Игрушечные музыкальные инструменты ссср

Обновлено: 22.04.2024

Массовое, но пока кустарное производство игрушки в России началось в начале XVII века, но спрос на народную игрушку был настолько велик, причем, как внутри страны, так и за границей, что игрушечные артели начали расти с невероятной скоростью.

Но благоденствие это было временным: с развитием промышленности (конец XIX века) стали появляться фабрики по изготовлению игрушек, которые начали медленно, но верно вытеснять кустарные изделия. В помощь промышленности в СССР был создан целый НИИ игрушки, в котором разрабатывались новые образцы продукции, которые отвечали бы коммунистическому воспитанию советских детей.

На самом деле, как бы странно ни звучала сегодня фраза о коммунистическом воспитании детей, помимо идеологической составляющей, в разработку игрушек была заложена цель способствовать гармоничному, всестороннему развитию ребенка. Существовали целые лаборатории и мастерские, отвечающие за внедрение новых технологий и расширение ассортимента игрушек.

А ассортимент этот был по-настоящему широк: по игровым признаком всю продукцию можно было разделить на 12 больших групп, каждая из которых включала в себя несколько подгрупп. И к одной из таких групп относились музыкальные игрушки, которые по мнению педагогов, способствовали развитию чувства ритма и музыкального слуха ребенка.

Правда, многие родители, наверное, не согласились бы с этим мнением, будучи убежденными, что музыкальные игрушки если что и способны развить, так это стресс у взрослого человека, вынужденного подвергаться музыкальным экспериментам своего (или соседского) ребенка ))

Дудки/свистульки

Так, например, одна из больших подгрупп музыкальных игрушек - это духовые инструменты. Наверное, многие родители искренне жалели о своей недальновидности, решившись однажды купить своему чаду подобную игрушку - кому-нибудь приходилось хоть раз слышать что-нибудь мелодичное, извлекаемое из этих инструментов? :)

А ассортимент игрушечных духовых инструментов был богат: саксофоны (а ведь в послевоенные годы настоящие, "взрослые" саксофоны были под запретом, и если бы его не сняли, то вряд ли в конце 50-х у детской игрушки был бы шанс увидеть свет); флейты; свирели; кларнеты; окарины; дудки; губные и прочие гармошки и всевозможные свистульки.

Со свистульками вообще дела обстояли настолько хорошо, что по этому виду игрушек можно писать отдельную статью. Одной из популярнейших свистулек была игрушка в виде соловья: в нее нужно было налить немного воды и дуть, прикрывая пальцем боковое отверстие в теле птички, чтобы регулировать высоту звука.

Эффект был потрясающим - трели получались почти как у настоящего, живого соловья. С учетом того, что подобные свистульки частенько предлагались старьевщиками в обмен на пустые бутылки и всякое ненужное барахло, практически у каждого ребенка была возможность обзавестись подобной свистулькой. Можете себе представить, какие "концерты" случались во дворах, когда толпа ребятни выносила из дому своих соловьев? :))

Кстати говоря, такие и подобные ей свистульки частенько продавали с уличных лотков в праздничные дни - 1 мая, например. Стоили свистульки недорого, родители с легкостью поддавались просьбам детишек купить игрушку, и порой майская демонстрация сопровождалась настоящей какофонией звуков. Особенно если учесть тот факт, что вместе со свистульками в ассортименте обычно имелись еще разные свистки и дудки :)

Ударные музыкальные игрушки

Каждый советский ребенок, который посещал детский сад, обязательно сталкивался с таким явлением, как музыкальные занятия. Часть этих занятий заключалась в разучивании какой-нибудь песенки под аккомпанемент музыкального работника, а другая часть включала в себя навыки освоения различных инструментов.

Чаще всего в распоряжении детских садов имелись почему-то металлофоны и бубны, с помощью которых разучивались простейшие мелодии и танцы, сопровождающиеся четким ритмом. Также ударные (ударно-клавишные) инструменты частенько использовались родителями для новогодних и прочих подарков - вроде и выглядят они солидно, и пользу приносит, и ребенка занять могут надолго.



У нумизматов — свое, особое понимание «интересного» года в истории. Естественно, оно связано с монетами.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 2000 руб. по миру: 2000 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 300 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 50 руб. по стране: 300 руб. по миру: 500 руб.
Комментарий: ОПЛАТА ПРОИЗВОДИТСЯ ПЕРЕВОДАМИ И НА КАРТУ СБ РОССИИ

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Другие способы/по договоренности по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.
Комментарий: По договорённости

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.

Почта России по городу: 50 руб. по стране: 300 руб.

Почта России по городу: 50 руб. по стране: 300 руб. по миру: 800 руб.
Комментарий: ОПЛАТА ПРОИЗВОДИТСЯ ПЕРЕВОДАМИ И НА КАРТУ СБ РОССИИ

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1500 руб. по миру: 1500 руб.

Почта России по городу: 1500 руб. по стране: 1500 руб. по миру: 1500 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 25000 руб. по стране: 25000 руб. по миру: 25000 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 1500 руб. по стране: 1500 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб.

Почта России по городу: 1500 руб. по стране: 1500 руб.

Почта России по городу: 2000 руб. по стране: 2000 руб.

Другие способы/по договоренности по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.
Комментарий: По договорённости

Почта России по городу: 2500 руб. по стране: 2500 руб. по миру: 2500 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 2000 руб. по миру: 2000 руб.



Полноразмерная версия сайта

Народные музыкальные инструменты

Шуметь, стучать, бренчать — одна из любимых детских забав. Производителям игрушек это известно, поэтому поток погремушек, колотушек и свистулек не иссякнет никогда. Знатоки предлагают шуметь не только громче, но и гармоничнее


Сама жизнь

Когда-то человек захотел воспроизвести звуки природы. И для этого стал использовать то, что было под рукой. Ложка о ложку стучала в ритме задорной плясовой, трещотки веселили детвору, бубенцы с конной упряжи звенели в такт хлопушкам — деревянным пластинам, быстро смыкающимся между собой и издающим хлопающий звук.

В средние века на Руси музыкальные инструменты оказались в опале — их сжигали, считая бесовским наваждением. Жившие в подполье дудки и гусли, жалейки и рубели, свирели и колотушки выдержали испытание временем и теперь занимают достойное место ветеранов русского фольклора. Они интересны людям разных поколений. Причиной тому — подлинность народного искусства, а подлинное близко и ребёнку, и взрослому. У этого искусства и русской души одни истоки. К тому же, это искусство связано с природной средой, оно выросло из корней берёзы, клёна, бука, чёрного и красного дерева. Дети играют на самых разных деревянных инструментах, все они сделаны в нашей мастерской.

_MG_0866.jpg

В ложки бей

Как обычная деревянная ложка превратилась в музыкальный инструмент? Сначала ложкой просто стучали по столу в ожидании обеда, потом кто-то услышал в этом новый музыкальный звук, другой его подхватил и пошло-поехало. Ложкари стали центром внимания во время народных гуляний.

Ложка липовая или кленовая, простая или расписная, оказалась источником истинно народного звука, зачинателем этой культуры.

Не каждая ложка, что к обеду, имеет музыкальные способности. Для шумового оркестра, к примеру, подготовительной детсадовской группы, подходят прочные, утолщённые, с большей звучностью. Украсить цокающий перестук может звон бубенчиков, которые навешивают внутри черпака. Различаются инструменты только породой древесины и росписью — дети лучше воспринимают простой, понятный рисунок, скажем, из Городецкой или Хохломской росписи.

_MG_0757.jpg

Русские народные деревянные музыкальные инструменты придумала сама жизнь. Трещали и стучали сначала по домам, потом в гостях, позже — в самодеятельных ансамблях и профессиональных оркестрах.

В «шумовом» семействе, кроме ложек, живут трещотки, колотушки, хлопушки и, конечно, погремушки. А вот деревянная расписная коробочка, изготовленная из кленового бруска. Ударяя по ней барабанными и деревянными палочками, можно услышать стук копыт скачущих лошадей или пони.

Про бубенчики и колокольчики отдельная история, потому что звук они издают волшебный, а какая детская история без сказки? Вот едет Дед Мороз в своей ледяной повозке, а бубенцы под дугой встряхиваются и звенят, издавая гамму серебристых звуков. «Однозвучно звенит колокольчик…» — не совсем справедливые слова, потому что колокольчики и бубенцы, при всей их простоте, могут звенеть по-разному: чисто, ярко, звонко, тускло, в зависимости от расположения духа исполнителя.

Деревянный ксилофон из древесины ели — классика детского музыкального творчества. Благодаря пятнадцати пластинам в диапазоне от «ля» второй октавы до «ля» четвёртой, можно услышать летний дождик, весеннюю капель, перестук дятла, порхание бабочки…

_MG_0756.jpg

Пусть меня научат

Вот, скажем, ложки. Простые, да не совсем, потому что освоение игры на них требует труда и терпения. Для начала придётся освоить хватку: обычно две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья берётся в правую. Первые две служат двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причём бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же ещё раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. В начале ритмический рисунок разучивают медленно, затем темп убыстряется и получается большое звонкое многозвучие. Мастера-виртуозы ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по ложкам. Дети тоже способны демонстрировать залихватское исполнение, важно заинтересовать их и научить.

Чаще всего у ребёнка срабатывает так называемая историческая память — подержит малыш в руке погремушку с бубенцами или расписную трещотку и уже сам воспроизводит народный наигрыш. Дети чувствуют настоящее, подсознательно ищут встречи с истинным искусством.

Польза народной музыкальной игрушки как развивающего элемента для маленького человека очевидна: игра на ложках, ксилофонах и прочих инструментах, развивает мелкую моторику, слух, ритм, обогащает культурно. И не столько важна техника, сколько воздействие на духовный мир ребёнка русской народной музыки в исполнении самобытных деревянных инструментов.

Александр Серебров,
мастер по изготовлению шумовых и духовых
русских народных музыкальных инструментов,
г. Нижний Новгород

До сих пор иногда жалею, что полное отсутствие музыкального слуха не позволило мне выучиться играть на каком-нибудь инструменте.

В этом вопросе со мной солидарна и мама, регулярно вспоминающая, что в детстве очень хотела освоить фортепиано. Ей помешало как отсутствие поблизости хорошей музыкальной школы, так и необходимость приобрести собственный инструмент.

И я заинтересовался: а как, собственно, было дело с производством музыкальных инструментов в СССР? Можно ли было купить хоть что-нибудь? И каким было качество?

Гитары

Первые отечественные гитары в СССР появились в середине 60-х. Производство было организовано в Ленинграде, на заводе имени Луначарского. Ассортимент был очень ограниченным – всего две серии («Аккорд» и «Тоника»).

Цена около 180 рублей – это больше месячной зарплаты среднестатистического советского гражданина.


Одна из первых электрогитар «Тоника».

Позднее там же освоили производство и других электро- и бас-гитар (серии «Мария» и «Бас»). Они выпускались еще в нескольких городах – Свердловске («Урал»), Ростове («Аэлита»), Орджоникидзе (сильно отличавшаяся от оригинала версия «Тоники»).


Гитара «Бас» с популярной окраской корпуса «sunburst».

Знаете, как «опознавали» производителей советских гитар? По характерному дизайну. В Свердловске на гриф наносили точки, в Ростове всегда делали кайму по краю накладки на деке, в Орджоникидзе – украшали изображением медведя.


Лучшие по качеству инструменты производили в Москве на Экспериментальной фабрике имени Советской армии. Но серийно выпускались только три модели:



  • стил-гитара с металлическими струнами тщательно просчитанной толщины;


Баяны

Пришлось немного покопаться в сети, но я выяснил, что большую часть советских баянов производили в Кирове (Фабрика музыкальных инструментов в Ганино).

Ассортимент ее продукции был достаточно широк – и баяны, и гармони, и аккордеоны, и электроаккордеоны. Также популярны у «пользователей» были тульские баяны.


Даже в лучшие годы продуктивность фабрики в Ганино была ограниченной – максимум 5000 баянов в месяц.


Это одна из наиболее популярных ее моделей – «Кировский-3».

Баянами «на любителя» (нашел и положительные, и отрицательные отзывы) были инструменты, производившиеся в Москве, Вологде и Ленинграде:







Пианино

Думаю, не ошибусь, если назову пианино одним из наиболее популярных инструментов в советских музыкальных школах. Детей обучали, естественно, на моделях отечественного производства:


  • «Заря». Сборка осуществлялась на фабрике с тем же названием с середины 50-х годов. Детали поставлялись из Ленинграда и с нескольких украинских заводов. Наибольшую популярность получила модернизированная модель, которая производилась в 70-х. Это пианино было существенно легче «оригинала» (почти на 100 кг) и меньше по габаритам (1,5 м в ширину и 1,2 м в высоту). При желании его можно было разместить даже в советской хрущевке.


  • «Лира». Первые модели на ленинградской фабрике с аналогичным наименованием стали выпускаться в 70-х. Качество деталей и сборки, по сравнению с прочими советскими музыкальными инструментами, было достаточно высоким. Это единственный из советских брендов, успешно «доживших» до наших дней.


  • «Красный октябрь». Модель производства фабрики «Беккер» (Москва), которая была основана еще до революции. Серийный выпуск пианино начался в 1950 году, в 1958 году оно было отмечено Гран-При брюссельской Всемирной промышленной выставки. Но вскоре качество инструментов и их звучания резко ухудшилось.


  • «Кузбасс». Инструменты под таким названием выпускались на фабриках «Беккер», «Лира», «Музремонт» (Кемерово). Производство началось с середины 50-х годов, окончательно наладилось с 60-х. Всего ежегодно выпускалось около 700 пианино под этой маркой.

Скрипки

А что насчет скрипок? Их массовое производство было налажено в СССР в 60-х годах прошлого века. Весь Союз обеспечивали две фабрики – в Москве (для этих целей было переоборудовано предприятие, выпускавшее раньше гитары) и Одессе.


Производство скрипок в Одессе.

Качество сборки в столице было существенно выше. То же «пользователи» говорили и о звучании московских скрипок. В принципе, это объяснимо. Для инструментов использовались особая «резонансная» ель из Костромской области и волнистый клен из Закарпатья.

Кстати, меня звучание скрипки до сих пор немного раздражает. Может, я слышал только инструменты из «неправильного» дерева? Напишите в комментариях, кто разбирается, действительно ли материал так важен?


Советские скрипки продавались примерно в такой комплектации.

Если верить статьям в советской прессе, каждую скрипку «прослушивали» специально приглашенные профессора Московской государственной консерватории. Когда звучание инструмента их не удовлетворяло, он отправлялся в брак.


Прошедшая проверку скрипка производства московской фабрики.

В целом качество советских музыкальных инструментов, если верить воспоминаниям тех, кому довелось на них играть, колебалось где-то между «средним» и «неплохим».

Но кое-что было и откровенно «ужасным». В принципе, это неудивительно. Производство было массовым, налаживать его пришлось методом проб и ошибок.

А вам приходилось играть на каком-нибудь музыкальном инструменте производства СССР?

Недавно я прогуливался в парке и встретил своего приятеля с шестилетним сыном. Ребенок увлеченно управлял квадрокоптером. Мы с приятелем разговорились и вспомнили свое детство − нам, советским мальчишкам о таком развлечении не приходилось даже мечтать. Однако в СССР все же были радиоуправляемые игрушки. Не такие навороченные, конечно, как сейчас, но все же. Давайте вспомним некоторые модели.

Танки

Ну кто из советских мальчишек не играл в войнушку? Здесь очень кстати были радиоуправляемые танки.
Эти танки не отличались оригинальностью, но это было не важно. Главное − такие игрушки успешно создавали атмосферу военного времени, которая была так знакома в СССР.

Танк готов сражаться за Красную армию.


Еще одна модель из СССР. На самом деле «беспроводных» танков было мало, в основном встречались модели, управляемые через проводной пульт.


Стоит отметить, что внешний вид радиоуправляемых игрушечных танков был максимально приближен к реальным моделям.



Автомобили

Радиоуправляемые машинки были в арсенале, пожалуй, у каждого советского мальчика. Здесь разнообразие моделей поражает − игрушки были абсолютно разных размеров, цветов и модификаций. Когда своя машина надоест, можно было ненадолго поменяться с другом.
Автомобиль вираж. В коробке − само авто, инструкция и пульт.


Спортивная радиоуправляемая машина.




Луноходы

Всем известно, что тема космоса в СССР, да и в других странах была на пике популярности. Неудивительно, что одной из самых любимых радиоуправляемых игрушек для советских детей были луноходы.
Тогда они пользовались особой популярностью, поэтому было выпущено несколько модификаций.
Первый луноход 1982 года.


Луноход латвийского производства с проводным пультом.



А такой луноход даже был у кого-то из моих друзей.



Прочие интересные электронные игрушки

Помимо перечисленных радиоуправляемых моделей, советские детишки с удовольствием играли и в другие электронные игрушки. Вспомним несколько самых любимых.
Поговорим не только об игрушечном транспорте, но и немного о других советских электродевайсах.

Подводная лодка

Была не радиоуправляемой, а управлялась с помощью проводного пульта. Даже в ванне, думаю, было интересно запускать ее в плавание. Хотя, судя по длине провода, она была предназначена и для использования в водоемах.
Может, у кого из читателей была такая? Напишите в комментариях, насколько влагоустойчивой она была.



Катер «Нептун»

Эта модель вообще никак не управлялась. Катер работал от батарейки и плыл по известной только ему одному траектории.
Вот его бы я не рискнул запускать в речке. Только если привязав к нему страховочную веревочку.



Планетоход «Интеркосмос»

Во времена СССР планетоход «Интеркосмос» был чем-то невообразимым. К игрушке прилагался пульт управления и, конечно, инструкция.
Машина передвигалась в направлении назад-вперед, а также делала поворот на месте. Также игрушка была оснащена световыми эффектами.
Планетоход «Интеркосмос».



Кстати, подобные игрушки успешно выставляются для продажи на онлайн-площадки. За них можно получить вполне приличные деньги. Стоимость редких экземпляров доходит до 20 тыс. руб.

Воздушный бой

Одновременно в игре могли участвовать только два человека. Один должен был взять на себя управление ракетницей, а другой − самолетом. Родители разрешали своим детям играть в «Воздушный бой» только дома.
Иначе − ценная игрушка могла быть испорчена мальчишками во дворе. Работала игра от батареек.
Одна из модификаций радиоуправляемой игрушки «Воздушный бой».



Морской бой

Большинство советских ребят играли в морской бой традиционным способом − на бумаге, но в глубине души мечтали об электронной версии.
Только избранным мальчишкам посчастливилось стать обладателями настольной игры «Морской бой». Ради этого они были готовы на все − хорошо себя вести, учиться на отлично и помогать родителям по дому. Естественно, игрушка предназначалась для двоих человек.
Каждый квадрат является аналогом рабочего поля на бумаге.


Так выглядит игрушка «Морской бой» с расставленными кораблями.



Чижик

Электронная игрушка «Чижик» предназначалась для знакомства детей младшего возраста с музыкальными инструментами. Клавиатура состояла всего из двух октав, но для освоения азов музыки этого было вполне достаточно.
Представляю, как болели головы родителей после пары часов игры их чада с такой игрушкой.
Выглядит почти как настоящее пианино.

Читайте также: