Игрушка на нитке название

Обновлено: 27.04.2024

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от франц. marionnette, первоначально ≈ название небольших фигурок девы Марии в средневековых мистериях, разыгрывавшихся куклами), одна из разновидностей театральных кукол. Особенность М. в том, что она повторяет анатомию человека и приводится в движение .

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
МАРИОНЕТКА (франц. marionnette) разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. В переносном смысле - человек, правительство, государство, являющиеся послушным орудием в чужих руках.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей. Театр марионеток. перен. Человек, действующий по чужой воле, полностью ей подчиняющийся. М. в руках политикана. прил. марионеточный, -ая, -ое (к 1 знач.). М. театр.

Примеры употребления слова марионетка в литературе.

Плюс звено истребителей - три самолета, три пилота, - тусклым голосом поправил его Адамян, повернулся через правое плечо, двигаясь, как скверно сделанная марионетка, и ушел в калитку.

Мы остановились около кукольного балаганчика посмотреть на марионеток и на зрителей - тут были только детишки.

Извините, но мне не хотелось бы быть просто марионеткой в балаганчике извращений Алана Стюарта.

Демичева, и все литературные марионетки, а какие поживей и неприспособленней, вроде Воронкова, кинулись перед нею и хвостом промести.

Если к индюшке, сидящей на гнезде, подтягивать на нитке, как марионетку, натурально сделанное чучело индюшонка, то она клюет его точно так же, как глухая.

Подле всех дверей раздавались крикливые голоса, расхваливавшие косморамы, виды Константинополя, театр марионеток, автоматов, играющих в шахматы, собак, умеющих отличать первых красавиц.

игрушка йо йо

Йо-йо – классическая игрушка, известная еще с древности. Ее создали в античную эпоху 2500 лет назад. С тех пор она сильно изменилась, и теперь представляет собой две симметричные половинки, которые соединены осью, с закрепленной веревкой. Можно играть с игрушкой йо йо в разных стилях и показывать трюки, все зависит от ее вариации.

Выберите подходящую игрушку

Она имеет свои характеристики и для игры выбирается благодаря им.

Материал

Для изготовления используют пластик, композит, металл.

  • Пластик применяется в самых дешевых игрушках, которые рассчитаны на детские развлечения. Такие йо-йо доступны широкому кругу потребителей и подходят любителям. Они хорошо раскупаются благодаря небольшому весу, яркой цветовой гамме, красочным рисункам.
  • Композитные сделаны из достаточно плотной пластмассы с вкраплениями других веществ. Иногда некоторые части изготавливаются из легких сплавов. Такие игрушки применяются опытными пользователями и профессионалами. После запуска дольше продолжают двигаться, так что подходят для выполнения сложных трюков.
  • Алюминиевые подходят профессиональным спортсменам. Они имеют высокий вращательный момент. Для выполнения трюков с таким йо-йо необходимо выучить определенные движения. По цене обойдутся дороже, чем предыдущие варианты.

Начинать тренировки лучше с пластиковой игрушки, чтобы освоить азы нового для вас увлечения. Когда поймете основы, можно приобрести более серьезный инструмент.

Форма

  • Классический (империал). В отличие от предыдущего, тип этих йо-йо выгнут наружу, а промежуток маленький. Используется в трюках, в которых игрушка летает по эллиптической траектории, в частности для лупинга.
  • Бабочка. Если взглянуть на игрушку сбоку, видно большое расстояние промеж дисков, называемое гэп. А сами половинки имеют гиперболический вид, вогнутый внутрь.
  • Оффстринг – необычная модель, в которой веревка не закреплена на игрушке. Да и по размерам он намного больше обычного йо йо – в диаметре может достигать 20 см. Используется профессиональными игроками для выполнения трюков в стиле оффстринг.

Для начала потренируйтесь с игрушкой классической формы, затем можно попробовать выполнять трюки с бабочкой.

Конструкция

  • Разборная. Диски снимаются с оси, на которую нанесена резьба. Применяется более массово, так как сломанные детали могут быть заменены.
  • Неразборная. Все детали между собой соединены или склеены.

Лучше отдать предпочтение первому варианту, чтобы можно было починить йо йо, если она пострадает во время тренировок.

Как играть с игрушкой йо йо

Прежде чем играть с игрушкой йо-йо, нужно правильно накрутить веревку. Один ее конец завязан в петлю для пальца, другой обвязан вокруг центра. Для подготовки игрушки нужно:

  1. Возьмите корпус игрушки в недоминирующую руку. Указательный палец расположите поперек игрушки, чтоб он проходил над центром.
  2. Сделайте один оборот нити вокруг йо йо так, чтобы она прошла поверх пальца.
  3. Следующие три оборота нити проведите под пальцем, закладывая ее в пространство между половинками игрушки. В итоге петля, созданная первым витком, должна закрепиться.
  4. Уберите палец из созданной петельки, и накрутите остатки веревки обычным способом вокруг оси.

При намотке всей веревки она легко прокручивается на месте соединения половинок. Именно чтобы этого не произошло и нужно создать эту петлю, которая самоуничтожится при первом же броске.

Еще одно название йо-йо – «чёртик на верёвочке», которого нужно приручить и научить выполнять разные трюки.

Классическая игра

Дети и любители играют с игрушкой самым простым способом, который не требует особой ловкости или умений. Двух-трех раз будет достаточно, чтобы понять основы взаимодействия с устройством:

  1. Для того чтобы начать, нужно надеть петлю на указательный или средний палец. Лучше всего расположить нить около первого сустава, чтобы было проще управлять движением игрушки.
  2. Возьмите чертика в руку и резко бросьте вниз, как будто мячик. Игрушка побежит по веревке вниз.
  3. Дождавшись, когда шнурок размотается, слегка дерните йо йо вверх, чтобы создать обратное движение. Тогда бечевка начнет снова наматываться на стержень и корпус станет подниматься обратно к руке.
  4. Поймайте диск, когда он поднимется. Если все сделано правильно, рукой даже не придется двигать – чертик просто вернется в «гнездо».
  5. Продолжайте отталкивать и ловить игрушку, чтобы разучить основное движение.

Новичкам бывает трудно осуществить процесс с первого раза, и поднять йо-йо вверх. Но через несколько попыток вы поймете принцип и сможете наслаждаться расслабляющей игрушкой.

Стили игры

За всю историю существования йо-йо были придуманы самые разные виды игры, интересные трюки, прописаны инструкции по их выполнению. Простого «вверх-вниз» уже недостаточно, чтобы полностью насладиться игрой.

Изучите и другие стили игры:

  • Лупинг (цикличность). Игрушкой совершают постоянные круговые движения, не останавливаясь и не беря ее в руку, а после подъема сразу снова опуская. Такой вид броска носит название «луп».

  • Фрихэнд (с англ. свободная рука). Петля не одевается на палец, к ней привязывают противовес. К примеру, маленький игральный кубик, с просверленной дырочкой, или небольшой шарик. Для выполнения трюков бросают йо йо или противовес вокруг какой-то оси (руки или нитки), чтобы они закручивались и вращались вокруг. Лучше всего подходят игрушки, сделанные из пластика или дерева, так как они более легкие и подвижные.

  • Стринг (от англ.- нитка). Трюки, во время которых йо-йо засыпает, то есть свободно вращается внутри петли, находящейся на стержне, а затем обязательно возвращается в руку. Для этого стиля чаще всего используют игрушку с формой бабочки.

  • Дабл стринг. Если хотите удивить своих друзей, научитесь этому удивительному стилю. На одной веревке подбрасываются одновременно два йо-йо. Требует особой ловкости и подготовки.
  • Оффстринг – полностью соответствует своему названию «без нитки». Дьяболо (еще одно прозвище йо йо) не вдевают в петлю. Вместо этого берут в руки два конца шнура и кладут чертика на нее между дисками, чтобы он свободно катался по бечевке. Так же его подбрасывают вверх, подталкивая веревочкой, не касаясь рук. Часто для такой забавы приобретают достаточно внушительное йо-йо, в поперечнике до 20 см. А если игрушка еще и светящаяся, то ее движения привлекают внимание зрителей. Иногда веревку закрепляют на специальные палочки и управляют движением игрушки с их помощью.

Последовательно осваивайте разные стили, начиная от простых и постепенно усложняя. Со временем можно перейти к серьезным трюкам, которые требуют особой сноровки.

Как выполнять трюки

Когда вы научитесь простой игре с игрушкой и разберетесь в существующих стилях, появится желание сделать что-то посложнее. Придумано огромное количество разных трюков с этой игрушкой, и несколько интересных вариантов рассмотрим ниже.

Слипинг

Устройство «чертика на веревочке» основано на физике. Оно работает как маятник Максвелла, все время возвращаясь обратно. Поэтому основной частью игры считается слипинг: когда игрушка не поднимается обратно, а долго вращается внизу веревки. Чем дольше она там остается, тем лучше.

Изучим, как совершить слип:

  1. Наденьте петлю на палец, поставьте йо йо стоя на ладонь и придерживайте пальцами.
  2. Согните руку в локте, как культурист, подведите ее к уху.
  3. Распрямите руку, прикладывая максимальную силу, чтобы скатить игрушку с ладони. Нить при этом проходит через палец, на котором находится петелька.
  4. Вернуть в обратное положение дьяволенка можно обычным способом, потянуть нить слегка вверх.

Рука при этом не должна дергаться, сохраняйте стабильное положение, иначе игрушка вернется обратно. Посмотрите как правильно двигать рукой в видео ниже.

Выгуливание собачки

Основой является слип, так что сначала нужно научиться первому трюку. В этом варианте игрушка резко отпускается к земле, и когда она продолжает крутиться, движением руки направьте ее вперед по земле. Йо йо последует за траекторией и будет двигаться по земле перед вами, как будто собачка. Просто следуйте за ней и в нужный момент дерните за нитку, чтобы вернуть ее в руку.

При выполнении рывка игрушка начнет покачиваться. Сначала в таком случае ее стоит задержать на несколько секунд и попытаться остановить раскачивание, уже потом гулять с собакой.

Тренируйтесь на твердом полу, так как на мягких поверхностях запустить собачку будет сложнее.

Крипер

Другое название трюка – таракашка. Очень схож с предыдущим по выполнению, но в отличие от собачки, которая идет вперед, таракан должен бежать назад, обратно к руке.

  1. Выполните трюк слипинг, чтобы перевести игрушку в спящее положение.
  2. Качните игрушку вперед, как при запуске собачки, чтобы игрушка обогнала вас.
  3. Присядьте и поставьте руку так, чтобы нить была параллельна полу.
  4. Когда йо йо отойдет на максимальное расстояние, нитка натянется и легким движением руки вы заставите ее прыгнуть обратно вам в руку.

Можно приступать к выполнению стоя или сразу присев на корточки.

Пас вперед

Такой трюк поможет перейти к лупингу. Бросок производится не вниз, а перед собой.

  1. Возьмите чертика в руку, опустите ее вдоль тела, как будто спокойно стоите с опущенной назад ладонью.
  2. Резко вскиньте кисть вперед и вверх, отпуская йо-йо, и оно полетит горизонтально полу.
  3. После полной размотки шнура, поверните ладонь вперед и дерните на себя. Игрушка вернется в руку.

Для того, чтобы трюк получился, совершают не резкие, а колебательные движения.

Вокруг света

Принцип выполнения тот же, что и «пас вперед», но при этом трюке игрушка проходит всю окружность вокруг вас.

  1. Сначала выполните «пас вперед» по инструкции выше.
  2. При полной раскрутке, когда йо йо будет примерно на уровне груди, переверните ладонь вверх и направьте ее вверх. Следуя за вашим движением, игрушка уйдет вверх, потом за спину и вновь вперед. Если смотреть со стороны, то она опишет полный круг.
  3. Когда она окажется в точке напротив вас, слегка дерните нить и верните йо йо в руку.

Боковой бросок Breakway

Этот трюк сочетает в себе элементы слипинга и «вокруг света», так что перед его выполнением стоит освоить их.

  1. Согните руку в локте, как для слипа, но локоть должен смотреть не прямо, а вбок.
  2. С усилием быстрым движением руки скатите игрушку с ладони, чтобы она двигалась в сторону.
  3. Когда нить полностью размотается, сделайте поворот руки как при выполнении «вокруг света», но перед собой.
  4. Подтяните йо йо к себе, когда он пройдет полукруг до плеча.

Он является важной деталью для исполнения многих сложных трюков, так что полезно ему научиться.

Советы новичкам от профессионалов

  1. Проверяйте состояние йо-йо каждый день, особенно если у вас разборная модель. Очень часто шнур перетирается или разбалтываются детали.
  2. Старайтесь не ронять устройство. Внутри находится самая нужная вещь – подшипник, помогающий совершать вращение. При ударе об пол он часто ломается.
  3. Собирая разборного чертика не затягивайте чрезмерно половинки, чтобы не повредить резьбу или стержень. Это нарушит характеристики.
  4. Для поддержания подшипника в хорошем состоянии, его необходимо время от времени смазывать.
  5. Чтобы тренировки проходили успешнее и не было мозолей на руках, используйте специальные перчатки.
  6. Длина нити должна быть от пола до вашего пупка, не больше. Размотайте полностью катушку, положите ее между ног и обрежьте веревку на уровне пупка. Завяжите петельку.

Еще больше трюков можно найти в видео, где профессионалы делятся своими знаниями

Вы не сможете сразу научиться играть с игрушкой йо йо, как профессионал, не стоит требовать от себя слишком многого. С виду все трюки выглядят очень простыми, но для их грамотного выполнения нужно тренироваться. Развивайте координацию, контролируйте силу и скорость движений, ловкость, и скоро у вас начнет получаться.


В середине 90-х, когда я был в средней школе, трава была зеленее, игрушки деревянней, а йо-йо только начали появляться и были уделом избранных. Остальные, кому хотелось что-то покрутить, изготавливали нехитрые конструкции из пуговицы и протянутой через ее отверстия капроновой нити со связанными концами. Пуговица закручивалась на нити, а потом, контролируя инерцию, можно было ее крутить, сколько угодно долго. В общем, кто помнит, тот поймет. Кто не понял — под катом есть видео, где все это показано наглядно.
Если верить теории, что люди всегда ностальгирую по периоду примерно 30-летней давности, то через два месяца начнется ностальгия по 90-м. Прощайте, “Первому игроку приготовиться”, “Очень странные дела”, новая экранизация “Оно” и т. д. Те, кто росли в 90-е будут задавать стиль)))
В общем, пора запасаться фишками из 90-х. О современной инкарнации одной из них — дальше.
Лота, по которому я делал заказ, уже не существует. Поэтому ссылку дал на почти самый дешевый вариант.

Вот, как это выглядело в моё время.

Кстати, дальнейшим развитием идеи было использование вместо пуговицы двух продырявленных пробок от бутылок с водой. Некоторые экстремалы по периметру в пробки вставлял мелкие гвозди — получалась грозная “циркулярка”.
Вот, во что эволюционировала наша “вертушка” теперь.


По приходу игрушка была упакована в простой кулечек с липкой полоской, нитка и пластиковые кольца для удобного удержания были отдельно.


Вся сборка заключалась в том, чтобы протянуть нить в одно отверстие вертушки, нанизать на нее одно кольцо, протянуть через второе отверстие, нанизать второе кольцо и связать концы нити.
Общий вид. Длина всей конструкции 44 см.


Диаметр непосредственно вертушки — почти 7 см. Вес 10 грамм.




Основная часть изготовлена из красного прозрачного пластика и похожа на разжиревший значок “мерседеса”.
По периметру обода сделаны 6 отверстий.


Они предназначены для создания “звуковых эффектов” — во время вращения через них проходит воздух, и получается свист. Чем выше скорость вращения, тем свит громче, а тональность выше.
По этой же фотографии можно оценить толщину пластика и качество сборки — кое-где торчит облой, а половинки вертушки соединены не ровно. С другой стороны, а чего мы хотели.
В центральном утолщении спрятаны светодиод, три батарейки-таблетки и пружинный контакт, который замыкается от центробежной силы во время вращения и зажигает светодиод.


Процесс запуска такой игрушки вы видели на видео выше — закручиваем нитку, а дальше, растягивая и отпуская концы, контролируем инерцию вертушки. Все просто. Не получится с первого раза, со второго точно все выйдет.

Игрушка примитивная, изготовлена слегка небрежно, но лично у меня вызвала кучу теплых эмоций.
Понравится детям и ностальгирующим по 90-м. Т.е. с 00:00:01 01.01.2020 — тупо всем)))

Куклы-марионетки

Самые первые куклы появились в древнем Египте и древней Греции. Именно там впервые появилась подвижная фигура, она использовалась в качестве главного участника религиозных обрядов. Обычно в виде кукол изображались боги и духи, в честь которых и совершались ритуальные действия. Изначально у таких кукол двигалась только голова, которая как бы осматривала всех присутствующих; черты лица были различными – улыбающиеся или, наоборот, разгневанные. Такие изобретения трудно было назвать куклами в том смысле, к которому привыкли мы с вами, это были огромные статуи. Но, тем не менее, именно они послужили прообразами марионеток. Уже тогда люди стали создавать уменьшенные копии, которые имитировали движения человека. Со временем способности и возможности кукол только расширялись. У них уже двигалась не только голова, но ещё руки и ноги, даже глаза и челюсть стали подвижными. Благодаря этому, марионетки умели стоять, ходить, сидеть, кушать, выполнять иные движения и жесты.

Таких кукол часто использовали на праздниках и застольях для увеселения гостей. Чуть позже куклы-марионетки поселились практически в каждом доме и становились любимой игрушкой для детей. Древнегреческие деятели Дедал, Архимед, Эвдоксий и другие придумывали и всё более усовершенствовали сложные механизмы, которые располагались внутри тела куклы и создавали иллюзию движений живого существа. В те времена кукол изготавливали из дерева, металла или слоновой кости. Некоторые куклы были настолько сложны и тяжелы, что могли управляться несколькими десятками человек. Маленькие куклы, которые изготавливали специально для игр детям, создавали из тех же материалов, соединяя части туловища проволокой с помощью крючков и колечек.

В Древнем Риме в каждом богатом доме был свой собственный кукольный театр – большая коллекция кукол-марионеток. Фигурки одевали в нарядные одежды, рассаживали в различных позах. Чаще всего свою коллекцию знатные римляне размещали в фойе своего дома, чтобы каждый входящий смог увидеть вкус и достаток хозяев дома. На улицах древнеримских городов бродячие артисты показывали представления с участием кукол-марионеток. Артисты играли на музыкальных инструментах, а марионетки подтанцовывали в такт музыке, кланялись и приближались к публике, чтобы получить вознаграждение за свои выступления. Из-за повсеместного распространения, артистам приходилось постоянно усложнять и совершенствовать своих кукол, нанимать дополнительных людей, так появились первые кукольные театры. Чаще всего зрители могли увидеть короткие сатирические сценки и пантомимы, где высмеивались социальные и политические проблемы.

Куколка-марионетка имеет одну очень важную особенность, которая отличает её от других игрушек. Марионетка – это именно театральная игрушка, которая несколько тысячелетий прожила на сцене. Самые искусные мастера по изготовлению марионеток были в Италии, поэтому именно Италия является родоначальником марионеток, здесь же и появилось само название «марионетка». В Венеции существовал обычай, когда одновременно нескольких девушек выдавали замуж. 12 девушек в один и тот же час выходили из своих домов в белых платьях и шли к церкви, там их уже ждали женихи. Такое мероприятие имело общегородское значение и было публичным. Так, семья каждой девушки пыталась похвастаться своим достатком, украшая свою невесту золотыми украшениями.

В один из таких праздников в 944 году, прелестных невест похитили высадившиеся на берег пираты и увезли их на своих кораблях. Кинувшиеся в погоню женихи, догнали врагов, отомстили за грабеж и поруганную честь девушек. После этого случая, в Венеции возник праздник Марии (вполне возможно, именно так звали одну из девушек). Со временем, проведение этого праздника стало убыточным для властей города, так было решено изготовить 12 больших кукол. И устоявшийся ритуал был соблюдён, и городская казна не страдала – праздничные наряды кукол не менялись из года в год. Куклы-невесты были немного больше роста человека, всех кукол стали называть одним именем – Большая Мария или Мариона. Расчётливые ремесленники для жителей города изготавливали мини-копии невест, поэтому и называться маленькие Марии стали Марионетками. Название это распространилось на весь мир.

Описание игрушки

Куклы-марионетки бывают штоковые (когда управляются только туловище, руки и ноги) и профессиональные (каждая часть туловища управляется, куколка умеет открывать рот, двигать головой, разгибать пальцы). Марионетки принципиально отличаются от других кукол тем, что они управляются кукловодом с помощью веревок, которые привязаны к голове, рукам и ногам этих кукол. Куколки-марионетки практически полностью сделаны из ткани, руки, ноги и голова делаются из иных материалов. Сегодня это пластмасса, а раньше использовалась глина.

Как играть?

Марионетка – это театральная кукла, которую приводит в движение кукловод при помощи нитей или деревянных/металлических прутьев. Верёвки крепятся к ручкам, ножкам, телу и голове. Тонкие нити или леска продеваются через специальные отверстия «креста» (на профессиональном языке – это «вага»), наклоняя крест, туловище куклы приводится в движение. Спектакль кукол-марионеток – это сюжетно-ролевая игра и живое действие, где каждый, вне зависимости от своего возраста, может найти себе подходящую роль. Для управления такими куклами может использоваться всего 2 или 3 веревки, а может и целая сложная система ниток, закрепленных на крестовине. Имитация действий марионетки производится путем натяжения или ослабления нитей при помощи движения пальцев кукловода. Тогда можно увидеть, как куклы оживают, танцуют, бегают и прыгают.

Плюсы и минусы

Игры с марионетками способствуют развитию у детей речи, мышления, понимания окружающего мира, любознательности, увеличивают их словарный запас, тренируют память и внимание. А также учат самостоятельности в принятии решений, умению общаться, находить компромисс и оценивать свои и чужие поступки. Несмотря на огромный ассортимент игрушек в гипермаркетах, на прилавках очень трудно сейчас найти кукол-марионеток. Спросом пользуются самодельные куклы, созданные мастерами. Каждая такая марионетка индивидуальна и не имеет аналогов, несёт в себе добро и теплоту, поскольку сделана с душой и любовью.

Новый век

В целом, история театра марионеток насчитывает уже более 300 лет. Трудно поверить, но марионетки имели огромную популярность среди народа во всех странах мира. Сейчас большая редкость увидеть уличных артистов, управляющих «живыми» куклами, тем не менее, они до сих пор существуют. Как мы уже поняли, изучая историю этих удивительных кукол, марионетки были далеко не детской игрушкой. Тем не менее, бракованные и уже поистрепавшиеся экземпляры театральных марионеток не выбрасывали, а отдавали ребятне для игр. Намного позже стали изготавливать кукол специально для детей. Простые фигурки в виде человечков, у которых голова, ручки и ножки болтались на крючках, очень радовали детишек. Дети активно играли с такими куклами, подражая взрослым, воспроизводя подсмотренные сюжеты в уличных театральных представлениях.

Производство

Сегодня в магазинах можно найти интересные наборы для творчества по созданию подвижных кукол. Например, набор BONDIBON «Театр марионеток. Динозавры». На картонных заготовках заранее вырублены части туловища динозавриков, которые с помощью пластиковых гвоздиков ребёнку нужно будет собрать воедино. К ножкам крепятся деревянные палочки, благодаря которым динозаврики оживают, передвигают ножками. Марионетки от торговой марки Климо непременно удивят Вашего малыша. Редко кто из взрослых додумается и решится подарить такую игрушку. Весёлая обезьянка и забавный клоун выполнены из дерева и текстиля, ручки и ножки с помощью верёвок крепятся к крестовине, управляя которой, малыш сможет самостоятельно привести фигурку в движение. Размер игрушки 19 см. Можно с уверенностью сказать, такой подарок будет самым уникальным и удивит любого ребёнка.


Даже сам . великий Наполеон и его доблестные солдаты перед решительным сражением при Ватерлоо расслаблялись, играя . во что? Ну, конечно, в Йо-Йо!
В пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро» есть сцена, где в руках у Фигаро " йо-йо"! Фигаро говорит: "Это потрясающая игрушка, которая рассеивает утомление от умственной работы".

"Йо-йо" - очень древняя игрушка, которая состоит из двух катушек соединенных осью, с прикрепленной к ней верёвкой. Никто не скажет точно, где и когда было придумано" йо-йо" ( иначе "чертик на веревочке") в Греции, Египте или на Филиппинах.


В Национальном музее Афин есть множество древних греческих ваз с изображением людей, играющих с "йo-йo." Эти игрушки обычно делали из дерева, металла или разукрашенной обожженной глины. Античные врачи рекомендовали использовать такие игрушки в качестве тренажера при лечении различных заболеваний, например, полиартрита.

На стенах египетских храмов также были найдены рисунки "йo-йo".

Археологами найдены прототипы игрушки "йо йо" в Северной Америке у народов Майя (800 год н.э.).

В 16 веке охотники на Филиппинах использовали похожие предметы для охоты. Это был отшлифованный камушек на длинном кожаном ремешке. Охотник запускал его так, что оружие обвивало шею животного и арканило его. При промахе кругляш, как на пружинке, возвращался в руки охотника.
Много позже на Филиппинах начали появляться "йo-йo" , вырезанные из цельного куска дерева.
В Индии была найдена старинная маленькая коробочка с рисунком девочки, играющей с "йo-йo."

Первоначально в Европе йо-йо было доступно только высшим сословиям Шотландии, Франции и Англии.
В музее Франции хранится картина, на которой изображен будущий Король Луи XVII, держащий "йо-йо". В то время их делали из стекла, слоновой кости, серебра и украшали драгоценными камнями.

В пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро» есть сцена, где в руках у Фигаро " йо-йо"! Фигаро говорит: "Это потрясающая игрушка, которая рассеивает утомление от умственной работы".

Как известно, даже во время сражения при Ватерлоо Наполеон и его солдаты играли c "йo-йo", расслабляясь перед битвой.

В 1920 году в Америке была открыта фабрика по изготовлению "йо-йо".


"Йо-йо" состоит из двух полусферических половинок-дисков, соединенных осью. Раньше существовал только один тип "йо-йо", оно вырезалось из сплошного куска дерева. Шли годы, игрушка видоизменялась. В настоящее время существует три основных материала, из которых изготавливаются "йо-йо": дерево, металл и пластик.


.

Действие "йо-йо" основано на принципе механического гироскопа. При броске "йо-йо" размотав целиком верёвку, начинает снова возвращаться по ней в руку играющего. Верёвка в "йо-йо" может быть крепко привязана к оси или может охватывает ось петлей. Если верёвка привязана к оси, то после того, как верёвка размотается, "йо-йо" сразу начнёт наматываться обратно.


Если "йо-йо" закреплено на оси петлей, тогда оно будет не сразу возвращаться обратно в руку, а на какое-то время сможет замирать на конце веревки и просто свободно вращаться, т.е. переходить в "спящий" режим. Пока "йо-йо спит", с ним можно выполнять различные трюки.
Если снизить трение между веревкой и осью "йо-йо", то можно увеличить время, которое "йо-йо" будет "спать" на конце веревки. Для этого в "йо-йо" на оси устанавливается высокоскоростной подшипник.


В 1978 году было запатентовано йo-йo с изменяемым расстоянием между половинками, а в 1980 году - "умное йo-йo". В добавление к свободному вращению в течение долгого периода времени, это " йo-йo" получило способность самостоятельно, т.е. автоматически возвращаться обратно в руку. А к 1990 году была придумана ось с подшипником. Современные "йо-йо" имеют разнообразные формы половинок, системы тормозов и разные способы производства веревок. Игра в "йo-йo" стала профессиональным видом спорта. Во многих странах, в том числе и в России, проводятся чемпионаты по "йо-йо".


Почему же игрушка "йо-йо" возвращается обратно в руку?
Когда "йо-йо" вращается на конце нитки, трение скольжения между петлей и осью колесика невелико. Если же резко дернуть нитку вверх, то петля стягивается и сила трения увеличивается, благодаря чему проскальзывание может прекратиться. После этого колесико начнет наматывать на себя нитку.

Всего несколько часов тренировки, и можно показывать трюки:

А можно и иначе !

А что такое "спящее йо-йо"?
В этом случае «йо-йо» спускается вниз и крутится на конце нитки, пока легкий рывок не заставляет его вернуться обратно вверх. Если "спящее йо-йо" опустить на пол, то колесико покатится по полу; это называется «гулять с собачкой».
С этой удивительной игрушкой можно проделать еще более забавный трюк. Когда "йо-йо спит", снимите нитку с пальца и зажмите ее между большим и указательным пальцами. Теперь легонько шлепните по руке, которая держит нитку, ладонью другой руки. Как только колесико начнет забираться вверх, отпустите нитку — колесико будет продолжать двигаться вверх по ничем не удерживаемой нитке, аккуратно сматывая ее. Игрушку можно даже поймать в карман, когда вся нитка будет намотана.


Игрушка «йо-йо» представляет собой маятник Максвелла, работу которого вам наверняка демонстрировали в школе. Это диск, укрепленный на короткой оси. Концы оси продеты в петли на длинных нитях. Вначале нить наматывают на ось. Затем диск отпускают. Он начинает падать, вращаясь все быстрее и быстрее и как бы скатываясь по нити. Когда игрушка окажется в нижней точке, ось может свободно проворачиваться в петле - это будет "спящее йо-йо". При ослаблении нити на ось может намотаться 1—2 витка, трение увеличится, и тогда " йо-йо" начнет подниматься, накручивая нить. Так оно достигнет верхней точки и опять начнет скатываться вниз.

В 1985 году "йo-йo" было отправлено в космос НАСА в качестве проекта "Игрушки в Космосе", чтобы изучить эффект гравитации на различных предметах. В невесомости "йо-йо" медленно раскручивалось, двигаясь по веревке. Оно не могло "спать" и в условиях невесомости и не могло закрутиться обратно. Позднее было заснято на кинокамеру его медленное вращение в условиях невесомости.

Находчивые канадцы создали на основе "йо йо" портативный музыкальный плеер, которому не нужны батарейки. Это способ избавится от замены батареек, а так же необходимости пользоваться электросетью для подзарядки. МРЗ – плеер спрятан внутри "йо - йо" . Для непрерывной работы в течение часа требует всего около 10 заряжающих движений. Для прослушивания музыки используются беспроводные наушники, т.к. применение обычных проводных наушников в этом случае не представляется возможным. Новинка обладает ударопрочным корпусом, и столкновения с твёрдыми поверхностями во время зарядки для неё не страшны.

Читайте также: