Игрушка курочки клюют зерно история происхождения

Обновлено: 17.05.2024

«Катиться кубарем» – знакомое выражение, но что такое кубарь? А ведь эту игрушку русские дети обожали в течение многих столетий. Были и другие, о которых тоже стоит вспомнить.

Главное, что объединяет все русские народные детские игрушки, – простота и дешевизна изготовления. Эти игрушки делались из подручных материалов и в свободное от тяжелой работы время. А техники изготовления передавались от родителей к детям и были отточены веками. Практически любой отец мог вырезать из дерева сыну – лошадку, а дочери – куклу, которую она потом наряжала в лоскутки материи.

Игрушек в крестьянской избе было немного, так что их берегли. Да и время для игр у крестьянских детей было более ценным – ведь уже с 5-6 лет их начинали привлекать для помощи по дому, прежде всего, для присмотра за маленькими братьями и сестрами. Как раз примерно в пять лет дети уже сами учились делать простейшие игрушки для младших.

Куклы: закрутки, стригушки, няжашки

Русским куклам никогда не рисовали лица и глаза. Как пишет исследователь вопроса Галина Дайн, «безликость народной тряпичной куклы – это явный след анимистических воззрений славян. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил». Лица у кукол появились только к концу XIX века, под влиянием западной городской игрушки. Зато изобретательности в создании разных видов кукол русским было не занимать.

Согласно древним обычаям, как только женщина понимала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куклу-закрутку. Это делалось без иголки, только руками, так как металл считался «опасным» элементом. Она могла быть чисто тряпичной, или наполняться крупой, сеном или шерстью. Еще до родов закрутка укладывалась в подготовленную люльку, а когда младенец рождался, становилась его первой игрушкой-оберегом.

Такую куклу можно было пеленать, наряжать, баюкать. Конечно, со временем кукла обтрепывалась и пачкалась – несложно было ее развязать, постирать и собрать обратно, чему дети постепенно учились сами. Разновидность куклы-закрутки – кукла-няжашка (от слова нежить), собранная из чистых тряпиц, чтобы ребенок мог ее поцеловать без вреда для здоровья.

Куклы-стригушки делались из соломы, часто буквально в поле, чтобы успокоить и развлечь малыша. Ведь маленьких детей, за которыми было некому присмотреть, пока вся семья в поле, приходилось таскать с собой. Дома с ней можно было играть веселее – обряженный в тряпичное платье и обрезанный снизу, этот пучок соломы мог стоять на столе или на полу, а от вибрации – топота или стука – стригушка «танцевала».

Правильно сделанный обрез соломы снизу – полукруглой формы – позволял кукле, не падая, мелкими «шагами» перемещаться по столу, причем танец никогда не повторялся! А собрав вместе нескольких стригушек, можно было устроить целый русский танец.

Стригушек покрупнее ставили между оконными рамами на зиму – солома хорошо впитывала влагу, и рамы не разбухали в оттепель, когда оттаивал иней со стекол. Такие большие стригушки доставались детям только после сезона «службы» между рамами.

Кубарь

Тот самый кубарь – по сути, простой волчок, но к нему в русской традиции прилагался кожаный кнутик, который делал игру с кубарем гораздо увлекательнее. Кубарь вытесывался из цилиндра диаметром от 4 до 8 сантиметров и высотой от 5 до 11 сантиметров. Игрушка была настолько популярна на Руси, что ее находят в самых разных археологических слоях, начиная с X века. В кубарь играли и Вещий Олег, и князь Игорь, и Владимир Красно Солнышко. Можно уверенно говорить о том, что игры с кубарем у древних русичей были одними из самых распространенных.

Кубарь раскручивается руками, а затем подгоняется хлесткими ударами кнутика – от них кубарь подпрыгивает и раскручивается сильнее. Игр с кубарем множество. Веселее всего играть зимой – на льду реки обозначается игровое поле, и два игрока, поочередно хлестая кубарь, пытаются согнать его с поля на сторону соперника. Мастера игры в кубарь могли провести его по «маршруту» с препятствиями или заставить делать сальто в воздухе. Да и выражение «катиться кубарем», конечно, происходит от названия этой игрушки.

Кубарь – это, по сути, русская разновидность бильбоке – развивающей игрушки, тоже состоящей из палки, веревки и шара. Как и кендама (японское бильбоке, игрушка, которую дарили маленьким японцам из знатных семей, будущим воинам), кубарь развивал в русских детях ловкость, подвижность, дух борьбы и состязательности в групповых играх.

Игрушки «с движением»

Русские кинетические игрушки, или игрушки «с движением», как говорили в старину, требовали уже специальных навыков резьбы по дереву и применения пропорций, и делали их артели мастеров-игрушечников. Таких артелей было много, каждая со своим стилем и традициями, но бесспорно самым известным местом, где профессионально делали деревянные игрушки, в том числе кинетические, стали окрестности Сергиева Посада. Промысел стал широко развиваться здесь с начала XIX века, но существовал с незапамятных времен. По преданию, сам святой Сергий Радонежский любил мастерить деревянные игрушки и одаривать ими детишек.

Богородские резчики были столь искусны, что могли сымитировать в дереве фарфоровую статуэтку. Резались игрушки из мягких пород дерева – липы и осины, тех же, из которых делали церковную деревянную мебель, иконостасы и декор. А в этом у местных мастеров был многовековой опыт.

Центром производства игрушек «с движением» было село Богородское, в 30 километрах от Сергиева Посада, где игрушку резали буквально в каждом доме. В отличие от игрушек большинства других артелей, богородские игрушки оставались некрашеными – их смысл был в движении. Посмотрим на самые известные «модели». Прежде всего это «Мужик и медведь», по очереди ударяющие по наковальне, если двигать прямоугольную подставку.

А еще было множество игрушек с подвешенной на нитке деревянной гирькой, вращая которую, можно было заставить стоящих в кругу птиц клевать зерно, косцов – косить траву, и так далее. А самая простая игрушка с такой гирькой – заяц (или солдат) с барабаном.

Игрушки со звуком

Самая известная звуковая игрушка – глиняный соловей, внутрь которого наливали воду. Птичка устроена так, что, подув ей в хвост, можно услышать «соловьиные» трели. Искусствовед Елена Ковычева пишет: «Свист на все лады, напоминавший пение птиц, отпугивал, по мнению наших предков, злые силы». В Вятской губернии даже был весенний праздник – Свистунья, или Свистопляска, в ходе которого дети дудели в глиняных соловьев несколько дней кряду – призывая весну и прогоняя бесов. Эту же функцию исполняли множество разновидностей трещоток, шумелок, фырчалок и погремушек.

Абашевские глиняные игрушки. Пензенские художественно-производственные мастерские. Владимир Федоренко/Sputnik

Абашевские глиняные игрушки. Пензенские художественно-производственные мастерские. Владимир Федоренко/Sputnik

Были, конечно, и разнообразные глиняные свистульки в виде зверей и людей, устроенные по принципу окарины. Существуют и до сих пор дымковская (Вятская губерния), хлудневская (Калужская губерния), абашевская (Пензенская губерния) традиции глиняных игрушек, причем, к примеру, абашевская игрушка явно пронесла через века древние образы сказочных зверей, напоминающие первобытное искусство.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка на сегодняшний день является сувенирной продукцией, отличающейся природным своеобразием, и несущим в себе богатейшую историю северных народов. Название этой игрушки произошло от названия местности в Архангельской области. Город Каргополь и все окружающие его деревни являются настоящей родиной этой удивительной глиняной игрушки. Суровые края, расположенные в дремучих лесах, с непроходимыми топкими болотами вокруг, богатейшие самым доступным материалом – красной глиной, издревле славились талантливыми гончарами.

Северные крестьяне в свободное от сельскохозяйственных работ время и в зимний период, садились за гончарный круг, порою целыми семьями, и работали над созданием глиняных изделий, изготовление которых являлось дополнительным средством к существованию. Известны имена таких талантливых гончаров, как Дружинин И.В. и Бабкина У.И. Музеи в первую очередь приобретали работы мастера Дружинина И.В., его игрушки славились и считались классическими. Бабкина У.И. – это единственный человек, кто в период 50-х годов хранил традиции народного искусства. Благодаря ей на Каргопольскую игрушку вновь было обращено внимание, и в Союзе художников был рассмотрен вопрос о возрождении почти целиком утраченного промысла.

Описание игрушки

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то, что на фигурке присутствовали яркие оттенки, выглядела она приглушенно. Лицо расписывалось довольно условно. Из глины, которая оставалась после изготовления основного изделия, для малолетних детишек крестьяне делали игрушки. В основном это были одиночные фигурки людей с плоскими лицами, с обобщенными деталями одежды и фигуры, напоминающие «каменных баб», а также животных. Все эти творения расписывались при помощи сажи и золы, с применением различных узоров и орнаментов. Жизненный век этих игрушек был недолог, и полного представления об игрушках того периода мы, к сожалению, не имеем.

О Каргопольской игрушке впервые заговорили в начале ХХ столетия. Гончары данного периода передавали свои знания и умения от отца к сыну, от матери к дочери, сохраняя традиции, о которых мы можем судить по их работам. При окрашивании игрушек использовались черные, зеленые, синие, белые, красные цвета. При их росписи использовали древнюю символику - овалы, кресты, колосья, зерна, солнце.

Как играть?

Каргопольскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня каргопольские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

По сей день есть мастера, которые занимаются лепкой Каргопольских игрушек, но они изготовляются уже не из той красной глины, а из разных ее сортов, и раскрашиваются яркими современными красками. Игрушки имеют большое количество отличий от тех первых игрушек, украшенных сажей и смолой, несмотря на то, что современные мастера гончарного дела стараются придерживаться древних обычаев создания игрушки. В настоящее время Каргополь по-прежнему остается центральным городом изготовления игрушек. Опыт многих поколений художников дает нам сегодня возможность погрузиться в сказочный мир народной игрушки.

Производство

Сегодня кроме классических образов широкую популярность снискали многофигурные композиции. Здесь возникает движение и характер, у мастеров появляется желание сделать все так, как в реальной жизни. Гончары установили сюжеты и темы. В своем большинстве это жизнь крестьян, их праздники и будни. Разрабатывается великое многообразие новых сюжетов, которые имеют отношение к праздничным датам, к разным выставкам, мероприятиям, которые проходят в том или ином городе. Сегодня Каргопольскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и лепят Каргопольские игрушки, являются Шевелёва, Журавлева, Митрохина, Полуянова и другие мастера.

Сегодня мы с вами отправимся в рабочий посёлок Богородское, расположенный недалеко от подмосковного города Сергиев Посад, и посетим фабрику старинного местного промысла - богородской игрушки.

Раньше она была во многих детских садах, а заказы на её изготовление поступали даже сверху. Сейчас же Богородской игрушке довольно трудно. Окончательно умереть промыслу не дают мастера, настоящие фанаты своего дела, вынужденные работать за не очень большую зп. Однако работники не унывают: получают истинное наслаждение от своего дела и улыбаются. Нам рассказали забавный случай, как однажды пришёл заказ от одного бизнесмена изготовить в подарок тёще ступу. С намёком)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Промыслу Богородской игрушки около 350 лет. Тогда под контролем Троице-Сергиевой лавры в расположенном недалеко селе Богородское начала развиваться обработка дерева. Вырезали иконостасы, наличники, деревянные скульптуры и игрушки. Позже появилась школа мастеров-резчиков и профессиональная артель, нынешняя фабрика.

Более романтическая версия говорит про крестьянина, детям которого надоело играть с деревянной куклой и они её бросили. Крестьянин отвёз куклу на ярмарку, где ему повезло - игрушку увидел купец и заказал партию. Так и начали жители Богородского заниматься "игрушечным бизнесом".

Изготавливают игрушку из просушенной за 3-5 лет липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Запас сырья. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Запас сырья. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

После просушки дерево отправляется на зарубку. Обрабатывают будущую игрушку вручную или на токарном станке.

Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом обрабатывают инструментами - стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая - готовила ножи и стамески для их изготовления. Сейчас мастера пользуются привозным инструментом или делают его сами.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

У работника с опытом на вырезку одной заготовки тратится 15-20 минут. Впрочем, рабочий день мастера на фабрике короткий - до обеда. Дальше многие идут домой на частную работу или выполнять заказ фабрики.

В месяц по норме положено сдать 130-140 изделий. Порезы и ссадины - обычное дело при работе, но люди не унывают.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Работают здесь. Внутри приятно пахнет деревом.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Один из цехов. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Один из цехов. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Чтобы увидеть дальнейшие стадии изготовления Богородской игрушки, перемещаемся в другое здание рядом.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

После обработки игрушку собирают по частям.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

А это - будущие Карлсоны. Ниже они будут разукрашенными.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Традиционно игрушку не расписывали, но сейчас от этого правила иногда отступают. Получается не хуже:)
Работают гуашью, а после покрывают безвредным масляным лаком.

Раньше на фабрике работало несколько сотен человек. Теперь рабочих становится всё меньше и меньше, некоторые цеха даже пустуют. Говорят, что за 12 лет коллектив уменьшился в 2 раза и сильно постарел.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Однако игрушка до сих пор получается замечательная. Вы только посмотрите, какие крутые Карлсоны!)) Добрые и весёлые!

Игрушка держится в руках, шарик вращается - Карлсон двигает рукой и ест варенье, банку с которым ему ещё не прикрепили.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 2 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 2 фото)

Но ложку уже выдали))

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Есть игрушки и с героями других сказок. Здесь шарик крутится, а бабка с дедом пекут Колобка.

Встречаются разные подвижные сюжеты - кот ловит рыбу, куры клюют зерно. Вообще такая игрушка развивает у ребёнка воображение и руки.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Неокрашенная игрушка часто изображает быт крестьянина, "помогают" которому звери.

Впрочем, сюжетов много, и чем будут заниматься герои, зависит от фантазии мастера. Есть тоже подвижные, как эта - самая известная - "Кузнецы" .

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Так и просто игрушки с животными, в основном с медведями, или панно.

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

В музее при фабрике попадаются композиции на былинные и сказочные темы.

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Вырезают мастера и уникальные вещи, как эти шахматы "Северная война". Пётр и Карл XII со своими королевами.

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Большой проблемой фабрики являются новые кадры. Молодёжь после окончания местного художественного училища или уезжает, или занимается частной резкой. Иначе - трудно выжить. Вот и создаются мастерские на дому. Многим рабочим тоже выгоднее работать дома и получать процент с заказа фабрики. Помогает фабрике также расположенная в Богородском Загорская ГАЭС. Отремонтировали музей и часть помещений, проводят фестивали промыслов, не дают традициям окончательно забыться.

Кроме игрушки мастера фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных.
С сырьем проблем нет. В селе торговцы продают липу с машин. Цены доступные - один кубометр стоит несколько тысяч, а хватит его на год работы.

Кто-то говорит, промысел погубило ещё создание единой фабрики. Изготовление игрушки - дело творческое, и сажать мастера в кабинет на рабочий день, требуя с него месячную норму - издевательство. В таких условиях никто не вспомнит про вдохновение, работать придётся для плана, а не для души. Что-то правдивое в этом есть.

При фабрике есть магазин. Цены - от нескольких сотен рублей, есть выбор. В московских магазинах наверняка будет дороже. Да и вообще, можно ли купить эту игрушку в Москве?

Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!


История артели
Резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, не только в Сергиевом Посаде и Богородском.
В 1913 году резчики Ф.С. Балаев и А.Я.Чушкин в селе Богородском организовали артель, которая дала мастерам экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году артель переобразовалась в «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей с 7 лет мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» становится фабрикой художественной резьбы.

Все, что окружало резчиков - крестьянская жизнь, домашние животные, птицы, сказки – становилось игрушками.


Богородские игрушки делают из липовых чурочек, 4 года сушеных, 4-мя ударами топора колотых, по старинным лекалам кроенных, богородским ножом резаных.


Богородский стиль
Игрушки бывают: резные не крашеные – бельё; токарные расписные; деревянная скульптура. Богородские игрушки подвижные – на планке, на кнопке и на балансе. Простые, продуманные веками конструкции не ломаются в руках маленьких умельцев.
Расписывают игрушки яркими, сочными красками. В росписи нет мелких деталей, потому что эти игрушки для самых маленьких.



“Кузнецы” - игрушка на планке. Работящий, хитроватый мужик и доверчивый медведь, по очереди колотят молотами по наковальне, стоит подвигать планку.


«Курочки» - токарная игрушка на балансе. Покрути шарик на веревочке и курочки по очереди клюют зернышки.
300 лет дети играют “Кузнецами” и “Курочками”.



Обучалось на курсе около 60 человек, 4 группы. Учился 3 года мастерству, вечером ШРМ – рабочая школа молодежи.

Резчиков на фабрике было 250 человек. В 90-е годы фабрика не смогла держать на балансе училище и лет 20 детей не учли. Сейчас обучают, сделали техникум с дневным образованием на 4 года.


"Балерина". Андрей ездил в Иркутск с "Балериной" на конкурс, там она и осталась - купили. Конкурс не выиграли.

Директор на фабрике хороший был – Поздняков Алексей Михайлович. В 90-е открыл курсы, понимал, что без молодежи предприятие умрет. Андрей там преподавал, будущая жена у него училась.

Женился в 93 г., родился сын. Сейчас в армии служит, но специальность уже есть - реставратор художественного метала. "Детей надо заставлять. “Вдруг он не захочет, он у меня …” Если не развивать и не прививать, он и не захочет".

Андрей замечательный хозяин - ремонт в квартире сам, сало солить - сам, нарисовать декорацию к спектаклю, который ставит в детсаду жена Таня - тоже сам. Жена творческий человек, завдетсадом. Ремонт вместе сделали, мебель вместе выбирали, обедают дома - вместе.


Фотография декорации Андрея Чернова к спектаклю по сказкам А.С.Пушкина. Чтоб все дети ходили в такие садики!

Читайте также: