Игрушка сколоченная из отесанных дощечек и лучинок это игрушка

Обновлено: 28.04.2024

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей.

Характерные особенности игрушки:

  • в игрушке в обобщенном виде представлены типичные черты и свойства реального предмета, в зависимости от которых ребенок воспроизводит те или иные действия;
  • в игрушке присутствует условность изображения предмета, которая позволяет выполнить с ней разнообразные действия и развивает творчество;
  • игрушка – это «материальная основа игры» она необходима для развития игровой деятельности.

История создания игрушек:

  • Первобытное общество – игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали способы деятельности;
  • Древний Египет - игрушки из дерева, ткани;
  • Античные времена (Греция, Рим) – игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных);
  • Средние века – игрушки для детей знати: дорогие, в единственном экземпляре, из дорогих и прочных материалов, произведения искусства; игрушки для бедных детей не сохранились, т.к. изготавливались из недолговечных материалов: солома, ткань, дерево.
  • На Руси процветали игрушечные промыслы: Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка, Богородская, Городецкая и т.д.
  • Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.
  • С 1880г. В Германии началось промышленное производство игрушек
  • С развитием промышленности, средств передвижения, техники в целом меняется содержание игрушек, появляются новые виды.
  • Конец XIX - начало XX в. - время развития технических игрушек. Появились разнообразные модели транспортных средств (автомобили, поезда и др.).
  • Современный этап – развитие электронной промышленности привело к созданию новой сложной детской игрушки: электронные, виртуальные, компьютерные.

Народная игрушка

Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней. Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю. Дымковская игрушка. Фигурки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Истоки возникновения дымковских барыни, коней, свистулек, водоноски уходят своими корнями далеко в историю. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. Красивы и затейливы скопинские изделия. Отличительная особенность – блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделия. Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. Филимоновская игрушка. Своеобразна ее пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом. Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Богородские игрушки вырезаны из дерева, не раскрашены, лишь покрыты иногда морилкой или лаком. Отличительная особенность – это игрушки «с движением». В федосеевской «топорщине» игрушки сколочены из отесанных дощечек и лучинок. Но праздничность желтого цвета и приближенность ее к быту всегда привлекала детей. Первая матрешка в России появилась в конце 19 века. Сергиев Посад, Село Бабенка, деревня Мериново – места изготовления русской матрешки. «Величайшая правда и простота народной игрушки, пишет Е.А. Флерина, – ее выразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей».

Народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, - в этом большая сила ее влияния на ребенка. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

Воспитательные ценности народной игрушки:

  • В народной игрушке много теплоты, она радует, забавляет;
  • Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, дает простор творческой игре;
  • Народная игрушка эстетически развивает, воспитывает в ребенке национальные черты эстетики своего народа;
  • Возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство, т.к. техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики;
  • Народная игрушка дает ощущения реального образа и в связи с этим учит понимать окружающую жизнь, владеть основными видами труда взрослых.

Педагогические требования к выбору игрушек

Все игрушки должны быть педагогически целесообразными, художественно приемлемыми и отвечать возрастным интересам детей, быть безопасными и гигиеничными. С данными требованиями связаны психолого-педагогические рекомендации к отбору игрушек.

Социальная и психологическая безопасность игрушки:

  • Не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу;
  • В игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка;
  • Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей;
  • Не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.

- Функциональная привлекательность игрушки для ребенка.

- Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).

- Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в ее конструкции, логике игры и в их описании.

- Культуросообразность игрушки и ее соответствие принятым в обществе нормам и духовно- нравственным ценностям.

- Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).

- Прочность и долговечность.

- Использование экологически чистых материалов.

игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиции возможного развивающего эффекта. Игрушка должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребенка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры. Чем более завершеннее игрушка, тем меньше она оставляет простора для творчества. Игрушки более простые и менее определенные допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, множество новых комбинаций. Они не могут наскучить. Отсюда открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важные требования для хорошей игрушки.

игрушка рассматривается с точки зрения ее объективные свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания. Она имеет определенное влияние на социализацию ребенка, его вхождение в данное конкретное общество. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели, принятые в современном для них обществе. 3. Технические требования: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первое и совершенно необходимые требования. При их отсутствии, т.е. при выявлении какой-либо опасности для здоровья ребенка, дальнейшую психолого-педагогическую оценку проводить нецелесообразно. Поэтому при отборе игрушек для ребенка родители должны учитывать все ее качества: функциональность, безопасность, привлекательность, эстетичность и др.

Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.

В настоящее время в Российской Федерации установилась стихийная практика односторонней оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия, его защиты от негативных воздействий. В условиях свободного рынка отсутствует экспертиза ассортимента игр и игрушек в производстве и торговле. Ассортимент носит случайный характер, встречаются игрушки, которые отрицательно влияют как на здоровье ребенка, так и на его развитие.

В целях защиты интересов детей мною проведена работа с родителями в следующих направлениях:

Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.

Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.

Дымковская игрушка. Фигурки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Истоки возникновения дымковских барыни, коней, свистулек, водоноски уходят своими корнями далеко в историю.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.

Красивы и затейливы скопинские изделия. Отличительная особенность – блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделия.

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.

Филимоновская игрушка. Своеобразна ее пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом.

Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.

Богородские игрушки вырезаны из дерева, не раскрашены, лишь покрыты иногда морилкой или лаком. Отличительная особенность – это игрушки «с движением».

В федосеевской «топорщине» игрушки сколочены из отесанных дощечек и лучинок. Но праздничность желтого цвета и приближенность ее к быту всегда привлекала детей.

Первая матрешка в России появилась в конце 19 века. Сергиев Посад, Село Бабенка, деревня Мериново – места изготовления русской матрешки.

«Величайшая правда и простота народной игрушки, пишет Е.А. Флерина, – ее выразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей».

Народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, - в этом большая сила ее влияния на ребенка.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

Воспитательные ценности народной игрушки:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- в народной игрушке много теплоты, она радует, забавляет;

- народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, дает простор творческой игре;

- народная игрушка эстетически развивает, воспитывает в ребенке национальные черты эстетики своего народа;

- возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство, т.к. техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики;.

- народная игрушка дает ощущения реального образа и в связи с этим учит понимать окружающую жизнь, владеть основными видами труда взрослых

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы педагогики и методологии общего образования


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация доклада «Федосеевская игрушка»
Федосеевская игрушка

В семёновском районе на базе народного ложкарезного промысла в конце XIX века возник новый центр топорно – щепной деревянной игрушки в деревне Федосеево.

Стиль росписи федосеевской токарно – щепной игрушки формировался под первоначальным воздействием стиля расписной семеновской ложки. Её особенность – жёлтый олифленный фон, по которому брошены наивно нарисованные алые цветочки с зелёнными листочками.

Роспись в оформлении старых нижегородских игрушек имело очень большое значение. Все они расписывались в каждом центре на свой лад. Но форма также во многом определяет стиль игрушки. В федосеевской «топорщине», стиль ящичный: предметы сколочены из дощечек и лучинок. Формы предметов квадратные или прямоугольные с прямыми или скошенными стенками.

Фигурки федосеевских коньков и человечков в сечении имеют пирамидальные формы. Это их особенность. Жёсткие конструктивные формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей их острые углы.

Эти игрушки ласково назывались «балясы», что означало веселые, забавные, сделанные остряком и весёлым человеком. Мастера настолько были умельцами, что при изготовлении этих игрушек использовали всего два инструмента – нож и топор.

Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко - жёлтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелёными листьями.
До 70 видов игрушек могут выполнить народные мастера.

Игрушка в постоянном развитии, быстро откликалась на все жизненные изменения. Из глубокой древности пришли в игрушку образы всадниках на конях, повозки и деревенские сани. Позднее появились игрушки – мельница, карусель, мебель, пильщики досок.

Технический прогресс начала XX века создал игрушечные образы парохода, самолёта, автомобиля, трамвая и др.
Изготовляют игрушки в домашних условиях, обычно в небольшой мастерской рядом с домом. Женщины помогали в росписи игрушек.

Зачинателем федосеевской игрушки считают Якова Александрова, который умел сделать игрушечный образ простым и необычно выразительным. Традиции игрушки продолжили – династии мастеров Шестериковых, Пачуевых, Полуэктовых.

Последним известным игрушечником считается Зотей Родионович Кокурин, изготовлявший в свои 80 лет не менее 30 разновидностей игрушек. Помрёт он – и всё. Сгинет игрушка…

Заключение
Умер З. Р. Кокурин, и прекратилось изготовление федосеевских игрушек. Вины в этом мастера нет. Мы виноваты…Железо да пластмасса заполнили прилавки детских магазинов.
Мы ещё спохватимся, но будет поздно. Далеко улетит забавный федосеевский промысел, очень далеко…
Традиции русской деревянной игрушки богаты и разнообразны. Они хранят опыт народных умельцев и художественно выразительные формы.
Народная деревянная игрушка учит любовному отношению к материалу, использованию всех его свойств, учит видеть в простом и остроумном техническом приёме эстетическое начало и любви к своей Родине, к своему народу.

Для своего проекта я выбрал федосеевскую игрушку «Конь в упряжи» Несколько слов о федосеевских коньках. Их фигурки мы видим на вращающихся дисках каруселей и на дощечках с колёсами, в упряжи под лучинковой красной или зелёной дугой. В них своя юмористическая интонация. Этот конек робок по сравнению с городецкими огненными конями. У него большая голова с глазами в виде спиралевых завитков, раскрытый рот, тонкие ножки – подпорки, приставленные к массивному туловищу. Коньков по контрасту с жёлтой повозкой оставляют белыми и разрисовывают их прямо по дереву, как в начале расписывалась вся федосеевская игрушка. Человеческие фигурки – седочки характеризуются под стать коню, схематично, с юмором.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.

Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность.

Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.

Дымковская игрушка. Фигурки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Истоки возникновения дымковских барыни, коней, свистулек, водоноски уходят своими корнями далеко в историю.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.

Красивы и затейливы скопинские изделия. Отличительная особенность – блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделия.

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.

Филимоновская игрушка. Своеобразна ее пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом.

Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.

Богородские игрушки вырезаны из дерева, не раскрашены, лишь покрыты иногда морилкой или лаком. Отличительная особенность – это игрушки «с движением».

В федосеевской «топорщине» игрушки сколочены из отесанных дощечек и лучинок. Но праздничность желтого цвета и приближенность ее к быту всегда привлекала детей.

Первая матрешка в России появилась в конце 19 века. Сергиев Посад, Село Бабенка, деревня Мериново – места изготовления русской матрешки.

«Величайшая правда и простота народной игрушки, пишет Е.А. Флерина, – ее выразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей».

Народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, - в этом большая сила ее влияния на ребенка.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

Воспитательные ценности народной игрушки:

- в народной игрушке много теплоты, она радует, забавляет;

- народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, дает простор творческой игре;

- народная игрушка эстетически развивает, воспитывает в ребенке национальные черты эстетики своего народа;

- возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство, т.к. техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики;.

- народная игрушка дает ощущения реального образа и в связи с этим учит понимать окружающую жизнь, владеть основными видами труда взрослых

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Дымковская игрушка. Фигурки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Истоки возникновения дымковских барыни, коней, свистулек, водоноски уходят своими корнями далеко в историю.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.

Красивы и затейливы скопинские изделия. Отличительная особенность – блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделия.

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе.

Филимоновская игрушка. Своеобразна ее пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом.

Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.

Богородские игрушки вырезаны из дерева, не раскрашены, лишь покрыты иногда морилкой или лаком. Отличительная особенность – это игрушки «с движением».

В федосеевской «топорщине» игрушки сколочены из отесанных дощечек и лучинок. Но праздничность желтого цвета и приближенность ее к быту всегда привлекала детей.

Первая матрешка в России появилась в конце 19 века. Сергиев Посад, Село Бабенка, деревня Мериново – места изготовления русской матрешки.

Современные возможности ознакомления старших дошкольников с народной игрушкой.

Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой - черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа. [39]

Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающееся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. [38]

В народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым (кукла прикреплялась на шест к дому, собирала взрослых на праздник). [39]

В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане. [38]

Читайте также: