Игрушечной столицей матрешки стал город

Обновлено: 17.05.2024

Чаще всего мастера делали матрешки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Неожиданно, правда? Ведь матрешка без сомнения является воплощением русской культуры! Но насколько в действительности она является русской?
Начнем с того, что матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Но, несмотря на это, точная история ее происхождения неизвестна. В основном знатоки сходятся на предположении, что матрешка имеет японские корни. Будем и мы из этого исходить и рассмотрим несколько легенд японского происхождения матрешки.

Легенда №1
Прообразом матрешки стала японская кукла Дарума, традиционная кукла-неваляшка, олицетворяющая Бодхидхарму — божка, приносящего счастье.
По японской легенде, Дарума без устали медитировал девять лет, смотря на стену. При этом Дарума постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон — так вырос настоящий чай. А позже от долгого сидения у Дарумы отнялись руки и ноги.
Вот почему деревянную куклу, изображающую Даруму, изображают безногой и безрукой. У нее большие круглые глаза, но нет зрачков.
Легенда происхождения матрёшки от Дарумы не учитывает тот факт, что эта кукла вовсе не разборная, а по сути неваляшкой.

Японские корни русской матрешки, фото № 1

Легенда №2
На японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой. За основу он взял фигурку одного из семи японских богов — Фукуруму (или Фукурокуджу, или Фукурокудзю. Собственно есть вообще сомнения в существовании именно такого произношения, т.к. на слух японские слова трудно идентифицировать ). Фукурокудзю — бог богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия.
Грушевидная форма фигурки старца действительно напоминает очертаниями форму классической русской матрешки. Фукурокудзю входит в число так называемых «семи богов счастья», ситифукудзин. Часть приверженцев теории «отцовства» над матрешкой старца Фукурокудзю считают, что семь богов счастья могли вкладываться друг в друга, по принципу современной матрешки, а Фукурокудзю был главной, самой большой разъемной фигуркой.

Японские корни русской матрешки, фото № 2

Легенда №3
Японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и на ее основе он создал эскиз крестьянской девицы в платочке и с черным петухом подмышкой. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна — с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца — и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Впрочем, и в этой легенде много белых пятен. Во-первых, в наследии художника Малютина не сохранилось эскиза матрёшки. Нет никаких свидетельств того, что Малютин когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь В. Звездочкин (который как считается изготовил игрушку по просьбе Малютина) утверждал, что это он придумал новую игрушку, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. По ее образцу он выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась), и отдал болванку расписывать группе художников.

Японские корни русской матрешки, фото № 3

А вот и та самая первая матрешка Малютина в полном составе.

Японские корни русской матрешки, фото № 4

Легенда №4
Есть в Японии и деревянная расписная кукла-девочка — кокэси (кокейси или кокеши). Традиционная деревянная игрушка, состоящая из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, вытачиваемых на токарном станке. Реже игрушку изготавливают из цельного куска дерева. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног.
Традиционные кокэси всегда изображают только девочек. Каждая кукла раскрашивается вручную и на нижней части имеет подпись мастера. А вот дизайн авторских кокэси более разнообразен: формы, размеры, пропорции и цвета могут быть практически любыми.
B сегодняшней Японии популярность кокэси столь велика, что они стали одним из символов жизнестойкости и привлекательности национальной культуры, предметов эстетического созерцания, как культурная ценность далекого прошлого. В наши дни кокэси является популярной сувенирной продукцией.

Японские корни русской матрешки, фото № 5

*В публикации использованы материалы из свободного доступа в интернете.

Наш город, Сергиев Посад – родина русской матрёшки. Именно здесь более сотни лет назад художник С.В.Малютин расписал первую из них. С тех пор, получившая признание кукла, стала визитной карточкой нашего города, да и всей России!

Наши губки бантиком,

Да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы загорские матрешки

Всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши

Троице-Сергиев монастырь, расположенный в Сергиевом Посаде, был центром художественных ремёсел Московской Руси. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей. Промысел художественной обработки дерева существовал здесь с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли ещё русских царевичей. Посадские мещане занимались кустарным игрушечным промыслом. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Среди игрушек царских детей также были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари.

Первая матрешка в России появилась в конце XIX века, и в 1891 году в Сергиевом Посаде была открыта учебно-показательная мастерская игрушек. Интересно, что болванки для сергиевских матрешек поначалу привозили из Подольска, а расписывали их местные иконописцы.

Сергиев Посад - родина русской матрёшки!, фото № 1

Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой, привезённой с о. Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах.

Матрёшка, выточенная В.П. Звёздочкиным и считается первой русской матрёшкой. Она участвовала во Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Завоевала признание, и с тех пор началось её стремительное шествование по всему миру (на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки).

Своё место первая матрёшка заняла в Музее игрушек, созданном Бертраном Н.Д. Собирать свою коллекцию он начал ещё в 1910 г., а в 1931 г музей был переведен из Москвы в Сергиев Посад (тогда это был г. Загорск). И постепенно матрёшка становится настоящим русским символом!

Сергиев Посад - родина русской матрёшки!, фото № 2

Музей игрушки в г. Сергиев посад

В нашем городе фабрика матрешек была основана еще в 1904 году. На рубеже 20-х и в начале 30-х годов прошлого столетия Сергиев Посад был крупнейшим центром по производству игрушек в России. Здесь существовало около 18 игрушечных артелей, а потом на их базе создалось несколько предприятий по производству игрушки и единственное в России учебное заведение, выпускающее дизайнеров игрушки. Здесь находился единственный в стране НИИ игрушек. Матрёшка получила фирменное название «Загорская» (после революции Сергиев Посад переименовали в Загорск). Её до сих пор по привычке так называют, а отличает эту матрешку от других особый внешний вид. Красят ее гуашью и покрывают лаком. Нос изображается двумя точками, губы — тремя. У загорской куклы из-под платка выглядывают две пряди волос, сарафан прикрыт передником, расписанным некрупным горохом или цветами. В руках матрешка может держать корзину, узелок или петуха. Роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.

Сергиев Посад - родина русской матрёшки!, фото № 3

Загорская артель имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1960 году была организована в «Загорскую фабрика игрушек №1». Просущетвовав в таком виде более 30 лет фабрика была приватизирована в 1992 году, на сегодня у нее полное название ЗАО "Художественные изделия и игрушки". Но матрешка так и осталась Загорской, не смотря на то, что 23 сентября 1991 года нашему городу вернули историческое имя Сергиев Посад.

Появление названия «Матрёшка» связывают с женским именем Матрёна. Всем известно, что Матрёна - это любимое женское имя крестьян (в переводе с латыни имя означает «мать»). Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. По другой версии - от имени Маша, Маня, Матрешенька.

Современный Сергиев Посад достаточно большой город, в нем проживает больше 100 тыс. человек, очень много людей профессионально занимаются росписью матрешек, и каждый художник имеет свой стиль, свою манеру росписи. Конечно, многие рисуют матрешки для массовой продажи, тут трудно говорить о художественном уровне матрешек, но существует целый слой любительских и профессиональных художников, создающих настоящие произведения искусства.

Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.

По легенде в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино.

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская - магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Именно он предложил токарную форму игрушки.

Вероятнее всего массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки.

В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены “Кутузов” и “Наполеон” со штабами.
Не был обойден вниманием матрешечников и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.
В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и многие другие…

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме.
100- летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году так же был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений.

Нередко создавались и этнографические образы, делавшиеся по эскизам художников – профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, крайнего Севера и других регионов.

Для иностранцев матрешка – загадка и символ России.

Но, тем не менее, эта деревянная фигурка остается игрушкой, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме.

Сегодня я хочу рассказать о знаковом событии, которое недавно произошло в нашем городе.

10 июня 2012 года в музейном комплексе « Конный двор» (это Государственный историко-художественный музей-заповедник) прошёл «Фестиваль русской матрёшки», во время которого был открыт отдел Русской матрешки .

Фото

Фото

Фото

2) Государственный историко-художественный музей-заповедник
(при нём находится вышеназванный музейный комплекс « Конный двор» и знаменитая церковная Ризница - состоящая из подарков и вкладов монастырю русских царей и др.видных бояр, Ризница расположена в самой Лавре).

Фото

10 июня стало днём исторической справедливости для Русской матрёшки.

Спустя более 110 лет от после первого появления куклы в Сергиевом Посаде состоялся первый фестиваль в её честь.

Сергиев Посад – родина матрёшки. Именно здесь более сотни лет назад художник С.В.Малютин расписал первую из них. С тех пор , получившая признание кукла, стала визитной карточкой нашего города, и всей России.

Предистория:
Троице-Сергиев монастырь был центром художественных ремёсел Московской Руси.
По "преданию" сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей.
Промысел художественной обработки дерева существовал в этом районе с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли ещё русских царевичей. Подтверждение этому можно найти в официальных документах 17 века.

Посадские мещане занимались кустарным игрушечным промыслом. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Среди игрушек царских детей также были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари.

И уже в 19 веке город считался «игрушечной столицей России».

Русская же деревянная расписная кукла появилась в России ещё в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. В это время в обществе стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности.

В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал так называемый мамонтовский кружок. Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) был крупный русский промышленник, меценат, прекрасный знаток искусства, собрал вокруг себя группу виднейших художников, среди которых были Репин, Васнецов, Врубель и др.

В подмосковной усадьбе Абрамцево (недалеко от Сергиева Посада), принадлежащей С.И. Мамонтову, были созданы художественные мастерские, где наряду с художниками-профессионалами работали народные мастера-умельцы. Энтузиасты, входящие в мамонтовский кружок, ставили перед собой просветительные, художественные и собирательские задачи, связанные с возрождением русской культуры на основе национальных и прежде всего народных традиций. В числе предметов народного искусства, которые она коллекционировала, были и крестьянские игрушки.

Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание.
С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание», принадлежавшая супругам М.А. и А.И. Мамонтовым, Анатолий Иванович – брат Саввы Ивановича Мамонтова.
Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды.

В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником, членом мамонтовского кружка С.В.Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве.
Выточил же её токарь В.П. Звёздочкин (1856-1955гг).

Эта матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха…

Она и считается первой русской матрёшкой.
Матрешка участвовала во Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Завоевала признание, и с тех пор началось её стремительное шествование по всему миру.
(на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки).

Своё место ПЕРВАЯ МАТРЁШКА заняла в Музее игрушек , созданном Бертраном Н.Д. Собирать свою коллекцию он начал ещё в 1910 г., а в 1931 г музей был переведен из Москвы в Сергиев Посад (тогда это был г.Загорск).

Фото

Откуда появилось название "матрешка"? Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства ( с латыни это имя переводится « мать»). Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. По другой версии - от имени Маша, Маня, Матрешенька.

Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой, привезённой с о. Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах.

Сам Н.Д.Бартрам, создатель и директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрешка «заимствована» нами от японцев. Так как в русских народных промыслах разъемные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца.

Вопрос оспаривается до сих пор. В общем это не важно уже сейчас, когда нашу русскую матрешку знает и любит весь свет!

Матрёшка - это кукла с секретом. Постепенно она становится русским символом.

После выставки в Париже на русскую красавицу стали поступать заказы, стали возникать артели по её изготовлению.

На рубеже 20-х и в начале 30-х годов прошлого столетия Сергиев Посад - крупнейший центр по производству игрушек в России. Здесь существовало около 18 игрушечных артелей , а потом на их базе создалось несколько предприятий по производству игрушки и единственное в России учебное заведение, выпускающее дизайнеров игрушки. Здесь находился единственный в стране НИИ игрушек.

В России до настоящего времени сохранилось несколько центров по изготовлению матрешек: Полхов - Майдан, Сергиев-Посад, д.Семеново и др. Особой популярностью пользуется авторская матрешка.

Начинаем смотреть новую экспозицию:

Фото

Фото

Просто дизайнерское оформление

Фото

Уникальная 45-ти местная матрёшка, 1980 г. Загорская художественно-производственная мастерская.
На этой полке расположены все 45 матрёшек, которые вкладываются одна в другую. Самая большая - 90 см, самая маленькая - 3 мм.
Авторы…. Новизенцев Д.И., Банкова Н.Д., Новизенцева Е.Д.

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото


1 стенд
Авторство - г.Сергиев Посад

Фото

2 стенд
г.Сергиев Посад

Фото

Фото

3 стенд
г.Сергиев Посад

Фото

Фото

Фото

4 стенд
г.Сергиев Посад

Фото

Фото

Фото

5 стенд
г.Павловский Посад –верхняя полка,
Подольский р-н-средняя полка,
Кировская обл д.Луговая-нижняя полка

Фото

Фото

6 стенд
г.Городец, Нижегородская обл.-верхняя полка,
Горьковская обл., с.Полховский Майдан-средняя полка,
Горьковская обл., п. Вознесенская - нижняя полка

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото


7 стенд
г.Семёнов, Нижегородская обл.

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

8 стенд
г.Загорск

Фото

Фото

Фото

9 стенд
г.Сергиев Посад-верхняя полка,
г.Загорск-средняя и нижняя полки

Фото

Фото

Фото

Фото

10 стенд
г.Загорск, верхняя полка 1920-1940-1950 гг (слева матрёшки-яйцо),
средняя полка - 1950-1960 гг

Фото

Фото

Фото

Фото

Стенд 11 (частично удалось заснять), уникальные экспонаты.
Бартрам Н.Д. - Матрёшка «Тарас Бульба» 8 мест, начало ХХ века

Фото

Бартрам Н.Д. - Матрёшки «Англичанин» и «Буржуй» , начало ХХ века
Пичугин … - Матрёшка «Плюшкин» , начало ХХ века

Фото

Стенд 12
Вверху 7 японских фигур (Япония 2010 г)

Кукла « Матрёна с петухом» , по мотивам первой русской матрёшки, 2009 г,
Автор Дмитриева М.Ю.(т.е. это копия первой матрёшки)

На стене за матрёшками фото авторов первой матрёшки художника Малютина С.В. и токаря Звёздочкина В.П.

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Стенд 13
г.Сергиев Посад, начало ХХ века

Фото


Во вновь созданном отделе Русской матрёшки представлены редчайшие экспонаты, собранные со всей России : из Москвы, Нижнего Новгорода, Сочи, Вятки, , и конечно же, Сергиева Посада. Возраст многих достигает 70-80 лет, однако на выставке встречаются и современные новаторские образцы.


А это выставка-продажа матрёшек современных авторов, приехали мастера с разных уголков России…, представляющих авторскую матрёшку…

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

А это мастер-класс, проходивший в день открытия

Фото

Фото

Спасибо за внимание… , что дочитали до конца. .

Сразу оговорюсь, что я не музейный работник, и далека от производства матрёшки, поэтому если будут вопросы, постараюсь ответить, но если что, не взыщите, думаю что буду ещё добавлять материал, так что заходите…

Читайте также: