Игрушка проектируется и создается по законам красоты

Обновлено: 26.04.2024

В статье рассматриваются вопросы роли игрушки в жизни ребенка, и в частности анималистической игрушки . Подробно излагается процесс проектирования игрушки, определены этапы проектной работы, которые приведут к наилучшему результату при создании анималистической игрушки , соблюдая последовательность действий и рекомендаций.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Баранова Д.Н.

Анималистический жанр в ХХ веке. Взгляды художников на мир животных. Вопросы анималистического искусства в их теории

История развития Сергиево-Посадского института игрушки и его роль в области подготовки специалистов по созданию игрушки

DESIGNING OF ANIMALISTIC TOY BY STUDENTS OF THE SERGIEV POSAD INSTITUTE OF TOYS

The article discusses questions about the toy in general and the animalistic toy , in particular, about its role in the life of a child. The text describes in detail the process of designing a toy, identifies the stages of design work that will lead to the best result when creating an animal toy, following the sequence of actions and recommendations.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ АНИМАЛИСТИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ СТУДЕНТАМИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ИНСТИТУТА ИГРУШКИ»

Баранова Д.Н., член Творческого союза художников России, заведующий кафедрой профессиональных дисциплин, Сергиево-Посадский институт игрушки - филиал Высшей школы народных искусств (академии), 141314, Сергиев Посад, Северный проезд, д.5, e-mail: dasha. baranova.69@mail. ru

Проектирование анималистической игрушки студентами Сергиево-Посадского института игрушки Designing of animalistic toy by students of the Sergiev Posad institute of toys

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы роли игрушки в жизни ребенка, и в частности анималистической игрушки. Подробно излагается процесс проектирования игрушки, определены этапы проектной работы, которые приведут к наилучшему результату при создании анималистической игрушки, соблюдая последовательность действий и рекомендаций.

Ключевые слова: анималистика, анималистическая игрушка, проектирование, художественная выразительность, художественный проект.

Abstract. The article discusses questions about the toy in general and the animalistic toy, in particular, about its role in the life of a child. The text describes in detail the process of designing a toy, identifies the stages of design work that will lead to the best result when creating an animal toy, following the sequence of actions and recommendations.

Keywords: animalism, animalistic toy, design, artistic expression, art project.

Создание любой игрушки, в том числе и анималистической, - процесс сложный. Игрушка обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений социальной, духовной, нравственной культуры человечества. Являясь особой формой жизни ребёнка, она осуществляет его связь с окружающим миром [5, с. 49]. В творчестве дизайнера, проектирующего различные виды игрушек, соединяются изобразительное и декоративное искусство, конкретное и условное изображение. Дизайнер игрушки совмещает в себе способность к образному мышлению и умению материализовать свои замыслы в различных материалах.

«Изображение животного принадлежит к разделам искусства, требующим большого труда. Животный мир - очень сложное явление природы» [1, с. 67]. Название данного жанра происходит от латинского слова «анима» - «животное», к которому относятся живописные произведения, произведения декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных, а также скульптура, графика.

Человек с глубокой древности изображал животных и птиц, выполняя их из глины, камня и других материалов. В произведениях художников Китая и Японии изображения животных, птиц, насекомых, рыб, зверей можно увидеть в графике, скульптуре, произведениях декоративно-прикладного искусства. Начиная с эпохи Возрождения, художники выполняют с натуры зарисовки животных, в Голландии изображение животных выделяется в отдельный жанр изобразительного искусства.

В русском и советском искусстве многие художники обращаются к анималистике. «В XIX веке в России уже сформировалось такое направление в искусстве, как анималистика, однако в игрушке изображения животных, не считая народного творчества, было достаточно редким» [4, с. 28]. В книге для учителей «Изображение птиц и зверей» Г.Н. Карлов отмечает: «В наше время в декоративно-прикладное искусство широко вошли новые темы, отразившие новые научные открытия, усложнившиеся человеческие отношения, но они не вытеснили образов животных» [2, с. 178].

В XXI веке изготовление анималистической игрушки не потеряло своей актуальности. Анималистическую игрушку выпускают промышленные предприятия: ООО «Русский стиль Подмосковья», Московский завод игрушек «Огонек», фабрика игрушек «Весна», ООО «Елочка» и другие. Так художником фабрики игрушек «Весна», выпускницей СПИИ ВШНИ был создан набор игрушек из ПВХ-пластизоля «Животные леса», разработаны и запущены в производство фигурки отдельных животных для детей младшего возраста (рис. 1,2).

Рис. 1. Набор «Животные леса» Рис.2. Игрушка Сивка-Бурка

В 30-е гг. ХХ столетия профессиональные художники-анималисты начинают активно сотрудничать с Научно-экспериментальным институтом игрушки (г. Загорск) и пробуют создавать новые виды игрушки. Произведения известных художников В.А. Ватагина, Д.В. Горлова, хранящиеся в Художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрама (г. Сергиев Посад), были связаны с игрушкой. Созданные В.А. Ватагиным и Д. В. Горловым игрушки (рис. 3,4) свидетельствуют о внимании к натуре, бережном отношении к живым «природным» формам, умении создавать на их основе яркие пластические образы, близкие и понятные детям. Познавательной задаче были подчинены почти все средства художественной выразительности: правдиво и точно передавался цвет,

фактура, давались верные объективные характере животных и птиц.

Рис. 3. Горлов Д.В. Баран. Папье-маше, дерево, роспись. ХПМИ им. Н.Д. Бартрама

представления о внешнем облике и

Рис. 4. Ватагин В.А. Гусь. Дерево, роспись. ХПМИ им. Н.Д. Бартрама

Многие художники отмечали, что образ животных в искусстве глубоко воздействует как на взрослого, так и на ребенка. Игрушка не должна быть точной копией объекта, а его декоративной переработкой.

Для того чтобы создать подлинно художественный образ анималистической игрушки, необходимы знания по пластической анатомии животных и птиц, умение перерабатывать реальный образ в декоративный, подбирать необходимый материал для передачи фактуры, объема, пластики.

Более 70 лет Сергиево-Посадский институт игрушки - филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» готовит специалистов по проектированию различных видов игрушек. Проектирование - основа профессиональной подготовки дизайнера, позволяющее последовательно овладевать основными профессиональными методами [6, с. 399]. Разрабатывая игрушки, будущие дизайнеры должны учитывать многие факторы: возраст, функциональность, эстетические и технологические требования.

Программы дисциплин «Основы проектирования и моделирования игрушки» и «Проектирование образной игрушки» включают раздел «Анималистическая игрушка».

В процессе создания образов животных студенты изучают работы художников-анималистов: И.С. Ефимова, В.А. Ватагина, Д.В. Горлова, В.В. Трофимова, Е.И. Чарушина, размещенные на экспозиции Художественно -педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама.

В 2020 году в ХПМИ имени Н.Д. Бартрама прошла выставка «Хозяин леса», на которой можно было увидеть анималистические игрушки из различных материалов: глины, папье-маше, дерева, ткани, пластмассы. Так, представленные на выставке фигурки медведей «живут» человеческой жизнью: ловят рыбу, рубят дрова, качаются на качелях, осваивают космос и компьютер (рис. 5). Такой прием как очеловечивание персонажей применяется студентами при проектировании игрушки и, как правило, это персонажи русских сказок.

Рис.5. Афиша выставки ХПМИ имени Н.Д. Бартрама «Хозяин леса», 2020 г.

При разработке анималистической игрушки важно сохранить образ животного, его узнаваемость, пластику, характерные черты. «При выполнении задания с новой творческой темой перед студентами стоит задача отразить многообразие и звучание окружающей действительности посредством передачи явлений, форм и их качеств, свойств, состояния, положений в пространстве. опираясь на композиционные закономерности. » [7, с. 115].

При разработке проектов студенты тщательно изучают технологию изготовления игрушек из различных материалов, а также свойства материалов: пенополистирол, ПВХ-пластизоль (поливинилхлорид), пленка ПВХ, папье-маше, ткань, мех, которые влияют на степень моделировки формы. Так игрушка из папье-маше по форме будет более условная, без мелких деталей; в игрушке из материала ПВХ-пластизоль моделировать фигурки можно с проработанными деталями и рельефом; для стеклянной елочной игрушки характерны обтекаемые формы, без четких линий; в то же время елочная игрушка из полимерных материалов может иметь более сложный рельеф и форму. Свойство материала надо учитывать и при проектировании мягконабивных игрушек. Соответствие формы и материала выступает как один из ведущих принципов формообразования [6, с. 429].

Разработка нового образца игрушки проводится в несколько этапов, каждый из которых имеет особенности: предпроектные исследования; проектное моделирование игрушки: создание объема, пластики, пространства.

На первом (подготовительном) этапе происходит сбор материала: исследуются аналоги, прототипы, промышленные образцы игрушек. Изучение животного предполагает выполнение натурных зарисовок, с характерными позами, движениями, повадками и т.д.

Анализируя собранный материал, важно определить новизну проектируемой игрушки, потребность ребенка в данном виде игрушки, учесть технологические возможности и возможности материалов. Разработка различных вариантов образца игрушки в процессе эскизирования, включает рисунки общего вида игрушки и ее проекции. Разработки цветового проекта включают поиск различных сочетаний, создание целостного

При моделировании игрушки возможно ее выполнение в масштабе, однако окончательный проект должен быть в натуральную величину.

Выполнение графического проекта является важной составляющей дизайн-проектирования, где демонстрируется окончательный вариант модели игрушки, включая схему сборки, описание технологических характеристик материала, выбираются различные графические приемы, позволяющие информативно, творчески и профессионально выразить проектную идею.

«В профессиональной подготовке будущих художников в каждом конкретном виде традиционного прикладного искусства игрушка является необходимым предметом изучения и художественного отражения в собственных художественно-творческих работах студентов» [3, с. 7]. Только при условии соблюдения четкой последовательности действий и определенного алгоритма выполнения учебного задания можно добиться решения всех поставленных перед студентом творческих задач и получить хорошего специалиста, способного создать конкурентоспособную игрушку.

1. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. -Москва: Сварог и К, 1999. - 170 с.

2. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. Книга для учителя. -Москва: Просвещение, 1976. - 192 с.

3. Максимович В.Ф. Развитие Художественно-педагогического Музея игрушки как фактор совершенствования образования и культуры России // Музей - универсальное культурно-образовательное пространство: теория и практика. Монография / Общ. науч. ред. Л.М. Ванюшкиной. -Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015. - С. 7-10.

4. Мельникова Е.В. Отражение раннего периода творчества художника-анималиста Д.В. Горлова в собрании Музея игрушки / Историческая, художественная и педагогическая сущность игрушки. К 100-летию Художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама: коллективная монография / Под науч. ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 166 с.

5. Озерова О.В. Содержание профессионального образования в области игрушки: специальность 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)»: диссертация на соискание кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2016. - 193 с.

6. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для вузов / С.А. Васин, А.Ю. Талащук, В.Г. Бандорин, Ю.А. Грабовенко, Л.А. Морозов, В.А. Редько / Под ред. С.А. Васина, А.Ю. Талащука. - Москва: Машиностроение-1, 2004. - 692 с., ил.

7. Федотова О.В., Шамрай Н.Н. От замысла к воплощению. Творческие этапы создания художественно-графического проекта // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 3. - С. 113142

1. Vatagin V.A. Izobrazheniye zhivotnogo. Zapiski animalista. M.: Svarogi K, 1999. - 170 s.

2. Karlov G.N. Izobrazheniye ptits i zverey. Kniga dlya uchitelya. M.: Prosveshcheniye, 1976. - 192 s.

3. Maksimovich, V.F. Razvitiye Khudozhestvenno-pedagogicheskogo Muzeya igrushki kak factor sovershenstvovaniya obrazovaniya i kul'tury Rossii / Muzey - universal'noye kul'turno-obrazovatel'noye prostranstvo: teoriya i praktika. Monografiya / Obshch. nauch. red. L. M. Vanyushkinoy. - SPb.: VSHNI, 2015. -S. 7-10.

4. Mel'nikovaYe.V. Otrazheniye rannego perioda tvorchestva khudozhnika-animalista D.V. Gorlova v sobranii Muzeya igrushki./ Istoricheskaya, khudozhestvennaya i pedagogicheskaya sushchnost' igrushki. K 100-letiyu Khudozhestvenno-pedagogicheskogo muzeya igrushki imeni N.D. Bartrama: kollektivnaya monografiya / Pod nauch. red. V.F. Maksimovich. - SPb.: VSHNI,

5. Ozerova O.V. Soderzhaniye professional'nogo obrazovaniya v oblastiigrushki: spetsial'nost' 13.00.08 - «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya (pedagogicheskiye nauki)»: dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk . - Sankt-Peterburg, 2016. - 193 s.

6. Proyektirovaniye i modelirovaniye promyshlennykh izdeliy: Ucheb. Dlya vuzov / S.A. Vasin, A.YU. Talashchuk, V.G. Bandorin, YU.A. Grabovenko, L.A. Morozov, V.A. Red'ko / Pod red. S.A. Vasina, A.YU. Talashchuka. - M.: Mashinostroyeniye-1, 2004. - 692s., il.

7. Fedotova O.V., Shamray N.N. Ot zamysla k voploshcheniyu. Tvorcheskiye etapy sozdaniya khudozhestvenno-graficheskogo proyekta [Elektronnyyresurs] // Traditsionnoye prikladnoye iskusstvo i obrazovaniye. -

Творческая Мастерская - igRUxa

Творческая Мастерская - igRUxa

Творческая Мастерская - igRUxa запись закреплена

😊

ЧИТАТЬ ТЕМ, КТО НЕ ЗНАЕТ ВИДЫ И ФУНКЦИИ ИГРУШЕК!

Выделяют разные типы и виды игрушек, необходимые ребенку на разных этапах его взросления и становления.

На сегодняшний день нет единой классификации.
Возможна классификация игрушек на развивающие; сюжетные, или образные(куклы и игры с ними(мебель, хоз.инвентарь) игрушки изображающие животных, птиц); технические или конструктивные(транспорт, бытовая техника); спортивные; театральные и музыкальные; дидактические; игрушки-самоделки и игрушки-забавы(танцующий мишка, клюющая курочка). К ним можно добавить декоративные игрушки, а также игрушки, выполняющие культово-магические функции.

В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций.
Эмоциональная.
Эмоции ребенка в младенческом возрасте, в раннем и дошкольном детстве являются важнейшей формой психических проявлений, дети воспринимают все, в основном, на эмоциональном уровне.

Культурологическая.
Игрушка является объектом культуры, отражая уровень материальных и духовных достижений общества на том или ином уровне развития, национальные, этнические особенности того или иного народа.

Эстетическая.
Игрушка проектируется и создается по "законам красоты". У детей младшего возраста эстетическая привлекательность чуть ли не самый главный критерий в выборе той или иной игрушки.

Гуманизирующая.
Игрушка создает благоприятные условия для развития потенциальных способностей детей, что является одним из проявлений гуманизма. Роль игрушки в этом процессе настолько велика, что у нас в последнее время появилось устойчивое словосочетание "развивающая игрушка".

Воспитательная.
Игрушка воспитывает сознательное отношение детей к ценностям этого мира и в то же время отражает ценности, которые господствуют в данном обществе или в определенной социальной прослойке. Педагогическая задача дидактических игр с игрушками - проверять, уточнять, расширять знания детей, развивать у них память, внимание, сообразительность.

Креативная.
Игрушка, выступающая в роли объекта проектирования, обуславливает творческий процесс, являясь его средством. Это свойство игрушки используется в учебном процессе, когда ставится задача активизировать творческие способности ученика, повысить его интерес к учебе.

Когнитивная.
Игрушка является материализованными инвариантами знаний о мире и способствует познанию предметно - пространственной среды на этапе обобщения образов и восхождения мыслительной деятельности ребенка от конкретного к абстрактному. Дети анализируют структуру, конструкцию, ощупывают материалы, из которых изготовлена игрушка, исследуют функциональные возможности, способы соединения (прежде всего их прочность) и многое другое.

Информационная.
Игрушка является для ребенка источником информации о предметном мире.Иногда эту функцию называют познавательной, подчеркивая ее значение для общего развития ребенка.

Функциональная.
Ребенок очень рано узнает основное назначение игрушки. Мы даем ее в руки и говорим: "Играй" и показываем имитацию истинного назначения этой вещи в жизни - машину катим, куклу качаем, мячик подкидываем и т.д. Это позволяет ребенку очень рано познать функциональное назначение многих сложных вещей.

Технологическая.
Игрушка является показателем уровня технологических достижений общества. Прежде всего, это материалы, из которых изготовляются игрушки.

Образовательная.
Игрушка используется как дидактическое средство в обучении учащихся различным учебным предметам и служит источником знаний.

Формирование воображения.
Она очень ярко проявляется в ролевых и сюжетно-режиссерских играх. Игрушка практически никогда полностью не воспроизводит предмет, который изображает, она имеет условный характер и открывает простор для домысливания и фантазии.

Коммуникативная функция.
С помощью общения с игрушкой ребенок выражает потребность оказать воздействие и попытаться изменить окружающий его мир, выразить радость, любовь, боль, сделать доброе дело.

Символическая функция предмета - игрушки - действия с нею символизируют ее назначение. Операции, будучи не результативными, а символическими, являются по своему содержанию условноорудийными.

Все эти функции могут реализовываться как одновременно, так и последовательно.
У ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

У нас ты найдешь много интересных и полезных советов для себя. и для своих друзей.

И не забудь поставить лайк и сделать репост- что бы не потерять эту информацию.

Наталья Золотарь

Наталья Золотарь

Наталья Золотарь запись закреплена
Творческая Мастерская - igRUxa

😊

ЧИТАТЬ ТЕМ, КТО НЕ ЗНАЕТ ВИДЫ И ФУНКЦИИ ИГРУШЕК!

Выделяют разные типы и виды игрушек, необходимые ребенку на разных этапах его взросления и становления.

На сегодняшний день нет единой классификации.
Возможна классификация игрушек на развивающие; сюжетные, или образные(куклы и игры с ними(мебель, хоз.инвентарь) игрушки изображающие животных, птиц); технические или конструктивные(транспорт, бытовая техника); спортивные; театральные и музыкальные; дидактические; игрушки-самоделки и игрушки-забавы(танцующий мишка, клюющая курочка). К ним можно добавить декоративные игрушки, а также игрушки, выполняющие культово-магические функции.

В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций.
Эмоциональная.
Эмоции ребенка в младенческом возрасте, в раннем и дошкольном детстве являются важнейшей формой психических проявлений, дети воспринимают все, в основном, на эмоциональном уровне.

Культурологическая.
Игрушка является объектом культуры, отражая уровень материальных и духовных достижений общества на том или ином уровне развития, национальные, этнические особенности того или иного народа.

Эстетическая.
Игрушка проектируется и создается по "законам красоты". У детей младшего возраста эстетическая привлекательность чуть ли не самый главный критерий в выборе той или иной игрушки.

Гуманизирующая.
Игрушка создает благоприятные условия для развития потенциальных способностей детей, что является одним из проявлений гуманизма. Роль игрушки в этом процессе настолько велика, что у нас в последнее время появилось устойчивое словосочетание "развивающая игрушка".

Воспитательная.
Игрушка воспитывает сознательное отношение детей к ценностям этого мира и в то же время отражает ценности, которые господствуют в данном обществе или в определенной социальной прослойке. Педагогическая задача дидактических игр с игрушками - проверять, уточнять, расширять знания детей, развивать у них память, внимание, сообразительность.

Креативная.
Игрушка, выступающая в роли объекта проектирования, обуславливает творческий процесс, являясь его средством. Это свойство игрушки используется в учебном процессе, когда ставится задача активизировать творческие способности ученика, повысить его интерес к учебе.

Когнитивная.
Игрушка является материализованными инвариантами знаний о мире и способствует познанию предметно - пространственной среды на этапе обобщения образов и восхождения мыслительной деятельности ребенка от конкретного к абстрактному. Дети анализируют структуру, конструкцию, ощупывают материалы, из которых изготовлена игрушка, исследуют функциональные возможности, способы соединения (прежде всего их прочность) и многое другое.

Информационная.
Игрушка является для ребенка источником информации о предметном мире.Иногда эту функцию называют познавательной, подчеркивая ее значение для общего развития ребенка.

Функциональная.
Ребенок очень рано узнает основное назначение игрушки. Мы даем ее в руки и говорим: "Играй" и показываем имитацию истинного назначения этой вещи в жизни - машину катим, куклу качаем, мячик подкидываем и т.д. Это позволяет ребенку очень рано познать функциональное назначение многих сложных вещей.

Технологическая.
Игрушка является показателем уровня технологических достижений общества. Прежде всего, это материалы, из которых изготовляются игрушки.

Образовательная.
Игрушка используется как дидактическое средство в обучении учащихся различным учебным предметам и служит источником знаний.

Формирование воображения.
Она очень ярко проявляется в ролевых и сюжетно-режиссерских играх. Игрушка практически никогда полностью не воспроизводит предмет, который изображает, она имеет условный характер и открывает простор для домысливания и фантазии.

Коммуникативная функция.
С помощью общения с игрушкой ребенок выражает потребность оказать воздействие и попытаться изменить окружающий его мир, выразить радость, любовь, боль, сделать доброе дело.

Символическая функция предмета - игрушки - действия с нею символизируют ее назначение. Операции, будучи не результативными, а символическими, являются по своему содержанию условноорудийными.

Все эти функции могут реализовываться как одновременно, так и последовательно.
У ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

У нас ты найдешь много интересных и полезных советов для себя. и для своих друзей.

И не забудь поставить лайк и сделать репост- что бы не потерять эту информацию.

ВЫКРОЙКИ / ДЕКОРИРОВАНИЕ / ИДЕЯ / ИГРУШКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КОНСТРУКЦИЯ / ЛЕКАЛА / МАКЕТ / МОДЕЛЬ / ОБРАЗЕЦ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭСКИЗ / PATTERN / DECORATING / IDEA / TOY / INDIVIDUAL FEATURES / CONSTRUCTION / CURVE / SCALE MODEL / MODEL / SAMPLE / PROJECTING / SCETCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефьева Мария Викторовна

В данной статье рассмотрены теоретические основы проектирования текстильной функциональной игрушки . Статья ад­ресована преподавателям, студентам художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арефьева Мария Викторовна

Проектирование содержания программ обучения дизайнеров одежды с учетом проблем разработки развивающих игрушек из текстиля для детей с ограниченными возможностями здоровья

Проектирование коллекции как способ творческой самореализации и профессионального становления будущих конструкторов изделий легкой промышленности

История развития Сергиево-Посадского института игрушки и его роль в области подготовки специалистов по созданию игрушки

Теоретическое обоснование модели профессионального становления студентов на занятиях по основам дизайна и критерии оценки

Текст научной работы на тему «Проектирование и конструирование текстильной функциональной игрушки»

Проектирование и конструирование текстильной функциональной игрушки

В данной статье рассмотрены теоретические основы проектирования текстильной функциональной игрушки. Статья адресована преподавателям, студентам художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Ключевые слова: выкройки, декорирование, идея, игрушка, индивидуальные особенности, конструкция, лекала, макет, модель, образец, проектирование, эскиз.

Projecting and designing of a textiles functional toy

The present article deals with the theoretical basis of projecting and designing of a textiles functional toy. The author depicts correlation and succession of stages in projecting and designing of a textiles functional toy.

Key words: pattern, decorating, idea, toy, individual features, construction, curve, scale model, model, sample, projecting, scetch.

На протяжении многих лет обнаруживается стремление выявить сущность проектирования и изложить его в виде некоего стандартного метода.

Рассмотрим некоторые определения и формулировки процесса проектирования:

- «отыскание существенных компонентов какой-либо физической структуры» (Алексан-

- «целенаправленная деятельность по решению задач» (Арчер);

- «принятие решений в условиях неопределённости с тяжёлыми последствиями в случае ошибки» (Азимов);

- «моделирование предполагаемых действий до их существования, повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в конечном результате» (Букер);

- «определяющий фактор для тех частей изделия, которые вступают в контакт с людьми»

- «приведение изделия в соответствие с обстановкой при максимальном учёте всех требований» (Грегори);

- «осуществление очень сложного акта интуиции» (Джонс);

- «оптимальное удовлетворение суммы истинных потребностей при определённом комплексе условий» (Мэтчетт);

- «вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего» (Пейдж);

- «творческая деятельность, которая вызывает к жизни нечто новое и полезное, чего ранее не существовало» (Ризуик) [2, с. 21].

© Арефьева М.В., 2010

Приведённые выше определения различны, и всё же им свойственна одна общая черта: в них говорится не о результатах проектирования, а о его составных частях. Обратим внимание на определение художественного проектирования, исходящее не из течения самого процесса, а из его результатов. Возьмём за основу, что проектирование - «процесс, кладущий начало изменениям в искусственной среде» [2, с. 31].

Наряду с понятием «художественное проектирование» встречается понятие «художественное конструирование». Художественное проектирование является более широкой областью по созданию изделий, чем художественное конструирование, которое входит в него как составляющая часть.

Художественное конструирование - один из самых интересных видов художественного творчества. Во многих словарях даётся следующее определение: конструирование - создание конструкции чего-либо.

Художественное конструирование - это творческий метод и неотъемлемая составная часть процесса проектирования промышленных изделий. Оно направленно на эстетическое преобразование внешней среды. Сконструировать -это значит определить внешнюю форму каждой детали, цвет, фактуру, материал, композицию.

Как в проектировании, так и в конструировании обязательно должна присутствовать поисковая деятельность. Очень важно, чтобы студент имел чёткое представление конечного результата, того, что в итоге должно получиться.

В настоящее время выделяют три основных вида учебного конструирования:

- конструирование по образцу (или по предмету);

- конструирование по модели;

- конструирование по заданным условиям, проектирование.

Отдельными методистами выделяются такие виды конструирования, как тематическое конструирование и конструирование по замыслу. Однако в учебной деятельности они принимают черты конструирования по условиям.

Каждый вид учебного конструирования имеет свои особенности.

Так, например, при конструировании по образцу преподавателем демонстрируется образец

- предмет, обладающий определённой конструкцией, все особенности которой студенты могут хорошо рассмотреть самостоятельно или под руководством педагога. Образцом может служить предмет в натуральном (вещественном) виде, рисунок или фотография предмета. Задача учащихся заключается в том, чтобы как можно точнее воспроизвести предмет (образец), представленный преподавателем. Для воспроизведения конструкции необходимы внимание, наблюдательность и анализ: выбор основных частей и деталей, определение их формы, размера, взаиморасположения, способов соединения, сравнение (установление различия).

Конструирование по образцу способствует формированию познавательных процессов у студентов, таких, как целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, память. Результаты внимательного изучения образца студент отражает в предметном, вещественном виде. Невнимание может стать причиной упущений, которые могут сказаться на результате проделанной работы. Как правило, студент сам это ощущает, что стимулирует его к потребности уточнить полученную информацию: дополнительно рассмотреть и проанализировать увиденное.

Направленность на результат - одно из важнейших условий продуктивности и полноценности творческого процесса, как это отмечает психолог-исследователь Я.А. Пономарёв.

Термин «конструирование по модели» был предложен психологом А.Р. Лурия. Подобную работу он рассматривает как действенное средство активизации умственной деятельности учащихся. Модель, наряду с образцом, имеет определённую конструкцию и является для студентов ориентиром в работе, но в отличие от образца не даёт такого же наглядного и подробного представления о конструкции изделия, а предполага-

ет, что студент должен определить её самостоятельно.

Таким образом, конструирование по модели представляет собой умственную работу, требующую хорошо развитого пространственного мышления, умения мысленно сопоставлять, сравнивать, соединять и разъединять элементы модели.

Конструирование по заданным условиям -один из самых творческих видов конструктивной деятельности студентов, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. В данном случае учащимся предлагается набор условий, которым должен удовлетворить изготавливаемый предмет в применении. Направление деятельности обозначено достаточно отчётливо, но при данном способе конструирования работы у студентов получаются неодинаковые: ведь им не было предложено одинаковое решение.

Творческой разновидностью конструирования по условиям является проектирование вещей. В этом случае студент разрабатывает полностью изделие сам: определяет конструкцию, декор, а условия задаются областью функционирования вещи. Большинство занятий предусматривает синтез различных видов конструирования.

Художественное конструирование предполагает крупный серийный выпуск продукции с помощью отлаженного технологического оборудования, влияющего на его качество. Стоит обратить внимание на то, что в процессе обучения серийный выпуск продукции и высококлассное технологическое оборудование отсутствует, по этой причине можно ограничиться лишь проектом:

- на первой стадии семиотического изображения: рисунок, чертёж;

- на стадии макета - основной образец.

Поэтому в профессиональной области принято использовать термин «художественное конструирование», а в сфере образовательно-педагогической - термин «художественное проектирование» - метод дизайна.

В 1974 г. в ЛГПУ им. А.И. Герцена появляется первая учебная программа «Основы художественного конструирования» для высших педагогических учебных заведений (авторы А.А. Белов, А.И. Горелов, С.И. Пономарьков, рецензент Е В. Шорохов). В 1980 г. в МГПИ им. Ленина появляется вторая учебная программа «Основы художественного конструирования (проектирования)» для высших педагогических

учебных заведений (авторы Б.В. Нешумов, Н.Ф. Цветкова, В.И. Коваленко).

Во время перестройки учебный предмет «Основы художественного проектирования» потерял свою самостоятельность в учебном плане педагогических вузов и был введен в предмет «Основы художественного оформления в школе», хотя, на наш взгляд, всё должно быть наоборот. Художественное проектирование - самостоятельный компонент совершенствования подготовки учителя изобразительного искусства в системе педагогического образования.

В настоящее время художественное проектирование применяется как в профессиональной, так и в образовательно-педагогической областях. Среди различных видов творческой деятельности проектирование занимает особое место. Художественное проектирование, являясь частью культуры, способствует синтезу неприкладных искусств и техники. Преподавание художественного проектирования должно осуществляться так, чтобы каждый этап его был пронизан идеями развивающего обучения, взаимозависимости явлений, происходящих в искусстве, технике, природе, обществе. Содержанием художественного проектирования в системе подготовки учителя изобразительного искусства на художественно-графических факультетах должно быть проектирование игрушки. Объясняется это целеполага-нием педагогического высшего учебного заведения и школы, а не профессиональной подготовки дизайнеров. Художественное проектирование должно иметь педагогическую направленность.

Установлена межпредметная связь между учебными дисциплинами, преподающимся на художественно-графических факультетах. В процессе художественного проектирования студент использует все знания и умения, полученные на рисунке, живописи, композиции, скульптуре, методике обучения изобразительному искусству и дизайну, декоративно-прикладному искусству, начертательной геометрии и компьютерной графике.

Целью художественного конструирования является создание удобных в потреблении, целостных по форме, эстетически совершенных промышленных изделий, отвечающих одновременно высоким техническим и экономическим требованиям. В процессе проектирования студенты должны находить правильный подход к миру вещей, их удобству, эстетическому облику. Они

должны не только обладать достаточными знаниями в ряде областей (эргономики, эстетики и т.д.), но и профессионально владеть большим арсеналом средств композиции, хорошо разбираться в закономерностях строения объёмно-пространственных структур, владеть пропорцио-нированием, уметь использовать ритм, масштаб и масштабность, контрастные и нюансные соотношения, правильно использовать цвет и тональные соотношения - это важные выразительные средства, элементы композиции. Как отечественный, так и зарубежный опыт по созданию изделий высокого качества говорит о том, что только всесторонний учёт всех факторов, определяющих будущее изделие, приводит к целостной организации формы, тесно связанной с функцией. Здесь также важно творческое участие с момента зарождения идеи будущего изделия.

Красота и польза должны соединяться в промышленном изделии, рассмотрение формы промышленного изделия и его эстетическую оценку нельзя проводить в отрыве от самого предмета.

На занятиях проектирования текстильной функциональной игрушки чаще всего соединяется конструирование по образцу и по условиям. Проектирование текстильной функциональной игрушки - длительный процесс, включающий:

- постановку и осмысление проектной задачи;

- обоснование выбора материального воплощения идеи;

- разработку технологической карты;

- планирование деятельности по решению этих

- оформление идей графическим и макетным

- изготовление в материале.

Педагогу необходимо направлять свою работу на активизацию и развитие у студентов творческих способностей, учитывая их интересы и потребности. Качества личности успешно развиваются в процессе обучения только при наличии устойчивой заинтересованности в том или ином виде художественно-творческой деятельности.

Приступая к проектированию текстильной функциональной игрушки, студент определяет основные направления работы. Этапы поиска фиксируются в эскизах, набросках, схемах будущего изделия; из них выбираются лучшие, которые затем разрабатываются детально (см. схему).

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИГРУШКИ

Формирование замысла, идеи

- сбор всей информации,

относящейся к разрабатываемому изделию, выявление требований к нему;

- изучение западных и отечественных аналогов. "Мозговой штурм"

Художественно-конструктивный текстильной функциональной

Воплощение творческой идеи в графической форме (эскизе)

и объёмах (макетах) Разработка выкроек-лекал.

Составление технического описания.

- раскрой деталей из ткани;

- соединение деталей кроя;

- придание формы отдельным частям игрушки;

- оформление игрушки (детализация, декорирование)

Началом проектирования является так называемое предпроектное исследование. Студенты на данном подготовительном этапе проводят сбор всей информации, относящейся к разрабатываемому изделию, выявляют требования к нему. Изучаются лучшие отечественные и зарубежные аналоги.

Изучение информации служит для учащихся основой для формирования творческого замысла. При анализе функциональных требований учащимися учитываются цели и условия эксплуатации изделия, связь с человеком и окружающей средой. Рассматриваются эргономические требования, согласно технологическим требованиям определяются основные конструктивные параметры игрушки, обеспечивающие её прочность, долговечность; выбор технологии, соответствующей задачам проектирования, затраты на технологический процесс. Эстетические требования определяют художественные качества игрушки: красоту формы, пропорции, умелое использование материалов, цвета, фактуры и др.

Таким образом, вся информация анализируется учащимися с позиций удобства, технологичности, экономичности и красоты проектируемой игрушки.

Следующий этап работы - художественно-конструкторский поиск, который заключается в выработке и воплощении первоначальных творческих идей в эскизной, графической форме (фо-рэскизы) и объёмах (макеты). Художественно -конструкторский поиск завершается разработкой эскизного проекта текстильной функциональной игрушки. На основе эскизного готовится технический проект, включающий конструирование деталей, требования к материалам, способы их обработки и т. д.

Заключительным этапом проектирования является изготовление текстильной функциональной игрушки в материале.

Рассмотренные этапы художественного проектирования являются основой для работы учащихся над проектом текстильной функциональной игрушки.

1. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования [Текст]: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева. - М.: Академия, 2008. - 208 с.

2. Джонс, Дж. К. Инженерное и художественное конструирование [Текст]. - М., 1976. - 374 с.

Детское рукоделие — это и отличный досуг, и инструмент всестороннего развития маленького человека. Сегодня мы представляем подборку из 20 интересных и необычных мастер-классов, чтобы приобщить ребенка к любимому виду творчества или вместе попробовать что-то новое.

Подробное описание каждого урока доступно по клику на ссылку или на фотографию. Приятного творчества!

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 1

8 идей бумажных поделок с детьми

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 2

Бумага — это, пожалуй, самый доступный материал для творческих экспериментов. Рисуем замки с открывающимися окошками, иллюстрируем любимые сюжеты, создаем объемных овечек и отражения домиков в воде: выбирайте один из предложенных вариантов или повторите их все. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 3

Делаем панно-мозаику из бисера «Индийский слон»

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 4

Создайте красочную картину в необычной технике всего за пару часов! Бонусом к уроку идет небольшой экскурс в историю изобретения бисера и индийские традиции изготовления украшений. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 5

Как покрасить соль + оформление маленькой бутылочки

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 6

Очень простой способ окрашивания мелкой пищевой соли в пастельные оттенки. Весь процесс занимает не больше пары минут, а готовую соль можно использовать для медитативных занятий: например, оформления сувенирной бутылочки с космическим «пейзажем» внутри. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 7

Чем занять ребенка, или Основы декупажа

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 8

Этот мастер-класс требует участия взрослого — значит, развлечение как минимум на двоих :) А в процессе вы освоите все основные этапы работы в технике декупаж, в том числе состаривание вещи при помощи кракелюра. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 9

Вместе с ребёнком делаем и декорируем скворечник

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 10

Забота о природе, полезное времяпрепровождение и симпатичное украшение для сада как результат — отличный урок для совместного творчества с детьми 10–13 лет. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 11

Делаем подвеску в кормушку «Новогодние радости»

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 12

Если строительство птичьего домика для вас пока слишком сложная задача, можно позаботиться о пернатых друзьях более простым образом: сделать очаровательные фигурные подвески из птичьего корма. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 13

Валяем «в три души», или Творить с детьми легко и просто

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 14

Это не просто мастер-класс по созданию прекрасного цветка из шерсти, это живой и правдивый репортаж о процессе семейного творчества. По-настоящему вдохновляет! Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 15

Создаем картину из шерсти «Зимний пейзаж»

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 16

Отличный вариант сюжета, чтобы попробовать себя в технике шерстяной акварели. Тем более, что урок идеально подходит для новичков любой возратной категории :) Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 17

Создаем вместе с детьми картины в технике «граттаж»

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 18

Чтобы повторить этот урок, не потребуется глубоких познаний в живописи: интересный и оригинальный результат гарантирован при любом сюжете. И простор для творчества здесь невероятный! Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 19

Создаем вместе с ребенком «керамическую» тарелочку

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 20

Экспериментируем с самозатвердевающей массой и создаем уникальные блюдца-подставки с кружевым декором — без обжига в печи и специальных приспособлений. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 21

Эксперимент и тактильная игра: делаем «лизуна» в домашних условиях

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 22

Простой и увлекательный химический эксперимент с потрясающим результатом в виде тактильной игрушки. А для изготовления понадобится всего два доступных ингредиента. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 23

Кинусайга с детьми: делаем картину в технике «пэчворк без иглы»

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 24

Пошаговый урок, который будет интересно повторить и детям, и взрослым. А результатом увлекательного творческого процесса станет украшение для детской. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 25

Cоздаем вместе с ребенком интерьерную композицию «Ночной город»

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 26

Расписываем деревянные бруски и обрезки досок: пускаем в ход остатки мастериала и создаем с детьми атмосферное украшение интерьера. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 27

Творим с детьми: шьем заколку из фетра «Лисичка»

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 28

Минимум материалов, немножко свободного времени и маленькая модница, готовая творить — это всё, что нужно, чтобы повторить этот урок :) Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 29

Создаем интерьерное украшение «Кошечка»

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 30

Супер-простой урок по росписи дерева для детей 6–8 лет: всё наглядно, доступно и на работу уйдет не больше получаса. Зато сколько эмоций! И новый «питомец» в доме :) Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 31

Лепим тюленя из соленого теста

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 32

Рецепт соленого теста и полный процесс лепки в формате видео-урока: доступный мастер-класс для тех, кто хочет найти альтернативу пластилину. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 33

Мастерим семью оленей из подручных материалов

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 34

Чудесный мастер-класс для всей семьи — каждому найдется интересное задание от сбора природных материалов до демонстрации швейных навыков. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 35

Расписываем футболку с ребенком

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 36

Чувство стиля и интерес к моде начинают формироваться в детстве. Создавайте с ребенком неповторимые предметы гардероба простым и доступным способом — расписывая одежду красками по ткани. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 37

Как сделать театр теней своими руками

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 38

Потрясающая идея для совместного творчества и досуга: превращаем картонную коробку в театральную сцену, а бумажные силуэты — в актеров. Буквально полчаса работы — и домашний театр готов! Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 39

Снимаем мультфильм сами в домашних условиях

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 40

Урок для тех, кому ближе мир кинематографа: как создать анимированный ролик от разработки сюжета до финального монтажа. Это проще, чем кажется, а процесс точно увлечет всех членов семьи. Подробнее >

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 41

20 необычных мастер-классов для творчества с детьми от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма, фото № 42

Подписывайтесь на Ярмарку Мастеров в соцсетях: Яндекс.Дзен , Instagram , Facebook , ВКонтакте

Читайте также: