Игрушка лабиринт для какого возраста

Обновлено: 11.05.2024

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей - одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

А. В. Запорожец считал: «Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития. Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы. [2]

«Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребёнок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать», считает В. С. Мухина. [6]

Необходимо развивать мышление ребенка, нужно научить его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, но следует помнить, что механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей.

Обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать стихию ребенка - игру.

Одной из главных задач в моей работе по развитию психических процессов является задача по развитию мышления и интеллектуальных способностей детей.

Особую роль имеет создание развивающей среды, которая учитывает потребности каждого ребёнка. Я приобрела много развивающих игр для детей, игры-головоломки, игры математического моделирования, такие как: «Листик», «Сложи узор», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Головоломка Пифагора», «Волшебный круг», «Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный квадрат».

Игры-головоломки — это непростые, трудноразрешимые задачи, для решения которых требуется нестандартный подход, изменение «стереотипа мышления». А так, как у детей мышление находится в стадии формирования, головоломки поддаются детям достаточно легко и вызывают интерес, искреннее удивление, азарт и желание идти до конца.

Игры - головоломки развивают :

Конструктивное мышление;

Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

С 2017 года наш детский сад был базой для работы муниципальной творческой группы по логико-математическому развитию дошкольников через использование универсального игрового пособия «Логико-Малыш» по формированию логического мышления дошкольников. При помощи планшетов «Логико – малыш» мы систематизируем знания детей по математике, развитию речи, познавательному и экологическому развитию, бытовой культуре и безопасности, по коррекции психических процессов через действия с игровыми карточками и планшетом.

Пособие «Логико – Малыш» позволяет:

• Быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей.

• В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

• Комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь.

Также в своей работе я использую Лабиринты.

Лабиринт – это одна из разновидностей головоломок, придуманных человеком очень и очень давно. Разгадывание лабиринтов – занятие, которое любят многие дети. Лабиринты очень интересны, увлекательны.

Лабиринты принадлежат к тем видам игрушек, которые способны удерживать внимание детей различного возраста максимально долго, необходимо лишь подобрать лабиринт, соответствующий уровню развития ребенка. Такой неподдельный интерес детей к играм-лабиринтам обусловлен, в первую очередь, тем, что всем им нравится искать выход из «необычной ситуации», а также менять ход событий на свое усмотрение.

Существует много разновидностей лабиринтов :

• Лабиринты с закрепленными деталями. Эта игрушка предназначена для самых маленьких исследователей и представлена в виде пластиковой или деревянной основы, на которой закреплены металлические прутья, имеющие замкнутый круг. На таких прутьях располагаются разноцветные движущиеся детали.

• Конструкторы. Эта игрушка уже более сложная, поскольку требует от малыша собрать лабиринт таким образом, чтобы по нему можно было беспрепятственно прокатить шарик. Не рекомендуется давать такие игрушки малышам до 3 лет, поскольку они содержат большое количество мелких деталей.

• В виде настольных игр. Такая игрушка сможет увлечь не только одного ребенка 5-6 лет, но и компанию его друзей.

• Лабиринты, нарисованные на страницах печатных изданий. В ходе такой игры ребенку может быть предложено собрать определенное слово, число, провести сказочного героя к цели, нарисовать изображение и многое другое.

Игры - лабиринты помогают детям научиться логически, прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты.

Опыт моей работы показывает, что с помощью несложных игр и игровых упражнений можно развивать наблюдательность и глазомер, образное мышление, зрительно-пространственную память, сформировать координацию движений руки и глаза, развивать тонкую моторику кисти руки, умение ориентироваться на плоскостях разной величины.

Прохождение лабиринтов способствует развитию умения сосредотачиваться, находить верный путь, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. Работа с лабиринтами способствует улучшению качества произвольного внимания у детей : постепенно увеличивает его объём, улучшает его распределение, переключение, устойчивость.

Лабиринты можно включать в занятия или использовать в свободной деятельности детей.

Существует определенная методика работы с лабиринтом :

- сначала объясняем сюжетную основу с помощью вопросов, или выдвигаем проблемную ситуацию, которую надо решить,

- предлагаю внимательно рассмотреть картинку-лабиринт.

- После этого совершаем первое путешествие по лабиринту – взглядом, пальцем.

В своей работе я использую лабиринты Воскобовича ( я их немного модернизирую: заменяю буквы на цифры или предметы по лексическим темам, можно использовать различных героев).

Детям настолько нравятся лабиринты, что они просят ещё и ещё.

Такая, казалось бы, обычная игра хорошо развивает упорство и терпение. Это можно даже заметить по поведению ребенка в процессе игры - насколько быстро он сдается или начинает нервничать, если не находит выход из лабиринта. Чем нетерпеливее ведет себя ребенок в игре, тем чаще необходимо привлекать его к подобным играм, шаг за шагом вырабатывая терпение и спокойное восприятие сложных ситуаций. Таким образом, лабиринты для детей отлично дополняют любое развивающее занятие.

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Ко Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ

Ко Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ Ко Дню головоломок на МААМ. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ Головоломки – один.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Ковтун Татьяна Анатольевна

Лабиринт, будь он на бумаге или же в виде игрушки — это головоломка и развлечение одновременно. Самые маленькие дети с удовольствием просто перебирают бусины и брусочки лабиринтов, не понимая, куда и что нужно переместить. Дети постарше увлечённо доставляют бусинки красного цвета в один пункт назначения, а зелёного — в другой. Становясь ещё старше, они начинают интересоваться головоломками на бумаге, где нужно привести зайца к морковке, выяснить, кого же поймал мальчик на удочку или провести колобка к бабушке с дедушкой, выстроив дорожку из элементов паззла так, чтобы не встретиться по дороге с лисой и волком.

Лабиринт — головоломка с различными вариантами сложности. Цель лабиринта — найти дорогу от входа до выхода.

На первый взгляд может показаться, что это просто занимательная игра, способ провести время. Но на самом деле лабиринты учат ребенка анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, то есть мыслить смело, креативно и, вместе с тем, рационально.


Итак, какие же лабиринты бывают?

Лабиринт для пальчиков.

Эта развивающая игрушка предназначена для детей от 8 – 9 месяцев. Обычно она выглядит как хитросплетение прутиков, закрепленных на деревянной основе. На прутиках есть бусины, шарики или фигурки животных и транспорта. Как правило, лабиринт тематический: нужно отвести автобус в депо, состыковать бусины по цвету или составить сюжет сказки, выстроив фигурки в определенной последовательности.

Что развивает?

  • мелкую моторику, т. е. тонкие осмысленные движения пальцами и кистью руки, следовательно — готовит руку к письму;
  • координацию движений, т. е. точность движений рук;
  • способности к ориентации в пространстве, на практике знакомит ребенка с понятиями «вверх», «вниз» и др.

Лабиринты-проводилки (лабиринты-раскраски).

Рекомендуется подмечать, как именно ребенок проходит лабиринты, чем он руководствуется: считывает картинку целиком или наугад? Если второй вариант, то нужно вернуться на предыдущий этап — к объёмным лабиринтам.

Для того, чтобы навыки малыша совершенствовались, нужно каждый последующий лабиринт делать немного сложнее предыдущего.

Играя в них, малыш лучше осмыслит стоящую перед ним задачу, только родители должны ему в этом помочь. Мышление и воображение ребенка будут развиваться. Накопленный опыт он сможет применить и к бумажным лабиринтам.

Многие психологи отмечают, что иногда полезно устраивать соревнования между детьми или со взрослым, проходя лабиринты на скорость: кто быстрее? Но учтите, что конкуренция бывает здоровой только в том случае, если она имеет шуточную форму и не задевает самооценку малыша. Тогда она подстёгивает скорость мышления.


Лабиринты-пазлы.

Это самый интересный вид головоломки, рассчитанный на детей от 4 – 5 лет. Как правило, представляет собой книжку с заданиями и магнитными паззлами с элементами лабиринта или настольную игру. Иногда выполняется в виде пятнашек. Здесь уже недостаточно найти вход и выход. К такому лабиринту прилагается книжка с заданиями разного уровня сложности. В одном месте нужно выстроить дорогу так, чтобы можно было достать сокровища, не переходя мост, в следующем случае нужно пройти под пальмой, но не по мосту и т. д.

Что может быть прекраснее ребенка, который сидит и увлеченно решает лабиринты? Только осознание того, что эта игра готовит его в будущем решать сложные задачи и выходить из сложной ситуации победителем, несмотря ни на что.

Современные дети привыкли к технике. Некоторые даже называют их "кнопочное поколение", имея в виду, что привычка нажимать на кнопки теперь формируется с самого раннего возраста. В результате мыслит ребенок по-другому, иначе воспринимает окружающую действительность и школьные предметы.

лабиринты для детей

Многие игры, загадки и ребусы, которые с легкостью разгадывались детьми несколько десятков лет назад, сейчас вызывают трудности. Детские увлечения, актуальные в середине 20 века или даже в конце его, сейчас не понятны детям. Даже мультфильмы они смотрят другие.

Вечная головоломка

Одной из немногих забав, которые не потеряли своей привлекательности, являются игровые лабиринты.

Лабиринт – одна из самых древних головоломок человечества. Первый лабиринт был по преданию построен для того, чтобы скрыть минотавра от окружающих. С тех пор они строились во многих парках и садах.

игры лабиринты для детей

Интересно провести через лабиринт сказочного героя, используя ручку. С такими заданиями продаются многие развивающие и развлекательные книжки. Игры-лабиринты для детей очень полезны. Они развивают одновременно несколько качеств, которые будут нужны для учебы. Это и память, и внимательность, и предвидение последствий своих действий. Чтобы пройти через достойный лабиринт, придется проявить усидчивость и терпение. Эти качества в школе очень важны.

Есть ведь еще и лабиринты с маленькими шариками, которые надо довести до нужного места правильным наклоном игрушки. Настольные игры на основе запутанных путей и дорог пользуются неизменным спросом.

Есть любители посидеть с головоломкой в тихом месте. Лабиринты для детей с проблемами в общении – возможность расслабиться и отдохнуть.

Но такое понятие, как лабиринт, существует не только на бумаге. Они установлены в некоторых парках - как аттракцион. Конечно, это не испытание на выживание, как в известной книге про Гарри Поттера, а простые лабиринты для детей, сделанные из досок или низкого кустарника.

Есть и другая модификация. Это специальные игровые лабиринты, которые именуются также мягкими детскими площадками. Обычно в замкнутом пространстве такой площадки есть бассейн с шариками, небольшие горки, лестницы и качели. На такую мягкую площадку надо купить билет и там можно лазать полчаса или час.

Чем же притягательны лабиринты для детей?

Прежде всего, любой лабиринт - это игра пространства. Человек путается в нем потому, что один и тот же проход или коридор он в разных ситуациях видит по-разному. А так как дети осознают пространство вокруг себя, экспериментируют с ним, для них это очень актуально. Особенно такие пространственные эксперименты нужны мальчикам.

игровые лабиринты

Они учатся ориентироваться на местности, развивают участки мозга, которые ответственны за это. У мальчиков умение ориентироваться заложено генетически точно так же, как у девочек умение общаться с малышами.

Среди множества современных развлечений лабиринты, пожалуй, единственные приносят пользу.

Лабиринты предлагают маленьким детишкам, в тетрадях и игрушках они присутствуют в жизни малыша с трех лет. Лабиринты используются для подготовки к школе и для релаксации во взрослом возрасте. Поистине, это вечная головоломка!

Почти во всех развивающих книжках для дошкольников вы встретите лабиринты разной сложности. К сожалению, многие их считают лишь развлекательным элементом, поэтому не заостряют на этих заданиях особое внимание. На самом деле пользы от этих упражнений намного больше, чем кажется, особенно для дошкольников. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Какие умения и навыки формируют лабиринты

1. Любой лабиринт, это прежде всего план. Поэтому ребенок учится работать с планом .

2. Чтобы пройти лабиринт – нужно расширить свое поле зрения , то есть научиться видеть не кусочек лабиринта, а весь лабиринт. Решая лабиринты, постепенно ребенок этому учится. А это умение, в свою очередь, необходимо при формировании навыка чтения.

3. Решая лабиринт, ребенок учится прогнозировать свои действия : что будет, если я пойду по этой дорожке, а что, если по той?

4. Есть типы лабиринтов, где дорожка образует петлю или пересечения, как запутанная верёвочка. Тренируя умение проходить такие лабиринты, не нарушая правила прохождения по дорожке, ребенок развивает пространственное мышление , так как ему необходимо определить на плоском рисунке, какая часть дорожки лежит снизу, а какая наложена сверху.

5. При решении лабиринта ребенок тренирует свое произвольное внимание , так как ему приходится в голове удерживать сразу несколько вариантов решения, выбирая из возможных правильное.

6. При прохождении лабиринта ребенок или проводит по дорожке пальчиком или рисует свой вариант, что положительно сказывается на его формирование тонкой моторики руки , ведь при этом он не только ограничен шириной дорожки, но и должен довести сою линию в намеченное им место.

7. С психологической точки зрения ребенок при прохождении лабиринта получает опыт преодоления препятствий для достижения цели , что положительно сказывается на формирование у него более высокого уровня притязаний.

Аргументов вполне достаточно, чтобы обратить свое внимание на важность данного умения для дошкольника. Остановимся теперь на вопросе, в каком возрасте какие типы лабиринтов следует предлагать ребенку и как это правильно делать.

Младший возраст

Вы, наверное, видели в интернете, как некоторые любители хомяков и мышей выстраивают из кубиков или кусочков картона лабиринты для своих питомцев. Такие лабиринты вполне подойдут и малышам. Из них нужно просто искать выход, и у них нет никаких дорожек с наложениями. Можно в центр такого лабиринта поставить машинку и попросить малыша «выехать» из него.

Лабиринт на бумаге можно скачать из интернета или нарисовать самим. Ребенку будет еще интереснее выполнять задание, если герой должен не просто найти выход, но и не попасться кому-то в лапы. Например, кузнечик должен убежать от лягушек. Для этого на некоторых дорожках следует нарисовать лягушек. Взрослому такой лабиринт кажется совсем легким, но поле зрения у малышей пока еще очень маленькое, и вы увидите, как малыш будет «доходить» прямо до лягушки, ужасаясь этому факту, а потом возвращаться на исходное место, чтобы попробовать новый путь. Двух-трехлетним малышам очень нравятся такие лабиринты.

Средний возраст

Чтобы четырехлетние дети научились правильно проходить лабиринты с наложением дорожек лучше сначала потренироваться с веревочкой. Для этого раздобудьте бельевую веревку и разложите ее на полу в виде извилистой дорожки. Скажите: «Ты будешь ходить по верёвочке, как мышка ходит в своей норке под землей». Затем выложите веревку в виде петли и предложите пройти всю веревочку от начала до конца. Проследите, чтобы ребенок прошел правильно петлю, в противном случае объясните, что мышка в норке должна идти только туда, куда ее ведет веревочка. Далее вы приподнимаете слегка часть веревочки, чтобы ребенок увидел куда «ведет» веревочка.

Приподнимите часть веревочки, если ребенок выбрал неверный путь. Так ребенок увидит куда надо идти, чтобы не нарушать последовательность

Приподнимите часть веревочки, если ребенок выбрал неверный путь. Так ребенок увидит куда надо идти, чтобы не нарушать последовательность

Когда ребенок научится выполнять это упражнение, ему можно предложить напечатанные лабиринты с наложением дорожек (их можно найти в интернете и распечатать), для начала подбирайте попроще. И если ребенок все же испытывает затруднения при прохождении, нарисуйте в трудных местах «мостики». Постепенно переходите к более сложным вариантам.

Л. С. Выготский говорил: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления».

Наиболее эффективным приемом в формировании логического мышления и произвольного внимания дошкольников, является развивающая игра головоломка –«Лабиринт»

Игры - головоломки развивают:

Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

Прохождение лабиринтов способствует развитию умения сосредотачиваться, находить верный путь, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. Работа с лабиринтами способствует улучшению качества произвольного внимания у детей: постепенно увеличивает его объём, улучшает его распределение, переключение, устойчивость.

Существует определенная методика работы с лабиринтом:

• сначала объясняем сюжетную основу с помощью вопросов, или выдвигаем проблемную ситуацию, которую надо решить,

• предлагаю внимательно рассмотреть картинку-лабиринт.

• после этого совершаем первое путешествие по лабиринту – взглядом, пальцем.

Лабиринты для девочек

Лабиринты для мальчиков

Игры в лабиринты очень нравятся детям. Распечатайте шаблон и играйте с ребенком. Можно еще и заламинировать лабиринт и тогда в него можно будет играть много раз!

Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста

Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Развивающая игра- головоломка, предназначенная для стимуляции работы.

Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик»

Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик» Правила игры для «Волшебный Ежик». Возраст: 2-4 года. Количество играющих: 1-2 человека Оборудование: Ежик, 5 конусов разного цвета.

Развивающая настольная игра «Головоломка-лабиринт» своими руками из коктейльных трубочек

Развивающая настольная игра «Головоломка-лабиринт» своими руками из коктейльных трубочек Изготовление данного пособия будет интересно для педагогов дошкольного, дополнительного образования, родителей детей. Назначение: развивающая.

Читайте также: