Игрушка курильщик из ссср

Обновлено: 16.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Немецкие рождественские игрушки

Эти игрушки появляются в домах только перед Рождеством. Иногда их созданием занимаются целые немецкие деревни, но чаще всего их привозят из Китая. Что поделать, покупателям важнее цена, чем история создания. Хотя. о чем я говорю, в 21 веке на рождественские рынки приходят не столько за подарками и сувенирами, сколько поесть или выпить (поэтому цены на глинтвейн каждый год растут).

Schwibbogen, Швиббоген - деревянная арка со свечами. Изображает арку неба. Внутри арки первоначально вырезали фигурки солнца, луны, звезд, потом их заменили библейские сюжеты. Арку устанавливают на подоконниках. Возможно, освещенные зимой окна помогали путникам и горнякам скорее найти путь домой.

https://sun9-30.userapi.com/c855736/v855736584/188ac3/MDHCCNEY6Z8.jpg

До конца 20-го века Schwibbögen обычно делали из металла, после Второй мировой - из дерева. Сейчас внутри арки встречаются изображения любых сюжетов, мало относящихся к религии. Свечей на арке может быть разное количество, это зависит от размеров самой арки. В оригинале их 11.

Светящаяся арка была придумана шахтерами Рудных гор. В зимнее время они совсем не видели солнца, уходили на работу затемно и возвращались так же в темноте. Поэтому часто встречаются арки с темой шахтерской жизни. Возможно, изначально это был рождественский подсвечник, который освещал всем шахтерам общий рождественский обед. Либо это были сигнальные огни для рабочих одной смены, когда они завершали очередной год на шахте.


Рудные горы - это регион на границе между Германией и Чехией, ближе к Дрездену. С 12 в. в нем развивалась горнодобывающая промышленность, а в 19 в., когда доход от этой отрасли пошел на резкий спад, появились другие замещающие производства, например, создание игрушек из соломы, дерева, плетение кружев. Сейчас это ручное производство живет, в основном делают фигурки шахтеров, щелкунчиков, рождественских ангелов, арки-подсвечники, лесных зверей, деревянные фигурки курильщиков, музыкальные шкатулки и крутящиеся от горящих свечей пирамиды.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_31.jpg

Центр народного творчества в Рудных горах (в том числе рождественских игрушек ручной работы) расположен в Зайфене (Seiffen). Его еще называют "Игрушечный угол", „Spielzeugwinkel“. Там находится объединение мастеров по скульптуре, по дереву, по игрушкам. Там же в Зайфене находится Музей игрушек (Spielzeugmuseum in Seiffen), а в соседней деревне Нойхаузен (Neuhausen) - Музей Щелкунчика (Nussknackermuseum), где хранится более 5 000 экземпляров. Также в Дрездене находится Музей саксонского народного искусства, где представлены игрушки Рудных гор. За сохранение предметов горнодобывающей промышленности и народных промыслов, Рудные горы в 1998 г. вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После окончания Второй мировой стали распространяться арки с электрическим освещением. Огромные арки стали использовать в качестве городского освещения. Например, в Йохангеоргенштадте в 2012 г. была установлена уличная электрическая арка шириной 25 м.


В ГДР спрос на арки был такой большой, что их часто делали самостоятельно.

В 1990-х стали появляться разные формы арок, не в виде радуги, а в виде треугольника, Lichterspitze, Вершина из света, или в виде ромба. С 2010 г. стали делать ярки в виде высокого готического окна.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_33.jpg

В той же немецкой деревне в Рудных горах традиционно делают Курильщиков или Человечков с трубкой - Räuchermännchen, Раухменшен.

Известно, что такие фигурки начали делать в Саксонии в 1830-х. Когда добыча олова в горах прекратилась, бывшие шахтеры стали вырезать фигурки из дерева. Сейчас это важная часть традиционного народного творчества Рудных гор. Игрушечным промыслом занимаются семьи в 3 и 4 поколениях. Небольшие фабрики и мастерские можно найти на каждой улице Зайфена.

https://sun9-41.userapi.com/c857328/v857328903/6f92c/egkSJauqMKc.jpg

Деревянная фигурка состоит из двух частей, внутри она полая. В нижнюю часть кладут дымящуюся ароматическую свечу. Такие ароматические свечи делали и раньше, только они были открытые. Со временем им придумали такую красивую деревянную фигурку.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_34.jpg

Курильщиков вырезают из местных лиственных пород, таких как береза, бук, ель, липа, ольха и клен. Отдельные детали вырезают на токарных станках и потом приклеивают, придерживаясь шаблонного образа. Потом одежду и лицо разрисовывают вручную. На одну игрушку может уходить до 20 ч. работы.

Во времена ГДР курильщиков обычно продавали на Запад или обменивали на комплект зимних шин для Trabi.

Прогресс не стоит на месте и в Китае давно уже стали делать более дешевые копии. В ответ на это гильдия мастеров Рудных гор и туристическая организация деревни Зайфен в 2006 г. создали кампанию "Оригинал вместо плагиата".

Курильщики традиционно воплощают профессии жителей Рудных гор. Это могут быть лесники, горняки, деревенские жители, солдаты, женщины с клецками. Дым выходит не только изо рта "курильщика", но и из кофейника или словно поднимается пар над блюдом с клецками.


http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_36.jpg

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_35.jpg


Так как Курильщик - типичный персонаж Адвента, то в его создании преобладают рождественские мотивы.

Сейчас делают не только курящих человечков, но и игрушечные изразцовые печи, над которыми поднимается пар, паровозы, мотоциклы, грибы, сердечки, кофейники и деревья с человеческими лицами.

В последние годы количество продаж Курильщиков падает, постоянные покупатели исчезают. Мастерам-ремесленникам уже хорошо за 80 лет и они не могут найти учеников. Интернетом они не владеют, поэтому не могут в качестве клиентов охватить весь мир. Культурная традиция постепенно отмирает.

В саксонском городке Кранцаль (Cranzahl) действует Музей курящих человечков (Das 1. Räuchermann-Museum). Музей был основан в 2011 г. и в нем представлено более 2000 разных фигурок курильщиков.


В основном Курильщиков продают в Саксонии и Тюрингии. Но также их экспортируют в Азию - Японию, Китай, Сингапур и Таиланд. Основные продажи идут в США, куда за 150 лет переехали жить 5 млн. немцев, и в Китай. На оригинальных игрушках из региона Рудных гор помимо надписи „Made in Germany“ должна быть и „Echt Erzgebirge“.

80% курильщиков в этом регионе производится вручную. Через интернет продается около четверти всех работ. Фигурки Курильщиков для немцев - это что-то вроде друга на всю жизнь, память о Рождестве в детстве.

Фото 1947 г. из Зайфена, где действовало промышленное производство Курильщиков.


Между Саксонией, Тюрингией и Баварией находится регион Фогтланд (Vogtland). Там создают свои рождественские фигурки - Моховых человечков, Мусманн, Moosmann, Moosmaa.

Старичок-Моховичок - герой местных легенд. Он живет в дремучем лесу, между корней деревьев, в валежнике или в пещере, и помогает бедным. Ростом он около 3 футов. Питается лесными грибами, ягодами, растениями. Одет в наряд из еловых веток или мха. Осенние листочки, подаренные им людям, в основном беднякам, превращались в золото. Люди предпочитали дружить с ними.


Старичок-Моховичок был придуман в лесных краях Фогтланда во второй половине 19 в. Главный элемент фигуры - деревянный корпус с приклеенными руками и ногами. Руки, ноги и головы тщательно вырезались опытными резчиками. Позже головы стали делать из фарфора и из пластика.

Костюм для Лесных человечков делали женщины - из бумаги, обклеенной мхом. В одной руке человечек держал Рождественский фонарь, в другой - ветку в качестве палки.


Со временем появились разные образы Старичка-Моховичка - рыцари, солдаты, охотники, лесники. Они могли держать в руке арку со свечами или рождественскую ель, трубку, корзину и колокольчик. На всех фигурках обязательно была одежда из мха из местного леса.

Особенно широко искусство резьбы Лесных человечков началось в этих краях после окончания Второй мировой.



В книге Иоганна Августа Эрнста Келера 1867 г. «Народные традиции, суеверия, легенды и другие древние традиции в Фойгтланде» рассказывалось, что в то время такие поделки из мха, веточек и цветной бумаги мастерили в основном бедные дети в городах, чтобы немного заработать.

Обычно Моховые человечки, мужчины и женщины, жили в лесу, но в период Адвента они на 12 дней приходили в деревни, чтобы пожить в домах у людей. Поэтому это рождественский символ. Уже в первый вечер Адвента они садились на деревенские подоконники и заглядывали в окна. Они светили свечой в руке, чтобы проверить, что в доме не водятся злые духи.

https://sun6-16.userapi.com/c855136/v855136279/186dbc/kCNOk7dW1bU.jpg

Такого человечка можно было узнать по невысокому росту, зеленой одежде, связке дров или корзине грибов. Это лесной дух. который живет в окружении деревьев.

Моховой человечек воплощает жизнь простого, бедного, но трудолюбивого человека, который умеет довольствоваться малым. Мох выступает символом мира и защиты. Ведь зимой многие существа живут под мхом и питаются им. Моховой человечек - это словно надежда на более хорошую и успешную жизнь с приходом весны.

Сейчас зимой в деревнях этого региона иногда можно встретить установленную в полный рост деревянную фигурку Мохового человечка.

Немецкий старичок-моховичок мне напомнил русского, из сказки "Морозко". Тоже лесной маленький человечек, который помогает людям. Второе его воплощение - слепая старуха со связкой дров, которая потом расколдовала парня.

Похожее изображение

Рождественский огурец, Weihnachtsgurke.

Давным-давно в немецкоязычных землях существовал обычай вешать на рождественскую елку маленький зеленый огурец - маринованный огурчик из банки. Это была забава для детей - кто первый в Сочельник найдет зеленое на зеленом, тот получит подарок. Огурец менял свой размер: для самых маленьких детей вешали огурец поочевиднее, побольше, пониже, а для тех, кто постарше, огурец выбирали поменьше и вешали вглубь елки, повыше.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_37.jpg

Поиск огурца превращался не только в сугубо семейное событие, в игру вовлекали всех гостей. Кто первый найдет, тот получит право распаковывать подарки. Либо ему очень здорово повезет в предстоящем году.

https://sun9-29.userapi.com/c857324/v857324276/72c68/rXk1J-H43l8.jpg

Почему на елку стали вешать огурец? Потому что в бедных семьях часто не было денег, чтобы порадовать всех детей. Часто дети получали в подарок только то, что найдут на елке - огурец или простую выпечку, без сахара (он слишком дорого стоил).

Возможно, вся эта история - просто умелый маркетинговый ход. Говорят, что еще в 1840-х годах немецкие стеклодувы из Тюрингии изготавливали украшения в виде фруктов и орехов, в том числе огурцов. Фрэнк Уинфилд Вулворт, основатель сети универмагов США Woolworth, во время поездки по Германии познакомился с этими стеклянными игрушками и решил импортировать их с 1880 года в Америку, чтобы продавать в своих магазинах. Чтобы новые рождественские украшения в виде огурца лучше продавались, он придумал трогательную историю немецкой традиции. Идеальный маркетинговый ход был готов.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_29.jpg

Сейчас в Германии производят множество стеклянных огурцов - блестящих и матовых, с блестками и в красном колпачке. Есть немецкие семьи-традиционалисты, которые считают, что на рождественском дереве должны быть только религиозные символы - красные яблоки из рая, церковные колокольчики и трубы ангелов, сами ангелы, соломенные звезды и блестящая вифлеемская звезда. И всяким случайным огурцам нет места на елке.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_30.jpg

А есть те, кто считает, что рождественский огурец - интересная игра, которая позволяет без ссор решить вопрос, кто распечатывает все подарки под елкой.

Сейчас рождественский огурец можно купить на многих рождественских рынках.



Материалы по теме:

- Рождественская выпечка: Марципан, хлеб Святого Маркуса, покровителя Венеции. История афродизиака для взрослых, лекарства для больных и рождественской сладости для детей.

- Рождество и Новый год в Берлине в 1986 г. Описание 15-летнего подростка старых традиций, подарков из Западной и Восточной Германии

Принцип действия Физика, Ретро, Дым, Вейп, Видео

Вспомнилась игрушка из детства. Поджигаем лучину и курильщик пускает клубы дыма аки настоящий. Кто задумывался о физике процесса?


Ретро

1K пост 4.1K подписчиков

Правила сообщества

- Уважаем друг друга!

- Посты должны относиться к предметам, событиям, людям и моде прошлых лет

- Запрещается выяснять "кто старее" и троллинг на тему "а вот в наше время было. "

Не зассал и загуглил

“Папиросы” состояли из пластмассового прутика, завернутого в бумагу. За счет того, что пластмасса горит быстрее бумаги и получаются колечки дыма. Частично сгорая, пластмассовый прутик гаснет из-за недостатка кислорода, затем воспламеняется вновь, как только до него догорает бумага. “Папиросы” прилагались в комплекте к игрушке, так же их можно было купить отдельно за 15 копеек.

Так вот как оно должно было выглядеть. У нас была такая фигурка, но разумеется не было никаких бумажек, поэтому я вставлял им обычные спички, поджигал и не понимал, зачем всё это надо.

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Вот именно такой Тарас Бульба у меня был, потом еще охотник в зеленом камзоле и самый огромный - в два раза выше этих - дед Щукарь. Папироски эти береглись изо всех сил, только по праздникам разрешалось "выкурить" одну, максимум две) Причем хохол мне не очень нравился, потому что папироска вставлялась не прямо ему в рот, а в трубку, ну это же как-то не то.

Мне кажется фокус в хим составе стержня, была такая игрушка очень давно. Видео не увидел бы не вспомнил

Я помню в классе 5 мы мальчишкам на 23 февраля подарили таких, весь класс был в дыму, и запах этот особенный. Клевая игрушка. Прям в детство вернулась)))

Огонь и дети. Что же может пойти не так.

насколько помню там были сигаретки чем то пропитаны и запах особый, в моём детстве помню курилка толстый японец или китаец был

Игрушка "Курильщик". Теперь понятно почему я курю с 13 лет.

Ребята, подскажите где можно купить. Хочу родителями подарить, рассказывали об этой игрушке с детства, как о классной штуке

Неужели я один такой старый. В детстве постоянно старые пластиковые игрушки (или линейки, не каждый пластик подходил, запах специфичный был у этого пластика) разламывали на мелкие кусочки, плотно заворачивали в бумагу, поджигаешь, ждешь немного, тушишь. И вот тебе отличная дымовуха. Была подобная игрушка, когда сигареты комплектные закончились, бралась линейка пластиковая, резалась под размер сигарет, заворачивалась в тетрадный лист. И вот тебе новый комплект сигарет.

Блин. Я прям запах ощутил глядя на этот видос, когда мне в детстве такую игрушку показывали. И только под присмотром взрослых. А ведь прошло больше 30ти лет.

эх, была такая шутка. и именно казак был, но ,вроде, не с трубкой, а в рот "сигарета" вставлялась.

Не совсем в тему, но вспомнилось. У моего отчима в 90е была держательница для сигарет в виде головы пирата. С изнанки был отсек для сигарет, а во рту пирата дырка. Чтобы сигарету вытащить, нужно было потянуть пирата за серьгу, которая была на леске. И сигарета оказывалась у него во рту. Прикольная была штука))

@SupportTech Здравствуйте, не работает переход на комментарий в Фаерфоксе. Открывает просто пост, но не проматывает. В Хроме и на других сайтах всё работает. Можете помочь?

Ох ёжик. А где сейчас такое чудо достать? Особенно отот слева с рюкзачком?

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Целлулоид в сигаретной бумаге.

Думаю, внутри должен быть обратный клапан с заслонкой, который не даёт возможность равномерно выпускать дым. Сигарета полая и дым выходит именно оттуда. А из передаточного механизма - крыльчатка. Дым наполняет отсек, проворачивается на одно деление и уже заполненный сегмент с другой стороны выбрасывает скопленные дым наружу. Сбоку механизма внутри игрушки полость коридорного типа, чтобы вращать крыльчатку.

Возможно, я усложняю и есть решение попроще)

Интересно узнать правильный ответ)

Сворачиваешь папиросную бумагу, внутрь серу дробленую от спичек вот и вся физика процесса





















Чот на нигера похож!

Коллекция сувениров

Вопрос главный - "где расходники взять?"

С расходниками проблема была. Просил родителей купить, отвечали-нет ни где. Сам искал, денег просил. Отец против был этих курильщиков)) Сам до сих пор не понимаю, почему так сильно нравились.
ТС-респект, вспомнил детство)))

Продавались закладки для книг пластиковые. Нарезаешь соломкой и вставляешь. Я пластик брал из обрезков на саратовской фабрике гармошек.



УССР. Министерство местной промышленности. Сумской облместпром. Роменский горпромкомбинат.


Бандурист у меня в далеком детстве был. папироски он скурил в первый же день. Интересно,из-чего их делали?

Их делали из дымовухи- советские линейки помните? Или шарики от настольного тенниса. Нарезаешь тооненькими полосками, тоньше зубочистки. Обматываешь бумагой для папирос (это важно). Сигарета готова! Курите на здоровье! (Всё детство такие делал для своего курильщика)


Точно такой же у деда (царствие ему небесное) был. Правда сигарет у него уже не было, спасибо тебе, добрый человек, раскрыл тайну как оно должно было работать.

У меня тоже в деревне на комоде Гена с опухшими ушами стоит. Может кто подскажет, где такое курево найти ?

А у меня была такая фигурка "Почтальон",но тут её нету

Коллекция сувениров

У меня Тарас Бульба был, а рыбака у друга видел, про остальных даже не знал, что еще какие-то существуют! Спасибо ТС!

Осень 2017 года, будет уже три года как завязал с табаком. А курил крепак (21 век 12-й (это тот что донской табак); яву золотую, L&M красный и бонд красный).

зачем нам эта информация в данной теме?

у меня был пузатый китаец, его тоже в этой подборке почему-то нет

Как из афоризма "Кстати о птичках - у бегемота вОоОт такая ЖОПА и ни одного перышка".

Сорри за оффтоп на коммент про оффтоп!

такого не хватает


А у меня Тарас Бульба - заядлый курильщик с со всеми цигарками за минут 40 управился - видать знатный был тютюн.
ПС Мальчик Лёша - 53 годика!

Какой нах поросенок? Депутат. Государственной думы.

Коллекция сувениров

Были у меня в детстве такие курильщики. Но сейчас наверняка их бы запретили, госдурмцы бились бы за запрет, лишь бы не расследовать видео с дронов аж самого ЦРУ.

у моего деда был *охотник* и еще у нескольких знакомых
так же 1 раз встречал другого персонажа я его не помню точно , но на картинках такого нет точно.

Спасибо всем за воспоминания!ТС-заслуженная зелень за очередную поездку на машине времени в самое детство!

Цитата (Udel @ 30.03.2017 - 01:01)
У меня был крокодильчик. А ещё был казак

"Казак" назывался - Дед щукарь. Никто не знает как папироски делать для них?

Да много их было.

Коллекция сувениров




Коллекция сувениров

Коллекция сувениров

Игрушки прикольные, но запах мне запомнился ужасный. Типа шарика от пинг-понга или офицерской линейки, когда их ломаешь, завёртываешь в бумагу поджигаешь и тушишь..

Казак до сих пор сидит у родителей в серванте. Больше 20 лет прошло, но помню - купил на свои карманные деньги, и цигарок в комплекте было ну очень мало, но одну я все же расковырял тогда. Плотная трубка из бумаги, внутри - оранжевый сердечник. Мне показалось, что из целлулоида. Пробовал заворачивать кусочек линейки в газету - не то. Наверное еще и бумага была чем-то пропитана. Да и насчет сердечника я теперь не уверен. А воссоздать бы рецепт хотелось!

Коллекция сувениров

все время ассоциации были с вечерами на хуторе ! Честно говоря благодаря им и попробовали сигареты.Хорошо,что не подсел

Самые дорогие статуэтки СССР

Советский период был эпохой массового выпуска изделий из фарфора. В это время функционировало много профильных предприятий в разных концах страны, и качество выпускаемой продукции смогло потеснить даже известных зарубежных производителей. Коллекционировать статуэтки СССР из фарфора начали ещё тогда, а в новом столетии охота за самыми дорогими и редкими экземплярами вышла на новый виток. Сейчас подобные коллекции доходят в цене до десятков тысяч долларов, поэтому являются прекрасным методом инвестирования. С исторической точки зрения они тоже становятся только ценнее как предметы быта уникальной страны, которой уже нет.

История

Советский фарфор являлся преемником традиций царской России. В XVIII веке он был главным конкурентом китайским и европейским изделиям. Но после революции все предприятия национализировали, и некоторое время они не работали, так как фарфоровые статуэтки и качественная посуда ассоциировалась с буржуазным прошлым. За 3 года произошло переосмысление этой сферы, и на фарфоровое искусство взглянули по-новому.

Становление отрасли в СССР

Императорский завод по выпуску фарфора переименовали в ЛФЗ, то есть ломоносовский. Уже в начале 20-х годов он заработал на полную мощность. Гарднеровскую мануфактуру переименовали в Дмитровский завод. На данный момент изделия этих предприятий очень высоко ценятся во всём мире по двум причинам: они наиболее старые из всего советского периода, и они изготовлены по самой близкой технологии к той, что применялась в имперской России.

Статуэтки СССР

Направленность постепенно менялась. Искусство в фарфоре приобрело новые направления, например, появились агитационные статуэтки, которые влияли на народ не хуже агитплакатов. В это время постепенно расширялся экспорт за рубеж, и иностранные коллекционеры начали формирование тематических коллекций советского периода.

Периодизация

Специалисты разделяют самый дорогой фарфор СССР начала XIX века по периодам в истории:

  • индустриализация (1927);
  • коллективизация (1929);
  • культурная революция (1929-1930).

Кроме скульптуры и бытового фарфора начали поступать спецзаказы от кремлёвской элиты. Такие экземпляры представлены единично, обладание ими — настоящая удача для любого коллекционера.

В 30-х годах происходят значительные изменения в технике декорирования, начинают применять механическую печать, аэрографы, трафаретное оформление. Фарфоровые модели стали методом популяризации новой советской символики: отображались выдающиеся архитектурные единицы, техника, электростанции и пр. Также этот способ помогал донести до народа достижения в промышленности, аграрной отрасли, в искусстве и пр.

Статуэтка советского периода

В 30-е и 40-е годы на первый план вышли два направления: неоклассицизм и «сталинский ампир». Самые дорогие фарфоровые статуэтки СССР в большинстве относятся именно к довоенным годам. В это время их часто дарят на праздники и к знаменательным событиям. С годами они становятся почти обязательной частью домашнего декора: балерины, пастухи, спортсмены, рабочие разных специальностей — такие фигурки из фарфора можно было встретить почти в каждом доме.

Особенности

У фарфоровых статуэток советского периода есть уникальные черты, которые выделяют их среди других производителей:

  1. Долговечность. Со временем их характеристики не снижаются. Качественное сырьё, краски и глазурь позволили на десятилетия сохранить оттенок, цвет, не дали образоваться паутине трещин.
  2. Уникальность. Дизайнеры с особым вниманием разрабатывали декор. Несмотря на внушительные масштабы, каждая серия прорабатывалась с большой точностью, поэтому все изделия оригинальны и своебразны.
  3. Функциональность. Некоторые статуэтки были созданы так, чтобы нести и функциональную нагрузку, например, использоваться в качестве подсвечника, пепельницы, чернильницы и т.д.
  4. Прочность. Фарфоровые изделия не могут похвастать особой прочностью, но советский фарфор опережает много других по этому параметру. Это достигали благодаря технологиям, которые постоянно усовершенствовали.

По этим причинам некоторые фарфоровые статуэтки входят в каталоги дорогих изделий в каталогах разных стран.

Отдельные экземпляры

Есть фигурки, которые даже сами по себе представляют ценность, не говоря о пополнении ими тематических коллекций. Наиболее достойными внимания считаются более 10 различных серий.

«Коломыйка»

Второе название, которое можно встретить в каталогах, — «Гуцульский танец». Изделие крупного размера высотой 45 см и весом более 2 кг. На нём изображены танцующие гуцулы в народных костюмах. Они кружат в танце коломыйка, который и дал название фигурке. Выпускалась на Городницком заводе (УССР).

Статуэтка «Коломыйка»

Особенно ценится в «Гуцульском танце» динамичная пластика, детальная роспись, с точностью выполненные лица и великолепная позолота. Необходимо обращать внимание на донное клеймо, по которому можно определить годы выпуска. Такая маркировка ставилась в 60-70-х годах. В каталогах стоимость «Коломыйки» составляет 600-2000 долларов.

Серия «Золушка»

В перечне самого дорого советского фарфора есть фигурки серии «Золушка». Автор всех их Т.А. Фёдорова. Производство – Ленинград.

Серия статуэток «Золушка»

Скульптурная композиция выпускалась в 50-60 годах на базе ленинградского завода. Использовалась надглазурная полихромная роспись и позолота. Максимальная высота фигурки — 11,5 см, это изделие «Принц надевает туфельку». Все статуэтки изображают сцены из сказки Шарля Перро «Золушка». Цена в каталогах составляет 900-1000 долларов.

«Казак Мамай на бочке»

Скульптурная композиция отображает героя украинского фольклора — Мамая. Он одет в яркий наряд. Изготавливалась фигурка на предприятии в г. Коростень (УССР). На дне должно быть клеймо, которое ставили, начиная с 60-х годов. Высота — 47 см. Автором стала скульптор малых форм В.М. Трегубова.

Статуэтка «Казак Мамай на бочке»

В начале 2000-х эту фигуру выбрали в качестве юбилейного подарка для Национального банка Британии от официальной делегации с Украины. Средняя цена составляет 700 долларов.

«Белый медведь»

Размер — 15Х19 см. Автор — Ю. Рубан, создавший эскиз для Конаковского завода. Выпуск проводили в 30-40-х годах. До настоящего времени дошло немного экземпляров, а те, что сохранились без реставрации, единичны.

Статуэтка «Белый медведь»

Характерно многоцветное покрытие нижней части. Необходимо особое внимание обращать на отсутствие сколов на самых хрупких деталях композиции — крышечках чернильницы. Стоимость составляет 300-800 долл.

«Анна Ахматова»

Модель, созданная Данько Н. Я. в 20-х годах прошлого века. Высота — 21,9 см. Выпускалась в 20-30-х годах в Ленинграде. Общий тираж был маленьким. Стоимость в каталогах доходит до 3-3,5 тыс. долл. При покупке нужна проверка экспертом, так как «Анна Ахматова» неоднократно подделывалась. Специалисты оценивают надглазурную полихромную роспись, клеймо и другие параметры.

Статуэтка «Анна Ахматова»

«Телятница»

Второе название «Доярка». Отражает обширное направление керамики малых форм советского периода. Фарфоровая композиция авторства Азаровой Л. П., изготавливалась в 50-60-х годах кооперативной артелью «Художественная керамика» Турыгинского завода (Гжель). Ценится за высокую детализацию лица изображённой девушки и цветовую гамму.

Статуэтка «Телятница»

Воплощает народные мотивы. Высота — 17 см. Цена стартует от 600 долл.

«Восточный танец»

В Советском союзе выпускалась целая плеяда фарфоровых изделий на тему танцев и танцовщиц. «Восточный танец» тоже принадлежит этому перечню. Это лаконичная женская фигура в восточном наряде и с украшениями на шее и запястьях. Изготавливалась несколькими тиражами на протяжении 50-60-х годов в Дулёво. Высота — 12 см. Отличается от большинства других в этой тематике умеренной цветовой гаммой.

Статуэтка «Восточный танец»

Стоимость стартует от 500 долларов.

«Девушка с платком»

Статуэтка производилась на Дмитровском заводе в 50-60-х годах. Её автор — скульптор малых форм Артамонова О. С. Изображена простая девушка, которая одета нарядно, но при этом просто.

Статуэтка «Девушка с платком»

Проработка лица тут схематичная, а вот ткань наряда выполнена очень детально. Цена изделия начинается от 450 долл.

«Свинарка»

Редкая фарфоровая статуэтка советского периода, которую очень сложно встретить в антикварных магазинах. Автор — Г. Самолетова. Производство велось на базе скульптурно-художественной фабрики Худфонда.

У большинства экземпляров, дошедших до наших дней, есть следы реставрации в области локтей девушки или на голове животного. Но те фигурки, которые не подвергались реставрации, стоят 900-1000 долларов.

Статуэтка «Свинарка»

«Собакевич»

Статуэтка «Собакевич»

Эти фарфоровые изделия отличаются пластической выразительностью, яркостью жестов и сочным колоритом.

«Казак на коне»

Выпускалась в Вербилках Дмитровским заводом. Автор — скульптур малых форм С. Орлов. Статуэтку производили в 30-40-х годах. Высота составляет 29,2 см. Часто имеет следы восстановления в области передних ног лошади в месте сгиба коленей. В продаже встречаются редко, купить можно за 600 долларов и больше.

Статуэтка «Казак на коне»

Обзор производств

Самые дорогие фарфоровые статуэтки советского периода выпускались целым рядом производств. Наиболее высоким качеством славились такие заводы:

  1. Дулёвский (Ликино-Дулёво, Московская область). Фигурки, выпущенные здесь, отличались изысканным флористическим орнаментом, который включал в себя крупные цветки роз и округлые лепестки. Это связано с тем, что в основном для предприятия разрабатывали эскизы одни и те же авторы. Здесь была характерная цветовая палитра с преобладанием красных оттенков.
  2. Ломоносовский (Ленинград). Первое и крупнейшее предприятие России по производству художественных изделий из фарфора, известное до революции как Императорский фарфоровый завод. Ломоносовские скульптурные композиции отличаются гладкой белоснежной поверхностью с яркой фигурной росписью.
  3. Дмитровский (пгт Вербилки Московской области). Много моделей создавалось по мотивам народных сказок и песен, расцвет производства пришёлся на 30-е годы.
  4. Гжельский (с. Новохаритоново Московской области). Знаменит оригинальной кобальтовой росписью в голубых тонах. Сочетание синего и белого — настоящий гжельский признак, который знают все специалисты.
  5. Киевский (Киев, УССР). Работал с 1924 года, но во время Второй мировой был разрушен. После восстановления в послевоенные годы тут работали художники из Петриковки, поэтому фарфоровые статуэтки с элементами петриковской росписи массово изготовлялись только здесь.

На каждом из этих предприятий выпускались единицы самого дорогого фарфора СССР, который теперь пополняет лучшие мировые коллекции.

Где приобрести

Периодически экземпляры редких и дорогих статуэток советского периода появляются в интернете. Стоимость одного и того же наименования может отличаться на несколько сотен долларов, а иногда – в разы. Цена зависит от таких факторов:

  1. Состояние. Признаки износа, сколы, трещины, следы реставрации понижают стоимость.
  2. Тираж. Если общее количество скульптурных композиций в тираже было невелико, то модели автоматически становились редкими и ценными.
  3. Автор. Изделия некоторых авторов ценились выше за имя создателя.
  4. История. Статуэтки, изготовленные на заказ для первых лиц государства или для вручения иностранным делегациям с индивидуальными клеймами и подписями, ценятся больше.

Статуэтки

Перед приобретением фигурку нужно предоставить для атрибуции эксперту, потому что самые дорогие экземпляры активно пытались подделывать. Покупать фарфоровые изделия СССР лучше на отечественных порталах, а продавать выгоднее на международных аукционах, так как там цена выше в несколько раз, а иногда и в десятки раз.

Есть такие юридические, деловые, политические и многие другие документы, которые ушли с молотка.

Холодное оружие Кавказа — кама

Древний античный клинок, украшенный традиционным орнаментом, занимает значительное место в.

Выставка Врубеля из Третьяковки в Русский музей

В Русском музее Санкт-Петербурга начала работать экспозиция работ Михаила Врубеля в модном нынче.

Наша рассылка

Игрушки СССР

Детские игрушки СССР выпускал прочные, безопасные и в большом количестве. В отличие от современных, они не были яркими до рези в глазах, но это как раз плюс, ведь заполучить аллергию от тесного общения с плюшевым зайцем было невозможно. Все, кому посчастливилось вырасти в СССР помнят, какой необыкновенной энергетикой обладали игрушки того времени. Они несли некий сакральный смысл, несмотря на всю свою простоту и непритязательность.

Нынешние игрушки для покупателей (особенно маленьких) выглядят более привлекательно, но иной раз мы не можем понять, кто находится перед нами на витрине – приходится искать информацию на ценнике.

Пользуются ли сейчас спросом игрушки СССР, купить которые предлагает вам антикварный магазин «Лавка старины»? Как ни странно, да. За ними охотятся и коллекционеры, и люди, рождение и пора взросления которых пришлась на советский период. Чаще всего, такие приобретения делаются не для детей, а для истории и ради воспоминаний.

До сих пор многие могут найти старые игрушки на своих антресолях и в гаражах, но даже несмотря на это, люди продолжают их искать, находить и покупать. Всё потому, что не всегда становится возможным найти любимую игрушку детства среди сохранившихся сокровищ, или по какой-то причине она оказалась утерянной.

Как и сейчас, раньше особенно любимыми у девочек были куклы, герои мультфильмов и кухонные сервизы. Мальчики не представляли своей жизни без моделек автомобилей, конструкторов, оружия и солдатиков.

Пластмассовые и металлические машинки СССР выпускал в изобилии, их размер мог варьироваться от 7 до 32 см. Бывали и такие механизмы, которыми можно было управлять при помощи педалей и рулевого колеса. Эдакие прототипы велосипедов, только выполненные в виде авто.

Металлические машинки СССР считаются привлекательными даже для мужчин, далеких от коллекционирования. Если в руки к представителю сильного пола попадет одна единственная моделька такого авто, то можно считать, что он уже примкнул к армии собирателей.

Стойкие оловянные солдатики СССР покорили своей прочностью: их нельзя было сломать, можно было только потерять. Но купить их было сложнее, чем пластмассовых воинов. В продаже также присутствовали отлитые из металла средневековые рыцари, представители русских дружин и моряки.

В антикварном магазине «Лавка старины» вы можете свободно купить машинки СССР, без дефицита и очередей. То же самое касается оловянных солдатиков, персонажей из любимых мультфильмов, мягких игрушек и ставших легендарными – дымковских статуэток. Советские игрушки обязательно порадуют тех, кто ценит качество и хочет, хоть на минутку, вернуться в своё беззаботное детство.

Читайте также: