Игрушка андроид 18 века

Обновлено: 09.05.2024

Автоматон (automaton, от греческого αὐτόματον — действующий по собственной воле), кукла-автомат — самостоятельно действующий механизм (или совокупность механизмов), выполняющий с помощью внутреннего устройства определенный набор действий по жёстко заданной программе без непосредственного участия человека и имитирующий форму и движения человека либо животного.

Мифы разных народов с древнейших времен упоминают о механизмах, которые можно идентифицировать как автоматоны. Так в «Илиаде» Гомера рассказывается о том, как бог Гефест отковал необычные треножники для прислуживания гостям:

«…Двадцать треножников вдруг он работал,

В утварь поставить к стене своего благолепного дома.

Он под подножием их золотые колеса устроил,

Сами б собою они приближалися к сонму бессмертных,

Сами б собою и в дом возвращалися, взорам на диво» (пер. Н. Гнедича).

А в «Одиссее» упоминаются бессмертные собаки (золотая и серебряная) которых Гефест выковал, чтобы они охраняли дворец царя феакийцев Алкиноя. В мифе о Дедале говорится, что он не только высекал из мрамора скульптуры, но и заставлял их двигаться. Древнегреческий поэт Пиндар (522–442 до н. э.) писал о статуях с острова Родос, двигавшихся по колдовской воле жрецов Тельхинов.

В еврейской мифологии царь Соломон построил трон с механическими животными, которые приветствовали его, когда он садился на него — орел возлагал корону на его голову, голубь приносил ему свиток Торы, а золотые бык и лев помогали ему подняться на трон. Рассказывают об автоматонах и многочисленные китайские легенды.

Давайте узнаем об этом всем подробнее …

В средние века подобные истории можно встретить в сказках «Тысячи и одной ночи», где упоминаются медные и железные статуи, оживлённые джиннами.

Впрочем, известно и о реальных механизмах, построенных в древнейшие времена. Уже тогда автоматоны широко использовались в ритуальных целях. Так, например, известно, что в Древнем Египте жрецы хранили статую Осириса, в глазницах которой в нужный момент вспыхивал огонь, а другие храмовые статуи имели механические руки управлявшиеся жрецами. Геродот упоминает говорящие статуи, которые стояли у ворот египетских храмов, изрекая волю богов. Они могли поворачивать головы, открывать глаза, ходить и… «по ночам охраняли храмы от грабителей».

В Древней Греции искусственных людей (автоматоны), называли андроидами, а их создателей – тавматургами.

В античном мире автоматоны использовались не только в ритуальных целях, но и в качестве игрушки и инструмента для демонстрации научных принципов, как например механизм, построенный греческим математиком Героном Александрийским. Устраивались также кукольные хороводы — куклы закреплялись на большом диске, который вращался под напором водяной струи, исполняли весьма затейливые танцы.

Одним из древнейших автоматонов о котором имеются достоверные сведения, считается механизм, сделанный в IV в. до н. э. греческим математиком Архитом Тарентским. Это был деревянный голубь, летавший «с помощью тайной пружины и опускавшийся на землю без малейшего затруднения».

Служанка-автоматон — изобретение Филона Византийского, механика III века до н. э. Это чудо древнегреческой робототехники предназначалось для вполне логичной цели — она наполняла чашу вином, смешивая затем его с водой. Подача жидкостей происходила из двух контейнеров с трубками, помещённых внутрь механизма.

В древнем Китае изготовлялись автоматоны, приводимые в движение пороховыми взрывами. Известны также и китайские куклы, которые кувыркаются под воздействием помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести.

Лао-Цзы упоминает об автоматоне построенном для императора Му Чжоу (1023-957 до н.э.) механиком Ян Ши – механическом «человеке» в натуральную величину. В V веке до нашей эры философ Мо-цзы писал о своем современнике Лу Бань, сделавшем искусственных деревянных птиц, которые могли летать.

В середине VIII века в дворцовом комплексе Багдада были построены первые автоматоны приводившиеся в движение силой ветра. Тогда же Халиф аль-Мухтар изумлял посетителей багдадского двора деревом из золота и серебра, в кроне которого на все голоса распевала целая стая механических птиц.

В IX веке братья Бану Муса изобрели автоматон играющий на флейте, который они описали в своей книге.

Али ибн Халаф аль-Маради написал в XI веке «Книгу тайн» — трактат, полностью посвященный постройке сложных автоматонов. В ней он описал конструкцию тридцати одного автоматона.

В начале ХIII века арабский механик Абу аль-Из ибн Исмаил ибн аль-Раззаз аль-Джазари написал трактат «Китаб фи марифат аль-хиял аль-хандасийя» («Книга знаний об остроумных механических устройствах»). В этой богато иллюстрированной книге он описал весьма сложные механизмы – например автоматон-лодку с четырьмя механическими музыкантами. Здесь также описывался автоматон «часы-слон», копию которого сегодня можно увидеть в торговом центре «Ибн Батута» в Дубае.

Абу аль-Из ибн Исмаил ибн аль-Раззаз аль-Джазари Иллюстрация в «Книге знаний об остроумных механических устройствах». Часы-слон, 1206 г.

С некоторым опозданием появились автоматоны и в средневековой Европе.

Есть легенда, что середине ХIII века монах-доминиканец Альберт фон Больштедт из Кёльна, прозванный современниками Великим, сделал железную служанку, которая умела ходить, двигать руками и даже говорить. Согласно другому варианту этой легенды автоматон Альберта Великого был не «служанкой» а «говорящей головой». Впрочем, финал у обеих версий легенды печально одинаков — Фома Аквинский, ученик Альберта, посчитал автоматон дьявольским творением и разбил его молотом.

Существует также легенда о летающей железной мухе построенной Альбертом В. Рожером Баконом (1214-1294 г.).

Впрочем, имеются и вполне достоверные сведения о автоматонах построенных в Европе тринадцатого века.

Так архитектор из Пикардии Виллар де Оннекур в своей рукописи по архитектуре, написанной в тридцатых годах тринадцатого века, описал зооморфные конструкции автоматонов, а также автоматона-ангела, который постоянно поворачивается лицом к солнцу.

Жак де Вокансон. Автоматон «Утка, принимающая пищу», 1739 г.

А в конце тринадцатого века Роберт II, граф Артуа в своем замке построил увеселительный сад, в котором для развлечения были устроены автоматоны – обезьяны-марионетки, механические птицы, механизированные фонтаны. Парк славился своими автоматонами еще в пятнадцатом веке, но был разрушен английскими солдатами в шестнадцатом веке.

В эпоху Возрождения идеей создания автоматонов увлекались Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Галилео Галилей, Хуанело Турриано.

Леонардо да Винчи принадлежат чертежи автоматона датируемые приблизительно 1495 годом. Это была человеческая фигура в средневековых доспехах. Как и многие другие изобретения Леонардо, он не был построен. Однако в наше время итальянские исследователи по этим чертежам воссоздали замысел да Винчи. Этот автоматон может двигать руками, поворачивать голову и садиться.

В 1560 году придворный механик императора Священной Римской империи Карла V Хуанело Турриано сделал механического монаха. Автоматон ходил, крестился, поднимал распятие в левой руке, подносил крест к губам и целовал его, двигал глазными яблоками и шептал беззвучные молитвы. Автоматон передвигался на колёсиках скрытых под монашеским одеянием. Сегодня он хранится в Смитсоновском институте в США. Другой дошедший до наших дней автоматон Х. Турриано – «Лютнистка» был поострен им еще раньше в 1529 году.

В семнадцатом веке искусство создания автоматонов получает распространение во Франции. В 1649 году, для будущего короля Людовика XIV находившегося тогда в «нежном возрасте», ремесленники построили автоматон состоявший из нескольких миниатюрных придворных дамам, лакеев и лошадей, запряженных в экипажи.

Музыкальный автоматон – Шарманка. Франция, 1875 г.

Множество разнообразных автоматонов создали немецкие механики. В основу их действия был положен часовой механизм. Вскоре подобные механизмы широко распространились по всему миру. Так «итальянский» автомат отца Себастьяно был «подобен движущейся картине, по жанру – опере. Вся картина была шириною 16 дюймов и 4 линии, высотою в 13 дюймов и 4 линии, а толщиною в 1 дюйм».

Сохранились свидетельства существования автоматонов и в допетровской Руси. В частности имеются свидетельства того, что у Ивана Грозного был механический автоматон-слуга — «железный мужик». Купец Йохан Вем в своих дневниках приводит о нем следующие сведения: «Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя, и бежал медведь от него в ранах и ссадинах … Железный мужик на удивление всем подносил царю чашу с вином, кланялся гостям и что-то напевал на этом невыносимом русском языке, который мне так никогда и не поддался».

А у царя Алексея Михайловича в Коломенском дворце по разные стороны от трона стояла пара механических львов, способных копировать некоторые движения настоящих животных.

Дальнейшие свидетельства существования «русских» автоматонов относятся уже к петровской и послепетровской эпохам.

Существует легенда о том, что после смерти Петра Великого его вдова императрица Екатерина I приказала сделать «Восковую персону» – механическую куклу, которая была точной копией почившего. У «Персоны» с помощью специальных шарниров двигались руки и ноги, а на голове был парик из волос Петра I. Изготовление этого автоматона якобы было поручено русскому естествоиспытателю, ученому и государственному деятелю Якову Брюсу. Впрочем, эта легенда имеет весьма слабое документальное подтверждение.

Автоматон «Рыцарь» воссозданный по рисунку Леонардо да Винчи.

Зато точно известно, что российский архитектор итальянского происхождения Джованни Фонтана создал «механического дьявола».

В XVIII веке своими автоматонами славились французские механики Ж. де Вокансон и Пьер Дюмулен.

Механик и часовщик Жак де Вокансон создал известный автоматон «Крысолов». Это был «пастух», который играл на барабане и флейте (причем имел весьма разнообразный репертуар). Этот автоматон был представлен автором Французской академии наук и имел большой успех. В 1738 году Вокансон построил свой второй автоматон «Ударник» который играл на цимбалах и барабане двадцать различных мелодий. А в 1739 году изобретатель построил автоматон известный как «утка Вокансона» или «утка, принимавшая пищу». Этот механизм стал первым способным имитировать процесс потребления пищи.

Другой изобретатель восемнадцатого века Фридрих фон Кнаус создал один из первых пишущих автоматонов.

Пожалуй, самым известным в истории создателем автоматонов был швейцарский часовщик из Ла-Шо-де-Фон Пьер Жак Дро. Три его шедевра – «Пианист», «Художник» и «Писатель» вызывали удивление и восхищение современников. «Пианист» — автоматон исполненный в виде женщины играющей на пианино состоит из двух с половиной тысяч деталей. Он не только играл на пианино — у него двигались глаза, руки, он «дышал» и даже кланялся в конце каждой музыкальной темы. «Художник» состоявший из двух тысяч деталей изображал ребенка, рисующего сидя за столом. Он мог выполнять до четырех рисунков, а также имитировал поведение человека – двигал руками, глазами и даже дул на бумагу, чтобы удалить лишний карандашный порошок. И наконец «Писатель» — самый сложный из трех автоматонов, состоит из шести тысяч деталей. Этот автоматон мог написать с помощью пера краткий текст размером до сорока слов, а также весьма успешно имитировал поведение пишущего человека. Все три автоматона сохранились и их можно увидеть в Музее искусств и истории Невшателя (Швейцария).

Вот тут мы очень подробно рассматривали Робота возрастом в 250 лет работает и сейчас


А в 1770 году изобретатель Вольфганг фон Кемпелен, служивший при дворе австрийской императрицы Марии Терезии, придумал для неё шахматный автоматон – «Турок», ставший впоследствии героем одной из фантасмагорий Гофмана. В течение более восьмидесяти лет «Турок» обыгрывал почти всех соперников, пока не выяснилось, что под шахматным столом прятался живой шахматист.

В XVIII веке большую популярность приобрели так называемые театры автоматонов, представляющие собой разновидность шарманки, дополненной подвижными фигурками. В ящике, отделанном как зал дворца, размещались маленькие фарфоровые куклы-музыканты. После завода пружины они начинали двигаться: скрипач водил смычком по крошечной скрипке, клавесинист опускал руки на клавиши инструмента, арфистка перебирала струны арфы. Пружина приводила в действие не только фарфоровых музыкантов, но и спрятанный внутри ящика музыкальный механизм, исполнявший несколько мелодий.

Чрезвычайно популярны автоматоны были в Японии и Китае XVIII-XIX веков. В Китае в эту эпоху получают распространение часы-автоматоны. А в Японии — автоматоны-каракури.

Выделяются три типа таких автоматонов: «Butai Karakuri», которые использовались в театре; «Zashiki Karakuri» — предназначенные для развлечений и «Dashi Karakuri» — использовавшиеся во время религиозных праздников.

Автоматон Karakuri Ningyo. Япония, Вторая половина XVIII — XIX первая половина века.

В 1845 году австрийский эмигрант Йозеф Фабер выставил в США «Удивительную говорящую машину», представлявшую собой механическую голову, отвечавшую на вопросы загробным монотонным голосом, на разных языках (но с немецким акцентом). Управлял машинной речью сам изобретатель с помощью клавишного инструмента, заставлявшего вибрировать по-разному настроенные металлические пластины. Его следующий автоматон «Эуфония» даже пел.

В 1868 году американский механик Цадок Дедерик изобрёл «парового человека», способного «тянуть в кэбе груз как три лошади, впряжённые в такую же повозку».

Вообще период между 1860 и 1910 годом считается «золотым веком автоматонов». В те годы в Париже процветало множество небольших семейных предприятий специализировавшихся на их изготовлении. Так производство механических кукол, которые могли ходить, открывать и закрывать глаза, наладил часовщик Ж. Н. Стейне.

Французский часовщик и ювелир Леопольд Ламберт в 1887 году основал в Париже компанию по выпуску музыкальных кукол-автоматов. Через год он уже получил золотую медаль на выставке в Барселоне, а в 1889 году — в Париже. Многие из его автоматонов сегодня украшают коллекцию французских кукол-автоматонов представленную в Национальном Музее Монако.

Славились своими куклами-автоматонами французские фирмы «Виши», «Леопольд Ламбер», «Флейшманн и Блёдель» (головы для их изделий поставляли в основном немецкие производители).

Французский иллюзионист (прозванный отцом современной магии), начинавший свою карьеру как часовщик, Жан Эжен Робер-Уден использовал автоматоны в своих представлениях. Из них самые известные — поющий «Бюст певицы» (впрочем, пел не автоматон, а спрятанная за кулисами живая певица) и «Кондитерская Пале-Рояль» — механический официант, разносящий по залу еду и напитки.

Но с началом Первой мировой войны производство автоматонов практически сходит на нет.

В ХХ веке на смену хитроумным атоматонам пришла эпоха массовой заводной игрушки. Что же касается старинных автоматонов, то они заняли свое место в музеях и частных коллекциях.

Но в том же ХХ веке возникло и особое направление в изготовлении автоматонов – аниматроника. Аниматроника это разработка и изготовление человекоподобных развлекательных машин для киноиндустрии и парков аттракционов. Особенно преуспела в этом компания «Walt Disney Pictures».

А вот в театре кукол автоматоны почти не используются. Причина этого кроется в том, что в их работе роль актера сведена к минимуму. Из немногих случаев их использования можно, пожалуй, вспомнить лишь спектакли «Три толстяка» по Ю. Олеше (кукла наследника Тутти) и «Соловей» по Г.-Х. Андерсену в московском Театре кукол имени С. В. Образцова.

200 лет назад не было многих, привычных современному человеку вещей, и уж тем более того обилия игрушек, которыми сейчас может похвастаться любой детский магазин. О простых деревянных и глиняных игрушках речь сегодня не пойдет. Поговорим о красивых и необычных игрушках - они были предметом роскоши и их могли себе позволить только состоятельные семьи, а некоторыми владели исключительно особы королевских кровей и их наследники. Такие игрушки были сделаны очень тонко, с большим количеством деталей и чаще всего вручную.

1. Фарфоровые куклы . Неспроста эти куклы так ценятся коллекционерами со всего мира - в то время каждая кукла изготавливалась и раскрашивалась вручную и была целым произведением искусства. Платья шили на заказ у лучших портных, а для энтузиастов выходили специальные журналы с выкройками для кукольных нарядов, обуви и сумочек. Фарфор был очень хрупким материалом и именно поэтому с такими куклами обращались очень бережно и многим детям давали играть с ними под присмотром гувернанток.

Из фарфора делали голову и конечности, тело обычно было тряпичным. Иногда вместо ног делали тяжелую платформу для большей устойчивости. Парики делали из мохера или настоящих волос, конечности крепились к тельцу резиночками, шарнирами, проволокой. Примерно с 1850 года затылки у кукол стали делать мягкими (отрезая заднюю часть головы) из папье-маше, чтобы было удобнее фиксировать парик и устанавливать подвижные глаза.

2. Автоматоны. Такие механизмы были эксклюзивными, штучными, их называют первыми роботами. Это механические устройства, андроиды, способные выполнять довольно сложные операции - рисовать, писать стихи, и даже играть на музыкальных инструментах. Иметь дома такую игрушку не могли себе позволить даже очень состоятельные семьи, их дарили царям, королям и принцессам. Свой бум автоматоны пережили в XVIII-XIX веках, когда их создавали в рекламных целях (например, Пьер Жаке-Дро, для продвижения своей марки часов) или собирали целые представления для публики.

Многие автоматоны были достаточно просты и выполняли набор несложных типовых действий, но были и настоящие чудеса инженерной и изобретательской мысли - они состояли из нескольких тысяч деталей, идеально подогнанных друг к другу, как швейцарские часы, например, автоматон-музыкант "Мария-Антуанетта":

Еще один автоматон, Draughtsman-Writer швейцарского механика Генри Майлардета предположительно 1800-1805 года выпуска, имеет настолько сложную конструкцию, что раскрыть его полный функционал смогли только после его восстановления - он умеет рисовать несколько довольно сложных картинок и писать стихи.

3. Музыкальные шкатулки. Это изобретение начало свою жизнь в 1796 году - часовщик Антуан Фавр из Женевы создал металлическую гребенку, на которой с помощью зубцов можно было воспроизводить мелодию. И в 1815 году в Швейцарии открылась первая фабрика по производству музыкальных шкатулок.

Музыкальные шкатулки - это изделие очень тонкой, ювелирной, исключительно ручной работы и наверняка были одним из самых желанных подарков для ребенка - не только утонченная красота этого механизма, но еще и возможность иметь свою, "карманную музыку" тревожили не один детский ум 200 лет назад. Фантазия мастеров не знала границ - были музыкальные шкатулки в виде часов, роялей, дворцов, с птичками, балеринами и танцующими парами.

Были и шкатулки со сменными "пластинками" с разной музыкой на каждой. В такой шкатулке Crosley Music Box при проигрывании музыки в нижней части танцевали пары и двигались по кругу.

О Жаке де Вокансоне, жившем три века назад, а особенно о изобретаемых им устройствах, ходит достаточно большое количество легенд и слухов, тайн и мистики.

Вокансон родился в 1709 году во Франции, на юго-востоке, в городке Гренобль, и с самого раннего дества проявлял способности к механике и созданию разных устройств. По одной из легенд, уже в десять лет он собрал точную копию часов с ратуши.

Судьба готовила ему жизнь в ордене иезуитов, куда отец устроил Жака получать образование, но неуемная энергия сыграла шутку – Вокансон для одного официального приема изготовил прислугу: движущихся кукол-автоматонов, чем вызвал гнев церкви и изгнание из ордена.

Изобретатель перебрался в Париж, где 11 февраля 1738 года создал первый свой настоящий шедевр – автоматон «Игрок на флейте», игравший 12 мелодий на настоящей флейте – двигал пальцами и дул в инструмент «по-человечески». Так же работал и следующий механизм – «Игрок на тамбурине», сделанный чуть позже.

В том же году на специально организованной выставке демонстрировалась механическая утка, самое завораживающее устройство Вокансона. Механическая птица стояла на пьедестале, крякала, пила воду из чашки, ела зерно и раскрывала и хлопала крыльями! Но и это не все – пища «переваривалась» и затем, как у настоящей птицы, выходила из клоаки «экскрементами» другого цвета.

Механизм, управляющий птицей, был скрыт в постаменте, как и у других аппаратов изобретатетля.

Механическая утра произвела настоящий фурор, и 1742 году была куплена, вместе с остальными двумя автоматонами, лионскими богачами и перевезена в Лондон. В 1805 г. великий Гете наблюдал за работой механизма, а иллюзионист Робер-Уден в 1844 г. Разбирал, чистил и ремонтировал ее в Париже, после чего она отправилась в Краковский музей, где и пропала после пожара 1882 года.

Копию этого замечательного устройства создал в 1998 году часовщик Жак Фредерик Ведони сконструировал точную модель механической утки, для музея автоматов Гренобля. В 2013 году ее купил частный коллекционер и след замечательного механизма теряется, возможно, что и навсегда (как у той самой, оригинальной).

Отметить стоит еще тот факт, что сын простого перчаточника Жак де Вокансон, благодаря своему дару и таланту изобретателя, стал членом академии наук в Париже и умер в возрасте 73 лет.

Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ".



Вокансон делал, возможно, и не самые жуткие игрушки-автоматы – напугать публику можно было и более простыми способами. Но то, с какой тщательностью он подходил к изготовлению каждой детали, а главное – та реалистичность в воспроизведении совершенно не «машинных» процессов, что отличали его творения, сделали его чуть ли не самым известным французским изобретателем XVIII века. И даже тот факт, что Вокансон, вообще говоря, создал революционный для своего времени ткацкий станок, как-то отошел на второй план.

Как мальчик из Гренобля мечтал стать часовщиком, а стал изобретателем

Жак де Вокансон родился 24 февраля 1709 года в Гренобле, родился без всяких «де»: дворянскую частицу перед именем он заработает гораздо позже, когда его имя будет знать уже вся Европа. Семья была небогатой, детей растили много (будущий изобретатель был десятым по счету). Отец занимался изготовлением перчаток. Неизвестно, как возникла эта страсть Жака к исследованию механизмов и их возможностей, может быть, это произошло благодаря тому, что детей во время визитов в гости частенько оставляли играть где-нибудь в отдельной комнате, а там непременно находились часы с маятником – манившие к себе сильнее любых игрушек.

Клод-Николя Ле Кат, оказавший, возможно, решающее влияние на выбор Вокансоном своего призвания. Источник: commons.wikimedia.org

Вокансон учился сначала в колледже иезуитов, потом в учебном заведении другого монашеского ордена – минимов. Но с религиозным направлением обучения не задалось – гораздо интереснее Жаку было иметь дело с механикой и физикой. На будущие занятия молодого француза повлияло знакомство с хирургом Клодом-Николя Ле Катом, который, помимо собственно медицинской науки, интересовался и различными механическими устройствами.

Мечтой Ле Ката, а за ним и Вокансона, стало изготовление таких автоматов, которые имитировали бы разные процессы в человеческом организме – например, дыхание, пищеварение и кровообращение. Полностью реализовать свои замыслы Жаку де Вокансону не удалось, но поразить воображение современников, да и следующие поколения зрителей, получилось. Но сначала он занимается ремонтом часов, а с восемнадцати лет держит собственную мастерскую, в которой конструирует различные механические куклы и игрушки – во Франции XVIII века такое было более чем востребовано.

Самые знаменитые игрушки Вокансона

Вокансон прекрасно разбирался во вкусах богатых и знал, чем их удивить и развлечь. Не забудем и о его стремлении воспроизвести то, что до него удавалось сделать лишь самой природе. В тридцатых годах XVIII века перед изумленной публикой предстали несколько автоматонов Вокансона – механизмов, выполняющих определенные действия. Два из них выглядели «по-человечески» – это были «Пастух», играющий на свирели и тамбурине, и «Флейтист».

Три самые знаменитые автомата Вокансона. Источник: commons.wikimedia.org

Это были сложные механизмы. Пастух воспроизводил в общей сложности двенадцать песен. Флейтист держал в руках настоящий музыкальный инструмент и извлекал из него звуки с помощью потоков воздуха, которые направлял изо «рта». Внутри механизма находились девять мехов разной величины, они нагнетали воздух в «трахею», «горло»; андроид шевелил «губами», у него был даже металлический «язык», который регулировал направление воздушных потоков.

Следует добавить, что к внешнему виду своих автоматонов Вокансон подходил тоже довольно требовательно – металлические пальцы плохо влияли на звучание музыкального инструмента, поэтому андроид был «одет» в кожу. Но еще большей сенсацией стала представленная в 1739 году «Утка» – механическая птица, способная вести себя как настоящая, в том числе махать крыльями, крякать, пить воду, клевать зерна, а главное – оставлять после себя продукты «жизнедеятельности», чрезвычайно похожие на настоящие.

Современная версия вокансоновской «утки». Источник: pinterest.com

Этот автоматон был медным с позолотой, в натуральную величину – размером с живую утку. Тщательность изготовления деталей впечатляла – лишь в одном крыле насчитывалось несколько сотен движущихся деталей. Вокансон представлял утку как своеобразную «химическую лабораторию», которая демонстрировала процесс переваривания пищи. По следам этого механического шедевра были созданы копии – не настолько удачные и знаменитые. А спустя столетие «Утку» исследовал один из главных иллюзионистов своего времени, Жан-Эжен Робер-Уден.

Судьба игрушек и другие изобретения Вокансона

Он и сообщил, что в утке есть потайной отсек, в который закладывается заранее смесь хлебных крошек и зеленой краски – то есть никакого «переваривания» не происходит. Впрочем, остается возможным, что Робер-Уден – к слову, одобривший уловку как фокусник, – разбирался в строении не самой утки Вокансона, а одной из ее копий. Оригиналы трех знаменитых автоматонов изобретателя не сохранились до наших дней – андроиды, вероятно, не пережили французскую революцию, а утка сгорела в музее во время пожара в 1879 году.

Робер-Уден и версия строения «утки», признанная ошибочной

Жак де Вокансон к механическим игрушкам охладел довольно рано – в 1743 году он распродал все свои изобретения и сосредоточился на тех автоматах, от которых было больше практической пользы. Еще раньше, когда его имя было на слуху в светских салонах, Вокансон получил приглашение от короля Пруссии Фридриха II, но предпочел работу на благо Франции. По поручению кардинала Флери он занялся автоматизацией ткацкого производства, и создал ткацкий станок, в котором были задействованы перфокарты. В процессе работы он опирался и на достижения других изобретателей, но все же вписал свое имя в историю развития «жаккардовой машины».

А в истории ткацкого производства Вокансон остался как изобретатель ткацкого станка и токарного - для изготовления необходимых металлических деталей к первому. Источник: commons.wikimedia.org

В 1746 году Вокансон стал членом Академии наук и поселился в парижском доме, в котором жил до самой смерти, там же находилась его мастерская. По завещанию изобретателя вся коллекция его изделий переходила королю Людовику XVI, а в доме впоследствии был открыт Королевский механический кабинет. Вокансон скончался в 1782 году. Его изобретения, толком не исследованные, а потому загадочные, будоражат умы и сейчас – предположение о создании Вокансоном не известного ранее андроида стало частью сюжета фильма «Лучшее предложение», захватывающего триллера с тонким юмором и ловкой аферой.

Спустя более чем 200 лет мануфактура Jaquet Droz из Ла-Шо-де-Фон, окружного центра кантона Нешатель в Швейцарии, возобновила выпуск «автоматонов», , больших механических кукол, названных по фамилии часовщиков семьи Дро. Но давайте вспомним, как это все начиналось.

Знакомьтесь, это «Писатель», часовой автоматический механизм, который был создан еще в 1770-х годах известным часовщиком швейцарского происхождения, Пьером Жаке-Дро. Созданный механизм предназначался для записи слов и предложений до 40 символов. Не смотря на столь серьезный возраст, механизм отлично работает и по сей день, шокирую всех своей сложностью.

Представьте себе, что значит создать механическую машину, которая может писать в 1770 году? Это великое событие обогнало время. Кроме того, мы даже не можем предположить, сколько времени понадобилось создатели данного механизма, сколько терпения и находчивости было положено для достижения желаемого результата.


Пьер Жаке Дро, известный часовщик и механик, родился в 1721 году на небольшой ферме Сюр-ле-Пон, расположенной в окрестностях городка Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds). Он положил начало одной из самых престижных торговых марок и стал искусным создателем анимированных часов с поющими птицами и фонтанами, музыкальных часов, а также автоматических механизмов — автоматонов.

С 1738 по 1747 годы Пьер Жаке Дро занимается часовой механикой. Он изготовил ряд напольных часов с высокосложными механизмами, которые превосходили по своим характеристикам все, тогда существовавшие аналоги. Затем, Пьер Жаке Дро стал встраивать в свои часовые механизмы модули воспроизведения музыки.

И как-то раз, Пьер Жаке Дро познакомился с Милордом Марешалем, губернатором княжества Невшатель, который посоветовал ему показать его механические шедевры за границей и, в частности, в Испании, где Милорд мог помочь ему устроить встречу с королем.


Заручившись его поддержкой, Пьер Жаке Дро вместе с тестем и молодым работником Жаком Жеврилем изготовили специальную кибитку, в которой помещалось шесть маятниковых часов, и в 1758 году отправились в Испанию. Пьеру Жаке Дро было дозволено показать свои творения королю Испании Фердинанду VI. Эта презентация стала настоящим триумфом мастера – монарх и придворные были поражены часами, которые отбивали время автоматически, без какого-либо вмешательства извне.

Несколько дней спустя мастер получил 2000 золотых пистолей: все привезенные им часы были приобретены разом для королевских дворцов Мадрида и Виллависиоза…


Это была внушительная сумма, благодаря которой Пьер Жаке Дро по возвращении в Ла Шо-де-Фон в 1759 году смог полностью посвятить себя изготовлению карманных и настольных часов, а также созданию знаменитых автоматонов. В работе ему помогали сын Анри-Луи и Жан-Фредерик Лешо – соседский сын.

Начиная с 1773 года семейное предприятие Жаке Дро и Лешо выпускает все более и более совершенные автоматоны. Высшая степень мастерства была достигнута с изготовлением трех кукол-автоматонов: Калиграфа, Художника и Музыкантши.

Первую автоматическую куклу Пьер-Жак Дро сделал в 1773 году. Андроид назывался «Пишущий мальчик» и представлял собой сидящую за столом куклу, размером с пятилетнего ребенка. Тело «автоматона» было сделано из дерева, голова — из фарфора, на изготовление у часовщика ушло 20 месяцев. Заводной мальчик выводил гусиным пером на чистом листе бумаге фразы (что-то вроде «Я люблю тебя, мой город» или «Пьер-Жак Дро — мой изобретатель»), промокал пресс-папье чернила, задумчиво смотрел на написанное, а затем выбрасывал листочек и снова начинал писать. Премьеру «Мальчика» Дро устроил в Париже в 1774 году — при дворе только что вступившего на трон Людовика XVI «живая» кукла вызвала ажиотаж.


После «Мальчика» Дро вместе с сыном Анри сделал еще две куклы — «Рисовальщика» и «Музыкантшу». «Рисовальщик» почти ничем не отличался от «Пишущего мальчика». Он также сидел за деревянной конторкой, одетый в красный камзол, штанишки и белую рубашку с жабо. Однако «Рисовальщик» писал не фразы, а рисовал карандашом на бумаге собачку и подписывал свой рисунок — «Моя Туту» («Mon Toutou»; собачка Туту была любимицей предыдущего французского короля — Людовика XV).

«Музыкантша» была более сложной заводной фигурой, над ней работали уже три часовщика — отец и сын Дро, а также Фредерик Лешо. «Музыкантша» была крупнее «Мальчика» и «Рисовальщика» — размером с восьмилетнего ребенка. «Музыкантша» была одета в кринолин с корсажем, украшенным бантами. «Музыкальная» женщина сидела за самым настоящим, только очень крохотным, клавесином и могла исполнить на нем пять музыкальных композиций — перед «музыкантшей» лежали ноты.

Их презентация состоялась в Ла Шо-де-Фоне в 1774 году.


Кликабельно

В механизме Писателя присутствует камерная технология. Важную роль в механизме играют кулачки игрушки, потому что они контролируют не только штрихи пера, а и уровень давления на бумагу.

Другой удивительной особенностью механизма является то что Писатель способен следить глазами за словами, которые он воспроизводит. Сложность данного механизма невероятна. Как происходит весь описанный выше процесс, вы можете увидеть в видео ролике ниже.

Механизм состоит из около 6 000 деталей, каждая их которых ручной работы, миниатюрна и адаптирована чтоб поместиться в игрушечное тело. Благодаря технологиям. Используемым Пьером Жаке-Дро, механизм не требует внешнего источника энергии для своего функционирования. Механизм сам вырабатывает необходимую силу для работы.


Эти три настоящих шедевра, которые привлекли всех ценителей изящной механики, утвердили реноме Пьера Жаке Дро и стали гарантом процветания его предприятия. Столь оглушительный успех окончательно убедил Жаке Дро в необходимости представить свои шедевры всему миру. Из Ла Шо-де- Фона автоматоны отправились в Женеву, затем, в 1775 году, в Париж, где они были продемонстрированы Людовику XVI и Марии-Антуанетте. После этого человекоподобные куклы побывали во всех главных королевских дворах Европы, в том числе в Лондоне, Голландии, Фландрии (в 1780-1781 году) и на севере Франции.


Наиболее яркое представление об уровне швейцарских мастеров дает автоматон «Калиграф». Пьер Жаке-Дро приступил к его созданию в 1768 году, параллельно проводя изыскания в области механики анимации и имитации движения живых существ техническими средствами. В работе над автоматоном приняли участие Жан-Фредерик Лешо и Анри-Луи Жаке-Дро, который позднее внес некоторые модификации. Автоматон «Калиграф» высотой около 70 см представляет собой мальчика, сидящего на табурете за столом из красного дерева. Его механизм, состоящий из 4 тыс. (!) деталей, является самым сложным из трех упомянутых человекоподобных автоматов.

Автоматон можно запрограммировать, с тем чтобы он написал любой текст из 40 знаков, располагающийся в три строчки. Правой рукой «Калиграф» макает гусиное перо в чернильницу, поворачивает глаза в направлении пера, качает головой и начинает выводить текст на автоматически перемещающемся под рукой листе бумаги. Зрелище стоит признать весьма завораживающим — в особенности если учесть, что автоматон создан без малого 250 лет назад и до сих пор отлично работает.


Успех заводных кукол Дро был огромен. В Париже у кукол появились конкуренты — куклы, сделанные французским механиком Жаком Вокансоном. Жак Вокансон подхватил тему «Музыкантши» — он изготовил «Флейтиста», который мог исполнять 11 мелодий. Но шедевром Жака Вокансона была кукла в виде утки, которая умела ходить, плавать, крякать, отряхивать крылья. Утка умела заглатывать зерна и даже переваривать пищу — в ее брюшке находился сосуд с химическими реактивами, которые разлагали зерна. Кукла этой славной утки, в отличие от кукол Дро, не дожила до сегодняшнего дня — Вокансон привез ее в Россию, где она сгорела во время пожара на Нижегородской ярмарке. В России мода на механических кукол была широко распространена. Можно вспомнить часы «Павлин», сделанные механиком Консом (сегодня стоят в Эрмитаже), «автоматы с музыкой» Ивана Кулибина (его «театральные» часы «Гусиное яйцо» тоже находятся в Эрмитаже), а также произведения тульских мастеров, воспетые Лесковым в «Левше».


Появление в Европе в конце XVIII века «заводных людей» было связано с попытками объяснить природу человека вообще. Еще в XVII веке Декарт говорил о человеке «как механической машине, наделенной душой». Философские дискуссии на тему «механики человека» не утихали на протяжении всего века Просвещения: философ Ламеттри ответил Декарту книгой «Человек-машина», ставшей популярной. Механические люди представляли собой своего рода уменьшенные копии живых людей. Заводные игрушки были столь популярными, что на четыре десятилетия вытеснили традиционное механическое чудо тех лет — карманные часы. В XIX веке многие часовые мануфактуры имели в производстве механические игрушки. Механические куклы все еще интересовали публику, однако подешевели и поэтому утратили статусность — в 1880-х годах куклу можно было купить в обычном магазине. Мода на заводных кукол прошла в начале XX века, а с появлением в 1928 году первой электрической куклы, робота, про механических кукол и вовсе забыли.

Художник — это автоматон, созданный в 1773 году и состоящий из 2000 деталей. Он может рисовать три картинки: портрет Людовика XV и его собаку с надписью «Mon toutou» (с фр. — мой пёсик), королевскую чету Марию Антуанетту и Людовика XVI, а также сцену с Купидоном, управляющим колесницей, запряжённой бабочками.
Механизм состоит из системы кулачков, которые управляют движением руки в двух измерениях, а также отвечают за подъем карандаша. Помимо этого автоматон ёрзает на стуле и периодически сдувает пыль с карандаша.

Вот эта собачка — любимый песик французского короля Людовика XVI, нарисованный автоматоном, и профиль короля.

«Девушка-музыкант» была сделана из 2500 деталей и отличается от других автоматонов. Это хрупкая молодая девушка, сидящая за небольшим флейтовым органом. Автоматон имеет механизм, который активирует десять пальцев девушки, которая фактически играет на инструменте.

Пять различных мелодий, которые автоматон способен играть, были написаны сыном мастера, Анри-Луи Жаке-Дро, который был не только тоже искусным механиком, но еще и одаренным музыкантом. Механизм «девушки-музыканта», довольно сложный по конструкции, состоит из четырех частей, которые приводят в действие меха инструмента, каждую руку музыканта, а также такие действия, как вздымающиеся от дыхания плечи, кукла как бы даже «дышит» (можно увидеть, как поднимается грудь) , наклоны корпуса, движение глаз и заключительный реферанс. Девушка подчеркивает движения кисти руки во время игры, способна бросать взгляд влево и вправо, заканчивая игру на органе реверансом.

Механические Куклы снова явились публике в 2003 году, когда мануфактура Jaquet Droz выставила в качестве экспоната в своем павильоне на часовой ярмарке в Базеле отреставрированного «Пишущего мальчика» (малыша заводили раз в день, и посмотреть на куклу сбегались толпы). Интерес к игрушке оказался столь велик, что было решено вновь выпускать «автоматоны» — уже нашлись желающие коллекционировать игрушки, стоимость которых не ниже стоимости астрономических часов-луковицы, традиционного объекта коллекционирования. «Автоматоны» сегодня так же модны, как и часы с большим количеством усложнений. В нынешнем ассортименте Jaquet Droz — все те же «Пишущий мальчик», «Рисовальщик», «Музыкантша» (часовщики обещают придумать новых, в частности танцующих, кукол). На изготовление одной куклы уйдет около шести месяцев, а цена (в зависимости от размера и выбранных материалов) может достигать миллиона франков.

И еще про старинные механизмы: Антикитерский механизм. Первый компьютер в мире, а так же предлагаю вспомнить кто такой Кулибин , ну и уже современный Большой путь маленького компьютера

Читайте также: