Игрушечная телега для лошади

Обновлено: 21.05.2024

Телега – колесное приспособление, предназначенное для перевозки грузов при помощи мускульной силы тяглового животного. Телега может иметь два или четыре колеса и запрягаться одним или несколькими животными. Ими могут быть лошади, быки, волы и другие представители фауны.

Подобного рода повозка относится к категории транспортных средств, которым позволено передвигаться по дорогам общего пользования. Не груженый прицеп, запряженный одной лошадью, может развивать скорость до 8 км в час, что в два раза превышает показатели скорости ходьбы человека в среднем темпе.

Особенности конструкции

Первые телеги, использовавшиеся несколько веков назад, имели деревянные колеса, которые изготавливались в двух конфигурациях: из цельного дерева, путем соединения досок в щит, и с использованием обода со спицами. Последний вариант был более эффективным. Такие колеса имели меньший вес, а за счет спиц лучше гасили вибрации.

Для увеличения срока службы обод колеса покрывался металлическим обручем, что защищало его от деструктивных повреждений, возникавших при соприкосновении с дорожным покрытием.

Современные аналоги тележных колес имеют более продуктивные характеристики. Их обод изготавливается из легких металлов и оснащается воздушной камерой с резиновой покрышкой, что значительно снижет нагрузки, оказываемые на тягловое животное и повозку.

Общая конструкция современной телеги предполагает наличие следующих элементов:

  • осей;
  • колес;
  • корпуса;
  • оглоблей;
  • поворотных механизмов.

Телеги бывают двух типов: одноосными и двухосными.

Одноосная бричка – двухколесная повозка облегченного типа, оснащенная одной поперечной осью, на концах которой закрепляются колеса. Корпус такой повозки бывает двух видов: пассажирским и грузовым.

В первом случае на ось телеги устанавливается платформа, служащая основанием для блока сидений. Большинство вариантов одноосной брички оснащается двумя пассажирскими местами. Это обусловлено тем, что такое количество мест эффективно вписывается в конструкцию и позволяет сохранять равновесие.

Во втором случае на телегу устанавливается платформа, служащая основанием для грузового кузова. В большинстве вариантов в качестве такого кузова используется щитовой настил, оборудованный легкими боковыми бортами. На такой повозке перевозятся различные грузы сельскохозяйственного назначения: сено, навоз, строительные материалы.

Одноосная телега является малогабаритным транспортным средством. С ее помощью можно перевозить грузы, имеющие небольшую массу.



Двухосные повозки считаются многофункциональными и обладают свойствами высокой грузоподъемности. Конструкция таких телег предполагает наличие более сложных механизмов. Так как они оснащены двумя парами колес, возникает необходимость в устройстве, которое позволяло бы телеге совершать поперечные повороты.

Для обеспечения поворотной функции передняя ось телеги совмещается с поворотным механизмом, который приводится в действие оглоблями, прикрепленными к телу лошади. В работе механизма ключевую роль играет допустимый угол поворота, а также размер колес. Для повышения поворотных функций размер переднего колеса должен быть в полтора-два раза меньше заднего.

Такой подход позволяет снизить радиус поворота телеги и повысить эффективность ее использования на дорогах общего пользования.



Управление

Управление телегой помогает осуществлять специальная экипировка, соединяющая тело лошади с повозкой. Это снаряжение состоит из набора ремней и крепежных узлов, которые надеваются на переднюю часть животного и соединяются с человеком, управляющим повозкой. В качестве элементов управления выступают два ремня, идущие к рукам водителя.

Когда управляющий тянет за один ремень, упряжка оказывает тянущее воздействие на лошадь с той стороны, с которой находится задействованный ремень. Для того чтобы снизить тянущую нагрузку, конь поворачивает в ее сторону. Корпус животного упирается в оглоблю – длинную жердь, присоединенную к поворотному механизму, и приводит его в действие. Передняя ось вращается на центральном шарнире и поворачивается под углом к вектору движения повозки.




Изготовление

Современные технологические возможности позволяют сделать телегу своими руками в домашних условиях. Для ее изготовления необходимо подготовить следующее:

  • деревянные материалы;
  • металлические составляющие;
  • колеса;
  • ременные элементы.

В качестве деревянных материалов используются доски, брусья, рейки и жерди. В перечень металлических изделий входят уголки, планки, втулки, подшипники, гайки, болты, шайбы, саморезы. Колеса можно использовать от других транспортных средств, например, автомобилей или мотоциклов. Последний вариант колес особо предпочтителен, так как предполагает небольшой вес и простоту монтажа.

Основная сбруя, надеваемая на коня, не является частью телеги, однако при изготовлении последней стоит учитывать размеры и конфигурацию экипировки, которая будет использоваться в сочетании с конструируемой повозкой.

Конное снаряжение производится преимущественно из кожи и приобретается в готовом виде. Вожжи изготавливаются по индивидуальной схеме с учетом характеристик конкретной телеги. Чаще всего для их изготовления используется строповый материал, который продается в хозяйственных или строительных магазинах.







Инструменты

Основной перечень инструментов, необходимых для сборки самодельной телеги:

  • приспособления для пиления (ножовка, электролобзик, торцевая пила);
  • дрель, шуруповерт;
  • болгарка;
  • сварочный инвертор (при необходимости);
  • сверла;
  • гаечные ключи;
  • другие сопутствующие инструменты.

Перед сборкой телеги важно составить подробный чертеж. На нем должны быть указаны размеры повозки в целом, а также ее отдельных частей.



Во время осуществления работ необходимо постоянно сверяться с чертежами для контроля соблюдения технологии.

Сборка

На представленном фото можно увидеть все составляющее компоненты телеги.

Процесс начинается с изготовления колесных осей. В первую очередь, изготавливается задняя ось, так как она имеет более простую конструкцию. Она может быть изготовлена из деревянного бруса с сечением не меньше 150х150 мм, а также из металлического квадратного профиля. Второй вариант предпочтителен, так как имеет низкие весовые показатели и больший процент запаса прочности.

К краям оси прикрепляются металлические втулки, на которые будут надеваться колеса. В качестве них можно использовать осевые втулки от передних колес мотоцикла. Они изготовлены с соблюдением технологий, которые обеспечивают наилучшие эксплуатационные показатели.

Закрепить втулки на краях задней оси можно при помощи сварочного инвертора и дополнительных проставок. Перед монтированием колес подбираются подшипники соответствующего диаметра.

Передняя ось собирается по аналогичной схеме. Главным отличием передней оси от задней является наличие у первой поворотного механизма. Его сборка требует особой внимательности и точности.

Строго по центру передней оси располагается вертикальный шток, оснащенный подшипником. Конфигурация штока сходна с конфигурацией колесных втулок. На него надевается подшипник соответствующего диаметра.



Поверх передней оси кладется специальная планка с отверстием по центру. Это отверстие предназначено для штока. Верхняя сторона отверстия в планке должна быть рассверлена для создания потая, в который должна поместиться стопорная гайка.

После того как шток будет продет в планочное отверстие, на него накручивается гайка. Таким образом, передняя ось скрепляется с планкой через шток. При этом сохраняется возможность вращения передней оси относительно планки. Оно осуществляется за счет подшипника, надетого на шток, который располагается между осью и осевой планкой.

После этого необходимо стационарно присоединить планку к днищу корпуса повозки. Для облегчения выполнения этой задачи можно повернуть ось на 90 градусов относительно осевой планки. Затем в планке просверливаются сквозные отверстия, которые проходят и через дно корпуса. Диаметр одного отверстия не должен быть меньше 10 мм. В них вставляются болты, округлые шляпки которых должны смотреть вверх.

После того как на болты будут надеты шайбы и гроверы, на них накручиваются гайки. От количества крепежных болтов и степени их затяжки будет зависеть целостность поворотного механизма.

Корпус изготавливается из высушенных деревянных досок. Он состоит из днища – дощатого настила, соединяющего колесные оси, и трех бортов. Обычно передний борт не требуется, так как его наличие препятствует комфортному управлению телегой.

Общий вид корпуса телеги имеет очертания перевернутой трапеции. Борта устанавливаются таким образом, чтобы их нижние составные части находились на меньшем расстоянии друг от друга, чем верхние.

Такое расположение позволяет увеличить вместимость телеги и сузить ширину днища, что, в свою очередь, дает возможность укоротить осевую планку.

Рулевые жерди прикрепляются к передней оси на равном расстоянии от ее центра. Для присоединения жердей к оси привариваются отрезки труб круглого сечения длиной от 20 до 25 см. В них проделываются боковые отверстия, в которые будут вставляться сквозные крепежные болты.

В приваренные отрезки труб вставляются жерди, диаметр которых меньше диаметра труб на несколько единиц. Разница диаметров позволяет жердям двигаться вертикально вверх и вниз, что необходимо при их присоединении к сбруе. В тех частях жердей, которые вставляются в трубчатые наварки, просверливаются отверстия, диаметр и расположение которых соответствует отверстиям в наварках. Через эти отверстия продеваются болты соответствующей длины и диаметра, после чего фиксируются гайками, закрученными поверх шайб и гроверов.

Последующие конструкторские манипуляции, проводимые с телегой, определяются ее целевым назначением, индивидуальными характеристиками тяглового животного и потребностями человека, который будет эксплуатировать повозку.



О том, как изготавливать телегу для лошади, смотрите в следующем видео.

Телега для лошади

Если у вас есть лошадь, тога вы, наверное, используете ее, как средство для передвижения. Лошади могут перевозить не только людей, но и большие грузы. Для этого, люди делают повозки. Кто-то задумывается о том, как сделать самому телегу. Если серьезно подойти к этому вопросу, тогда сделать телегу для лошади вполне реально.

В этой статье вы узнаете, какие бывают виды телеги, как их строить. Особое внимание мы уделим чертежам.

Что такое телега, её разновидности

Телегой называют повозку, которую тянет запряженный крупный рогатый скот. Еще телегу могут называть гужевой повозкой. Такой способ передвижения разрешен законом, по дорогам общего пользования.

Screenshot_11

Есть три вида телеги:

  1. Тележка,
  2. Дроги,
  3. Полок,
  4. Экипаж.

Дрогами называют, длинную повозку без кузова. Тележку используют для перевозки людей. В ней есть сидения для пассажиров и извозчика. Полок используют для перевозки крупных предметов.

Современные телеги — сферы использования

В современном мире используют три вида телег. Первый вид – это пассажирская телега. Часто ею пользуются, как обычные сельские жители, так и горожане. В некоторых местностях, повозки – это основной способ передвижения.

Screenshot_12

Второй вид телеги – это грузовая. Благодаря ее крепкому составу, на ней можно перевозить разные тяжелые грузы. Если у человека есть лошадь, тогда ему не нужно нанимать машину, чтобы перевезти вещи или сено.

Третий вид телег – это безосные, то есть бесколесные сани. Такой вид телег хорошо использовать зимой, когда выпал рыхлый снег. Важно отметить, что скорость лошади с телегой достигает 6 км в час.

Как изготовить простую телегу для лошади своими руками

Чтобы приступить к изготовлению телеги, нужно хорошо продумать, как сделать все ее элементы. Важно правильно сделать ходовую часть транспорта, так как — это ее главная составляющая. В нее входят:

Screenshot_1

  • Передняя и задняя ось,
  • Рама,
  • Колеса,
  • Стойки для амортизации.

Переднюю ось нужно сделать так, чтобы телега могла поворачивать, а заднюю – стационарной. Если вы делаете дуговую одноконную телегу, тогда нужно особое внимание уделить изготовлению оглобли. Для пароконной телеги, главным элементом является дышло.

Необходимые материалы и их количество

Перед тем, как начать делать телегу, нужно иметь такие материалы и инструменты:

Screenshot_2

  • Инструмент для сварочных работ,
  • Деревянные доски,
  • Трубы или металлический профиль,
  • Сваренная рама и металлические колеса,
  • Молоток,
  • Гвозди,
  • Чертежи повозки,
  • Инструмент для работы с деревом.

Количество материала будет зависеть от размера телеги, ее предназначения и вида. Чаще всего, повозку делают их дерева. Ширина телеги должна быть 1,5 метра, а длина – 3 метра. Высота повозки подгоняется под метр, но нужно учитывать размер лошади и предназначение повозки.

Чертёж с комментариями

Чтобы сделать повозку, вначале нужно сделать чертеж телеги. Она имеет такой общий вид.

Screenshot_3

Если разделить ее на части, то она состоит из оси, рамы и навесной комплекции. Ось телеги выглядит так.

Screenshot_4

Теперь нужно сделать раму.

Screenshot_5

Screenshot_6

В конце, нужно сделать навесную комплекцию.

Screenshot_7

Screenshot_8

Screenshot_9

Вот так выглядит поэтапное строение телеги. Выполняя чертеж, нужно знать размеры повозки и придумать, какой формы она будет. Если вы правильно нарисовали чертеж, тогда вам будет легче делать повозку.

Инструкция по изготовлению, с секретами и нюансами

Сделать телегу для лошади можно из дерева или железа, но мы поговорим, как сделать деревянную повозку. Работа состоит из трех этапов.

Screenshot_10

  1. Сделать ось из бруса. Некоторым тяжело сделать ось из дерева самостоятельно, поэтому они зазывают его у специалистов. Детально о том, как сделать ось, можно узнать из ролика.
  2. Изготовить раму. Для этого нужно взять брус и прикрепить к нему, с одной стороны брусок, а с другой — поворотный механизм. К каркасу рамы нужно прикрепить заднюю ось. После этого, соберите поворотный механизм. Для крепости, прикрепите дополнительные брусья по бокам оси.
  3. Делаем навесную комплекцию. К каркасу рамы прикрепите дно повозки. По краям дна нужно прикрепить две доски. Вырезав торец телеги, прикрепите его к каркасу. К каждому торцу, нужно прикрепить две доски. Цепляем колеса и крепим оглобли.

Вот и готова наша телега. Ее можно украсить резьбой по дереву. Если хотите, прикрепите к ней сидения.

Где и как купить, цена

Купить телегу можно в интернете или в магазине. Если вы хотите купить повозку в магазине, найдите адрес ближайшего филиала в интернете.

Обычная повозка для грузов не дорого стоит, ее цена составляет — 28000 рублей. Стоимость этого средства для передвижения зависит от размера, типа, изготавляемого материала и другое.

Как правильно запрягать лошадь в телегу?

Чтобы запрячь лошадь, нужно знать о всех деталях упряжки и их предназначения. В зависимости от индивидуального строения лошади и количества животных, хозяин выбирает необходимый вид упряжи. Важно, чтобы упряжь не причиняла дискомфорта животному и в то же время не болталась на нем.

Screenshot_11

Каждый вид упряжи, а их три, имеет свои особенности, поэтому посмотрите видео, как запрягать лошадь в каждой из них.

Оглобельно-дуговая запряжка

Оглобли – это две прямые палки, которые крепятся одной стороной к оси повозки. Оглобельно-дуговую запряжку используют, когда запрягают три лошади.

Screenshot_12

Не всегда лошадь хочет вести телегу. Проблема заключается в том, что хозяин не правильно запряг лошадь в телегу, вот почему лошадь и не тянет телегу.

Постромочно-дышловая запряжка

Screenshot_13

Дышло используют при парной упряжи. Комель дышла присоединяют к единственной оси повозки, вершину присоединяют к хомутам. Дышло помогает везти за собой всю повозку. Тяга осуществляется благодаря постромке.

Для справки! Еще постромочно-дышловую запряжку используют при упряжке четырех коней.

Постромочная запряжка

Постромочная запряжка используют в сельскохозяйственных роботах или с повозками, у которых есть тормоза, так как сама запряжка не может сдерживать телегу. Эта запряжка очень простая, так как в ней нет оглоблей и дышла.

Телега – не только средство передвижения

Некоторые думают, что телеги нужны только для того, чтобы ездить в лес и привозить сено, но это не так. Назначение у телеги может быть разное, например:

Screenshot_14

  1. Грузовое,
  2. Пассажирское,
  3. Боевое,
  4. Специализированное.

То есть, повозки используют для того, чтобы перевозить почту, тяжелые предметы или крупногабаритные грузы. Мало того, кочевники могут использовать повозку для временного жилища. Также специализированные повозки используют для передвижной церкви, передвижного медицинского пункта и полевой кухни.

Пословицы и крылатые фразы, связанные с телегой

Есть много пословиц связанных с телегой, например:

Screenshot_15

  1. Вертеться как мельница, тарахтеть как телега.
  2. Готов летом сани, а зимой телегу.
  3. Живем в неге, а ездим в телеге.
  4. Мажет Клим телегу, едем в Крым по репу.

Очень известная цитата из поэмы А.С.Пушкина «Полтавка»: «В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань».

Телега в сонниках

Бывает, что людям сниться телега. Сонники по-разному истолкуют такой сон. Например, современный сонник говорит, что телега символизирует перемены в жизни. Если телега позади, значит, вы с ними успешно справитесь, если же вы сидите на телеге не устойчиво значит, они вас сломают.

Screenshot_16

На самом деле, если человек верит соннику значит, он программирует себя на то, что говорит сонник и не пытается сам строить свою жизнь, а подкатывает ее под разные книги. Сонники создали люди, поэтому не нужно верить всему, что они говорят.

Лошадь с телегой в Black desert

Screenshot_17

Даже в такой игре, как в Black desert есть лошадь с телегой. Телегу часто используют, как средство передвижения. В данной игре, в основном, используют лошадь без телеги, так как без груза животное быстрее передвигается. Здесь вы можете снарядить лошадь боевыми бронями.

Лошадь с телегой на фото, рисунках и картинках

Посмотрев видео и фотографии, вы можете узнать, как запрягать лошадь и как строить телегу самому.

Screenshot_18

Screenshot_19

Screenshot_20

Поделки в виде телеги с лошадью

Некоторые делают декоративные поделки из дерева в виде лошади и повозки. Их можно делать разного размера.

Для маленьких деток можно сделать простые поделки из шишек и палочек.

Screenshot_21

Screenshot_22

Помимо этого, можно сделать лошадь из бумаги или на бумаге. Многим малышам нравиться вырезать отдельные части тела лошади и прикреплять их на картон, потом к ним нужно приделывать пуговицы, чтобы лошадка была подвижной.

Еще можно встретить во дворе поделку лошади из пластиковых бутылок. Такие изделия делать очень легко, только потом их нужно разукрасить.

Как нарисовать?

Прежде, чем начать рисовать лошадь, посмотрите рисунок, с которого вы хотите срисовать животное или придумайте свой образ. Рисовать лошадь с повозкой не очень сложно. Основа лошади рисуется, как три круга соединенными между собой линиями. Затем просто добавляем другие части тела. Это можно увидеть на рисунках.

Screenshot_1

Вот и все, ваша лошадь готова. Точно также можно нарисовать повозку. Для этого, смотрите поэтапный план действий.

Для справки! Если вы нарисуете лошадь несколько раз, тогда с каждым разом она будет становиться красивее.

Возможно ли самому сделать телегу для лошади?

Так как телега – это необходимое средство для передвижения или для того, чтобы перевозить грузы, ее наличие в хозяйстве облегчит жизнь хозяев. Сделать телегу своими руками реально, но для этого нужно иметь все материалы.

Узнайте у специалистов о нюансах строения телеги и приступайте к работе. Если вы сделали телегу, тогда освойте виды запряжек, чтобы не вредить животному и самому комфортно передвигаться. Важно не ставить лошадь впереди телеги, если вы ее еще не запрягли.

Предлагаем купить двуколку в Москве с доставкой в любой регион. Она представляет собой небольшую повозку на двух колёсах для двух человек. Обычно в неё запрягают одну или пару лошадей. Можно запрячь также пони ослика или даже ездовых собак. Выбирайте готовую двуколку из каталога или изготовим на заказ.

Собственное производство

Собственное производство
и гарантия от 1 года

Широкий ассортимент

От недорогих моделей
до премиум-класса

Изготовление по индивидуальному заказу

Доставка в любой
регион России и мира

Германия, Польша

Возможность заказа
в Польше и Германии

Внимание! В связи с активностью мошенников, все вопросы задавайте нам исключительно через контакты, указанные на сайте.

Смотрите также:

Особенности наших двуколок

В продаже имеются безрессорные и рессорные двуколки. Рессор может быть две (обе продольные) или три (две продольных и одна поперечная). Безрессорные двуколки ездят более жёстко, чем рессорные. Сзади у двуколки делают небольшой щиток, защищающий пассажиров от грязи.

Благодаря небольшим размерам, двуколку спокойно можно хранить в сарае вне зависимости от того рессорный у вас вариант или нет. Двуколка спокойно пройдёт там, где не проходит более громоздкая, хоть и кажущаяся более престижной, карета. Но не стоит думать, что двуколка не может быть быстрой или изящной. Изящество зависит от дизайна, а скорость – только от того, насколько прочна и легка повозка и насколько быстра запряженная в нее лошадь.

Правила заказа

  • Срок изготовления: 3-4 недели.
  • Требуется предоплата 30 – 50% в зависимости от сложности заказа и стоимости материалов.
  • В случае отказа от изделия со стороны клиента предоплата не возвращается.
  • Доставляем двуколки по Москве и области. Доставка оплачивается отдельно, но по желанию заказчика можем включить цену доставки в общую стоимость.
  • На весь произведенный нами транспорт даем гарантию 1 год.

Сколько стоит двуколка?

Цена двуколки зависит от конструкции и используемых материалов. Cамая простая облегченная двуколка обойдётся вам в 30 000 рублей, а рессорная на цельнометаллических колёсах – уже в 40 000. Если финансы позволяют, то можно даже купить двуколку из ценных пород дерева и устроить в ней кожаные сиденья, по бокам сделать резьбу, а сверху – крышу. В итоге получится настоящее произведение искусства, практически ничем не уступающее карете.

Как заказать?

Предлагаем грузовые и пассажирские телеги из натурального дерева для работы, декора и киносъемки. Изготавливаем гужевые телеги с бортами и без, крытые. Производим как модели с деревянными, так и с пневматическими колесами. По желанию клиента придаем телегам современный или аутентичный вид, оборудуем лавками для пассажиров, накрываем съемным или стационарным тентом, снабжаем световыми сигнальными приборами, тормозами.

В классическом варианте телега изготавливается без рессор. Для повышения комфорта перемещения современные модели иногда делают рессорными.

Производим телеги различных типов и грузоподъемности. Стандартные варианты рассчитаны на одну лошадь и выпускаются одно- или двухосными. Передние колеса повозки имеют меньший диаметр в сравнении с задними. Выпускаем телеги под дышловую или оглобельную упряжь. Ориентировочный вес повозок — 200-300 кг.

  • Телеги-платформы. Представляют собой безбортную повозку большой грузоподъемности. Могут перевозить до 2 тысяч кг. Подходят для транспортировки габаритных грузов. Могут быть усилены металлом.
  • Телеги с бортами. Бывают грузовыми и пассажирскими. Оснащаются невысокими глухими, съемными или откидными бортами. Могут быть дополнены мягкими или деревянными лавками для людей, съемными сиденьями, металлическим остовом. Средняя грузоподъемность составляет 1500 кг.
  • Крытые телеги. От стандартных отличаются наличием крыши — натянутого на дуги тента из парусины или мешковины. Тент может быть съемным или стационарным.

Стоимость и сроки

Средняя стоимость телег составляет 35-50 тысяч рублей. Она зависит от размера повозки, ее типа и колес, использованных при изготовлении. Телеги для декоративного использования могут стоить дороже, так как при их производстве используют древесину дорогих пород.

Изготовление занимает 3-4 недели, зависимо от сложности конструкции и загрузки компании на момент заказа.

По вопросам приобретения или изготовления на заказ звоните или пишите на почту и в скайп. Консультации бесплатны, доставка возможна в любой уголок России и зарубежья.

Считается, что телеги появились в XII веке. С тех пор их конструкция почти не изменилась. Даже сегодня телега для лошади иногда используется на фермах, выставках, в туристической сфере. Самостоятельно сделать такой транспорт сложно, но можно.

лошадь с телегой

Сфера использования телеги

Подвода представляет собой гужевое средство на четырех колесах, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров. Поначалу под ней понимали транспорт только с одним конем. Рессор в конструкции не предусматривалось. На Кавказе до XIX века спиц тоже не было. Роль колес выполняли круглые спилы бревен. Затем телегами стали называть разные типы повозок со своими особенностями.

Телеги делают из дерева, нижняя часть — металлическая. Сегодня чаще применяют рессоры и резиновые колеса. Телега весит 250–300 кг. Устройство повозки связано с целями использования. Например, борта есть не всегда. Иногда используют платформенный тип.

В качестве тягловой силы используют лошадей. Они перевозят 500–750 кг. Некоторые тяжеловозы справляются с весом около двух тонн. Конструкция упряжки обычно — оглобельно-дуговая. Лошадей иногда заменяют волы, мулы, буйволы.

Подводы применяют в разных областях:

  • Для перевозки тяжелых, объемных грузов. Грузовой транспорт — более крепкий, по сравнению с остальными телегами. У него надежный каркас и опоры для колес, металлическое основание.
  • Иногда перевозят легкие грузы: как правило, солому, сено. Основание у такой телеги необязательно должно быть прочным.
  • Для перевозки людей. Конструкцию дополняют скамеечками, ручками, светоотражателями.
  • Для развлечений и прогулок. Лошадь и телега в таком случае должны выглядеть подобающе, поэтому особое внимание уделяют внешнему виду транспорта. Выбирают хорошую древесину, тщательно обрабатывают ее. Для украшения подходит пластик. В парках в такие повозки нередко запрягают пони.
  • Как декоративное изделие, экспонат. Это хороший образец народного ремесла для выставок, музеев.

лошади перевозят сено

Виды конных повозок

Сегодня больше используют оглобельные упряжки, пневматические резиновые колеса. Подводы стали грузоподъемнее — около 750 кг.

По фильмам многим знакома двуколка для лошади, которую тоже принимают за телегу. У подводы должно быть четыре колеса. У двуколки их только два. Хотя выделяют несколько видов подвод со своими особенностями.

Тележка

Транспортное средство для перевозки людей — тележка, оборудованная сидениями для извозчика (козлы) и пассажиров. К бортам с внутренней стороны приделаны ручки, необходимые для безопасности.

Такая конная повозка часто перемещается по дорогам с твердым покрытием. Колеса делают из пневматических шин. Тележки отличаются сравнительно небольшими размерами.

Крытого верха в такой конструкции нет, поэтому борта делают высокими. Они защищают от пыли, камешков, летящих из-под колес встречного траспорта.

тележка

Дроги

Другой вид подвод отличается более крупными размерами. Передок и задок соединены длинными брусьями (дрогами). Сверху и поперек кладут металлические листы. Такие телеги называют дрогами в честь брусьев.

Раньше эту конструкцию часто использовали для транспортировки умерших. Сегодня такая повозка с лошадью применяется для перевозки больших грузов, например, сена. Важно правильно закрепить поклажу.

Дрожками еще называют особые виды полу- или безрессорных подвод. Они короче и легче. У некоторых модификаций были крылья над колесами для защиты от грязи, откидной верх. Четырехместные телеги особой конструкции называли линейками, круглые — пролетками. До конца XIX дрожки применяли для испытания рысаков в русской упряжке. Подобные телеги уже можно отнести к другому виду подвод — экипажу.

дроги

Полок

Следующий вид применяют для перевозки тяжелых грузов. У полока сплошное деревянное, плоское основание. На кузов удобно класть и крепить тяжелую или габаритную поклажу.

Для изготовления транспорта берут древесину только прочных лиственных пород. Доски укладывают вдоль как можно плотнее одна к другой. Скрепляют их поперечными, более короткими. Как правило, основу конструкции составляет металлическая рама.

Для перевозки тяжестей важна качественная амортизация. Колеса используют с резиновыми шинами.

Экипаж

Закрытые повозки с рессорами называют экипажами. Они могут быть оснащены оглоблями, дышлом. Иногда используют деревянные колеса. Хотя сегодня это редкость — их можно встретить разве что на экскурсиях в музеях.

Грузоподъемность и маневренность у разных видов отличаются.

экипаж

Кареты

Самое удобное и престижное средство передвижения в прошлом. Внутри есть мягкие сиденья. Карета оборудована окошками по бокам и спереди. Кучер находится спереди, на открытой части. У некоторых карет нет козел. Тогда кучер размещается на облучке — деревянном креплении с краю. На запятках сзади кареты стояли лакеи. Они открывали дверцы, помогали подняться по ступенькам внутрь.

Самые легкие кареты везли две лошади. Хотя бывали и более тяжелые конструкции. Самые популярные — тройки и четверики. Сегодня кареты используют редко — для развлекательных прогулок, в работе над фильмами, для исторических реконструкций.

карета

Коляски

Легкий экипаж с откидным верхом, обладающий хорошей маневренностью. Поездка в коляске была комфортной. Для запряжки нужно 2–3 лошади, хотя некоторые использовали шесть скакунов. Разновидности коляски — фаэтон, ландо.

повозка коляска

Тарантасы

Предназначались для путешествий на большие расстояния. Вмещали обычно четырех пассажиров. Тарантас — нестандартный экипаж. У него нет рессор, но есть продольная рама, дроги до шести метров длиной. Такая конструкция смягчает тряску, что важно при езде по неровной дороге, особенно во время длинных путешествий.

тарантас

Брички

Похожи на тарантасы, но легче. На бричках ездили на дальние расстояния. Иногда встречались модели с откидным верхом — кожаным, деревянным, плетеным, утепленным. В России, как правило, использовали брички без рессор, в Западной Европе эта деталь была в конструкции. Для запряжки брали 1–2 коней.

бричка

Как сделать карету для лошади своими руками

Когда-то изготовлением подвод занимались специальные мастера. В советское время повозки выпускали двенадцать заводов. Самый крупный находился в Новгородской области. В 80-е годы он выпускал до 2000 повозок в месяц.

Сегодня традиции не утеряны. Однако найти мастеров и обратиться к ним не всегда получается. Некоторые делают телегу для лошади своими силами. Это непросто, но вполне реально. Как и для многих самоделок, требуются начальные навыки и правильная подготовка.

Материалы и инструменты

Чтобы сделать телегу для лошади своими руками, понадобится умение обрабатывать дерево и другие материалы. Для облегчения задачи перед работой ищут или заказывают:

  • металлические оси колес;
  • две пары дисков и шин от машины.

инструменты для работы

Для простейшей подводы понадобятся и другие материалы:

  • металлические трубы, профиль, большие уголки от 5 мм толщиной;
  • листы на 10 мм;
  • длинные доски, бруски 100 на 100, 50 на 130, 25 на 100 мм, лучше из твердых пород;
  • хорошая фанера толщиной 20–30 мм.

Из инструментов и оборудования потребуются:

  • сварочный аппарат с принадлежностями;
  • фрезерный станок;
  • ножницы по металлу;
  • молоток, гвозди;
  • шуруповерт и длинные саморезы;
  • болт М20х100;
  • гаечные ключи.

изготовление телеги

Порядок работ

При изготовлении простейшей телеги начинают с передней оси:

  1. Выбирают брус 100 на 100 мм. Отрезают 1 м. Брус не должен крошиться или гнить, поскольку в него будет вставляться металлическая ось.
  2. Делают в нижней стороне бруса паз под ось. Используют фрезерный станок.
  3. Сверлят брус насквозь посередине. Диаметр — 20 мм. Дырка нужна для шквореня — металлического штыря. Его роль выполняет болт М20х100.
  4. Из металлических листов вырезают круги диаметром 300 мм. В центре каждого делают отверстие 22 мм. Это поворотный механизм.
  5. Вставляют шкворень в отверстие в середине подготовленного бруса. Крепят этим же болтом вырезанные круги.
  6. Вставляют в паз бруса металлическую ось.
  7. Заднюю ось телеги для лошади делают своими руками почти так же. Единственное отличие — нет шквореня и металлических кругов.

изготовление рамы

Дальше приступают к изготовлению рамы:

  1. Берут второй такой же брус длиной 3 м. Это каркас рамы.
  2. На него крепят переднюю ось с поворотным механизмом (кругами) и заднюю.
  3. Усиливают конструкцию. Для этого понадобятся доски 50 на 130: две по 2,5 м каждая. Их крепят к каркасу со стороны передней оси. К задней части телеги их концы расходятся. Между ними должен получиться угол примерно 45°.

Работу заканчивают навесной частью:

  1. Собирают дно. Берут доски шириной 25 мм, высотой 100. Напиливают их кусками по полметра.
  2. Укладывают эти доски поперек каркаса рамы, крепят.
  3. Пилят еще две доски с такими же параметрами, но длиной уже 2,8 м.
  4. Накладывают их вдоль получившегося дна по обе стороны, по краям. Крепят.
  5. Выпиливают два торца телеги из фанеры. Крепят к передней и задней частям дна. Основание торцов-треугольников располагают параллельно осям. Оно смотрит вверх.
  6. Соединяют торцы широкими досками. С каждой стороны крепят по две: одна сверху, вторая — на «полпути» ко дну.

Как правильно запрячь коня в телегу

Мало иметь подводу и коня, нужно уметь ими пользоваться. Важно запрягать лошадь правильно. Это помогает избежать травм, поломок и лучше наладить работу.

Сначала идет подготовка:

  1. Сбрую и телегу проверяют. Не допускают даже небольших потертостей на ремнях амуниции, так как это грозит натиранием и травмами. При необходимости смазывают колеса. Если транспорт не в порядке, риск перевернуться на ухабах сильно повышается.
  2. Коня осматривают и чистят, оценивают настроение питомца. Если ему неприятны прикосновения, возможны проблемы со здоровьем. Если лошадь беспокоится или плохо себя чувствует, поездку желательно перенести.

конь в упряжке

При оглобельно-дуговой запряжке собирают коня в путь так:

  1. Регулируют гужи.
  2. Чересседельник и подбрюшник фиксируют на оглобле. Первый иногда травмирует кожу. Если седелки нет, то его не используют.
  3. Надевают узду. Трензель удил (штырь) в холодную погоду греют, чтобы не травмировать лошадь.
  4. Надевают седелку. Сначала — чуть выше, потом опускают.
  5. Дальше идет подпруга.
  6. Хомут подбирают на каждую лошадь. Чересчур маленькие не применяют. На слишком большие нашивают внутри войлок. Надевают сначала клещами вверх. На узкой части шеи переворачивают.
  7. Протягивают шлею, расправляют. Ремни затягивают несильно. Между ними и телом животного остается расстояние в ладонь толщиной.
  8. Заводят в оглобли. Если конь отказывается переступать жердь, принуждают зайти задом или накатывают оглобли.
  9. Фиксируют дугу. Встают перед лошадью и прислоняют элемент упряжи к ее правой ноге. Регулируют длину гужа: перекручивают. Ставят к краю оглобли. Надевают левый край дуги в петлю гужа. Второй перекидывают через оглоблю и крепят. Проверяют. Дальше выворачивают дугу выемкой ко второй оглобле. Закладывают сверху гуж. Петля оказывается на дуге. Подтягивают хомут.
  10. Супонь обматывают вокруг клещей. При необходимости удлиняют гуж. Клещи соединяются под прямым углом. Если этого нет, гуж, наоборот, укорачивают.
  11. Набрасывают поводья. Крепят темляк. Следят, чтобы ничего не мешало лошади поднимать голову.
  12. Накидывают ремни через оглобли. Они не должны болтаться.
  13. Продевают вожжи через середину дуги с наружной стороны. Пристегивают к узде.
  14. Проверяют работу. Гужи должны оказаться сзади дуги. Чтобы в движении проверить, все ли в порядке, слегка трогают повозку.

Телеги с лошадьми до сих пор востребованы. Они остаются полезным транспортом и в сельском хозяйстве, и в туристической сфере. Некоторые модели удается сделать своими руками.

Читайте также: