Игрушечный солдатик идет спасать страну

Обновлено: 13.05.2024

Появилась в конце 19 в. Дело в том, что в 1870-х гг. в России отказались от рекрутских наборов (сроком на 20 лет) и перешли к "буржуазной" армии по призыву с 21 года - на 6-8 лет. таков был срок службы.

"Последний нынешний (нонешний) денечек" песня грустная - проводы солдата в армию.
Однако, насколько я знаю, российская армия по сути получалась в те годы добровольной - призывников был избыток и брали далеко не всех.
да к тому же для огромного большинства крестьян армия или флот означали ПОВЫШЕНИЕ своего социального положения, приобретения профессии, социальных навыков, полезных для проживания городе и т.п.

То есть в армию идти ХОТЕЛИ.
Однако в народной традиции сложился своего рода ритуал - плачь, проводы с пьянкой и прощанием.

Вот текст, известен в разных вариантах (в т.ч. и региональных). Казачьи варианты более драматичны. Вплоть до 1917 г. у казаков призывалось ПОГОЛОВНО все мужское население (кроме инвалидов и сумасшедших). В то время как в остальной России, призыв был частичный.

Последний нонешний денечек
Гуляю с вами я, друзья!
А завтра рано чуть светочек
Заплачет вся моя семья,
Заплачут братья мои, сестры,
Заплачут мать и мой отец,
Еще заплачет дорогая,
С которой три года я жил.
Карета к дому подкатила,
Колеса о землю стучат,
В карете старшие вскричали:
«Готовьте сына своего!»
Крестьянский сын давно готовый,
Семья вся замертво лежит.
«Прощай, папаша и мамаша,
Прощайте, все мои друзья!
Прощайте, все мои кусточки,
Прощай, любимая моя!»

А вот нынешний вариант песни, по мотивам прежней:

С деревьев листья облетают
(прямо наземь),
Пришла осенняя пора,
(ёксель-моксель).
Ребят всех в армию забрали
(хулиганов),
Настала очередь моя
(главаря).
И вот приносят мне повестку
(на бумаге, на газетной)
Явиться в райвоенкомат
(в восемь тридцать, можно позже,
с сухарями, кружка сбоку).
Маманя в обморок упала
(с печки на пол, вверх ногами),
Сестра сметану пролила
(тоже на пол. Вот растяпа!)
Друзья, Маманю подсадите
(взад на печку, как и было),
Сестра, сметану подлижи
(языком и снова в крынку).
А я, молоденький парнишка
(лет семнадцать, двадцать, тридцать,
может, больше, я не помню),
На фронт германский подался
(прямо с места и в кальсонах).
За мною вслед бежит Аксинья
(жопа толста, морда синя)
В больших кирзовых сапогах
(на босу ногу, чтоб не жали).
За нею следом Афанасий
(семь на восемь, восемь на семь)
С большим спидометром в руках
(скорость мерять).
Сижу в окопе неглубоком
(метров восемь, с половиной, пули свищут),
Подходит ротный командир
(морда клином, звали Климом).
- Здорово, братцы-новобранцы
(матерь вашу, вашу также)!
Сейчас в атаку побежим
(ровно прямо, и налево, и обратно)!
Летят по небу самолеты
(бомбовозы),
Хотят засыпать нас землей
(черноземом, и навозом, с головою),
А я, молоденький мальчишка
(лет семнадцать, двадцать,
тридцать, может, сорок),
Лежу с оторванной ногой
(для маскировки, челюсть рядом, жрать охота).
Ко мне подходит санитарка
(звать Тамарка,
может, Дунька, может, Клавка,
я не помню):
Давай я рану первяжу
(сикось-накось, кось-на-сикось)
И в санитарную машину «Студебеккер»
(стекла биты, шины рваны,
шесть цилиндров,
было восемь – два украли)
С собою рядом положу
(для интересу, я не против,
только сзади, чтоб не дуло).
С тех пор прошло годов немало
(лет семнадцать, двадцать,
двадцать, тридцать, может, сорок),
В колхозе сторожем служу
(не тужу).
Ращу картошку-скороспелку
(поросятам, людям тоже),
Жену Тамарку сторожу
(от соседа и туристов, чтоб не съели,
а ведь могут, в наше время).
На юг вороны полетели
(ёксель-моксель!),
Пришла осенняя пора…

Конспекты по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

ВложениеРазмер
konspekt_muzykalnogo_salona_moya_rossiya-_moya_strana.doc 47 КБ
kreshchenie_rusi.docx 18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальный салон «Вдохновение»

Тема: « Моя Россия – моя страна».

Цель: Формировать у детей духовно-нравственные ценности. Воспитывать патриотов своего отечества.

Задачи: Познакомить детей с культурно-историческими ценностями родной страны. Формировать представления детей о России как о великой державе. Совершенствовать певческие навыки – эмоционально, выразительно исполнять песни. Двигаться ритмично и слаженно. Узнавать знакомые музыкальные произведения П.И. Чайковского. Активизировать речь и словарный запас. Воспитывать любовь к Родине.

Материал: Презентация о Родине. Музыкальный материал: «Детский альбом» П.И. Чайковского, песни «Росиночка-Россия», «Моя Россия – моя страна», «Игрушечный солдатик», «Москва» О. Газманов, «Колокольный звон». Стихи А.С. Пушкина. Картины с изображением Кремля, Красной площади, собора Василия Блаженного, Царь-колокола.

Звучит музыка, дети заходят, садятся на стульчики. На экране название.

- Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать о стране, в которой мы живем.

На экране изображение земного шара.

- Живет на земле человек. Он – маленький, земля – огромная. Но человек не один – на земле живет много людей. В небе журавли летают стаями, в лесу под елями стоит муравейник, а в нем живет муравьиная семья, в море рыба ходит косяками. А людей, которые живут вместе и говорят на одном языке, называют одним словом – народ. Народов много на Земле и все они живут в разных ее частях. То место, где живет народ, зовется Родиной. Родина – означает родная, как мать и отец.

На экране карта России.

- Скажите, дети, как называется наша Родина, страна, в которой мы живем? /наша Родина – Россия/.

«Если долго-долго-долго в самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть

То увидим мы тогда и леса, и города,

Океанские просторы, ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна.

И поймём тогда какая наша Родина большая, необъятная страна!»

- Наша страна очень большая и красивая. В ней много городов и деревень. У каждого человека есть и малая Родина – там, где он родился и где

находится его дом. А у вас, ребята, где малая Родина? /посёлок Безенчук/

«Наш посёлок-капелька России, его рабочим с гордостью зовут

Посёлок любит каждый житель, народ хороший, трудовой.

Учитель, продавец, строитель живут здесь дружною семьёй!»

«Малая Родина-островок земли;

Под окном смородина, вишни расцвели.

Яблоня кудрявая, а под ней скамья,

Ласковая, милая, Родина моя!»

Ребята, я предлагаю исполнить песню, в которой малая Родина сравнивается с росинкой, маленькой капелькой воды.

- Каждая страна имеет свои символы. Какие символы нашей страны вы знаете?

(«Трехцветный флаг, герб, государственный гимн»)

«Флаг бывает разный, но мне всего милей

Бело – синий – красный флаг Родины моей.

Красный – это кровь, пролитая за Русь.

За Родину свою ты постоять не трусь!

Символ синий – вечность, символ мира – белый.

Уважай ты честность! Будь всегда ты смелый!

Крепость, мощь и сила в Российском флаге есть,

Он для нас и символ – достоинство и честь».

«Герб страны – орёл двуглавый – гордо крылья распустил,

Держит скипетр и державу, он Россию сохранил.

На груди орла щит красный, дорог всем: тебе и мне.

Скачет юноша прекрасный на серебряном коне.

Развевается плащ синий, и копьё в руке блестит.

Побеждает всадник сильный, злой дракон у ног лежит.

Подтверждает герб старинный независимость страны.

Для народов всей России наши символы важны».

У каждого государства есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня. Музыка величавая, в ней поётся о любви к Родине, о красоте её природы, об уважении к её истории. Слушают гимн стоя, потому что это главная песня страны. / Звучит «Государственный гимн» муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова.

- Россия – это большое государство, которое, как и другие, имеет свою столицу. Какой город является столицей нашего государства?

- Что находится в центре Москвы?

(«Кремль, Красная площадь»)

- А кто знает, что находится в самом Кремле?

(«Дом, где работает президент России и его правительство»)

- Наша страна – это все, чем мы живем. Это наши люди, наши дела и успехи, наши заводы, космические корабли, а также наши песни и праздники. Родина гордится своими достижениями и выдающимися людьми.

«Много разных городов есть в России нашей,

Но красавица Москва - городов всех краше!

Стены древнего Кремля звёзды освещают,

И двуглавые орлы сон наш охраняют.

В Новый год двенадцать бьют Спасские куранты,

Площадь Красная в огнях от салютов ярких!

Храм Спасителя стоит над Москвой – рекою,

Это память о войне, мужестве героев».

На экране портрет А.С. Пушкина.

- Скажите, дети, вы узнали, чей это портрет? Правильно, это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Кто из вас знает его стихотворения?

Дети читают стихотворения.

- Александр Сергеевич Пушкин писал не только великолепные стихи, поэмы, но и сказки. Какие сказки, написанные поэтом, вы знаете?

(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» и т.д.)

- Наша страна гордится своими волшебниками не только слова, но и звука, знаменитыми композиторами.

На экране портрет П.И. Чайковского.

- Кто изображен на портрете? Да, верно, это гениальный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Его музыку любят слушать во всем мире. Он писал музыку и для взрослых, и для детей, которым он посвятил «Детский альбом». Давайте вспомним, какие музыкальные произведения этого композитора мы с вами слушали.

Звучат отрывки из «Детского альбома», дети называют «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы».

- Петр Ильич Чайковский написал также музыку к балетам-сказкам «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Послушайте музыку и скажите, из какой она сказки?

- Все дети во все времена любят играть с игрушками: девочки с куклами, мальчики с солдатиками.

Мальчики исполняют песню «Игрушечный солдатик идет спасать страну» / из репертуара детского хора ВГТРК /.

- Наша страна богата талантливыми учеными, изобретателями, деятелями и первооткрывателями.

На экране портрет Ю.А. Гагарина.

- Кто изображен на экране? Правильно, Юрий Гагарин, наш первый космонавт. А вы знаете, кто изобрел первый космический корабль? Верно, ученый-изобретатель С.П. Королев.

- Родину, свой дом, нужно охранять и защищать от врагов. Наша страна гордится своими героями и чтит память о них: возлагают цветы к памятникам, проводят парады на площадях. Как называется главная площадь нашей страны в Москве?

- Парад открывает военный оркестр. И мы сейчас станем музыкантами и устроим парад в детском саду.

Выступление оркестра барабанщиков и мажореток. /музыка О. Газманова «Москва»/.

- Скажите, где находятся главные часы нашей страны? Верно, на Спасской башне. По этим часам сверяют все часы, потому что они показывают точное время. И даже Новый год встречают под бой часов на Спасской башне.

Звучит бой курантов.

- С давних времен Россия славится своими величественными соборами. Перед вами на экране удивительный по красоте собор, который тоже находится на Красной площади. Кто знает, как он называется?

(Собор Василия Блаженного)

- Под самым куполом находится звонница или колокольня. Звонарь бьет в колокола и раздается колокольный звон – особая музыка, которая заставляет наши сердца биться сильнее и захватывает дух. Я хочу познакомить вас с необычной музыкой. Послушайте торжественный праздничный перезвон.

Звучит звон колоколов.

Стихотворение «Что такое Россия?» В.Духанина.

Что такое Россия? Это жаркое лето,

Когда много цветов на зелёном лугу.

Когда брызги на море жемчужного цвета

Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,

Когда в небе курлыча, летят журавли.

Когда шишки созревшие падают с сосен,

Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,

Когда снег серебристый лежит на земле,

Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,

Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,

Счастья, бодрости, света весна,

Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна.

Когда ветер траву молодую волнует,

Когда птицы поют снова в нашем краю,

Я Россию свою, мою землю родную,

Словно мать дорогую, очень нежно люблю.

/Дети встают, строятся в колонны, солисты встают впереди /

Звучит песня «Моя Россия - моя страна!»

- На этом наш музыкальный салон сегодня закрывается. А в следующий раз мы поговорим о традициях и обычаях русского народа.

- До новых встреч!

Выходят под музыку «Росиночка-Россия».

Предварительный просмотр:

Музыкально-литературный салон «ВДОХНОВЕНИЕ»

Тема: «Крещение Руси» /подготовительная к школе группа/

Цель: Формировать уважительное отношение к истории страны.

Задачи: Обогащать представления детей об истории возникновения и развития России, её важнейших исторических событиях.

Продолжать знакомить детей с православными праздниками, традициями

Стимулировать проявление познавательного интереса к истории своей страны.

Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Оборудование: Презентация с портретами, иллюстрациями, картинами Рублёва, Ф.Грека, Рафаэля, Васнецова, Конашевича. Иконы Богородицы, Иисуса Христа. Стихи А.Толстого, Плещеева, Пушкина.

Музыка: «Ава Мария», молитва на греческом языке, Пасхальный колокольный звон. Фрагменты из мультфильма «Князь Владимир».

Яички - писанки, дерево, роза.

Предварительная работа: Чтение сказок, былин, рассматривание иллюстраций древней Руси, икон, экскурсия в храм.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов», дети входят в зал и встают полукругом, приветствуют педагога и гостей.

«Дили-дили-дили-дон, открывается салон, поэтично-музыкальный, удивительно прекрасный».

Дорогие ребята, я рада приветствовать вас в музыкальном - литературном салоне « Вдохновение»! Проходите, садитесь по удобнее.

Сегодня мы снова будем говорить о нашей Родине-России. Вы знаете, что наша страна очень большая и могучая. Но не всегда она была такой. Сегодня мы перенесёмся на много веков назад, в древнюю Русь. Так называлась земля, на которой проживал русский народ.

Звучит музыка «Гусли». Перед вами древний русский город. Давайте рассмотрим, как он построен. Что располагается вокруг города? Для чего строили стену вокруг города? Обратите внимание на дома. Какой формы крыши? /конусной и купольной/. Из какого материала строились древние города? /сначала из дерева, затем из камня/.

На какой сказочный город похож древний русский город?

/город «Леденец» из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане…»/ Как вы думаете, почему так назвал поэт этот город? /Потому что крыши у домов были яркими, разноцветными, будто леденцы/.

Кто правил этим городом? /князь Гвидон/

Кто охранял город? /тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором./

Такие города, обнесённые стеной, назывались княжествами и правили ими князья. Княжеств на Руси было много, например: «Новгородское», «Суздальское», «Московское», но самым древнем городом был город Киев. Княжества располагались друг от друга далеко и на них часто наподали враги. /Показ на экране князя Владимира из мультфильма/.

И вот киевский князь Владимир решил объединить русский народ одной верой. До этого русские люди поклонялись силам природы: солнцу, воде, земле, а бога у них не было. Послал князь Владимир самых лучших людей в чужедальние страны посмотреть, как другие народы верят в бога. Понравились ему красивые церкви, их убранство и роспись.

/Показ фресок А.Рублёва, Ф.Грека./

А когда он услышал молитву на греческом языке, ему показалось, что он находится на небе.

/Звучит молитва на греческом языке/.

Выбрал князь Владимир православную христианскую веру и стал праведником /от слова правый, правда./

После как князь принял эту веру, он изменился: стал добрым и милостивым.

Он не хотел больше убивать, воевать. Ему хотелось, чтобы на Руси не было нищих и голодных. Он приказал развозить по дворам хлеб, мясо, мёд. Как прозвал народ князя? За что так его прозвали? /За справедливость и доброту/. Князь Владимир обратил весь русский народ в христианскую веру. Собрал всех на берегу реки Днепр и в его водах византийские священники крестили весь русский народ. Это событие вошло в историю, как крещение Руси.

/на экране картина Васнецова «Крещение Руси»/

С тех древних лет русский народ стал верить в Бога и сына его Иисуса Христа.

Кто же такой Иисус? /сын девы Марии и Иосифа/. Какой праздник мы отмечаем после Нового года? Что означает Рождество? /День рождения Иисуса/.

/на экране картина Рафаэля «Сикстинская мадонна»/

Посмотрите, как нежно и бережно держит на руках мама своего младенца.

/на экране икона Богородицы с маленьким Спасом/

Перед вами икона Пресвятой девы Марии с маленьким сыном Спасом, так звали Иисуса в детстве. Какое слово вам напоминает имя Спас? /Спаситель, спасибо/. Посмотрите, Мария тоже бережно держит его, но обратите внимание на её взгляд.

Какой взгляд у неё? /задумчивый, грустный/. Почему она задумалась?

Потому что она родила Спаса, Спасителя для всех людей. И маленький Спас смотрит на всех нас и знает, что пришёл служить всем людям, он пришёл в наш мир сказать, что все люди должны делать друг другу добро, любить друг друга.

Шло время, маленький Спас вырос, стал взрослым, его стали звать Иисусом. Он учил людей добру, учил на зло отвечать только добром. Но не все люди смогли его понять.

Был у Христа-младенца сад.

И много роз взрастил он в нём.

Он трижды в день их поливал,

Чтобы сплести венок себе потом.

Когда же розы расцвели,

Детей весёлых созвал он.

Они сорвали по цветку,

И сад был опустошён.

«Как ты сплетёшь себе венок,

В твоём саду нет больше роз?»

«Вы позабыли, что шипы остались мне!»

И из шипов они сплели

Венок колючий для него,

И капли крови вместо роз

Чело украсили его.

Розы сорвали, но Спас не обиделся, он ответил, что для него остались шипы. Христос знал, что люди не могут сразу стать добрыми. Злые люди не верили ему и решили убить Спасителя. Они распяли Иисуса Христа на кресте, на горе Голгофа. Но даже на кресте, среди боли и злобы Спас-Иисус не стал отвечать злом на зло, сделанное ему. Он простил своих убийц. Он печалился только о своей матери Марии. /Слушаем «Ава Мария» на итальянском языке./ Мальчик поёт на итальянском языке, но мы понимаем, что он поёт о любви к маме. Какая музыка? /Чистая, светлая, нежная, возвышенная/. На что она похожа? /На молитву/.

Красная роза-это символ любви. Дарить цветы людям означает дарить свою любовь. Недавно был праздник. И я увидела сколько любви в ваших сердцах. Вы подарили своим мамам розы и с любовью исполнили для них песню о розах. Давайте вспомним наш праздник и ещё раз исполним прекрасную песню «Пять февральских роз».

Добро всегда побеждает и торжествует.

За своё доброе сердце, за любовь к людям Спас Иисус Христос на третий день после казни воскрес. Послушайте, как радостно играют колокола, возвещая о том, что Иисус Христос воскрес. Этот день назвали Пасхой. Что означает это слово?/ Возрождение!/ Послушайте, как радостно возвещают колокола о том, что Иисус воскрес.

/Звучит Пасхальный звон/. « Христос воскрес! Воистину воскрес!» Какое чувство возникло у вас на душе? /Чувство светлой радости/. По обычаю в день Светлого воскресенья ходит Иисус по земле, заходит в дома. Поэтому принято всем приходящим в этот день дарить подношение крашеное яичко. Скажите, дети, почему именно крашеное яичко? /Потому что яйцо является символом жизни/. Недаром этот светлый праздник мы встречаем весной. Ведь весной оживает природа. Давайте и мы порадуемся весне. /Дети исполняют танец «Весну звали». После окончания танца дети встают в круг. Вносится ветка дерева и крашеные яички-писанки/.

В старину на Руси была такая традиция наряжать дерево ленточками, веночками, расписанными яичками писанками. Такое дерево везли на санях и устанавливали на центральной площади, возле храма на Вербное воскресенье. Я предлагаю вам украсить веточку дерева к праднику Пасхи писанками, которые вы сделали сами.

Есть вещи, которые нельзя увидеть, услышать, потрогать - что это? – Это любовь, ум, совесть, доброта.

Дельфин - 744
Дельфин - 744

[Куплет 1, Дельфин]:
Небо кричит голосами мальчишек,
На выжженном поле танцует война.
Повсюду трупы героев из книжек
Ещё недочитанных до конца.

Будто на заднем играли дворе.
Все перепачкались чёрной смородиной.
Государство, приказывающее умирать детворе
Всегда назовёт себя родиной.

[Куплет 2, Дельфин]:
Сквозь пальцы тянется к солнцу трава,
Ветер уносит снежинки будущих одуванчиков.
Живые, грязных рубах закатав рукава
Мёртвых домой забирают мальчиков.

И что теперь? Я должен испытывать гордость
За то что я отец мертвого, сука, героя?
Но только вот имени гранитная в золоте твёрдость,
Не сердце живое.

[Припев]:
Ветер срывает с меня одежды -
Я теперь легче цветочной пыльцы.
Летящий сквозь время в райском безбрежье
Спрятанном в сердце последней весны.

[Куплет 3, Дельфин]:
Нет, я не против бессмысленности войны,
Режьте с друг друга ломтями мясо Бога ради -
До костей сверкающей белизны,
До черепов ослепительной глади.

А я, и так уже ранен смертельно,
Но ещё не в каждое вошёл тёплое море.
А вы воюйте, воюйте только где-то далеко и отдельно,
Сражайтесь отчаянно за свое горе.

[Припев]:
Ветер срывает с меня одежды -
Я теперь легче цветочной пыльцы
Летящий сквозь время в райском безбрежье
Спрятанном в сердце последней весны.

О песне Дельфин - 744

  • В треке по названием "744" Лысиков возвращается к социальному посылу. "Небо кричит голосами мальчишек, На выжженном поле танцует война, Повсюду трупы героев из книжек, Еще не дочитанных до конца. Будто на заднем играли дворе — Все перепачкались черной смородиной. Государство, приказывающее умирать детворе, Всегда назовет себя родиной". Ну тут даже без объяснений всё понятно. Дети, воспитанные на милых игрушечных солдатиках и танчиках, на книжках о юных героев, — взрослеют, и оказываются что-то должны государственной машине, вдруг ставшей величественной "Родиной".

Дельфин - 744

Дополнительная информация

Текст песни Дельфин - 744.
Альбом "Четыреста Сорок Два (442)".
Автор текста: Андрей Лысиков.
Автор музыки: Андрей Лысиков.
Мастеринг: Скотт Халл, студия Masterdisk (США, Нью-Йорк).
Барабаны: Василий Яковлев.
Гитара: Игорь Бабко.
Музыкальный лейбл: "Мистерия звука".

Информация об экранизации:
Иллюстрация: David De La Mano.
Анимация: студия "НОС".

Клоп-солдатик, красноклоп бескрылый, козачёк, или красный клоп (лат. Pyrrhocoris apterus), — вид обыкновенных наземных клопов семейства красноклопов, размером 9—11 мм. Встречаются с марта по октябрь в траве, кустах и на стволах деревьев.
Окраска чёрная, переднеспинка и надкрылья с красным рисунком. Тело округлое, слегка сплющенное. Щиток треугольный, черного окраса. Глаза красные. Задние крылья, как правило, отсутствуют, но встречаются и исключения. Усики состоят из пяти члеников. Первый членик очень маленький, едва заметный. В заднегруди находятся пахучие железы.

Клоп-солдатик и интересные факты о нём

Ротовой аппарат насекомого колюще-сосущего типа, предназначен для прокалывания оболочки семян, растений и хитинового панциря мелких умерших насекомых. В спокойном состоянии хоботок располагается горизонтально внизу головы.

Клоп-солдатик и интересные факты о нём

Размножаются клопы с большой скоростью. Процесс спаривания солдатиков весьма необычен: семенные клетки самца попадают в абдомен самки, когда партнеры прижимаются друг к другу задними частями туловища. Яйца белой окраски солдатики откладывают во внутренние ткани растений (листья, черенки, побеги, стволы), которыми на данный момент питаются. Одна яйцекладка содержит от 20 до 30 яиц. Так как тип развития у этих насекомых — это неполный метаморфоз (превращение), соответственно клоп солдатик куколки не имеет. Личинки из яиц появляются через 1,5 недели. От взрослого насекомого личинка отличается меньшим размером и равномерно красным цветом туловища. Вылупившиеся личинки, проходят пять стадий своего развития, прежде чем стать половозрелыми насекомыми, обычно на это требуется от 17 до 24 дней

Клоп-солдатик и интересные факты о нём

В северных регионах за год сменяется одна генерация, а в южных – две. Нимфы, появившиеся в мае, уже в июне становятся половозрелыми, начинают спариваться и размножаться.

Насекомые активны в период с марта до сентября-октября, с первыми заморозками они уходят в спячку. На зимовку уходят имаго второго поколения. Зимой солдатики прячутся под корой деревьев, в щелях пней и под кучами листьев.

Клоп-солдатик и интересные факты о нём

Родина клопа – это страны центральной Европы, в последнее время отмечены случаи появления насекомого в Северной Америке и Юго-Восточной Азии.
Клоп-солдатик живет от 6 месяцев до года.

Интересные факты:

- Вид был описан Карлом Линнеем в 1758 году под названием Cimex apterus. В переводе с латыни cimex – клоп, а apterus – бескрылый. В 1814 году немецкий энтомолог Карл Фредерик Фаллен перенес клопа-солдатика в род Pyrrhocoris. Это название происходит от греческих слов πυρσός – огонь, пламя, κόρίς – клоп.
- Существует две морфологические формы клопов-солдатиков: крылатая и бескрылая. У бескрылой формы задние крылья сильно укорочены. Только 5% особей имеют хорошо развитые задние крылья.
- У короткокрылых форм быстрее происходит половое созревание, и для них характерна более высокая плодовитость, чем у длиннокрылой формы.
- Спаривание солдатиков происходит путем соединения между собой задней части тела самца и самки. Весь процесс может длиться порядка 12 часов, а иногда занимает целую неделю.

Клоп-солдатик и интересные факты о нём

- Каждая колония насчитывает большее количество самцов, нежели самок (примерно в 3-4 раза).
- Когда-то ходили легенды о том, что укусы клопов-солдатиков опасны для человека и могут нанести непоправимый вред его здоровью. К счастью, это всего лишь выдумка: эти насекомые безобидны для людей и в целом не предрасположены к проявлению агрессии, укусам и т.д.
-Любимое лакомство солдатиков – семена мальвы и липы.
- Все представители семейства обладают весьма специфичным и очень неприятным запахом.
- Как только маленькие жучки собираются вместе, их запах усиливается, что служит для птиц сигналом об их несъедобности.

Клоп-солдатик и интересные факты о нём

- До недавнего времени считалось, что солдатики питаются только опавшими плодами и семенами. Некоторые ученые уверены, что с ними произошла некая мутация, ставшая причиной изменения пищевых привычек.
- Всячески не переносят соседства с так называемым клопогоном (цимицифуга). Некоторые садоводы даже отмечают, что буквально через год все насекомые сбегают с такого участка и находят для себя более приемлемые условия.
- В англоязычных странах клопа солдатика называют Firebug что в переводе значит "поджигатель".
- Клоп солдатик удобный лабораторный объект (корм — семена подсолнечника)
- Иногда встречаются разновидности солдатиков с жёлтой окраской, но с тем же неизменным чёрным рисунком.
- Каннибализм – частое явление в больших колониях этих клопов.

Клоп-солдатик и интересные факты о нём

- В 2008 году клоп солдатик был впервые обнаружен в Северной Америке, в юго-восточном районе Солт-Лейк-Сити, штат Юта.
- Из-за резкого запаха даже паук выбрасывает этих сильно пахнущих насекомых из своей паутины.
- В различных местах обитания насекомых можно выделить около 13-23 видов рисунков переднеспинки.
- Эмбриональное развитие длится 1-1,5 недели в нормальных условиях. Если температура ниже +18°С, то эта фаза может затянуться до 3,5 недель.
- В условиях низкой температуры яйца уменьшаются в размере, поэтому и личинки из них появляются мелкими. Такие личинки нередко становятся добычей более крупных родственников.
- В последние десятилетия красный клоп-солдатик сильно распространился на север. В Альпах вид поднимается на высоту около 1000 метров.
- В Европе клопа-солдатика часто путают с булавником беленовым (беленовым клопом) Corizus hyoscyami. На голове этого клопа между усиками находится большое красное пятно, среднеспинка красная с двумя чёрными пятнами по заднему краю.

Клоп-солдатик и интересные факты о нём

- В 1891 году, изучая яичники клопа-солдатика, немецкий биолог Герман Хенкинг открыл Х-хромосомы.
- После откладки яиц самки в течение некоторого времени охраняют кладки.
- В лабораторных опытах было показано, что длиннокрылые и короткокрылые клопы имеют разную динамику суточной активности. Короткокрылые особи имеют два пика активности: в полдень и около 7 часов вечера. В период с 14 до 17 часов они малоподвижны. Длиннокрылые клопы одинаково активны в период с 12 до 20 часов. В остальное время они малоподвижны.
- В число естественных врагов из Европы входят птицы (например, славки и пеночки), жабы, ящерицы, муравьи. Особенно любят питаться клопами-солдатиками муравьи-бегунки из рода Cataglyphis. Также на красноклопа нападают хищные клопы-охотники Prostemma aeneicolle и P. sanguineum, а также клоп-хищнец Rhynocoris iracundus. Из млекопитающих клопами солдатиками питается бурундук.

Клоп-солдатик и интересные факты о нём

- Из-за высокой численности, открытого образа жизни, удобного размера, легкого выращивания, быстрого развития и изменчивого жизненного цикла этот вид стал модельным объектом для лабораторных исследований биохимии насекомых, эндокринологии и экологии поведения. Этот вид широко используется для оценки качества окружающей среды.
- В 21 веке клоп начал экспансию в различные географические регионы, так он был обнаружен в США (2008 г.), в Канаде (2017 г.), в Австралии (2018 г.), на Мальте (2018 г.) и в Норвегии (2020 г.). Обычно после колонизации этот вид быстро распространяется в данной местности.

А вот это жук пожарник:

А вот это жук пожарник:

Методы борьбы:

Гораздо легче предотвратить появление насекомых на дачном участке, чем избавиться от них. Чтобы предупредить поселение в огороде клопов-солдатиков, нужно:
- выкорчевать все пни на участке, т. к. именно они являются излюбленным местом обитания этих насекомых;
- убрать все доски и другие пиломатериалы, старые ветки деревьев и строительный мусор;
- посадить растения с сильным и пахучим запахом, который будет отпугивать красноклопов бескрылых, к примеру, полынь или клопогон.

Клопов-солдатиков можно отпугнуть с помощью обычного настоя луковой шелухи. Для его приготовления нужно взять 200 г луковой шелухи, смешать с 10 л воды и настаивать на протяжении 5 дней. После необходимо опрыскать настоем места, где обитают клопы солдатики. Еще один простой рецепт – использование раствора горчицы. Нужно растворить 100 г горчицы на 8 л, обработать полученной смесью деревья и пни, где замечено скопление клопов-солдатиков. Можно также использовать не горчицу, а древесную золу или хозяйственное мыло.

И как обычно, для тех кому лень читать:

поговорим сегодня о самых весенних насекомых, а именно о клопе солдатике. Кстати многие его неправильно называют пожарником (хотя пожарник жук, а не клоп), а пожарником его называют из-за неправильного перевода английского названия "firebug"
Как обычно, для тех кому лень читать видео в конце.


2021-06-06T15:00:45+03:00

FISHKINET

Солдатики Российской империи мало чем отличались от европейских. Реалист или гимназист мог обзавестись армией из оловянных пехотинцев, драгунов и казаков или устроить варгейм с помощью бумажных бойцов.

Детская ностальгия и недетские скандалы: солдатики страны Советов

После окончания Гражданской войны и введения новой экономической политики производство солдатиков попало в руки частников. Нэпманы в погоне за быстрой прибылью порой брались за дело слишком резво.
Чтобы запасам царских солдатиков не пропадать зря, им решили дать новую жизнь. И просто поменяли головы с реакционными казацкими фуражками на политически верные будённовские шлемы.
Впрочем, такая рокировка возмутила прессу молодой республики.

Детская ностальгия и недетские скандалы: солдатики страны Советов

Производство солдатиков и других игрушек в Союзе практически на 100% было сосредоточено в артелях.
Что в те времена представляли собой солдатики? Чаще всего это были наборы столбиков из оловянного сплава — красноармейцы стояли по стойке смирно или шагали в колонне. Отряд дополняли командир, знаменосец, трубач, барабанщик и так далее.

Детская ностальгия и недетские скандалы: солдатики страны Советов

Но встречались и «экшн»-солдатики: стрелки с винтовками, ведущие огонь стоя или с колена, лежащие пулемётчики, мотоциклисты и, естественно, кавалеристы.

Детская ностальгия и недетские скандалы: солдатики страны Советов

Детская ностальгия и недетские скандалы: солдатики страны Советов

Борис Емельянов в книге «Рассказы о Гайдаре» описывает, как играли в те времена: «Из кусков пилёного сахара мы выстроили укреплённую каменную цитадель, и в ней засели мои зелёные оловянные снайперы. Голубые солдаты Гайдара пошли в наступление. Артиллерийскую подготовку его полевые орудия провели неудачно. Две деревянные пушки могли стрелять только шариками из жёваной бумаги — гороху в доме не было, — и оловянные снайперы громко смеялись в своём сахарном укреплении над огневой немощью врага».
Продолжалась и традиция выпуска бумажных воинов. Кроме того, продавались специальные штампы, которыми можно было перенести контуры солдатика на бумагу, а потом его вырезать. Вырезали таких солдатиков и из листового металла, и из фанеры, и даже из резины.

Сейчас фигурки 30-х стали объектом настоящей охоты коллекционеров. Стоимость их доходит до нескольких сотен долларов.

Но не спешите пускаться на поиски игрушечного антиквариата. По барахолкам гуляет масса искусных подделок. Нужно хорошо разбираться в вопросе, чтобы случайно не купить отлитого умельцами и состаренного в горшке с цветком «солдатика сталинских времён». По этой причине многие коллекционеры предпочитают честный пластик.

Детская ностальгия и недетские скандалы: солдатики страны Советов

Самым большим огорчением мальчишек в те годы было отсутствие врагов для красноармейцев. Их советская промышленность не выпускала. Нужно было делить армии либо на условных «красных» и «синих», либо временно назначать «фашистами» и «буржуинами» часть солдатиков из своей коллекции.

Детская ностальгия и недетские скандалы: солдатики страны Советов

Ситуация начала меняться только в 1970-х. Тогда появились наборы, посвящённые Куликовской битве и Ледовому побоищу. Но вот к прекрасным революционным матросам контрреволюционных кадетов вы бы не нашли. Не говоря уже об игрушечных солдатах вермахта.

Детская ностальгия и недетские скандалы: солдатики страны Советов

В послевоенную эпоху производство солдатиков встало на широкие рельсы машиностроительной отрасли. Оловянных бойцов отливали на больших заводах — Минском и Брянском моторных, Ленинградском карбюраторном, Тульском патронном и многих других.

Детская ностальгия и недетские скандалы: солдатики страны Советов

К созданию наборов солдатиков в Союзе подходили очень ответственно. Так, автором знаменитого набора «Ледовое побоище» Ленинградского карбюраторного завода стал Лев Разумовский — известный скульптор, художник и медальер.

Детская ностальгия и недетские скандалы: солдатики страны Советов

К созданию набора его привлекли в 1972 году. Днями напролёт он просиживал в этнографическом музее, делая зарисовки одежды, доспехов и оружия русских воинов и сражавшихся с ними рыцарей. Потом скульптор создал 14 двусторонних рельефов. Каждого солдатика сначала лепили из пластилина на отдельном куске стекла — на одной стороне аверс, а на другой — реверс. С каждого рельефа делали гипсовые отливки, которые обрабатывались автором, а потом передавались на завод. Там с них снималась форма и уменьшалась в несколько раз.

Детская ностальгия и недетские скандалы: солдатики страны Советов

Разумовский создал не только персонажей «Ледового побоища». Он также сваял фигурки для набора «Матросы революции», которых можно увидеть выше. А его «Куликовская битва» выдержала множество переизданий и выпускалась вплоть до 2010-х годов.
Ещё одно плоское «Ледовое побоище», но в пластике, создала советский скульптор Зоя Рылеева (она же — автор скульптуры «Золотой сноп» на ВДНХ, ставшей затем фонтаном «Дружба народов»).

Советская игрушечная индустрия до 1970-х годов предлагала в основном плоских оловянных (точнее, из алюминиевого сплава) и пластиковых солдатиков. А детям хотелось большего реализма.

Да и набор эпох и народов был крайне ограничен. В продаже практически не было стрельцов, петровских гвардейцев, суворовских чудо-богатырей или солдат Отечественной войны 1812 года.

Историческая преемственность прослеживалась лишь в паре наборов «дутышей» (так называли пустотелые пластиковые фигурки).

Читайте также: