Игрушка символизирующая что время быстро уходит

Обновлено: 24.04.2024


Это разрушительная сила и, в то же время, открыватель истины.

Временная схема обычно выводится из членения пространства; конкретнее всего это применимо к неделе (Бертло-7).

Настоящее — мгновение, повисшее между двумя «ничто», прошлым и будущим; его символизирует средняя голова трехглавого дракона, приподнятая над двумя другими и отмечающая мгновение времени между днями вчерашним и завтрашним. В языках первобытных народов нет идеограммы для обозначения настоящего, о нем умалчивают, говоря лишь о факторах, которые его определяют: о прошлом и будущем, представленных парой противоположностей, сталкивающихся на линии солнцестояний…

Год, месяц, неделя, день и час образуют символическую архитектуру времени:

— Год, частица времени, выражает собой само время, священное и мирское.

— Неделя, более мелкая частица времени, соответствует системе планет.

— День служит символом жизни и вечности. Деление дневного цикла на три или четыре части напоминает этапы процесса посвящения.

Слова «некогда», «давным-давно» символизирует Золотой Век гармонии и неограниченных возможностей.

Остановка времени — это прорыв к просветлению и вечности.

Черные девушки символизируют неразделенное, prima materia, иррациональное, лунное, темное, женское начало времени.

Не в состоянии удержать время, он пытался его измерить и закрепить.

Мегалитические кругообразных ансамбли, вероятно, первые в истории календари. Менгиры Стоунхенджа точно отмечают положение Солнца и Луны; отверстия в них… представляют систему летосчисления — одно отверстие соответствует году …

Отец-Время эпохи Возрождения — обнаженная крылатая фигура, олицетворяющая время. Его атрибуты:

Время — существенный и решающий фактор жизни — всегда представляло собой мучительную загадку для человека.

В представлении древних, время было реальностью, принадлежащей духовной жизни. Его считали совокупностью живых существ (эонов у гностиков), которые проходят над Землей, на манер китайских теней.

Согласно орфической философии — это персонифицированная вечность. Всевышний Отец, неведомое существо, заполняющее собой бесконечность.

Жрецы Амона и последователи Платона различали время и вечность — недвижную и неделимую.

Солнцепоклонники фиксировали время с помощью двух символических моментов на солнечном круге, соответствующих солнцестояниям:

Символом времени у них служит дракон, крылья которого означают мимолетность мгновения, а длинный хвост, свернутый в кольцо,— вечность времени (Уроборос): человек преходит, время остается.

Летнее солнцестояние — момент апогея Солнца, точка соединения прошлого, настоящего и будущего. У греков его символами выступали горбатые мифологические персонажи, — предки злых фей и полишинелей.

Зимнее солнцестояние, ассоциировалось с рождением, связано с понятиями: рождение, жизнь и смерть.

Согласно эзотерическому учению, время — одно из оснований мира … основа последовательного деления его на циклы, и эзотерическая традиция (хадис) запрещает проклинать свой век, поскольку «век — это Бог».

«Бхагават есть начало, середина и конец существований … в форме времени он влечет за собой мир …»;

«Я есмь Вишну, бесконечное Время».

«Время порождает все, что было, есть и будет» (Бхагавад Гита).

«Время в своем движении уничтожает мир» (Упанишады).

По сути дела, представление о живом времени составляет основу деления мира на циклы; циклическая астрология, — нечто намного более глубокое, чем изучение периодов обращения светил.

Для индусов Время и Вечность есть два образа единого начала, совпадающие в Брахме, жертвоприношение которому повторяет космогонические процессы. Жертвенный алтарь задуман как символ сотворения мира. Вода, в которой замешивается алтарная глина, символизирующая Землю,— это первичная Вода. Боковые стенки алтаря — Воздух. Само жертвоприношение имеет целью восстановление первоначального единства, которое предшествовало творению, а также возрождение времени. А за пределы этого времени выходят при священном опьяневине помощью сомы, экстаза, ритуальной оргии…

Индусы делят время на четыре века, напоминающие периоды Джайны, которые изображались в виде колеса с двенадцатью спицами (эпохами), поделенными на две группы по шесть: нисходящая нх серия начинается с райского века, эры сверхгигантов, рост которых постепенно уменьшается в последующие эпохи, породившие горе, порок и все прочие беды человечества. Восходящая серия начнется с потопом, вызванным ливнями, которые будут длиться 7 дней; люди понемаогу вернутся к нормальному росту в высшему блаженству.

Черная Кали символизирует Время Пожирающее, безжалостного уничтожителя.

Большое внимание времени уделяли майя — оно занимало центральное место в их религиозных представлениях. Идею времени запечатлели их памятники, стелы, пирамиды и храмы, построенные в честь важных периодов времени.

Первые дни нового года, когда ожидание праздника сменил сам праздник, наводят на мысль о быстротечности времени. Миг – и уже мы в новом году. Секунду назад был старый, 10 минут назад, день назад… Через n-е количество дней старым станет год наступивший. Может быть, поэтому подумалось о песочных часах, ведь они символизируют быстротечность времени.

Песочные часы как символ

что означают песочные часы

Песочные часы символизируют неумолимый ход времени

Песчинкам в песочных часах представляется,
Что стеклянные стенки
Все время несутся куда-то вверх,
Словно ткется бесконечная нить.
Утекают, ускользают,
И никакими силами
Их невозможно остановить.

(Владимир Солоухин, 1975 г.)

Песочные часы – символ течения времени

Песочные часы появились, когда люди научились выдувать прозрачное стекло, и расцвет их применения пришелся на средние века. С тех пор утекло много воды, и появились на свет часы механические, электронные, говорящие и прочие. Песочные часы практически вышли из употребления, но именно они являются символом хранения времени, его неумолимого течения и хрупкости настоящего момента.

Пересыпающийся из верхней колбы в нижнюю песок невозможно остановить. Песчинки струятся через узкий проход, падают вниз и напоминают о том, что время бесстрастно течет мгновение за мгновением. Время обладает способностью, как песок, утекать сквозь пальцы. Песочные часы с разбитой колбой, из которой песок высыпается наружу, являются символом того, что время исчезает бесследно.

песочные часы символ

Песочные часы с разбитым стеклом — символ бесследного исчезновения времени

Поскольку в большинстве случаев песочные часы были предназначены для отсчета небольшого количества времени (от нескольких минут до часа), они являются символом быстротечности времени, его быстрого бега. Маленькие мелькающие песчинки ассоциируются с секундами, казалось бы, ничтожными отрезками времени по сравнению с днями, неделями и годами. Но, как поется в песне: «не думай о секундах свысока». Настоящий момент краток, но только в нем можно что-то совершить, потому что прошлое уже прошло, а будущее еще не наступило. В этом аспекте песочные часы являются символом линейного течения времени: от прошлого к настоящему и далее к будущему.

песочные часы символизируют

Песочные часы символизируют линейное течение времени

Песочные часы – символ бренности человеческой жизни

Восприятие течения времени зависит во многом от эмоционального состояния человека, его увлеченности тем, что он делает, либо, наоборот, ощущения бесцельности происходящего. Нам может казаться, что время тянется или, наоборот, летит с бешеной скоростью. Тем не менее, как бы мы ни воспринимали скорость его движения, в итоге мы можем осознать лишь одно: время уходит безвозвратно, его не вернуть.

В связи с этим песочные часы часто изображались в картинах жанра vanitas (лат. – «суета, тщеславие») эпохи барокко, где центральным элементом произведения был череп. Песочные часы, как им и положено, символизировали быстротечность человеческой жизни, заставляя зрителя задуматься над тем, куда он растрачивает свои энергию и усилия. Песочные часы являются символом бренности человеческого бытия, напоминают о том, что мирские заботы есть «суета сует и всяческая суета». Изображенные вместе с другими предметами (рыцарскими доспехами, коронами и папскими тиарами, монетами, музыкальными инструментами, бокалами вина, фруктами и т.д.), часто в беспорядке, песочные часы олицетворяют принцип «momente more» («помни о смерти»), символизируя ниспровержение достижений и тщетность земных удовольствий, ведь все это не унесешь с собой в могилу.

Сам по себе сыплющийся вниз песок олицетворяет притяжение низшей природы. Песочные часы призывают к добродетели и осознанности, заключающейся, в том числе, в отказе сокращать отведенный человеку срок излишествами и злоупотреблениями. Как видим, песочные часы – символ строгий.

песочные часы в жанре vanitas

Натюрморт в жанре «vanitas». Художник Edwart Collier

Песочные часы как символ вечности и бесконечности вселенной

Песочные часы олицетворяют линейное течение времени до тех пор, пока их не перевернули, чтобы заново начать отсчет. Состоящие из двух колб, соединенных между собой узкой горловиной, песочные часы по своей форме напоминают восьмерку, а восьмерка, если ее положить набок, являет собой знак бесконечности. Песочные часы олицетворяют смену циклов разрушения и созидания, жизни и смерти, непрерывность движения, вечный круговорот процессов во вселенной.

Песочные часы символизируют вечность, бесконечное повторение, когда все снова возвращается на круги своя, а конец не является концом, а всего лишь началом следующего этапа.

что означают песочные часы в психологии

Песочные часы — символ цикличности происходящего и бесконечности вселенной

Также песочные часы олицетворяют связь Неба с Землей и в силу переворачивания инверсионные отношения Верхнего и Нижнего миров, когда верх становится низом, а низ верхом.

Возможно, по факту вышесказанного, песочные часы предстают в мрачноватом свете и на новогодний символ никак не тянут. Но, что если сконцентрироваться на том, что «жизнь длинная, и я все успею», раз уж песочные часы символизируют бесконечность? «Успех» — он от слова «успевать». Главное, не тратить свои жизни на излишки салата оливье и современную эстраду в телевизоре. Отдыхать столько — сколько нужно, не утопая в бесцельных развлечениях, а затем двигаться дальше. И… c’est la vie.

песочные часы как символ

Песочные часы напоминают: не думай о секундах свысока. А слово «успех» — от слова «успевать». Используйте время толково!

ЧАСЫ — символ времени и движения, вечного и имеющего свой предел.

Дата возникновения первых часов неизвестна.

Однако по сохранившимся данным можно полагать, что принцип песочных часов был известен в Азии значительно раньше начала нашего летоисчисления.


Песочные часы -это символ греческого бога времени Кроноса, которого древние греки считали главным судьей и великим целителем. Сейчас песочные часы - старинный символ времени и цикличности, а также символ ушедших веков.

Часы — символ скоротечности жизни, свидетельство трансформации физического состояния всего живого, перехода от детства к юности, затем к зрелому возрасту, а после — через старость — к конечной точке — к смерти.

Часы без стрелок — эмблема пустой и ненаполненной каким-либо содержанием жизни.

Часы еще и образ, присутствующий во многих творческих произведениях, где они символизируют течение жизни во времени и пространстве.

В песочных и водяных часах на первый план выходит течение времени как линейного процесса. У механических — цикличность и дробность времени.


Основные значения:
время (истекшее, неумолимо проходящее и т. д.) , преходящесть, быстрый бег времени;
циклы созидания и разрушения (жизни и смерти) ;
Небеса и Земля, инверсия взаимоотношений Верхнего и Нижнего Миров — переворачивание часов;
притяжение низшей природы — сыплющийся вниз песок. Запрет на дарение часов пришел к нам из страны Восходящего солнца – Китая.

Здесь подарок-часы воспринимается как приглашение на похороны.

У нас же верят в то, что подаренные часы символизируют разлуку и сокращают век получателю подарка.

В западных странах запрет на дарение часов существует за счет того, что стрелки часов считают острыми предметами.

А здесь дарить подарки из таких предметов не принято.

Считается, что принять в дар часы все же можно, если взамен дарящему дать деньги.

Достаточно даже самой мизерной суммы.

Есть примета муж не должен дарить часы жене, и наоборот, -к разводу.

Не дарят часы родственникам и друзьям, считается, как только они встанут, придет долгая разлука

Многим кажется, что без часов они живут вне времени, и это их даже пугает, некоторые используют часы, как талисман

Словом, от часов в нашей жизни зависит очень многое.

Циферблат часов тоже имеет немаловажное значение.
Например, известно, что электронные часы более охотно помогают людям, которые не терпят критики и постоянно боятся быть осмеянными.

Часы с римскими цифрами подходят людям, слишком строго относящимся к другим, а с арабскими цифрами - тем, кто обладает живым характером и умеет уступать.

А какие часы носить, дарить их или нет, каждый решает сам.

к расставанию, мне дарили часы и сбылось, теперь даже не общаемся (хотя про эту примету недавно только узнала) , может конечно и совпадение :)


Филипп де Шампень: Лотос, череп и песочные часы. Почему эти символы? Подробности.

Memento mori (лат. «помни, что умрёшь» ; также используется форма memento mortis — «помни о смерти» ) — выражение, ставшее крылатой фразой.


В Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся с победой. За спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что несмотря на свою славу, тот остаётся смертным. Возможно, настоящая фраза звучала как: Respice post te! Hominem te memento! («Обернись! Помни, что ты — человек!» )
В русском языке после эпизода в фильме «Кавказская пленница» фраза иногда шуточно обыгрывается как «моментально в море» .
Иногда выражение ошибочно записывают как memento more, что изменяет его смысл на «помни обычай» . это гравюра Альбрехта Дюрера "Святой Иероним в келье".
И что же мы видим на ней? На первый взгляд, казалось бы, ничего необычного: сидит старый человек за столом и что-то пишет. Смущает, быть может, огромный кот-переросток на переднем плане, но кто-то может вспомнить басню про льва и собачку, и все вроде бы встанет на свои места. Но, на самом деле, гравюра полна скрытых намеков, которые, впрочем, Дюрер особо и не скрывает. Просто в наши быстротечные времена люди находятся в постоянной спешке и, несмотря, на огромные скорости, нам не хватает времени на анализ, и его кто-нибудь делает за нас, предлагая яркие биллборды и кричащие слоганы. Для людей XVI в. таким же плакатом была эта гравюра - простой и понятной. Нам же, для адекватного ее понимания, потребуется вспомнить язык символов, которым пятьсот лет назад люди владели несравненно лучше нас. И потому мы испытываем к Альбрехту Дюреру самые теплые чувства благодарности за то, что в этой гравюре он использовал самые простые древние и вечные символы, которым, скорее всего, суждена еще очень долгая жизнь.
Может быть, это череп его предшественника лежит на подоконнике? Как символ жертвенного служения, чьим предназначением было распространение духовного света. Возможно, именно бывшим обитателем этой кельи были написаны те книги, над которыми теперь покоится его череп. Тыква, полная семян новой жизни, своей формой напоминающая живот женщины вот-вот готовой разродиться, как и песочные часы, висящие рядом со шляпой, является символом связи между двумя мирами - верхним и нижним, прошлым и будущим, жизнью и смертью. Часы показывают, что песка в них осталось немного и, возможно, скоро монаху предстоит перейти в лучший мир, на что косвенно указывает и сияние вокруг головы Св. Иеронима. Монах, скорее всего, знает это, он торопится и не хочет отвлекаться, отчего в келье легкий беспорядок - на полу валяется дощечка с записями. Он будто бы чувствует, что попал в капкан времени, из которого ему уже не вырваться - ведь Дюрер поместил его в пересечение трех символов времени - песочных часов, тыквы и лежащей восьмерки - петли бесконечности, образуемой перевившейся веревочкой на дощечке.
Напоминанием о бренности бытия и скоротечности жизни является тот же череп, лежащий на подоконнике. А на столе перед монахом и чуть в стороне, одесную, стоит Распятие, служащее символом великой Жертвы.
Лотос
Это универсальный восточный символ (на Западе - лилия или роза) . Имеет солярный и лунный аспекты. Означает смерть и жизнь. Появляется в изображениях богов Солнца в Египте и Индии, а также в изображениях лунных божеств семитских религий. Изображается сс Великой Матерью как богиней Луны. Этот цветок был изначально роскошной лилией Великих Вод, то время как существа приходят и уходят. Лотос - это космос, поднимающийся из хаоса, как Солнце, взошедшее из лотоса в начале мира. Это Цветок Света, результат взаимодействия созидательных сил Солнца и лунных сил воды. Будучи продуктом взаимодействия огня и воды, он символизирует дух и материю. Являясь универсальной основой всего сущего, он расцветает в водах безграничных возможностей. Лотос - солярная основа, матрица

Череп — символ смерти, бренности всего сущего.
Песочные часы напоминают о вечной преемственности жизни, где одни формы бытия разлагаются, но переходят при этом в другие.. .
Лотос — символ мимолетности, краткости бытия, весны, красоты, совершенства.. .

Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из неё занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели. Вернувшись, лев не нашёл осла и, глубоко опечаленный, пошёл обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл целый караван в монастырь. (Основание этой легенды можно найти в житии преп. Герасима (Иорданского).) В связи с этой легендой Иероним в западно-европейской живописи почти всегда изображался в сопровождении льва [

Что собой представляет образ времени в мировой культуре? Каковы традиционные символические значения часов, в том числе песочных, в древней мифологии и христианстве? Какое развитие символика образа часов получила в живописи и прикладном искусстве нового времени?

Пенсионерам скидка

Выгодные решения

Распродажа резных

Что символизируют песочные часы? Книга символов

Символизм часов в культуре появился, очевидно, сразу после их изобретения. Сейчас трудно точно сказать, когда именно это произошло. Некоторые считают, что их первыми создателями были древние китайцы, другие отдают пальму первенства египтянам или ассиро-вавилонянам. Считается, что вначале были водяные часы (клепсидра), и только после этого – песочные и солнечные . Точно известно, что древние греки еще в доклассическом периоде своего развития активно пользовались всеми тремя разновидностями хронометров, а вот римляне песочных часов не знали.

До эпохи появления часов люди определяли время по изменениям в природе. Для этого они отмечали циклы в смене времен года, изучали движения луны, солнце, звезды, растения и поведение животных. Например, аборигены дальнего Севера в древности определяли время с помощью описания жизненных циклов моржей, диких оленей и стай лосося (так и говорилось: время прихода лосося; тогда, когда ушли олени и так далее). Для племен, живущих в тесных взаимоотношениях с окружающим миром, это было естественно. Сама их действительность свидетельствовала о том, что их жизнь, как и существование всего вокруг, не стоит на месте, а как-то движется, изменяется и неуклонно меняет каждого человека.

Популярные памятники

Памятник модель K2

Памятник модель K38

Памятник модель A10

Памятник модель A9

Памятник модель M22

Памятник модель DM7

Памятник модель DM1.1

Памятник модель DM9

Памятник модель DM5.1

В каталоге более 300 моделей памятников от эконом до Авторских моделей
памятников. Выберите по своему вкусу.

Любое существо постепенно проходит свою дорогу, ведущую от рождения к смерти. Таким образом, время как некая мировая сущность, было осмыслено людьми очень давно.

Мифы о создании мира, которые обязательно сочиняли все без исключения народы, рассказывают о том, как в начале времен суша была отделена от воды, свет от тьмы, появились верх (Небо) и низ (Земля) и время . Таким образом, появление времени в мировой мифологической традиции обозначает один из актов рождение Космоса из Хаоса, а постоянные перемены – это обязательная составляющая самого бытия.

Один из космогонических мифов древних греков рассказывает о том, что в период первоначального сотворения Хаос породил сам из себя великий мрак (Эреб) и ночь (Нюкту). Эти стихии вступили в брак, который увенчался появлением света (Эфира) и дня (Гемеры). С тех пор на земле стали сменять друг друга ночь и день, то есть возникли сутки – первые временные циклы . А после первого в мире злодеяния, совершенного Кроном (он оскопил и сверг своего отца Урана) Нюкта родила от Хаоса целый сонм разных неприятных и просто страшных богов, в том числе и Танатоса – смерть. Так появилась бренность, ставшая законом существования. Если до этого все в Космосе тяготело к вечности, то после появления Танатоса практически все творения приобрели временный статус. Даже боги (бессмертные существа) имели свой рок, по который обрекал их на забвение и исчезновение в определенный срок.

В разных мифологиях и религиях время характеризуется не всегда одинаково. Оно может быть тем, что называют вечностью, иногда рассматривается как смена циклов или представляется линейным. Вечность царит в чертогах богов, которые, в отличие от смертных, избавлены от старости и смерти. Но даже их вечность (парадокс!) – это перемены циклов.

  • В античной мифологии рассказывается о сменах пантеонов, которые фактически обеспечивают чередование мировых циклов: золотого, серебряного, медного, железного веков.
  • В основе миропонимания буддизма лежит учение о смене кальп. Кальпы – это миры внутри Колеса Самсары, вечного перерождения бытия. Вместе с каждым миром перерождаются и боги. Любая кальпа рождается, развивается и умирает. Она существует миллионы лет, а потом обязательно сменяется другой. На земле для смертных это выражается в чередовании времен года, лет, поколений и т.д.
  • Индейцы доколумбовой Центральной Америки представляли время в виде великой спирали, в кругах которой существует и изменяется все.
  • Древнерусская традиция впервые отразила понятия линейного времени в летописях. Эти исторические тексты вели описания "по летам" (годам) от сотворения мира, а не циклам правления того или иного повелителя (как это делали авторы зарубежных хроник).

Время всегда олицетворялось в образах первых великих и могущественных богов – его повелителей и служителей одновременно:

  • у египтян это был Нехебкау ;
  • у греков Кронос (Хронос) ;
  • у римлян Сатурн и двуликий Янус (одно его лицо смотрит в прошлое, другое – в будущее);
  • в древнем Иране у огнепоклонников – Зерван ;
  • в Индии – Кала ;
  • у китайцев Тай-суй ;
  • на Тибете – Лхамо .

Иногда рассказывали о их благосклонности к людям (Януса, например, называли "добрым создателем"), но чаще этих богов боялись, так как видели в них убийственное начало. В частности, эллины считали Кроноса хитрым и безжалостным. И действительно, чего хорошего можно ждать от того, кто пожирал собственных детей?

Трудно сказать, как на предмет, измеряющий определенные временные отрезки, смотрели во времена использования клепсидры. Сведений об этом просто не сохранилось. Однако всемирно известная пословица о том, что "с тех пор много воды утекло" свидетельствует: уже в глубокой древности часы стали знаком текучести жизни, бренности бытия. Одновременно это – и общепризнанный символ вечности .

Особенно красноречиво образ бесконечной цикличности воплощен в песочных часах. Прежде всего – в их внешнем виде. Этот инструмент измерения времени состоит из двух стеклянных колб, соединенных узкой горловиной. Именно в нее из верхнего пузыря в нижний просыпается песок за определенное количество минут – от полуминуты до полного часа (в морском деле использовались даже четырехчасовые "склянки", как их называли). Своим видом песочные часы напоминают восьмерку: две перетекающие друг в друга сферы. Это число связано с понятиями "полнота бытия", "начало нового цикла", "Земля", "трехмерность". Положенная набок, цифра восемь еще в Древнем Египте означала бесконечность . Сам факт того, что, по истечении песка вниз, часы надо переворачивать, еще раз подчеркивал цикличность хода жизни, символизировал как бы некий новый поворот мировой сферы.

Когда в культуре появился инновационный вид часов – циферблатные механические , – значение образа осталось прежним. Первые часы со стрелками были всегда круглыми, что внешне связывало их восприятие со сферической символикой. А деление циферблата на части, показывающие часы, минуты и секунды, и совершение стрелками непрерывного движения по кругу подчеркивали старую идею циклической бесконечности .

В целом же, с течением времени сложилась определенная совокупность аллегорического значения образа часов :

  • как знака бренности, смертности и смерти;
  • времени (истекшего, неумолимо проходящего и т. д.), быстрого бега времени;
  • как циклов разрушения и созидания (жизни и смерти);
  • как связи Небес и Земли, инверсионных взаимоотношений Верхнего и Нижнего миров (о чем говорит переворачивание часов);
  • песочные часы – это олицетворение восьмерки бесконечности и двойственности мира.

восприняла практически все перечисленные символические восприятия часов и по-своему развила их. В частности, за каждым суточным часом Церковь закрепила исполнение тех или иных псалмов и молитв, различных чтений из библейских и прочих священных книг. Любая христианская служба состоит из определенных частей, тоже привязанных ко времени. Православный канон богослужения подробно описан в специально составленной книге под названием "Часослов" . В нем содержатся разного рода богослужебные тексты, которые читают в то или иное время суток. Одна из разновидностей христианского храма даже имеет название "часовня". Это культовое строение без алтаря, но со всеми другими необходимыми атрибутами, которые позволяют проводить там часы – церковные службы.

Некоторые христианские святые аскеты изображаются с песочными часами в руках или рядом. Это подчеркивает идею конечности телесной человеческой жизни и неизбежности успения и ответственности души перед Господом. Наиболее известные примеры этого – иконописные изображения Марии Магдалины и святого Амвросия, святого Иеронима.

Еще один аспект культурной христианской трактовки образа часов появился в искусстве позднего европейского Средневековья – в XIV веке. Именно в этот период в изобразительную традицию вошел образ смерти в ипостаси Мрачного Жреца или зловещего скелета, который появляется рядом с людьми в моменты их наслаждения жизнью. Мрачный Жнец обычно одет в монашеский черный балахон с капюшоном, а в руках держит косу и часто – песочные часы. Коса – это его оружие для умерщвления людей, а часы говорят о том, что миг их гибели пришел, их время истекло . То же значение имеют песочные часы в костяшках пальцев скелетов на картинах А. Дюрера "Рыцарь и смерть", Г.Б. Грина "Три возраста женщины", неизвестного художника XV из голландского города Зволле "Дама и смерть", на многочисленных литографиях и гравюрах этого периода.

Для различных живописцев, начиная со средневековой эпохи, часы становятся знаком хранения времени. С помощью этого образа они изображали сложные идеи:

  • настоящее как миг между прошлым и тем, что непрерывным потоком идет ему на смену;
  • хрупкость и быстротечность бытия;
  • дуалистическое чередование Космоса и Хаоса, жизни и смерти;
  • неумолимость и хрупкость времени.

Песочные часы были одним из постоянных элементов в картинах жанра Vanitas (в переводе с латинского суета, тщеславие). Они по значению совпадали с двумя другими символами – черепом и увядшим цветком. Подобные натюрморты-аллегории были призваны напоминать о скоротечности жизни, неизбежной гибели и тщетности наслаждений . В это же время песочные часы появляются на полотнах с изображением лабораторий алхимиков (такие сюжеты входят в моду в XVI веке) П. Брейгеля Старшего, А. ван Остаде, Ж.Л. Перье и др.

В прикладном искусстве есть образ, соотносимый по смыслу с песочными часами. Например, в североамериканской орнаментальной традиции он представлен в виде соприкасающихся треугольников, которые символизируют динамику возврата: тела – души, материи – духа, женского – мужского, земли – неба, жизни – смерти и пр. То же самое встречается в орнаментах народов Аляски, Африки, Индии, Кавказа, у славян, ирландцев, афганцев, таджиков и многих других на росписях, вышивке, тканях, резьбе, чеканке.

Ритуальное погребальное искусство также использовало песочные часы как знак быстрого конца жизни, неизбежности смерти для всего живого. Скульптурные изображения часов на могильных монументах и камнях стали делать в XVI-XVIII веках. В это время песочный хронометр было принято даже класть в гроб покойного. А скульптуры и барельефы, например, скелетов или ангелов с часами встречались на надгробиях очень часто.

Подробнее о разнообразии и смысле ритуальных изображений на памятниках Вы можете прочитать на страницах сайта компании "Данила-Мастер". Там же Вы найдете большой каталог наших памятников из карельского гранита и Конструктор для их оформления, который содержит множество традиционных ритуальных эмблем и символов.

Читайте также: