Игрушка из соломы рисунок

Обновлено: 11.05.2024

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX – начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.

Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санк-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол» , «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Её изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Солома, взращенная руками человека в труде, заботе о хлебе, не могла не радовать человека красотой, согревать своим теплом. Красота ее золотистого цвета, светоносность и блеск – сродни солнечному свету и цвету драгоценных металлов . Соломка – настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила земледельца. Без высокой эстетической оценки соломы как декоративного материала невозможно бы было рождение искусства соломоплетения. Именно художественные качества этого материала любовно и умело выявлены в лучших произведениях народного соломоплетения.

Куклы, животные и птицы из соломы

Соломенные куклы у многих славянских народов дарили молодым в день свадьбы. У белорусов, например, в Гродненской губернии в начале XIX века для свадебного обряда делали две соломенные фигуры – мужскую женскую. Их ставили у ворот, загораживая дорогу молодому, который приходил в дом невесты. Сама солома, из которой они были сделаны, воплощала собой плодородие земли, а, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в новой семье. Существовал обычай украшать «свадебный поезд» жениха и невесты, направляющийся в церковь для венчания , соломенными куклами, которые считались оберегами от сглаза.

У русских в Московской, Калужской, Владимирской губерниях соломенных кукол делали чаще всего на Масленицу, что также было связано с прославлением брака. Так, например, в Калужском крае еще в 30-е годы XX века делали деревенское чучело из соломы для всей деревни и соломенных кукол в тех домах, где были молодожены и куда на праздник должны были приехать молодые пары.

Домашние куклы олицетворяли собой счастье, жизнь, в отличие от деревенского чучела Масленицы – воплощения уходящей зимы. Их помещали на самом видном месте: у окна, около дома, на крыльце, крыше сарая, поднимали на шестах, колышках, чтобы их лучше было видно с улицы. Во время масленичных гуляний такие соломенные куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, с подчеркнутыми признаками пола, так как они изображали «молодую» и «молодого» - женское и мужское начало. Их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные домашние куклы сжигали в печи или разбирали, а солому отдавали скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Куклы – игрушки из соломы делали для детей и специально. Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX - начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное назначение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и для взрослых. Куклы выполняли роль забавной потешки. «Соломенная потеха» плясала, прыгала и вертелась, когда трясли ее на подносе, качали на шатких половицах пола или ставили на стол и мелко, дробно стучали кулаком по его крышке. Веселое, шумное было зрелище – и «деткам и взрослым утеха была».

Русские соломенные куклы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которого их связывают, по низу ровно постригают. Соломенные куклы – «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санкт – Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой. В музеях Финляндии и Эстонии также сохраняются образцы крестьянских соломенных кукол.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны из одного или двух пучков соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так жницы скручивали перевясло из пучка соломин, которым обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол», «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов. Не случайно известная пензенская мастерица Екатерина Медянцева, в творчестве которой неожиданно воскрес едва ли не самый архаический прием изготовления соломенных кукол, говорила так: «Сноп полевой – он же раскидистый, стоит подпоясанный, как человек, он мне первые мысли и дал, как куклу сделать».

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Ее изготовление ограничивалось рамками деревни и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера. Соломенная кукла осталась первозданно – архаичной и донесла до нас простейшие, но выразительные пластические приемы создания в этом материале образа человека.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Во время колядования участники обязательно брали с собой соломенного козлика или маску козы. Следуя поверью, козел - символ жизненной силы, плодородия и плодовитости, которые как бы усиливаются символическим значением материала – соломки, из которой изготавливается фигурка. Соломенный козлик – фигурка, которая традиционно выполняется как украшение рождественского стола или свадебного каравая.

У древних славян конь почитался как символ солнца – божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображением коня. Подвески служили амулетами. Дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь – посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня стали называть охлупень – бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция осталась живучей и в наши дни деталь крыши по-прежнему называют коньком. Конь – неотъемлемая часть крестьянского быта. Люди, живущие на селе, часто рисовали лошадей на прялках, наличниках окон, вышивали на рушниках, пекли пряники в форме коней. Игрушки с изображением коня мастера изготавливали в различных материалах, в том числе и из соломы. Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Может быть поэтому мастера, изображавшие коня из соломы, пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам.

С соломенными жаворонками, у которых в клювах был колосок, молодежь в первые весенние дни выходила на проталины звать – «гукать», «закликать» весну для того, чтобы она не запоздала, и люди вовремя провели весеннюю пахоту и сев.

Соломенных птиц часто подвешивали над столом рядом с «пауком» или подвязывали их к нему.

Подвесные конструкции из соломы

Одно из самых замечательных изобретений народного соломоплетения являются - подвесные декоративные конструкции. Это традиционное украшение интерьера крестьянского дома на Рождество известно многим народам. В будничной простоте крестьянского дома этот необычный декоративный предмет создавал особое настроение и имел символическое значение и являлся оберегом, призванным охранять дом, обеспечивать будущий урожай и благополучие семьи в новом году . В этих подвесках имеет значение и форма, и материал. Солома, из которой они традиционно выполняются, в народных обрядах и представлениях всегда связывалась с плодородием и символизировала его.

У разных народов соломенные подвески называют по-разному. Литовцы называют их «содас», что означает сад, латыши - «пузур», финны и эстонцы «химмели» (корона), в Германии распространены названия «хандекрона», «летающая корона» и такое понятие, как «беспокойство». Чехи называют их «мушиный рай» или «мушиный танец». У удмуртов, которым также известно такое соломенное украшение, оно носит название «кадило».

У белорусов, поляков наиболее часто встречается название «паук». Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. Однако название «паук» не только ассоциативно, оно имеет более глубокое по своему смыслу значение. Живым прототипом, прообразом для соломенных подвесок мог служить именно паук, который у многих народов является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а его творение – паутина – представляется образом космической ткани, первовеществом Вселенной. В фольклоре многих народов мира паутина также выступает в роли путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю.

Собранные из нескольких десятков или даже сотен соломенных трубочек в сложную пространственную композицию, такие конструкции подвешивались на нитке в самом почетном – красном углу дома, над столом. Почти невесомые, они находились в постоянном движении. В этих красивых соломенных подвесках остроумно использовано такое особенное качество соломки, как легкость. Поэтому они поворачиваются, вращаются в одном направлении, потом вдруг на какой-то миг замирают – и плавно начинают поворачиваться в другую сторону. Беспрестанно вращаясь под потолком, они каждое мгновение рождают для глаз новый графический рисунок.

Самая простая в изготовлении соломенная подвеска – шарообразный «паук». Круглый по форме, с отходящими от центра лучами-соломинками, он напоминает солнышко. Концы соломин закреплены в основании и свободно расходятся, создавая шарообразную поверхность. Это древний прием создания символического изображения солнца при помощи простых подручных средств.

Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида – это идеальный, энергетически завершенный объем, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Это своего рода антенна между человеком и землей, человеком и космосом. В наш век увлечения вновь открытыми древними знаниями об энергетической природе всего сущего такое объяснение кажется правдоподобным. Каждый может проверить свои ощущения от парения над головой соломенного «паука». Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Создание «паука» в виде пирамиды, ромба сродни процессу конструирования. Сначала из соломенных трубочек собираются отдельные элементы – модули, которые затем, согласно замыслу, соединяются в определенном порядке.

Белорусы изготавливают «паука» в виде звезды, которая символизирует собой ту чудесную звезду, которая взошла на небе при рождении Христа и привела в Вифлеем восточных волхвов поклониться божественному младенцу.

Несмотря на свое простое крестьянское происхождение, соломка благодаря своему золотистому цвету и блеску – материал благородный и драгоценный. Эти ее качеству всегда высоко ценились. Не случайно из соломы выплетали кольца и бусы. Например, русские крестьянки в праздничные дни наряду с разноцветными стеклянными бусами носили нитки соломенных бус, и смотрелись они, как настоящие золотые ожерелья. Пальцы украшали соломенными кольцами, «где умелая рука строила в узле довольно красивую «повязь», как отметил этнограф прошлого века. Хотя такие украшения часто не переживали и суток, в народе не забывали приемов плетения, передавали из поколение в поколение. Не случайно до сих пор в деревнях немолодые уже женщины с удовольствием рассказывают про это детское развлечение и без труда вспоминают, как заплести соломину в сложный узел кольца или как из соломенной ленты сложить невесомую бусину.

П летеная соломенная шляпа

Плетеная соломенная шляпа легкая. Хорошо защищает от солнца, не намокает во время дождя. При всей своей простоте соломенная шляпа всегда являлась красивой деталью крестьянского костюма. Золотистые. С глянцевым отливом, рельефной фактурой и узорчатым рисунком переплетения, соломенные шляпы, хорошо сочетаясь с плетеным цветным поясом, вышитой рубахой, служили украшением традиционного мужского костюма. Разнообразие форм соломенных шляп свидетельствует о том, что этой части костюма уделялось большое внимание. Шляпы из соломы делали в форме «канотье» - с низкой тульей, с небольшими полями, широкополыми с высоким цилиндрическим, конусообразным или фигурным верхом. Белорусы-полешуки выплетали из соломы шляпы, по фасону очень похожие на высокие дворянские цилиндры, что были в моде в первую четверть XIX века. Праздничные капелюши были украшены плетеной тесьмой или матерчатыми лентами, которые эффектно выделялись на фоне соломки. С распространением в деревне моды на городской костюм и картуз с лаковым козырьком крестьяне стали выплетать из соломы шапки с козырьком характерной для картуза формы.

Первое письменное упоминание о соломенной шляпе относится к концу X века. Известно, что в это время большие соломенные шляпы были частью экипировки саксонских воинов. В XV-XVI веках соломенная шляпа была уже широко распространена в Европе. Этот головной убор носили как простолюдины, так и знать. В Швеции в начале XVI века соломенные шляпы назывались «шинхут», что значит «шляпа от солнца». Первоначально такие шляпы носили мужчины, позднее под тем же названием соломенная шляпа стала использоваться и женщинами. Широкое распространение в женском костюме соломенные шляпы получили на юге Европы – в Италии, Франции. В XVI – XVII веках соломенная шляпа становится одним из самых популярных головных уборов. В это время в Европе возникают ремесленные цеха ремесленников. В XVIII – XIX веках наибольшую популярность приобрело швейцарское кустарное производство соломенных шляп. Продукция его ведущих центров отличалась высоким качеством и всегда следовала направлениям моды.

И крестьянские и городские шляпы из соломки выполнены одинаково – сшиты из плетеной соломенной ленты. Лента – плетенка укладывается в по спирали и сшивается. Крестьянские капелюши и брыли сплетены из целых соломин, а более деликатные и изящные городские шляпки – из расщепленных в тонкие полоски.

В Россию, умение делать соломенные шляпы, было занесено немцами, колонистами, водворившимися по берегам р. Волги еще во времена царствования императрицы Екатерины II. Производством соломенных плетенок и шляп занимались во многих колониях Николаевского уезда Самарской губернии.

В больших семьях некоторые члены плели круглый год; в других же – менее численных семьях, занятию этому уделяли лишь свободное время от других работ по хлебопашеству и домашнему хозяйству.

Изготовление шляп в деревнях носило характер домашнего производства и для любого крестьянина сделать «капелюш» не представляло сложности.

Во второй половине XIX века в некоторых местах Белоруссии, России, Украины крестьянское производство соломенных шляп приобрело промысловые формы и стало в основном ориентироваться на городского потребителя. О внушительном размахе промысла говорит тот факт, что только за один год в Петербург было продано 16 тысяч шляп и полтора миллиона аршин плетеных заготовок.

Список используемой литературы:

Давыдова С. Очерк промысла соломоплетения в России. Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках. СПб., 1913.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №16 «Интерес»

Куклы из соломки

Методическое пособие для учителей технологии, изобразительного искусства и руководителей кружка

декоративно-прикладного творчества

Маризова Людмила Александровна

1. Плетение из соломки как вид народного творчества

2. Соломенная кукла в обрядах наших предков

3. Технологические приемы в изготовлении соломенных кукол

3.1. Кукла - женская фигурка

3.2. Кукла - мужская фигурка

Плетение из соломки как вид народного творчества

В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой распространенных растительных материалов.

Соломка - это благодатный, теплый, душевный материал, из которого можно смастерить несравненное чудо. В поделках из соломки живет душа, они приносят добро, надежду, удачу всем, кто хоть раз прикоснется к этому народному искусству. Солома в жизни русского крестьянина была органическим материалом в труде, и в обрядовой деятельности. Трудовой процесс земледельца неразрывно связался с символикой снопа, зерна, колоса.

В году много обрядов и праздников посвящалось хлебу, гаданиям на урожай, благодарениям земли: это и рождественские традиции, и "жаворонки" - зазывание весны с использованием соломенных птичек.

Масленичные обряды невозможны без соломенной атрибутики. В числе осенних праздников наиболее значимы спожинки, где тема снопа и колоса звучит ярче всего.

Декоративное свойство соломки было подмечено давно. У народов мира соломка хлебных злаков издавна используется для художественного оформления самых разных вещей.

Ещё в прошлые века в Европе оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, мелкие предметы. В западной Европе, где поля в основном засевали пшеницей, для поделок шла именно пшеничная солома.

Настоящие ценители и знатоки этого вида декоративно-прикладного искусства всегда определят, где изготовлено то или другое изделие из соломки, так как работы мастеров из различных областей нашей и других стран отличают традиционные стили работы, виды изделий по назначению и технике исполнения.

В Японии, Вьетнаме и Китае мастера изучили свойства рисовой соломы и научились искусно использовать её для изготовления различных изделий: ширм-перегородок, декоративных панно, а также игрушек и декоративных скульптур.

В Польше, Чехии, арабских странах делают панно-картины, используя пшеничную и ржаную солому.

В России, Белоруссии и на Украине ведущей зерновой культурой была рожь, поэтому в повседневной жизни крестьян чаще всего приходилось иметь дело с ржаной соломой.

Именно эта соломка шла на хозяйственные нужды и всевозможные поделки. Также использовалась пшеничная, ячменная и овсяная солома. При изготовлении поделок учитывались особенности каждого вида соломы, ведь солома соломе рознь, недаром, крестьяне сложили поговорку:

« Гречневая солома кривая, ячменная смачная, пшеничная пышная».

"Ржаница" - так в старину называли ржаную солому - была длинной, прямой и прочной. Распаренная и вымоченная в воде, она становилась настолько прочной и гибкой, что из неё можно было плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Из ржаной соломы изготовляли игрушки, плели корзины, сумки и коврики. Основой большинства плетеных изделий из соломы, будь то сумки, корзины, головные уборы, коврики служат плетежки или плетешки. Эти слова продолжают жить в лексиконе народных мастеров, работающих с соломой.

Необходимо остановиться и на истории возникновения соломенных кукол в Пензенской области.

Сделанные Екатериной Константиновной куклы и композиции экспонировались на выставках в Москве, в Нижнем Новгороде, Бухаресте. Сотрудники Музея народного творчества рассказывали,

что эти куклы Рисунок 1. Медянцева Е. К. за работой

во Франции, в Лувре.

В настоящее время её работы хранятся в государственном Историческом музее. В пензенском музее народного творчества выставлены 22 работы. Они поражают самобытной красотой и не оставляют равнодушными посетителей музея.

Соломенная кукла в обрядах наших предков

В среде жниц, имеющих богатое воображение, родилась загадка: "Маленький Афанасий травкой подпоясан" И, конечно же, каждый сельский житель узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или пшеничный сноп. Нашлась среди жниц мастерица, которая, может быть в шутку, сделала Афанасию руки и подпоясала его пояском. Это и было рождение первой соломенной скульптуры.

Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворяла собой прошедшую зиму со всеми невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества, Большая кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника придать её огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, служил основой традиционных крестьянских игрушек.

Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать куклы, фигурки коней, оленей, а также разных фантастических животных. Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, педагоги, художники, искусствоведы. За это время написаны сотни научных и популярных статей. И тема эта далеко не исчерпана.

Мы занимаемся рукотворной куклой уже несколько лет. Приступая к занятиям, обычно погружаемся в историю предмета. Когда и как появилась эта кукла? Какой она была? Какие функции выполняла? В сказке "Василиса Прекрасная" из сборника А.Н. Афанасьева есть такие строки: Умирая, купчиха позвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: "Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никогда не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета". Такая игрушка необходима для общения, игры, приобщения к ремеслу, может служить подарком.

Начиная мастерить куклу из соломы, мы вспоминаем, какую родословную имеют простенькие игрушки соломы? Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков "принимали участие" соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась. Соломенное чучело в шапке и кафтане в масленицу отправляют плыть по реке в конце торжества. Из года в год такие куклы из соломы оставались одним из любимых развлечений деревенской детворы. Изучая древние верования и сравнивая их с современными традициями, можно сделать вывод о том, что соломенная кукла является едва ли не самой древней, распространенной, но менее всего сохранившейся. Основным её назначением было жертвоприношение земным и водным стихиям и божествам.

Технологические приемы в изготовлении соломенных кукол

Перед началом работы солому размягчают в воде, она становится мягкой, податливой. Перетяжки можно выполнять нитками оранжевого, красного, зеленого или подходящего по тону к основе цвета. Костюм и элементы его декора либо закладываются в конструкцию куклы, либо выполняются отдельно и потом пришиваются или вплетаются в основу. В некоторых случаях используется текстиль и элементы вышивки, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не потерять прелести основного материала - соломы.

При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами возникает необходимость изучения костюма, его исторических, региональных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей. Далее, от отдельных работ переходим к тематическим композициям. Работа над композициями требует более глубокого знакомства с бытом, укладом, традициями, праздниками, обрядами наших предков.

В плетении из соломки существует много вариантов изготовления соломенных кукол. Самые простые приемы, пришедшие из традиционного народного искусства, основаны на перегибах 1—2 соломенных пучков. Эти куклы просты в изготовлении и имеют небольшие размеры: 12— 20см. Современные мастера разработали приемы изготовления кукол на основе составных каркасов. Элементы таких кукол — голова, верхняя часть туловища и нижняя часть туловища — изготавливаются отдельно, они могут иметь каркас, собранный из пучков соломы, или плетеную основу. У современных кукол черновой каркас изготавливают чаще всего для головы, рук и верхней части туловища, у мужских фигурок — еще и для ног. Нижнюю часть куклы (это, как правило, юбка) выполняют из собранного в конус пучка цельных соломин, выплетают из витой плетенки в виде колокольчика или сшивают из плоских плетенок. Во всех случаях используют самый разнообразный декор. В мужской скульптуре дополнительно оформляются штаны и обувь.


Нами выявлены наиболее характерные технологические приемы выполнения женской и мужской фигурок, основанные как на традиционных, так и на современных технологических приемах.

· 18 соломин из средней части стебля диаметром 3мм и длиной 18см для туловища;

· 7 соломин из средней части стебля диаметром 3 мм и длиной 8 см для рук; 3 длинные соломины из верхней части стебля диаметром

1,5—2 мм для прически;

· 2 соломенные ленты красного и натурального цвета шириной 5 мм и длиной 30—35 см;

· красная тонкая тесьма шириной 3—4 мм и длиной 50 см; бусинка диаметром 1,5 см для каркаса головы; ножницы, нитки ( Рисунок 2 ).

1. Сплетите плетенку «косичка» длиной 25—27 см из 3 соломин, приготовленных для прически куклы.

2. Из пучка приготовленной для туловища куклы соломки возьмите 15 штук, выровняйте по одному краю. Между концами соломин на глубину 1,5—2 см поместите толстый конец «косички». Плотно свяжите концы соломенного пучка вместе с плетенкой. Перевязку расположите на расстоянии 1,5см от края соломенного пучка.

3. Поместите внутри соломенного пучка бусину. Равномерно распределите вокруг нее соломины и сделайте следующую перевязку сразу по границе бусины. У вас получилась голова куклы.

4. Возьмите соломины, приготовленные для ручек куклы. Свяжите их плотно вместе двумя перевязками. Расстояние между перевязками равно 5 см. Концы соломин подрежьте так, чтобы их длина составляла 6—7 мм.

5. Определите, где у вашей куклы будет лицо. Разделите соломины туловища пополам на передний и задний пучки. Между пучками вставьте ручки куклы. Предварительно соломины ручек слегка сплющите в средней части. Ручки плотно придвиньте к перевязке шеи.

6. Свяжите оставшиеся 3 соломины, приготовленные для туловища, близко к концам. Поместите связанные соломины внутрь пучка соломин туловища, подперев ими ручки куклы.

7. Завяжите соломины туловища на поясе, уравнивая пропорции куклы.

8. Сплетите из цветных соломенных лент плоскую простую плетенку из 4 соломин длиной 7см.

9. Расположите плетенку спереди туловища куклы, как фартучек. Зафиксируйте плетенку нитками на поясе куклы. Обмотайте перевязку шеи тесемкой, концы оставляйте длиной 13—15 см. Затем крест-накрест перевейте грудь куклы и завяжите сзади на поясе. Концы тесемки оставьте свободными.

10. Верхнюю перевязку головы завяжите тесемкой, оставив концы длиной 8—9см, которые свяжите в петельку. Плетенку «косичка», привязанную вверху пучка соломин, дважды обмотайте вокруг верхней перевязки головы и спустите вперед через плечо, как косу. Зафиксируйте косу, привязав ее к поясу свободными концами тесемки.

11. Закройте тесемками перевязки рук. Соломины на юбке куклы ровно подрежьте ( Рисунок 3) .


Кукла ( мужская фигурка , размер 12x7x3 см) на основе 2 пучков соломки

· 21 соломина из средней части стебля диаметром 3мм и длиной 18см для туловища;

· 7 соломин из средней части стебля диаметром 3мм и длиной 8см для рук;

· 3 длинные соломины из верхней части стебля диаметром 1,5—2 мм для лаптей и головного убора;

· 4 длинные соломины из средней части стебля диаметром 3мм для выполнения элементов одежды;

· красная тонкая тесьма шириной 3—4 мм и длиной 50см;

· бусинка диаметром 1,5см для каркаса головы;

· ножницы, нитки, клей ПВА ( Рисунок 4).

Выполнение работы
1. Из пучка приготовленных для туловища куклы соломин возьмите 18 штук, выровняйте по одному краю. Плотно свяжите концы соломенного пучка. Перевязку расположите на расстоянии 3,5—4 см от края соломенного пучка.

2. Из соломин верхней части пучка будут выполняться волосы, нижняя станет основой для туловища и ног.

3. Поместите внутри соломенного пучка бусину. Равномерно распределите вокруг нее соломины и сделайте следующую перевязку сразу по границе бусины. У вас получилась голова куклы.

4. Возьмите соломины, приготовленные для ручек куклы. Свяжите их плотно вместе двумя перевязками. Расстояние между перевязками равно 5см. Концы соломин подрежьте так, чтобы их длина составляла 6—7 мм.

5. Определите, где у вашей куклы будет лицо. Разделите соломины туловища пополам на передний и задний пучки. Между пучками вставьте ручки куклы. Предварительно соломины ручек слегка сплющите в средней части. Ручки плотно придвиньте к перевязке шеи.

6. Свяжите оставшиеся 3 соломины, приготовленные для туловища, близко к концам. Поместите связанные соломины внутрь пучка соломин туловища, подперев ими ручки куклы.

7. Завяжите соломины туловища на поясе, уравнивая пропорции куклы.

8. Разделите свободные концы соломин на 2 равные части — правую и левую, по 9 соломин в каждой, — это будут ноги куклы. Свяжите каждый пучок внизу на расстоянии 6— 6,5см от пояса.

9. Пучок коротких соломин, предназначенных для выполнения волос куклы, расщепите иголкой на узкие полоски шириной 1,5—2 мм. Расщепленные соломины равномерно отогните вниз, распределяя их по всей поверхности головы. Положение соломин зафиксируйте временной перевязкой, которую после того, как соломка высохнет, снимите.

10. Сплетите из длинных соломин, взятых от средней части стебля диаметром 3мм, 2 простые плоские плетенки из 4 соломин длиной по 9см.

11. Плетенки перегните крест-накрест через плечи куклы и завяжите тесьмой на поясе.

12. Узкими соломенными лентами шириной 2мм перевейте крест-накрест каждую ножку куклы от колена. Ленты завяжите на нижней перевязке ног.

13. Сплетите длинную плетенку «косичка» шириной 4—5 мм и длинно

14. Отрежьте кусочки плетенки «косичка» и сделайте из них два колечка, связав концы плетенок. Диаметр каждого колечка 1,5см. Из колечек вы сделаете обувь куклы. Внутрь каждого колечка поместите ножку куклы на уровне нижней перевязки и свяжите вместе с задней стороны ноги. Колечкам придайте вытянутую форму, имитируя ступни ног. Нитки перевязок закройте, обмотав их узенькими соломенными лентами. Выступающие части соломенных пучков от ног куклы подрежьте. Установите куклу на плоскости.

15. Высохшую соломку, из которой выполнены волосы куклы, подрежьте в ровную прическу. Сделайте челку, открыв лицо. Из плетенки «косичка» свяжите или сшейте колечко, соответствующее периметру головы. Слегка смажьте его с внутренней стороны клеем и наденьте на голову кукле, зафиксировав волосы.

16. Закройте тесемками перевязки рук и шеи (Рисунок 5 ) .

Говорят, что соломенные куклы приносят удачу.

1. Аблынина Г.А. Соломенная живопись. Методическое пособие по работе с соломкой. – Пенза: 1997

2. Голубева Н. Аппликация из природных материалов - Москва: Культура и Традиции, 2002.

3. Лобачевская О.А., Кузнецова Н.М.. Возьми простую соломку. – Минск: Полымя, 1988.

4. Новикова И.В., А.В. Базулина. 100 поделок из природных материалов - Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

5. Починова Н.В, Дехтяренко В.Н. Инкрустация соломкой.- Минск: Полымя, 1988.

6. Прекрасное своими руками. Библиотека для родителей. Москва: Детская литература, 1989.

7. Учебное пособие для педагогических училищ. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – Москва: Просвещение, 1991

8. Щеблыкин И.К, Романина В.И, Кагакова В.И. Аппликационные работы в начальных классах. – Москва: Просвещение, 1983

9. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Москва: Просвещение, 1969.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Народные игрушки из соломы


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории, методики и организации социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания вокала в ДМШ и ДШИ


Курс повышения квалификации

Формирование модели дополнительного образования детей в современных условиях


««Стань остроумнее» – 12 упражнений для разминки мозга.»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные игрушки из соломы

Народные игрушки из соломы


 «Маленький Афанасий травкой подпоясан»

«Маленький Афанасий травкой подпоясан»

Первые соломенные куклы

Первые соломенные куклы


Весенние жаворонки- символ весны

Весенние жаворонки- символ весны

Соломенный козлик-символ плодородия

Соломенный козлик-символ плодородия


Златогривый конь-символ солнца

Златогривый конь-символ солнца


Современная соломенная скульптура

Современная соломенная скульптура

Чермянина Елена Африкановна

Чермянина Елена Африкановна



Тарасова Нина Семеновна

Тарасова Нина Семеновна



Работы обучающихся кружка « Технология обработки соломы»

Работы обучающихся кружка « Технология обработки соломы»

Работы обучающихся кружка « Технология обработки соломы»

Работы обучающихся кружка « Технология обработки соломы»


Творческих успехов!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 266 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
  • Курс профессиональной переподготовки «Бухгалтерский учет: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»
  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Скрайбинг и веб-квест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС СПО»
  • Курс повышения квалификации «Особенности организации образовательной деятельности при домашнем обучении»
  • Курс повышения квалификации «Современный менеджмент образовательной организации в условиях реализации ФГОС СПО по ТОП-50»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление в сфере информационных технологий в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Экзаменационный стресс как частая проблема педагогов и учащихся и пути ее решения»
  • Курс повышения квалификации «Методическая работа преподавателя вуза в современных условиях»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса по образовательным программам среднего профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»
  • Курс повышения квалификации «Методическое сопровождение внедрения ФГОС по ТОП-50»
  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Оставьте свой комментарий

  • 24.01.2022 147
  • PPTX 7.2 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фоминых Наталья Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

126 минут

«Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагогов»

23 минуты

«Сказкотерапия с элементами арттерапевтических техник»

27 минут

«Нескучные пальчиковые игры, или тренируем письмо, но не пишем!? для детей 6-8 лет»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Делаем аппликации из соломы

Осень – очень щедрое время года, когда из природных материалов можно создать многообразие интересных аппликаций. Весьма оригинальные варианты получаются из соломы. При этом есть различные технологии, доступные как для детей, так и для взрослых. Процесс работы с соломой очень увлекателен и позволяет создать невероятные картины.






Какие части соломы можно использовать?

Соломой называют стебли таких злаков, как ячмень рожь, пшеница, овес, гречка, рис. Для аппликаций можно использовать как дикорастущие злаки, так и с огорода. Главное, для изготовления работ брать ровные и не мятые соломинки.

Самые большие по диаметру трубочки соломы у ржи, и из них можно получить наиболее широкие ленты. Самой мягкой является ячменная солома, а у овсяной очень нежный цвет.

Собирать солому следует исключительно руками. Лучше всего это делать по обочинам полей. При этом срезать стебли надо у самого корня растения. В состав стебля входят отдельные сегменты, которые соединяются так называемыми узлами. Под последними понимаются утолщения. Для аппликаций используют части, располагающиеся между узлами и междоузлиями.



Как подготовить материал?

Подготовка соломки заключается в том, что ее осторожно разрезают на несколько частей. При этом надо обрезать узлы с утолщениями. Срезанные соломинки удобно размещать в коробке.

Заготовка должна быть без покровного листа. В том случае, если они не измяты, то их также можно использовать для аппликаций. Целые листы представляют собой трубочки, которые нужно предварительно замочить в воде, а затем развернуть. Наружная часть листа будет матовой, а внутренняя – блестящей.

Для исключения ломки соломинок при работе их делают эластичными путем замачивания в кипятке.



Чтобы придать соломе белый оттенок, ее можно варить, меняя воду, а затем добавив уксус из расчета 1 столовая ложка на литр воды. Желтый оттенок получают, добавляя при варке чайную ложку соды на 1 литр жидкости. Чтобы сделать соломинки коричневыми, их можно прогладить утюгом.

Для аппликации соломенные трубочки превращают в плоские ленты. Для этого стебли аккуратно разрезают вдоль, используя ножницы или острый конец ножа. После этого каждую полосу следует разгладить с обеих сторон тупым концом ножниц. Подсохшую солому надо досушить. Удобно готовые заготовки соломы рассортировать по цветам.




Варианты аппликаций для детей дошкольного возраста

Технология выполнения аппликации включает в себя выбор сюжета и наброски эскиза. Для малышей лучше подобрать максимально простые рисунки, которые они встречали по пути в детский сад или в книжках. Когда эскиз готов, его следует разрезать на шаблоны.

На следующем этапе на них необходимо наклеить полоски из соломы. При этом можно менять углы наклона полос. Это даст возможность создать оригинальный рисунок. Когда все детали готовы, можно собрать цельное изображение.



Довольно просто для дошкольников сделать осеннюю композицию со зданием, несколькими холмами, деревом, кустом, птицами и солнышком. Чтобы аппликация выглядела интереснее, можно сделать увеличенную веточку дерева, с которой облетает листва. Изображение будет более ярким, если перед его наклеиванием на лист сделать темный фон.

Еще один несложный вариант аппликации из паутины с пауком, парой грибов, листьями и травой.

Такой осенний сюжет наверняка понравится детям. При этом они могут дополнить картину своими задумками.



Как сделать панно?

Изготовление панно следует начинать с эскиза. А также можно взять уже готовый рисунок и перевести на бумагу. Затем на бумажный лист следует перенести каждую из деталей. При этом на эскизе все эти части должны быть обязательно пронумерованы.

Переносить элементы рисунка удобнее всего двухсторонней копировальной бумагой. На каждую деталь с лицевой стороны следует приклеить с использованием ПВА соломенные полосы. Причем они должны плотно прилегать друг к другу, чтобы не оставалось просветов. На изнаночную сторону ленты из соломинки надо нанести клей, приложить к детали, а затем прижать.

Для получения гармоничной композиции следует подбирать полоски соломы по цветам. К примеру, для лепестков лучше выбирать белые оттенки, для листьев – желтые, а для веточек – коричневые. Когда заготовки готовы, их следует вырезать ножницами по контуру с изнаночной стороны. Это делается, чтобы на бумаге не отпечатались линии контура.

Чтобы линии получились более ровными, обрезать бумагу надо вместе с соломенными лентами. Для придания работе аккуратного вида ее также можно прогладить с использованием горячего утюга, а затем уложить под пресс.






Получившиеся детали необходимо собрать в виде цветка или листика. В качестве основного фона лучше всего использовать бумагу черного цвета. После этого их надо вырезать. Эти элементы собираются на тканевом полотне или деревянной основе в цельную композицию. Фиксация деталей производится с помощью клея ПВА. Далее работу надо просушить и поместить в рамку.

Другие идеи

Картины с цветами из соломы всегда выглядят эффектно, но есть много и других не менее интересных тем. К примеру, очень оригинально смотрятся панно со зверями, сказочными персонажами, пейзажами, кораблями, сооружениями деревянного зодчества.




Начинающим лучше отдать предпочтение несложным картинам. Например, весьма оригинально смотрится мама в пышном платье с ребенком на руках.

  • Чтобы подчеркнуть красоту соломенных лент, следует выбрать черный картон. На него следует наложить готовый эскиз и обвести его, надавливая. Когда рисунок убран, на картоне должны остаться его обведенные отпечатки.
  • На вырезание основных деталей аппликации понадобится около 5 минут. Все это делается согласно шаблону. Следующим этапом станет наклеивание деталей своими руками, которое займет примерно полчаса. Первым приклеить следует изображение матери, а точнее, шаблоны лица, шеи, рук, корсета. Согласно выбранной схеме делаем линии рук из тонких полосок соломы.
  • Далее идет этап по созданию изображения дочери. Сначала надо наклеить ее платье, а потом по шаблонному контуру сделать из тончайшей соломенной ленты руки, шею и лицо.
  • На оформление юбки платья мамы уйдет 20 минут. Листья необходимо наклеить так, чтобы она получилась пышной. Для придания дополнительного объема листки соломы можно немного согнуть и приклеить ПВА только с одной стороны. Готовую картину при желании можно разместить в рамку.


О том, как сделать аппликацию из соломы, смотрите в следующем видео.

Поделки из соломы и сена

Поделки из сена и соломы известны еще со времен Древней Руси. В то время этот материал был одним из наиболее доступных, поэтому никаких вопросов о том, где его взять, не возникало. Прошло несколько столетий, но солома не утратила своей актуальности — поделки из такого сырья доступны по изготовлению, при этом выглядит очень эстетично и нетривиально.







Особенности и заготовка материала

Соломку получают в результате обмола стеблей зерновых и бобовых растений. Она является отличным сырьем для изготовления всевозможных поделок и рукоделия. Причины её популярности легко объяснимы, она сочетает в себе:

  • декоративный вид;
  • повышенную плотность;
  • гибкость;
  • пористую структуру;
  • простоту обработки;
  • хорошую адгезию с любыми клеями и красящими составами.




К тому же солома доступна. Жители сельской местности могут заготовить ее на полях или в фермерских хозяйствах, где выращивались бобовые и злаковые культуры сразу после окончания сбора урожая в осеннюю пору. Горожане могут купить ее в специализированных магазинах для рукоделия и творчества или на интернет-площадках. Продается она и в зоомагазинах в качестве корма для кроликов.

Однако свежесрезанные стебли злаковых растений непригодны для создания поделок. Они содержат чересчур много влаги, в домашних условиях материал начинает гнить. Это делает невозможным их использование в рукоделии. Поэтому перед применением солому нужно обязательно обработать.

Для начала ее подсушивают. Для этого заготовки собирают в небольшие пучки и подвешивают в сухом проветриваемом месте, вдали от прямых ультрафиолетовых лучей. Время сушки составляет 2-4 недели.

Ускорить процесс можно путём проглаживания природного материала утюгом, однако такой способ удобен только в случаях, если для работы нужен небольшой объем заготовок.


Чтобы сделать солому более гибкой, ее дополнительно вымачивают. Так, во времена Царской Руси крестьяне после вымачивания плели из соломки верёвки и впоследствии использовали их для изготовления кровель. Длина одного стебля соломы может варьироваться от 10 до 50 см и более, потому для работы солому приходится нарезать на фрагменты необходимой длины.

Чтобы изменить цвет исходного сырья, можно воспользоваться любыми натуральными красителями. Так, если проварить солому в концентрированном свекольном отваре, то она станет буро-фиолетовой. А если воспользоваться отваром луковой шелухи, то солома приобретет приятный медовый оттенок.

Читайте также: