Игрушечных дел мастера 3 класс окружающий мир 21 век

Обновлено: 02.05.2024

Предмет: Литературное чтение, окружающий мир, ИЗО, технология, математика, русский язык.

Тип задач: Межпредметная.

  1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в модельной ситуации, требующей их совмещения.
  2. Сотрудничество учащихся, умение работать в группах.

Знания, умения, способы действий, на которые опирается задача –

  • Работа с информацией;
  • Обобщение и систематизация предметных умений;
  • Логические задачи (исключение лишнего, упражнение на развитие внимания).
  • Решение задач на движение.
  • Работа с календарём.
  • Умение работать с текстом и его частями.
  • Умение работать с изограммами;
  • Чтение текста и дополнение его.
  • Работа над предложением.

Изготовление елочной игрушки.

  1. Работа в малой группе (коммуникативная компетентность):

Организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структуры задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задач, взаимоконтроль.

  1. Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.

Планируемый педагогический результат –

  • усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
  • умение работать в группе, создать конечный «продукт» – иллюстрированный текст, содержащий связанное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов.

Способ и формат оценивания результатов работы –

Подведение итогов оценивает:

  • умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями;
  • владение необходимым предметным материалом, умение полно и обоснованно решать задачи;
  • умение создавать собственный текст и иллюстративный материал к ним.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в группе

проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задач, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Замысел проектной задачи:

В качестве задачи взята ситуация:

Помочь Деду Морозу в изготовлении ёлочных игрушек. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд задач по шести учебным предметам.

Задача построена таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся должны обращаться к тексту и результатам других заданий для получения необходимых данных.

Нужная для решения задачи информация,

во-первых , не всегда привязана к тем местам, в которых она должна быть использована,

во-вторых , вызвать необходимость проведения тщательной работы с предлагаемым текстом.

Итоговое задание требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создание на их основе рассказа – путеводителя, рисунка ёлочной игрушки и самой ёлочной игрушки , которая является «продуктом» решения проектной задачи.

ЦЕЛЬ , которую должны достичь дети: по результатам выполнения отдельных заданий создать итоговый продукт- рассказ – путеводитель для Деда Мороза и ёлочную игрушку.

Описание проектной задачи :

Предлагаемая задача необычная: её нельзя отнести к какому-то определённому предмету, но для её решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объёму, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат работы вашей группы.

Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете её решать.

Желаю вам успеха!

Задание 1. Предмет – литературное чтение. Работа с изограммами.

Чтение текста и обращение внимания, что Дед Мороз обращается к учащимся и просит их о помощи.

Дедушка Мороз получил от ребят письмо, но к сожалению прочитать его не может.

Помогите Деду Морозу перевести и прочитать письмо:

Гой-ро-до Дед Роз-мо! Жаются-прибли ние-зим ники-празд. У нас в ле-шко па-ли-про годние-ново ки-игруш. Не мог бы ты нам рить-пода ние-во-но-год ки-игруш. С нием-уваже ти-де.

Кто выполнил задание .

Задание 2. Предмет – математика.

Работа с календарём . Учащиеся находят месяцы и подсчитывают количество зимних календарных дней.

Ребята помогите Деду Морозу выбрать правильное время для посещения ребят. Отметьте на календаре зимние месяцы. Посчитайте, сколько дней длится зима в этом учебном году, чтобы Дед Мороз успел выполнить все просьбы ребят. Кто выполнил задание .

Предмет – литературное чтение.

Учащиеся должны прочитать загадки и выписать признаки зимы.

Ребята, запишите, какие должны происходить изменения зимой в неживой природе? Чтобы Дед Мороз чувствовал себя комфортно. А помогут вам в этом загадки:

Запорошили дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одеты в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?

Дни его- всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.

Хоть и отдых у ребят,
По домам они сидят.
За окошком минус тридцать.
Я пришёл к Зиме-сестрице.
Льдом сковал и пруд, и речку,
А кота загнал на печку.

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду- упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?

Кто выполнил задание .

Предмет – окружающий мир.

Подскажите Деду Морозу, где можно приобрести самые красивые ёлочные игрушки и загадать заветные желания.

Если ехать по Ленинградскому шоссе на север, на расстоянии 128 км от Монино находится единственный в России музей игрушки в городе Клин и знаменитая фабрика елочных игрушек «Елочка».

Традиция украшать рождественскую ёлку насчитывает не один век. В 19 веке праздничное дерево наряжали сладостями, орехами, яблоками, фигурками из бумаги, фольги и ткани. Позже стали популярны стеклянные ёлочные украшения.

Залежи кварцевого песка в Клинском уезде способствовали развитию стекольной промышленности. В 1848 году князь Меньшиков строит стекольный завод, где зарождается стекольный промысел. Завод изготавливал лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек.

Крестьяне окрестных деревень овладели навыками стекольного ремесла и стали изготавливать изделия – «дутые» бусы, пуговицы, серьги.

Стали изготавливать елочные украшения из ваты, картона, стекла. Как из стеклянной трубки – стеклодрота, рождается игрушка можно увидеть в стеклодувном цехе. А так же увидеть, как художница «укладывает» снег на крыши сказочных домов.

В музее есть музыкальный зал – Зал Щелкунчика. Всемирно известный композитор П. И. Чайковский жил в Клину и именно здесь закончил работу над музыкой к балету «Щелкунчик».

В музее есть 10-метровая елка- королева Клинского двора, возле которой загадывают заветные желания.

Из предложенных мыслей найдите ту, которая соответствует содержанию текста. Отметь её знаком V.

  • Королева Клинского двора.
  • История фабрики елочной игрушки.
  • Стекольный завод.

Кто выполнил задание ..

Задание 5. Предмет – русский язык.

Учащиеся читают текст и находят предложение.

Найдите в тексте предложение, в котором говорится:

«Что изготавливал завод с 1848 года?»

Спишите это предложение. Проверь. Если надо, исправь.

Кто выполнил задание .

Предмет – русский язык.

Учащиеся разбирают предложение.

Разбери списанное предложение по членам и определи части речи.

Предмет – русский язык.

Учащиеся разбирают простое или сложное, распространенное или нераспространенное, есть ли однородные члены, какие.

Расскажи о предложении все что можешь и знаешь.

Задание 8. Предмет – математика.

Учащимся предлагается вычислить оптимальный транспорт, на котором можно добраться до фабрики решив задачу на движение.

Помоги Деду Морозу выбрать вид транспорта с большей скоростью для того чтобы быстро добраться от Троицка до Фабрики ёлочной игрушки в городе Клин.

Машина едет до фабрики 2 часа, лошадь двигается 5 часов, а на велосипеде доберёмся за 9 часов.

Задание 9. Предмет – математика.

Учащимся предлагается сосчитать сколько нужно ёлочных игрушек, чтобы украсить ёлочку для учеников нашего класса.

Каждый ученик нашего класса украсит ёлочку 2 игрушками. Сколько игрушек будет висеть на ёлочке?

Изготовление фонариков по технологической карте.

Задание 11. Предмет – ИЗО, русский язык.

Ребята оформляют ёлочную игрушку. Составляют рассказ.

Составьте рассказ – путеводитель для Деда Мороза. Чтобы он мог выполнить просьбу ребят.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Окружающий мир 3 классурок 23


Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 552 человека из 76 регионов


Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО


Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС


«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Окружающий мир 3 классурок 23

Окружающий мир
3 класс
урок 23

И, шествуя важно, в спокойствии чинном. Лошадку ведёт под уздцы мужичок В бол.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
Это мы знаем!
Чем был занят Влас, герой стихотворения Н.Некрасова?
- Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)

Как помогали дети родителям в крестьянском хозяйстве?

Сравниваем и отвечаемЧто объединяет картины русских художников?БАБКИ Старая р.

Сравниваем и отвечаем
Что объединяет картины русских художников?
БАБКИ
Старая русская игра, напоминающая городки. Бабки в количестве 10 штук ставят на линию кона и выбивают с расстояния 3–5 м.
Играющие делятся на две команды. Участники команд стремятся сбить поставленные бабки меньшим количеством бросков.

Какая игрушка в руках у девочки?Откуда на Руси взялись игрушки?стригушка шар.

Какая игрушка в руках у девочки?
Откуда на Руси взялись игрушки?
стригушка
шаркунка
тряпичница

Цель: узнать историю появления игрушек на РусиИгрушки делать – тоже ремеслоТе.

Цель: узнать историю появления игрушек на Руси
Игрушки делать – тоже ремесло
Тема урока
Стр.109-114
Стр.20-21
Проверь себя!

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России.

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Деревянные игрушки – потешки - на Руси появились в IX веке. В древние времена игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов.
Стр.109

Жил на свете человекСтр.110Сергий Радонежский

Жил на свете человек
Стр.110
Сергий Радонежский

Это интересно!Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их ма.

Это интересно!
Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослым.

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослыми. Это отразилось и на игрушках: для мальчиков делали из бересты тележки и кузова, кнуты, упряжь для лошадок и даже игрушечный столярный инструмент. Что касается девочек, то им дарили игрушечную деревянную посуду, мебель, прялки и веретена. «Трудовые» игрушки были весьма простыми, не нарядными. Видимо, для того, чтобы ребёнок мог почувствовать, что жизнь – это труд.

Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выста.

Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости.
Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представ.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представители этих кукол есть даже в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иногда в них вплетали целебные и душистые травы, это была своеобразная ароматерапия. Одевалась куколка в красивый сарафанчик, платочек, кофточку. Низ не заплетался, а распускался, представляя собой своеобразную юбку. Если стригушку поставить на ровную поверхность и стукнуть рядом с ней кулаком, то она запляшет - будет крутиться и вертеться, потому их часто называют танцующими куклами.

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Для красоты тряпичницу.

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Какая игрушка в руках у девочки?тряпичница

Какая игрушка в руках у девочки?
тряпичница

Стр.112Задание: определить особенности игрушек, которые создавали ваши сверст.

Стр.112
Задание: определить особенности игрушек, которые создавали ваши сверстники в далёком прошлом
Сначала игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином, который работал один или в содружестве с членами своей семьи в отдаленных, оторванных от торговых центров селах или деревнях.
Этот удивительный мир

В XV-XVII веках в России появляются ремесла по изготовлению игрушек.

В XV-XVII веках в России появляются ремесла по изготовлению игрушек.

словарьРемесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных.

словарь
Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда.
Ремесленник - человек, который занимается, владеет ремеслом.
ремесло
ремесленник
артель
Арте́ль — добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности

Ели спят у большака В инее седом Спит деревня, спит река, Скованная льдом. Мя.

Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные.

свистулькабарыняДымковская игрушка

Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой. Казалось бы.

Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

Филимоновская игрушка

Игрушки разрисованы, Они из Филимоново. Словно солнышко горят. В руках п.

Игрушки разрисованы,
Они из Филимоново.
Словно солнышко горят.
В руках приятно подержать.
Они, как солнце желтоваты,
Но, их шеи длинноваты.
Петушки, и, поросята.
Медвежата и козлята.
Мастерицы постарались.
За кисти, краски взялись.
Вот зелено-красные полоски,
Солнце, елки, и горошки.

Богородская игрушка

Богородская игрушка – деревянная зверушка. Мишка, зайка, петушок – полюбуйся-.

Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!

Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!

Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.

Цель: узнали историю появления игрушек на РусиИгрушки делать – тоже ремеслоТе.

Цель: узнали историю появления игрушек на Руси
Игрушки делать – тоже ремесло
Тема урока
Стр.109-114
Стр.20-21
Проверь себя!

Домашнее задание1.2.Стр.21, задание 51Информационный листИстория петрушки.

Домашнее задание
1.
2.
Стр.21,
задание 51
Информационный лист
История петрушки

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.



Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 552 человека из 76 регионов


Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО


Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС


«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:




«Мастера игрушечных дел»

«Мастера
игрушечных дел»

Цель нашего урока: познакомиться с новым видом ремесла, пополнить свои знани.

Цель нашего урока: познакомиться с новым видом ремесла, пополнить свои
знания о народных промыслах

Богородская игрушка

Федосеевская игрушка

Игрушки Сергиева –Посада

Игрушки Сергиева –Посада

Романовская игрушка

Дымковская игрушка

Филимоновская игрушка

План выступления 1.Название игрушки. 2.Где родилась эта игрушка. 3. Какой фор.

План выступления
1.Название игрушки.
2.Где родилась эта игрушка.
3. Какой формы были игрушки (птицы, люди, звери)?
4. Какова была роспись?

Филимоновская игрушка (деревня Филимоново)Богородская игрушка (село Богород.

Филимоновская игрушка (деревня Филимоново)
Богородская игрушка
(село Богородское)
Дымковская игрушка (слобода Дымково)

Спасибо за работу

Спасибо за работу

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 921 587 материалов в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»
  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Оставьте свой комментарий

  • 04.11.2016 2579
  • PPTX 5.4 мбайт
  • 169 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

61 минута

«Влияние музыкальной и продуктивной деятельности на развитие нестандартной одаренности ребенка, выявление его уникальных способностей»

66 минут

«Имидж современного студента как часть образовательной среды»

54 минуты

«Особенности обучения детей в многонациональной среде»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока предназначен для учащихся начальной школы.На уроке использовались современные образовательные технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества, игровая, проектная.

Интеграция с уроками литературное чтение и изобразительное искусство.

ВложениеРазмер
интегрированный урок по окружающему миру 17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 «а» классе

Тема: «Игрушечных дел мастера»

Цель : познакомить детей с игрушками различных мастеров

Учебные задачи , направленные на достижение личностных, метапредметных и познавательных результатов обучения:

- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

- формирование умений отличать изделия народных промыслов (познавательные УУД);

- формирование умения выстраивать речевые высказывания;

- формирование умений работать в группах и парах по плану (коммуникативные УУД);

- формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).

- сформируется уважительное отношение к иной точке зрения;

- сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах;

- сформируются формы рефлексии;

- сформируется базовый уровень умения характеризовать особенности народных промыслов.

1. Организационный момент.

2.Актуализация пройденного материала.

Постановка цели урока.

Тема урока : « Игрушечных дел мастера » .

Какое разнообразие игрушек нас сейчас окружает . Зайди в любой магазин « Игрушки » и глаза разбегаются от изобилия. Можно выбрать себе игрушку по душе и по карману. А в бытность наших бабушек и дедушек игрушек особо не было , а если и были, то их изготавливали сами .

Что подходило для игрушки ? Вот как об этом пишет вологодский писатель Василий Белов в книге «Лад» : «Когда бьют печь, кто-нибудь да слепит для ребёнка птичку из глины, если режут барана или бычка, то непременно разомнут и надуют пузырь, опуская в него несколько горошин (засохший пузырь превращался в детский бубен) . Если отец плотничает, то обязательно наколет детских чурбачков. Когда варят студень, то мальчишкам отдают козонки (бабки, а девочкам лодыжки, охотник каждый раз отдаёт ребёнку пушистый белый заячий хвостик, который подвязывают на ниточку. Для детей специально плели маленькие корзинки, лукошки, делали маленькие грабельки, коски, куклы».

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Самой распространённой игрушкой любой семьи была кукла.

В куклу играли дети, куклы любили бабушки и прабабушки. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Любую куклу делали сами из подручных материалов. А ими были тряпочки . Куклы так и назывались – тряпичные . В каждом доме их умели делать. Сначала для детей делали куклу взрослые, а потом и сами дети с 5-6 лет начинали мастерить кукол . В некоторых домах их насчитывалось до 100 штук.

3.Работа по теме урока.

1.Выступление археологов (Презентация)

Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Нам интересно узнать все: как жили русские люди раньше, для чего были нужны все эти предметы русского быта, как называются эти предметы и как ими пользовались люди. Очень давно, когда сельскохозяйственная техника была слишком проста, а земли не давали хороших урожаев, люди вынуждены были заняться разными промыслами. Потом свои изделия обменивали на хлеб и другие необходимые продукты.

На Руси игрушки имели большое воспитательное значение. С ними передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первыми игрушками были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскутки, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, свистульки, куклы. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16 -17 векам, когда начали развиваться народные деревянные и гончарные игрушки.

3. Выступление актёров.

Из года в год ремесла развивались, изделия своего труда ремесленники везли на ярмарку. Обычно ярмарки собирались под большие праздники, проходили на церковных площадях.

Здесь был целый ряд палаток с готовой одеждой, головные уборы, обувные палатки, изделия гончарного производства, лошади, ряды упряжи, повозок. Также были трактиры для чаепития, карусели, которые работали под звуки ручного органчика

Сценка « Как старик корову продавал?»

1) Соотнесите название и игрушку(на доске)

2) Тест с выбором ответа (цифры) – по парам

- С какими игрушками познакомились?

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.

Ребята, давайте проверим , готовы ли вы к уроку. Проверьте порядок на рабочем месте. Удачной работы. Сегодня у нас не просто урок, а урок –проект.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

Постановка учебных задач и определение темы урока.

Послушайте рассказ и скажите о какой удивительной профессии идет речь.

- Задача ясна? Тогда слушайте…стр.109

Вы догадались, о каких ремеслах идет речь?

- Почему использовали дерево на Руси? Что еще из него делали?

-Мы изучали много ремесел. А как вы думаете о чем сегодня будем говорить? Какая тема урока.

Обсуждают вопросы, формулируют тему урока конструируют учебные задачи урока .

Обработка дерева, древоделы

-Дома, орудия, труда, бочки, корзины…

-Игрушки делать - тоже ремесло

Регулятивные, познавательные (постановка и решение проблемы)

- Игрушки появились давно. Уже в 10 веке новгородские ремесленники делали игрушки для детей . Способ их изготовления передавался из поколения в поколение. Поэтому игрушки, сделанные разными мастерами из одного села похожи. О таких игрушках говорили «народные игрушки». И сегодня, говоря об игрушках разных уголков нашей страны мы еще соприкоснемся с народным творчеством.

Когда бабушкам и дедушкам твоих бабушек и дедушек было столько же лет, сколько сейчас тебе, они тоже очень любили играть. Вот только игрушки у них были другие. - Их покупали на ярмарках и базарах или делали дома из самых разных материалов: дерева, соломки, глины, ткани или ниток.

Девочки наряжали своих тряпичных и соломенных куколок, как настоящих модниц.

Деревянные игрушки «Карусель» и «Кузнецы» очень нравились мальчикам, потому что могли двигаться.

Из дерева и глины мастерили свистульки в виде птицы, зверя или фигурки человека.

Способ изготовления игрушки передавался из поколения в поколение: от деда- к внуку, от отца- к сыну. Ремесленники, которые вырезали матрёшек и медведей, лепили птичек, людей и коней, были во многих деревнях. И назывались эти игрушки по названию тех мест, где они изготавливались.

Перед нами выставка игрушек.

Какое настроение, чувства они вызывают?

Для чего делали эти игрушки?

А как вы думаете, легко ли делать игрушки?

Давайте проверим и проведем исследование. Исследование проводим в три этапа.

1 этап. Подготовительный.

На этом этапе мы должны поставить цель, гипотезу.

Цель: что нужно знать, чтобы сделать игрушку?

Гипотеза: Нужно ли для изготовления игрушки быть ремесленником?

Каким методом можно проверить нашу гипотезу.

Итак, мы поставили цель, выбрали метод, которым будем добиваться поставленной цели, нужно провести исследование. Переходим ко второму этапу.

2 этап .Исследовательский. На нем мы разделимся на группы, чтобы узнать , как можно больше об этом ремесле.

Из какого материала будет делать, для чего это игрушка..и т.д.

Познавательные, коммуникативные, личностные

Взаимодействие и сотрудничество

Работа в группах

2 этап .Исследовательский. На нем мы разделимся на группы, чтобы узнать , как можно больше об этом ремесле.

Предлагаю вас представить и прославить свой край ремесленников.

1.Место рождения игрушки

2.Материал для изготовления

4.Отличительные черты(форма, узоры, украшения, цвета..)

5.Настроение и умение мастера.

Работа в группах по плану исследования.

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Построение защиты своего исследования,

остальные слушают и дополняют

Обмен информацией. Представляют проекты

Вывод: каждая группа по плану рассказала об изготовлении игрушек. Про анализировав все ответы , что вы может сказать. Какой вывод сделаем?

3 этап. Заключительный.

Давайте вернемся к нашей гипотезе.

Нужно ли для изготовления игрушки быть ремесленником?

Какие выводы можем сделать?

Анализируют результат приобретенных знаний и применение их в жизни.

А теперь , давайте попробуем стать мастерам, изготовим игрушку

- Что можно сказать о качестве вашей работы?

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

В ходе работе удалось научиться..

А какими вы сегодня были мастерами, работая в группах? Оцените свою работу. Выставьте их на листочках. Есть разногласия в оценивании?

Спасибо за работу.

Старательным, трудолюбивым, терпеливым, ловким, работать с любовью, желанием.

Регулятивные- уметь оценивать правильность выполнения действия.

Делали мастера игрушки и вспоминали сказки и свои придумывали. Я предлагаю выбрать и выполнить творческие задания.

1. рассказ, что ты умеешь мастерить

2.Написать сочинение: «Игрушка моей бабушки или дедушки».

3.С помощью родителей придумать свою игрушку и представить на следующем уроке.

Производят выбор заданий.

Самостоятельное создание алгоритмов действий при решении проблем творческого и поискового характера

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИГРУШКИ ДЕЛАТЬ- ТОЖЕ РЕМЕСЛО

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

ЦЕЛЬ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ИГРУШКУ

ГИПОТЕЗА НУЖНО ЛИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШКИ БЫТЬ РЕМЕСЛЕННИКОМ

ПЛАН РАБОТЫ 1.МЕСТО РОЖДЕНИЯ ИГРУШКИ 2.МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 3.ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 4.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ 5.НАСТРОЕНИЕ И УМЕНИЕ МАСТЕРА

Я узнал… Интересно было… В ходе работы удалось научиться… - Мне захотелось…

Домашнее задание: 1. Рассказ, что ты умеешь мастерить. 2. Написать сочинение: «Игрушка моей бабушки или дедушки» 3.С помощью родителей придумать свою игрушку и представить на следующем уроке.

СПАСИБО ЗА УРОК

Предварительный просмотр:

Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов . Возник в заречной слободе Дымково , близ города Вятки .

Это один из самых старинных промыслов Руси-- более четырёхсот лет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают белилами в два-три слоя. Затем расписывают. Для росписи применяются анилиновые красители и мягкие кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски , бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи , барыни .

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел , сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области . По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.
Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль.

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент.

В деревне Федосеево сложился промысел топорно-щепной игрушки, простой, но очень конструктивной по форме, с незатейливым, даже примитивным, но лихим и ярким растительным орнаментом.
Федосеевская деревянная игрушка получила название «щепьё» ( изделия из щепы – тоненьких дощечек). Из тёсанных дощечек разной конфигурации и лучинок- столбиков топором и ножом изготовляли мастера эти чудесные поделки: мебель для кукол, лошадок с возками и без них, всадников и возничих, мельницы и карусели… разнообразные каталки .
Узор на изделиях состоял из розовых и красных, с зелёными листиками, цветов, чёрных или фиолетово-синих усиков и завитков.

Сами распространёнными изделиями были кони-колёски, состоящие из одной фигурки или упряжки по 2-3 коня, с возком или без него… федосеевские кони вырубались из деревянной чурки топором, затем из продольного бруска вырезалась ножом предельно упрощенная форма коня, к ним приделывались тоненькие прямые ножки-столбики, из лыка или пакли делали хвост, и ставили такие фигурки на струганную тоненькую дощечку на колесиках, к которой можно было и возок из струганных дощечек примастерить, а в него человечка из дерева вырезанного посадить. Федосеевские игрушки- коняшки представляли собой смешную грубоватую рабочую лошадку-трудягу.
Упрощенные и обобщенные формы и незатейливые растительные узоры, часто дополненные изображениями диковинных зверей, птиц, забавных человечков, придают федосеевским изделиям какой-то сказочный колорит и делают их яркими образцами народного искусства, сродни фольклору.

Читайте также: