Игрушка на руку для кукольного театра как называется

Обновлено: 25.04.2024

Зачем ребенку кукольный театр (пальчиковая и кукла-перчатка)? Часть первая:
Чтобы в вашем доме поселилась волшебная сказка, нужен кукольный театр. Стоит лишь натянуть куклу-перчатку, и сказка начнется! Даже самые маленькие детки будут очень рады игрушкам, которые оживают, могут поздороваться, жестикулировать и кивать головой.
Ощущение праздника и сказочного волшебства появится в вашем доме. Вы сможете с ранних лет приобщить вашего кроху к театральному искусству, миру добра и веры в чудо.
Дети воспринимают куклу-перчатку из театра как живую, чем и вызван такой неподдельный к ней интерес.
1. Одевая куклу на руку, ребенок "сливается" с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, а способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Именно поэтому куклы-перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе. Да и родителям стоит вдумчиво послушать, что говорит перчаточная кукла в руках малыша.
2.Кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ (веселая, грустная, положительный герой, отрицательный герой). Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Ребенок пытает понять, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным… Если ребенок согласится принять на себя роль того, кого он боится, быть может, так удастся победить страх. И наконец, главное, каково это – быть взрослым? В игре он больше не малыш, он – взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.
3.Т.к. кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него, это дает малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. Сюжет сказки – лишь опора для малыша, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира.
4. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно –двигательный тренажер, подходящий для деток старше 1 года. Участие ребенка в домашних спектаклях способствует развитию как речевого аппарата, так и умения легко и правильно выражать свои мысли.
Желаю вам приятных и полезных игр с детками!
p.s. продолжение следует.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»

Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то, что куклы оживают и начинают разговаривать - это настоящее волшебство.

Куклы вообще играют огромную роль в жизни малыша. Именно они становятся первыми друзьями, с которыми начинает общаться ребенок. Движение любимого

" друга" приносит радость малышу и обычный день для него становится праздником.

Но подобные представления — это не просто развлечение. С помощью кукольного театра происходят воспитательные и познавательные процессы.

В ДОУ чаще всего используется пальчиковый театр, который называется " Би- Ба-Бо".

«Би-Ба-Бо» – это кукла–рукавичка, которая состоит из твердой головы, а от нее отходит платье в виде перчатки (оно приклеено к голове). Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а в платье входит большой и средний пальцы, они служат для движения руками кукол.

Такая кукла определила судьбу Сергея Образцова, который в своих воспоминаниях пишет: «Мама подарила мне маленькую, смешную куклу. Называлась эта кукла Бибабо и состояла из целлулоидной головки и синего халатика, надевающегося на руку, как перчатка… Все, что ни делал Бибабо, было смешно и немного трогательно. Я его и любил, и жалел, как любят и жалеют дети маленьких котят. Даже гулять я его брал с собой и он торчал в рукаве моего полушубка, рассматривал прохожих, городового, детей на Чистопрудном бульваре или витрину магазина…»

Особенности перчаточной куклы:

Классическая перчаточная кукла не может поворачивать голову

в стороны. Размер головы не может быть меньше пальца, на который она

одета и не может увеличиваться до размеров, при котором палец

не сможет удержать ее вес (это очень важно).

Ручки куклы можно удлинить за счет длинны патронок на пальцах

рук. Ладошки с пальчиками, как и головка, могут быть разного

размера (в пределах функциональности).

Отдельно хочется отметить ДВУЛИКУЮ ПЕРЧАТОЧНУЮ КУКЛУ – два лица, два настроения. Ее лучше использовать для игры детям с неустойчивым эмоциональным фоном. Играя, ребенок может забыть обо всем, о реальном мире, в котором он живет. Он будет жить в мире фантазии и сказки, тем самым он весь раскрывается. Куклы помогают детям перевоплощаться: застенчивый малыш может взять на себя роль задиры и забияки, а агрессивный малыш возьмет роль нерешительного трусишки и почувствует на себе агрессию. Такие игрушки используются часто в психиатрии для выражения противоположных чувств.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ "БИ-БА-БО":

Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека. Есть одна легенда о том, как родился кукольный театр. В Китае во время междоусобных войн в одном городе люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться. К императору пришел мудрец и сказал: "Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене. "Император приказал сделать так, как сказал мудрец. Через день враги отступили. Император спросил у мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил. Так куклы спасли город.

Ещё одна легенда возникновения " Би-ба-бо":

Древние народы верили, что на небе и на земле живут разные Боги. Чтобы молиться этим Богам, люди делали их изображение: большие и маленькие куклы и устраивали около них пляски. Постепенно такие зрелища стали походить на театральные представления.

Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До 19 века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века - марионеткам, т. к. петрушечники объединились с шарманщиками. Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что у Петрушки было полное имя - его называли Петром Ивановичем Уксусовым или Ванькой Рататуем.

Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

Петрушке позволялось то, что было запрещено людям: критика начальства и духовенства в выражениях самых резких и часто мало приличных, пошловатые соленые шуточки. Петрушка был "рупором и глашатаем народных масс". Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам, как к существам живущим собственной, отдельной от людей жизнью.

Куклы-перчатки способствуют развитию у детей таких основных психических свойств, как:

Внимание. Яркие краски, движение, «ожившие» животные привлекут и заинтересуют ребенка.

Зрительное и слуховое восприятие. Как известно, развитие малыша начинается с самостоятельного им определения звуковых и зрительных паттернов. Малышу будет интересно наблюдать за приятными, красочными зверушками и слушать их.

Память. Расскажите сказку, сопровождаемую небольшим спектаклем и Вы удивитесь, насколько быстро дети запомнят сюжет и перескажут его самостоятельно. Да и объяснить что-то намного легче, если есть возможность наглядной демонстрации.

Эмоции. Эмоциональная сфера- самая сложная сфера по своему становлению в психике человека. Би-ба-бо станут отличными помощниками в объяснении широкой гаммы эмоционального восприятия.

Речь ребёнка. Когда ребенок только начинает разговаривать,то почаще беседуйте с ним с помощью мишек, зайчиков, коров, лягушек. Им ребёнок ответит охотнее. Сначала от своего имени (у вас на руке игрушка и ребенок с ней разговаривает, потом через игрушку Би-ба-бо (у вас на руке Лягушонок, а у ребенка — Слоненок). А там глядишь и обе руки в ход пойдут (на левой руке — Зайка, на правой — Собачка и они ведут беседу). Дети обожают такие игры, такие разговоры!

Кстати, менять голос тоже очень полезно с логопедический точки зрения: ребенок — Утенок говорит “ утиным голоском”, а Медвежонок — “медвежим басом”. Даже если у вашего малыша нет никаких проблем с развитием речи, такие игрушечные беседы будут очень приятны и полезны.

Для того чтобы ребенок научился управлять куклой «би-ба-бо» в полном объеме, используются упражнения с перчаткой: на указательный палец фиксируется голова куклы, остальные пальцы изображают руки (лапы) персонажа. Такой прием позволяет ребенку научиться владеть куклой «изнутри», а впоследствии легко применить полученные навыки в игре с куклой «би-ба-бо». На втором этапе работы куклы театра «би-ба-бо» усложняются: основа вождения куклы остается та же, а подвижной частью становится рот, который приводится в действие при помощи лески.

Общие правила кукловождения:

1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3\4 своей высоты.

2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.

4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.

6. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

7. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.

8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.

Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество»

Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов «Цифровая гигиена» Проблема: насколько нужны нашим детям гаджеты Думаю, ни у кого сейчас уже не вызовет удивления такая картинка: сидящий в коляске малыш сосредоточенно.

Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.

Консультация для педагогов ДОУ «Вальдорфский детский сад» На днях я записалась на вебинар на тему "Особенности музыкального воспитания в вальдорфском детском году" (а их появилось в Москве немало).

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?»

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов «Куклы на гапите»

Консультация для педагогов «Куклы на гапите» Штоковые или куклы на гапите Куколку с первого изображения я срисовала в своё время для консультации со студентами. Вы, конечно, уже догадались,.

Консультация для педагогов «Музыка и праздник»

Консультация для педагогов «Музыка и праздник» Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций.

Консультация для педагогов о майолике

Консультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для педагогов «Русская матрёшка» Цель: познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрёшки. История матрёшки Хотя матрёшка и завоевала давно.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Цель моей работы:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

2. Развивать у детей мелкую моторику кистей и пальцев рук, развивать память.

3. Формировать дружеские взаимоотношения.

4. Обогащение словарного запаса.

5. Повышение уровня речевого развития.

6. Развивать способность, свободно и раскрепощено держатся при выступлении.

Методы:

Игровой, творческий, словесный.

Предварительная работа:

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Что такое пальчиковый театр?

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. При игре важно работать разными пальцами, парами пальцев, одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно. Все это помогает с развитием координацией движений, мозга.

1. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

2. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

3. Игру можно использовать для знакомства и изучения счета

(например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо);

для знакомства с героями и сюжетом сказки,

для знакомства с понятиями «справа – слава», «рядом», «друг за другом».

4. А еще маленькие фигурки пальчикового театра создадут вам компанию во время прогулки. С их помощью можно оживить любые стихи, сказки, потешки. Незамысловатые игрушки развивают интонацию, артистические умения, творческие способности, воображение, память, мышление, внимание, фантазию.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:

• Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;

• Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

• Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;

• В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;

Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Виды пальчиковых кукол

1. Пальчиковый театр из бумаги. Пожалуй, самый простой вид пальчикового тетра, который можно сделать вместе с ребенком. Недостатком такого вида кукол является их недолговечность. За счет своей облегченности данный вид пальчикового театра рекомендуется использовать на начальном этапе работы с детьми всех возрастных групп.

2. Пальчиковый театр из ткани. Такой театр можно приобрести в магазинах. Также его можно сделать своими руками, но предварительно заготовив выкройку. За счет материала является весьма функциональным. Может быть использован во всех возрастных группах.

3. Пальчиковый театр из бросового и природного материала. Еще один вид простого в изготовлении пальчикового театра. Материалом могут послужить различные стаканчики, кусочки ткани, нитки, пуговицы, пластмассовые ложки и вилки и т. д. Изготовить такой театр можно вместе с детьми, предварительно заготовив материал. Необходимое условие: безопасность используемого материала. Такой пальчиковый театр можно использовать во всех возрастных группах при соблюдении учета физиологии детей.

4. Деревянный пальчиковый театр. Приобрел широкое распространение в различных интернет — магазинах. Производители упаковывают такой театр в разнообразные «коробочки», соответствующие тематике того или иного произведения. Фигурки могут быть использованы и в качестве настольного театра. Часто используется на младшей группе за счет маленького углубления для пальца. Основной недостаток заключается в сложности подбора размера кукол для каждого ребенка.

5. Вязанный пальчиковый театр. Один из самых долговечных и удобных в использовании видов пальчикового театра. Основное условие: владение навыками вязания, а также наличие определенных схем для вязания того или иного персонажа. Куклы такого пальчикового театра получаются очень «живыми», мягкими и приятными в употреблении. Может использоваться во всех возрастных группах.

6. Пальчиковый театр из шерсти, сваленной методом фильцевания, и ткани. Фильцевание или сухое валяние – это процесс изготовления изделий при помощи специальных игл, которые перемешивают и спутывают волокна шерсти. Сухое валяние подходит для создания объемных изделий: игрушек, декоративных фигурок, авторских кукол, нанесения рисунков на фетр и войлок.

7. Пальчиковый театр «Кукольные головки». Как правило, фабричный. Может быть изготовлен из резины или пластмассы. Требует от ребенка владения определенной техникой, так как является самым сложным в употреблении.

Опыт работы «Пальчиковый театр». Мастер-класс по изготовлению пальчиковой куклы






Вот такой театр у нас получился.

Теперь хочу познакомить вас, с изготовлением пальчиковой куклы техникой оригами.

Перчаточный театр, или волшебство за ширмой.

Театр кукол возник в глубокой древности. Есть сведения о театральных мистериях в Древнем Египте, во время которых женщины носили куклу Осириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, играх с овеществленными богами.

Многообразие театров кукол определяется многообразием видов кукол и способом управления ими. Есть куклы-марионетки, перчаточные куклы (бибабо), тростевые и планшетные. Кроме названных, существуют и другие разновидности.

Марионетка – разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки относится к XVI в. Кукла, как правило, сделана из ткани. Некоторые части из глины или папье-маше.

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 1

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 2

Тростевая кукла.

Получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку, как перчатка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы имеют сгибы во всех сочленениях и могут повторять большинство жестов, свойственных человеку.

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 3

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 4

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 5

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 6

Планшетная кукла может ходить по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются, в том числе, и ногами кукловода. Такая кукла, как правило, имеет рост, приближенный к человеческому.

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 7

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 8

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 9

Кому не знаком завсегдатай ярмарок и народных гуляний – Петрушка?! Петрушка является ярким представителем куклы-бибабо или перчаточной куклы. Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие для указательного пальца, а большой и средний служат для жестикуляции руками и ногами куклы. Такая кукла определила судьбу Сергея Образцова, который в своих воспоминаниях пишет: « Мама подарила мне маленькую, смешную куклу. Называлась эта кукла Бибабо и состояла из целлулоидной головки и синего халатика, надевающегося на руку, как перчатка… Все, что ни делал Бибабо, было смешно и немного трогательно. Я его и любил, и жалел, как любят и жалеют дети маленьких котят. Даже гулять я его брал с собой, и он торчал в рукаве моего полушубка, рассматривал прохожих, городового, детей на Чистопрудном бульваре или витрину магазина…»

Владимир Маяковский писал:

« Не потому ли, что небо голубо,

а земля мне любовница в этой чистке,

я дарю вам стихи, веселые, как бибабо,

и острые и нужные, как зубочистки!»

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 10

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 11

Перчаточный театр или чудеса за ширмой., фото № 12

Представления над ширмой всегда привлекали внимание и поднимали настроение. К тому же, такая постановка, с участием кукол бибабо, очень проста и технически доступна в любой квартире. Нужна лишь любая ширма (или ее подобие), ваша фантазия и хотя бы одна кукла-бибабо. А если их две и более, то разнообразию постановок не будет конца!

Игрушки-бибабо, или перчаточные куклы очень полезны для развития ребенка. Попадая к вам на руку, игрушка-бибабо оживает! Она становится говорящей, подвижной, эмоциональной. Такая игрушка может не только двигаться и издавать звуки, но и потрогать малыша в ответ на его прикосновение. Таким образом, он ощутит пожатие руки, поглаживание и пощипывание. Игры с такими игрушками очень эмоциональны. К тому же, такая игрушка всегда разговаривает знакомым, любимым голосом (мамы или папы) и никогда не напугает ребенка, в отличие от заводных и электронных игрушек. Имея в арсенале одну перчаточную куклу и немного фантазии, можно сделать множество прекрасных театральных постановок дома. Ребенок научится фантазировать сам, станет эмоционально открытым, научится входить в разные роли, импровизировать и экспериментировать.

Играйте со своими детьми! И пусть будет больше улыбок вокруг!

Вся информация и фотографии из интернета (находятся в открытом доступе). Благодарю авторов.

Детский кукольный театр всегда был популярным у меленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей, для которых то, что куклы оживают и начинают разговаривать — это волшебство. Особенно малышу будет интересно, если перчаточная кукла будет изготовлена вместе с родителями своими руками.


Значение кукольного театра в развитии малыша

Чаще всего кукольные представления распространены в дошкольных заведениях для детей. Куклы играют огромную роль в жизни малыша. Они становятся первыми друзьями, с которыми начинает общаться ребенок. Движение любимого персонажа приносит радость малышу и обычный день для него становится праздником.

Но подобные представления — это не просто развлечение для детишек. С помощью кукольного театра происходят воспитательный и познавательные процессы. В возрасте 4-6 лет в ребенке происходит формирование характера, проявляются интересы к окружающей среде. Именно тогда нужно прививать ребенку чувство доброты, трудолюбие, умение дружить и говорить правду.


С помощью кукольного театра можно найти общий язык с ребенком, который не разговаривает с чужими людьми. Кукле такой малыш станет доверять больше. Он будет смеяться над ее шутками, подаст руку или позволит к себе прикоснуться.

Важно! Регулярное общение с кукольным персонажем поможет ребенку дошкольного возраста познакомиться с окружающей средой и научит быть смелым при контакте со сверстниками и педагогами.

Более старших детей учат уже самим разыгрывать кукольные спектакли.

  • Благодаря театру малыши приучаются к искусству, развивает воображение.
  • Со временем у них начинает проявляться талант к рисованию, музыке или лепке.
  • В процессе игры с куклами малыш ярко представляет, что переживает персонаж и задумывается над тем, как нужно правильно поступить.
  • Все свои эмоции он проявляет с помощью жестов и мимики.

Чаще всего используется именно пальчиковый театр, который называется бибабо. Перчаточная кукла на руку отличается пустотой внутри и называется так потому, что ее используют как перчатку, при этом голова надевается на указательный палец руки, а средний и большой заменяют ручки персонажа. Другие пальцы остаются без действия и собираются в кулак. Как изготовить такую игрушку можно узнать из данной статьи.

Каких перчаточных кукол можно сшить самостоятельно


Для того, чтобы организовать у себя кукольный театр, прежде всего нужно задуматься, где взять актеров. Героев можно изготовить самостоятельно, тщательно продумав, каких именно кукол нужно сделать для представлений.

Самыми распространенными остаются:

  • лиса;
  • заяц;
  • английская лягушка Кермит;
  • петрушка;
  • медведь;
  • волк;
  • три поросенка;
  • акула;
  • елочка;
  • дед мороз.

Кроме того, можно изготовить колобка, деда и бабку, цыпленка. С помощью этих персонажей можно не только разыграть сцены известных сказок, но и придумать свои сценарии.

Что понадобится для процесса работы

Для изготовления перчаточной куклы понадобится подготовить следующие материалы и инструменты:

  • чулок из капроновой ткани;
  • плотная ткань необходимого цвета, размером 30×60 сантиметров;
  • наполнитель;
  • нитки соответствующего цвета;
  • иглы;
  • лист картона;
  • листы бумаги;
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • кисточка для красок;
  • гуашь.

Мастер класс по изготовлению перчаточных кукол


Изготовление любой куклы начинается одинаково. Основа состоит из головы игрушки и одежды.

Голова

В первую очередь нужно изготовить цилиндр, который будет служить у куклы шеей. К нему и будет крепиться голова игрушки. Эта же деталь необходима в управлении персонажем.

  • Для работы понадобится отрезать небольшую полоску, размером в 8 сантиметров, от картонного листа и свернуть в трубочку.
  • Чтобы она не разворачивалась, края хорошо смазываются ПВА и фиксируются.
  • В процессе изготовления цилиндра, внутренний диаметр нужно примерять на указательный палец, чтобы в последствии было удобно управлять игрушкой.

Внимание! Если куклой будет управлять ребенок, то примерять основу нужно на детский пальчик.

Чтобы голова игрушки хорошо держалась на основе, на одном конце цилиндра, из листа бумаги нарезаются тонкие полоски, размер не должен превышать 3 миллиметров. Край основы намазывается клеем и наматываются полоски бумаги, обрабатывая их ПВА. Уплотнение должно выйти не толще 4 миллиметров. После этого нужно дать возможность клею просохнуть. Для этого деталь кладут в теплое место.


Для изготовления головы понадобится чулок из капрона и наполнитель. В качестве наполнителя можно использовать вату или синтепух. От чулка отрезается два одинаковых куска, длиной не больше 20 сантиметров. Один край аккуратно зашивают, при этом формируя его в полукруг.

Многие поинтересуются, почему не использовать капроновый носок с фабричным швом. Дело в том, что для фиксации изделия на ноге применяется утягивающая резинка, которая не позволит сделать голову игрушки качественно.

Полученный чехол нужно набить наполнителем, формируя его в шарик. Для этой цели отлично подойдет синтепух. Таким образом первый этап изготовления головы можно считать законченным.

Важно! Синтепух лучший материал для изготовления головы игрушки. Он позволяет создавать идеальную поверхность.


Готовый подсохший цилиндр из картона нужно установить в центре шара. После этого по кругу края чехла, с помощью швейной иглы вставляется нитка и слегка стягивается. Таким образом получилась заготовка для головы любого персонажа.

Одежда

Для куклы важен ее наряд. Каждый мастер делает его по своему вкусу. Одни предпочитают делать изделия по мотивам сказок, другие шьют для своих кукол модную одежду. Главное, чтобы в работу была вложена душа мастера.

Чтобы выкроить платье-перчатку для куклы, понадобится в первую очередь представить, как именно кукловод будет держать куклу и в таком положении обвести руку, приложив ее к бумажному листу. Таким же образом обводится правая рука. После этого рисуется общий контур заготовки и рисунок вырезается. Выкройка готова.

Теперь ее нужно приложить к сложенной вдвое ткани, обводят ее, прибавив 1 сантиметр для шва. Вырезав по контуру мастер получит сразу две необходимые детали. Печатку можно сшить вручную или прострочить на швейной машине.

Платье надевается на утолщенную часть цилиндра и плотно стягивается ниткой к самому основанию. Таким образом наряд фиксируется на кукле. Теперь основа кукольного персонажа готова, остается только приделать ему лицо.

Для изготовления куклы-лисички понадобится использовать искусственный мех оранжевого цвета. Лоскутки белого и черного флиса. Для одежды игрушки понадобится немного х\б ткани, которая послужит подкладкой.

Выкройка делается по заранее описанной схеме. На грудку пришивается лоскуток их белого флиса. Заготовка платья выворачивается на изнанку и пришивается подкладка. После этого деталь выворачивается, при этом все углы должны быть аккуратно расправлены и вывернуты крючком.


Из того же оранжевого меха вырезаются заготовки для мордочки. В выкройке необходимо сделать припуск не больше 5 миллиметров. Сшиваются заготовки между собой мехом во внутрь, а затем выворачиваются, надеваются на заготовленную голову куклы и фиксируются.

Помимо этого пришивается хвост и ушки. Носик делается из черного флиса. В довершение приклеиваются глаза. Кукла полностью готова.

Зайчик

Голова основы обтягивается белой тканью. Ушки вырезаются из белых и розовых лоскутков. Розовые заготовки вставляются в средину ушей.

К голове пришиваются щечки, наполненные синтепухом. Делается носик из красной пуговицы и глазки из черных пуговок. Украсить зайчика можно, повязав на шею бантик.


Петрушка

Для изготовления Петрушки понадобится взять вторую заготовку из капронового чулка, надеть ее на готовую голову куклы и с помощью синтепуха сформировать нос. Чтобы он не распался, укрепляют его стежками. После этого голову обильно покрыть клеем ПВА. Затем голова красится гуашью светло-розового цвета, смешав ее предварительно с ПВА. Дают возможность краске высохнуть и рисуют широкий рот на лице и озорные глаза.

После этого нужно сформировать волосы из ниток, затем шьют колпак. Фиксируют их на голове. К платью пришиваются руки, плотно набитые наполнителем. Кукла перчатка Петрушка готова к выступлениям.

Для справки! Кукла Петрушка может быть задействована практически в любой постановке.

Медведь

Наручная кукла медведь делается аналогично лисичке, только в этом случае понадобится взять светло-коричневый, желтый и черный флис. Сшив голову и платье из коричневой ткани, на ушки, лапки, грудку пришиваются кусочки определенной формы. Щечки так же делают из желтого флиса, пришивают черную заготовку флиса на место носа. Приклеивают готовые заготовки глаз или пришивают черные пуговки.


Волк и три поросенка

Игрушки для постановки сказки волк и три поросенка делаются по одной и той же схеме. Голову для перчаточной игрушки волк обшивают серым фетром по той же схеме, что делалась лисичка. Платье шьется по тому же принципу.

Головы поросят формируются с использованием второго чехла из капронового чулка, как и для игрушки Петрушка. Ушки и пятачок формируют из синтепуха и покрывают поверхность клеем ПВА и гуашью.

Зная, как изготовить основу игрушки, можно создать любой персонаж для кукольного театра. Обязательно к работе нужно приглашать детей. Процесс изготовления куколки доставит им удовольствие.

Читайте также: