Игрушка из деревни филимонова

Обновлено: 25.04.2024

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В руках - птичка-свистулька. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки… Перед нами образ филимоновской барышни – потомка одной из древнейших (по некоторым данным ей около семисот лет) игрушек России.

Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.

В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».

В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.

Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями - «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие». Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мыщкой солдаты держат птиц.

Но самым настоящим шедевром стала композиция «Любота».

Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н., Орлова Е.А., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н. Промысел стал особенно популярен в последние годы также в сердце нашего края – Туле, где с упоением и радостью трудятся Гончарова А.И., Гончарова А.В., Мишина Г. В., Бежина И. Д., Палевская Е.М.. К сожалению, в 2015 году ушли из жизни Марченкова М.Н. и Першин В.Б., оставившие заметный след в истории промысла. Но жизнь продолжается и промысел продолжает развиваться. Молодые мастера Орлова М.С. (жена Орлова Р.В.) и их дети, и Кехаиди Платон (сын Кехаиди К.Н. и Кехаиди Е.И.) перенимают секреты мастерства от родителей и бабушек. Постоянно экспериментируют и работают над формированием своего собственного авторского стиля. Надеемся, что и талантливые ученики Одоевской школы искусств со временем тоже найдут свое место в промысле.

«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания.

Прикоснуться к этому удивительному миру, больше узнать об истории промысла, можно на родине промысла, в единственном специализированном музее «Филимоновская игрушка» в городе Одоеве Тульской области.

Приветствуем вас на официальном сайте мастеров филимоновской игрушки.

2асж

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро­дина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впер­вые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, ело­чек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.

Вы можете купить у нас традиционную Филимоновскую игрушку, а также произведения авторские - шкатулки, картинки, скульптуру малых форм. На любой из указанных адресов напишите заявку с вашими пожеланиями, заглянув предварительно в прайс - лист и мы изготовим для вас всё, что Вы увидите в разделе фото. Срок изготовления не более месяца. Оригиналы документов (договор, счет, накладная) прилагаются к заказу. Возможна отправка транспортной компанией, но следует учитывать, что расходы по пересылке в стоимость изделий не входят.

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приемы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и теснением, обваркой и глазуровкой. Многие наши ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.

В светлом, теплом и просторном помещении для приезжающих детей и взрослых мы проводим платные мастер – классы, которые вызывают неподдельный интерес. Мастера подробно объяснят и поэтапно покажут, как лепить и как раскрашивать филимоновскую игрушку, помогут свертеть на гончарном станке горшочек, подсвечник или сделать свисток. Возможны скидки большим группам и оплата перечислением. Предварительная запись по тел. 89065376270 Константин Николаевич.

Константин Кехаиди – автор идеи и руководитель фестиваля народного творчества «Поляна». На берегу реки Упы, вблизи деревни Филимоново, мы, при поддержке единомышленников, проводим фестиваль, ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами, участвуют в мастер – классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. В программе фестиваля конкурсы, концерты, выставка и ярмарка декоративно - прикладных изделий. Фестиваль проводится ежегодно в июле и собирает любителей художественных ремесел всех возрастов. Об условиях участия читайте в разделе «Поляна» или звоните по тел. 89065376270 Константин.

В краеведческом музее вас ждет рассказ об истории Одоева, богатой замечательными событиями и славными именами, а так же путешествие по улочкам поселка с красивой старинной архитектурой. Приглашаем к общению и сотрудничеству всех, кому интересно народное и профессиональное искусство во всем его разнообразии.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Это древнее ремесло деревни Филимонова. Поселения произошло от каторжника, всю жизнь занимавшимся гончарным делом, создавал игрушки. Они то и прославили деревню в будущем.

Игрушки делали женщины, девочек с самого детства обучали лепить свистульки. В СССР ремесло стали забывать, эти изделия запрещено было продавать.

Несколько мастериц сохранили ремесло до 50-х годов. В это время начался подъем производства. В наше время филимоновские игрушки в Тульской области и не только.

Виды игрушек

Основные образы игрушек, которые создаются:

  • Уточка — символ воды и жизни; оберег самых маленьких;
  • Лошадь – знак движения вперед к целям;
  • Петушок — символ семьи и верности;
  • Бычок, коза, баран — оберег от злых духов;
  • Корова — знак благосостояния и удачи;
  • Курочка – символ благополучия в браке;
  • Барышня — символ семейного счастья;
  • Танцевальная пара военного и барышни – оберег на любовь и счастье;
  • Молодой удалец Иван — знак удачи;
  • Солдата – в знак долголетия;
  • Девушка, пьющая чай — символ самовароварения;
  • Елочка – знак плодородия;
  • Барыня — оберег очага от зла;
  • Олень — символ богатого осеннего урожая;
  • Медведь — знак доброты;
  • Яркий петух — оберег мечты и счастья;
  • Птичка с широким крыльями — посредник между добром и злом;
  • Собака — символ преданности и верности;
  • Индюк — знак плодородия и защиты земли от зла.

Нет четкого шаблона при создании и раскрашивании игрушки. Мастер разминает глину и формирует заготовку по своему усмотрению.

Технология

Филимоновскую игрушку изготавливают из мягкой темно-зеленой глины. Сначала вырисовывают эскиз будущего изделия, далее лепят по макету игрушку, затем сушат и обжигают в печи. После сушки игрушка становится светло-серого цвета, а после обжига — белого.

Филимоновская глина не жирная, позволяет создавать любую форму, не обращая внимание на трещины.

Как нарисовать силуэт и узор на свистульке рассказывается в видео.

Роспись игрушки

Сегодня игрушки окрашивают акрилом. Традиционные цвета филимоновской игрушки: малиновый, зеленый и желтый.

Зверей расписывают цветными полосами по туловищу. Зеленой или малиновой краской окрашивают голову или грудь. Также на игрушки наносят узоры солнца, растительности, старых сказочных мотивов.

При росписи фигурок одежду делают нарядной. На шляпы наносят цветные полосы, ворот верхней и нижней одежды гардероба украшают яркими штрихами, пятнами, ветками.

Символизм промысла

На фигурках животных и людей изображают короткие и длинные кольцевые линии, точки, круги. Эти символы берут начало с язычества и олицетворяют защиту добра от зла, борьбу с нечистой силой.

Например, большое количество черточек на игрушке символ урожайности, денег и счастливой жизни. Точки — зерно, если их много, это символ достатка. Квадрат, ромб и завитки — символ вспаханного поля. Зигзаги с дугами — знаки добра и плодородия. Волнистые линии — небесные воды, а шар – луна или солнце.

Заключение

Филимоновская игрушка — часть древнего женского промысла. Это старославянская культурная традиция, которая известна во всем мире.

Ярким символом, отображающим красоту и богатое культурно-историческое наследие Тульского края, является филимоновская игрушка.

Неиссякаемый источник талантов таит в себе тульская земля. Русской культуре она дала Льва Толстого, В. Жуковского, В. Поленова и А. Даргомыжского, К. Ушинского и Глеба Успенского. Издавна славились на Руси тульские оружейники, самоварщики, пряничники. Филимоновская игрушка из этого же ряда. Это один из старейших промыслов России, который впервые упоминается ещё в древних летописях XVI века. Коллекции филимоновской игрушки постоянно экспонируются в Русском музее Санкт-Петербурга, Музее игрушки в Сергиевом Посаде и на родине промысла — в Одоеве, где создан для неё специальный музей. Отдельные экспозиции филимоновской игрушки путешествуют по многим музеям России и зарубежья, побывали, к примеру, в Париже, Будапеште, Монреале, Токио и других известных городах мира.

История филимоновской игрушки

В энциклопедическом словаре-справочнике «Тульские древности» есть статья, посвящённая филимоновскому гончарному промыслу: «Филимоново — село в Одоевском районе — один из древнейших центров производства Филимоновской игрушки в России. Расположено в 7-8 км от Одоева. Недалеко от реки Оки. История села восходит к середине. XVI в., когда маленькую деревеньку владетельные воротынские князья подарили в числе других своих владений основанному ими незадолго до этого Анастасову монастырю. Гончары из Филимоново вывозили глиняную посуду и игрушки в соседние уезды на продажу: в Тулу, Епифань, Калугу и т. д.».

Примерно в 1550 году князь Иван Михайлович Воротынский и его жена Анастасия, в честь которой и назван знаменитый монастырь, отдали под монастырское кормление деревни Рымнино и Мартыновскую. Позже их сын Владимир подарил обители ещё и деревню Филимоново.

Почти все монастырские филимоновские крестьяне жили «в скудости», голодали, поэтому находка в окрестностях села огнеупорной глины и разработка её для производства различных гончарных изделий были счастливым выходом из нищенского существования. Филимоновские мужчины на гончарных кругах изготавливали посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Женщины в основном занимались лепкой игрушек. Для этого использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома.

Особенности филимоновской игрушки

Сюжеты филимоновских игрушек весьма разнообразны и насчитывают более пятидесяти наименований, но при этом стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

Филимоновская стилистика в лепке — это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, а главная особенность в росписи — трёхцветный геометрический орнамент. Словом, удлинённые, изящные силуэты фигур гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, но в то же время лаконичной росписью.

Кажущаяся простота изготовления филимоновской игрушки и неизменный спрос на неё не раз побуждали отдельных мастеров и даже целые предприятия в других регионах наладить у себя массовое производство подобных изделий. Но даже не знатоки филимоновского гончарного промысла различали настоящую игрушку от поделок «под Филимоново».

В чём же секрет филимоновской игрушки? Почему не снижается интерес к ней вот уже несколько веков? В очерке «Добрый зверь из Филимонова», опубликованном в еженедельнике «Литературная Россия» (04.04.1969), искусствовед Яков Зубарев приоткрыл некоторые тайны филимоновского чуда: «Я смотрю на причудливых зверей-великанов, и передо мною встают фантастические образы из детских сказок. Ведь фантазия ребёнка гиперболична, и в филимоновской игрушке нет места дотошному натурализму. В этих удивительных зверях подчёркнуты только главные, наиболее характерные детали, и это придаёт им особую лаконичность и убедительность. Козёл — потому что «борода», заяц — потому что «косой», корова —потому что «рога».

Кроме того, как подметил искусствовед, каждая игрушка несёт в себе едва уловимые индивидуальные черты мастера. Например, у зверей знаменитой мастерицы Анны Ивановны Князевой живой, весёлый, смешливый взгляд, как и у самой хозяйки. Много доброты, улыбки, озорства в работах мастериц Анны Иосифовны Дербенёвой, Антонины Ильиничны Карповой, Александры Фёдоровны Масленниковой. Их игрушки похожи внешне, но каждая всё-таки неповторима, поскольку раскрывает образ своим, ни на что не похожим поэтическим языком.

Возрождение филимоновской игрушки

Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. Огромный вклад в возрождение и развитие филимоновского гончарного промысла внесли художник Николай Васильевич Денисов и его жена Римма Васильевна. С 1965 по 1984 год Н. В. Денисов работал во Всесоюзном НИИ игрушки в Загорске (г. Сергиев Посад). А с 1984 более семи лет за счёт своих собственных средств занимался восстановлением филимоновской игрушки. Николай Васильевич собрал и сплотил талантливых молодых людей, так же как и он влюбленных в игрушку.

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приёмы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и тиснением, обваркой и глазуровкой. Многие ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.

Сегодня в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла: Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Елена Алексеевна Орлова, Владимир Борисович Першин, Роман Вячеславович Орлов, Валентина Николаевна Масленникова, Ирина Константиновна Левитина, Елизавета Артёмовна Дроздовская.

Музей филимоновской игрушки

В Одоеве, на улице Сильверстова, 11, при поддержке администрации предприниматель и меценат Сергей Кузнецов открыл Музей филимоновской игрушки, уже насчитывающий более двух тысяч экспонатов! Представлены в музее и образцы гончарного игрушечного искусства из сорока регионов России и десяти стран мира. Посетители музея пишут не только восторженные отзывы, игрушка вдохновляет и на стихи, и даже песни.

Вот одна из них, написанная поэтессой Натальей Мурко.

Как будто бы из детства моего:
лошадки скачут, вьются завитушки,
И сердцу моему милей всего
Свирели филимоновской игрушки.

Припев:
Свистит пастушек в глиняный рожок,
И эту песнь, как весть разносит ветер:
Игрушка филимоновская есть!
И мастера её живут на свете!

На книжной полке, в городской пыли,
Как занесло вас в этот мир рутинный?
Из края, где поля, да ковыли.
И мудрость мастеров старинных.

Так всё воздушно, св`етло и легко!
Узорочье и стройные осанки.
И глина ослепительней снегов
Сияет как алмаз в огранке!

В душе своей я тайну берегу:
Расправит крылья сказочная птица —
И по росе за ней я побегу,
Чтоб снова в детство возвратиться.

Читайте также: