Игрушечный троллейбус зиу 10

Обновлено: 09.05.2024

Сочленённая модель знаменитого на все времена троллейбуса ЗиУ, была очень популярна в позднесоветские и раннероссийские годы. Тогда они были в большинстве крупных городов и очень выручали.

А в Москве их ходило несколько сотен, в том числе и по центру, практически на всех маршрутах.

И если обычных ЗиУ до сих пор ещё очень много ходит по российским (и не только) городам, то век гармошек практически подошёл к концу. Одним из последних городов, где они остались, остаётся Рязань. Есть ещё несколько чуть более новой модификации в Новосибирске, одна в Челябинске, 3 переделанных в Санкт-Петербурге, а также на Украине (г. Черкассы и Днепр). Но самое экстравагантное место, где ещё можно проехаться на ЗиУ-гармошках, это … Аргентина!

Хоть они там и сильно переделанные, но родное завывание ТИСУ "виииу-вииииу" там в полной мере.

До недавнего времени в Рязани оставалось 2 машины на линии (бортовые номера 3001 и 3002). Обе они ходили по самому загруженному 3-му маршруту. Понимая, что им осталось недолго, я всё собирался съездить, прокатиться на них. Но было постоянно не до того и я откладывал поездку. А в декабре 2021 года появилась новость, что они отстранены от работы и будут списаны.

Расстройству моему не было предела. Досадно было, что, вот, собирался, и пока долго тупил, оказалось поздно. Рязань уже рисковала стать моей больной точкой. Однако после нового года я вдруг выяснил, что опасность преждевременна, и гармошки таки ещё на линию выходят! Ну, точнее, выходит только одна – 3002, а вторую, всё же, окончательно отстранили и разобрали.

Поэтому при первой же возможности (а это было 10 января) я купил билет на поезд в Рязань и, приехав, стал её искать. Но мне не повезло – именно в тот день она не ходила, и я, можно сказать, скатался зря. Другой вопрос, что в тот день ходила другая новая гармошка, переданная из Москвы, которая раньше работала в моём районе (на 14 и 76 маршрутах), и я наверняка на ней ездил в своих краях.

Но это было не то, что нужно, и погода в тот день была отвратительная (сыпал весь день снег), и я в расстройстве уехал домой в середине дня..

Но сдаваться не хотелось. Раз этот последний ЗиУ-крокодил, всё же, на ходу, но не каждый день, решил, что надо приехать снова и выловить таки его. Вот только как? Рязань, конечно, близко, но не наездишься же туда? Узнать бы когда она выходит на линию, и выходит ли (среди водителей были разные мнения насчёт её судьбы)?

И, в общем, я выбрал такую тактику: с раннего утра смотрел что там на линии, с расчётом, что если 3002 выйдет, то я сразу мчу в Рязань (присмотрел для этого анапский поезд в 10:40). Но целый месяц никак не получалось состыковаться. В дни, когда я потенциально мог и когда она должна быть по графику, она не выходила. А когда я был занят и никак не мог выехать, тут то она и вылезала. Потом я уехал почти на неделю в Крым и очень боялся, что её в утиль в этот период отправят (даже думал на обратном пути если что в Рязани сойти, но в тот день она отдыхала).

В итоге, только спустя месяц нам с ним удалось состыковаться. Вчера утром проверил по сайту: ходит! Я отправился сразу на вокзал, и через 3 часа уже был на Рязани-2. Мне очень повезло: 3002 как раз выехал с дальней конечной в сторону центра и я довольно быстро его перехватил!

Троллейбус, конечно, несколько в потрёпанном состоянии. Но вполне себе успешно ходит! Все эти классические завывания ТИСУ (тиристорно-импульсной системы управления), что была на всех таких машинах, на месте!

Фото - прямо будто 30-летней давности! Ну только торговый центр не в кассу.

Пообщался на конечной с водителем Алексеем. Он поведал, что она выжила только потому, что в 2015 успели ей провести кап.ремонт. А сейчас уже кап.ремонт не делают. И остальные 5 (включая 3001, работавшую до декабря того года) не успели до него дотянуть.

Сам он не знает, сколько она протянет. Пока он работает на ней, но если его смены попадают на выходные, он садится на новую (московскую) гармошку. Кстати, недавно, в начале февраля 3002 попала в ДТП, ему немного морду помяли, но уже быстро восстановили всё.

Недавно депутаты и общественники подавали обращение мэрии, чтобы в депо сохранили эти 2 машины, как культурное наследие. Но пока непонятно, получится ли.

Кроме Алексея на 3002 никто уже не ездит. Был напарник, но он перешёл на новую гармонь, пришедшую из Москвы. Вот на такую.

Скоро Алексей уходит в отпуск, и дождётся ли она его по возращении - непонятно. А пока троллейбус-ветеран под его руководством продолжает бороздить рязанские просторы.

Немного видео с линии!


А вот такую романтическую историю мне написали в комментариях в дзене на этот пост. И это как раз на 14 февраля! Растрогался до глубины души. Представляю, сколько эмоций может вызывать у человека то, что этот троллейбус ещё ходит спустя столько лет.

Ну будем надеяться, что для истории этого красавца пусть и потрёпанного жизнью, сохранят!

Решил сделать небольшой фотосет на этот троллейбус, так как на данный момент он является самой большой изюминкой в моей коллекции машин в масштабе 1:43. К тому же, цена его в разы больше всего того, что я обычно беру у ДеАгостини и прочих производителей коллекционных машин. Заказывал его в инэт-магазине, упакован он был довольно хорошо, снаружи вот такая обычная картонная коробка.

Картонная коробка

Картонная коробка заклеена скотчем

А вот внутри уже сама коробка от SSM, плюс пара картонных вкладышей.

Троллейбус в картонной коробке

Коробка от ссм

Логотип SSM на коробке

ZIU 10 white-blue

Троллейбус ЗиУ-10 в коробке

Троллейбус ЗиУ-10 в коробке

Троллейбус ЗиУ-10 в коробке ССМ

Сам троллейбус установлен на вспененный кусок резины, в котором имеются прорези для всех колёс троллейбуса. То есть троллейбус как бы сидит на днище. В магазине, когда мы его проверяли и упаковывали, всё вроде было замечательно. Но когда приволокли его домой, оказалось что троллейбус сместился к одному краю (выехал из прорезей и упёрся задом в стенку коробки). Всё из-за того, что нёс я его вертикально. Не знаю, может мне попался не комплект, у которого не хватало торцевых блистеров для фиксации модели внутри коробки. В общем когда будете покупать такую модель, то обратите внимание на наличие торцевых стенок из блистера. Если их нет, то не тащите его вертикально, как это сделал я, так как можно ушатать дворники или лесенку.

Модель троллейбуса на резиновой подставке

Модель троллейбуса на резиновой подставке

Модель троллейбуса на резиновой подставке

Зеркала нужно будет клеить самому, так как они лежат отдельно в пакетике.

Приклеивание зеркал на модель ГПЗ 2 Льно-комбинат

Несколько кадров этого троллейбуса при дневном свете.

Троллейбус ЗиУ-10 SSM в масштабе 1:43

Троллейбус ЗиУ-10 (ЗиУ-683) 1:43

Бело-голубой Троллейбус ЗиУ-10 (ЗиУ-683) 1:43

ZIU 10 SSM 1:43

Бело-голубой Троллейбус-гармошка ЗиУ-10 (ЗиУ-683) 1:43

Троллейбус ЗиУ-10 (ЗиУ-683) 1:43

ZIU 10

Троллейбус ЗиУ-10 (ЗиУ-683) 1:43

Модель Троллейбуса ЗиУ-10 SSM в масштабе 1:43

Троллейбус 118 ЗиУ-10 SSM в масштабе 1:43

Передняя дверь Троллейбуса ЗиУ-10 в масштабе 1:43

Троллейбус гармошка ЗиУ-10 SSM в масштабе 1:43

Троллейбус ЗиУ-10 в масштабе 1:43

Модель Троллейбуса ЗиУ-10 SSM в масштабе 1:43

Салон троллейбуса

Салон модели Троллейбуса ЗиУ-10 SSM в масштабе 1:43

Фонари на крыше троллейбуса

Короб на крыше

Крепление штанг троллейбуса, имеет полностью работоспособный шарнир с пружинами, который поднимает штанги к проводам. Это скорее будет полезно тем кто строит диорамы, ибо на полке эти токосъёмники не к чему цеплять.

Гармошка и шарнир штанг троллейбуса

Штанги троллейбуса

ZIU 10 SSM 1:43

Обзор модели Троллейбуса ЗиУ-10 (ЗиУ-683) от Start Scale Models (SSM), в масштабе 1:43

Троллейбус лежит на боку

Снизу детализация тоже не подкачала, основные элементы ходовой выполнены в объёме а не просто тиснение на плоскости.

Вид снизу троллейбуса ЗиУ-10 ССМ

Вид снизу троллейбуса ЗиУ-10 ССМ

Днище троллейбуса ЗиУ-10 SSM

Днище троллейбуса ЗиУ-10 SSM

Весит эта модель около 720 грамм, вернее чуть меньше, так как я добавил наддверные ящики внутри салона (в которых прячется механизм открывания дверей).

Троллейбуса ЗиУ-10 на весах

Троллейбус весит 719 грамм

Обзор модели Троллейбуса ЗиУ-10 (ЗиУ-683) от Start Scale Models (SSM), в масштабе 1:43

В целом модель очень понравилась, тем более если сравнивать её с сальными и засранными (некоторыми) моделями от ДеАгостини. После покупки, с непривычки, глядя на этот троллейбус, ещё какое то время пускали сопли от восторга. :-) Небольшие косяки конечно были замечены, внутри салона почти все поручни оказались кривыми и гнутыми. Собственно по этой причине его и вскрывали, а заодно приклеили дверные ящики.





















































Родной какой! Энгельский! Можно на потолке люк открыть в жару, можно стекла все пооткрывать, можно стоять в проходе удобно, а уж на задней площадке места- вагон - велосипеды взрослые затаскивали!! А сейчас огромные никому не нужные стекла, задней площадки нет, проходы - ну натуральные проходы с геморроидальными узлами - в общем я и десятой доли не сказал. Да кстати, модель - шикардос!

Троллейбус оснащен инерционным механизмом, если его потянуть назад и отпустить, то он начнет движение вперед, токоприемник машинки можно поднимать, а двери без труда открываются, троллейбус воспроизводит звуки, похожие на шум движения городского транспорта и объявления.

Троллейбус ТЕХНОПАРК SB-14-02 1:43

AVD Models 4024AVD ЗиУ-683 (также ЗиУ-10 и ЗиУ-6205) — советский и российский шарнирно-сочленённый трёхосный троллейбус на базе модели ЗиУ-682. Первый опытный образец был построен в 1978 году. В 1986 году завод имени Урицкого освоил выпуск шарнирно-сочленённого трёхосно.

Сборная модель AVD ЗиУ-10 (ЗиУ-683) троллейбус, 1/43

Масштаб: 1:43, материал: металл/пластик, тематика: общественный транспорт, питание: от батареек, эффекты: звук, свет, особенности: батарейки в комплекте, открываются дверцы, механизм движения: инерционный

Троллейбус Play Smart 9690-A 29 см

Металлический инерционный троллейбус ТМ «Технопарк» непременно понравится юному автолюбителю. Реалистичный дизайн данной модели позволит с головой погрузиться в игру, придумывая новые интересные сюжеты. Кроме того, эта игрушка познакомит малыша с видами общественного тр.

Что может порадовать ребенка больше, чем уменьшенная копия троллейбуса в масштабе 1:72. Теперь малыш сможет не только ездить, но и управлять такой разновидностью общественного транспорта. Металлическая машинка выполнена с максимальной детализацией. Благодаря резиновым п.

Троллейбус Play Smart 6407D

Коллекционная металлическая модель «Троллейбус» ТМ «Технопарк» порадует ребёнка ярким дизайном с рисунками и надписями, скоростью и функциями 2 в 1: - открываются двери - инерционный механизм (чуть надавите на модель, потяните её назад, отпустите и машинка автоматически.

Троллейбус ТЕХНОПАРК SB-16-65-BL-WB 16.5 см

Металлический троллейбус порадует и ребёнка, и коллекционера яркими цветами, скоростью и функциями «5 в 1»: звуковым сопровождением, световыми эффектами (фары), открывающимися дверями, инерционным механизмом (потяните машинку на себя, затем отпустите — и она тут же поед.

Металлический троллейбус — это миниатюрная модель реально существующего. Основной корпус машинки изготовлен из металла, однако также имеются некоторые элементы, сделанные из пластика. Машинка окрашена равномерным слоем, который хорошо ложится на гладкую металлическую по.

Троллейбус ТЕХНОПАРК с гармошкой (SB-15-34-T) 12 см

Инерционный троллейбус "Автопарк" производит невероятное впечатление благодаря реалистичному дизайну, превосходной проработке деталей и эффектной ярко-оранжевой расцветке. Двери и багажник открываются. Движение игрушечного троллейбуса будет сопровождаться характ.

Троллейбус Play Smart Автопарк (9690-B) 1:43 28.2 см

Материал: металл/пластик, тематика: общественный транспорт, питание: от батареек, эффекты: звук, свет, особенности: открывается капот/багажник, механизм движения: инерционный, пол: для мальчиков

Троллейбус инерционный на бат.(свет,звук) в коробке 9690-B

Городской транспорт очень привлекает внимание детей, поэтому они часто просят родителей купить им игрушки, имитирующие троллейбус. Эта игровая модель повторяет все особенности настоящего транспорта: у него есть «рога» и двери как настоящие. Троллейбус прекрасно движется.

Троллейбус ТЕХНОПАРК SB-16-65WB 1:43

Сборная модель ЗиУ-10 (ЗиУ-683) троллейбус

Это миниатюрная модель реально существующего. Основной корпус машинки изготовлен из металла, однако также имеются некоторые элементы, сделанные из пластика. Машинка окрашена равномерным слоем, который хорошо ложится на гладкую металлическую поверхность. Колеса машинки х.

Комплект пластиковых деталей для сборки масштабной модели троллейбуса ЗиУ-10 в масштабе 1:43. Кузов модели выполен из металла, шины из резины. Для сборки модели необходим специальный модельный клей. Для придания модели завершенного вида рекомендуется покраска. Внимание.

Казалось, что, как и икарусы, они тоже будут ездить вечно. Троллейбусы марки ЗиУ доминировали на минских улицах больше 30 лет, но сначала уступили место своим «клонам» белорусского производства, а затем и вовсе были полностью вытеснены низкопольными «рогатыми» нового поколения. Однако по продолжительности своего присутствия в транспортной системе города они до сих пор не превзойдены. Вспоминаем ЗиУ.


Если кто не знает, ЗиУ — это аббревиатура от «Завод имени Урицкого». Именно так назывался не единственный, но крупнейший в СССР изготовитель троллейбусов. Были времена, когда завод был крупнейшим подобным производством в мире. Название и расположение предприятия были насквозь пропитаны коммунистическим символизмом. Располагался ЗиУ в городе Энгельс Саратовской области, а название свое получил в честь Моисея Соломоновича Урицкого — главы штаба Комитета революционной обороны Петрограда. В 1993 году Ордена Трудового Красного Знамени «Завод имени Урицкого» был переименован в ЗАО «Троллейбусный завод». Так появилась марка «ТролЗа» (TROLZA в латинской транслитерации). Но и она уже является историей — в 2020 году предприятие было признано банкротом. Однако троллейбусы на его площадях делают и по сей день, правда юрлицо, торговая марка, модельный ряд и хозяева уже другие.


Первый троллейбус в Энгельсе собрали еще в 1951 году. Это была модель МТБ-82 московской разработки. Именно с МТБ-82 начиналось троллейбусное движение в Минске, но эта модель еще не несла марку ЗиУ, потому остается за рамками нашего обзора.


А вот ЗиУ-5 — это уже разработка завода из Энгельса. Первую опытную модель собрали в 1959 году, а серийно их выпускали до 1972-го, построив более 16 000 экземпляров. Несколько сотен из них трудились в Минске.


Ностальгическое фото, первая половина 1970-х годов. По молодому минскому району Чижовка едет ЗиУ-5Д 1972 года выпуска, борт 2458. Стало быть, эта машина — из последних изготовленных в Энгельсе партий.


Салон ЗиУ-5 очень напоминал рижский трамвай. Два ряда двухместных мягких диванов, обитых «кожей молодого дерматина». Две ширмовые двери в кормовой и фронтальных частях кузова. На машинах поздних годов выпуска поручни стали делать в поливиниловой оплетке, отделочную фанеру заменили на пластик. Тогда эти решения считались передовыми, позволяющими повысить электробезопасность пассажиров и удобство уборки салона.


Один ЗиУ-5Д в Минске сохранили для истории, сегодня он музейный экспонат. А работали такие троллейбусы в столице достаточно продолжительное время. «Последние из могикан» ушли с маршрутов только в августе 1987 года.


В начале 1970-х в Минск стала поступать новая модель — ЗиУ-682, определившая портрет минского троллейбуса на три с лишним десятилетия вперед.



Первый прототип ЗиУ-9 был построен в 1966 году. По сравнению со своим предшественником ЗиУ-5 этот троллейбус имел более вместительный, легкий и технологичный сварной стальной корпус вместо клепанного алюминиевого, а также пневматическую подвеску колес. Кузов троллейбуса был трехдверным (с узкой передней дверью), имел бóльшую площадь остекления по сравнению с ЗиУ-5. В рулевом управлении был применен гидроусилитель. Позже, после модернизации, модель переименовали в ЗиУ-682.


Минским троллейбусным фанатам повезло: в белорусской столице до середины нулевых поддерживались в ходовом состоянии и эксплуатировались на маршрутах ЗиУ-682В с задними фонарями-лодочками. «Лодочки» — своего рода фетиш для поклонников жанра. Например, этот экземпляр 1984 года постройки был списан только в 2005-м.


Многие минчане, наверное, еще помнят «афганский» благотворительный троллейбус с большой надписью «Боль» на боковине. Оформлением машины занимались водители, слесари, по выходным обязательно на помощь приходил директор парка. В салоне с обеих сторон вдоль окон разместили фотопортреты погибших минчан — воинов-афганцев — и их биографии. В какой-то воинской части раздобыли четыре гильзы, которые установили вместо компостеров. Один из водителей был ветераном-афганцем, в салоне через динамики звучали афганские песни. Оплачивать проезд в этом троллейбусе не требовалось: люди опускали деньги в гильзу по желанию. Собранные таким образом средства перечислялись на сооружение памятника на Острове Слез. Основой же для «Боли» послужил ЗиУ-682В 1987 года выпуска. В камуфлированной окраске машина вышла на маршрут в апреле 1991 года и отработала на линиях около пяти лет.


Существовал в Минске и собственный проект по капитальному ремонту ЗиУ-682. Например, этот экземпляр 1988 года выпуска, выработав свой ресурс в 1997-м, прошел капитальный ремонт, который провели Дзержинский экспериментально-механический завод, сделавший кузов, и Троллейбусное депо №4 г. Минска, смонтировавшее на нем электрооборудование. Всего за период с 1997 по 2001 год по такой схеме было отремонтировано 18 троллейбусов. Но столь оригинальную внешность имел только борт №4155. Остальные внешне были почти неотличимы от классических ЗиУ-682.


В начале 1990-х Минск еще покупал новые троллейбусы в Энгельсе. Этот поздний ЗиУ-682Г 1993 года выпуска — один из них. Но к тому моменту уже было принято решение строить троллейбусы у себя. Так начинался новый виток истории.



Уже в 1992 году завод «Белкоммунмаш», с 1970-х занимавшийся ремонтом троллейбусов, собрал свою версию ЗиУ-682 — модель АКСМ-100. Внешне она была неотличима от оригинала.


А вот следующую модель — АКСМ-101, освоенную в производстве в 1994 году, уже несложно было отличить от ЗиУ-682. У белорусского троллейбуса тяговое высоковольтное электрооборудование было вынесено на крышу. Вот этот кожух сверху и есть верный признак «минского клона ЗиУ». Тогда такое решение было в диковинку. Существовали люди, которые всерьез боялись ездить на таких троллейбусах в дождь, «чтобы сверху током не ударило». Конечно, это был предрассудок, от которого минчане постепенно избавились.


В 1996 году появилась еще раз модернизированная белорусская версия — АКСМ-101А. Кожух на крыше получил, если так можно выразиться, более обтекаемую форму. Борт №3357 одно время имел на кузове, пожалуй, самую красивую в городе рекламу — Shell. Существует мнение, что такая реклама все-таки лучше, чем унылый однообразный цвет, как сейчас.


Вершиной белорусской эволюции «наследников ЗиУ-682» стала модель АКСМ-101М, которую выпускали до 2002 года. Насчет красоты дизайна можно поспорить, но агрегатная часть на тот момент считалась вполне передовой. Применялся передний мост от «СуперМАЗа», было изменено крепление тягового двигателя. И да, представляете, были времена, когда McDonald’s нуждался в рекламе и использовал для этого «троллейбусный медиаресурс».


Именно с разработок, базировавшихся на идеях ЗиУ-682, начиналась история «Белкоммунмаша» как производителя. В дальнейшем появятся собственные модели, сначала высокопольные, а затем и низкопольные. Ну а потом «ученик» превзойдет «учителя» как по объемам выпуска, так и по инженерному уровню.


Свой первый сочлененный троллейбус ЗиУ-10 Завод имени Урицкого сделал еще в 1978 году, однако в Минске такие троллейбусы появились только в 1993-м. Всего было закуплено пять таких машин. Все — поздней модификации ЗиУ-683В01.


Следующая закупка сочлененных троллейбусов в Энгельсе состоялась в 2002—2003 годах. Тогда Минск приобрел 16 «гармошек» ТролЗа-6205.02. У них были другие двери, другой дизайн пластиковой маски, другие компоненты, но в основе это была все та же классика. Некоторые из машин списали уже через четыре года, «долгожители» отработали по 10 лет.


Сейчас троллейбусный парк Минска полностью преобразился. В нем нет подвижного состава небелорусского изготовления, всё исключительно Made in Belarus. Минск остается троллейбусной столицей мира (по количеству эксплуатируемых единиц) с машинами только собственного производства. Но начиналось это производство именно с клонов ЗиУ, так что в историю белорусского троллейбусостроения эти три буквы должны быть вписаны золотой краской.
©

Читайте также: