Игрушка автомобиль амфибия ссср

Обновлено: 18.05.2024

Первые самодельные амфибии появились еще на заре 1960‑х, когда и технических требований на такие машины не было.

Советское движение «самавто» отметилось и машинами класса «гран туризмо», и моноприводными кроссоверами, и даже внедорожниками. Но жителям Страны Советов, не избалованным разнообразием серийных форм и конструкций, хотелось большего!

Морская пехота

Строить автомобили-амфибии наши люди пробовали еще на заре 1960‑х, когда и технических требований на такие машины не было. Изобретателей, проживавших в далекой от столиц провинции, это не смущало. Однако со временем они, конечно, захотели выезжать на своих машинах на дороги общего пользования. Появились и технические требования.

Одним из них, как и для обычных сухопутных самоделок, стал рабочий объем двигателя — до 900 см³ и наличие не более четырех мест. Но реально и на это, и на многое другое удивительно демократичные по нынешним временам комиссии, от которых зависела регистрация самоделок в ГАИ, смотрели не очень строго. В частности, появились машины и с волговскими моторами.

Амфибия по сравнению с сухопутными автомобилями могла быть крупнее: длина — до 4800 мм, ширина — до 1800 мм, а высота — до 1650 мм. Минимальное расстояние от плоскости дороги до нижней точки амфибии должно было составлять 150 мм. Понятно, что амфибии необходимы были все полагающиеся нормальному автомобилю световые приборы. Но это было самой несложной задачей.

Разумеется, амфибии не стали массовым явлением в мире «самавто», как, впрочем, и во всем мире. Зато в Союзе появились заметные и очень интересные машины.

Ихтиандр и Ихтиандр-2

Одна из них — Ихтиандр инженера Игоря Рихмана. Гармоничный автомобиль с герметичным дюралевым (с пенопластовыми панелями изнутри) кузовом и сдвижным для входа/выхода колпаком, объединявшим боковые стекла и часть крыши. Машина появилась в 1979 году. Двигатель ВАЗ‑2103 и коробка передач ЗАЗ‑966 стояли сзади и приводили не только колеса, но и водометный движитель. При выезде из воды водомет и колеса можно было использовать одновременно.

Подвеска Ихтиандра была оригинальной: независимой торсионной спереди и сзади.

На шоссе машина развивала приличные 120 км/ч, на воде — до 20 км/ч, что тоже очень солидный показатель даже для некоторых аналогичных зарубежных конструкций тех лет. Позднее, проехав на первой машине около 400 тысяч км, Рихман построил Ихтиандр‑2 с мотором от Нивы, коробкой передач от ЛуАЗа и более модным кузовом.

Тритон

Если Ихтиандр был плавающим автомобилем-амфибией, то не менее известный некогда Тритон Дмитрия Кудрячкова — это ездящий катер, вернее — глиссер. Машина достигала на воде 60 км/ч (!), а на шоссе — 100 км/ч. Кузов уникального глиссера — несущий и герметичный, на буковом каркасе из бакелитовой фанеры, обшитой стеклотканью.

Тритон оснастили двигателем ГАЗ‑24 и коробкой передач ЗАЗ. Через самодельный редуктор момент передавался на водометный движитель. Подвески Тритона — оригинальные пружинные, передняя унифицирована с задней. Перед въездом в воду колеса с подвесами можно было снять или, если плаванье предстояло недолгое, просто поднять над ватерлинией.

При этом оригинальная тормозная система оставалась герметичной! Не без труда, но машину все-таки удалось зарегистрировать в ГАИ. На работу и на рынок на ней ездить никто, конечно, не собирался, но на дороги общего пользования Тритон выезжал законно.

Конечно, амфибии — автомобили единичные, на любителя, и в наших реалиях далекие даже от мелкосерийного производства. Зато уже в перестроечные времена появились полноприводные самоделки, теоретически пригодные к производству небольшими партиями. По крайней мере, так тогда казалось. О них мы еще расскажем — заходите почаще!

СССР много раз пытались создать машину-амфибию. Некоторые из этих попыток оказались более успешными, чем другие.

ГАЗ-46 «МАВ» был ранней попыткой разработать такой автомобиль. Во время Второй мировой войны Форд изготовил автомобиль-амфибию, известный как GPA. Он был медленным на суше и неэффективным в воде, поэтому американские войска неохотно использовали их. Большинство GPA были направлены в СССР в рамках ленд-лиза. Затем Советский Союз получил лицензию от Форда на производство самого GPA.

Когда война закончилась, Советский Союз разработал ГАЗ-46 на основе конструкции Ford GPA. Он был немного больше, чтобы сделать его более плавучим в воде, но имел ту же базовую компоновку и дизайн оригинальной модели Ford. Многие страны Восточного блока использовали транспортное средство для пересечения озер и рек и для ведения разведки.

«МАВ» - аббревиатура, которая расшифровывается как «малый автомобиль водоплавающий». Было принято решение, что для преодоления ограничений МАВ в 5 человек и относительно небольшого количества груза потребуется более крупная машина-амфибия. Таким образом, был разработан «БАВ» или «большой автомобиль водоплавающий».

ЗИС-485 был похож на DUKW, который использовался союзными войсками во Второй мировой войне и который был поставлен в Советский Союз. Он вмещал до 28 человек или 2,5 тонны груза. СССР прекратил производство ЗИС-485 в 1960-х годах, но он продолжал использоваться в Восточном блоке и на Ближнем Востоке до 1980-х годов.

В 1960-х годах в СССР был разработан оригинальный автомобиль-амфибия, который заменил БАВ. Известный как ПТС (плавающий транспортер), это был транспорт среднего размера, который стал моделью для будущих конструкций десантных транспортных средств-некоторые из которых все еще используются российской армией сегодня.

Введенный в 1965 году, ПТС перевозил в два раза больше груза, чем БАВ. Он использовал гусеницы, в отличие от БАВ, который имел шесть колес. ПТС также имел возможность действовать в районах, загрязненных радиацией или химическим оружием.

«Нива» - популярный советский кроссовер, способный ездить по бездорожье или в городе. Министерство обороны заказало амфибийную версию для военного использования. ВАЗ-2122 «Река» был спроектирован в 1976 году для удовлетворения этой просьбы, но совершенствование системы охлаждения двигателя заняла еще десять лет.

Советы также разработали машину-амфибию для Воздушно-десантных войск, чтобы эвакуировать раненых и доставить боеприпасы. На ЛуАЗ-967, можно было проехать в полулежачем положении. Он был достаточно легким для перевозки самолетом, но мог перевозить только 400 кг груза. Этот автомобиль производился в Советском Союзе на протяжении 1960-х и 1970-х годов.

В 1970-х годах УАЗ, советский автомобильный завод в Ульяновске, начал разработку автомобиля-амфибии для армии и пограничников. В начале 1980-х годов он завершил разработку УАЗ 3907 «Ягуар».

К 1989 году УАЗ изготовил 14 Ягуаров. Они могли перевозить до 800 кг, двигаться со скоростью 100 км в час, маневрировать в воде и даже поддерживать ударную волну ядерного взрыва. Проект был одобрен военными, но развал Советского Союза закончил производство «Ягуара».

Автомобиль-амфибия ЛуАЗ-967 предназначен для вывоза раненных с поля боя.


В XX столетии автомобильная промышленность развивалась очень динамично. Не остались без внимания и так называемые автомобили-амфибии, которые считались самыми прогрессивными транспортными средствами. Но за пределами военной отрасли амфибии в то время так и не нашли широкого применения. В этом обзоре самые яркие примеры советских «плавучих автомобилей», созданных для выполнения военных задач и так и не попавших в массовое производство.

1. ГАЗ-46 «МАВ»

Автомобиль-амфибия ГАЗ-46 «МАВ».

Название этой машины расшифровывается, как «Малый Автомобиль Водоплавающий». Автомобиль был оснащен четырехцилиндровым двигателем от небезызвестной «Победы», а также трансмиссией и подвеской от ГАЗ-69. Выпуск амфибии начался в 1953 году. Двигаться по воде машина могла при помощи стандартного гребного винта. Что касается назначения, машина служила для перевозки десантников и выполнения инженерных работ на воде. Модель была скопирована с американского аналога Ford GPA и использовалась до 1958 года.

2. ЗИС-485 «БАВ»

Автомобиль-амфибия ЗИС-485 «БАВ».

Прочитав о предыдущем, представители уже можно догадаться, что название этой машины звучит, как «Большой Автомобиль Водоплавающий». Название как нельзя лучше передает и всю вытекающую специфику машины. На борт амфибия могла брать 25 тонн груза или 25 человек. Машина была в состоянии поднять другие автомобили и даже артиллерийские орудия. Копировали ЗИС-485 «БАВ» с американской модели GMC DUKW-353. Выпущен «БАВ» был в 1950 году и использовался почти 12 лет.

3. ЛуАЗ-967

Автомобиль-амфибия ЛуАЗ-967.

ЛуАЗ-967 - это скорее моторизированная лодка, чем автомобиль. И на суше, и в воде машина приводилась в движение при помощи колес. Управлять ей можно была в лежачем положении. Создавалась специально по заказу ВДВ для вывоза раненных с поля боя. Габариты, грузоподъемность и запас хода у машины были очень малыми.

И сегодня в строю!

Объем двигателя не превышал одного литра. Куда важнее и интереснее, что эта машина стала предшественником куда более известной модели ЛуАЗ-969 «Волынь».

4. НАМИ-055

Автомобиль-амфибия НАМИ-055В.

Автомобиль-амфибия НАМИ-055.

Автомобиль-амфибия НАМИ-055 стал продолжением НАМИ-011 и ГАЗ-46, на создание которых оказал большое влияние американский Ford GPA. В отличие от всех предшественников машина имела куда более обтекаемый цельнометаллический корпус. Она также получила 41-сильный двигатель от «Москвича» и новейший задний гребной винт. Все это позволило разгоняться на воде даже при полной загрузке до 12 км\ч.

5. ВАЗ-Э2122

Автомобиль-амфибия ВАЗ-Э2122.

Данная модель автомобиля-амфибии была сконструирована в 1976 году на базе «Нивы» по заказу Министерства обороны СССР. Отличалась от других подобных транспортных средств новая амфибия в первую очередь тем, что на амфибию как раз почти не походила. Но внешность в этом случае обманчива, как никогда. Благодаря мощному 1.6-литровому двигателю машина могла двигаться по воде со скоростью в 5 км\ч. Вот только есть одно «но», до конвейера модель добраться так и не смогла.

6. УАЗ-3907 «Ягуар»

Советский «Ягуар» УАЗ-3907

УАЗ-3907 «Ягуар» - ещё один автомобиль-амфибия, который был создан в СССР, но так и не попал в серийное производство. Водоплавающий автомобиль был изготовлен на базе узлов УАЗ-469, а его отличительными особенностями были герметичные двери и водоизмещающий кузов. Функцию рулей инженеры закрепили за передними колёсами, а перед задним мостом установили два гребных винта.

УАЗ-3907 на заплыве.

К 1989 году было произведено 14 советских «Ягуаров». Машину приняли на вооружение. На ходовых испытаниях машина проплыла по Волге по маршруту Ульяновск – Астрахань – Ульяновск. Но после распада СССР в 1991 году военный заказ был закрыт и руководство завода приняло решение прекратить подготовку автомобиля-амфибии к серийному производству.

Современные автопроизводители тоже интересуются нишей плавающих автомобилей. Благодаря их стараниям появились 10 лучших автомобилей-амфибий, которые стирают грани между сушей и морем .

Наиболее компактный советский автомобиль-амфибия. | Фото: upload.wikimedia.org.

Современного человека сложно удивить автомобилем или моторной лодкой. А вот машины, умеющие как ездить, так и держаться на воде, напротив, всегда вызывают неподдельный интерес. Так называемые «амфибии» массово выпускались в СССР, а покататься на подобной технике могли… воины Советской армии. Подробнее об этих интереснейших машинах отечественной постройки, привлекательных и сегодня, смотрите в нашем обзоре.

Техника ленд-лиза

Американская амфибия DUKW-353 могла передвигаться по воде со скоростью до 10 км/ч. | Фото: soviethammer.blogspot.com.

В СССР машины-амфибии впервые массово появились в годы Великой Отечественной войны, а их первыми водителями стали солдаты Красной армии. В наши войска попали несколько тысяч небольших Ford GPA, а также более пятисот тяжелых трехосных DUKW-353. Американская ленд-лизовская техника использовалась по прямому назначению на пути к Берлину. Обе модели отлично себя проявили при форсировании рек и озер.

ЗИЛ-485 / БАВ

Советская тяжелая амфибия ЗИС-485 БАВ. | Фото: gvtm.ru.

Боевой опыт применения водоплавающих машин в СССР в 1943-1945 гг. показал, что такие машины нужны в Красной армии в больших количествах. Именно поэтому ведущим автомобильным предприятиям было поручено разработать отечественные модели, опираясь на проверенные временем американские образцы.

Прототип 3-осной машины был спроектирован на Днепропетровском автомобильном заводе ДАЗ (ныне производитель космической техники «Южмаш»), но выпускалась она в-основном на московском ЗИЛе. В конструкции амфибии, названной БАВ, т.е. «большой автомобиль водоплавающий», использованы узлы от отечественных грузовиков и бронетехники. Машина действительно получилась очень большой: 9,54 метров длиной, 2,48 м шириной, а вес превышает 7,4 тонны. БАВ вмещает до 28 человек или 2,5-3 тонны груза.

БАВ выходит из воды. | Фото: aralex.ru.

Траулер-амфибия УРОМ-2 создана для нужд советских рыболовов. | Фото: topwar.ru.

Привод от 5,55-литрового бензинового двигателя через девять карданных валов передается на все три оси, на водяной винт и даже на лебедку. Фактически, БАВ-485, также известный как ЗИЛ-485, был полноприводным грузовиком, который мог полноценно плавать со скоростью до 10 км/ч. На борту находились такие типично морские предметы, как спасательный круг, якорь, компас, багор. По заказу рыболовных флотилий даже выпускалась версия траулера-амфибии. Но основной задачей БАВ все же оставалась служба в инженерных частях Советской армии. Машина выпускалась до 1962 года, но находилась на вооружении стран Варшавского договора вплоть до распада СССР.

ГАЗ-46 / МАВ

МАВ - легкая, маневренная и быстрая амфибия Красной армии. | Фото: topwar.ru.

«МАВ» - это аббревиатура, которая означает «малый автомобиль водоплавающий». Внешне машина напоминает Ford GPA, но внутри плавучего корпуса скрываются агрегаты внедорожника ГАЗ-69 и двигатель от ГАЗ-М20 «Победа». Амфибия рассчитана на перевозку 5 человек или 500 кг груза. Обычно ее применяли для разведки, а также в понтонных и десантных подразделениях.

Амфибия МАВ выпускалась в Нижнем Новгороде и в Ульяновске с 1953 по 1958 гг. | Фото: abw.by.

Гусеничный транспортер-амфибия К-61. | Фото: interesniy-kiev.livejournal.com.

Одновременно с выпуском предыдущих моделей в СССР разрабатывались и амфибии оригинальных конструкций. Так, на Крюковском вагоностроительном заводе в Кременчуге был спроектирован и в 1950 году пущен в производство гусеничный транспортер К-61. Машина получилась довольно медленной, но очень проходимой, что критически важно для десантирования через водные преграды.

9-метровая амфибия шириной 3,1 м массой 9 тонн могла за раз перевезти крупнокалиберное орудие или грузовик или 40 человек десанта. Транспортер применялся не только в Советской армии, но также в странах Восточного блока, Египте, Сирии, Индонезии.

Видны гребные винты транспортера К-61. | Фото: youtube.com.

ЛуАЗ-967 / ТПК

ЛуАЗ-967 рассчитан на перевозку двух раненых. | Фото: autocentre.ua.

Компактный внедорожник-амфибия спроектирован в конце 1950-х годов специально для войск ВДВ, которым требовался транспортер переднего края (ТПК), а именно, машина, на которой можно подвозить боеприпасы, эвакуировать раненых, буксировать легкое орудие. Имеющийся на вооружении МАВ оказался слишком большим для таких задач.

Новая машина-амфибия была настолько компактной, что привод осуществлялся от двигателя «Запорожца». А водитель, чтобы «слиться» с местностью, мог управлять лежа благодаря рулевой колонке специальной конструкции. Чтобы облегчить конструкцию, проектировщики не стали делать отдельный гребной винт. Машина двигается на плаву за счет вращения колес.

ТПК серийно выпускались на Луцком автозаводе вплоть до 1989 года, а сейчас многие из этих машин служат «на гражданке», как экономичный транспорт для рыболовов и охотников.

Плавающие транспортеры-амфибии ПТС-2 выпускались еще при СССР, но служат до сих пор. | Фото: ru.wikipedia.org.

Дальнейшей разработкой амфибии К-61 стали машины серии ПТС («плавающий транспортер средний»). Первая модель появилась в 1961 году и была сконструирована на основе агрегатов серийных танков. Экипаж гусеничной машины составляет всего 2 человека, зато она может брать на борт до 75 десантников, до 10 тонн груза на воде или 5 тонн на суше.

Машины ПТС, ПТС-М, ПТС-2, ПТС-3, ПТС-4 сменяли друг друга, постоянно модернизируясь, они выпускаются до сих пор. Эти амфибии состоят на вооружении российской армии, а также многих стран бывшего Соцблока и Ближнего Востока.

Бронетехника

Морские пехотинцы десантируются с БРДМ-2. | Фото: автогурман.com.

Кому-то может показаться невероятным, что тяжелые бронированные машины также способны держаться на воде. А ведь в послевоенные годы в СССР было создано немало образцов боевой техники, которая может считаться амфибийной. Это небольшая разведывательная машина БРДМ с водометным движителем, гусеничный транспортер МТ-ЛБ, боевая машина десанта БМД, боевая машина пехоты БМП, плавающий танк ПТ-76, бронетранспортеры БТР различных модификаций.

Между прочим, машины-амфибии – то не только военный транспорт, но также и «палатки на воде», идеальный вариант для заядлых рыбаков.

В первой и второй частях этого поста рассказывалось о редких электронных игрушках времён СССР.
Третью, и наверно заключительную, часть поста я посвящяю уже не особо редким. Эти игрушки довольно часто встречались в магазинах "Детский мир", но т.к. цена на электронные игрушки часто зашкаливала, они были недоступны многим детям. Но от этого были только более желанны. И радость при получении такого подарка на Новый год или день рождения была просто неописуема.
Итак, продолжим!

Воздушный бой

Игра для 2х детей(взрослых), один управляет самолетом, другой - ракетницей. Колличество самолетов и ракет - ограничено. Питание - 4 батарейки

Морской бой

43

Электроника ИЭР-01

Автогонки — портативная игра 1983 г.

44

«Электроника ИМ-20» Суперкубики

Это наверное первый портативный Тетрис

Различные варианты луноходов и планетоходов










Радиоуправляемые автомобили





Автомобили с проводным пультом управления





Электрические Роботы с радиоуправлением

49

Правила дорожного движения

Разнообразная военная техника на пульте управления













51

Подводная лодка

52 Катер Нептун

Катер Нептун

53 Телеграфный аппарат

Телеграфный аппарат

54 электровикторина не знаешь - узнаешь

Электровикторина "не знаешь – узнаешь"

55 Электронный конструктор 1

Электронный конструктор

56 Юный водитель

Знаменитые «За рулём» и «Юный водитель»

57

Ну и в заключении оригинальный вариант знаменитой игры «Ну погоди!»

Читайте также: