Игрушка как средство развития восприятия детей дошкольного возраста

Обновлено: 09.05.2024

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко – «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей действительности, развивает ту или иную роль.

Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства, которое входит в жизнь ребенка. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус. Исконно для развития детей использовали игрушки.

«Игрушки – не балушки» - так говорит народная мудрость о назначении для развития маленького ребенка. В результате педагогических исследований, проведенных Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой и др. было установлено, что игрушкам принадлежит особая роль в развитии детей. При этом игрушки должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Гигиенические требования представлены в санитарно-эпидемиологических правилах (СанПин 2.4.1.1249-03, разработанных сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН при участии ряда институтов и кафедр медицинского профиля.

Педагогическая ценность игрушки состоит в том, что она служит основным дидактическим материалом для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного, художественного, эстетического развития детей. Поэтому, игрушка должна быть привлекательной для ребенка, доставлять ему радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.

Эстетические требования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования в работе с детьми. Внешний вид игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей.

Признавая большое значение игрушек для развития малыша, взрослые культивируют их: создают, мастерят, производят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

Педагогические требования к игрушке

Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного возраста.

Особое требование к тематике, содержанию игрушки (что она отображает, от этого зависит характер игры, действия, чувства. Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать малыша к разнообразным действиям в игре.

Оформление игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении. Гармоничное сочетание формы, конструкции, цвета.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровью малыша и отвечать ряду гигиенических требований.

Виды игрушек

Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки (изображающие людей, животных); транспортные средства; посуда, мебель и др. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Дидактические игрушки – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди много народных игрушек : матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Также к игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.

Игрушки – забавы, «веселые игрушки», используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки зверей, людей. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, обручи). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, коньки ролики, скакалки). А также коллективные игрушки (хоккей, баскетбол и т. д.).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Основные требования к музыкальным игрушкам : благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Эти игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связанным с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят малыша в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства, с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство.

Игрушки - самоделки изготавливаются самими детьми, их родителями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки артистов, маски, для сюжетно-ролевой игры.

Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей, с учетом их развития.

Подбор игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих свойства и качества.

У детей от 3—4 до 5—6 лет большой любовью пользуются куклы, домашняя обстановка, посуда, животные, что позволяет детям в творческих играх отображать окружающую действительность. Полезны для детей этого возраста дидактические игрушки, служащие ориентировкой в форме, величине, цвете. Кроме игрушек им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, бинокль и т. д. Также дети уже умеют работать коллективно и использовать комплектные игрушки. Например: комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Для детей 6—7 лет большое значение приобретают тематические наборы. Дидактические наборы усложняются в отношении дифференцировки в распознавании формы, величины и цвета (принцип хроматизма); выдвигаются задачи по систематизации и классификации предметов, что особенно ярко выражается в настольных печатных играх (лото, карты-картинки и пр.). Они шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развить сложные сюжеты. Широко должны быть представлены технические игрушки с явно выраженными признаками и способами движения: «Строитель», «Маленькая портниха». Они проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы. Их интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, кегли, городки. Большое значение приобретают театральные игрушки, необходимые для игр-представлений, игр-драматизаций.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребенка.

Вспомните фильм "Игрушка", где сын миллионера жил в огромном доме, имел кучу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не нашел себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного вместе с ним фантазировать и играть.

Так играйте со своими детьми!

Советы для родителей!

Как правило, дети сами решают, какими игрушками играть, но взрослые должны помочь им в нелегком выборе. Обязательно надо учитывать, что девочки больше мальчиков склонны нянчить кукол, проявлять о них заботу, а также критиковать, поучать.

Не следует отмахиваться от малыша, когда он со слезами на глазах приносит матери или отцу своего любимого мишку с оторванной лапой. Обязательно надо уделить внимание этой беде малыша, пришить лапу, повязать на шею новый красивый бантик. Такой поступок взрослого поможет малышу стать добрее в будущей жизни.

Родители должны превратить приобретение новой игрушки в праздник, обязательно идти в магазин вместе с малышом, дать ему возможность выбрать, но при этом тактично направлять его. Взрослым следует попробовать относиться к игрушкам ребенка, как это делает он, т. е. очень серьезно. Новой кукле или собачке обязательно надо присвоить имя, а также показать дочери или сыну, что родителям тоже очень нравится новое приобретение. При покупке для мальчика машинки или конструктора также следует объяснить малышу, что эти новые предметы навсегда поселятся его доме, за ними нужно следить и ухаживать.

Такие нехитрые приемы научат маленького ребенка не только беречь свои игрушки и любить их, но и помогут общаться с окружающими людьми.

Воспитание и развитие детей раннего возраста в игровой деятельности Дорогие Коллеги! Представляю вам фотоотчёт, в виде презентации, по теме самообразования «Воспитание и развитие детей раннего возраста в.

Роль народной игрушки в воспитании дошкольника Основа развития маленького ребенка - крепкое здоровье, жизнерадостность Любимые детские игрушки побуждают малышей бегать, бросать, метать,.

Понятие и виды восприятия. Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста. Краткая история возникновения игрушки. Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста. Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста.

Рубрика Психология
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 02.06.2011
Размер файла 82,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

5. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, № 9. - 82 -85с.

6. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.-240с.

7. Борисено М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребенка (5-7 лет). Практическое руководство по тестированию.- СПб.: Паритет, 2007.- 96.:ил.

8. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: изд. Центр «Академия», 2006. - 288с.

9. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. - М.: Просвещение, 1979. - 27-36с.

10. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, № 2. - 20-24с.

11. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. - М.: Просвещение, 1983. - 146 - 157с.

12. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. - М.: Просвещение, 1980. - 64с.

13. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. - М.: Просвещение, 1987. - 6-13с.

14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001. - 416с.

15. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. - М.: Просвещение, 1969. - 7-34с.

16. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 1976, № 3.

17. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. № 5. - 18с.

19. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь,- СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК,2007.-634с.

20. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. - 123-128с.

21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 2002.-456с.

22. Немов Р. С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. Учреждений средн. Проф. Образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-400с.

23. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.: педагогическое общество России,2001.-442с.

24. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Уч. Пособ. Для уч. Завед. Профтехобр. 2-е. изд, перераб и дополн.М.:Высшая шк. 1984

25. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд. М.: Академия, 1997. - 81-85с.

26. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 480с.

Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.
Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение . 2
Глава I. Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников …………………………………………………………..4
1.1 Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии ……………………………………………………. 4
1.2 Понятие восприятие …………………………………………………….10
1.3Виды восприятия………………………………………………………. 11
1.4Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста …. 12
Выводы по главе…………………………………………………………………16
Глава II. Анализ психологической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки………………….17
2.1 Краткая история возникновения игрушки ………………………………. 17
2.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста…………..18
Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по главе…………………………………………………………………. 25
Глава III. Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста………………26
3.1 Программа исследования……………………………………………………26
3.2 Методика проведения исследование ………………………………………27
3.3Анализ результатов констатирующего эксперимента …………………….29
3.4 Программа формирования…………………………………………………..35
3.5 Анализ результатов контрольного эксперимента ………………………..41
Выводы ………………………………………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом света.doc

Занятие по развитию восприятия №1

«Моя любимая игрушка»

  1. Учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта, рассказывать связно, полно, выразительно
  2. Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков
  3. Закреплять правильное произношение звуков [в] и [ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и произношение
  4. Развивать зрительное восприятие

Развивающая среда: игрушки – лисенок, щенок.

На столе у воспитателя игрушки: рыжий лисенок черный щенок. Воспитатель предлагает посмотреть на симпатичных зверят и рассказать, какие они. Важно, чтобы дети отметили, что лисенок рыжий, хитрый, а щенок черный, простоватый (глупый). По ходу рассказов воспитатель задает наводящие вопросы.

- Ребята а как же зовут наших зверят? По цвету легко догадаться, как их зовут. Конечно же, это Рыжик и Черныш.

- Как можно назвать лисенка, чтобы было понятно, что он не белый, не черный, а рыжий?

- А я, кажется, догадалась. Лисенок такой ярко-рыжий, как огонь. Его, наверное, зовут Огонек, а щенка зовут Уголек, потому что он черный.

- Ребята вспомните, какие у кого дома игрушки, какая самая любимая, и расскажите о ней.

- Послушайте и мой рассказ о том, какая любимая игрушка была у меня в детстве. Педагог рассказывает о плюшевом зайке с длинными ушами. О том, какие у него были друзья – мишка, козлик, как они ходили, друг к другу в гости.

- Какие любимые игрушки есть у вас дома?

- Как вы с ними играете?

- Что интересного было в ваших играх?

По этому плану дети составляют рассказы. Каждый рассказ оценивается, в конце выбирается самый интересный.

А теперь постарайтесь подобрать названия предметов со звуком [в]. Скажите в названиях каких предметов имеется звук [ф]. Произнести скороговорку: «Фаня в гостях у Вани, у Вани в гостях Фаня», четко выделяя слова Фаня и Ваня.

Анализ занятия: Очень интересно было послушать Марию, которая рассказывала про своего плюшевого зайку. Маша описала нам игрушку, выделив при этом цвет, форму, размер, пространственное положение. «Мой зайка пушистый, ловкий и быстрый. Он любит морковку. Глаза у него голубые, у него длинные уши и короткий хвостик. Мой зайка серого цвета. »

Остальные ребята справились хорошо, но были некоторые подсказки, о чем надо сказать.

Занятие по развитию восприятия №2

«Сравнение и описание предметов»

  1. Учить детей составлять рассказ.
  2. Учить сравнивать предметы (игрушки), выделять существенные признаки.
  3. Развивать зрительное восприятие.

Развивающая среда: Игрушка из дерева, стекла, пластмассы, предметы.

Ход: Воспитатель предлагает назвать детям предметы, которые они видят вокруг себя.

- Как мы отличаем один предмет от другого? Дети сравнивают предметы, выделяя существенные признаки.

- Предметы отличаются друг от друга по размерам, по цвету и по форме и еще потому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны вот эти игрушки? (из дерева). Как одним словом можно назвать, какие это игрушки? (деревянные). Назовите, какие предметы делают из дерева?

Воспитатель обращает внимание детей на группы предметов из стекла, пластмассы.

- А теперь представите себе, что перед вами стоят две девочки, одинаково одетые, одного и того же роста. Как мы можем их различить? (по именам).

- И предметы различаются по именам, названиям. Вот этот предмет, как называется? (Мяч, это игрушка, она круглая).

- А теперь поиграем в игру. Каждый по очереди становиться водящим. Водящий придумывает какой- либо предмет и пытается рассказать о нем, называя только его признаки. А остальные должны отгадать, что это за предмет.

Анализ занятия: Ребята охотно отвечали на мои вопросы. Не составило большого труда рассказать о задуманном предмете. Дети справились очень хорошо и были угаданы все предметы. Очень часто дети называли цвет предмета и действия с ним.

Занятие по составлению рассказа «Игрушка» с помощью графического плана

Связный рассказ по серии опорных картинок (пиктограмм)

  1. Цвет – какого цвета игрушка
  2. Форма – какой формы игрушка
  3. Мячи – какого игрушка размера
  4. Детали – назови детали
  5. Контур – из какого материала сделана игрушка
  6. Мозайка – как с этой игрушкой можно играть

Игрушка «Грузовик» (примерный рассказ по таблице)

Моя самая любимая игрушка – это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть: кузов, кабина, колеса, фары, руль, сиденья, стекло. Кабина у грузовика – металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.

Вывод: Все ребята справились хорошо с этим заданием. Каждый принес в группу свою игрушку и рассказал о ней. Зотова Ксюша принесла зайчика (рис.№6). Перлов Сергей и Курочкин Саша рассказали о легковом автомобиле (рис.№7). Остальные принесли мягкие игрушки (рис.№9). Немо-таблица помогла ребятам рассказать о своей игрушки, не упустив важного признака. Все рассказывали связно, логично и полными предложениями с эпитетами и примерами из жизни.

Упражнения на развитие восприятия

Упражнение №1 «К каждой фигуре подбери игрушки, похожие по форме»

Игрушки: пирамида, кукла, машина, матрешка, кубик, мяч (см. приложение 1)

Фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник

С этим упражнением дети справились отлично, не сделав ни одной ошибки. Все ребята выполнили задание без нашей помощи.

Упражнение№2 «Узнай предмет на ощупь»

В мешочек или коробочку положить знакомые для ребенка мелкие игрушки (матрешка, животное, пластмассовая чашка, ложка, машинка и др.). Завязать ребенку глаза и попросить узнать предметы на ощупь.

Проделав это упражнение можно отметить, что дети обошлись без нашей помощи, а также выполнили задание быстро и без сомнений.

Упражнение№3 «Узнай игрушку по деталям»

Детали: колесо от машины, нижняя часть матрешки, платье от куклы, голова льва, трубка от телефона, чайник от кофемолки, нога от глиняной барыни и др.

Предложив детям такую игру, они быстро сообразили, что необходимо делать. Справились с заданием очень быстро, назвав игрушку, которой принадлежит определенная деталь.

Упражнение№4 «Найди похожие предметы. Что у них похоже»

Предметы: Чайник – ложка, ежик – елка, трактор – поезд, кегли – мячик, пазлы – пирамидка и др.

Проделав упражнение можно сказать, что были некоторые сомнения у Ильина Лени и Перлова Сергея в правильности выполнения задания. Они долго думали и не решались положить рядом похожие иредметы

Упражнение№5 «Узнай по описанию»

- Желтый, маленький, пищит.

- Большая, гудит, фыркает, из железа, помогает людям.

- Ростом разные подружки, но похоже друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

Играя в эту игру дети отгадывали все предметы, которые были задуманы. Им было легко отгадать игрушку по описанию, так как были названы отличительные признаки предмета.

Упражнение№6 «Кто больше назовет особенностей у этих игрушек?»

Игрушки: Кукла, машина, слон, матрешка, скакалка, обруч, мишка, попугай, енот, лев, паровоз и др.

Это упражнение мы провели с детьми у которых низкий уровень восприятия. Ребята с нашей помощью перечислили все особенности, которые можно было назвать для определенной игрушки.

Упражнение 7. « Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет . »

Цель: Научить ребёнка воспринимать свойства предметов с помощью других органов чувств , кроме зрения. Таких , как осязание, вкусовые, обонятельные и слуховые.

Завяжи ребёнку глаза и вкладывай в его руку разные предметы : деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные , тряпичные.

Упражнение 8. « На какую игрушку похожа фигура»

Цель : Научить ребёнка узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.

Доделай игрушку . Покажи какой детали не хватает [ 6, с.136]

Упражнение 9 . «Узнай предмет по контуру»

Цель : Научить ребёнка узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.

Завязать глаза и дать в руки вырезанную из картона фигуру . Это может быть зайчик, рыбка , птичка. Спросить , что это за предмет .Убрать фигуру , развязать глаза и попросить по памяти нарисовать её. Сравнить рисунок с контуром. Обвести фигуру.

Упражнение 10. «Кукольный театр»

Цель : Научить ребёнка воспринимать литературные произведение :

сюжет, героев, события , характеры героев , и нравственный и эстетический смысл произведения.

В сказке « Красная шапочка» можно проиграть сюжеты для этого используем кукольный театр.

Мама посылает Красную шапочку к бабушке.

Красная шапочка встретила волка .

Волк обманул бабушку.

Красная шапочка пришла к домику.

Красная шапочка в домике.

Покажите пример , как можно проиграть сюжет. Попросите ребёнка показать вам сюжет. Предоставляйте ребёнку самостоятельно использовать отдельные фрагменты , подсказывая ему , если он забыл слова.

Выводы: Все занятия и упражнения были очень интересны для детей. Они с удовольствием рассказывали о любимой игрушки и выполняли упражнения с ними. Дети были очень внимательными и наблюдательными. Особенно обращали свое внимание на цвет, форму, величину, пространственное положение игрушки.

3.5 Анализ результата контрольного эксперимента

Цель: выяснить изменения в уровне сформированности восприятия игрушки у детей старшего дошкольного возраста после проведения серии развивающих занятий.

Для объективности результата экспериментальной работы диагностирование на этом этапе проводилось по тем же методикам, что и на начальном этапе.( констатирующего этапа).

По результатам повторной диагностики можно так же выделить 3 уровня сформированности восприятия: низкий, средний, высокий.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Выпускная квалификационная работа

Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста

Глава 1 Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников

1.1 Понятие восприятие

1.2 Виды восприятия

.3 Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста

Глава 2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки

.1 Краткая история возникновения игрушки

.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста

2.3 Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста

Глава 3 Экспериментальная часть

.1 Условия проведения исследования

.2 Констатирующий эксперимент

.3 Формирующий эксперимент

.4 Контрольный эксперимент

Используемая литератураВведение Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

Рассматривая игрушку, играя с ней, у ребенка развивается восприятие. Это один из ведущих познавательных процессов дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целостный образ.

Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.

· Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.

· Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.

· Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

· В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. А ведь в будущем ребенок должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и

Статья посвящена актуальной проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Здесь отражены теоретические и практические аспекты по данному вопросу. А также отражена тесная связь сенсорного и речевого развития.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

В каждом периоде сенсорное развитие имеет свои особенности. В раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов дети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – точнее различение речевых звуков – различение восприятия начертания букв.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» – чувства, «моторика» – движение) развития.

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.

Установлена важная роль чувственного опыта в формировании речи и, в частности, ее номинативной (обозначающей) функции. Восприятие и речь взаимно обусловлены в своем формировании. Слово возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

На огромное значение речи для сенсорного развития и развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С. Выготский.

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда.

В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если малыш говорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики.

Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и восприятия. Язык есть непосредственная действительность мысли.

Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.

Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств – из окружающего его вещественного мира.

Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первое место - вещь как предмет познания и речи.

Вне конкретного мира язык развиваться не может, а мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка.

В раннем детстве надо как можно больше расширять круг наблюдений ребенка, прочно и систематически укреплять в них представления, добытые при наблюдении, давать им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом того, с чем их познакомила природа и искусство посредством наблюдения. Слово закрепляет представления и делает их более прочными.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли из нее непринужденно и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.

Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм.

Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.

Читайте также: