Игрушка с буквами для детей

Обновлено: 20.05.2024

Яркое пособие занимательного и развлекательного характера «Азбука- игрушка», изготовленное воспитательницей Овчаровой Натальей Ивановной, позволяет в игровой форме детям выучить буквы. Буквы объемные, мягкие. У каждой буквы, в кармашке – предмет, который начинается на данную букву. Пособие, предназначено для детей дошкольного возраста. Пособие может быть использовано воспитателями, учителями-логопедами, дефектологами и родителями.

ВложениеРазмер
azbuka_-_igrushka.docx 485.51 КБ
posobie_azbuka_-_igrushka_1.pdf 1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Азбука - игрушка».

Форма: Мягкий плакат-азбука в форме машины, сшит из ткани фетр.

Актуальность: Соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования;

Проблема: Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками фонематического анализа и синтеза и в запоминании букв;

Данный продукт помогает в игровой форме выучить буквы, выполнять звуковой анализ и синтез.

Аннотация пособия: Яркое пособие занимательного и развлекательного характера «Азбука- игрушка» позволяет в игровой форме детям выучить буквы. Буквы объемные, мягкие. У каждой буквы, в кармашке – предмет, который начинается на данную букву. Пособие, предназначено для детей дошкольного возраста. Пособие может быть использовано воспитателями, учителями-логопедами, дефектологами и родителями.

Пособие соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования, апробировано в группе с детьми с ТНР. Проводились следующие игры:

Знакомство с «Азбукой-игрушкой»

Сегодня мы с Вами отправляемся в путешествие на этой необыкновенной машине. Путешествие это будет длиться целый год. В пути нас ждет много веселого и интересного, но иногда будут встречаться и трудности на пути. Вместе с Азбукой –игрушкой мы сумеем преодолеть все сложности. Готовы к путешествию?

Игра № 1 «Соотнеси по цвету»

  • формировать умение соотносить предметы по цвету;
  • развивать речь;
  • выделять первый звук в слове;
  • Запоминание букв;
  • Дифференциация понятий звук – буква.

На столе фигурки животных и буквы. Инструкция: Найди буквы и предметы одинаковые по цвету. Назови цвет. Какая это буква? Что за предмет? Какой первый звук слышится в названии этого животного?

Игра №2 «Учим буквы»

  • Соотношение буквы и звука,
  • Развитие дыхания.

Предложить детям спеть гласные звуки с выраженной артикуляцией: А – широко открываем рот, О – губы овалом, У – губы трубочкой, И – губки улыбаются и т.д.

Игра №3 «Интонационная выразительность голоса»

  • Развитие интонационной выразительности голоса;
  • Развитие дыхания.

Ребенку предлагается спеть про букву незатейливые стишки с разной интонацией голоса, например

О - летает высоко (высоким голосом);

О - летает низко (низким голосом).

Игра №4 «Разложи игрушки по своим домикам-кармашкам»

  • Выделение первого звука в слове;
  • Соотношение звука и буквы;
  • Запоминание букв.

Детям раздаются игрушки (с выученными буквами), предлагается разложить игрушки в домики, так чтобы первый звук в названии игрушки соответствовал букве, например : Аист – в кармашек с буквой А, Гуси – в кармашек с буквой Г, Носорог – в кармашек с буквой Н и т.д.

Игра № 5 «Ориентировка в пространстве»

  • Учить детей выделять первый звук в слове;
  • Развивать ориентировку в пространстве;
  • Закреплять предлоги.

На столе картинки, ребенку предлагается назвать первый звук в слове, найти данную букву и положить ее под картинкой, или над картинкой (слева от картинки и др.)

Игра № 6 «Букву к букве поднеси, что получилось? Расскажи!»

  • Учить выкладывать слоги;
  • Чтение слогов.

Предлагается детям соединить букву с буквой и прочитать, что получилось.

Игра № 7 «Выкладываем слова»

  • Учитьдетей выкладывать слова;
  • Учить определять порядок и колличество звуков в слове;
  • Выделение первого последнего звука в слове;
  • Определение наличия заданного звука в слове.

Ребенку предлагается из букв составить слово, назвать первый звук

в слове, последний звук в слове, назвать общее количество звуков.

Игра № 7 « Выделение последнего звука в слове»

Ребенку предлагается определить какой звук последний в слове.

Игра № 8 «Ходим друг к другу в гости»

Ребенку дается инструкция: Мишка ходит в гости из одного кармашка в другой, но он ходит не в любой кармашек, а только в тот какая следующая буква в слове. Например: слово МАМА. Сначала наш Мишка пойдет в кармашек с буквой М, затем, в кармашек с буквой А, затем снова в кармашек с буквой М, и еще раз сходит в кармашек с буквой А.

Игра № 9 «Назови ласково»

Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суфиксом.

Предлагаются предметы, игрушки, животные из Азбуки-игрушки. Вопросы: Кто это? Как скажем ласково про зайца – (зайчик), про волка (волчок), про аиста (аистенок), дельфин (дельфинчик) и т.д.

Игра № 10 «Автоматизация звуков»

  • Автоматизировать поставленные звуки;
  • Совершенствовать связную речь.

Для игры отбираются игрушки на определенный звук, или группу звуков. Предложить назвать предметы. Придумать с ними рассказ. Можно предложить продолжить рассказ. Например: «В одной сказочной стране жили аист, заяц и слоненок и вот однажды…»

Игра № 11 «Составь сказку»

Ребенок сам выбирает, кто будет участвовать в сказке (выбирает животных), Предлагается придумать сказку про этих животных.

Игра № 12 «Продолжи сказку»

  • Учить детей составлять не большие сказки;
  • Развивать фантазию.

Предлагается рассмотреть животных. Послушать сказку: Проснулся рано утром Жираф Раф необыкновенно счастливым. Он знал, что день сегодня будет необыкновенным, потому что это был не обычный день, а день его рождения… (Как ты думаешь, кто пришел поздравить Рафа, что ему подарили и какие веселые приключения произошли в этот день с Рафам и его друзьями….) Ребенку предлагается придумать сказку самостоятельно.

Игра № 13 «Чудесный мешочек»

  • Учить узнавать буквы по форме;
  • Развитие тактильных анализаторов.

Предлагается на ощупь узнать силуэт буквы.

Игр можно придумать бесконечное множество, адаптируя их под цели и задачи ваших коррекционных занятий. Используя методическое пособие «Азбука – игрушка» мы достигли следующих результатов:

Абакан, Александров, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Арзамас, Армавир, Архангельск, Астрахань, Ачинск, Балаково, Балашиха, Барнаул, Батайск, Белгород, Бердск, Березники, Бийск, Благовещенск, Борисоглебск, Братск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Волжский, Вологда, Воронеж, Воскресенск, Воткинск, Выборг, Выкса, Вязьма, Гатчина, Глазов, Горно-Алтайск, Грозный, Губкин, Дзержинск, Димитровград, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Евпатория, Екатеринбург, Ессентуки, Железногорск, Железнодорожный, Жуковский, Златоуст, Иваново, Ижевск, Иркутск, Ишим, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Каменск-Уральский, Каменск-Шахтинский, Камышин, Канск, Кашира, Кемерово, Керчь, Кинешма, Киров, Кисловодск, Ковров, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Королёв, Кострома, Красногорск, Краснодар, Красноярск, Крым, Кстово, Кузнецк, Курган, Курск, Липецк, Люберцы, Магадан, Магнитогорск, Майкоп, Махачкала, Миасс, Минеральные Воды, Михнево, Мичуринск, Москва, Мурманск, Муром, Мытищи, Набережные Челны, Нальчик, Находка, Невинномысск, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новомосковск, Новороссийск, Новосибирск, Новочеркасск, Ногинск, Обнинск, Одинцово, Ожерелье, Озеры, Октябрьский, Омск, Орёл, Оренбург, Орехово-Зуево, Орск, Пенза, Первоуральск, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Подольск, Прокопьевск, Псков, Пушкино, Пятигорск, Ржев, Россия, Россошь, Ростов-на-Дону, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Салехард, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Сарапул, Саратов, Саров, Севастополь, Северодвинск, Сергиев Посад, Серпухов, Симферополь, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Ступино, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тихвин, Тобольск, Тольятти, Томск, Туапсе, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Ухта, Феодосия, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Хасавюрт, Химки, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Черкесск, Чита, Шахты, Щёлково, Электросталь, Элиста, Энгельс, Южно-Сахалинск, Якутск, Ялта, Ярославль

Запомнить буквы алфавита для маленького ребёнка — задача очень непростая. Как помочь малышу перестать путать буквы? Очень просто: надо играть в полезные игры!

1. Кубики и азбуки.

С них всё начинается. Деревянные кубики с буквами незаменимы, они могут стать самым первым дидактическим пособием, чуть позже их дополняет магнитная азбука.


2. Съедобные буквы

Печенье-азбука, маленькие макароны, изображающие буквы (среди английских букв много и тех, что повторяются по написанию с русскими), вырезание букв из овощей и фруктов. Всё это очень поможет малышу лучше понять самые разные начертания букв.


Но только вместо крестика и нолика — две буквы, каждый день новая пара.

Рисуйте сетку для классиков, но вместо цифр пишите буквы, отличная игра для тёплых дней.

Если у ребёнка есть развивающий планшет, он может играть в разные игры и изучать буквы. Если нет, вы можете отдать ему свою старую клавиатуру (обрежьте провод): дети очень любят нажимать кнопки. Проговаривайте буквы и цифры (причём в том числе и английского алфавита).


Рисуйте буквы везде и всегда. И не только на бумаге. Шарики, камушки могут стать отличной палитрой. Надуваем шарик, берём фломастер и рисуем любую букву, громко и чётко её проговаривая! На морских камешках, любой гальке, можно писать буквы несмываемыми (перманентными) маркерами.

Лепите буквы из пластилина или солёного теста.

8. Буквы на прогулке

Не только вывески, но и номерные знаки автомобилей. Ищите вокруг, где встречаются буквы, которые можно показать малышу.

9. Буквы из конструктора

Буквы и слова можно собирать из Лего или любого другого конструктора.

10. Буквы на стене

Вырежьте буквы из цветного картона. Приклейте к ним двусторонний скотч. Выделите стену, повесьте на неё доску для рисования, ватман или кусок обоев. Наклеивайте туда буквы.

11. Игра в школу

Купите доску (лучше двухсторонную, белую и меловую), учите кукол и игрушки буквам, цифрам и всему остальному, чему хотите научить ребёнка.


12. Фото и карточки, картинки из журналов

Каждой букве на карточке соответствует картинка. А — арбуз, Б — бегемот, В — ворона, Г — гусь, Д — дом и так далее. Возьмите фотоальбом и вложите фото с изображением букв и картинок, всё это вы можете сделать сами на компьютере.

Вырезайте из журналов картинки, приклеивайте на картон, надписывайте крупно буквы, и так вы можете собрать целое множество тематических азбук: с животными, с едой, одеждой, даже с машинами. Вот уж чего-чего, а рекламных проспектов сегодня предостаточно, недостатка нет, так что у вас имеется много материала для творчества, всё это можно пустить на полезное дело.

Пригодятся и вырезки из газет и журналов с разными типами шрифтов.


А дальше переходите к простым сочетаниям букв: БА, МА, ПА, АУ, ИА, МУ, МЕ, БЕ, далее к трём буквам, и это уже первое чтение.

ДОПОЛНЕНИЯ

После публикации статьи нашлась ещё одна интересная игра для изучения букв.

Игровой набор "Буквы и языки"

Разноцветный пластилин, штампики и обучающие коврики с изображениями животных и других ярких предметов этого набора превратят обучение в увлекательную игру. Малыш сможет не только весело провести время за лепкой, но и выучит алфавит, используя развивающие коврики, на которых нарисованы узнаваемые предметы на ту же букву алфавита. "Ж" — жираф, "З" — зонт и так далее. На втором коврике нарисованы несколько лиц, выражающих разные эмоции, и один контур рожицы. Малыш сможет сам слепить ему глазки, носик, рот из разноцветного пластилина.


Play-Doh очень мягкий, приятно пахнет и не оставляет жирных пятен на мебели.

Состав набора: 33 буквы-штампы; ролик; стилус; 2 коврика (двухсторонние); 6 банок пластилина.

Кассы букв

Кубики Чаплыгина. Автор методики исключил какую-либо зубрежку, скучную теорию и непонятные ребенку знания! Комплект полностью готов к занятиям совершенно не подготовленных для этого родителей с совсем не умеющими читать детками. Ребенок ничего не заучивает - он запоминает все буквы и звуки в процессе игры.

Кубики Чаплыгина. Из кубиков второй части пособия вы сможете составить более 150000 слов, а из них - словосочетания и предложения со знаками препинания. Прежде чем перейти к этому комплекту, обязательно поработайте с первым, чтобы довести до автоматизма чтение простых слов из 2-3 и более букв. И только когда ребёнок будет уверенно читать слова в один-два слога, переходите ко второй части.

Кассы букв. Количество букв, цифр, знаков препинания и математических действий учитывает частотность их использования и обеспечивает набор достаточно сложных слов, предложений и математических примеров, а использование тренажера ускоряет овладение письмом в 2,5-3 раза.

Кассы букв. Количество букв, цифр, знаков препинания и математических действий учитывает частотность их использования и обеспечивает набор достаточно сложных слов, предложений и математических примеров.

Кассы букв. Количество букв, цифр, знаков препинания и математических действий учитывает частотность их использования и обеспечивает набор достаточно сложных слов, предложений и математических примеров, а использование тренажера ускоряет овладение письмом в 2,5-3 раза.

Мини-игры в дорогу. Игра помогает быстрее запомнить письменные буквы и не делать ошибки в их написании, развивает зрительное восприятие, логическое мышление, внимание и память. В комплекте: 26 карточек.

Лото. Малыш познакомится с буквами и попробует прочитать первые слова. Лото научит обобщать и анализировать, заложит основы структурного мышления.

Часы, математические рамки-вкладыши. Планшет формата A4 содержит: кассу русских букв, цифры от 0 до 9, счетные палочки (20 шт.), математические знаки (3 шт.), геометрические фигуры (5 шт.). Набор предназначен для знакомства с буквами и цифрами, простейшей геометрией. Обеспечивает решение элементарных примеров малышами, приобретение ими навыков письма, развитие мелкой моторики руки.

Поделки «Буквы алфавита» в наши дни имеют большой спрос не только у дизайнеров, но и у родителей малышей. Последние используют их в качестве наглядного пособия, знакомя ребёнка с азбукой.


Буквы как украшение интерьера

На фото поделки буквы видно, что она может быть сделана из самых разных материалов – бумажных салфеток, картона, ткани. Выбор конкретного варианта изготовления зависит от фантазии. Можно сделать геометрическую фигуру, инициал имени и пр. Подобное изделие украсит любое помещение.


Объёмный вариант из картона и салфеток

  • картоном;
  • клеем;
  • простым карандашом;
  • салфетками 24*24 см;
  • ножницами;
  • терпением.


  1. Изготовить из картонного листа трафарет.
  2. Салфетки нарезать на полоски. От их длины зависит количество лепестков у цветов, которыми будет оформлено изделие.
  3. Взять одну полоску, скрутить её краешек в трубочку и загнуть под углом в 45 градусов свободным концом вниз.
  4. Обмотать цилиндрик с завёрнутым кончиком. У вас должен получиться лепесток.
  5. Производить загибание свободного участка полоски под тем же углом, создавая лепестки, пока заготовка не закончится.
  6. После того, как нужное для отделки буквы количество розочек будет сделано, срезать у них 10 мм от нижней части конуса и «высадить» на вырезанную ранее картонную фигуру, покрытую клеем.
  7. Сделать крепление на задней стороне поделки, чтобы её можно было прикрепить к стене.


Буква-подушка

  • картон;
  • флис двух разных расцветок;
  • синтепон.


Шьётся такая подушка просто. Вначале нужно сделать шаблон из картона. Затем перенести его на ткань. Далее материал следует раскроить, не забыв сделать припуски на швы, прошить на машинке и, заполнив синтепоном, дошить вручную.


Буква из пенопласта

Если у вас завалялся пенопласт, предлагаем вам смастерить из него поделку в виде буквы. Первым дело, надо определиться с габаритами и конфигурацией будущего аксессуара.


Вторым шагом будет создание бумажного лекала. Его нужно затем обвести фломастером на куске пенопласта и аккуратно вырезать ножом. Каждую грань полученной буквы необходимо отшлифовать наждачной бумагой.







Поделка из картона

Простейший способ, как сделать поделку букву, заключается в изготовлении объёмной композиции из картонных листов. Это решение подойдёт даже малышам. Его реализация требует минимальных временных и физических затрат, а базовый материал доступен каждому.


  1. Набросать на картоне контур буквы, отметить припуск по прямым краям в желаемую толщину.
  2. Вырезать заготовку. Приложить её к следующему листу и сделать 2-й экземпляр.
  3. Из остатков материала наделать полосок и склеить их в узкие компактные цилиндрики.
  4. Наклеить их на один из шаблонов.
  5. Поверх приклеить второй шаблон.


«Весёлое событие»

У каждого ребёнка есть буква, которая нравится ему больше других. В школе могут дать задание на дом – изготовить соответствующую поделку и по-особому украсить её. Фигурку можно сделать из простого картона. Затем расписать её завитками, раскрасить в яркие цвета.


В общем, стоит приложить всю имеющую фантазию для её оформления. Тогда не придётся краснеть, если учитель покажет вашу поделку «Моя любимая буква» всему классу.


Из чего можно изготовить объёмные фигуры

Чтобы сделать объёмные фигуры букв и цифр, допускается применение различных материалов. Простейшим вариантом является бумага и картон. Изделия из них отличаются необычайной лёгкостью. Их можно вешать на стены и устраивать праздничные фотосессии.


Бумага может быть любой – обычной или гофрированной. Салфетки также будут уместны. Для изготовления объёмных букв подойдёт и ряд иных материалов.


Текстиль

Это может быть атлас, хлопок, лён, фетр, мех, флис. Изготовленные из таких тканей аксессуары могут похвастать уютной мягкостью. Если наполнить их любым наполнителем (ватой, синтепоном, холлофайбером), то полученные подушки можно использовать для украшения интерьера.


Пенопласт

Поделки из него имеют малый вес. Для их декорирования подойдут разные вещи – краски, искусственные или живые цветы, ленточки, раковины, галька, стразы. Главное преимущество – простота создания.


Такие предметы будут уже являться декоративными деталями. Нитями обматывается основа из картона или пенопласта. Далее изделия украшаются по вкусу мастера.










Вариант из гофрированной бумаги

  1. Заготовить картонный шаблон.
  2. Из бумаги нарезать полосы размером 3,5*50 см.
  3. У каждой детали завернуть один конец.
  4. Сформировать цветок, закрепив низ нитью соответствующего тона.
  5. Обклеить картонный шаблон бумагой аналогичной расцветки и украсить получившимися цветками.


Объёмные бумажные буквы

Лёгкость и нежность – эти качества присущи бумажным фигуркам. Это неплохое решение для оформления свадебного торжества. Создаются они довольно просто. Вначале надо изготовить лекало необходимой буквы. Далее его следует перенести на цветной картон и аккуратно вырезать острыми ножницами.


  1. Цветную бумагу нарезать на квадратики различной величины. Углы скруглить.
  2. Каждый элемент разрезать по спирали. В середине должен остаться кружок. На него нужно нанести немного клея.
  3. Завернуть заготовку по спирали, сформировав цветок. Плотно придавить к центру, чтобы склеить.
  4. После того, как будет сделано нужное количество таких элементов, отделать ими трафарет буквы.


Гордая «Г» из гвоздей

  1. Отпилить кусок фанеры формата А4.
  2. Используя выжигатель, сделать рамку в виде крестиков. Набросать, а затем выжечь изображение грибов.
  3. Наметить контур буквы «Г» и забить по нему мелкие гвоздики.
  4. С задней стороны сделать крепление, чтобы можно было повесить изделие на стену. Поделка готова!


Форма буквы и варианты её декорирования

Если вы решили смастерить поделку «Буква» своими руками в школу или для интерьера квартиры, обратите внимание на некоторые нюансы её выполнения.


Помимо стандартного способа, существуют другие. Создавать фигурки из остатков материи могут мамы с дочерьми. Из мягких, приятных на ощупь тканей вырезают буквы и вышивают их бисером и бусинами.


Есть также способ изготовления из текстиля грубой фактуры. Такие поделки также обшивают по периметру. Однако, красивее всего, смотрятся бумажные изделия, поскольку здесь можно поиграть с цветами и рисунками.


  • роспись красками;
  • оформление живыми или искусственными цветущими растениями;
  • отделка кружевом, тесьмой;
  • украшение бисером, бусинами, стразами, пайетками, стеклярусом;
  • вышивка гладью или крестом;
  • скрапбукинг;
  • декупаж.


Выбор способа декорирования зависит от вашего вкуса, стиля интерьера, где будет висеть буква, повода её изготовления. Оригинально украшенная подушка станет изюминкой любой комнаты. Необычность оформления непременно привлечёт к ней взгляды гостей.









Изготовление букв детьми

Занимаясь созданием фигурок буковок, ребёнок обучается сразу нескольким вещам. Он учит алфавит. Приобретает навыки работы с различными материалами и инструментами. Изучает образование слогов из букв. Последнее особенно важно. Выкладывание из подобных поделок слогов значительно облегчает их запоминание.


Такое творчество развивает мелкую моторику, стимулирует воображение, учит аккуратности и терпению. Благотворно влияет оно и на дисциплину, что немаловажно для школьников.


Создание букв из подручных материалов – полезное умение. Имея такие навыки, вы, если потребуется, сможете легко отвлечь ребёнка. Подобное времяпрепровождение подарит радость и ему, и вам. К тому же, вам не придётся ломать голову над выбором подарка другу или коллеге.


Стильные подушки в виде букв обязательно понравятся каждому. Также стоит отметить, что данное хобби в случае необходимости можно превратить в источник дополнительного дохода, продавая сделанные собственноручно изделия через Интернет.

Читайте также: