Игрушка газ 13 чайка ссср

Обновлено: 08.05.2024

Общая информация:
Чайка ГАЗ 13 является первой моделью правительственного лимузина, выпущенной Танталом. На этой модели впервые появились хромированные вставки в конструкцию корпуса. Эта практика в последствии применялась и при разработке/производстве другим моделей этого класса. "Электрофицированная" Чайка" заслуживает как минимум отдельного поста, так как и она являлась пионером подобной технологии применноной в модельном производстве. Надо отметить, что "электро-Чайка" являлась самой дорогой Саратовской моделью. Как и многие другие Тантало-Радоновские модели, А15 на протяжении выпуска претерпевала многие изменения. В дальнейших постах темы эти временные изменения будут рассмотрены отдельно.

Легенды:
Номерные Чайки могут быть не только черными, а песочными, синими и т.д. Да, они были многих цветов, но я подозреваю, что ни один из этих цветов не был серийным. Многие свидетели рассказывают про спец. проекты таких или иных Чаек, но опять же, спец. проекты в серию не шли.
Чайки комплектовались вместо хромированных позолоченными деталями Да, такие модели существуют, но опять-таки, в единичных экземплярах и в серию такое никогда не шло. Тут надо отметить, что технологически на Тантале сделать такую позолоту вместо хрома было чрезвычайно легко. Гальванирование деталей для моделей по определению производилось и под хром, и под позолоту (как например для Руссо-Балтов).

Артикулы и цены:
Стандартные- АРТ.С-СО-100Д, цена 9р.40к.
Электрофицированные- АРТ. С-СО-169д , цена 19р.50к.
Олимпийские: АРТ. С-СО-100-ОЛ, ц. 12р.20к.

Послесловие
Вышедшая в стандартном варианте, судя по артикулю, чуть раньше моделей Волг, Чайка являлась первой моделью автомобиля ГАЗ, первой моделью советского лимузина, первой моделью с серийными хромированными вставками в корпусе модели. Кроме того, надо отметить, что на момент выхода, модель Чайки была собранна из наибольшего количества составлющих деталей в сравнении со своими современниками.
Электрофицированная Чайка являлась единственной моделью с электрическими элементами, выпущенной в советские времена.

Если говорить о рынке масштабных моделей России и стран СНГ, то сегмент моделей автомобилей Советского Союза является одним из самых популярных, если не самым популярным. На заре становления данного рынка никто не мог и мечтать об имеющемся разнообразии масштабных моделей.

В Советском Союзе выбор настоящих автомобилей был не слишком большой. Однако этого не скажешь про модели автомобилей советского автопарка. Их сегодня представлено достаточно много, причем от разных производителей.

Современный рынок масштабных моделей отечественного автопрома

Первые масштабные модели в СССР начали производить в промышленных масштабах в 70-х годах прошлого столетия. Пионером в этой нише стало саратовское предприятие Тантал. Первая модель, которая вышла массовым тиражом был Москвич-408. Причем эта модель была копией той, которую изготовили в британской компании Dinky Toys. Она раньше изготовила эту модель москвича. Следующие модели конструкторы из Саратова делали уже сами.

В масштабе 43 появились практически все модели отечественного автопрома. Шедевром масштабной модели стала Нива. Она имела действующую переднюю подвеску. Колесики поворачивались при повороте руля.

В конце 70-х прошлого столетия предприятие Элекон из Казани начало производить масштабные модели Камазов. Коллекционные машинки, причем не только отечественных марок, выпускали также заводы «Прогресс», «Двигатель», «Кругозор», «Электроприбор» и другие.

Патриотически настроенные коллекционеры только в 2009-м году облегченно вздохнули: на рынке появились модели советского производства. Их производство запустило всем известное издательство De Agostini. Стоили модели всего-то 300 рублей, производились в Китае. Модели сразу стали популярными, они были неплохо изготовлены, продавались в привлекательных блистерах. Были здесь и огрехи, их не критиковал только ленивый. Модели получили прозвище журналки, их разбирали как горячие пирожки. Так как модели продавались чуть ли не в переходах, то ажиотаж был вполне объясним.

Сегодня расскажу о модели ГАЗ-13 "Чайка", производства завода ТАНТАЛ. Таких моделей у меня 3, но все 3 разные, обо всех расскажу в этой статье.

Начало выпуска данной модели на заводе - предположительно 1978 год. Моя модель выпуска ориентировочно 1982-1983 годов, так как присутствует надпись "made in USSR", но имеется каталожный номер А 15. Модели с каталожными номерами (так называемые "номерные") выпускались в СССР с 1974 по 1988 год, имеют большую редкость и популярность у многих коллекционеров машин в данном масштабе. Я, например, почти все номерные модели покупал через интернет в основном на Молотке. Данную модель я также приобрел через интернет.

Модель ГАЗ-13 является первой машиной правительственного класса, выпущенной заводом Тантал. У модели открываются все двери и багажник. Так же на этой модели впервые появились хромированные вставки по бокам корпуса. Кроме обычной модели, была еще электрифицированная версия, у который загорались фары и фонари. "Электрифицированная" Чайка", как ее называют, являлась самой дорогой моделью завода.

Снизу на моей модели имеются следующие надписи: "ЧАЙКА" ГАЗ-13" - название модели, "made in USSR" и "Сделано в СССР" - страна производитель, "1:43" - масштаб, "№ А 15" - артикульный каталожный номер. Днище, как и корпус, полностью металлическое.

Немного расскажу о прототипе модели, самом автомобиле ГАЗ-13. Разработка модели началась в середине 1950 годов, первые опытные образцы были выпущены в 1957 году, после некоторых доработок и ходовых испытаний, было принято решение о заводской сборке данных машин. Официально данную машину производили на Горьковском автозаводе в течении 23 лет (с 1959 по 1981 год). Максимальная заявленная скорость 160 км/ч, собственная масса - 2100 кг. Всего было выпущено свыше 3000 штук данных автомобилей.

Начиная с 1961 года Горьковский автозавод начал выпускать модификацию машины, которая пошла в производство под названием ГАЗ-13Б. Это был кабриолет с откидывающимся тентом, оснащенным электрогидравлическим приводом.

Идея изготовить Чайку ГАЗ-13 с открывающимся капотом возникла у меня давно. Пожалуй, с самого первого раза, как эта саратовская модель попала ко мне в руки.

Одна из самых красивых танталовских авто копий - с распахивающимися дверями и поднимаемым багажником. Единственное, чего не хватало этой красавице - открывающегося капота и детализированного двигателя.

Я решил добавить эти элементы.

За основу взял номерную автомодель Чайка ГАЗ-13 старого образца, еще советскую.

Вот так машинка выглядела изначально.

Самое главный критерий - это крепкий кузов. Так же я взял еще одну модель со сломанным кузовом.

Основную модель я разобрал на элементы. Вырезал место под капот. Из второго кузова выпилил непосредственно сам капот.

Первая трудность с которой столкнулся - на закрытом капоте крепятся полностью все детали - дно, скрепляющее всю модель, двери, панель приборов - все висит на штырях. А когда капот был вырезан, все это крепить стало некуда.

Пришла идея как все детали собрать в кучу.

Переделал полностью крепление передних дверей. Заново изготовил крепление капота, непосредственно саму петлю.

Соответственно все это врезал. А чтобы все это держалось на месте, нужно было первоначально закрепить решетку радиатора. А потом на винт собрать всю модель.

Задача оказалась непростая. Пришлось применять неординарное решение.

Высверлил отверстия, установил штивты, сделал специальные посадочные места на приборной панели.

Наконец, модель была собрана. Но раз открывается капот - под ним должен находится двигатель. Это был следующий этап моей конверсии.

Наиболее подходящим двигателем я посчитал мотор от авто модели ЗИЛ-117 - тоже в-образная восьмерка. Производство того же Тантала.

Такой двигатель мною был найден в запчастях и куплен. Но он тоже потребовал немалой доработки. Его нужно было уменьшить в размерах, подогнав под установочное пространство, установить посадочные места. В то же время необходимо было сохранить все геометрические параметры.

Привет моделистам и гостям канала! Продолжаю работу над восстановлением саратовских моделей из коллекции моделиста М. И на этот раз с помощью LCD-печати.

Сегодня займёмся моделью автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе 1:43 производства Тантал. Модель номерная и имеет каталожный номер А15. Примечательна модель ещё и тем, что на заднем стекле тамповкой нанесён олимпийский мишка, что делает модель более ценной. Покрышки имеют боровой шов, донышко без "made in".

Модель приехала ко мне вот в таком виде:

Восстановление модели ГАЗ-13

Восстановление модели ГАЗ-13

У модели:
- Сломаны части молдинга на передних дверях;
- Отсутствуют откидные сиденья;
- Сломан кронштейн для фиксации откидных сидений;
- Отсутствует правый задний фонарь;
- Погнуты оси;
- Начали плавиться колёсные диски;
- Лопнула и деформирована правая стойка кузова для фиксации лобового стекла;
- Утерян один хромированный колпак;
- Механические повреждения багажника;
- Многочисленные сколы краски и царапины по всему кузову.

Конечно, запасные элементы можно и приобрести, но цена на запчасти к номерным саратовским моделям продолжает расти. Кто-то скажет, что проще найти другую "Чайку" взамен этой. Но для моделиста М. именно эта модель очень дорога, ведь с ней связано много приятных воспоминаний.

Поэтому, я и пошёл по пути 3D-моделирования и LCD-печати для воссоздания утраченных элементов. Таким образом, можно создать практически любые элементы! Ранее, с помощью этой технологии, уже были восстановлены задние фонари на Москвич-408 и задний бампер для ВАЗ-2107. Ссылки на эти работы, с подробным описанием процесса, вы найдёте в конце статьи.

1. Разборка модели.

В процессе разборки все дефекты проявились и стали видны, как на ладони. Чувствуется, что не простая будет работа.

Восстановление модели ГАЗ-13

2. 3D-проектирование деталей.

Для проектирования всех элементов были измерены оригинальные детали. Ради такого дела, пришлось разобрать свою собственную "Чайку".

В CAD-редакторе были спроектированы:
Задний фонарь, откидное сиденье, колёсный диск и молдинг.

Восстановление модели ГАЗ-13

Восстановление модели ГАЗ-13

Восстановление модели ГАЗ-13

Восстановление модели ГАЗ-13

3. Подготовка к печати.

В специальной программе к 3D принтеру было задано пространственное расположение будущих деталей, левое/правое* исполнение и их количество, вручную построены поддержки и внесены режимы печати. Всё по классике. Машинное время печати составило около 3-х часов.

* Левое или правое исполнение деталей было получено при помощи команды "копировать с зеркальным отображением". Удобная команда :)

Восстановление модели ГАЗ-13

4. 3D печать.

Детали были распечатаны на фотополимерном принтере от фирмы Anycubik из полупрозрачной смолы Green из линейки Basic.

* Технология LCD-печати заключается в выращивании модели из жидкой фотополимерной смолы. Смола заливается в специальную ванночку с прозрачной плёнкой, под которой располагается ЖК дисплей. В ванночку опускается рабочий стол, оставляя зазор, равный толщине слоя. Светодиоды дисплея пропускают УФ-излучение только в нужных местах и засвечивают конкретный слой в сечении модели. Далее рабочий стол перемещается по оси Z на величину толщины слоя, под него затекает новая порция жидкой фотополимерной смолы и процесс повторяется до полного изготовления модели.

Некоторые элементы я распечатал с запасом с целью использования их в качестве имитаторов для отработки технологии, а ещё, чтобы дать себе право на ошибку - в процессе всякое случается .

Не забывайте про тщательную промывку* деталей от остатков смолы, чтобы получить максимальное качество и детализацию вашей распечатанной модели.

* Промывка деталей осуществляется в спирте. Подойдёт либо изопропиловый, либо этиловый спирт. Я использую этиловый, так как ПДК (предельно допустимая концентрация) у него в 100 раз ниже, чем у изопропилового. А чтобы промывка была качественная, я пользуюсь специальным устройством от Anycubik для промывки, в которой в дальнейшем будет происходить и дополнительная засветка.

Восстановление модели ГАЗ-13

Для окончательной полимеризации материала, после промывки, детали прошли дополнительную засветку УФ-излучением. Для этого я также использовал специальное устройство от Anycubik.

Восстановление модели ГАЗ-13

5. Лакокрасочные работы.

Чтобы молдинги, откидные сиденья и колёсные диски выглядели естественно, они были окрашены в соответствующие цвета.

Колёсные диски и откидные сиденья были покрыты белой грунтовкой от TAMIYA и окрашены акриловый краской WHITE 1001 от ICM. Поверх краски я нанёс глянцевый лак X-22 TAMIYA.

Восстановление модели ГАЗ-13

Восстановление модели ГАЗ-13

Молдинги были покрыты жидким хромом от Molotov и защищены глянцевым лаком X-22 TAMIYA. После окрашивания, молдинги, как влитые, сели на свои места в углублениях передних дверей.

Восстановление модели ГАЗ-13

На задние фонари был нанесён красный лак для LP-52 TAMIYA. Не переживайте, что смола зелёного оттенка, главное, что она остаётся прозрачной. На неё прекрасно ложится любой лак и даёт "мокрый" эффект. В итоге, фонари получаются на оттенок темнее, но иногда - это как раз то, что надо!

Несмотря на то, что у "Чайки" отсутствует только один задний фонарь - я распечатал и подготовил к сборке оба (и левый и правый), чтобы фонари смотрелись одинаково и не было разнооттеночности.

Восстановление модели ГАЗ-13

6. Кузовные работы.

Здесь, как и с настоящим автомобилем, порой, не обойдёшься без кузовных работ .

Дефект корпуса в виде лопнувшей правой стойки лобового стекла я устранил изнутри с помощью эпоксидного клея. Радует то, что у номерных "Чаек", как и у других саратовских моделей того периода, был использован качественный металл. Поэтому, без проблем удалось пластически деформировать стойку, чтобы вернуть её в нормальное положение и зафиксировать.

Восстановление модели ГАЗ-13

А для устранения серьёзных механических повреждений и выравнивания поверхности на багажнике, я использовал модельную шпаклёвку. Затем я сошлифовал излишки шпаклёвки, покрыл слоем чёрной глянцевой краски X-1 TAMIYA и защитил лаком TS-13 TAMIYA.

Восстановление модели ГАЗ-13

Сколы краски и царапины на кузове "Чайки" я устранил аналогичным образом.

Восстановление модели ГАЗ-13

7. Работы в интерьере.

Так как у модели сломан кронштейн общей детали салона для фиксации откидных сидений, пришлось что-то придумать . Можно было сделать сиденья одной цельной деталью, минуя кронштейн посередине, но так не интересно, ведь, кресла должны откидываться независимо друг от друга.

Я решил прикрепить заранее подготовленный по форме металлический элемент, который когда-то держал заднюю дверь на модели ВАЗ-2121 "Нива" (крепился внутри на крыше кузова). Со стороны радиусного изгиба, я зафиксировал пластину кусочком пластика и вставил сиденья на свои места. Получилась вот что:

Восстановление модели ГАЗ-13

8. Подсборка осей и колёс.

На замену искривлённым осям нашлись жёсткие стальные шпильки (огромное за них спасибо любимой жене и её подруге). С одной стороны шпильки имеют головку, как у гвоздя, а вот с другой стороны - просто плоский торец.

Ещё до грунтования и окрашивания, я рассверлил* отверстие под шпильку в колёсных дисках.

* При сверлении и обработке распечатанных деталей - будьте осторожны: смола достаточно хрупкая. Поэтому, работаем только острозаточенным инструментом, не прикладывая больших усилий.

Восстановление модели ГАЗ-13

По "саратовскому" методу (деформация конца оси) пойти не удалось - шпильки оказались слишком твёрдыми). Поэтому, я решил сформировать из припоя ПОС-61 шарик на конце шпильки с плоскими торцем, чтобы удерживать колёсный диск. Форма шарика значения не имеет, так как в дальнейшем закрывается хромированным колпаком.

Восстановление модели ГАЗ-13

Теперь, полностью соберём колёса с осями. В закромах Родины мне удалось найти недостающий оригинальный хромированный колпак, и колёса стали смотреться одинаково.

Ну вот, выглядит в точности, как у Тантала:

Восстановление модели ГАЗ-13

9. Сборка модели.

Когда все детали готовы, начинается самая приятная часть для любого моделиста - это сборка, ведь всегда интересно, что в итоге получится!

Вот такая красотка у меня получилась:

Восстановление модели ГАЗ-13

Восстановление модели ГАЗ-13

Восстановление модели ГАЗ-13

Восстановление модели ГАЗ-13

Очередная миссия выполнена и эта модель олимпийской Чайки скоро отправится обратно к своему владельцу! Признаюсь честно - работа была не простой, ведь она собрала в себя множество процессов. А самое главное, что благодаря моделированию и 3D-печати (LCD-печати) удалось восстановить все утраченные детали этой модели.

В задачах ещё много проектов, о работе с которыми я обязательно расскажу, но немного позже. Как говорится, "продолжение следует!"

А вот и обещанные вначале статьи ссылки на мои предыдущие работы по восстановлению саратовских моделей с помощью 3D-печати ⬇️:

А чтобы не пропускать новые статьи - не забывайте про кнопку "Подписаться" 😉

Читайте также: