Игрушечная железная дорога ссср 1987

Обновлено: 15.05.2024

Дети советской поры не были обделены игрушками. Почти у каждого мальчика имелось несколько наборов солдатиков, множество машинок, кубики, со временем к ним добавлялись заводные или питавшиеся от батареек луноходы, вездеходы, подводные лодки, шагающие роботы. Особенно щедрые родители на день рождения школьника могли дать ему десять рублей, - огромные по тем временам деньги, - чтобы он купил в местном детском мире электронный тир - довольно неприхотливый по нынешним меркам прибор, состоявший из коробки-мишени и пистолета, испускавшего световой луч. Порой в игровом хозяйстве мальчиков встречались строительные конструкторы, привезенные откуда-то из стран соцлагеря, судя по "нерусским" инструкциям к ним. И, как ни странно, несмотря на явно немалую стоимость, у довольно многих будущих строителей коммунизма имелась в распоряжении железная дорога с подвижным составом, - например, PIKO Sonneberg, выпускавшаяся в ГДР.

Ее полотно собиралось из прямых и закругленных секций, имелись также участки со стрелками, на рельсы подавался ток от батарейки или немецкого же специально выпускавшегося для этих целей трансформатора, цепь замыкалась облаченным в металлический корпус с рельефным логотипом PIKO выключателем, и черный, как смоль, пластмассовый паровоз с характерным жужжанием резво устремлялся в путь по кругу, везя один-два пассажирских вагона, стилизованных под ту же историческую эпоху, когда полезный груз перевозился тягой, созданной углем и паром. Надо признать, что при всей своей бесспорной занимательности и эстетической привлекательности немецкая железная дорога практически не использовалась и потому годами хранилась в большой пенопластовой коробке под крышкой из толстого прозрачного полиэтилена. То ли батарейки, от которых работало все это хозяйство, были в остром дефиците, то ли быстро перегорал моторчик в паровозе, - но очень быстро эта интересная и необычная для советской детской реальности игра превращалась в предмет хранения, и потому годами пылилась в серванте, вызывая подсознательное желание избавиться от нее одним махом, которое сразу же наталкивалось на сожаление о потраченных на нее деньгах. В том случае, если попытка использовать эту игру останавливалась отсутствием в магазинах плоских батареек, проблему порой удавалось решить покупкой трансформатора.

И тогда много лет пролежавшие без движения секции извлекались из своих ячеек в упаковке, собирались в круг с несколькими прямыми участками, и черный "работавший на угле" паровоз с противным жужжанием суетливо устремлялся в путь. По причине того, что некоторые рельсы плотно сцепить не удавалось из-за износа контактных проводков, состав то и дело терпел крушение, проходя такие участки на высокой скорости. Тяжелый паровозик с близко расположенными осями обычно легко преодолевал места неполных стыков, порой их безболезненно проскакивал и первый прицепленный к нему вагон, но вот второй такой же длинный пассажирский вагон уже мог не совершить ловкого прыжка и потому падал на бок, вслед за собой заваливая и весь беспокойный состав. В тех случаях, когда контактный провод не был изломан безнадежно, его удавалось слегка выровнять, плавно сглаживая изгибы под нажимом. Но если испорченных рельс, порой хранившихся уже не в коробке, а в простом целлофановом мешке, становилось все больше, то наладить безаварийное движение можно было, только заметно снизив его интенсивность. В итоге регулятор напряжения на трансформаторе устанавливался между отметками в два и три вольта, и способный на спринтерский бег паровозик еле плелся по своему извечному кругу, а ехавшие вслед за ним вагоны успевали благополучно заскакивать на высоко вздымавшиеся над обнаженными стыками рельсы следующих секций.

Даже когда весь этот процесс проходил вообще без сбоев, наблюдать за действием налаженного механизма довольно быстро надоедало, и в лучшем случае дорога так же кропотливо разбиралась, как до этого и собиралась. В худшем случае она оставлялась в собранном виде на полу и могла пролежать так несколько дней, пока кто-нибудь по неосторожности не наступал на рельсы или тумблер блестящего выключателя, тем самым ломая и сгибая хрупкие детали, или не сбивал тапком подвижной состав, заставляя легкие вагоны лететь кувырком, а более тяжелый паровозик боком катиться по полу. Чтобы внести в эту монотонную игру разнообразие, приходилось идти на небольшие ухищрения. Например, строить из кубиков около рельсов вокзал, для оповещения о прибытии на который по бокам от полотна ставились хрустальные стаканы, и сверху на них клалась бамбуковая удочка, - причем так, чтобы ее грузило нависало над полотном. Проезжая это место, паровозик и вагоны приподнимали свинцовый шарик, и он, раскачиваясь на леске, звонко стучал по толстым стенкам стаканов. Этот звук делал игру намного веселее, но и он не мог надолго разбавить ее монотонный ход, и вся эта сигнально-вокзальная конструкция скоро подвергалась разборке.

Многие, в детстве (70-80е) катали за веревочку ЗИЛы — самосвалы, с полуприцепом.
Представленные в моей коллекции ЗИС 150 встречались намного реже.
Сейчас стоимость некоторых игрушек в приличном состоянии превышает 15-20 т.р. ($500 — 700).
За некоторые экземпляры просят более $1000.
А так, среднем, 3500 — 5000р. за комплектный ржавый экземпляр.
Большинство моих грузовиков прошли реставрацию с полной перекраской.
Хранить на полках редкий, но ржавый хлам — не в моей концепции:)
Уверен, что стоимость на недавно попавших в модный тренд коллекционирования, старые железные грузовики будет постоянно повышаться.
Мои игрушки не продаются:) Если вы желаете что то мне предложить, прошу писать в личку. Ищу фургон ХЛЕБ и цистерну Молоко!





У мну был ЗИЛ как на 6 фотке. Так самое охуенное то, что там был гидравлический маслянный поршень, с помощью которого откидывался кузов.







вот такой хуетой (ток зелёный,защитного цвета) я в первом классе одноклассника уебал пару раз за то что он моих динозавриков спиздил. швов 10 наложили точно ) Технику батя срочно утилизировал )

Хотите покажу желанный игрушечный «мегараритет» детей из СССР середины 20 века?

Помните фильм «Алешкина охота»? Про то, как мальчик хотел сапоги, а получил в подарок железную дорогу?

Об этой железной дороге мечтали многие дети Советского союза. Продавалась она или в ГУМе или в центральном детском мире. Это уникальная дорога сложнейшего технического уровня, которая изготавливалась в масштабе 1:45.

Чтобы проще было понять размер я сфотографировала локомотив от германской железной дороги 1970-х на крыше локомотива Пионерской.

Локомотив назывался ИС-51- Иосиф Сталин, а выпускал эту дорогу завод «Москабель».

Эта дорога была выпущена в количестве 5000 экземпляров, а стоила чуть меньше половины месячной зарплаты обычной советский семьи. Посмотрите видео с кадрами из фильма «Алешкина охота», вы поймёте, как ее жаждали не только дети, но и взрослые.

В комплект входят:

Локомотив и 4 вагона,

Мост и переезд со шлагбаумом,

Домик и фигурка дежурного,

Светофоры и фонари.

При движении шлагбаумы опускаются и поднимаются, дежурный выходит с фонарем, у локомотива горит фонарик, в вагонах -освещение.

Вся железная дорога выполнена из металла, длина пути -9,3 м2, не каждая квартира может позволить себе разместить такую дорогу.

Поэтому часто такую дорогу приобретали дворцы Пионеров, клубы юных техников, чтобы дети могли играть ею в свободном доступе.

Данный экземпляр в очень хорошей сохранности, был извлечён с антресолей, где в чемодане пролежал несколько десятилетий.

Я не собирала эту железную дорога не и на предмет работы электрических цепей не проверяла, так как рассчитана под напряжение 127 вольт. Инструкции у неё нет, вместо коробки-чемодан. В сеть без трансформатора не рекомендовано включать.

Что касается механики, все исправно, двери вагонов открываются, руки дежурных поднимаются.

Очень редкий предмет, характеризующий советский быт. Подобные игрушки хранятся в музеях советских игрушек или посвящённых советскому быту.

Даже отдельные элементы этой дороги продастся за несколько тысяч рублей. А уж целая дорога стоит несколько десятков тысяч, в зависимости от состояния.

Возможно, скоро дорога дождётся своего нового хозяина, так как у меня несколько другие предпочтения при собирании коллекции. Поэтому, если есть интерес, обращайтесь, скажу сколько стоит, но сразу предупрежу-не дёшево.

У кого из вас в детстве была электрическая железная дорога? А такую «станцию Пионерскую» видели или играли в неё? Как ваши впечатления?

И как всегда, благодарю, что прочли мою статью. Надеюсь, что-то новое узнали о предметах прошлого?

Как правило, на появление игрушечных моделей (авиа-, авто-, мото- и т.д.) людей вдохновляют уже действующие экземпляры этой техники. Любуется кто-нибудь красотой своего автомобиля и мечтает иметь его уменьшенную копию, чтобы поставить дома на полочку - так зарождается моделизм.

С железнодорожной техникой получилось все наоборот: сначала, еще в XVIII веке один английский инженер разработал действующую модель паровоза, которая могла ездить по миниатюрным рельсам, а уж потом на свет появился настоящий, полноценный паровоз. Но именно тогда, когда по всему миру началось бурное строительство железных дорог, началось и массовое серьезное увлечение моделизмом.

Например, в 1900 году золотую медаль на Парижской профильной выставке получила модель сибирского экспресса, которую и сейчас можно увидеть в музее ж/д транспорта в Санкт-Петербурге.

После революции интерес к железнодорожным моделям, несмотря на сложное время, не только не угас, но и распространился на детей: созданием моделей занимались в школьных кружках, станциях юных техников и даже в специальных клубах, созданных при железнодорожных училищах.

Такой масштаб увлечения ж/д техникой способствовал тому, что государство обратило внимание на игрушечное производство. Если сначала выпуском примитивных моделей занимались небольшие артели, то со временем они начали объединяться и перерастали в крупные производства. В 20-30-е годы игрушечные паровозы делали преимущественно на пружинных приводах или же в виде упрощенного варианта паровой машины.

Но с развитием электротехники стали появляться локомотивы с электродвигателями, что и способствовало созданию тех игрушечных железных дорог, которые для многих советских детей становились заветной мечтой. В довоенные годы отечественные магазины подобными игрушками снабжал серпуховской завод "Пресс", которому немного помогал журнал "Знание-Сила", публиковавший статьи о том, как из продукции "Пресса" можно собрать новые модели электровозов.

Кстати говоря, долгое время железные дороги этого завода отличались отменным качеством, но потом что-то сломалось в налаженной системе производства/сбыта, и в адрес предприятия посыпались бесконечные жалобы на отвратительное качество. Завод, к его чести, признал свою ошибку, исправился и взял на себя обязательство по расширению ассортимента.

Как правильно продавать старые железнодорожные модели. Пособие для миллениалов.

Все "рожденные в СССР" помнят эти "как настоящие" поезда, которые бегали по "настоящим" железным рельсам. Это игрушечное чудо поставляли нам из ГДР. Две фирмы PIKO (типоразмер H0(1:87) и N(1:160)) и Berliner TT-Bahner (BTTB, типоразмер TT (1:120)) делали безумно счастливыми не только немецких, но и советских мальчишек.

Стоил такой набор от 10 до 40 советских рублей, в зависимости от состава. Средней ценой было что-то около 20 рублей за стартовый набор с одним составом, овалом рельс и реостатным блоком питания. Стартовый набор отличался упрощенной деталировкой подвижного состава, отсутствием окраски и декалей. У PIKO такие наборы назывались junior, у BTTB так и назывались: start.

Были и наборы с полноценными моделями. Они шли под определением hobby у BTTB и expert у PIKO. Они как раз и стоили почти под 40 рублей, покупались редко, в основном людьми, которые знали, за что отдают треть зарплаты.

Модели локомотивов, вагонов, рельсы, а так же различные дополнения в виде строений и железнодорожной инфраструктуры продавались отдельно, и стоили довольно дорого. Все это позволяло создавать реалистичные макеты, что достаточно редко было востребовано в виде детской игрушки.

Макет в магазине Лейпциг, Москва, где продавались модели железных дорог. Интересен тем, что на макете соседствовало 2 типоразмера: ТТ в центре и H0 по краю.

Люди, которые покупали железную дорогу детям в основном покупали упрощенный и более дешёвые наборы.

Модели были достаточно копийными, состояли из множества различных элементов, часто подвижных - колёсные пары, сцепки, пантографы, механизмы перевода стрелок. Локомотивы имели достаточно сложную кинематику, требующую соответствующего обслуживания.

Галактические часы неумолимо тикали вперёд, ГДР исчезла, СССР пал. Фирма Berliner TT-Bahner в очередной раз была признана банкротом и переименована. TT вообще не самый популярный типоразмер. PIKO осталось на плаву, благодаря тому, что выпускала модели в более популярных типоразмерах. Теперь Tillig Modellbahnen (приемник BTTB) выпускает модели в H0, а PIKO делает модели в ТТ. Причем, развитие технического прогресса позволило настолько детализировать модели, что они не идут ни в какое сравнение с поделками из ГДР. Маленькие модели стало не отличить от настоящих. Появился светодиодный свет, цифровое управление, даже звук. Не говоря о миниатюрных, но мощных многополюсных электродвигателей, которые можно спрятать в корпусе и останется место для интерьера кабины и платы звукового декодера. Колёсные пары стали металлическими вместо пластмассы, у пассажирских вагонов появилось светодиодное освещение, так же управляемое цифровым декодером.

Сравнение одного и того же маневрового локомотива BR107 (аналог советского ЧМЭ2) BTTB и Tillig. В кабине ВТТВ торчит корпус электромотора, освещения нет, копийность довольно условная.

Паровозы БР56 BTTB и Tillig. Видны торчащие световоды к фонарям освещения у BTTB, огромный электромотор. Кулисный механизм у современной модели стал пластиковым и более копийным.

Сравнение одного и того же маневрового локомотива BR107 (аналог советского ЧМЭ2) BTTB и Tillig. В кабине ВТТВ торчит корпус электромотора, освещения нет, копийность довольно условная.

Рельсы тоже претерпели существенные изменения. Вместо жестяных, постоянно гнущихся и покрывающихся налётом П-образных рельс появились рельсы нормального Т-образного профиля из нейзильбера - похожего по свойствам на мельхиор сплава, который не подвержен коррозии и более стоек к механическим воздействиям. Рельсы стали выглядеть гораздо реалистичнее. Значительно улучшился токосъём, улучшилась плавность хода моделей. Изменилась и их топология - радиусы стали больше, элементы получили другие линейные размеры. Появилось множество новых рельсовых элементов.

Но, даже старые модели были достаточно хрупкими и имели множество мелких элементов, которые и придавали реалистичность моделям, в отличии от игрушек, которым как раз такие элементы противопоказаны. А поскольку, покупались наборы в основном детям для игр - то модели к настоящему времени редко дожили без повреждений. Разве что у настоящих моделистов и коллекционеров. Продаваемые в основной массе модели часто без буферов, тормозных колодок, лесенок, перил и поручней, с повреждениями корпуса и окраски.

И вот, наступило время, когда Путин всё уже украл, и у людей появилась возможность покупать игрушки и безделушки, а не тратить все деньги на еду и предметы первой необходимости. И людей потянуло на ностальгию. Предметы "якобы старины", винтаж из СССР стал пользоваться спросом. А спрос рождает предложение, как учат нас законы рынка. И начали доставать из сараев и антресолей всякие предприимчивые личности, которых в СССР называли фарцовщиками, а в "святые" 90-е барыгами, стартовые ГДРовские наборы и доставшиеся в наследство целые коллекции старых моделей.

Поскольку барыги не являются специалистами в области ценообразования моделей или вообще винтажных вещей, да и вообще, винтаж очень тяжело оценивать, в отличии от старины, антиквариата или раритетов. Винтаж - это просто старая вещь, которая не пользуется спросом у широких слоёв населения. И зачесали барыги головы - как стрясти с обывателя побольше денег. Самые отбитые просто установили цены из разряда "деньги очень нужны". Другие, которые давно торгуют барахлом, посмотрели цены на аналогичную современную продукцию и установили цены согласно современным моделям. Некоторые, которые более-менее адекватные, установили цены на уровне современных игрушечных железных дорог из детских магазинов.

А какова же реальная стоимость моделей старого PIKO и BTTB? Как правильно продать и не прогадать? Кому и для чего нужны старые модели, если новые гораздо лучше, реалистичнее и качественнее?

В первую очередь, как думается - коллекционерам. Однако, их не интересуют полураздолбанные стартовые наборы и массовые модели. Их интересуют модели ограниченного выпуска, клубные и мелкосерийные модели. За ними охотятся, и если их и продают - то только такие же коллекционеры. И цену они устанавливают соответствующую её реальной стоимости или чуть выше - все мы люди и хотим большего. Так что среди коллекционеров покупателей старых массовых моделей быть не может.

Дальше идут моделисты. Но, постольку практически 100% моделистов коллекционеры, то возвращаемся к пункту 1. Но, моделистам, оказывается, нужны старые модели. Даже в состоянии лома. Казалось бы, зачем они людям, у которых все эти модели есть не в одном экземпляре? Потому что они моделисты. Они строят свои модели, которых нет у серийных производителей, которых нет у других. И для этого используют старые модели и их части. Пилят, режут, переклеивают. Среди моделистов это так и называется: для перепилки. Например, из стартовых вагонов BTTB получаются вполне себе модель электрички ЭР2.

Читайте также: