Игрушка самоходная артиллерийская установка

Обновлено: 26.04.2024

Абакан, Александров, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Арзамас, Армавир, Архангельск, Астрахань, Ачинск, Балаково, Балашиха, Барнаул, Батайск, Белгород, Бердск, Березники, Бийск, Благовещенск, Борисоглебск, Братск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Волжский, Вологда, Воронеж, Воскресенск, Воткинск, Выборг, Выкса, Вязьма, Гатчина, Глазов, Горно-Алтайск, Грозный, Губкин, Дзержинск, Димитровград, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Евпатория, Екатеринбург, Ессентуки, Железногорск, Железнодорожный, Жуковский, Златоуст, Иваново, Ижевск, Иркутск, Ишим, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Каменск-Уральский, Каменск-Шахтинский, Камышин, Канск, Кашира, Кемерово, Керчь, Кинешма, Киров, Кисловодск, Ковров, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Королёв, Кострома, Красногорск, Краснодар, Красноярск, Крым, Кстово, Кузнецк, Курган, Курск, Липецк, Люберцы, Магадан, Магнитогорск, Майкоп, Махачкала, Миасс, Минеральные Воды, Михнево, Мичуринск, Москва, Мурманск, Муром, Мытищи, Набережные Челны, Нальчик, Находка, Невинномысск, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новомосковск, Новороссийск, Новосибирск, Новочеркасск, Ногинск, Обнинск, Одинцово, Ожерелье, Озеры, Октябрьский, Омск, Орёл, Оренбург, Орехово-Зуево, Орск, Пенза, Первоуральск, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Подольск, Прокопьевск, Псков, Пушкино, Пятигорск, Ржев, Россия, Россошь, Ростов-на-Дону, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Салехард, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Сарапул, Саратов, Саров, Севастополь, Северодвинск, Сергиев Посад, Серпухов, Симферополь, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Ступино, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тихвин, Тобольск, Тольятти, Томск, Туапсе, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Ухта, Феодосия, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Хасавюрт, Химки, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Черкесск, Чита, Шахты, Щёлково, Электросталь, Элиста, Энгельс, Южно-Сахалинск, Якутск, Ялта, Ярославль


В настоящее время на вооружении российской армии состоит целый ряд самоходных артиллерийских установок с гаубичным вооружением, выполненных на гусеничном шасси. В обозримом будущем планируется принять на вооружение сразу две гаубичные САУ на колесной базе. Такая техника, имея характерные преимущества, сможет удачно дополнить имеющиеся гусеничные самоходки.

Гусеницы или колеса

В настоящее время самоходная артиллерия российской армии, за редким исключением, представлена бронетехникой на гусеничных шасси. К примеру, именно на гусеницах перемещаются все 152-мм системы – 2С3 «Акация», 2С5 «Гиацинт-С» и 2С19 «Мста-С». Перспективная САУ 2С35 «Коалиция-СВ» тоже выполнена на переработанном танковом шасси.

Как известно, гусеничное шасси отличается высокой проходимостью и подвижностью на сложных ландшафтах. Кроме того, при его разработке проще обеспечить необходимый запас прочности, соответствующий массе артиллерийской системы и мощности ее отдачи. В то же время, колесное шасси проще в производстве и эксплуатации, а также показывает более высокие ходовые характеристики на дорогах.

В недавнем прошлом было принято решение развивать отечественную гаубичную артиллерию, используя оба варианта шасси. Планировалось создать ряд новых образцов с разной степенью унификации, приспособленных к работе в разных условиях. С их помощью можно было бы повысить гибкость развертывания и применения сухопутной артиллерии. Ведущую роль в разработке новых образцов отдали нижегородскому ЦНИИ «Буревестник».


Первым появился проект САУ 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ», выполненный с использованием агрегатов исходной самоходки 2С35. Также велась опытно-конструкторская работа «Набросок», в ходе которой создали сразу несколько самоходок с разным вооружением. Гаубичную артиллерию в этой ОКР представляло изделие 2С43 «Мальва».

Колесная «Коалиция»

Параллельно с САУ 2С35 на гусеничной базе разрабатывался унифицированный проект 2С35-1. Он предусматривал установку готового необитаемого боевого отделения на четырехосное автомобильное шасси КамАЗ-6560. Перед превращением в носитель орудия автомобиль прошел доработку, направленную на повышение грузоподъемности и прочности. Башня с вооружением тоже были переделаны с учетом монтажа на новой базе. При этом 152-мм орудие 2А88 и автоматика заряжания остались прежними.


Ранее, на стадии испытаний, представители армии раскрыли намерение довести 2С35-1 до службы в войсках. От такого проекта отказываться не собирались. Весьма вероятно, что вопрос принятия на вооружение решается прямо сейчас, а промышленность готовит полноценное серийное производство. Впрочем, подробности таких планов и мероприятий не разглашаются.

Гаубичная «Мальва»

Несколько лет назад ЦНИИ «Буревестник» начал ОКР «Набросок», целью которой было создание ряда образцов самоходной артиллерии, в т.ч. гаубицы на колесном шасси с шифром «Мальва». Этот проект предусматривает использование четырехосного шасси БАЗ-6010-027, на котором открыто монтируется артиллерийская часть с длинноствольной 152-мм гаубицей. Рядом с казенной частью орудия предусмотрены ящики для боекомплекта; заряжание осуществляется вручную.


Опытный образец «Мальвы» был изготовлен в прошлом году, и вскоре его показали на «Армии-2020». 9 мая боевая машина приняла участие в параде в Нижнем Новгороде. В начале июня состоялись очередные стрельбы, на которых присутствовали высокопоставленные представители министерства обороны. В соответствующих репортажах СМИ общественность смогла впервые увидеть изделие 2С43 в деле.

Сообщается, что испытания САУ «Мальва» подходят к своему завершению, и заказчик проявляет определенный оптимизм. Во время недавнего визита на полигон замминистра обороны Алексей Криворучко отметил, что такая техника соответствует требованиям, и ее ожидают в войсках.

Как пишут «Известия» со ссылкой на источники в Минобороны, новые самоходки 2С43 поступят на вооружение вновь формируемых артиллерийских бригад в составе сухопутных и воздушно-десантных войск. Вопрос создания таких соединений в ВДВ уже решен. Планы в контексте сухопутных войск пока только прорабатываются. Их примут только после завершения работ по «Мальве».

Перспективы развития

Перспективы колесных САУ в нашей армии в целом очевидны. Минобороны приняло принципиальное решение: такие образцы будут разрабатываться и поступать на вооружение. Прямо сейчас идут работы по нескольким подобным образцам в разных классах. Испытания проходят две 152-мм гаубичные САУ, пара 120-мм самоходных орудий и 82-мм миномет на базе броневика. Все они имеют большие шансы поступить на вооружение, и речь в основном идет только о сроках их появления в войсках.


При помощи перспективных САУ 2С35 и 2С35-1 на разных шасси планируется начать перевооружение дивизионной артиллерии сухопутных войск. С их помощью она станет более гибкой и эффективной. Прирост всех показателей будет получен как за счет унифицированного боевого отделения с новым оружием, так и при помощи двух принципиально разных шасси. При этом сухопутные войска пока не будут отказываться от самоходок «Мста-С/СМ» и другой подобной техники.

САУ 2С43 «Мальва» тоже имеет шансы попасть в армию. По совокупности боевых и иных характеристик, ее можно рассматривать в качестве современной и более мобильной альтернативы существующей машина 2С5 «Гиацинт-С». Совместное и попеременное их применение позволит получить те же результаты, что и в случае с двумя вариантами «Коалиции-СВ».

Большой интерес представляют планы по развертыванию изделий 2С43 в ВДВ. На данный момент эти войска не имеют собственной самоходной артиллерии в калибре 152 мм, и появление «Мальвы» понятным образом повысит их боевой потенциал. При этом новая колесная САУ укладывается в ограничения военно-транспортной авиации и может десантироваться посадочным способом. Также следует учитывать, что рамках новых проектов для ВДВ разрабатывается не только 2С43, но и другие образцы с иными характеристиками и возможностями.


В ожидании результата

Необходимо отметить, что все желаемые результаты удастся получить только в средней или отдаленной перспективе. На данный момент две 152-мм самоходные гаубицы находятся на стадии испытаний, и сроки их поступления на вооружение еще официально не объявлялись. Впрочем, Минобороны и промышленность уже строят планы по производству и поставкам техники в войска.

Но в целом текущая ситуация располагает к оптимизму. Минобороны приняло принципиальное решение об усилении сухопутной артиллерии колесными боевыми машинами, а промышленность разработала такую технику и уже готовится к ее серийному производству. Это означает, что в ближайшие годы армия получит новую технику, а вместе с ней и целый ряд новых возможностей.


Самоходная артиллерия обеспечивает значительные тактические преимущества в отличие от буксируемых пушек. Эти системы лучше приспособлены к действиям в одних боевых порядках с маневренными наземными силами, могут быть введены в бой быстрее, способны перевозить комплекты готовых боеприпасов, и, наконец, им проще избежать контрбатарейного огня.

Впрочем, большая часть самоходной артиллерии базируется на гусеничных шасси, имеющих свои недостатки, среди которых большая масса, повышенный уровень сложности обслуживания и более сложная логистика. Следовательно, преимущества буксируемой колесной артиллерии заключаются в ее относительно простой конструкции и, как следствие, в меньшем объеме обслуживания и лучшей оперативной и стратегической мобильности. Лучшая мобильность является результатом меньшей массы, что позволяет использовать менее развитую дорожную сеть, мосты меньшей грузоподъемности и осуществлять транспортировку самолетами и вертолетами. Концепция колесной самоходной артиллерии призвана исключить один или более недостатков гусеничных конструкций.

Первые колесные зенитные самоходные установки начали устанавливаться на грузовики в Первую мировую войну. Интересно что применение самоходной гаубичной артиллерии произошло во Вторую мировую войну, когда 75-мм гаубицы стали устанавливать на полугусеничные машины. Впоследствии пушки стали устанавливаться на модифицированные танковые шасси. Весь послевоенный период акцент делался на гусеничные платформы. Хотя для некоторых армий более привлекательной выглядела идея иметь самоходную пушку, которая была бы менее дорогой при покупке, в эксплуатации и обслуживании. Как результат, ряд армий и компаний начали пристальнее изучать возможности колесных решений.

Системы на автомобильном шасси

Первая колесная самоходная гаубица (СГ) была разработана в Южной Африке. G-6 Rhino, впервые развернутая в 1988 году, имела бронированное шестиколесное шасси с защитой экипажа от мин и взрывов, позволявшее проходить большие расстояния на скорости до 70 км/ч. 155-мм гаубица G-5 была разработана компанией Denel, а инновационное шасси компанией Land Systems OMC. Новая гаубица G-6/52 имеет максимальную дальнобойность 67 км, может вести огонь высокоточными снарядами Excalibur и отстреливать до шести снарядов в режиме MRSI («Шквал огня» - режим стрельбы, когда несколько снарядов, выпущенных из одного орудия под разными углами, одновременно достигают цели). СГ G-6 стоит на вооружении армий Омана, Южной Африки и ОАЭ.

Чешская артиллерийская система Dana (фото ниже) схожа по концепции с G-6 в том, что ее 152-мм гаубица, как и у большинства гусеничных самоходных платформ, установлена в башне. Впрочем, башня в этом случае установлена на шасси грузового автомобиля Tatra 813 8x8. Пушка с автоматом заряжания имеет скорострельность три выстрела в минуту. Перед стрельбой автоматически откидываются боковые упоры. В 1998 году был представлен вариант Dana с 155-мм пушкой, стреляющей боеприпасами стандарта НАТО, получивший обозначение М2000 Zuzana. Эти системы стоят на вооружении Кипра, Чешской республики, Грузии, Ливии, Польши и Словакии. Они принимали участие в российско-грузинском конфликте 2008 года, а также входили в состав польского контингента многонациональных сил в Афганистане.


Военный технический институт в Белграде спроектировал в 1984 году 152-мм гаубицу NORA B-52, рассчитывая на потребности своей армии и экспортный потенциал. Позднее институт выпустил ее модификацию с пушкой 155-мм с длиной ствола 52 калибра. Артиллерийская часть установлена на грузовой платформе FAP 8x8, в автомате заряжания размещается 36 выстрелов. Было разработано шесть вариантов, отличающихся кожухом орудия (полностью или частично закрытый ствол), элементами управления огнем и уровнями защиты. Доступны боеприпасы разных типов с дальностью от 32 до 56 км; максимальная дальность достигается снарядом ERFB RA/BB (extended range full bore/base bleed - снаряд повышенной дальности с донным выдуванием). Вторая модель массой 25 тонн хорошо подходит для районов с мостами и дорогами малой грузоподъемности. Она была заказана и развернута армиями Бангладеш, Кении, Мьянмы и Сербии.


Сербская 152-мм самоходная гаубица NORA B-52

Колеса бога войны

Шведская самоходная гаубица Archer от компании BAE Bofors


Транспортно-заряжающая машина, являющаяся компаньоном гаубицы Archer (совместный проект Швеции и Норвегии) позволяет осуществлять независимое развертывание системы

Быстрое развертывание

По словам руководителя проекта по СГ CAESAR в компании Nexter Бенджамина Готье, разработка была обусловлена «пониманием необходимости в самоходной артиллерийской системе, которая могла бы развертываться экспедиционными войсками по воздуху, включая широко распространенный военно-транспортный самолет С-130 Hercules». Поэтому максимальная масса системы не должна была превышать 18 тонн. В СГ CAESAR пушка 155 мм/52 калибров устанавливается на уникальной платформе в задней части тактического грузовика Renault Sherpa или Unimog.

Платформа 6x6 имеет встроенные опоры для стабилизации, которые управляются дистанционно. «Это в комбинации с инерциальным/GPS позиционированием, цифровой системой управления огнем и механизированным заряжанием позволяет системе остановиться, открыть огонь и сняться с позиции через 100 секунд, - пояснил Готье. - Подобное решение позволяет гарантировать то, что пушка и расчет не будут накрыты контрбатарейным огнем». Пушка имеет дальнобойность 42 км и скорострельность 4-6 выстрелов/мин.

СГ CAESAR успела повоевать в составе французских сил в Афганистане, Мали и иракском Мосуле, а также в таиландской армии в приграничных конфликтах с Камбоджой. Эта артиллерийская система заказана также Индонезией, Ливаном и Саудовской Аравией. В 2015 году компания Nexter показал вариант массой 30 тонн на шасси Tatra 8x8, который в 2017 году был выбран датской армией. Компания показал также эту систему, установленную на грузовой автомобиль Super Stallion 6x6 от Ashok Leyland с прицелом на потребности индийской армии.


Система Soltam ATMOS, добившаяся успеха на экспортном рынке, совсем недавно была выбрана Польшей

Подобный подход был использован при создании израильской компанией Soltam своей системы ATMOS 2000 (Autonomous Truck Mounted Howitzer System –автономная, установленная на грузовик гаубичная система). В зависимости от предпочтений заказчика орудийная система калибра 155 мм имеет длину ствола 39 или 52 калибра, а также гидравлический/гидропневматический механизм отката. Наведение пушки осуществляется при помощи гидравлики, а управление огнем полностью автоматизировано. Расчет гаубицы состоит из пяти человек, который способен выпустить 5 выстрелов/мин или очередь из трех снарядов за 15 секунд. После остановки гаубица готова к стрельбе через 90 секунд. Компания Soltam стремилась предоставить артиллерийскую систему, которая могла бы устанавливаться на любую платформу 6x6 по выбору оператора. Гаубица стоит на вооружении армий Азербайджана, Камеруна, Таиланда и Уганды.

Польская армия провела конкурс по колесной СГ, по результатам которого была выбрана система ATMOS. Планируется что производство гаубицы под обозначением Kryl, базирующейся на шасси грузового автомобиля Jelcz-663 6x6 начнется в 2017 году в Польше на заводе Huta Stalowa Wola. Общая потребность польской армии составляет 170 таких систем.


Опытный образец польской гаубицы Kryl, базирующейся на шасси грузового автомобиля Jelcz-663




Китайская самоходная артиллерийская установка SH-1

Средние варианты

Хотя большая часть разработок колесных и гусеничных артиллерийских систем была сосредоточена вокруг более мощных и дальнобойных 152-мм и 155-мм пушек, всё же ряд инициатив был направлен на более легкие гаубичные системы. Американских 105-мм и в особенности советских 122-мм гаубиц за все годы производства было выпущено огромное количество, в буксируемых конфигурациях эти пушки широко развернуты по всему миру. Здесь напрашивается простое решение - взять это вооружение и установить его на грузовик. Оно позволит получить множество тактических преимуществ для большинства задач, в том числе лучшую мобильность и ускоренное развертывание без увеличения объема материально-технического снабжения и обслуживания. Впрочем, развертывание большей части этих гаубиц возможно лишь тяжелыми транспортными вертолетами.



Южнокорейская артиллерийская система EVO-105 от компании Samsung Techwin (видео с русскими субтитрами)

В 2011 году компания Samsung Techwin (в настоящее время Hanwha Techwin) показала свою СГ EVO-105, которая «получилась» в результате установки ствола, механизма отката и казенной части от буксируемой пушки М101 на пятитонный грузовик Kia KM500 6x6. Он сохранила дальнобойность 11,3 км и скорострельность 10 выстрелов/мин, но способна занять позицию и стрелять в четыре раза быстрее буксируемой пушки. Южнокорейская армия, заказавшая систему EVO-105, получит свои первые пушки в 2017 году. Потенциально может быть развернуто порядка 800 систем.

Иорданское предприятие King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) разработало свою собственную самоходную артиллерийскую систему боевой массой 11,5 тонн, состоящую из 105-мм гаубицы М102 и войскового грузовика 4x4 (фото ниже). Электрогидравлическое наведение позволяет сократить расчет до трех человек (плюс водитель), тогда как боекомплект из 36 снарядов дает возможность вести кратковременный огонь со сменой огневой позиции.


Иорданская армия уже имеет на вооружении 18 мобильных артиллерийских систем разработки компании RDM Technology, представляющие собой 105-мм пушку М101 на вездеходном шасси DAF 4x4. Подобным же образом с пушкой М101 поступил вьетнамский департамент обороны в 2015 году. Скорее всего, эти орудия были взяты с буксируемых систем, ранее поставленных США южновьетнамской армии.

С целью повышения мобильности своей артиллерии кубинская армия берет свои старые пушки и силами местных предприятий устанавливает их на различные грузовики. Например, СГ Jupiter III представляет собой сочетание советской 122-мм гаубицы Д-30 с войсковым грузовиком КрАЗ-255Б 6x6. Гаубица с максимальной дальнобойностью 15 км перевозит полный комплект снарядов. Куба также имеет на вооружении системы Jupiter IV и Jupiter V. СГ Jupiter IV - это советская 122-мм пушка еще времен Второй мировой войны М1931/37 (А-19) на глубоко доработанном шасси КрАЗ 6x6. Jupiter V - это 130-мм полевая пушка на этом же шасси. Впервые эти системы были показаны в 2006 году и пока остаются на вооружении кубинцев.


Кубинская артиллерийская система Jupiter III


Китайская САУ SH-2 разработана корпорацией Norinco




Установив 155-мм гаубицу G-5 на крупное колесное минозащищенное шасси 6x6 производства ОМС Land Systems, компания Denel получила самоходную артиллерийскую установку G-6 Rhino

Вьетнамские и иорданские прототипы демонстрируют еще несколько преимуществ устанавливаемой на грузовик легкой гаубицы: она может быть разработана, изготовлена и обслужена за минимальную стоимость и для этого не требуется сложных производственных мощностей. В частности калибры 105 мм и 122 мм могли бы стать самоходной артиллерией для «бедняка». Однако, было бы ошибкой рассматривать подобное решение исключительно как средство избавления от устаревшего хлама, ведь оно также имеет уникальную тактическую и оперативную ценность.

Эта концепция способна удовлетворить потребности воздушно-десантных и доставляемых вертолетами специальных сил в средствах тактической мобильности на земле после доставки этих сил в район выброски или высадки. Легкие буксируемые гаубицы используют воздушно-десантные и воздушно-штурмовые подразделения, поскольку их проще перебросить по воздуху. Для доставки в заданный район они подвешиваются под вертолетами различных моделей или и сбрасываются с самолета на парашютах. Впрочем, после доставки на место огонь может вестись основном с позиции приземления или вблизи нее, по крайней мере, до тех пор, пока туда не будет доставлен буксир. Перемещение этих пушек весьма затруднительно и они очень уязвимы перед контрбатарейным огнем.

Компания AM General, разработчик легкого бронеавтомобиля HMMWV, разработала решение, в котором сочетается подвижность ее проверенной в самых жестких условиях машины HMMWV с огневой мощью американской же 105-мм гаубицы. Проект Hawkeye впервые был показан на выставке AUSA в октябре 2016 года. Система вооружения массой 1100 кг может перевозиться различными средними вертолетами или военно-транспортными самолетами.




105-мм легкая самоходная гаубица Hawkeye

Пушка может начать стрелять через минуту 47 секунд после занятия позиции. Это стало возможным за счет полностью автоматических опор, гибридного механизма отката, встроенной системы позиционирования и компьютерного управления огнем. Она может вращаться на все 360° и вести огонь всеми типами 105-мм снарядов, включая осколочно-фугасный, осветительный и дымовой.

Таким образом, система Hawkeye предлагает тактическую мобильность и оперативность, несравнимые с буксируемыми орудиями. Это очень важно на данный момент, поскольку ряд армий стремится к обеспечению своей легкой пехоты собственными легкими транспортными средствами. Развертывание Hawkeye позволило бы держать пушки в одних боевых порядках с моторизованной легкой пехотой и таким образом быстро прикрыть ее огнем непрямой наводкой.






155-мм гаубица CAESAR от компании Nexter успешно зарекомендовала себя во многих военных операциях французской армии, проводимых в Африке и на Ближнем Востоке

Двигаясь дальше

Очевидно, что мобильная артиллерия на колесных платформах принимает самые разные формы, от колесных замен тяжелых гусеничных СГ до систем, оптимизированных для экспедиционного развертывания, и просто более мобильных альтернатив буксируемым пушкам. В первой категории развитие технологий систем подвески позволило таким системам, как чешские Dana и Zuzana, предложить на большинстве типов местности мобильность, эквивалентную их гусеничным аналогам. Фактически это продемонстрировала южноафриканская СГ G-6 в реальных боевых операциях. Ее способность без чрезмерного износа (свойственного гусеничным платформам) по дорогам и бездорожью пройти 70-100 км является несомненным преимуществом.

Прогресс в навигации, управлении огнем, средствах связи и электронике, а также автоматизация наведения орудия и заряжания, выравнивают позиции колесных и гусеничных платформ касательно характеристик стрельбы. Например, время подготовки к стрельбе, точность и скорострельность колесной гаубицы Archer совпадают с соответствующими параметрами новой продвинутой гусеничной гаубицы PzH 2000 (фото ниже). Колесные варианты дают преимущества, заключающиеся в сокращенном обслуживании и уменьшенном износе по сравнению с гусеничными системами.


Преимущества колесной самоходной артиллерии особо проявляются при оперативном и стратегическом развертывании. Их проще транспортировать, особенно самолетами, они занимают меньше места по сравнению с буксируемыми пушками и их тягачами. Кроме того, они более маневренны, быстрее готовы к открытию огня и более живучи, поскольку снимаются с позиции гораздо быстрее. Озабоченности, связанные с отсутствием защиты экипажа в первых системах, снимаются за счет усиленного бронирования кабин, например, это было реализовано на платформе CAESAR датской армии. Ставка на цифровое управление огнем, механизированные наведение и обработку снарядов также позволяет сократить численность экипажа и выполнять огневые задачи меньшим количеством орудий. Все эти качества неоценимы при развертывании боевых сил.

Можно ли ожидать расцвета концепции колесных артиллерийских систем? Это сложно предсказать. Многие армии, включая американскую, имеют на вооружении большое количество гусеничных систем и для них модернизация может оказаться более экономичным решением по сравнению с заменой. Впрочем, для тех, кто развертывает самоходные системы вооружения с целью замены или дополнения буксируемых пушек, колесные или гусеничные гаубицы предлагают множество преимуществ, включая более низкие начальные и эксплуатационные затраты. В связи с этим на позиции буксируемых пушек могут все чаще вставать колесные самоходные артиллерийские системы.

Букет из "Тюльпана", "Гиацинта" и "Хризантемы" не оставит равнодушным любого потенциального противника.

Российская артиллерия богата на разнообразные орудия, как природа нашей страны – на неповторимую флору. Именно такой вывод можно сделать, анализируя названия самоходных пушек в рядах ВС РФ. Помимо интеллекта и отваги, наши военные могут похвастаться отменной фантазией, а еще им не чуждо понятие романтики. Об этом свидетельствует "букет", собранный сухопутными войсками России за десятилетия.

2С3 "Акация"


152-миллиметровая дивизионная гаубица – ветеран армии, который все еще в строю. Семейство "Акаций" верой и правдой служит с 1970 года и пережило не одну модернизацию. Последняя массовая модификация увидела свет в 2006-м. "Уралтрансмаш" выпустил модель 2С3М2 с автоматизированной системой управления огнем и системой постановки дымовых завес. В опытной 2С3М3 дальность стрельбы увеличена с 20,5 до 25,1 километра.

2С4 "Тюльпан"


2С7 "Пион"


Достоинство этой сверхмощной пушки – нарезное орудие калибра 203 миллиметра, способное отправлять снаряды на дальность до 47,5 километра. Советские разработчики создавали ее как тактическое ядерное оружие, в ее арсенале есть осколочно-фугасные, кассетные и бетонобойные боеприпасы. "Пион" производился Кировским заводом с 1976 года, спустя 10 лет здесь появилась усовершенствованная версия "Малка". В наше время грозные САУ проходят модернизацию и вновь поступают в части, ведь конкурентов у них по-прежнему немного.

2С1 "Гвоздика"


122-миллиметровая полковая гаубица оказалась первой в мире серийной плавающей гусеничной САУ. Производилась в течение двух десятков лет вплоть до развала СССР. Пушка предназначена для уничтожения живой силы, а также артиллерийских и минометных батарей. Кроме того, "Гвоздика" обеспечивает проход по заминированной территории и сквозь полевые заграждения. Другое преимущество – большой потенциал для модернизаций.

2С5 "Гиацинт-С"


Фото: © Военнослужащие артиллерийского подразделения во время стрельбы из 152-мм армейской самоходной пушки 2С5 "Гиацинт-С". ТАСС/Юрий Смитюк

"Гиацинт-С" стал работой над ошибками советской военной стратегии времен Никиты Хрущева. Увлекшись ракетным вооружением, в стране Советов упустили развитие корпусной артиллерии, но вовремя спохватились. САУ эффективно уничтожают средства ядерного нападения, органы управления, живую силу и боевую технику, подавляют тылы и разрушают фортификации на расстоянии до 30 километров. Благодаря бульдозерному оборудованию машина умеет самостоятельно рыть для себя окопы.

2Б9 "Василек"


Самоходный автоматический гладкоствольный миномет "Василек" имеет удивительную историю. Конструктор Виктор Филиппов начал его разработку сразу после Великой Отечественной, однако орудие калибра 82 миллиметра было принято на вооружение только в 1970 году. Таким образом, между подачей заявки на изобретение и поступлением миномета в войска прошло около 30 лет. Широкое применение "Василек" получил во время Афганского конфликта, наводя ужас на моджахедов. Далее были две чеченских кампании и вооруженный конфликт на Украине.

9К123 "Хризантема-С"


Противотанковый ракетный комплекс "Хризантема" эксплуатируется с 2005 года. Вместе с базовым вариантом разработана модификация "Хризантема-С" (индекс 9К123-1). Ее боекомплект состоит из двух типов управляемых ракет – с надкалиберной тандемно-кумулятивной и фугасной боевыми частями. "Хризантемы" борются с бронированной техникой, инженерными и фортификационными сооружениями, а также некоторыми воздушными целями.

ЗРК "Багульник"


Ранее зенитно-ракетный комплекс "Багульник" предлагался на экспорт как ЗРК "Сосна". Государственные испытания завершены в 2017 году. Комплекс позиционируется как преемник ЗРК "Стрела-10М3". Впервые для российских противовоздушных комплексов создатели применили метод передачи команд наведения на борт зенитной ракеты по лазерному лучу. Отсутствие обзорной РЛС исключает демаскировку из-за высокочастотного излучения и делает "Багульник" неуязвимым для противорадиолокационных ракет. ЗРК способен поражать крылатые ракеты, вертолеты и реактивные самолеты.

2С34 "Хоста"


Разработана Мотовилихинским заводом, эксплуатируется с 2008 года. Самоходка представляет собой глубокую модернизацию "Гвоздики", куда внедрены компоненты установок "Вена" и "Нона-СВК". 2С34 подавляет живую силу, артиллерийские и минометные батареи, ракетные установки, бронетехнику, огневые средства и пункты управления. Дальность стрельбы – 12 километров. Надежный и прочный корпус "Хосты" дополняет 120-миллиметровая полуавтоматическая пушка, система управления огнем и современная навигация.

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры​​», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Арестантское уголовное единство» (АУЕ)


Фото: © ТАСС/Антон Новодережкин

Самоходная артиллерийская установка "Малка" – активный участник специальной военной операции по защите Донбасса. Пушки работают днем и ночью, подавляя позиции ВСУ впечатляющим калибром в 203 миллиметра. История "Малки" начинается во второй половине XX века, когда с ее появлением была решена важная задача обороноспособности страны. А благодаря модернизационному ресурсу орудие не имеет себе равных и поныне.

История создания

Когда атомная бомба появилась и у США, и у СССР, военные обеих держав признали маловероятной перспективу тотальной ядерной войны. На первый план вышла концепция "ограниченной ядерной войны" с применением тактического ядерного оружия. Одним из его вариантов стала артиллерийская система 2С7 "Пион". Пушку разрабатывали с 1960-х годов и приняли на вооружение в 1976-м. Спустя 10 лет в части Советской армии поступил усовершенствованный вариант "Пиона" – орудие под индексом 2С7М "Малка".


Основные характеристики

Сочетание основных характеристик САУ "Малка" делает ее уникальным оружием:

  • боевая масса – 46,5 т;
  • экипаж – 6 чел.;
  • максимальная масса снаряда – 110 кг;
  • калибр – 203 мм;
  • возимый боезапас – 8 выстр.;
  • скорострельность – 2,5 выстр./мин;
  • время перевода в боевое положение – 7 мин;
  • мощность двигателя – 840 л. с.;
  • пробег шасси – 10 000 км.

Для обнаружения целей, передачи данных и корректировки огня используются беспилотники, в том числе наделавшая шуму модель "Орлан-10".

Конструкция и вооружение

Конструкция "Малки" выполнена по безбашенной схеме на шасси, максимально унифицированном с танковым. По шоссе САУ может разогнаться быстрее 50 километров в час. Орудие с откидной плитой-сошником находится в корме корпуса. Пушка имеет специальный механизированный аппарат, позволяющий производить заряжание прямо с транспортной машины. Она в свою очередь способна нести 40 снарядов в дополнение к восьми на самой "Малке".

Главное оружие САУ – семиметровая нарезная пушка 2А44 калибра 203 миллиметра с поршневым затвором. Ее режимная скорострельность составляет 50 выстрелов в час. Механизмы наведения варьируют угол атаки от нуля до 60 градусов. Комплекс 2С7М ведет огонь осколочно-фугасными, кассетными и бетонобойными боеприпасами, а в 1977 году для "Малки" были разработаны ядерные заряды. Мощностью пушка превосходит другие российские орудия. Наиболее близок к ней по этому показателю 240-миллиметровый миномет 2С4 "Тюльпан".

Экипаж состоит из водителя, командира и четырех военнослужащих расчета. Для защиты он использует крупнокалиберный пулемет НСВТ на открытой установке, а также переносной зенитный комплекс "Игла" или "Стрела-2" на случай угрозы с воздуха.

Назначение

Назначение как "Пиона", так и "Малки" заключается в подавлении тылов врага и уничтожении различных объектов, включая средства ядерного нападения, на расстоянии до 47,5 километра.

"Это одна из самых мощных в мире самоходных пушек, предназначенных для поражения важных целей и объектов противника в тактической глубине обороны за линией фронта… Перед "Уралтрансмашем" стоит серьезная задача по выполнению серийной модернизации этого изделия в рамках гособоронзаказа на 20202022 годы", – заявил гендиректор АО "Уралтрансмаш" Дмитрий Семизоров.

Полноценного аналога "Малки" в мире не существует до сих пор. До 1994 года на вооружении американцев стояла самоходная гаубица М110, хорошо показавшая себя во время Вьетнамской войны. Но даже это оружие значительно проигрывало русской пушке в дальности стрельбы, по боекомплекту и мощности двигателя. Впоследствии США предпочли единый артиллерийский калибр 155 миллиметров, однако, как показывает история, могучие 203 миллиметра не потеряли актуальности по сей день.

Модернизация

В конце 2021 года Минобороны РФ приняло первую партию модернизированных "Малок". Работы провели специалисты АО "Уралтрансмаш", входящего в НПК "Уралвагонзавод" госкорпорации "Ростех".


"Обновленная техника получила новую ходовую часть и электронику, в результате чего серьезно повышены ее тактико-технические характеристики", – говорится на сайте Ростеха.

САУ может похвастаться новыми приборами связи, управления и контроля. Развертывание и свертывание орудия ускорено благодаря автоматической обработке цифровой информации. Кроме того, система 2С7М получила обновленные коробки передач, механизмы распределения и агрегаты энергообеспечения. Конструкторы улучшили аппаратуру внутренней связи, приема и обработки данных, радиостанцию, приборный комплекс системы противоатомной защиты и приборы наблюдения.

Усовершенствованная "Малка" прошла цикл испытаний, в ходе которых показала высокий уровень подвижности, износоустойчивости, надежности и огневой мощи.

Читайте также: