Игрушка как средство развития общения ребенка раннего возраста

Обновлено: 18.07.2024

Специфика общения детей младшего возраста.

Ребенок в возрасте от полутора до трех лет чрезвычайно быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми. Он внимательно слушает разговоры взрослых, когда, казалось бы, к нему не обращаются, а сам он занят игрой. Это пристальное внимание к речи взрослых просматривается всякий раз, когда ребенок вдруг включается в контекст взрослого общения, давая свои эмоциональные оценки услышанному, комментируя или задавая вопросы. Удовольствие, которое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз приближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. В то же время ребенок в этом возрасте активизирует свое речевое общение, постоянно обращаясь к взрослому, прежде всего к матери. Ребенок «льнет» к взрослому, задает ему вопросы, пытается понять ответы.

Общение в раннем возрасте состоит и в постоянном обращении ребенка за помощью, и в оказании сопротивления предложениям со стороны взрослого. Ребенок открывает для себя, что он является источником своей воли и начинает опробовать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и сверстниками. Все эти виды социальной активности занимают ребенка достаточно глубоко и являются значимыми для него, но не следует забывать, что все-таки большую часть времени он проводит в предметной деятельности за изучением предметного мира и освоением орудийных и соотносящих действий.

Ребенок именно в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Эти приемы являются в целом социально приемлемыми, так как ребенок умеет хорошо рефлексировать на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои неудачные промахи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии', он умеет также выразить чувство неудовольствия и предложить при этом некоторый выход из неприятной ситуации. Правда, все эти возможности приемлемого общения могут не использоваться, когда малыш утомился, когда он не понят, когда его проигнорировали и выказали невнимание. Умея быть достаточно терпеливым для своего возраста и умея подождать, ребенок все-таки не может переносить сильных испытаний временем ожидания внимания со стороны значимого взрослого, не может пережить некорректного к себе отношения. Он может разом дать регрессивную реакцию, и тут уж мы не увидим малыша в ареоле его достижений.

Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение играть мячом, овладение тем или иным действием с предметом, езда на велосипеде и т. п.) обусловливает мотивацию к достижению (мотив достижения, что определяет успешность реализации стремления к признанию. При этом у ребенка развивается рефлексия на свои достижения и достижения другого. Ребенок трех лет обладает достаточной степенью умственного развития, чтобы быть успешным или вполне приемлемым в социальных ситуациях общения, он умеет контролировать свои эмоции и свою волю.

Дидактические игры «Одежда» для детей младшего возраста 1. Кукла проснулась. Цель: уточнить названия кукольной одежды, её деталей, рисунка, цвета. Оборудование: кукла на кроватке, кукольная одежда.

Игры с прищепками для детей младшего дошкольного возраста

Игры с прищепками для детей младшего дошкольного возраста Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше Двигательная активность маленького.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры. Подготовила: воспитатель Новикова В. В. Дети: 2-3 года. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Наши пальчики Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.) Рисовать.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию несложные игры, которые позволяют формировать и совершенствовать движения детей. В игровой деятельности объединяются.

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Оценить 1552 0

Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста

В дошкольном возрасте достаточно распространено общение детей с игрушкой, которая выступает не только предметом игры, но и как опора для внутреннего диалога, как «партнер» по жизни. В подавляющем большинстве случаев такими партнерами становятся образные игрушки - куклы, мишки, собачки. Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, дает ощущение своей нужности и самостоятельности.

Особую роль такие любимые мягкие игрушки играют для малышей в трудные моменты их жизни, когда ребенок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Например, перед сном, или когда малыш болеет, или когда оказывается в незнакомой ситуации или в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно нуждаются в присутствии мягкой игрушки дети с трудной адаптацией, которые испытывают в новой обстановке явный дискомфорт, тревогу, напряжение. Игрушка дает им ощущение защищенности и безопасности. Образная игрушка может стать для малыша реальным партнером по общению. Дети довольно часто обращаются к своим любимцам с высказываниями, просьбами вопросами, на которые сами же и отвечают. Они приписывают им свои чувства и переживания. Ребенок как бы переносит себя в игрушку, и она становится воплощением его Я. В то же время это не зеркало, не прямое отражение самого себя, а «другое Я» ребенка, поскольку любая образная игрушка всегда несет свой образ. Разговор с игрушкой, таким образом, это разговор одного Я с другим, воплощенным в материальном предмете. Главная задача взрослых - научить ребенка действовать с игрушками. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию любознательности. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, как особая форма передачи и освоения культурного опыта. Игрушка - особое психологическое средство, и имеет важное значение, как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка.

Существуют различные классификации игрушек по тематике и видам игр:

Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.), которые определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. Это развивает творчество, расширяет кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди игрушек особое место занимает кукла, которая является источником разнообразных переживаний малыша.

Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и т. д. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, которые содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары.

Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания. Они очень разнообразны и направлены на укрепление мышц, развитие координации движений.

Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей. Взрослый является главной фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его предметами.

Итак, на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре. Игрушка для ребенка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания. Манипулируя доступными ему предметами (игрушками), малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление.

К концу раннего возраста ребенок стремится сочинять собственные сказки, рассказы, действуя с предметами, обыгрывая тут же эти истории. Возникновение воображения имеет большое значение для умственного развития, тому же способствуют правильно подобранные игрушки.

Таким образом, велико воздействие игрушек на развитие способностей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.

Игрушка - средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Главное - соблюдать требования по отбору современных игрушек. Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление.

Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Они оказывают также большое влияние на личностное развитие ребенка и его способностей. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки. Это поможет в дальнейшем развить у ребенка многие способности. Игрушки оказывают огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка. Важно знать четко различие между так называемыми полезными и вредными игрушками.

Недопустимым является наличие в игрушке качеств, побуждающих чувства насилия, жестокость, агрессивность. Трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Полезная игрушка ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учит добру и красоте, пониманию, сопереживанию. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка. Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу, является кукла. Она может быть другом, партнером, слугой и т.д. Играя с куклой, ребенок легче проявляет свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Уже в дошкольном возрасте можно увидеть, какие игрушки и игры предпочитают мальчики, а какие девочки, что является первым признаком отождествления ребенком себя с конкретным полом.

Важное значение в жизни ребенка-дошкольника имеет любимая игрушка. Вспомнив про любимую игрушку, оживляются взрослые люди. Многие с горечью рассказывают, что с детской игрушкой им пришлось расстаться.

Почему так важна для ребенка игрушка? Она играет в его жизни тройную роль.

Во-первых, она является для него идеальным Другом, принимает и любит его таким, какой он есть. Игрушка готова слушать его и никому не расскажет об этом. Она может быть такой, какой хочет видеть ее ребенок. Он через игрушку компенсирует дефицит общения со взрослыми или сверстниками, учится жалеть другого, заботиться, сопереживать.

Во-вторых, игрушка является идеальным Я для него самого. На нее ребенок проецирует свои желания. Она может быть сильной и красивой и делать то, что хочется самому ребенку. Поэтому, при расставании с любимой игрушкой, ребенок испытывает боль, поскольку при этом теряется значимая часть самого себя.

В-третьих, игрушка – это символический ключ к внутреннему миру ребенка. Через нее он выстраивает свой мир, подвластный ему. Во взрослом мире от ребенка ничего не зависит, потому что он мал. А в мире игрушек он большой и сильный и делает то, что хочет. Можно сказать, что игрушка способствует формированию личностной автономии ребенка, развитию его самосознания. Поэтому взрослым необходимо уважительно относиться к игрушкам детей и быть внимательными к ситуации, когда ребенок проявляет безразличие или жестокость к игрушкам. Это может говорить о его внутреннем неблагополучии.

Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также сказать о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка, которая помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Игрушки открывают возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Они несут в себе огромное психологическое и педагогическое значение, учат добру и красоте, пониманию и сопереживанию. На это стоит обращать особое внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.

Цель исследования: определить и описать роль игрушки в общении и психическом развитии детей дошкольного возраста. Задачи исследования:
Описать сущность психического развития детей дошкольного возраста.
Раскрыть сущность понятий игра, игрушка.
Изучить краткую историю возникновения игрушки.
Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.
Изучить влияние игрушки на общение и психическое развитие детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ
1.2 ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2. РАЗНООБРАЗИЕ ИГРУШЕК И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ
2.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРУШКИ
2.2 ВИДЫ ИГРУШЕК
2.3 ТРЕБОВАНИЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ПРАВИЛА ПОДБОРА ИГРУШЕК
3. ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1 РОЛЬ ИГРУШКИ В ОБЩЕНИИ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ
3.2 РОЛЬ ИГРУШКИ В ОБЩЕНИИ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ
4. ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
4.1 РОЛЬ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ
4.2 РОЛЬ ИГРУШКИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
4.2.1 РОЛЬ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ
4.2.2 ВЛИЯНИЕ ИГРУШКИ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
4.2.3 ЗНАЧЕНИЕ ИГРУШКИ В ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

игрушка как средство общения детей раннего возраста.rtf

А.Н. Леонтьев создал теорию деятельности; появилось направление деятельностного подхода в развитии психики ребенка. Именно в психологии появляется единство деятельности и сознание - это то, что деятельность является условием психического развития, а в теории Д.Б. Эльконина - основным формированием ведущей деятельности как главным показателем психического развития.

Ведущая деятельность - это та деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет высказывание и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности. Сначала - это эмоциональное общение, потом - предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра.

В раннем возрасте совершенствуются технические формы действий с предметами: ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках и т.д. Однако это усваивается успешнее, если включается в игровую деятельность, например, застегнуть пуговицы или завязать шнурки кукле, построить домик матрешке и т.д. Ребенок не может сразу включиться в труд в силу его значительной сложности, поэтому он "врастает" в мир взрослых через игровую деятельность, которая отражает жизнь общества. 19

Игровая деятельность направлена на воспроизводство детьми действий взрослых, их отношений; на отражение окружающей действительности. Мотивом в игровой деятельности является желание быть взрослым, получать удовольствие от игры, всплеск эмоций. Игровыми действиями называются воображаемые действия с предметами - заместителями и понарошку. Целью игровой деятельности является сам процесс игры.

Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. 20 Она становится ведущей в психическом развитии ребенка. В игровой ситуации развивается его воображение, формируется новый уровень обобщений и абстракции, создаются условия для запоминания и припоминания, активное развивается его речь, возникают более сложные мотивы его поведения, чувства, создаются благоприятные условия для развития воли. Следовательно, ролевая игра обеспечивает развитие как личностной, так и познавательной сферы его психической жизни. 21

Д.Б. Эльконин в своей книге "Психология игры" отмечает: "Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности". П.П. Блонский определил игру как "основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировки, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни". 19

Игра с сюжетом "вырастает" из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Первоначально ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Затем он начинает осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно. 22

В старшем дошкольном возрасте преобладает сюжетно-ролевая игра. Только в данном возрасте уже более значимыми и привлекательными становятся аксессуары, обозначающие роль: подзорная труба для капитана, бескозырка - для матроса и т.д.). наряду с сюжетно-ролевой игрой, в старшем дошкольном возрасте развиваются и подвижные и дидактические (обучающие) игры. Они возникают в самостоятельной деятельности детей.

Каждый тип детской деятельности предполагает определенные средства ее реализации, помогающие организовывать овладение различными аспектами культурного опыта - первоначально в совместной деятельности со взрослым, а впоследствии в самостоятельной деятельности ребенка. Игрушки - единственно доступное культурное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством организации самостоятельной деятельности и задает зону ближайшего развития, то есть обеспечивает переход от совместной со взрослым деятельности к индивидуальной. Самостоятельной деятельностью ребенка с игрушкой принято называть игрой. Поэтому для развития игры большое значение имеют особенности игрушек, которые даются детям и на которых взрослый показывает им игровые действия.

Таким образом, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, которая рассматривается как особая форма передачи и освоения культурного опыта, отражающая специфику жизни детей в обществе. Игрушка - особое психологическое средство, в котором опредмечены задачи психологического и личностного развития в каждый возрастной период. Игрушка как предмет культуры имеет важное значение как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка. 23

2. Разнообразие игрушек и их назначение

2.1 История возникновения игрушки

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культуры, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой "свернутой форме" передается состояние современной культуры. 24 Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра, отражает свою историю.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. История игрушек имеет довольно длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. 25

Археологические исследования донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это “Крокодил" и “Тигр". Древние мастера пытались "оживить" игрушку, передать в ней характерные движения. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. “Месильщик теста" - это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку “Кузнецы". И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. 26

Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н.э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н.э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Крупнейшее событие гомеровской Греции - Троянская война - нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка “Троянский конь”, которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

Как и сегодня, одной из первых игрушек ребенка в древности была погремушка. Ее считали важным средством воспитания. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней. По свидетельству греческого философа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров. 27

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Какие только формы она не имела и как только не видоизменялась на протяжении истории! Самые первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы жрецов. Множество различных глиняных кукол, изображавших животных, было и в античном мире. Например, любимой игрушкой у греческих детишек был троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства - изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы - из слоновой кости. Также вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Такие куклы служили не только для забавы, но и были неотъемлемой частью религиозных обрядов. Игрушки Античного мира являются отражением своей эпохи, искусства и религии того времени.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. 28

На территории Восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н.э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся в VI-VII вв. н.э. Образцы древнерусских игрушек средневековья можно судить по музейным коллекциям. Есть игрушки для знати, военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи и т.д.). Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла. 29

Издавна традиционной игрушкой и в русских семьях была кукла. Причем играли в тряпичные куклы все - не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки, затем дети их делали сами. В русской религии куклу часто наделяли магической силой плодородия, она выступала одним из главных атрибутов в свадебной церемонии - ее вручали невесте как счастливый символ продолжения рода. До начала ХХ века игрушки использовали также для призывания к ребенку ангелов-хранителей и добрых духов. 30

В летописях XII в. содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде, а промышленное производство началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в., где стали применять штамповку при изготовлении игрушек. Конец XIX - начало XX в. - время развития технических игрушек. 31

Со временем кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или пластмассовую красавицу, которая радует на сегодняшний день глаза наших детишек.

Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки, которые быстро завоевали мировой рынок.

2.2 Виды игрушек

Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому существуют различные классификации игрушек: по тематике и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко). Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципам, историческим периодам, формам и конструкциям и т.д. 32

Чаще в современной литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.).

Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название - сюжетные. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла - источник разнообразных переживаний малыша.

2. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и многие другие. Также технические игрушки делятся: технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или законы физики, химии и других наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.

3. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения "LEGO". 33

4. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К ним относятся и мозаики, настольные и печатные игры.

Игра и игрушка, как средства развития общения детей раннего и младшего дошкольного возраста

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Игра и игрушка, как средства развития общения
детей раннего и младшего дошкольного возраста

Перед родителями детей раннего возраста часто встает вопрос: «Какие игрушки купить ребенку? Ведь зайки и мишки продаются в любом супермаркете. Не каждая игрушка может развить ребенка. Как выбрать нужную, полезную, обучающую, развивающую, а главное - безопасную. При покупке игрушек необходимо обращать внимание на производителя, материал, краску, документацию от производителя и сведения для какого возраста она предназначена, а не только на стоимость этой игрушки. Ведь игрушки покупают не только на радость детям, но и для пользы. Родители часто идут на поводу своих чад ведь, когда проходишь около отдела «Игрушек», нередко услышишь это знакомое «купи». Многие не выдерживают стонов, хныканья и нытья - покупают любую, на которую покажут пальцем. Выбор игр и игрушек в магазине очень разнообразен. Так как же выбрать из такого изобилия? Для каждого возраста подходят свои определенные игрушки и игры.
Игра имеет важное значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.
Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. С дошкольниками младшего возраста игра и игровые приемы обучения должны использоваться еще шире, чем с более старшими детьми. Для малышей особенно важна игровая мотивация деятельности. С раннего возраста в целях планомерного воздействия на развитие детей проводятся специальные игры – занятия [1].
Приучение детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задание.
С детьми второго года жизни рекомендуется проводить занятия игры по подгруппам в период бодрствования. Длительность их не велика (3-6 минут). С возрастом число и длительность занятий меняется. В дальнейшем обогащается сенсорный опыт, с помощью взрослого ребенок 1,5-2 лет собирает пирамидку из 4-5 колец, из 4-5 колпачков. Формируется умение подбирать крышки квадратные и круглые к коробочкам и шкатулочкам соответствующих форм. Собирать двухместные дидактические игрушка – матрешки, бочонки, составлять разрезные картинки из двух частей – пирамидки, яблоки [2].
Проводятся упражнения на соотношение плоскостных фигур – круга, квадрата, прямоугольника, треугольника с отверстиями дидактической коробочки. Организовываются дидактические игры на слуховое внимание: «Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?»
Учат детей различать цвета, дети отбирают предметы одинакового цвета. Игры и занятия со строительным материалом знакомят детей с некоторыми формами: кубик, кирпичик, призма, цилиндра). Обыгрывают постройки совместно со взрослыми, используя для игр сюжетные игрушки. Поощряем самостоятельное вовлечение детей в сюжетные игры, с использованием природного материала и в качестве предметов-заместитетей (листик-тарелочка, камушек-конфетка и т.д.).
В разнообразии используем игры забавы: народные, заводные игрушки, фокусы, обыгрываем русские народные потешки, разнообразные сюрпризные моменты («Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Волшебные шары», «Кто к нам пришёл?»). На третьем году жизни дети становятся более самостоятельными, продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничества, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В середине третьего года жизни широко используется действие с предметами- заместителями. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет ребенку различать два-три предмета по форме, цвету, величине. Для этого возраста подходят игры: «Найди такой же», «Какой по форме». К трем года дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большим искажением. Основной формой мышления является наглядно-действенное. Ребенок действует с предметами, он ставит перед собой цель, намечает план действий. Постепенно усложняется игровая деятельность детей. В младшем дошкольном возрасте происходит развитие интереса к игровым действиям сверстников. Формируется умение играть рядом, не мешая друг другу, развивается умение играть вместе со сверстниками. С помощью взрослого ребенок может выполнять несколько игровых действий.
Формируются начальные навыки ролевого поведения, умение связывать сюжетные действия с ролью. У детей этого возраста возникает желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры простого содержания.
Побуждаем детей к совместным играм небольшими группами. Пробуждается интерес к театрализованной деятельности («кукла Маша показывает концерт»), расширяется контакт со взрослым. Развивается интерес к играм-действиям со звуками, подражаем движениям животных, птиц, по музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклёрных форм). Появляется у детей самостоятельность, активность с игрушками персонажами. Создаются условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра. Обогащение чувственного опыта детей в играх с дидактическим материалом. Развитие умения собирать пирамидку, башенку, из 5-8 колец, разной величины, ориентировка в соответствии плоскостных фигур. Геометрическая мозаика – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ребенку интересны настольно-печатные игры, различные домино, более сложные разрезные картинки.
Эти рекомендации помогут в выборе дидактических пособий и игрушек для малышей и развития ваших детей.
Литература:
1. Нищева Н.В. Играйка-собирайка. Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. СПб. «Детство-пресс. 2004.
2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Игра и игрушка, как средства развития общения детей раннего и младшего дошкольного возраста

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Игра и игрушка, как средства развития общения
детей раннего и младшего дошкольного возраста

Перед родителями детей раннего возраста часто встает вопрос: «Какие игрушки купить ребенку? Ведь зайки и мишки продаются в любом супермаркете. Не каждая игрушка может развить ребенка. Как выбрать нужную, полезную, обучающую, развивающую, а главное - безопасную. При покупке игрушек необходимо обращать внимание на производителя, материал, краску, документацию от производителя и сведения для какого возраста она предназначена, а не только на стоимость этой игрушки. Ведь игрушки покупают не только на радость детям, но и для пользы. Родители часто идут на поводу своих чад ведь, когда проходишь около отдела «Игрушек», нередко услышишь это знакомое «купи». Многие не выдерживают стонов, хныканья и нытья - покупают любую, на которую покажут пальцем. Выбор игр и игрушек в магазине очень разнообразен. Так как же выбрать из такого изобилия? Для каждого возраста подходят свои определенные игрушки и игры.
Игра имеет важное значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.
Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. С дошкольниками младшего возраста игра и игровые приемы обучения должны использоваться еще шире, чем с более старшими детьми. Для малышей особенно важна игровая мотивация деятельности. С раннего возраста в целях планомерного воздействия на развитие детей проводятся специальные игры – занятия [1].
Приучение детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задание.
С детьми второго года жизни рекомендуется проводить занятия игры по подгруппам в период бодрствования. Длительность их не велика (3-6 минут). С возрастом число и длительность занятий меняется. В дальнейшем обогащается сенсорный опыт, с помощью взрослого ребенок 1,5-2 лет собирает пирамидку из 4-5 колец, из 4-5 колпачков. Формируется умение подбирать крышки квадратные и круглые к коробочкам и шкатулочкам соответствующих форм. Собирать двухместные дидактические игрушка – матрешки, бочонки, составлять разрезные картинки из двух частей – пирамидки, яблоки [2].
Проводятся упражнения на соотношение плоскостных фигур – круга, квадрата, прямоугольника, треугольника с отверстиями дидактической коробочки. Организовываются дидактические игры на слуховое внимание: «Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?»
Учат детей различать цвета, дети отбирают предметы одинакового цвета. Игры и занятия со строительным материалом знакомят детей с некоторыми формами: кубик, кирпичик, призма, цилиндра). Обыгрывают постройки совместно со взрослыми, используя для игр сюжетные игрушки. Поощряем самостоятельное вовлечение детей в сюжетные игры, с использованием природного материала и в качестве предметов-заместитетей (листик-тарелочка, камушек-конфетка и т.д.).
В разнообразии используем игры забавы: народные, заводные игрушки, фокусы, обыгрываем русские народные потешки, разнообразные сюрпризные моменты («Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Волшебные шары», «Кто к нам пришёл?»). На третьем году жизни дети становятся более самостоятельными, продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничества, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В середине третьего года жизни широко используется действие с предметами- заместителями. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет ребенку различать два-три предмета по форме, цвету, величине. Для этого возраста подходят игры: «Найди такой же», «Какой по форме». К трем года дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большим искажением. Основной формой мышления является наглядно-действенное. Ребенок действует с предметами, он ставит перед собой цель, намечает план действий. Постепенно усложняется игровая деятельность детей. В младшем дошкольном возрасте происходит развитие интереса к игровым действиям сверстников. Формируется умение играть рядом, не мешая друг другу, развивается умение играть вместе со сверстниками. С помощью взрослого ребенок может выполнять несколько игровых действий.
Формируются начальные навыки ролевого поведения, умение связывать сюжетные действия с ролью. У детей этого возраста возникает желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры простого содержания.
Побуждаем детей к совместным играм небольшими группами. Пробуждается интерес к театрализованной деятельности («кукла Маша показывает концерт»), расширяется контакт со взрослым. Развивается интерес к играм-действиям со звуками, подражаем движениям животных, птиц, по музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклёрных форм). Появляется у детей самостоятельность, активность с игрушками персонажами. Создаются условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра. Обогащение чувственного опыта детей в играх с дидактическим материалом. Развитие умения собирать пирамидку, башенку, из 5-8 колец, разной величины, ориентировка в соответствии плоскостных фигур. Геометрическая мозаика – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ребенку интересны настольно-печатные игры, различные домино, более сложные разрезные картинки.
Эти рекомендации помогут в выборе дидактических пособий и игрушек для малышей и развития ваших детей.
Литература:
1. Нищева Н.В. Играйка-собирайка. Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. СПб. «Детство-пресс. 2004.
2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Читайте также: