Игрушка обезьяна жаконя ссср

Обновлено: 16.05.2024

Однажды в Питере на улице увидел эту вывеску и глаза мои увлажнились - он!

В начальной школе, получив пятёрку, я распевал самоуверенный рефрен "Жако-о-о-ня молодец!". Но не все из вас даже знают о чём это. А вот я увидел на улице Питера эту вывеску и глаза мои увлажнились.

Именно Обезьян! Он точно был мальчиком. Пацаном. Как и я.

А помнит ли хоть один из моих читателей того симпатичного и озорного ведущего питерской детской передачи?
Я, увидев сию табличку в начале поста на фитнес-клубе, вспомнил враз! Улыбнулся скозь слёзы.

А заголовок поста - любимая присказка этого героя.

Вики пишет - Жако́ня — весёлая кукольная обезьянка, персонаж детской телевизионной развлекательно-образовательной программы «Тяпа, Ляпа и Жаконя», существовавшей на Ленинградском телевидении в начале 1960-х гг.

«Жакооооня – молодец! Жаконя так сказал! Я Жаконя, я Жаконя, удалая голова!» - вот и все знаменитые фразы хвастунишки Жакони, матерчатой обезъянки, которые я запомнила из детских передач по Ленинградскому телевидению в 60-х годах прошлого столетия.

А ведь Жаконя был любимцем как у детей, так и взрослых. Пара слов из истории, для любопытствующих.

Отец Жакони Юрий Михайлович Магалиф (16 июля 1918 г, Петроград – 28 января 2001 г, Новосибирск) советский писатель и поэт.

«Жаконя» появляется в 1957 году в книжке, а в 1959 году «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖАКОНИ» - спектакль для детей Ленинградского телевидения. Передачу «Тяпа, Ляпа и Жаконя» не видел, не застал. Я уже застал потомка её - передачу «Для вас, малыши!». Она шла 15 лет!

Телевизионный Жаконя был довольно крупной обезьянкой с невероятно длинными руками и ногами, которые болтались сами по себе. Он был очень популярен. Шкода - так говорили тогда. Его партнёра Телевичка и саму обезьянку Жаконю создала художник Малахиева Валентина Васильевна. Вела эти телепередачи Нелли Широких. Красавица. отцы прилипали к экранам с детьми вместе. И мамы были довольны! ))

А почему только дети? Четырнадцати-пятнадцатилетние подростки, люди, можно сказать, пожилые и с богатым жизненным опытом, которые уже давно не играли в "фантики" и "ножички", не считали зазорным громко распевать любимую жаконину песню: "Я Жаконя, я Жаконя, удалая голова!" А я пел - "Жаконя сочиииинил!" И до сих пор сочиняю. ))

Рассказывает артист, чьим голосом говорил Жаконя:

Однажды передача приехала в гости на фабрику «Скороход» — рассказать детям, как делают обувь. Выяснилось, что один парнишка каждый раз, когда на экране появляется Жаконя, все бросает и идет смотреть, а потом положенное время отрабатывает. Мастер сначала пытался бороться, а потом рукой махнул: детская привязанность, ничего не попишешь. Верный поклонник внимательно наблюдал, как снимали сюжет, а потом вдруг огорошил хозяина Жакони(В.В.Кукушкина): «А чем вы его кормите?»

И маленький на 1,5 минуты клип для вашего знакомства:

Фрагмент Ленинградского ТВ

Однa из таких историй легла в основу трогательного рассказа Куприна "Слон". А Жакомино он посвятил рассказ "Соловей", в котором есть весьма примечательные строки:
". синьор Джакомо Чирени, он же клоун Жакомино, артист, который так завидно был любим петербургской детворой, что в игрушечных магазинах называли рождественских плюшевых обезьянок не иначе как Жакоминками. Это дети так научили взрослых: "Мама, купи мне Жакоминку. "

В 1959 году в Ленинграде по произведению Магалифа был поставлен кукольный телеспектакль[6]. Автором пьесы по сказке и режиссёром был А. Рессер, а кукол (в том числе куклу Жакони) создала художник В. Малахиева[7][8]. Несколько позднее (в начале 1960-х) кукла Жаконя, придуманная Малахиевой, стала одним из персонажей развлекательно-образовательной передачи «Тяпа, Ляпа и Жаконя».

Сегодня история о любимой игрушке детства. Собственно, таких историй на нашем сайте множество, но каждая по-своему уникальна. Моё детство пришлось на 60-е годы. В школу я пошла в 1968 году. Очень хорошо помню, как на 1 сентября мне подарили пачку карандашей «Живопись» (картинку в Гугле не нашла, видимо уже раритет). Такие же карандаши получил в подарок и мой двоюродный брат, с которым мы учились тогда в одном классе. Карандашами я рисовала, но очень трепетно берегла их аж до окончания школы, это ведь не «Спартак» 7 цветов, а большая красочная коробка, 18 штук, фабрики Сакко и Ванцетти, (знать не знала, кто это такие, но звучало ого-го!).
Писали мы в первом классе обыкновенными деревянными ручками с пером. Чернильницу-непроливашку носили в маленьком мешочке, который обычно вешали на ручку портфеля. Прописи к букварю и тетради за первый класс я сохранила. Чудом сохранились и три моих куклы из 60-х годов.

И вот, уже освоившись на Бейбиках и вдохнув новую жизнь в свои куклы детства, я начала припоминать, какие ещё у меня были игрушки в дошкольные годы. Вспомнила белый пластмассовый кофейный сервиз на 6 персон, настоящий электрический утюг, который уже мои детки доломали, синюю ванночку с кранами, большую никелированную кукольную кровать (ржавая спинка от которой до сих пор лежит в сарае) и маленькую обезьянку Джаконю.

Вспомнила, погоревала, что обезьянка не дожила до сего времени и подумала, что в наш век интернета можно и поискать такую, авось у кого-нибудь сохранилась. К моему удивлению, не сразу, но нашлось несколько фотографий именно таких обезьянок. Сначала мне попадались фото крупных обезьян, но я помнила, что мой Джаконя был совсем маленький, помещался в ладони взрослого человека, по памяти так сантиметров 17-19 (на самом деле его рост 18 см). Мех у него был блестящий, как раньше говорили «с искрой». На руках и ногах розовые ладошки из фетра, такие же фетровые ушки, фетровая мордочка с блестящими круглыми глазками, борода — полоска белого меха под подбородком, а на шее зеленая ленточка. Помня все эти признаки, я пересмотрела множество фотографий в Гугле, прежде чем увидела «свою обезьянку». Она продавалась на сайте «Мешок». Потом попалось ещё две там же. Все они, как говорится, пожили… Последняя обезьянка была даже в одежде, но это уже был перебор, одежда явно с чужого плеча, но на шее та самая родная зелёная ленточка. Хотя эта последняя с ленточкой имела намного более лучшую сохранность, судя по фото.

И как раз в то время я заинтересовалась, почему Джаконя? Конечно, не я её так назвала, мне её уже с этим именем подарили. И, кстати говоря, такую же обезьянку с таким же именем подарили и моему двоюродному брату, мы вместе росли и часто подарки нам дарили одинаковые. Тогда я не задумывалась над именем, я помню, что и других моих кукол назвали мама с бабушкой, а Джаконя появился, когда я ещё была совсем мала. Это теперь я знаю, что не Джаконя, а Жаконя — персонаж книги Юрия Магалифа, а затем её кукольное воплощение в детской телепередаче «Тяпа, Ляпа и Жаконя».
Передача выходила в 1960-е годы на Ленинградском телевидении. В передаче была другая обезьянка, значительно больше размером и совсем не похожа на мою. Жаконя или Джаконя в общем-то одно и тоже, так звали клоуна Жакомино – Джакомо Чирени, в честь которого стали называть игрушечных обезьянок «жакоминка», но это было ещё до революции. А детская передача хоть и была в 60-х годах, но я её никогда не смотрела, потому что, когда я была маленькая, у нас телевизора не было. Возможно наши мамы знали, что обезьянок нужно называть Жаконями, но мы с братом называли их Джаконями. Я свою любила очень и постоянно таскала с собой, благо она была маленькая. Таким образом «залюбила» я её быстро. Но класса до восьмого точно она была, видимо мать потом выбросила с другими игрушками или кому-нибудь отдала. Моя обезьянка была мальчиком. И любимой она была на протяжении долгого времени. После окончания первого класса семьи моей мамы и её сестры разъехались, и я не знаю, играл ли брат также активно со своей обезьянкой или нет.
Ну, вот… это была первая часть… такая воспоминательная и романтичная. Фотографии обезьянки я нашла, но понимала, что саму обезьянку… ну если только сшить своими руками, по образу и подобию и даже обдумывала как это сделать и из чего. Я была уверена, что настоящего Джаконю я не увижу никогда.
А вторая часть достаточно прозаична. В прошлом году мне досталось несколько коробок разного добра моей покойной тётки, матери того самого двоюродного брата, с которым прошло наше раннее детство. Тётка была очень бережлива и сохранила много интересных вещей. В первой же коробке я обнаружила совершенно нового Джаконю в шуршащем целлофановом пакете и пачку карандашей «Живопись» 1968 года, привет из 60-х…




На самом деле для меня это не только большая радость, но и грусть. И конечно игрушка эта бесценна, она не только память детства, она живая и настоящая. Производителя я не знаю, но есть предположение, что ГДР. Наверное, это не так уж важно, но возможно, кто-то знает, буду благодарна за информацию. Если у кого-то сохранилась такая обезьянка, показывайте! Это будет вдвойне интересно. Да и вообще, добро пожаловать с ретро- обезьянками!

А на последнем фото кораблик моего брата. Он тоже был бережно сохранён его мамой и вот теперь достался мне. Это целлулоидный кораблик самого начала 60-х годов. На нём есть клеймо ОХК, и цена 17 копеек.


Вы можете купить игровых кукол в нашем разделе в Шопике

Ямогу: Выполняю практически любую работу с куклами — перепрошивка, макияж, одежда и обувь. Парики из любых материалов на любые виды кукол — от Барби до Блайз.

Ямогу: Изготавливаем мебель для кукол ростом от 15 до 80 см.

Мое детство тоже пришлось на 60-е и 70-е годы и у меня тоже был такой же Жаконя маленькая обезьнка примерно 20см росту с подвижными лапками и фетровыми ладошками… Новогодний подарок… примерно 69-71 год.Точно также звали Жаконей:).У меня в раннем детстве была книжка с рассказом, где так звали плюшевую игрушку обезьянку.Сюжет истории совсем не помню, кроме то-ли песенки, то-ли стишка в ней со строчками: «Эх Жаконя ты Жаконя, удалая голова..»
В школу я пошла в 70-м году и в этот год мы были первыми, когда первоклассники начали писать шариковыми ручками.На подготовке учились еще перьями, а пропись начали ручками.Сохранились у меня эти тетрадки даже… К 1-му сентября мне подарили коробку со всякими принадлежностями к школе «Подарок первокласснику».Были раньше такие в продаже помнится.Наборы цветных карандашей… да 24 цвета это было круто.Фломастеров мы еще не знали тогда.Была у меня даже коробка карандашей чуть позже даже с картинкой 24й съезд КПСС… год 72й наверно или 73й…
Обезьянка Жаконя, думаю была из ГДР.Ведь ГДР поставляла тогда игрушки в СССР.Сейчас я живу в Германии и у меня в ретроколлекции некоторые Жакони немецкого производства прошлых лет:)

Лариса, спасибо вам за фотографии. На последнем фото обезьянка с грустными глазами, совсем как моя, можно сказать — старший брат!

Пожалуйста, Светлана.Эту обезьянку я купила по объявлению.Она мне показалась такой хорошенькой и этот взгляд… Приехала вся заигранная и замызганная.Отстирались, просушились, привели в порядок шерсть и заштопали лапки местами.Повязали бантики на шею и на хвостик и надели ретро шапчонку типа старой газеты.Вот теперь такой друг у моих антикварок и винтажек.Моя обезьянка из детства к сожалению не сохранилась.До сих пор ищу похожую, и хотя их тут много встречается, пока точно такую как моя была, еще не нашла.

Светлана, это удивительно! Уже почти 60 лет канули в вечность, а дорогие и милые сердцу игрушки и карандаши живы: как будто сошли недавно с конвеера фабрики, поселились на полочках магазина, не долго там залежались и вот снова попали к вам. Потрясающе! Чудеса случаются!

Замечательная история! У меня в детстве была точно такая как на первом из трех фото из сети. Насколько я помню, мне она досталась не новой — возможно, была подарена моему старшему брату.

Светочка. Как же приятно было читать про воспоминания! И как же, вдвойне приятно, что и обезьянка и карандаши теперь у тебя.
У меня в детстве был любимый мишка, я его очень любила, но со временем он потерялся… несколько лет назад я наконец-то его нашла и купила! Но… два года назад, у меня был переезд, и… Мешок с мишкой и другими медведями потерялся… Как ума не приложу, переезжали по вечерам, после работы, уже было темно и пакет с игрушками наверно где то оставили. Так что теперь я опять в поиске.

Обалдеть можно, это я про находки, сохранились за столько лет. Невероятно. Поздравляю Вас от души с возвращением Вашей обезьянки.
Задумалась, что же за волшебство такое- обаяние игрушечных обезьянок?! Я маленькая с ума сходила, когда увидела у соседки-студентки обезьяну! Рыдала по ночам, пока мне такую же не подарили. Как же мы с сестрой любили эту обезьяну Жаконю. А позже, уже в юности у нас с сестрой появилась ещё одна.
Появились сыновья и с тем же обожанием принялись играть с моими обезьянами. Старший до появления брата считал Жаконю своим братом))) Но материал уже не выдерживал и расползался, штопка не помогала. Пришлось обезьян спрятать. Когда уже дочка при переезде и разбора коробок увидела их, вцепилась мёртвой хваткой в стареньких обезьян. Пришлось отбирать и пообещать, что ей обязательно купят другую новую. У дочки благодаря ИКЕА появились две своих собственных обезьяны и даже одна карманная))) Надо было видеть, с какой гордостью она сообщила братьям, что у неё теперь есть СВОЯ СОБСТВЕННАЯ ОБЕЗЬЯНА. И книжку Магалифа дочке я купила с теми самыми иллюстрациями.
Мы с нашими обезьянами в гости :)

Мои и в центре дочкина из ИКЕА. Фото остальных не нашла.

Елена, спасибо за фотографии, очень милые обезьянки. Это прекрасно, когда любимые игрушки хранятся в семье, передаются из поколения в поколение, они такие тёплые и родные.


Заглянули к вам на огонёк, прошу любить и жаловать — любимица двух поколений Анфиса. Игрушка моего младшего брата была передана по его взрослению моим детям. «Залюблена» до такой степени, что плюш на мордочке вытерт до тканевой основы, хвост отрывался и пришивался бесчисленное множество раз, лопалась ткань по швам. Понимая, что моих внуков она уже не переживёт, после очередной стирки объявила, что Анфиса уходит на пенсию, требует сохранения, как семейное достояние)) Живёт теперь в коробке с советскими куклами. Набита ватой, необыкновенно позитивная и тискательная))

Анфиску можно немного подлечить, добавить самую малость набивки в конечности, физиономия у неё улыбчивая, весёлая.


Спасибо) Лапки у неё изначально были без набивки, по крайней мере в месте присоединения к туловищу, оттого они забавно болтаются. И, конечно, одними из самых любимых у детей были книжки про Веру и Анфису.

Вот это покруче фантастических историй из мыльных опер))) Получить игрушку из детства новенькую, в шуршащем пакете! А у меня в детстве была единственная, неисполнившаяся игрушечная мечта. Я очень хотела обезьянку. Наверное видела у кого-нибудь. Но, не сложилось. И поэтому сейчас я всегда с интересом приглядываюсь к продажам таких Жаконь;) А вот кроватка точно такая у нас была, у младшей сестры, 1974-го года рождения. Сестра приучила нашего кота спать на этой кровати, на матрасике и на подушке. Причём Пушок спал как положено, головой на подушке. На крошечной, пятиметровой кухне, стояла кровать для кота)))
Когда я, в 1975-ом году пошла в школу, то кроме большого подарка для первоклассника, в красивой синей коробке, мне подарок сделала бабушка. Она принесла красивые альбомы, в твёрдом переплете. В одном альбоме даже были два рисунка, сделанные заводским художником-оформителем. Ещё были линейки, яркие, пластмассовые. Тетради из гладкой «вощённой» бумаги, а не из дешёвой, желтоватой и шероховатой. И ещё было две пачки карандашей. Не помню уже на сколько карандашей, но мне кажется одна на 24, а вторая гораздо больше. И коробки красивые, яркие. У большой на обложке была красочная фотография-«Кабинет Ленина в Горках». Так вот эти карандаши у нас лежали, как сувенир))) Меньшую коробку сестра открыла. А большая долежалась до рождения моей дочки и племянника. Вот детки и расправились с нашим раритетом. Карандаши, если не ошибаюсь, были «Искусство».



Вот, нашла фото подобной коробки карандашей. Хотя не уверена, что именно такая.

Ирина, спасибо за ваши воспоминания и фото. У меня к этой кровати были мамой сшиты настоящий матрасик, подушка, ватное одеяло и комплект белья. Иногда вижу, продают на разных торговых площадках такие кроватки, даже встречала новую в родной коробке.

Светлана, обожаю такие тёплые, наполненные детством топики! У меня обезьянок не было в детстве, но Ваша Жаконя мне очень понравилась!

Света, как же я рада за тебя. Понимаю тебя, твое состояние, когда Жаконя-Джаконя к тебе вернулся) и я бы прослезилась))) ну ещё бы — это же привет из детства!
А карандаши то какие. Новенькие! Наверное и пахнут деревом)
У меня мама рассказывала, что ей мама в первом классе купила большую коробку с карандашами и она всю школу ими пользовалась, потом в техникум поступила на факультет Лесное хозяйство — там им много приходилось рисовать — деревья, кустарники, корневую систему, жучком, листья и пр. И она все этими карандашами пользовалась!
Обезьянок я то же уважаю!

Чудесная встреча с воспоминаниями детства) Правда, на моменте про шуршащий пакет у меня засвербило в горле и в глазах защипало -_-

Ой, да как же я это пропустила- то! Совершенно случайно наткнулась сейчас в Гугле на этот топик! А я, помнится, где- то писала про карандаши, но, видимо, не тут.
Карандаши «Живопись» были у моего дяди, он одно время работал художником- оформителем. Я в садике всем гордо сообщала, что у меня дядя- художник! Карандаши были не в такой коробке, а в деревянной. Но была ли это родная коробка, это вопрос. Я дяде страшно завидовала, во- первых, карандашей было много, а во- вторых, там имелся один необыкновенного пурпурного цвета, таких карандашей в детских наборах не было! Мне разрешали ими рисовать иногда.
А что касается плюшевх обезьянок, я все детстве мечтала о такой, именно немецкой, чтобы, как настоящая, а не мультяшного вида. У меня такой не было, и не продавали их нигде. Вообще, из обезьян у меня были только два, оба мальчики. У меня был Яшка- пластмассовая обезьянка Льва Разумовского и Жаконя! Жаконю мне подарила мамина подруга, назвав его так, и был он целлулоидный. Вот такой, фото не мое.

Он не сохранился. До сих пор ищу такого!
А Яшенька не сохранился тоже, но я его нашла, они не очень редкие.

Плюшевые же обезьяны у меня стали появляться только сейчас, когда я стала коллекционировать кукол. В последнем своем топике я показывала маленькую обезьянку. Там получше видно.
Вот тут она слева. Это часть моих обезьян, их на самом деле больше.

Весёлая компания! А самая большая видимо современная. И одна из малышек похожа на мою, но всё таки не такая. Наташа, заходите в мой последний топик, может будет интересно.

Питер. Взгляд назад.

Питер. Взгляд назад.

Питер. Взгляд назад. запись закреплена
Ленинградское Телевидение

Из истории вопроса: Жаконя

В свое время чрезвычайно распространенное в Советском Союзе имя-прозвище кукольных обезьянок, сейчас практически сошедшее на нет. Популяризовано писателем Юрием Михайловичем Магалифом в сказке «Приключения Жакони» (1957 г.). Герой сказки — маленькая, робкая и наивная тряпичная кукла-обезьянка Жаконя, имя которой автор выводит из клички настоящей живой обезьяны Жако. Хотя по свидетельству другого писателя, Александра Куприна («Соловей», 1929 г.), в Петербурге еще до Первой мировой войны игрушечных рождественских обезьянок называли «жакоминками» по имени популярного итальянского клоуна и гимнаста Жакомино (Джакомо Чирени, 1884—1956), работавшего в санкт-петербургском цирке Чинизелли. Вполне вероятно, что дореволюционная «жакоминка» сократилась до «Жакони» и послужила источником для советской сказки.
Как бы то ни было, в 1959 г. ставится фильм-спектакль «Приключения Жакони». В начале 1960-х гг. на Ленинградском телевидении появляется познавательно-воспитательная детская передача «Тяпа, Ляпа и Жаконя». Тяпа и Ляпа — плюшевые медведи, а Жаконя, естественно, обезьянка, как в сказке Магалифа. И пел телевизионный Жаконя песню из книжки-источника. Только характером был совсем другой: активный, озорной и веселый проказник, настоящий любимец детворы. Не удивительно, что все дети хотели играть с Жаконей, а своих игрушечных обезьянок называли никак не иначе. И не только дети. Жаконями называли многих реальных обезьян. Так в советской космической программе проводились экспериментальные полеты макак-резусов, причем каждого следующего примата называли на следующую букву алфавита, начиная с «А» (Абрек). Естественно на букву «Ж» был космонавт Жаконя.

День рождения:

Место работы:

Основная информация

Языки:

Дедушка:

Контактная информация

Моб. телефон:

Карьера

Место работы:


Санкт-Петербургский Музей Игрушки
Санкт-Петербург, с 2018 г.
Главный хранитель

Личная информация

Деятельность:

Интересы:

Группы:

Жаконя Игрушкин

Жаконя Игрушкин запись закреплена
Санкт-Петербургский Музей Игрушки

Дорогие друзья, мы хотим рассказывать вам об игрушках как можно больше, вы можете нас найти на многих ресурсах:

☎

Наш телефон
89112750515

❗

Записывайтесь на коллективные, школьные и индивидуальные экскурсии:

Индивидуальная экскурсия до 5 человек. Стоимость 500 рублей с группы + входные билеты. Продолжительность 40 - 60 минут. Дети от 6 лет.

Коллективная экскурсия до 10 человек. Стоимость 1000 рублей + входные билеты. Продолжительность 40 - 60 минут. Дети от 6 лет.

Школьная экскурсия. Стоимость 1500 рублей с группы до 15 человек, возможно одновременное проведение экскурсии для 30 человек (деление на 2 группы по 15 человек). Продолжительность 40 - 60 минут. Дети от 6 лет.

Наталья Арт

💫
💫
💫
💫
🎉
🎁
🎈
🌸

Жаконя Игрушкин

Жаконя Игрушкин запись закреплена
Где провести выходные, Отдых, Развлечения

Среди работ, предоставленных на выставку авторами либо их наследниками, творения Романа Шустрова, чьи бронзовые ангелы стали одним из неформальных символов Петербурга, Виктора Григорьева, кинетическое искусство которого украшает наш город, Льва Сморгона, на игрушках которого выросло не одно поколение советских детей. В числе участников выставки такие значимые для петербургского искусства авторы, как Геля и Наталья Писаревы, Виктор Тихомиров, Александр Позин, Леонид Грольман, Олег Жогин, Софья Азархи, Наталья Бельтюкова, Мария Касьяненко, Татьяна Шубина, Игорь Кравцов, Татьяна Чурсинова, Татьяна Зусес, Михаил Гавричков, Надежда Эверлинг, Светлана Витковская, Ксения Шинковская, Валериус, Игорь Князев, Алексей Кирьянов, Надежда Багаева, Анка ЛТФ.

На выставке вы увидите авторские игрушки, живопись, скульптуру, текстильные панно, соц-арт и многое другое.

Жаконя Игрушкин

Жаконя Игрушкин запись закреплена
Санкт-Петербургский Музей Игрушки

"Карманные" французские куклы.

"Крошки" или куколки Mignonnette - крохотные куколки до 20 сантиметров в высоту, из не глазурованного, то есть матового фарфора, с поворачивающимися ручками и ножками, появились 1860-х годах в Париже. Обычно таких куколок делали из фарфора полностью, что крайне редко встречалось среди фарфоровых кукол Франции и Германии, особенно двадцатисантиметровых.
Показать полностью.

Фердинанд Састрак - первый фабрикант, который запатентовал изготовление и продажу таких малышек. Састрак использовал шарнирную технологию, то есть поместил в ручки и ножки кукол деревянный шарик, с помощью которого конечности могли сгибаться и двигаться во все стороны, и из-за этого конечности были слегка длиннее, чем нужно. Интересно то, что даже, когда от шарика решили отказаться, длину конечностей оставили - это стало изюминкой кукол.

Глаза кукол были стеклянными и не закрывающимися, лица расписывались вручную, парики делали из натурального мохера. Самые ранние малышки – босые, без обуви, затем с 1870-х им стали рисовать туфельки, а с конца XIX века обувь для малышек стали шить.

Французский журнал "La poupee modele", благодаря которому у кукол появилось их название, предлагал читателям выкройки платьев, шляпок и обуви для красавиц. В журнале можно было найти чертежи кукольной обстановки, которую можно было склеить из картона: куклам можно было сделать мебель, карету, домик и даже театр.

Куклы продавались в красивых шкатулках, с целым набором костюмов и изящных аксессуаров. Позже "крошками" стали называть не только полностью фарфоровых малюток, но и более дешёвых куколок с фарфоровой головой и телом из композита. Сегодня так называют антикварных кукол-девочек ростом до 20 см.

Жаконя Игрушкин

Жаконя Игрушкин запись закреплена
Санкт-Петербургский Музей Игрушки

"MADE IN ITALY". Истории кукол, выпущенных в Италии с 1880 по 1979 годы.

Тема до сих пор мало изучена. Самой знаменитой фирмой остающейся на слуху является - LENCI, однако, это далеко не единственная фирма Италии.
Показать полностью.

Самым плодотворным оказалось время между двумя мировыми войнами, когда в 1919 году началась история фирмы Ленчи. Ее взлет был столь быстрым и вдохновенным, что сподвиг менее крупных производителей заняться плагиатом фетровых шедевров: Alma, Margot, Messina, Eros, Marazzi.

В 1926-м на кукольном небосклоне Италии на девять лет засверкала еще одна яркая звезда - Burgarella. Основателем фирмы стал скромный сицилийский подрядчик по имени Gaspare Burgarellа. Он открыл офис в Риме и подписал контракт об эксклюзивном сотрудничестве с великолепным художником Ferdinando Stracuzzi. Количество выпущенных кукол было ограниченным, они были очень качественными, дорогими и благородными. Каждую Стракузи расписывал лично. Самое необычное - пожалуй, глаза: индивидуальная работа живописца, использовавшего девять оттенков красок только для глаз, в которых светилась какая-то притягательная светлая печаль. Кроме того, для производства этой куклы был разработан специальный материал, похожий на композит, но более блестящий, плотный и гладкий. Дизайн тел тоже был оригинальным, с довольно реалистичными пропорциями, иногда даже с половыми признаками. Несмотря на цены, продукция Burgarella была очень востребована не только в Италии, но и за рубежом. Эти куклы стали своего рода детищем эпохи ар-деко, - даже их одежда выдержана в расцветках, популярных в модных журналах того времени: сочетание темных и светлых цветов, пурпурный, желтый, синий, черный и белый.

В 30-х и 40-х годах - спад кукольного производства в Италии: сказывались дефицит сырья, недостаток квалифицированной рабочей силы и богатых инвесторов. В то время только две фирмы продолжали "держать марку": Furga из Ломбардии и Ленчи из Пьемонта. Но с появлением пластика итальянский рынок оживился, промышленность активно подхватила новинку. Вновь созданные компании Sebino, Migliorati, Italo Cremonta, FIBA, Effe, Gabar, Zanini&Zambelli потеснили старые.

Ленчи какое-то время держалась, однако со временем подчинилась современным стандартам. Так, дочь основателей Ленчи - Анили, продолжая работать с фетром, стала использовать и целлулоид. Многие производители (Francesco Bardelli, Sita Montoli, Industria Nazionale di Celluloide, SAMCO и другие) просто копировали немецкие образцы, стараясь противостоять засилью германского рынка.

После войны в Италии появилась взрослая кукла-леди - нечто вроде итальянского варианта будущей Барби, но только старше Барби. Этот образ - совсем "не гламурный", ироничный и несерьезный - создали художники, муж и жена Golia. Все произошло довольно спонтанно: они получили заказ на оформление витрин для преподавания истории костюма, и придумали такую декоративную куклу, которой позже заинтересовались и фабриканты.

С 1960-х годов итальянские промышленники развернулись в полную силу. Такие бренды, как Furga and Bonomi, получили столь широкое распространение в зарубежных странах, что некоторые местные производители стали разрабатывать стратегии для ограничения их напористого внедрения. Марка "сделано в Италии" предлагала хорошее качество и привлекательные цены, поэтому даже некоторые французские предприниматели становились их эксклюзивными представителями. Однако в конце 1970-х - почти вся кукольная отрасль не только Италии, но и Европы - остановилась. Время глобализации с ее глобальными масштабами производства, губительно для большинства маленьких и средних промышленников.

8.01.2012 г -Популярный итальянский пупс Чиччобелло (Cicciobello) отмечает свое 50-летие. Игрушку, воспроизводящую новорожденного ребенка в натуральную величину, придумал в 1962 году Джервазио Кьяри - основатель фабрики игрушек Себино (в провинции Брешии). С тех пор пупс является одной из самых любимых кукол итальянских девочек. По случаю «золотого» юбилея до 8 января 2013 игрушке выделена выставочная витрина в крупнейшем универмаге Милана Rinascente, на площади Дуомо. Здесь представлены все варианты этой куклы, начиная с самой первой модели 1962 года. Тут же находятся и другие модели Чиччобелло, появившиеся позже, способные ходить, ползать, пить, требующие смены подгузников и снабженные комплектом необходимых аксессуаров для маленькой мамы: термометром, сосками, медикаментами.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

-- я то эту передачу отлично помню ))
. " Все сберегут библиотеки " .

"Все кругом говорят: «Жаконя, Жаконя!» А кто такой Жаконя -
никто толком и не
знает."

(Юрий Магалиф "Приключения Жакони")

Любимой игрушкой моей старшей сестры была плюшевая обезьянка. По-моему, она до сих ее хранит. Сила детской любви оставила проплешины
на шоколадной шкурке, а байковая мордочка и вовсе протерлась до дыр, но обезьянка неизменно сидела на самом видном месте
в сестрином уголке.
Звали обезьянку Жаконя. На мой недоуменный вопрос, откуда взялось такое имя, сестра, как само собой разумеющееся, сообщила:
"Была такая передача".

"Тяпа, Ляпа и Жаконя" к тому времени уже переселились в архив Ленинградского телевидения, у меня и моих сверстников были другие передачи,
и вряд ли кто-нибудь из нас распевал самоуверенный рефрен "Жако-о-о-ня молодец!" Но причина появления в доме игрушечной обезьянки была,
безусловно, понятной и уважительной.

Правда, она все равно не объясняла странного имени. Ссылка на книгу о приключениях одноименной тряпичной обезьянки тоже не показалась
мне веской: имя героя в ней было уменьшительным от Жако. Обезьянка Жако - абсурд! Жако - освященное временем имя для попугаев, чудесный
рассказ Сергея Воронина не оставлял в этом сомнений. А обезьянка
должна была бы называться Читой или, на худой конец, Чи-чи.

Обезьяна Чи-чи-чи

За веревку дернула

А может быть, истоки загадочного имени кроются в событиях столетней давности, происходивших в месте, над которым сияло волшебное слово "Чинизелли"?

К началу двадцатого века цирк Чинизелли стал одним из популярнейших городских
аттракционов, где субботними вечерами собирался весь веселящийся Петербург: от гостей царской ложи до уличных мальчишек, пробравшихся на галерку. У Чинизелли выступали лучшие цирковые артисты со всего мира, представления часто обновлялись и всегда были тщательно продуманы и оригинальны.
Одним из многолетних любимцев петербургской публики был итальянский клоун и гимнаст Джакомо
Чирени, выступавший под сценическим именем Жакомино.

Жакомино_фото.jpg


По воспоминаниям Дмитрия Альперова, Жакомино начал свою карьеру акробатом, позднее, по настоянию антерпренера, перейдя на амплуа клоуна-коверного. Именно эта роль принесла артисту невероятную популярность у петербургской публики. Он создал своеобразный жанр "коверного рыжего", которого впоследствии очень много копировали, но не всегда удачно.

До Жакомино "рыжие" старались вызвать только смех. Жакомино объединил в своих выступлениях акробатику, езду, дрессировку, музыку, прыжки с комическими репризами, использовав все свои данные даже в создании костюма и маски. Жакомино поражал публику своими прыжками сальто-мортале через трех слонов или шесть лошадей. Другими сложнейшими технически номерами были: сальто-мортале с оркестра на манеж, прыжки на бамбуковой палке, падения-каскады с большой высоты. Все это перемежалось великолепным исполнением итальянских народных песенок.

Петербург обожал Жакомино, и его бенефисы назначались заранее на три дня подряд. Билеты шли нарасхват. Бенефицианта засыпали цветами и подарками. Человек необычайно ловкий, подвижный, он выполнял все трюки в быстром темпе, всегда чисто и внешне легко. Заканчивая номер, он обращался к публике с неизменным "Чепуха!", произнося это так, что зритель, встречая на улице Жакомино, невольно вслед ему говорил: "Чепуха!"

Это был человек небольшого роста, суховатый, мускулистый, неизменно добродушный и заразительно веселый. Он бывал везде: в собраниях, в клубах, в литературных кругах, рассказывал повсюду о цирке, приглашал в цирк нужных и интересных людей. Знали его все. Многие столичные литераторы и художники дорожили дружбой с ним, но особенно сердечные отношения сложились у Жакомино с Александром Куприным. Александр Иванович Куприн, как известно, был большим поклонником циркового искусства: "Там человек, каков он есть на самом деле: сильный, смелый, подымает тяжести, прыгает, скачет на лошади, в каждом движении его — пение и красота жизни".

газета.jpg

Жакомино скоро стал своим человеком в гатчинском доме Куприных, желанным гостем, баловавшим маленькую дочь писателя многочисленными подарками и рассказывавшим немало всяких интересных случаев из цирковой жизни. Однa из таких историй легла в основу трогательного рассказа Куприна "Слон". А
Жакомино он посвятил рассказ "Соловей", в котором есть весьма примечательные строки:

". синьор Джакомо Чирени, он же клоун Жакомино, артист, который так завидно был любим петербургской детворой, что в игрушечных магазинах называли рождественских плюшевых обезьянок не иначе как Жакоминками. Это дети так научили взрослых: "Мама, купи мне Жакоминку. "

Возможно, плюшевые обезьянки обзавелись новым именем благодаря одному из номеров Жакомино, который был обязан своим появлением Куприну, точнее, его старшей дочери от первого брака, Лиде.

По воспоминаниям первой жены писателя, летом 1913 года на ее дачу зашел бродячий артист с дрессированной обезьяной, устроивший для детей маленькое представление. После представления он уговорил хозяев купить обезьянку. Обезьяна оказалась с норовом, натворила бед в доме, к тому же обнаружилось, что она терпеть не могла женщин. Лида, после развода родителей жившая с матерью, но поддерживавшая теплые отношения с отцом, предложила отдать обезьяну ему на попечение:

"— У папы в Гатчине теплый чердак, — сказала Лида, — и там можно поместить Марью
Ивановну. Папа любит зверей, он возьмет обезьяну с удовольствием.

— Поезжай к папе, спроси его и обязательно предупреди, что Марья Ивановна злая и
женщин к себе не допускает. Поэтому ни тете Лизе, ни Ксении к ней подходить
нельзя: она может броситься на них и укусить…

Лида отправилась в Гатчину. Александр Иванович позвонил мне по телефону, чтобы
дворник привез к ним Марью Ивановну.

Первую ночь Куприны решили оставить обезьяну в гостиной. Наутро вся обивка
мебели была разодрана в клочки. Узнав об этом, я позвонила Елизавете Морицевне.
Оказалось, что Лида ничего не сказала им о коварном характере обезьяны. <. >
Когда Марья Ивановна натворила еще много других бед, Александр Иванович отдал ее
клоуну Жакомино. Жакомино сразу определил, что обезьяна очень талантлива, выдрессировал ее и стал
выступать с ней в цирке Чинизелли.

На одном из представлений в ложе бенуара сидела молодая, нарядная дама. По всей
вероятности, Жакомино был с ней знаком, потому что во время представления он
приблизился к барьеру и раскланялся с ней.

Заметив это, Марья Ивановна как стрела перемахнула через барьер и очутилась в
ложе. Она бросилась к женщине и стала рвать с ее головы шляпу.
Вслед за обезьяной устремился Жакомино. К счастью, он схватил обезьяну, прежде
чем она успела обезобразить лицо женщины.

После этого случая Жакомино отдал обезьяну в зоопарк.

Эта история послужила Куприну темой для рассказа
"Марья Ивановна",
который был напечатан в журнале «Рубикон» в 1914 году."

О дальнейшей судьбе Марьи Ивановны рассказала младшая дочь Куприна, Ксения:

"Когда клоуну Жакомино пришлось продать обезьянку в зоологический сад, она не растерялась. Однажды, перед глазевшими на нее зрителями, вспомнив уроки Жакомино, она стала проделывать курбеты и сальто. На нее посыпались конфеты, бананы и булки, что ей, разумеется, понравилось, и каждый раз, когда собиралось достаточно народа у клетки, Мария Ивановна показывала свое искусство. Постепенно она стала любимицей детворы."

Какими же были плюшевыми "жакоминки", которых так настойчиво выпрашивали петербургские дети? Может быть, маленькими заводными обезьянками, кувыркавшимися через голову, как Мария Ивановна в цирковом номере?

кувыркающаяся обезьянка.jpg

Таких кувыркающихся обезьянок можно было купить и в советское время.

Но скорее всего, "жакоминками" были мягкие немецкие игрушки, долгие годы пользовавшиеся не меньшей любовью, чем плюшевые мишки. Они почти не изменились с годами, и отечественные образцы шестидесятых мало отличались от немецкого оригинала начала века.

Именно такой была игрушечная обезьянка моей сестры: бескостное тельце из шелковистого плюша, желтоватые ладошки и мордочка с розовой смущенной улыбкой. В ней не было разухабистого удальства книжного Жакони, но каждый ее стежок, каждый изгиб бархатистой ладошки дышал бережной нежностью. Мне кажется, работницы игрушечной фабрики любили своих обезьянок не меньше, чем маленькие покупатели. У этих игрушек была душа. Они были созданы, чтобы делить горе и радость своих владельцев. У них были человеческие судьбы.

Маленькое отступление: реликвия

Обезьянка из блокады.jpg

"Катеньке было три с половиной года. У неё была весёлая, дружная семья: мама, папа, брат и сестра. Папа Кати был футбольный судья. Он ездил по разным городам и судил матчи. Незадолго перед войной он был в Германии и получил в подарок игрушку - обезьянку, привез её своей маленькой Катюше. Немецкая обезьянка стала любимицей. Ей восхищалась вся коммунальная квартира. Ещё бы! Такой игрушки не было ни у кого. Катя с ней не расставалась, она носила её за лапу, за хвост, за голову, но обезьянка всегда была с ней: за столом, на прогулке, в постели. Но вот пришла страшная война. Блокада. Уже закончились все припасы, вода, дрова. На родителей смотрели голодные глаза их детей. И они отдавали свои крохи хлеба детям. Сначала умерли родители, затем один за другим
стали умирать дети. Когда соседи из-под груды тряпья вынули тело Кати, рядом была обледеневшая от постоянной сырости и мороза обезьянка. Лапы у обезьянки были обкусаны. Это страшно, но так обезьянка поддерживала Катю в последние часы её короткой жизни. От постоянных перепадов температуры, большой влажности и холода опилки обезьянки намокли, и это была та влага, которой питалась малышка.

Эта обезьянка уже была не просто игрушкой, а реликвией квартиры. Взрослые решили отдать её девочке-соседке, которую ждала та же участь, что и Катю, если бы не полуторка нашего прадедушки. И вот эта девочка сидела в машине и вывозила игрушку-реликвию из блокады. Теперь Иван Дубров спасал не только жизнь, надежду, но и память. "

Косвенно в пользу второго варианта говорит настоящий Жаконя - маленькая тряпичная обезьянка, принадлежавшая жене Юрия Магалифа, Ирине Михайловне Николаевой, петербурженке-ленинградке.
Эту игрушку сшила в 1912 году ее мать, в подарок на первый день рождения. Наверное, матери хотелось, чтобы у ее девочки была игрушка, непохожая на покупных "жакоминок", особенная, сделанная любящими руками. Самая дорогая.

Маленькая, размером с ладонь обезьянка в нарядном костюмчике сопровождала Ирину Михайловну всю жизнь, стала ее талисманом, хранителем в страшные блокадные дни, когда умерли от истощения ее родители и старшая сестра. Игрушечную обезьянку Ирина Николаева привезла с собой в Новосибирск. В Новосибирской филармонии Ирина Николаева работала концертмейстером. В 1946 году на работу в филармонию поступил после освобождения из лагеря Юрий Магалиф. Детство и юность Юрия Магалифа прошли в Ленинграде, и это сблизило двух свежеиспеченных сибиряков. Вскоре они поженились. Юрий Михайлович и Ирина Михайловна прожили вместе 47 лет, трогательно заботясь друг о друге. Тряпичная обезьянка оставалась маленькой семейной реликвией, памятью о далеком, утраченном доме.

"И тогда Мама сшила из кусочков меха, фланели и коричневого сукна маленькую-премаленькую забавную обезьянку… У шестилетнего Мальчика было много игрушек — и сабля, и кубики, и заводной автомобиль, и конь-качалка… Но больше всего ему нравился Жаконя!"

"Сказка "Приключения Жакони" задумывалась для радиопередачи, - вспоминал Ю.Магалиф. - Писалась быстро, легко. Она дорога для меня тем, что тряпичная обезьянка действительно существует - живет в коробочке, а коробочка бережно хранится в шкафу. Жаконе более полувека, он единственное (если не считать двух-трех фотографий) напоминание о далеком детстве, о доблокадной ленинградской жизни, к этой тряпичной куколке прикасались материнские руки. В нашей семье - давний культ Жакони. Могу ли я относиться равнодушно к этому невыдуманному сказочному персонажу?"

("Писатели о себе", Западно-Сибирское кн.изд-во, 1973).

Конец блестящей карьере Жакомино положила революция. Джакомо Чирени покинул Россию, некоторое время работал в Голливуде и европейских антерпризах. В 1930 году великолепный Жакомино оставил сценическую деятельность.

Он умер через четверть века, в 1956 году. Спустя несколько лет на представление советского цирка, гастролировавшего в Италии, пришла женщина. Она настойчиво стремилась поговорить с популярным тогда клоуном Карандашом. Итальянка, оказавшаяся родственницей Джакомо Чирени, передала советскому артисту несколько старых фотографий, запечатлевших Жакомино с его русскими друзьями. Это был знак благодарности за любовь и доброе отношение зрителей к Жакомино в России.

"На днях я рылся в бумажном мусоре, отыскивая какой-то неважный документ, и - вот - нашел эту фотографическую группу, которая лет уже девять как не попадалась мне на глаза, и я о ней забыл окончательно.

Почему-то теперь, глядя на нее, я вздохнул так глубоко, так нежно и так грустно. "

Журнал "Советский цирк" посвятил памяти клоуна специальную статью, коллекционеры до сих пор хранят старые афиши и открытки с Жакомино, а у кого-то, наверное, до сих пор живет потрепанная плюшевая обезьянка с чудны́м именем "жакоминка".

Читайте также: