Игрушка как средство общения и психического развития ребенка

Обновлено: 26.04.2024

В 19 веке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов-заместителей на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. В них обсуждались вопросы, которые являются актуальными и в настоящее время, в частности, о необходимости развития познавательных процессов ребенка, начиная уже с первых дней его жизни. Приведем выдержку из работы М. О. Манасеиной, показывающую, что уже в конце 19 веке игрушку / предмет-заместитель включали в процесс стимулирования развития ребенка : «… Начиная со второй недели, мать должна пользоваться теми, правда, еще немногими минутами, когда ребенок лежит покойно в своей кроватке и смотрит по направлению к свету. В начале лучше всего пользоваться какими-нибудь цветными вещами (лоскутья, бумага) для того, чтобы обратить на них внимание ребенка»

Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

Как уже говорилось выше, еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Подвешенные перед его глазами игрушки он внимательно разглядывает, что упражняет его восприятие (происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др., которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.

В этом же возрасте он получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель, машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Игрушки-копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам тем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и пр.) и так называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.). Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов.

Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых. Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

Учитывая огромную роль игрушки в жизни ребенка, особый акцент сделаем на составлении игротек в таких детских учреждениях, в которых воспитываются дети, лишенные родительской заботы, в том числе, приютах. В своей работе с детьми дошкольного и более старшего возраста специалисты таких учреждений (психологи, социальные педагоги и др.) должны опираться на знания об особенностях развития психики ребенка на более ранних этапах онтогенеза, так как многие трудности, проявляющиеся в поведении, детей зачастую связаны с несформированностью психических функций именно в этот период.

Двигательная активность как средство физического и психического развития детей Двигательная активность – средство физического и психического развития детей. Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной.

Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Тема беседы: «Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития». Возрастная групп: подготовительная.

Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание как средство умственного развития ребенка» Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается.

Консультация для родителей «Оригами, как средство развития ребенка» Консультация для родителей «Оригами как средство развития ребенка» Подготовила: воспитатель - Крашенинникова Евгения Александровна.

Консультация для родителей «Рекомендуемые игры для детей с задержкой психического развития» Консультация для родителей Н. А. Самошкина МБДОУ ДС «Парус» Рекомендуемые игры для детей с задержкой психического развития Для развития детей.

Консультация для воспитателей «Особенности психического развития детей шести лет» РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ НОРМАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. Движения детей становятся более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно.

Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника» Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Игра – путь к познанию.

Консультация «Основные направления психического развития ребенка» Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами,.

Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» МАДОУ «Центр развития ребенка.

Игрушка как социокультурный инструмент развития ребенка Автор статьи: Носкова Ирина Александровна, воспитатель подготовительной к школе группы №1 комбинированной направленности муниципального.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Игрушка как средство психического развития ребенка

В 19 веке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов-заместителей на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. В них обсуждались вопросы, которые являются актуальными и в настоящее время, в частности, о необходимости развития познавательных процессов ребенка, начиная уже с первых дней его жизни. Приведем выдержку из работы М.О. Манасеиной, показывающую, что уже в конце 19 веке игрушку / предмет-заместитель включали в процесс стимулирования развития ребенка: «… Начиная со второй недели, мать должна пользоваться теми, правда, еще немногими минутами, когда ребенок лежит покойно в своей кроватке и смотрит по направлению к свету. В начале лучше всего пользоваться какими-нибудь цветными вещами (лоскутья, бумага) для того, чтобы обратить на них внимание ребенка»

Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

Как уже говорилось выше, еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Подвешенные перед его глазами игрушки он внимательно разглядывает, что упражняет его восприятие (происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.

В этом же возрасте он получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Игрушки-копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам тем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и пр.) и так называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.). Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов.

Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых. Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

Учитывая огромную роль игрушки в жизни ребенка, особый акцент сделаем на составлении игротек в таких детских учреждениях, в которых воспитываются дети, лишенные родительской заботы, в том числе, приютах. В своей работе с детьми дошкольного и более старшего возраста специалисты таких учреждений (психологи, социальные педагоги и др.) должны опираться на знания об особенностях развития психики ребенка на более ранних этапах онтогенеза, так как многие трудности, проявляющиеся в поведении, детей зачастую связаны с несформированностью психических функций именно в этот период.

Оценить 1550 0

Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста

В дошкольном возрасте достаточно распространено общение детей с игрушкой, которая выступает не только предметом игры, но и как опора для внутреннего диалога, как «партнер» по жизни. В подавляющем большинстве случаев такими партнерами становятся образные игрушки - куклы, мишки, собачки. Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, дает ощущение своей нужности и самостоятельности.

Особую роль такие любимые мягкие игрушки играют для малышей в трудные моменты их жизни, когда ребенок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Например, перед сном, или когда малыш болеет, или когда оказывается в незнакомой ситуации или в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно нуждаются в присутствии мягкой игрушки дети с трудной адаптацией, которые испытывают в новой обстановке явный дискомфорт, тревогу, напряжение. Игрушка дает им ощущение защищенности и безопасности. Образная игрушка может стать для малыша реальным партнером по общению. Дети довольно часто обращаются к своим любимцам с высказываниями, просьбами вопросами, на которые сами же и отвечают. Они приписывают им свои чувства и переживания. Ребенок как бы переносит себя в игрушку, и она становится воплощением его Я. В то же время это не зеркало, не прямое отражение самого себя, а «другое Я» ребенка, поскольку любая образная игрушка всегда несет свой образ. Разговор с игрушкой, таким образом, это разговор одного Я с другим, воплощенным в материальном предмете. Главная задача взрослых - научить ребенка действовать с игрушками. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию любознательности. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, как особая форма передачи и освоения культурного опыта. Игрушка - особое психологическое средство, и имеет важное значение, как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка.

Существуют различные классификации игрушек по тематике и видам игр:

Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.), которые определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. Это развивает творчество, расширяет кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди игрушек особое место занимает кукла, которая является источником разнообразных переживаний малыша.

Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и т. д. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, которые содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары.

Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания. Они очень разнообразны и направлены на укрепление мышц, развитие координации движений.

Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей. Взрослый является главной фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его предметами.

Итак, на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре. Игрушка для ребенка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания. Манипулируя доступными ему предметами (игрушками), малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление.

К концу раннего возраста ребенок стремится сочинять собственные сказки, рассказы, действуя с предметами, обыгрывая тут же эти истории. Возникновение воображения имеет большое значение для умственного развития, тому же способствуют правильно подобранные игрушки.

Таким образом, велико воздействие игрушек на развитие способностей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.

Игрушка - средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Главное - соблюдать требования по отбору современных игрушек. Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление.

Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Они оказывают также большое влияние на личностное развитие ребенка и его способностей. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки. Это поможет в дальнейшем развить у ребенка многие способности. Игрушки оказывают огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка. Важно знать четко различие между так называемыми полезными и вредными игрушками.

Недопустимым является наличие в игрушке качеств, побуждающих чувства насилия, жестокость, агрессивность. Трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Полезная игрушка ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учит добру и красоте, пониманию, сопереживанию. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка. Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу, является кукла. Она может быть другом, партнером, слугой и т.д. Играя с куклой, ребенок легче проявляет свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Уже в дошкольном возрасте можно увидеть, какие игрушки и игры предпочитают мальчики, а какие девочки, что является первым признаком отождествления ребенком себя с конкретным полом.

Важное значение в жизни ребенка-дошкольника имеет любимая игрушка. Вспомнив про любимую игрушку, оживляются взрослые люди. Многие с горечью рассказывают, что с детской игрушкой им пришлось расстаться.

Почему так важна для ребенка игрушка? Она играет в его жизни тройную роль.

Во-первых, она является для него идеальным Другом, принимает и любит его таким, какой он есть. Игрушка готова слушать его и никому не расскажет об этом. Она может быть такой, какой хочет видеть ее ребенок. Он через игрушку компенсирует дефицит общения со взрослыми или сверстниками, учится жалеть другого, заботиться, сопереживать.

Во-вторых, игрушка является идеальным Я для него самого. На нее ребенок проецирует свои желания. Она может быть сильной и красивой и делать то, что хочется самому ребенку. Поэтому, при расставании с любимой игрушкой, ребенок испытывает боль, поскольку при этом теряется значимая часть самого себя.

В-третьих, игрушка – это символический ключ к внутреннему миру ребенка. Через нее он выстраивает свой мир, подвластный ему. Во взрослом мире от ребенка ничего не зависит, потому что он мал. А в мире игрушек он большой и сильный и делает то, что хочет. Можно сказать, что игрушка способствует формированию личностной автономии ребенка, развитию его самосознания. Поэтому взрослым необходимо уважительно относиться к игрушкам детей и быть внимательными к ситуации, когда ребенок проявляет безразличие или жестокость к игрушкам. Это может говорить о его внутреннем неблагополучии.

Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также сказать о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка, которая помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Игрушки открывают возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Они несут в себе огромное психологическое и педагогическое значение, учат добру и красоте, пониманию и сопереживанию. На это стоит обращать особое внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.

Игрушка как средство психического развития ребенка.Игруш­ка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка — предмет, служащий для забавы и развле-

чения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

Как уже говорилось выше, еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание егоповеденческой активности, его манипулирования. Подвешенные перед его глазами игрушки он внимательно разглядывает, что упражняет его восприятие (происходит запечатление форм и цве­тов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автоди­дактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.

В этом же возрасте он получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Многие игрушки современных детей имеют исторических прародителей, которые возникли на определенном этапе развития человечества. Уменьшенные лук и стрелы, бумеранги, ножи и пр. имели у древних народов особое назначение. Они обучали ребенка, готовящегося к будущей жизни, конкретным орудийным действиям. В наше время эти предметы превращены в свое­образные игрушки, которые, с одной стороны, как бы сохраняют функцию предмета-прародителя (лук пускает стрелу, стрела летит по назначению и при условии меткого глаза и послушных рук ударяет в цель; бумеранг возвращается; нож режет и т. д.), но, с другой стороны, они уже не служат настоящими орудиями (игрушечный лук не имеет достаточной упругости, чтобы придать стреле большую скорость и силу удара, игрушечная стрела имеет тупой конец, чтобы предостеречь детей от несчастных случаев, бумеранг также превращен в забаву — игрушку на ловкость, игрушечный нож не имеет острого лезвия, не может резать предметы с плотной фактурой). Игрушки-копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребенка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств, например меткости, ловкости. Те же функции исполняют игрушки, происшедшие из ритуальных предметов (например, мяч и др.).

Игрушки-копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам тем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и пр.) и так называемый природный материал

(шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.). Взрослыйподсказывает ребенку возможность использования подобныхпредметов в качестве заместителей реальных предметов.

Большинство из перечисленных предметов может быть исполь-ювано по-разному в зависимости от сюжета игры и ситуативных [адач; в игре эти предметы выступают как полифункциональные. Они, выступая в качестве заместителей многих предметов, помогают ребенку уже в трехлетнем возрасте овладеть действиями смещения. Если ребенок, получая в руки предмет с закрепленной 1,1 ним функцией, действует с ним в соответствии с этой функцией I! затрудняется использовать этот предмет по другому назначению. го, получая полифункциональный предмет, он легко использует его В качестве множества других предметов, которые он замещает.

Игрушки как средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка.Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных — мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те юйствия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит §е и коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем нфослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во псех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем поображении на основе собственного опыта. Ребенок, играя с куклой или игрушечной зверюшкой, учится рефлексии, эмоцио­нальному отождествлению.

Кукла имеет особое значение для эмоционального и нрав­ственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неиспра-иимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в кукле или игрушечном любимом звере возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла — объект для общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка.

У каждого ребенка устанавливаются" особые отношения со пюей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-пюему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

2,4,27. Андрюша X. В Москве зашли в «Детский мир» посмотреть, нет ли мишек. Лпдрюша первым увидел мишек на прилавке: «Мама, смотли, вонь мой миша сидит. Навай его сколее!» У мальчика была непоколебимая уверенность, что там его

2,9,11. Последнее время дети избрали для игры актуальную для них сейча тему: лечение. Близнецы четко повторяют над куклами все действия, какие мь обычно совершаем с простуженными малышами. Отрывают кусочки бумажю и предлагают их поочередно игрушкам (мишкам, слону, зайке, кукле Танечке I даже Айболиту).

«Пей таблетки!» — приказывают они. Манипулируют пипетками, закапывай» куклам в носы. Андрюша не довольствуется этим лечением. Он всем подряд делао укольчики (карандашом), используя давнишний личный опыт. Кукол утешает: «Н плачь. На здоловье».

Постепенно у мальчиков развивается особое отношение к мишкам. Он ложатся спать только с мишками. На ночь укрывают их своими одеялами, оставл ют для них часть подушки. Каждый сообщает своему мишке что-то доверительн Андрюша любит играть с мишкой на равных, как с напарником, в другие игрушк Иногда мишка с помощью Андрюши разговаривает человеческим голосом с окр жающими людьми.

Шестилетний Андрюша знакомит взрослого друга со своим мишкой.

Андрюша. Смотри, Антон, наша комната. А это все мое. Вот мои игруш Вот новый вездеход. Вот мой любимый мишка. Познакомься с ним.

— Здравствуй, мишка,— сказал Антон.

— Здравствуй,— сказал мишка Андрюшиным голосом.

— Тебя, мишка, как зовут?

— Меня зовут Мишка,— сказал мишка Андрюшиным голосом.

— Мишка и все? — спросил Антон.

Мишка и все. Андрюша был маленький, когда я у него появился. И он т меня назвал,— сказал мишка Андрюшиным голосом. (По материалам В. С. Му, ной.)

Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с раз­ной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положи­тельные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять как фактуру любимой игрушки. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сора-дость.

Наблюдения показывают, что ребята очень любят играть с мягкой игрушкой. Сажают такую игрушку вместе с собой во время обеда, ложатся вместе с ней спать, во время просмотра диафильмов сажают на колени. Играя в различные игры (пароход, поезд), обязательно берут с собой медведей, собак, Чебурашек, хотя в группе есть и другие игрушки.

С детьми индивидуально проводился специальный эксперимент. Перед ребенком на столе ставили трех игрушечных кошек, сделанных из разного материала: первая — мягкая, пушистая (приятный на ощупь искусственный мех), вторая — пластмассо­вая, фактурно теплая, третья — резиновая, холодная, в тальке. Все игрушки были одинакового размера.

Ребенку предлагали прослушать сказочку про хорошенькую кошечку Салли:

«На улице было холодно и сыро, солнце скрылось за тучами, и начался дождь. Хорошенькая кошечка Салли бродила по улицам, потому что дома у нее не было.

Спала она где придется и ела то, что попадется. Салли промокла насквозь, ей было холодно и хотелось найти уютное сухое местечко, где можно согреться и отдохнуть. Вдруг она заметила открытую дверь и неслышно проскользнула в нее. Это был невысокий темный сарай. Только хорошенькая Салли устроилась поудобнее и задремала, как услышала урчание: «А ну, брысь отсюда! Уходи! Это мой дом и я здесь хозяин. Все кошки подчиняются мне — великому Дику!»

Салли увидела злого кота, который прыгнул прямо на нее и первым ударом сбил ее с ног, вторым — покатил по полу. Удары сыпались один за другим, и очнулась бедняжка Салли только на улице.

Тут-то и нашел ее верный Том, кот, живущий недалеко в заброшенном пустом
доме. Он помог Салли подняться и привел ее в свой дом. Здесь было тепло и сухо.
Верный Том уступил бедняжке Салли свою постель и осторожно вылизал ей бока,
спинку, лапки и нос. Салли заснула. »

Когда она открыла глаза, было уже утро. Она огляделась и не увидела рядом Тома. Она испугалась, что снова осталась одна без поддержки и защиты. Но в это время в сарай вбежал верный Том, держа в зубах кусоК колбасы. Салли была очень голодна, она вспомнила, что последний раз ела только вчера днем. Том положил к ее лапкам колбасу. Салли принялась за еду. Она с удовольствием съела бы все, но, съев половину, другую оставила Тому. Потом они отправились на прогулку в парк. Там была Чудесная зеленая полянка, на которой они весело играли. Хорошенькая Салли придумала очень интересную игру: они прыгали, кувыркались, догонял^ друг друга.

В самый разгар веселья появился злой Дик, тот, который прогнал бедняжку Салли. Он громко замяукал: «Это моя полянка, а вы уходите отсюда!»

Глаза его зло блестели, хвост воинствующе раскачивался из стороны в сторону. Дик увидел хорошенькую Салли и возмущенно спросил: «И ты здесь? Я же тебя так отлупил вчера, что думал ты больше и не встанешь! Сейчас я тебя проучу!»

В эту минуту верный Том бросился на защиту Салли. Он грозно замяукал и прыгнул на Дика.

Эта схватка была страшной, но не долгой. Том победил и был вознагражден дружбой Салли».

После того как ребенок прослушал сказочку, ему предлагалось выбрать из трех игрушечных кошек ту, которая будет Салли, ту, которая будет Томом, и ту, которая будет Диком. Оказалось, что подавляющее число детей предпочитает мягкую, пушистую игрушку и менее прочих — резиновую. Для Салли большинство детей выбрало пушистую, меховую игрушку, для Тома большинство выбрало пластмассо­вую игрушку, для Дика большинство детей выбрало резиновую игрушку. (Из материалов М. А. Разбаш.)

Важное значение имеет также соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено, что определенное соотношение пропорций игрушки вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза — такие признаки облика игрушки, которые вызывают у ребенка прилив нежных чувств.

Куклы — копии человека имеют разное предназначение в игре.

У традиционной, «прекрасной», куклы большие глаза, обрам­ленные длинными ресницами, коротенький носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла получает имя от своей хозяйки — маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную» куклу играют в основном девочки.

У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глу­пость, озорство и т. д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, которая часто определяет разыгрывание сюжета.

5. Зак. 795 В. С. Мухина

Куклы — герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т. д. также характерны по своей внешности (Буратино, Чебу­рашка, Белоснежка и др.), но они несут в себе заданность образа поведения,стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы как бы тре­буют от ребенка эталонного поведения. Поэтому Буратино и Белоснежка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас и Колдунья плохие, злые, несправедливые и лживые. Интересно, что в самих сказках положительные герои не несут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок затем им приписывает, так же как и отрицательные герои не имеют большого набора негативных черт. Благодаря тому что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредоточивает на ней весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы, куклы — герои сказок любимы не только девочками, но и мальчиками. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Отдельно надо сказать о так называемых агрессивных игрушках, цель которых — воспитать у ребенка садистские наклон­ности. Так, в некоторых капиталистических странах создаются многочисленные наборы комнат ужасов, маленькие гильотины, электрические стулья и прилагаемые к ним куклы-жертвы. Такие игрушки предназначаются якобы для того, чтобы помочь ребенку изжить «врожденную» агрессивность. Однако разре­шенные упражнения ребенка в насилии, хотя бы и в игровой форме, могут сформировать холодную отчужденность, снять человеческое табу на жизнь и личное достоинство человека, сформировать отношение к другому человеку как к безличному, не имеющему ценности существу.

Игрушка как средство психического развития ребенка.Игруш­ка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка — предмет, служащий для забавы и развле-

чения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

Как уже говорилось выше, еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание егоповеденческой активности, его манипулирования. Подвешенные перед его глазами игрушки он внимательно разглядывает, что упражняет его восприятие (происходит запечатление форм и цве­тов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автоди­дактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.

В этом же возрасте он получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Многие игрушки современных детей имеют исторических прародителей, которые возникли на определенном этапе развития человечества. Уменьшенные лук и стрелы, бумеранги, ножи и пр. имели у древних народов особое назначение. Они обучали ребенка, готовящегося к будущей жизни, конкретным орудийным действиям. В наше время эти предметы превращены в свое­образные игрушки, которые, с одной стороны, как бы сохраняют функцию предмета-прародителя (лук пускает стрелу, стрела летит по назначению и при условии меткого глаза и послушных рук ударяет в цель; бумеранг возвращается; нож режет и т. д.), но, с другой стороны, они уже не служат настоящими орудиями (игрушечный лук не имеет достаточной упругости, чтобы придать стреле большую скорость и силу удара, игрушечная стрела имеет тупой конец, чтобы предостеречь детей от несчастных случаев, бумеранг также превращен в забаву — игрушку на ловкость, игрушечный нож не имеет острого лезвия, не может резать предметы с плотной фактурой). Игрушки-копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребенка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств, например меткости, ловкости. Те же функции исполняют игрушки, происшедшие из ритуальных предметов (например, мяч и др.).

Игрушки-копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам тем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и пр.) и так называемый природный материал

(шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.). Взрослыйподсказывает ребенку возможность использования подобныхпредметов в качестве заместителей реальных предметов.

Большинство из перечисленных предметов может быть исполь-ювано по-разному в зависимости от сюжета игры и ситуативных [адач; в игре эти предметы выступают как полифункциональные. Они, выступая в качестве заместителей многих предметов, помогают ребенку уже в трехлетнем возрасте овладеть действиями смещения. Если ребенок, получая в руки предмет с закрепленной 1,1 ним функцией, действует с ним в соответствии с этой функцией I! затрудняется использовать этот предмет по другому назначению. го, получая полифункциональный предмет, он легко использует его В качестве множества других предметов, которые он замещает.

Игрушки как средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка.Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных — мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те юйствия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит §е и коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем нфослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во псех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем поображении на основе собственного опыта. Ребенок, играя с куклой или игрушечной зверюшкой, учится рефлексии, эмоцио­нальному отождествлению.

Кукла имеет особое значение для эмоционального и нрав­ственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неиспра-иимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в кукле или игрушечном любимом звере возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла — объект для общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка.

У каждого ребенка устанавливаются" особые отношения со пюей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-пюему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

2,4,27. Андрюша X. В Москве зашли в «Детский мир» посмотреть, нет ли мишек. Лпдрюша первым увидел мишек на прилавке: «Мама, смотли, вонь мой миша сидит. Навай его сколее!» У мальчика была непоколебимая уверенность, что там его

2,9,11. Последнее время дети избрали для игры актуальную для них сейча тему: лечение. Близнецы четко повторяют над куклами все действия, какие мь обычно совершаем с простуженными малышами. Отрывают кусочки бумажю и предлагают их поочередно игрушкам (мишкам, слону, зайке, кукле Танечке I даже Айболиту).

«Пей таблетки!» — приказывают они. Манипулируют пипетками, закапывай» куклам в носы. Андрюша не довольствуется этим лечением. Он всем подряд делао укольчики (карандашом), используя давнишний личный опыт. Кукол утешает: «Н плачь. На здоловье».

Постепенно у мальчиков развивается особое отношение к мишкам. Он ложатся спать только с мишками. На ночь укрывают их своими одеялами, оставл ют для них часть подушки. Каждый сообщает своему мишке что-то доверительн Андрюша любит играть с мишкой на равных, как с напарником, в другие игрушк Иногда мишка с помощью Андрюши разговаривает человеческим голосом с окр жающими людьми.

Шестилетний Андрюша знакомит взрослого друга со своим мишкой.

Андрюша. Смотри, Антон, наша комната. А это все мое. Вот мои игруш Вот новый вездеход. Вот мой любимый мишка. Познакомься с ним.

— Здравствуй, мишка,— сказал Антон.

— Здравствуй,— сказал мишка Андрюшиным голосом.

— Тебя, мишка, как зовут?

— Меня зовут Мишка,— сказал мишка Андрюшиным голосом.

— Мишка и все? — спросил Антон.

Мишка и все. Андрюша был маленький, когда я у него появился. И он т меня назвал,— сказал мишка Андрюшиным голосом. (По материалам В. С. Му, ной.)

Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с раз­ной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положи­тельные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять как фактуру любимой игрушки. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сора-дость.

Наблюдения показывают, что ребята очень любят играть с мягкой игрушкой. Сажают такую игрушку вместе с собой во время обеда, ложатся вместе с ней спать, во время просмотра диафильмов сажают на колени. Играя в различные игры (пароход, поезд), обязательно берут с собой медведей, собак, Чебурашек, хотя в группе есть и другие игрушки.

С детьми индивидуально проводился специальный эксперимент. Перед ребенком на столе ставили трех игрушечных кошек, сделанных из разного материала: первая — мягкая, пушистая (приятный на ощупь искусственный мех), вторая — пластмассо­вая, фактурно теплая, третья — резиновая, холодная, в тальке. Все игрушки были одинакового размера.

Ребенку предлагали прослушать сказочку про хорошенькую кошечку Салли:

«На улице было холодно и сыро, солнце скрылось за тучами, и начался дождь. Хорошенькая кошечка Салли бродила по улицам, потому что дома у нее не было.

Спала она где придется и ела то, что попадется. Салли промокла насквозь, ей было холодно и хотелось найти уютное сухое местечко, где можно согреться и отдохнуть. Вдруг она заметила открытую дверь и неслышно проскользнула в нее. Это был невысокий темный сарай. Только хорошенькая Салли устроилась поудобнее и задремала, как услышала урчание: «А ну, брысь отсюда! Уходи! Это мой дом и я здесь хозяин. Все кошки подчиняются мне — великому Дику!»

Салли увидела злого кота, который прыгнул прямо на нее и первым ударом сбил ее с ног, вторым — покатил по полу. Удары сыпались один за другим, и очнулась бедняжка Салли только на улице.

Тут-то и нашел ее верный Том, кот, живущий недалеко в заброшенном пустом
доме. Он помог Салли подняться и привел ее в свой дом. Здесь было тепло и сухо.
Верный Том уступил бедняжке Салли свою постель и осторожно вылизал ей бока,
спинку, лапки и нос. Салли заснула. »

Когда она открыла глаза, было уже утро. Она огляделась и не увидела рядом Тома. Она испугалась, что снова осталась одна без поддержки и защиты. Но в это время в сарай вбежал верный Том, держа в зубах кусоК колбасы. Салли была очень голодна, она вспомнила, что последний раз ела только вчера днем. Том положил к ее лапкам колбасу. Салли принялась за еду. Она с удовольствием съела бы все, но, съев половину, другую оставила Тому. Потом они отправились на прогулку в парк. Там была Чудесная зеленая полянка, на которой они весело играли. Хорошенькая Салли придумала очень интересную игру: они прыгали, кувыркались, догонял^ друг друга.

В самый разгар веселья появился злой Дик, тот, который прогнал бедняжку Салли. Он громко замяукал: «Это моя полянка, а вы уходите отсюда!»

Глаза его зло блестели, хвост воинствующе раскачивался из стороны в сторону. Дик увидел хорошенькую Салли и возмущенно спросил: «И ты здесь? Я же тебя так отлупил вчера, что думал ты больше и не встанешь! Сейчас я тебя проучу!»

В эту минуту верный Том бросился на защиту Салли. Он грозно замяукал и прыгнул на Дика.

Эта схватка была страшной, но не долгой. Том победил и был вознагражден дружбой Салли».

После того как ребенок прослушал сказочку, ему предлагалось выбрать из трех игрушечных кошек ту, которая будет Салли, ту, которая будет Томом, и ту, которая будет Диком. Оказалось, что подавляющее число детей предпочитает мягкую, пушистую игрушку и менее прочих — резиновую. Для Салли большинство детей выбрало пушистую, меховую игрушку, для Тома большинство выбрало пластмассо­вую игрушку, для Дика большинство детей выбрало резиновую игрушку. (Из материалов М. А. Разбаш.)

Важное значение имеет также соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено, что определенное соотношение пропорций игрушки вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза — такие признаки облика игрушки, которые вызывают у ребенка прилив нежных чувств.

Куклы — копии человека имеют разное предназначение в игре.

У традиционной, «прекрасной», куклы большие глаза, обрам­ленные длинными ресницами, коротенький носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла получает имя от своей хозяйки — маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную» куклу играют в основном девочки.

У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глу­пость, озорство и т. д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, которая часто определяет разыгрывание сюжета.

5. Зак. 795 В. С. Мухина

Куклы — герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т. д. также характерны по своей внешности (Буратино, Чебу­рашка, Белоснежка и др.), но они несут в себе заданность образа поведения,стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы как бы тре­буют от ребенка эталонного поведения. Поэтому Буратино и Белоснежка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас и Колдунья плохие, злые, несправедливые и лживые. Интересно, что в самих сказках положительные герои не несут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок затем им приписывает, так же как и отрицательные герои не имеют большого набора негативных черт. Благодаря тому что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредоточивает на ней весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы, куклы — герои сказок любимы не только девочками, но и мальчиками. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Отдельно надо сказать о так называемых агрессивных игрушках, цель которых — воспитать у ребенка садистские наклон­ности. Так, в некоторых капиталистических странах создаются многочисленные наборы комнат ужасов, маленькие гильотины, электрические стулья и прилагаемые к ним куклы-жертвы. Такие игрушки предназначаются якобы для того, чтобы помочь ребенку изжить «врожденную» агрессивность. Однако разре­шенные упражнения ребенка в насилии, хотя бы и в игровой форме, могут сформировать холодную отчужденность, снять человеческое табу на жизнь и личное достоинство человека, сформировать отношение к другому человеку как к безличному, не имеющему ценности существу.

Читайте также: