жизни человека, о природных красителях; упражнять детей опытным путём получать краски и окрашивать белую ткань; воспитывать бережное отношение ко всему, что их окружает, эстетическое отношение к природе и к своей деятельности; расширять словарный запас: «хлопок», «красители».

Материалы и оборудование: конверты с письмами, макет лодки, аудиозапись шума прибоя, пластиковая бутылка с письмом, сундук, корзина с овощами, терки, кусочки хлопчатобумажной тканы, веточки хлопка, готовый сок овощей (моркови, свёклы) и отвары луковой шелухи и крапивы, прищепки (по 2 шт. на ребёнка), подносы.

Фрагмент использования ИОС в непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе:

В: Сегодня мы с вами попали на берег моря. Посмотрите-ка, здесь какая то бутылка. Надо её убрать. Ой, да здесь письмо. Давайте его прочитаем.

«Всем! Всем! Всем! Приглашаю вас на свой остров. Обещаю показать всё самое интересное. Робинзон Крузо.»

Поплывём в гости к Робинзону? А вот и лодка. Садитесь. (Звучит аудиозапись шума моря.) Вот мы и приплыли. Посмотрите, как здесь красиво! Но где же Робинзон? Ой, какое-то письмо. Подписано: «Детям от Робинзона». Давайте прочитаем!

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Извините, что не смог вас встретить, появились неотложные дела. Прогуляйтесь, пожалуйста, по острову сами. Путь в самые интересные места острова я отметил стрелочками. А в следующий раз я обязательно с вами встречусь.

Далее дети вместе с воспитателем вспоминают правила поведения в незнакомом месте. Находят первую стрелочку, которая приводит их к хлопковому кусту.

В.: Ой, посмотрите, ребята, какой чудный кустарник! Кто знает, как он называется?

В.: Правильно. Такие растения растут только в тёплых странах. А для чего нужен хлопок? (Ответы детей.)

В.: Молодцы! Действительно, это растение нас одевает, из него делают ткань, а из ткани шьют одежду, которую мы с вами носим. Ребята, посмотрите, что это за сундук стоит? Давайте его откроем, посмотрим, что в нём.

Открывают сундук. В нём записка от Робинзона.

«Дорогие дети! Я уже давно живу на этом, острове. Питаюсь тем, что даёт мне природа: фруктами, овощами. Я научился делать ткань из хлопка и шить из неё одежду, но она. у меня получается только белой. А мне хотелось бы иметь красивую, яркую одежду. Вы можете мне помочь?

Заранее благодарен. Ваш Робинзон.»

В.: Надо помочь Робинзону! Давайте вспомним, чем можно красить ткань? (Ответы детей.)

В.: Но ведь у Робинзона нет таких красок. Как же быть? Посмотрите-ка, ребята, я нашла, на острове корзинку с овощами. С их помощью мы и попробуем окрасить ткань. Посмотрим, что у нас получится. Для начала необходимо натереть овощи на тёрке и отжать сок.

Дети натирают овощи на тёрке, отжимают сок.

В.: Полученный сок налейте в мисочки, стоящие перед вами. Вот вам кусочки хлопчатобумажной ткани и прищепки. С помощью прищепок опустите ткань в сок, хорошо промочите её, поднимите, дайте соку стечь. Положите ткань на стоящий перед вами поднос.

Далее воспитатель опрашивает детей, в какой цвет окрасилась ткань с помощью соков и отваров трав.

В.: Вот видите, ребята, как природа помогает нам выглядеть красиво.

Далее дети продолжают путешествие по острову, выполняют задания Робинзона.

Таким образом, представленные мной примеры игровых ситуаций позволяют наиболее доступным способом дать детям знания программного материала по экологии, вызвать интерес к ее изучению, воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игров.


Консультация для воспитателей «Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников»

Игра как метод экологического воспитания- это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.


Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию в 1 младшей группе в форме квест-путешествия.

Тема:"Путешествие в весенний лес".

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.Дошкольное детство является таким возрастным п.

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников

Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе позволит сформулировать у дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологическог.


Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию во 2 младшей группе в форме квест

Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию во 2 младшей группе в форме квест.


Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию

Цель: Формировать целостную картину окружающего мира;Задачи:Образовательные: активизировать познавательную и речевую деятельность детей; способствовать овладению детьми в конкретных игровых ситуациях .

Читайте также: