Игрушечных дел мастера маленькие мастера 3 класс окружающий мир

Обновлено: 02.05.2024

Данный ЭОР составлен к уроку окружающего мира в 3 классе ("Начальная школа ХХI века") и знакомит учащихся с историей создания народной игрушки, с игрушечными промыслами России.

ВложениеРазмер
russkie_narodnye_igrushki.pptx 698.41 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ АВТОР: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ К оноплёва Г А МОУ СОШ с Сторожевка

Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка

РУССКАЯ МАТРЁШКА У каждого народа свои замечательные куклы. Подобно людям, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна такая перед вами – русская матрешка. Вот они «подружки, сидящие друг в дружке»: все веселые, нарядные, деревянные русские куклы модницы, известные теперь во многих странах мира Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрёшки! Ложки деревянные, Матрёшечки румяные

Кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже, японцем - сердитым на вид, узкоглазым стариком.

Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так. В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму . Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году наша матрешка получила золотую медаль. Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.

Первая матрёшка изображала девочку в платке и сарафане с чёрным петухом на руках

ПЕРЕОДЕЛИ В РУССКИЙ КОСтюм , заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову Переодели в русский косалый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша ? Матрёша ?

полховско - майдановская матрёшка

вя́тская игрушка , ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова ). Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов , козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.

В большой деревне Федосеево , расположенной недалеко от г. Семенова, занимаются изготовлением деревянных игрушек. Игрушечный промысел, в его современном виде, возник здесь в конце XIX века. Эти игрушки ласково называли "балясы", что означало веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. Мастера настолько умелы , что при изготовлении этой игрушки используют всего два инструмента - нож и топор. Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями. Из глубокой древности пришли в игрушку образы всадников на конях, повозки запряженной лошадьми, деревенские сани и сделанные из дерева крестьянские топоры и молотки. Позднее появились игрушки - мельница, карусель, пильщики досок, домики, мебель.

Лысково один из интереснейших центров деревянной народной игрушки в Нижегородской области. С середины XIX века известна семья лысковских игрушечников Ягненковых . В лысковской игрушке, изготовленной из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетались в гармоничном единстве столярные, резные и токарные детали. Набор игрушек разнообразен: коньки, куклы, кузнецы на подвижных планках, каталки-вертушки с птичками, разные зверюшки, карусели со зверями, лошадки в упряжке, водовозы и кукольная мебель - столы, стулья, кресла, диванчики.

ФЕДОСЕЕВСКАЯ ТОПОРЩИНА Или балясы. Ящечный стиль – еще и так его называли. Делалась такая игрушка в богатом лесом месте (Нижегородская область) из щепы и всяких отходов, вырубалась топором. Замечательной была не техника исполнения, а механическая идея. Кораблик не просто катился на колесиках, а еще и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась – и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров

Владимирская игрушка XIX век Три главных образа – это женщина, конек и птица. Любимый цвет – красный. Обязательный элемент росписи – Солнце. Владимирская игрушка XIX век.

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области . Своё название получил от деревни Филимоново , где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров . Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

За века филимоновская игрушка не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Создавали филимоновскую игрушку женщины крестьянки. Искусство передавалось из поколения в поколение: с раннего детства мама или бабушка сажали девочку рядом с собой и приучали ее к лепке. Девочек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Девушки из деревни Филимоново считались очень выгодными невестами. Во-первых, благодаря ремеслу люди в деревеньке были достаточно зажиточными. А во-вторых, филимоновские девушки среди парней пользовались популярностью и назывались беленькими. В этом названии было нечто барское. И правда, девушки работали не в поле-огороде, а в избе. В результате, как и барские дети, были светленькие, незагорелые. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый (в народе фуксиновый), желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, женщины шли на хитрость. Игрушку сначала в нужных местах прокрашивали желтой краской, а сверху накладывали традиционный малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становились красным и зеленым. Так, используя три цвета, игрушку раскрашивали в пять цветов

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское .

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука . Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом. А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной культуре.Задачи исследования:Познакомит.


Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром .

Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "

Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче.


Внеклассное чтение "Русское народное творчество" "Русские народные сказки.

Конспект урока внеклассного чтения.


Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики.


Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев».

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.



Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 552 человека из 76 регионов


Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО


Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС


«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:




«Мастера игрушечных дел»

«Мастера
игрушечных дел»

Цель нашего урока: познакомиться с новым видом ремесла, пополнить свои знани.

Цель нашего урока: познакомиться с новым видом ремесла, пополнить свои
знания о народных промыслах

Богородская игрушка

Федосеевская игрушка

Игрушки Сергиева –Посада

Игрушки Сергиева –Посада

Романовская игрушка

Дымковская игрушка

Филимоновская игрушка

План выступления 1.Название игрушки. 2.Где родилась эта игрушка. 3. Какой фор.

План выступления
1.Название игрушки.
2.Где родилась эта игрушка.
3. Какой формы были игрушки (птицы, люди, звери)?
4. Какова была роспись?

Филимоновская игрушка (деревня Филимоново)Богородская игрушка (село Богород.

Филимоновская игрушка (деревня Филимоново)
Богородская игрушка
(село Богородское)
Дымковская игрушка (слобода Дымково)

Спасибо за работу

Спасибо за работу

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 921 587 материалов в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»
  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Оставьте свой комментарий

  • 04.11.2016 2581
  • PPTX 5.4 мбайт
  • 169 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

75 минут

«Развитие творческих способностей детей в условиях ДОУ»

46 минут

«Проблемы изучения и преподавания безопасности жизнедеятельности в колледжах, лицеях и средних школах»

67 минут

«Формирование навыков успешного публичного выступления»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Выберите документ из архива для просмотра:


Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 552 человека из 76 регионов


Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО


Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС


«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 921 587 материалов в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»
  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Оставьте свой комментарий

  • 04.11.2016 540
  • ZIP 8.5 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

36 минут

«Сватовство на Кубани»

80 минут

«Методика обучения письму и чтению в начальной школе»

76 минут

«Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока предназначен для учащихся начальной школы.На уроке использовались современные образовательные технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества, игровая, проектная.

Интеграция с уроками литературное чтение и изобразительное искусство.

ВложениеРазмер
интегрированный урок по окружающему миру 17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 «а» классе

Тема: «Игрушечных дел мастера»

Цель : познакомить детей с игрушками различных мастеров

Учебные задачи , направленные на достижение личностных, метапредметных и познавательных результатов обучения:

- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

- формирование умений отличать изделия народных промыслов (познавательные УУД);

- формирование умения выстраивать речевые высказывания;

- формирование умений работать в группах и парах по плану (коммуникативные УУД);

- формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).

- сформируется уважительное отношение к иной точке зрения;

- сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах;

- сформируются формы рефлексии;

- сформируется базовый уровень умения характеризовать особенности народных промыслов.

1. Организационный момент.

2.Актуализация пройденного материала.

Постановка цели урока.

Тема урока : « Игрушечных дел мастера » .

Какое разнообразие игрушек нас сейчас окружает . Зайди в любой магазин « Игрушки » и глаза разбегаются от изобилия. Можно выбрать себе игрушку по душе и по карману. А в бытность наших бабушек и дедушек игрушек особо не было , а если и были, то их изготавливали сами .

Что подходило для игрушки ? Вот как об этом пишет вологодский писатель Василий Белов в книге «Лад» : «Когда бьют печь, кто-нибудь да слепит для ребёнка птичку из глины, если режут барана или бычка, то непременно разомнут и надуют пузырь, опуская в него несколько горошин (засохший пузырь превращался в детский бубен) . Если отец плотничает, то обязательно наколет детских чурбачков. Когда варят студень, то мальчишкам отдают козонки (бабки, а девочкам лодыжки, охотник каждый раз отдаёт ребёнку пушистый белый заячий хвостик, который подвязывают на ниточку. Для детей специально плели маленькие корзинки, лукошки, делали маленькие грабельки, коски, куклы».

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Самой распространённой игрушкой любой семьи была кукла.

В куклу играли дети, куклы любили бабушки и прабабушки. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Любую куклу делали сами из подручных материалов. А ими были тряпочки . Куклы так и назывались – тряпичные . В каждом доме их умели делать. Сначала для детей делали куклу взрослые, а потом и сами дети с 5-6 лет начинали мастерить кукол . В некоторых домах их насчитывалось до 100 штук.

3.Работа по теме урока.

1.Выступление археологов (Презентация)

Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Нам интересно узнать все: как жили русские люди раньше, для чего были нужны все эти предметы русского быта, как называются эти предметы и как ими пользовались люди. Очень давно, когда сельскохозяйственная техника была слишком проста, а земли не давали хороших урожаев, люди вынуждены были заняться разными промыслами. Потом свои изделия обменивали на хлеб и другие необходимые продукты.

На Руси игрушки имели большое воспитательное значение. С ними передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первыми игрушками были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскутки, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, свистульки, куклы. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16 -17 векам, когда начали развиваться народные деревянные и гончарные игрушки.

3. Выступление актёров.

Из года в год ремесла развивались, изделия своего труда ремесленники везли на ярмарку. Обычно ярмарки собирались под большие праздники, проходили на церковных площадях.

Здесь был целый ряд палаток с готовой одеждой, головные уборы, обувные палатки, изделия гончарного производства, лошади, ряды упряжи, повозок. Также были трактиры для чаепития, карусели, которые работали под звуки ручного органчика

Сценка « Как старик корову продавал?»

1) Соотнесите название и игрушку(на доске)

2) Тест с выбором ответа (цифры) – по парам

- С какими игрушками познакомились?

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация подготовлена к уроку окружающего мира для 3 класса УМК "Начальная школа XXI века" к разделу "Что создавалось трудом ремесленника.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Гончарное ремесло на Руси"»

ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО НА РУСИ Подготовил: ученик 3 «Г» класса Лесник Илья, ученик МБОУ СОШ №3, г Салехард

ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО НА РУСИ

Подготовил: ученик 3 «Г» класса

Лесник Илья, ученик МБОУ СОШ №3, г Салехард

Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле.

Гончарное ремесло

считается одним из древнейших ремесел на земле.

З ародилось гончарное мастерство ещё в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную.

З ародилось гончарное мастерство ещё в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную.

С появлением гончарного круга, ремесло превратилось в промысел и глиняную посуду стали часто использовать.

С появлением гончарного круга, ремесло превратилось в промысел и глиняную посуду стали часто использовать.

Гончарное ремесло издревле служило для приготовления сосудов, в которых могла храниться пища, зерно, вода. Затем стали появляться новые виды предметов посуды.

Гончарное ремесло издревле служило для приготовления сосудов, в которых могла храниться пища, зерно, вода. Затем стали появляться новые виды предметов посуды.

На Руси мастера изготавливали различную по форме и размерам керамическую посуду из глины

На Руси мастера изготавливали различную по форме и размерам керамическую посуду из глины

Обжиг посуды проводился в печах-горнах.

Обжиг посуды проводился в печах-горнах.

Веками мастера на Руси учились гончарному делу и совершенствовали его, благодаря чему оно и достигло высокого уровня. Гончарное дело на Руси было самым важным из ремёсел.

Веками мастера на Руси учились гончарному делу и совершенствовали его, благодаря чему оно и достигло высокого уровня. Гончарное дело на Руси было самым важным из ремёсел.

Читайте также: