Игрушечный марш что это

Обновлено: 01.05.2024

«Детский альбом» созданный в 1878году представляет собой образец фортепианной музыки для детей и нашего времени.

Все 24 пьесы из «Детского альбома» написаны П.И.Чайковским о детях и доступны для исполнения детьми.

Композитор посвятил этот альбом племяннику Володе Давыдову и попросил художника нарисовать к нотам картинки, чтобы ребятам было ещё интересней.

В «Детском альбоме» привлекает поэтический показ эпизодов из жизни детей – здесь и занимательные игры, и детские впечатления, и фантастика, и народные сцены, и рассказы о далёких, неведомых странах.

«Марш деревянных солдатиков»

Маршем называется музыка, под которую можно дружно шагать, маршировать. «Марш деревянных солдатиков» - игрушечный марш, под него маршируют деревянные солдатики. Они шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках. Сначала музыка звучит негромко, она едва слышна – они идут далеко. Вот они подходят всё ближе и ближе, и марш начинает звучать громче. Потом солдатики удаляются, и музыка постепенно затихает.

Пётр Ильич Чайковский в своей музыке подчеркнул, что это марш игрушечный. Настоящие солдаты шагают более тяжело, спокойно, идут медленнее и музыка походных солдатских маршей более стройная.

«Болезнь куклы», «Новая кукла»

В какие игры любят играть девочки? Правильно, в куклы! Пётр Ильич сочинил две пьесы об играх девочек: «Болезнь куклы» и «Новая кукла».

В пьесе «Болезнь куклы» грустное настроение, девочка переживает, что её кукла заболела. Музыка здесь печальная, отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи.

Но вот девочке купили новую куклу. Музыка здесь стала другой – она стала быстрее, живее, похожа на весёлый танец.

«Вальс», «Полька», «Мазурка»

Танцевальные пьесы из «Детского альбома»: «Вальс», «Полька», «Мазурка».

Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. По характеру вальсы бывают разные: медленные, спокойные, задумчивые, быстрые, весёлые, взволнованные, стремительные. Вальс танцуют парами.

Сначала музыка вальса более плавная. В средней части вальса характер музыки меняется. Плавность исчезает. Быть может, на бал, где звучит этот вальс, приехал какой – ни будь знатный гость и все переполошились, засуетились… Но вот спокойствие восстановлено и танец продолжается.

Полька – это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками – маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова – «полшага». Полька была распространена и как бальный танец.

Полька начинается изящно и легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. А в средней части, быть может, её подхватил в танце какой-нибудь неуклюжий партнёр – большой, смешной и неповоротливый. потом мелодия поднимается из низкого регистра всё выше и выше – это снова танцует девочка.

Мазурка – это танец родом из Польши. Он возник, как сельский, крестьянский танец, а потом распространился как бальный. Мазурка похожа на вальс тем, что она тоже трёхдольная. Но, в отличие от вальса, в ней часто встречаются отрывистые, лёгкие, полётные интонации, чередующиеся с плавными. Для мазурки характерна ритмическая фигура, которая называется пунктирный ритм. Этот ритм придаёт мазурке энергичный характер. Эта музыка красива и изящна. В движениях мазурки есть лёгкие прыжки, а у мужчин – удары каблуком о каблук, но лёгкие и чёткие. В начале мазурки, музыка изображает движения кавалеров. В средней части – главные дамы (музыка воздушная и полётная). Третья часть повторяет первую.

Русская плясовая песня. Она весёлая, задорная, с юмором, озорством. Композитор в этой пьесе показал старинный народный танец, который ловко и весело отплясывали деревенские парни. Хотя «Камаринская» исполняется на фортепиано, в ней очень хорошо слышатся звучания разных русских народных инструментов. Вот задорно бренчит балалайка, её сменяет гармоника – раздвигаются меха и громко, во всю ширь звучит аккомпанемент. В зависимости от того, как звучит музыка, меняются движения танцоров. Они то дробно стучат каблуками, то лихо пускаются вприсядку, то стремительно несутся по кругу.

«Итальянская песенка», «Старинная французская песенка»,

«Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»

Пётр Ильич Чайковский очень много путешествовал. В «Детском альбоме» есть народные песни других стран.

Итальянская песенка похожа на вальс. Но вальс этот не плавный, а игривый, весёлый, живой. В аккомпанементе слышится подражание распространённым в Италии музыкальным инструментам – мандолине и гитаре. Итальянская песенка больше похожа на танец.

Старинная французская песенка больше похожа на песню – задушевную, задумчивую, печальную.

Немецкая песенка танцевальная по характеру. Она похожа на старинный немецкий танец лендлер – предшественник вальса. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках, неповоротливо, с поклонами, притопами и кружениями.

В Германии распространён народный музыкальный инструмент – губная гармошка. В средней части пьесы, очень похоже, переданы звуки губной гармошки.

Неаполь – это город в Италии. В «Неаполитанской песенке» Чайковский очень выразительно передал черты итальянской музыки, звучание народных инструментов. Музыка весёлая, задорная, танцевальная.

Пьеса напоминает народный итальянский танец – тарантеллу. Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом. В Италии распространён испанский народный инструмент – кастаньеты. Кастаньеты звучат очень звонко, отчётливо подчёркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер.

«Нянина сказка», «Баба – Яга»

Две пьесы – «Нянина сказка» и «Баба – Яга» следуют в «Детском альбоме» одна за другой.

Вечером няня укладывает малыша спать, запугивает его страшными историями, чтобы угомонить ребёнка. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, с внезапными акцентами, таинственная, а в середине – плавная, подкрадывающаяся, пугающая, тихая. Снова повторяется первая часть музыки. Заканчивается пьеса внезапно и таинственно.

Музыка пьесы «Баба – Яга» злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба – Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя её помелом. Баба – Яга поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. Но вот мелодия начинает звучать всё ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. Закружилась, начала колдовать, завертелась… и вдруг пропала.

Шарманка – это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Чаще мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Люди бросали шарманщику из окон мелочь. Папа Карло в сказке «Золотой ключик» был шарманщиком.

Музыка звучит заунывно, жалобно. Она звучит, как песня плавно и напевно. Есть в этой музыке черты вальса.

Музыка светлая, беззаботная, нежная, слышится тоска и печаль. Быть может жаворонку стало неуютно одному так высоко в небе, может, тучка закрыла солнце, стало темно, страшновато. Но вот солнце снова показалось из-за туч, и жаворонок вновь запел свою беспечную, игривую, радостную песню. В конце пьесы слышно, как он спустился вниз и исчез.

Мы прослушали много пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского и знаем, что в нём композитор рассказал об одном дне прожитом ребёнком, наполненном разными впечатлениями, переживаниями, играми, «путешествиями».

П.И.Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки народным. Его музыку знают и любят люди разных стран.

При входе учащихся на первый урок во II классе (и во всех последующих классах) звучит музыка по выбору учителя. Она может стать своего рода символом музыкальных занятий. Это может быть «Школьный вальс» И. Дунаевского, «Школьная страна» Ю. Чичкова, «Музыка» Г. Струве, «Планета детства» А. Журбина.

Пусть ребята поразмышляют над проблемой: кто нужен для того, чтобы музыка получилась? Написанная, но не исполненная музыка еще не музыка. Написанная, исполненная, но никем не услышанная музыка тоже еще не вполне музыка. Настоящей (искусством как частью жизни) музыка становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Музыка существует для всех людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет.

Слова «композитор», «исполнитель» и «слушатель» ребята назовут сами в ответ на наводящие вопросы учителя. Неизвестно, станет ли кто-нибудь из учеников этого класса композитором или исполнителем, но слушателями музыки будут обязательно все. Чтобы стать композитором, надо учиться; чтобы стать исполнителем, тоже надо учиться; чтобы стать хорошим, настоящим слушателем, тоже надо учиться, только, конечно, не так, как учатся будущие композиторы и исполнители.

После такого начала можно приступать к главной теме первого урока (и четверти) — «Три кита» вмузыке». Сначала можно коротко рассказать древнюю легенду про трех китов, на которых будто бы Земля держится, и о смысле этого выражения сегодня («три кита» — три основы), затем о «трех китах» в музыке: не называя их, учитель играет на фортепиано (баяне или аккордеоне) простейшие образцы марша, танца и песни (Здесь возможны аналогии с ритмом шага, сердцебиения, дыхания.). Как правило, даже по первым тактам дети сразу же понимают, что звучит марш, и тут же произносят это слово, после марша — танец и, наконец, песня. Ребята сами называют всех «трех китов» и убеждаются, что давно и хорошо с ними знакомы.

Учащиеся слушают музыкальные образцы этих трех основных, широко распространенных в жизни сфер музыки и, возможно, впервые осознают, что марш — это не обязательно движение марширующего под музыку человека, танец не обязательно движение танцующего под музыку, песня не обязательно то, что со словами поется. Марш, танец и песня становятся для них тремя разными типами (характерами) музыки.

Опыт показывает, что ребята легче и скорее определяют «китов» именно в указанном выше порядке (марш — танец — песня). Если начать с песни, то на вопрос: «Что это за музыка?» или «Какая это музыка?» — они обычно думают, что должны сказать название этой музыки (песни). Если данная песня им незнакома, они, естественно, не могут это сделать и молчат. Если же песня оказалась знакомой, немедленно произнесут ее название или первые слова. Сказать просто, что это песня, им не приходит в голову. С маршем таких затруднений обычно не возникает. После звучания танца всегда говорят (в зависимости от того, что прозвучало): вальс или полька. На повторный вопрос учителя: «А что такое вальс и полька?» — обязательно ответят: «Танец!»

После прослушивания марша (например, «Марша» С. Прокофьева) учитель предлагает учащимся промаршировать так, как подсказывает характер музыки (четко, легко, озорно).

Как образец танца можно предложить «Итальянскую польку» С. Рахманинова. Услышав музыку, ребята, вероятно, определят, что это танец-полька, отметят особенности, которые отличают ее от знакомых им песен: подвижность, легкость звучания, яркие ударения (акценты). При повторном звучании польки они могут легкими хлопками в ладоши или игрой на бубне подчеркнуть самые яркие звуки мелодии, придающие особый задор этой музыке.

Исполнение песен (например, русской народной «Во поле береза стояла» и «Песни о школе» Д. Кабалевского) на первом уроке должно быть лишь намечено. Добиваться же с самого начала занятий интонационной точности надо очень осторожно, без нажима. Тем более не следует акцентировать внимание на учащихся, интонирующих нечисто. Надо учитывать, что даже незначительное замечание учителя может обернуться большим огорчением для ученика, а начинать занятия искусством с огорчений нельзя!

Главная задача первого урока — помочь ребятам ощутить разницу в характере музыки марша, танца и песни.

На последующих уроках рассматриваются всевозможные жизненные обстоятельства, при которых звучат марши, танцы и песни. Желательно, чтобы примеры привели сами ребята.

Учитель обращает внимание первоклассников на сходство и различие разнообразной музыки маршей, показывает примеры маршей: для спортсменов («Футбольный марш» М. Блантера), для сол-Дзт («Встречный марш» С. Чернецкого), для игрушек («Марш дереревянных солдатиков» П: Чайковского). Все эти определения должны дать сами ребята в результате вслушивания в характер музыки, размышления и, может быть, даже спора. В дальнейшем можно предложить учащимся узнать знакомые марши в новом звучании — на фортепиано.

На примере «Трех вариантов марша» Д. Кабалевского дети поймут, что из одной и той же музыки можно сделать три различных марша. Они сами смогут определить характер каждого варианта и попытаются найти признаки, по которым отличили марш для физкультурников или солдат от марша для школьников и от марша для игрушечных солдатиков по сходству и различию (музыка громкая или тихая, музыка побыстрее или помедленнее, потяжелее или полегче), а также исполнить музыку движением, характерным для каждого вида марша.

В центре одного из уроков может быть исполнение «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского в виде парада игрушек, в центре другого — исполнение «Трех вариантов марша» (для взрослых, детей, игрушек).

Вслед за маршем центром уроков становится танец. Вслушиваясь в музыку танцев, нужно определить разницу; между плавным характером вальса («Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского) и веселым, задорным характером польки, «Камаринской» и т. д.

Пусть ребята попытаются найти характерные признаки танцевальной музыки для взрослых, детей и игрушек. Этому поможет пластическое интонирование музыки. Прослушав «Вальс-шутку» Д. Шостаковича и «Танец молодого бегемота» Д. Кабалевского, ребята должны попытаться сами решить, кто мог бы танцевать под эту музыку — взрослые, дети или куклы (по аналогий с тремя вариантами марша) — и кого она может изображать. Педагог Должен выяснить, почему они пришли к тому или иному выводу. Учитывая, что перед классом будет поставлена такая задача, учитель, конечно, не должен заранее говорить, как эти пьесы называются.

При слушании «Камаринской», русской народной плясовой песни, не произнося слова «вариации», следует обратить внимание ребят на то, что ее мелодия каждый раз звучит по-новому, и подчеркнуть это исполнение в ансамбле (четырехручие, бубны, деревянные ложки и др.).

Учащихся можно познакомить со звучанием старинной танцевальной музыки (например, «Волынка» И.С. Баха, «Тамбурин» Ж. Рамо), они могут принять участие в ее исполнении (четырехручие, детские инструменты).

Игровую попевку «Первый класс» Д. Кабалевского можно исполнить как разговор учителя со всем классом или разговор двух групп класса.

Песня — самый важный и самый главный «кит», вид музыки, хотя разговор о песне и возник после марша и танца. Объяснение учителя должно основываться на том, что песня всегда мелодия (напев), а мелодия — важнейшая часть всякой музыки («душа музыки»), в том числе и танцевальной, и маршевой (почти любой танец и марш можно спеть или, во всяком случае, напеть).

Обратить внимание на мелодию песни «Сурок» Л. Бетховена как пример простой, но очень яркой, выразительной мелодии. По желанию ребят песню можно исполнить в ансамбле с учителем.

На примере фортепианной пьесы Г. Гладкова «Колыбельная» надо напомнить учащимся, что песня вовсе не обязательно поется человеком (об этом шла речь уже на первом уроке), что песню можно сыграть почти на любом музыкальном инструменте (композиторы иногда так и называли свое сочинение для какого-нибудь инструмента или для оркестра — «Песня без слов»).

Можно предложить детям прослушать «Арию» В.А. Моцарта, а затем исполнить ее в виде композиции (пение учителя и учеников, игра учителя на фортепиано).

Необходимо разучить с ребятами различные колыбельные песни - как народные («Не летай, соловей», русская народная), так и композиторские («Гуленьки, гуленьки» А. Лядова, «Синеглазка» В. Кикты). Это поможет им прочувствовать характерные особенности песенной музыки — ее певучий, плавный, протяжный характер.

Проблему встречи «китов» учащиеся решают самостоятельно на примере произведения, в котором сочетаются разные виды музыки («Пусть всегда будет солнце!» А. Островского, «Веселые путешертвенники» М. Старокадомского, «Катюша» М. Блантера).

После звучания. например, песни «Пусть всегда будет солнце!» вопрос учителя: «Что это — песня, марш или танец?» — неминуемо вызовет в классе «творческий конфликт», спор. Такого рода «конфликты», споры очень развивают слух и мышление детей, поэтому учитель должен не только не избегать, но, напротив, поощрять их возникновение. Лишь после того как сами ребята придут, к определенному выводу, что это и песня, и марш (т. е. песня-марш, или маршевая песня), педагог должен сказать о том, что «киты» часто встречаются вместе, образуя то песни-маршй, то песни-танцы, то танцы-марши (или марши-танцы) и даже песни-танцы-марши.

На примере песни А. Филиппенко «Веселый музыкант», попевки «В нашем классе» показать, как одна и та же музыка может превращаться из песни в танец, а затем в марш. При исполнении отметить особенности каждого варианта различным характером звучания голосов (плавно, отрывисто, подчеркивая каждый шаг).

При исполнении «Танца с кубками» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского на фортепиано рекомендуется в 1-й и 3-й частях подчеркивать более тяжелый шаг (шествие), а в средней — легкую танцевальность, с тем чтобы ребята лучше вслушивались в эту музыку и сами определяли, что в ней сочетается танец с маршем.

Развивая тему «Канты» встречаются вместе», можно напомнить учащимся, как на военных парадах, спортивных праздниках известные песни превращаются в марши (их играет духовой оркестр, но никто не поет) и почти любая «вальсовая песня», исполненная без пения, сразу же превращается в танцевальную музыку.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Метод.разработка Марш.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» п. Камыши Курского района Курской области

Методическая разработка

«Мультимедийное пособие " Марш " »

Пызгарева Полина Александровна

Методическая разработка рассмотрена на заседании комиссии методических объединений. Рекомендована к использованию педагогами дополнительного образования в детских школах искусств и общеобразовательных школ.

Протокол от 31 августа 2017 г. № 1

Председатель комиссии О.Н. Черкашина

Методическая разработка «Мультимедийное пособие "Марш"» . – Камыши, 2017. – 21 с.

В методическом пособии рассматривается жанр марша в музыке. Пособие содержит:

лекционный материал: история возникновения марша, жанровые разновидности;

задания для самостоятельной работы учащихся: викторины, проверочные работы, примеры домашних заданий, устных опросов. На электронном носителе представлены мультимедийные материалы: видео-, аудио- и наглядные материалы.

Предназначено для учащихся детских школ искусств, детских музыкальных школ, для уроков музыки в общеобразовательных школах.

Составитель: Пызгарева Полина Александровна – преподаватель МБОУ ДО «ДШИ» п. Камыши Курского района Курской области

Рецензент: Наталья Кирилловна Скубко – ППЦК «Теория музыки» ОБПОУ «Курский музыкальный колледж имени Г.В. Свиридова», Почетный работник СПО России

Содержание

Жанровые разновидности маршей…………………………………….7

Список электронных ресурсов………………………………………..…….13

Введение

В настоящее время при проведении курса занятий по предметам «слушание музыки» и «музыкальная литература» в детских музыкальных школах и школах искусств педагог сталкивается с рядом трудностей. Существует проблема музыкального наполнения урока, связанная с труднодоступностью аудио- и видеоресурсов и наглядного материала.

Наличие грамотно подобранных методических материалов позволяет существенно помочь преподавателю: их использование не требует долгого поиска и систематизации.

Цель данной методической разработки заключается в подготовке и составлении мультимедийного пособия. Для чего были выполнены поиск и запись аудио-, видео- и наглядного материалов с использованием печатных и интернет-ресурсов. В помощь адресатам данной методической разработки приведен лекционный материал по теме «Марш».

Создавая электронный комплект методических материалов по теме «Марш», автор работы ставил перед собой следующие задачи: улучшить уровень подготовки обучающихся, создать слуховые и визуальные представления о жанре, наполнить лекционный курс красочными музыкальными и видео примерами.

Пособие состоит из четырех разделов. Первый раздел содержит 19 видеофайлов, создающих представление о различных видах марша. Второй раздел включает 15 аудиофайлов для проведения закрепляющих и контрольных упражнений, таких, как викторина. Третий раздел – это наглядные материалы: 33 рисунка и фотографии исполнителей, участников маршев-шествий иллюстраций к видам маршей, портретов композиторов и др. Четвертый раздел включает в себя лекционный материал, методические разработки контрольных работ, примерные образцы домашних заданий, устных опросов.

Каждый из разделов может использоваться как при знакомстве с новым материалом, так и для закрепления и повторения пройденного, проведения контрольных работ.

Данное пособие рассчитано на использование в младших классах детских школ искусств и музыкальных школ на занятиях по предмету «Слушание музыки» и «Музыкальная литература». В старших классах возможно применение пособия на уроках музыкальной литературы для повторения и закрепления изученных раннее тем. Также пособие может применяться в общеобразовательных школах на уроках музыки.

Мультимедийные материалы записаны в форматах, позволяющих запускать пособие как на компьютере, так и на DVD -проигрывателе.

Лекционный материал

. Марш. Зарождение жанра

В переводе с французского « marche » означает «шествие». Маршем называется музыка, под которую удобно шагать. Именно для организации движения идущих людей и возникли марши. Музыка помогает не только упорядочить движение, но и объединить всех идущих общим настроением.

Изначально связанные с равномерным движением, все марши имеют общие черты:

Когда появился марш? Ещё в глубокой древности воины в походах подбадривали себя энергичными песнями , поддерживая боевой дух.

С XIV-XV веков в европейских армиях была введена обязательная ходьба в ногу. Для синхронизации массового движения потребовалось специальное музыкальное сопровождение. Вначале в качестве сопровождения использовались известные солдатские песни , звучавшие у духовых инструментов (например, у флейты) с ритмичным аккомпанементом ударных ( барабана) .

Позже начали писать специальную музыку для строевой ходьбы. Так появился новый жанр — марш . Играли марши на любых инструментах, которые можно было раздобыть в полку. В основном это были духовые инструменты , самые удобные: ведь играя на них, можно и маршировать.

А особые военные оркестры появились в XVI–XVII веках. Основу этих оркестров составляли медные духовые инструменты.

В современном музыкальном искусстве существует великое множество маршей, сочиненных в разные эпохи. Каждый из видов маршей передает определённые эмоции и чувства, характер марширующих, событие, с которым связано его исполнение.

Жанр марша не теряет своей популярности и в наши дни.

2.2. Жанровые разновидности маршей

Маршевая музыка применяется для организации движения в массовых мероприятиях, военных парадах-шествиях, в качестве вставных номеров используется операх, балетах, симфонических произведениях.

Давайте поближе познакомимся с видами марша и попробуем отгадать их названия:

а. Военный марш

Этот вид марша был призван не только организовывать движение, но и поднимать боевой дух войск.

Какой это вид марша? (военный)

Для музыки этой разновидности маршей характерны мужественные и энергичные интонации, использование интервала ч.4. В музыкальных иллюстрациях Георгия Васильевича Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» вступление гусарского полка в городок изображается именно этим видом марша.

б. Походный марш

Этот вид маршей появился одним из первых и был связан с дальними переходами солдат от одного места службы к другому. Музыка тесно связана с движением и помогает в длительных походах не сбавлять темп шага.

Какой это вид марша? (походный)

Один из самых известных походных маршей – «Прощание славянки». Музыку этого марша сочинил военный дирижёр Василий Агапкин в 1912-1913 годах. Он посвящён женщинам-славянкам, провожавшим своих близких на фронт воевать с турками. В марше распевность соединяется с мужественностью. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.

Какой оркестр исполняет марш? (духовой оркестр)

в. Торжественный марш

Торжественный марш – шествие, звучит во время больших праздников, во время выхода королевских особ, героев.

Какой это вид марша? (торжественный)

Например, во втором действии оперы «Аида» итальянского композитора Джузеппе Верди такой тип марша звучит во время выходя воинов-победителей.

Какой инструмент солирует в оркестре? (труба)

г. Спортивный марш

В спортивной жизни все в движенье –

Большое мощное сраженье.

Марш вхож в любое состязанье,

Ведь в нем есть дух соревнованья.

О каком марше идёт речь? (марш спортивный)

Композитор Матвей Блантер очень любил футбол и в 1938 году написал Футбольный марш, который стал традиционно звучать на футбольных матчах. Спортивный марш бодро звучит и настраивает игроков на победу!

д. Детский марш

«Марш деревянных солдатиков» — пьеса из цикла «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского. Это детский игрушечный марш .

Послушайте и определите, какой музыкальный инструмент исполняет этот марш? (фортепиано)

Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие.

Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Легкий, звонкий, веселый, забавный)

е. Сказочный марш

Существует особый вид маршей, под который вышагивают герои сказок.

Какой это вид марша? (сказочный)

Черномор карлик из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», на сюжет которой написана одноименная опера русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Вся волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Под звуки марша на сцене слуги Черномора несут его длинную бороду. Потом, наконец, показывается и он сам. Характер персонажа Черномора в опере Глинки «Руслан и Людмила» чётко вырисовывается в сказочном марше.

Прослушав этот марш, каким вы представили себе героя ? (злой, коварный, грозный, смешной, фантастический)

ж. Траурный марш

Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор. Музыка этой части сонаты наполнена интонациями горя, тоски, скорби. Впоследствии эта музыка тесно слилась с траурными моментами в жизни человека и в таком качестве стала известна в разных странах.

Какой это вид марша? (траурный)

Примечательно, что впервые этот марш был исполнен на похоронах самого композитора.

На каком инструменте исполняется марш? (фортепиано)

з. Свадебный марш

Существуют марши, связанные и с радостными событиями в жизни человека. Все вы хорошо знаете марш, который звучит во время свадебной церемонии.

Какой это вид марша? (свадебный)

Один из известнейших свадебных маршей мира, был написан известным немецким композитором и музыкантом Феликсом Мендельсоном-Бартольди в 1842 году. Изначально произведение было создано как музыкальное сопровождение для театральной пьесы «Сон в летнюю ночь». А в 1858 году марш исполнялся на свадьбе английской принцессы Виктории, после чего и приобрел свою популярность и был признан по всему миру.

Послушайте и определите, какой характер имеет свадебный марш. (радостный, торжественный)

Перечисленные разновидности жанра марша только малая часть гениальных творений композиторов разных эпох. Марш является многогранным и выразительным музыкальным жанром, умеющий воплощать самые разные настроения, чувства и мысли человека.

Заключение

В ходе работы над пособием была систематизирована педагогическая и методическая литература по проблеме; раскрыта актуальность и значимость проблемы.

Материал, на котором базируется данная работа, довольно разнообразен. Это жанровые варианты маршей: от детских и сказочных до военных, спортивных, свадебных и др. Надеемся, что введение в учебный процесс данного материала позволит сделать эмоциональную составляющую урока более разнообразной и создаст представление о жанре марша не как о факте музыкальной культуры, не имеющем развития, а как о живой, развивающейся традиции.

Полученные результаты, выводы и материалы могут быть использованы в работе преподавателей детских школ искусств, детских музыкальных школ, для уроков музыки в общеобразовательных школах.

Список литературы

Виноградов Г., Красовская Е. «Занимательная теория музыки». – М.: Советский композитор, 1991.

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» Советский композитор. – М., 1977.

Москалюк Г.А. Слушание музыки. Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». – Камыши, 2017.

Назайкинский Е. «О психологии музыкального восприятия». – М., 1972

Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. «В мире музыки». Учебное пособие по музыкальной литературе для ДМШ (первый год обучения). – М.: Музыка, 1996.

Царева Н.А. «Слушание музыки». Методическое пособие. – М., Росмэн, 2002.

Шорникова М. «Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры» (первый год обучения). Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

Список электронных ресурсов

Приложение 1

Видеоматериалы:

3. В.И. Агапкин – Марш «Прощание Славянки» (Кадры 1941 год)

4. В.И. Агапкин –Марш «Прощание Славянки» (Парад победы 2012 год)

5. Г.В. Свиридов – Военный марш из музыки к фильму «Метель» (Исп. Большой Симфонический Оркестр, дир. В. Федосеев)

6. П.И. Чайковский – Марш Деревянных Солдатиков из «Детского альбома» (Союзмульфильм, 1976 г.)

7. М.И. Глинка – Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (Постановка Мариинского театра, дир. В. Гергиев)

8. Дж. Верди – Триумфальный марш из оперы «Аида» (Постановка Арена ди Верона)

9. М.И. Блантер – Футбольный марш (Телепередача «Абсолютный слух»)

10. М.И. Блантер – Футбольный марш (видеопрезентация)

11. Ф. Шопен – Траурный марш (ф-но, исп. Елена Дубовицкая)

12. Д. Тухманов, сл. В. Харитонова – День Победы (исп. Лев Лещенко, День победы 2015 г.)

13. С.С. Прокофьев – Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» (исп. Государственный Камерный Оркестр «Виртуозы Москвы», дир. В. Спиваков)

14. И. Штраус – Марш Радецкого (дир. Даниэль Баренбойм)

15. Ю. Фучик – Выход гладиаторов (исп. Детский духовой оркестр)

16. И.О. Дунаевский – Выходной марш из к̸ф «Цирк» (исп. Московский симфонический оркестр им. И. Дунаевского, дир. А. Шевель)

17. Руже де Лиль – Марсельеза (телепередача «Абсолютный слух»)

18. П.И. Чайковский – Марш из балета «Щелкунчик» (Белгородская Государственная Филармония, исп. Тимур Халиуллин (орган), Михаил и Александра Топалиди (перкуссии))

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС

Курс повышения квалификации

Особенности методической работы в онлайн-образовании

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Другие виды марша Выполнила студентка 2 курса группы «А» Ахмадиева Зухра

Вы познакомились с походными, церемониальными и траурными маршами. Всё это разновидности основного жанра марша — военного марша. Но кроме военных маршей существуют и другие. Они уже не предназначены для сопровождения ходьбы. Это просто музыкальные пьесы, написанные в характере марша. В них сохраняются основные признаки марша, но есть и другие особенности, о которых мы поговорим.

Сказочные марши Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. Например, Марш Черномора из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Шествие царя Берендея» из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», Марш из его же оперы «Золотой петушок». В музыке сказочного марша должно быть много неожиданного, волшебного. Но при этом сохраняются черты марша.

Михаил Глинка- марш Черномора Черномор — злой карлик из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», на сюжет которой написана опера. Вся волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Когда начинается марш, на сцене слуги Черномора несут его длинную бороду. Потом наконец показывается и он сам. В основной теме этого марша Глинка применяет необычный, причудливый лад, не похожий ни на мажор, ни на минор. Вспомним, что такие лады часто используются в сказочной музыке. Но в 1838 году, когда был написан этот марш, такой лад звучал особенно остро и необычно.

Комические марши — это марши-шутки. Любая шутка строится на забавных нелепостях, смешных несоответствиях. Это и нужно искать в музыке комических маршей. Комические элементы были и в Марше Черномора. Торжественность аккордов в первом разделе (с пятого такта) не соответствовала мелким, «мельтешащим» длительностям этих аккордов. Получалась смешная музыкальная нелепость, очень образно рисовавшая «портрет» злого карлика. Поэтому Марш Черномора тоже отчасти комический. Но лишь отчасти, потому что в нём много и другого. А вот Марш Прокофьева из сборника «Детская музыка» от начала до конца выдержан в духе комического марша. Комические марши

С одним из таких маршей мы уже знакомились, когда говорили о регистре. Помните Марш деревянных солдатиков Чайковского (пример 53)? Что мы о нём говорили? Что там всё, как в настоящем военном марше, но только «маленькое». А «уменьшение» получается из-за высокого регистра. Там ведь совсем нет басов. Но кроме этого в нём есть все признаки «настоящего» марша. Детские марши иногда встречаются в операх. В опере Чайковского «Пиковая дама» есть сцена, в которой мальчишки играют во «взрослую» армию. Они строятся, маршируют и поют песню-марш. А оркестровое сопровождение этой песни почти такое же «игрушечное», как и в Марше деревянных солдатиков. Правда, здесь есть лёгкие басы. Но подголосок, характерный для трубы, играет флейта в третьей октаве. В таком высоком регистре труба играть уже не может. Мелодию поёт детский хор, в нашем примере она находится в среднем голосе. Детские («игрушечные») марши Жорж Бизе «Кармен».

Теперь мы знаем о маршах всё самое основное и можем разложить это по нашим «папкам».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Тип урока : урок -открытия новых знаний

Форма урока : урок-путешествие

Цель урока : Формировать представление о марше как жанре музыки.

  • Дать понятие о марше как жанре музыки.
  • Формировать умение воспринимать музыку разных жанров.
  • Различать виды и интонационно-образные особенности танцевальной, маршевой музыки.
  • Формировать первоначальные представления о стиле композитора(П.Чайковского, С.Прокофьева).
  • Формировать умение слышать, видеть, чувствовать музыку.
  • Обучать логическим действиям сравнения, анализа.

Формирование УУД:

  • Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.
  • Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации
  • Учиться размышлять о музыке.
  • Способность к контролю, самоконтролю
  • Совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Технологии : Технология проблемного диалога.

  • Индивидуальная работа
  • Метод сравнения и сопоставления
  • Метод пластического интонирования
  • Активные методы

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, учитель.

Учитель: Под какую музыку, вы вошли в класс? Что можно делать под эту музыку? Удобно маршировать под эту музыку?

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о жанре – марш. Сегодня мы с вами побываем в необычном королевстве. У меня есть приглашение от хозяйки этого королевства, замечательной, доброй Феи. В этом королевстве нас уже ждут.
Чтобы нам попасть в королевство маршей, нужно собрать несколько ключей, и чтобы получить первый ключ, нужно вспомнить, что такое марш?

1) Может кто-то из вас знает, что такое марш?


Марш – это музыка, сопровождающая движения, своем четким единообразным ритмом она помогает идти.

Дети: Когда ритмично считают.

Учитель: Человек живет, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли.

Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.

Какие бывают ритмы? – ровный, пунктирный.

Что помогает отличить марш от других произведений?

2) А вот и задание для получения второго ключа.

Давайте, прохлопаем ритм . I ii I ii I ii I ii I ii I ii ; I I I I I I .

Учитель: Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая.

На свете существует много разных маршей, какие марши вы знаете?

Музыкальная викторина

Учитель: Предлагаю вам поиграть а угадай мелодию, я включаю вам уже знакомы марши, ваша задача, угадать к какой группе маршей мы можем их отнести.

2. Содержание урока.

Прежде чем маршировать на площадь, солдатам нужно на нее попасть, как они могут это сделать?

Звучит “Встречный марш” (приветственный) – слушают

Учитель: Ребята, что можно делать под эту музыку?

Дети: Под эту музыку можно маршировать.

Учитель: Верно, именно маршем мы зашли сегодня в класс, и попали в необычное сказочное Королевство Маршей.

Кого можно встречать таким маршем?

Принцесса этого королевства уже вышла нас встречать. Во время церемонии и приёма гостей исполняется марш, который называется “Встречный”. Он открыл наше путешествие.

Перед дворцом – большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю.

3) Королю царства маршей, нужно доказать что мы с вами умеем маршировать

Я предлагаю вам встать промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке.

Звучит Марш “Триумф победителей” (Дети встают и выполняют движения, которые показывает учитель по музыку). Отмечают ритм.

Учитель: Кто марширует под эту музыку? Где? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.

Ответы детей: гордо, уверенно, твёрдо, мужественно и т.д.

Учитель: Да, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам отечества?

Учитель: Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?

В спортивной жизни все в движенье –

Большое мощное сраженье.

Марш вхож в любое состязанье,

Ведь в нем есть дух соревнованья.

Учитель: О каком марше идёт речь?

Дети: Это марш спортивный

Учитель: Верно.

В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша. Как он бодро звучит и настраивает игроков на победу!

Звучит “Марш футболистов”. Слушают

Учитель: Найдите слова которые расскажут о настроении этой музыки.

Ответы детей: уверенно, празднично, ярко, легко и т.д.

Учитель: Ребята, сравните два марша: военный и спортивный. Какой из них легче по звучанию?

Дети: Конечно, спортивный.

Учитель: Какие марши мы с вами еще не назвали?

Поднимите руку, кто знает сказку, про Щелкунчика?

Дети: П.И. Чайковский Марш из балета “Щелкунчик”

Учитель: Яркие фанфары приглашают нас во Дворец. Здесь живут не только солдаты, спортсмены, добрая Фея, но и дети. Когда в королевстве наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад. Послушайте и определите, какой музыкальный инструмент исполняет этот марш.

Кем был щелкунчик в сказке?


Учитель: Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.

Дети: Легкий, звонкий, веселый, забавный.

Учитель: Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие.

Учитель: Звук фортепиано, изображает какие звуки, на какие музыкальные инструменты они похожи?

Дети: барабан и труба.

Учитель: Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.

Дети: Легкий, звонкий, веселый, забавный.

Учитель: Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие.

Учитель: Ребята вы готовы встретиться с Принцессой? Тогда смотрите все внимательно на экран.

Мультзарисовка звучит “Марш деревянных солдатиков”

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное Королевство Маршей.

– Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?

– С какими маршами мы познакомились?

(Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность.

Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю.

Д/з: Нарисовать героев того марша, который больше понравился и запомнился.


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС

Курс повышения квалификации

Особенности методической работы в онлайн-образовании

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 921 187 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Музыка», Усачёва В.О., Школяр Л.В.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Музыка», Усачёва В.О., Школяр Л.В.
  • Тема: 4. Играем вместе
  • Учебник: «Музыка», Усачёва В.О., Школяр Л.В.
  • Тема: Внутренняя музыка

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Оставьте свой комментарий

  • 30.10.2019 1025
  • DOCX 24.4 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Изотова Любовь Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

61 минута

«Родительство без страхов»

32 минуты

«Подводные камни в использовании социальных сетей»

72 минуты

«Нетрадиционные уроки в современной школе»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: