Игрушка часть народной традиции

Обновлено: 18.05.2024

Очень интересна тема по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и бытом, традициями русского народа. Но при этом нельзя пройти мимо одной проблемы. Мы все знаем, какое место в жизни ребенка занимают игрушки. А история народных традиций не может быть не связана с историей народной игрушки. И вот что характерно: в настоящее время у детей абсолютно не развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители не покупают современным детям народные игрушки. Хотя многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то ребенок не будет знаком с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Постараемся немного увлечь родителей историей народной игрушки, чтобы они смогли рассказать об этом своим малышам.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего значимого места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее почитаемый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо более разнообразно.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее в старину. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. В игрушках русского народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающий мир. Сначала игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Потом появились каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним всюду, ни на шаг не отставая от него. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Точно чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

А деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы делали дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Кукла всегда была самой распространённой среди игрушек. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Существовала рождественская обрядовая кукла, символизирующая добро, процветание, богатый урожай. Пасхальную куклу-закрутку дарили в Вербное воскресенье. Кукла-плодородие и кукла-стригушка были связаны с богатым урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Соломенные куклы, сделанные из первого "именного" снопа, считались священными. Существовала кукла - домашняя масленица, которая символизировала крепкий достаток и здоровье семьи.

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Эта особенность народной игрушки сохранились в нашей культуре и до настоящего времени.

Наибольшей известностью среди центров глиняной лепной игрушки пользуется Дымковская слобода под городом Кировом (бывшая Вятка). Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки. Промысел сохранился и до наших дней. Славу и известность промыслу принесли многочисленные барыни, купчихи, франты-помещики, лихие всадники, гусары, цирковые и ярмарочные сценки. Роспись делали вручную, очень красочно и оригинально. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.

Северная каргопольская игрушка происходит из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отличительная черта каргопольской игрушки - фантастичность образов. Здесь и полканы (существа с туловищем коня и головой человека, двухголовые кони и олени.

Центр производства филимоновской игрушки находится в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Для филимоновской игрушки характерны образы и сюжеты - барыни, солдаты, всадники, реже крестьяне. Традиционные сюжеты: "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста".

Но наиболее крупным и известным центром Росси по производству деревянных игрушек был Сергиев Посад. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи - персонажи, характерные для сергиевских мастеров. Сергиев Посад знаменит так же своей матрёшкой, которая стала игрушкой-сувениром, визитной карточкой России. Затем появилась семеновская матрешка.

Центром развития деревянной резной игрушки в Подмосковье является село Богородское. Оно стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, детали прокрашивались очень слабо; некоторые из них, по старой традиции, делали подвижными. Вы наверняка встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные, забавные. Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка. Сейчас главным персонажем стал медведь - один из любимых образов богородских мастеров. Он присутствует во многих игрушечных композициях : "Маша и медведь", "Как медведь дуги гнул", "Два медведя". Изображая зверей, птиц, животных, человека, резчики очень точно передают их характерные черты.

Современные психологи считают, что игрушка - не просто развлечение, средство физического развития и обучения, игрушка - это культурный объект. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были очень просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не зря в народе говорили : "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".

Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, она приносит радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение светлого, солнечного, гармоничного и красивого чувства и настроения.

Лепка мордовской народной игрушки «Конь» «Лепка мордовской народной игрушки “Конь”» (Конспект НОД по лепке для детей старшей группы) Цель: выяснить, каких результатов достигли дети.

Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста»

Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста» «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее лицо в его играх, пробуждая мысль, давая широкие возможности для.

Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками. «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее.

Конспект беседы для детей средней группы «История игрушки» Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект беседы для детей средней группы (4-5 лет) по теме «История игрушки». Данный конспект.

Презентация «История про игрушки» Игрушки старины Презентация знакомит с игрушками прошлых времен, игрушками времен наших бабушек и дедушек. пап и мам и с современными игрушками.

Проект «История новогодней игрушки» в старшей группе Проект в старшей группе «История новогодней игрушки». Автор: Минина Галина Михайловна, воспитатель 1 категории Продолжительность проекта:.

Проект «История происхождения народной куклы» Проект «История происхождения народной куклы» Старшая логопедическая группа. МБДОУ №295 город Ростов-на-Дону Автор: воспитатель высшей.

Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка Тема: «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка». Старший воспитатель Белова Л. Н. В настоящее время в.

Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

ВложениеРазмер
igrushka_-_chast_narodnoy_traditsii.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушка - часть народной традиции

Лобкарева Екатерина, студентка 2 курса

отделения Преподавание в начальных классах.

Девица кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно,
Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

В загадочности кукол я убедилась, посетив выставку творческих работ известной рукодельницы, нашей землячки, Маргариты Гридиной. Выставка народных кукол потрясла мое воображение и послужила началом моего творческого проекта по созданию коллекции народных кукол «Игрушка - часть народной традиции»

Цель моего проекта: Пробудить интерес молодежи к русской культуре и традиционной народной кукле.

Для этого мне необходимо изучить и освоить новые техники шитья.

Мое участие в конкурсе творческих проектов поможет познакомить других студентов с народными традициями Болховского края.

Мой творческий проект сейчас на начальной стадии – сборе информации и изучении литературных источников об истории возникновения кукол, видах кукол.

Результатом проекта станет экспозиция кукол, выполненных по технологии народных мастеров. В ее создании надеюсь привлечь своих однокурсниц, таких же увлеченных рукоделием девушек.

На занятиях кружка по рукоделию я стала изучать технологию изготовления обереговых, игровых и сувенирных кукол. Это очень увлекательное занятие – открывать для себя новые техники декоративно-прикладного искусства.

И сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в замечательный и увлекательный мир народной игрушки.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена чаще куклы делали в семье сами, а иногда привозили новые "потехи" с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие.
Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.
Дети мастерили куклы из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов. Взрослые, относясь к этому занятию серьезно и с душой, для изготовления кукол использовали мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, даже обычное полено могли нарядить куклой.

В середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла.

Авторские куклы созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной.

Но мне, все же близки народные куклы, сшитые из лоскутков ткани, украшенные лентами, вышитые бисером. Поэтому я вместе с однокурсниками с огромным удовольствием буду продолжать увлекательное путешествие в мир кукол, в мир фантазии и творчества, буду изучать народные традиции нашего Болховского края.

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.П. Зиньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса.

Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает формироваться социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.

ВложениеРазмер
opyt_krayniy_variant.docx 31.67 КБ

Предварительный просмотр:

"Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игрушки "

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и передавать из поколения в поколения.

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.П. Зиньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса.

Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает формироваться социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.

Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственная и творческая активность, духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания.

Приобщение детей к национальной культуре так же является одним из средств формирования патриотических чувств и развития духовности. Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Д. С. Лихачев говорил: « Народное искусство создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делает народ, единое представление о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней защищало народное искусство от безвкусицы».

Именно поэтому я считаю, что родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Психологические исследования (Л.В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. И эта деятельность чаще всего сопровождается игрой с игрушкой. В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Народная кукла была и остаётся незаменимым спутником ребёнка с первых дней жизни, сопровождает детство и выполняет глубоко значимые функции (помогает усваивать национальные традиции, обряды, распределение ролей в семье, правила поведения). Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая её, ребёнок узнаёт историю своего народа. Кукла не рождается сама, её создаёт человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Самодельная кукла – она полна доброты, красоты, в ней есть душа. Куклы, сделанные в семье и передаваемые из поколения в поколение, содержали сокровенную родовую информацию, информацию любви и защиты от болезней, злых людей. При изготовлении народной куклы отсутствует понятие неудачи. Каждая кукла, сделанная своими руками, получается индивидуальной, особенной, неповторимой.

Никому не секрет, что сегодняшнее поколение, а тем более сегодняшние дети, совсем ничего не знают о настоящей народной игрушке, когда-то здесь образовалась брешь, пустота. С большим сожалением смотришь на современные детские игрушки и видишь, как дети с ними обращаются, играют и понимаешь, что необходимо детям прививать совсем другие ценности. Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления. Дети стремятся быть похожими и внешне и внутренне на эти новомодные куклы.

Возникает противоречие: как, играя современными игрушками развить духовный мир ребенка, основанный не на потреблении материальных ценностей, а на добре и чистоте мыслей, взглядов, поступков. Как не утратить свою индивидуальность в погоне за «чужим образом», сохранить свое «Я», свою уникальность и самобытность? Основным условием для решения данной проблемы, я считаю, в возможности использования самодельных игрушек, в том числе народных кукол. Такими куклами играли дети много лет назад на территории Руси. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. При изготовлении самодельных кукол, дети видят, насколько разными получаются их куколки, непохожими и неповторимыми. В процессе изготовления каждый ребенок, стремится украсить свою куклу в особенном стиле, придать ей черты неповторимости. В этом заключается проявление индивидуальности каждого ребенка. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Все вышеизложенное позволило определить цель моей работы:

Цель: приобщать детей к народной культуре через совместное изготовление тряпичных кукол.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

  • познакомить с традициями русского народа;
  • расширять и обогащать знания о куклах традиционной культуры;
  • познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
  • Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.
  • способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность э кспериментировать с тканью
  • содействовать нравственно-патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
  • прививать основы культуры труда;
  • способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе, создавать эмоционально-положительный настрой.

Новизна состоит в том, что в своей работе с детьми я стараюсь объединить исторические традиции и рукотворчество детей и родителей посредством изготовления и выставки народной игрушки, используя в дальнейшем их для украшения и оформления интерьера дома и детского сада.

Алгоритм занятий по изготовлению тряпичной куклы:

  • Вводная часть (сформулировать цель работы)
  • Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
  • Определение последовательности работы
  • Изготовление основы куклы
  • Создание костюма куклы
  • Оформление куклы
  • Итог занятия (выставочная деятельность).

В процессе деятельности я использую следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
  • показ;
  • объяснение;
  • наблюдение;
  • импровизации;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ педагога и рассказы детей;
  • сочинение историй;
  • анализ и самоанализ.
  • ткань разной фактуры, тесьма;
  • нитки мулине, шерстяные нитки;
  • лыко, пенька;
  • береста, ветки деревьев;
  • вата;
  • солома

Формы взаимодействия с детьми:

  • Ручной труд, конструирование
  • Мастер-классы, творческие мастерские
  • Творческие проекты
  • Экспериментирование, проектирование, коллекционирование;
  • Беседы, рассматривания, наблюдения;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Игры, викторины, чтение и обсуждение;
  • Оформление выставок;
  • Инсценировка и драматизация;
  • Слушание, пение, танцы;
  • Портфолио;

Формы взаимодействия с родителями:

  • Творческие конкурсы;
  • Творческие мастерские;
  • Дни открытых дверей;
  • Творческие проекты;
  • Показ открытых занятий;
  • Мастер-классы;
  • Совместные посиделки;
  • Консультации;
  • Дискуссии;
  • Информация на сайте ДОУ;
  • Круглые столы;
  • Родительские собрания;
  • Показ и обсуждение видеоматериалов;
  • Решение проблемных педагогических ситуаций;
  • Выпуск газет, информационных листов, буклетов для родителей;
  • Обновление информации для родителей на сайте организации.
  1. Предложить сравнить куклы из пластмассы и ткани и выделить существенные отличия.
  2. Просмотреть с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы
  3. Найти и прочитать детям отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах.
  4. Расспросить родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. Собрать и письменно оформить воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства.
  5. Изучить основные виды русских народных тряпичных кукол.
  6. Просмотреть видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы.
  1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы) .
  2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.) .
  3. Разработка перспективного плана.

Работа с детьми:

  1. Беседа «Мои любимые игры и игрушки».
  2. Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Зачем нашим предкам нужны были куклы?», «Почему у народной куклы нет лица», «Чем играли наши бабушки?».
  3. Занятия – эксперименты: «Какие знаете виды тканей?», «Из какого материала легче сделать куклу?».
  4. Дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри?», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Дорисуй орнамент».
  5. Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Неразлучники»; «Пеленашка», «Кувадка», и др.
  6. Чтение художественной литературы: «М.А.Пожарова «Тряпичная кукла», И.Рюмина «Куклы наших бабушек».
  7. Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»
  8. Продуктивная деятельность детей: рисование «Куклы бабушек», «Украсим кукле фартучек»; изготовление кукол «Зайчик-на-пальчик»; «Кукла на ложке».
  9. Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», « Гори-гори ясно», «Кострома».
  10. Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

Результат опыта работы над данной темой:

В процессе взаимодействия педагог – дети - родители:

  • дети начали проявлять интерес к народной игрушке, народно – прикладному искусству;
  • овладели знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
  • начали проявлять доброту, заботу и бережное отношение к игрушкам;
  • возросла речевая активность в разных видах деятельности;
  • сформировались знания о русской народной игрушке – кукле;
  • освоили технику изготовления тряпичной куклы, очень хорошо стала получаться кукла на ложке.

Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости от успешных самостоятельных действий.

  • освоили технику изготовления народной куклы;
  • были вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепились семейные связи;
  • обогатили родительский опыт приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком;
  • развитие творческих способностей родителей;
  • повысили компетентность при выборе игрушки (предпочтение игрушкам, сделанной своими руками).

Тряпичная кукла играет важную роль в воспитании ребёнка:

  • процесс изготовления куклы приносит радость;
  • работа с мягким материалом дает ощущение тепла, нежности;
  • при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, развивается мышление, происходит массаж рук , активизируется словарь;
  • играя с куклой, ребенок осваивает различные социальные роли;
  • застенчивый ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию;

возможность оформления куклами и тряпичными игрушками интерьера детской комнаты.

Знакомство с народной игрушкой необходимо начинать уже в младших группах детского сада, в которых малыши учатся действовать с матрешкой, собирать и разбирать её.

например: когда я работала в малыш. группе мы брали занятия по сенсорике как раз вот с матрешкой. Небольшая матрешка в неё три матрешки. Для дидактических игр была большая матрешка.

ВложениеРазмер
hraniteli_tradiciy_narodnoy_igrushki.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

«Хранители традиций народной игрушки»

Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце XIX века.

Замечательные собрания игрушек народов разных стран можно увидеть в музеях Берлина, Стокгольма, Парижа.

Русские игрушки неслучайно называют народными. Их действительно создавал народ. И каждая хранит тепло рук мастера, вложившего в него свою душу.

Знакомство с народной игрушкой необходимо начинать уже в младших группах детского сада, в которых малыши учатся действовать с матрешкой, собирать и разбирать её.

например: когда я работала в малыш. группе мы брали занятия по сенсорике как раз вот с матрешкой. Небольшая матрешка в неё три матрешки. Для дидактических игр была большая матрешка.

Важно создавать такие условия, чтобы ребенок не только играл с игрушкой, но и учился любоваться ею. Для этого необходим эмоциональный настрой, который можно создавать с помощью стихов, музыкального сопровождения. Хорошо проводить занятия – развлечения с использованием фланелеграфа: он позволит увидеть плоскостное изображение матрешки, почувствовать красоту и яркость красок, расположение узора.

У нас в этой группе на стене висела плоскостная матрешка, и дети нанизывали на шарик красивые яркие цветы, сшитые из ткани, вот, пожалуйста, дети могли увидеть и почувствовать красоту матрешки.

Детей средней группы детского сада знакомим с дымковской и филимоновской игрушкой, её историей, конструкцией, цветом росписи.

Программа старшей и подготовительной к школе групп усложняется: здесь дети знакомятся с такими игрушками, как богородская и каргопольская. Работа проводится в определенной последовательности – это история игрушки, материал из которого она изготовлена, фои, и элементы росписи, колорит, способы производства.

Такую работу желательно проводить на занятиях по изобразительному искусству (раз в месяц начиная со старшей группы). Даже можно взять кружковую работу по народной игрушке или в свободное от занятий время.

Дети должны получить такой запас знаний и умений, который пригодится им в разных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

Необходимо рассказать и о мастерах, создающих народную игрушку.

Народные умельцы мастерят деревянные резные игрушки, которые могут использоваться как и глиняные на занятиях декоративной лепкой.

Село Богородское находится вблизи Сергиев Посада, что в Московской области. Более трехсот лет живут здесь резчики по дереву, бруски липы в умелых руках превращаются в забавные фигурки. (перед тем как стать игрушкой, дерево должно сохнуть два года).

Богородские игрушки чаще не окрашенные, но иногда расписные – это такие мелкие игрушки, как куры, птицы на подставке с подвижным устройством и другие. Все они имеют ярко выраженные стилистические особенности, которые хотя и менялись со временем, но в основном сохранили традиционные особенности.

Режут фигурки из целого бруска, для чего делают заготовки раной формы.

Если хотят вырезать медведя на подставке, то заготовку делают треугольной формы, а если фигурка располагается горизонтально по отношению к подставке, берут кругляк древесины, распиленный вдоль или крайнюю часть кругляка.

Игрушку украшают резьбой, некоторые их части делают подвижными. Делают это различными способами: одни крепятся на подставках-тумбочках, внутрь которых вставляют пружинку, приводящую фигурку в действие; другие игрушки выполняют на планках-разводах (медведь и мужик стучат молоточками).

Есть игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом – груз раскачивается и тянет за собой нитку, которая приводит в действие.

Традиционным игрушечным образом является медведь. Он обычно выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя, то с корзиной грибов или малины, то с гармошкой, а иногда в роли обманутого хитрым мужиком.

Традиции богородской игрушки передавались из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Известным мастером богородской резьбы является Николай Иванович Максимов.

Каргополь – древний русский город. С давних времен его жители занимались гончарным делом, лепили из глины посуду(горшки, крышки, миски для сметаны) и игрушки.

В 1967 году в Каргополе были созданы мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек, среди которых особое место занимают полуфантастические образы, связанные с языческими праздниками, включавшие музыку, пляски. Игрушки свистульки были неотъемлемой частью праздников.

Рядом с яркими дымковскими и филимоновскими игрушками фигурки этого северного края могут показаться суровыми из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета.

В основном Каргопольской игрушке прослеживается деревенская тема – это бабы – крестьянки с корзинами или птицами в руках, куклы с пряниками, бородатые мужики во время работы или отдыха. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции: веселые седоки в санях, танцующие фигуры, катание на лодке и т.п.

Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведей, зайцев, собак, свиней, гусей, уток.

Каргопольская игрушка отличается условностью форм, пропорций, росписи. Все фигурки – с короткими руками и ногами, с удлиненным туловищем, толстой и короткой шеей, сравнительно большой головой. Мужчины всегда с окладистой борой, которая выполняется способом оттягивания из глины от общего объема головы.

У женщин юбки сделаны в виде колокола, что и может создать впечатление приземленности, но талии кукол вытянуты и это уравновешивает фигуры, делая их стройными.

Мастера используют желтый, голубой и оранжевые цвета, которыми расписывают пуговицы, бусы, клювы у птиц. Основными элементами орнамента является комбинации из пересекающих линий, кругов, веточек из листьев, елочек, точек и полос.

Глиняную игрушку изготавливают и в других областях России: Орловской, Рязанской, Курской Тамбовской, Воронежской, Калужской и Тверской, (ранее Калининградской0 области. Недавно стали мастерить игрушки в частности глиняных птиц, украшенных налетами и росписью, выполненной эмалевыми красками: синий, голубой, белой, черной, оранжевой, зеленой, красной. Узор состоит из мазков, кругов, точек.

Народным промыслом, является деревня Филимоново Тульской области, где делают игрушки из белой глины. Сейчас в деревне организованы мастерские, где работают мастерицы.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны: это барыни, крестьянки, солдаты с погонами, танцующие пары, наездники на лошадях, а так же коровы, бараны с туго закрученными рогами, лиса с петухом.

У всех игрушек пластичные туловища, вытянутые шеи с маленькими головками. У барынь высокие колоннообразные юбки с незаметным расширением к низу, верхняя часть по сравнению с юбкой кажется меньше, а маленькая головка убрана в шляпку. Забавны игрушки, изображающие длинноногих долговязых солдат в приталенных френчах и полосатых штанах.

Филиминовские игрушки очень веселые. В росписи преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белые цвета.

Элементы просты: полосы, дуги, точки, звезды, которые очень красиво смотрятся на юбках и фартуках. Коней, баранов, коров, украшают полосами. Лица фигурок белые, и лишь чуть заметными штрихами и точками намечены глаза, рот, нос.

Филимоновские игрушки большей частью представляют собой свистульки, с которыми дети очень любят играть.

Ознакомление дошкольников с народной игрушкой давно проводится на занятиях по изобразительному искусству (раз в месяц начиная со старшей группы), но и на занятиях по рисованию и лепке, на котором внимание следует акцентировать на знакомстве старших дошкольников с художественными средствами народной игрушки.

Вот некоторые из них:

  1. эстетическое содержание (тема, образ, идея)
  2. объем
  3. архитектоника (соответствие частей игрушки, то есть их пропорциональное отношение).
  4. круговая композиция (необходимо чтобы игрушка выглядела объемной).
  5. динамика (например, поза, положение головы и т.д.)
  6. Функциональное назначение (матрешка – богородская для головы и т.д.)

Большое место на занятиях по лепке необходимо отвести обследованию народной игрушки, которое должно быть направлено на формирование ее эстетического восприятия.

Обследование включает следующие этапы:

-взять игрушку в руки потрогать, определить размер

-определить фактуру поверхности (гладкость, шероховатость)

-уточнить расположение частей тела (горизонтальное, вертикальное) которое необходимо учитывать при выборе способов лепки и расположения налепов;

-рассмотреть со всех сторон;

-установить пропорциональность туловища и голов;

-рассмотреть по частям;

-обследовать фигуры с закрытыми глазами.

Формы работы по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой разнообразны, но, к сожалению, в практике дошкольных учреждений используются не в полном объеме.

Лишь некоторые из них:

1.Занятие по изодеятельности.

2. Праздники и развлечения, в том числе с использованием театра на фланелеграфе (можно обыграть персонажей любой сказки, например «петушок и бобовое зернышко», «Курочка ряба» и др).

3. Дидактические игры («Разные картинки», «Составь узор на козлике», «Барыни и барышни», «Лошадки»).

4. Самостоятельная художественная творческая деятельность детей.

В уголке изобразительной деятельности необходимо иметь достаточное количество трафаретов с изображением разных видов народной игрушки, наборов элементов для составления орнамента, нетрадиционных изобразительных материалов для росписи (печатки, тычки, ляпушки и т.д)

5. Работа с родителями (совместное проведение праздников «Ярмарка», «Праздник свистульки», стихи о народной игрушке в родительском уголке для родителей.

Русская народная игрушка как особый вид народного творчества.

Левичева И. А., воспитатель

МБДОУ «Змиевский детский сад

комбинированного вида №1»

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

(русская народная мудрость)

Каждый народ имеет свои корни. Это - язык, культура, история, традиции, обычаи, верования. Это и мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Думается, что нет. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.

В дошкольном возрасте происходит становление личности, в основе которого лежит приобщение к национальной культуре. В сегодняшние дни особенно актуальной является задача ознакомления детей с русской народной культурой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну, родной край. Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь - народная игрушка. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Ведь игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих возможностей ребёнка, неиссякаемый источник его культурного развития. Считаю, что приобщение детей к изготовлению народных игрушек, активные игры с ними — важный этап воспитательного воздействия на ребёнка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей русского народа. Через игрушку устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная ее ценность.

Народные игрушки несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные игрушки в жизнь современных детей. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка». Для забавы ему вручали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме забавы, эти игрушки были (по мнению предков) «оберегами», выполняя защитную функцию и оберегая детей от воздействия злых людей, от разного рода жизненных неприятностей. Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его, выполняя функцию уже «развивающего помощника». Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающую действительность. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш двигался вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь, выступающий символом солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам. Таким образом, дитя впервые ощущало свою силу, ответственность, уверенность, желание быть смелым другом для своей любимой игрушки. Наши предки были дальновидны и находчивы. Интуитивно осознавая природу ребенка и его психологию, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к новому этапу его жизни.

Мир народной игрушки чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской игрушки, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной игрушки в игре современных детей. Для этого был разработан и реализован в практике педагогический проект «Народная игрушка», целью которого приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство дошкольников с народной игрушкой. Чтобы укрепить интерес детей к народному творчеству и русской народной культуре, был составлен цикл занятий по народной игрушке. На первых занятиях знакомила детей с игрушками – самоделками, которые изготовлялись из подручного материала - шишек, соломы, сена, бересты, дерева. Как было малышу, нашему далекому предку, не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, радовало детский глаз, окружало ребенка, было связано с бытом и трудовой деятельностью его родителей. Однако эти игрушки были недолговечны, они быстро выходили из строя, и тогда, например, кукол стали делать из тряпок (тряпичные куклы). Такая игрушка в то время стала самой распространенной. Куклы эти не шили, не вязали. Их сворачивали из кусочков тканей, сматывали из нитей и пряжи. Ткань и нити рвали вручную, не пользовались ножницами. Еще интересно то, что ткани для изготовления тряпичной куклы брали «ношеные» и лишь с той одежды, которая при «жизни» своей приносила хозяину радость, одевалась по праздникам. Поэтому люди верили, что магическая сила этих маленьких фигурок будет положительной и доброй. По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы. Все куклы делались безликими. Считалось, что лицо могут иметь только одушевленные особы.

Через занятия, фольклорные праздники дети научились любить свой край, не забывать традиции родного посёлка, Орловской области. Подтверждением этого стали проведенные традиционные праздники «Вербное Воскресенье», «Пасха в гости к нам пришла», «Рождественские колядки», «Сороки», «Купальские забавы», «Масленица».

Чтобы воспитать интерес к народному творчеству и желание приобщиться к нему, вместе с детьми и их родителями оформили в группе мини – музей театра. Своими руками изготовили такие театры как: театр народной игрушки, пробковый театр по мотивам сказки Орловской губернии «Как гусей делили», перчатковый «Волк и семеро козлят», театр из бросового материала «Медведь и мужик». По мотивам сказки «Коза - дереза» изготовили пальчиковый театр, ложковый театр «Кот, петух и лиса», кулачковый театр «Лиса и кувшин», театр «Зайчик на пальчик» - «Лесные яблоки», театр глиняной игрушки «Теремок». В постановках сказок дети научились различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей.

В практической работе немаловажное значение необходимо отводить взаимодействию с семьями воспитанников. Проводились родительские собрания на темы: «Русские обряды и традиции», «Народная кукла», «Русская народная мудрость о воспитании»; мастер - класс на тему: «Широкая Масленица», где родители познакомились с масленичными играми, с технологией изготовления куклы «Масленица»; познавательные консультации на темы: «Кукла из бабушкиного сундучка», «Матрёшка в жизни ребенка», «Традиционная игровая кукла Орловская Мадонна», «Народные традиции в воспитании детей»; оформлены флаеры: «Игровые куклы», «Грушина кукла», «Куклы - закрутки», «Изготовление куклы Кувадки».

Активизировать знания родителей по народоведению помогло анкетирование по проблеме «Народная игрушка», из которого выяснилось, что родители с детьми стараются посещать выставки народного творчества, музеи искусств, областные выставочные центры. Взрослые знают в какие игрушки играли их бабушки и дедушки. Проблема приобщение детей к истокам русской народной культуры через народную игрушку волнует родителей. Они заинтересованы в том, чтобы педагоги вели работу с детьми по данному направлению.

Подводя итоги деятельности по данному направлению видно, что эта тема интересна и доступна детям. Уважение к истории и культурному наследию предков – одна из форм проявления внутреннего, духовного мира человека.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, у дошкольников развивается национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу, прививается любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываются добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми. Кроме этого у них формируются эмоционально окрашенные чувства причастности к духовному наследию прошлого, устойчивый интерес к народному искусству, способствует лучшему пониманию ценностей родного языка, развивается самостоятельность, инициатива и творческие способности в самостоятельной и художественно–творческой деятельности.

«В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро» Е. А. Флерина

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Лэпбук «Русская народная кукла»

Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Осенняя ярмарка — русская народная традиция.

Осенняя ярмарка — русская народная традиция. Традиционно в каждый год в нашем детском саду проходит русская народная «Осенняя ярмарка». На ярмарке предоставляются осенние дары, выращенные.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных.

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Читайте также: