Игрушка ссср воздушный бой

Обновлено: 30.04.2024

Доброго времени суток любители советских солдатиков и настольных игр. В прошлый раз мы рассмотрели в нескольких постах (и обязательно продолжим) советских солдатиков - ссылки на все части находятся в одном этом посте:

Начали вспоминать настольные игры:

Ну, а сегодня предлагаем вспомнить игры которые были в первую очередь интересны юным защитникам Отечества, игры которые ныне принято величать wargames, а тогда назывались просто и понятно - военные игры.

Пожалуй, стоит начать с военной игры в которую без всякого сомнения играли все советские детишки в школе - "Морской бой". Два игрока-"адмирала" соревнуются между собой либо при помощи листика бумаги или набора с пластмассовыми "кораблями". В том числе были и варианты с электронной начинкой, которая кушала энергию либо от батареек, либо от сети.

Но была еще одна игра, которая носила такое же название, но выглядела совсем иначе. Игроки брали на себя командования пушкой и при помощи железных шариков, обстреливали территорию противника. Понятное дело, что шарики постоянно терялись, как и в любой игре, где они использовались. Запасные шарики обычно шли в комплекте, но как в известном анекдоте "один железный шарик поломал - второй потерял" ;). Папа! Найди мне новые шарики! (с)

О происхождении игры "Сражение" спорят до сих пор. Ее изобретение приписывают и китайцам, и голландцам, и англичанам. В СССР игра "Сражение" представляла из себя вольное воспроизведение событий Бородинской битвы - персонажи были облачены в мундиры той далекой эпохи.

Что можно сказать по правилам "Сражения"? У каждого игрока 40 фигур 11 типов. Старший по званию побеждает младшего (побежденный юнит уходит из игры), при равном значении уходят оба воюющих юнита. А еще есть шпион, который хотя и является самой слабой фигурой, но побеждает самую сильную. Так же есть бомбы, которые не двигаются и знамя которое нужно захватить для победы в игре. Сражение происходит на поле размером 40Х40 клеток. Да и самое вкусное - до столкновения вы не знаете, как расположены юниты противника (а он соответственно не знает ваше построение) и процесс открытия идет уже в боевой ситуации. После чего уцелевший юнит снова поворачивается лицом к своему игроку. Так что если хочешь победить, приходиться запоминать открывавшиеся фишки противника.

Лично я видел два вида комплектации "Сражений". Первый вариант - "эконом", картонные фишки на пластмассовым подставках. Второй - каждый юнит был сделан в виде башни с наклейкой физиономии этого самого юнита. Цена если я не путаю - 10 рублей за набор. Та версия игры, которая была у меня вышла в 1989 году.

Как и в случае с "Морским боем" была и другая игра с аналогичным названием - "Сражение". Смысл тот же (победить), а правила были другие и броски кубика присутствовали:

"Тактика". Настольная игра "Тактика" - это симулятор военных учений. Один игрок атакует - второй держит оборону. Фишки сделаны в виде "плоских" солдатиков, танков, пушки и ракетной установки. Была и у меня такая игра.Немного поиграл - совсем не понравилась, так что вскоре я ее поменял на нормальных солдатиков ;).

В прошлый раз мы уже вспоминали про настольные игры с морскими баталиями "Пираты" и "Захват колоний" созданные фантазией и талантом художника по фамилии Голицин. Игры были напечатаны в журнале "Пионер" уже непосредственно перед развалом Советского Союза. Эти игры (как сейчас помню) рукастые юные художники вручную увеличивали и переносили на листы ватмана. Получалось неплохо! Ну, а уже в наши годы эти игры перерисовали при помощи компьютера и старые игры заиграли новыми красками! Так что желающих могут ее либо прикупить либо скачать и распечатать самостоятельно - в интернете есть все нужные файлы.

Сегодня мы поговорим о советских игровых автоматах, а именно - об автомате под названием - "Воздушный бой" .

История возникновения

Думаю, многие люди, родившиеся при СССР, успели застать такой легендарный игровой автомат - "Морской бой" . А между прочим, это далеко не советская разработка. То же самое касается и "Воздушного боя".

Производственное объединение «Союзаттракцион» и поездка за рубеж

В 1969 году в СССР было создано производственное объединение «Союзаттракцион » , которое отвечало за досуг советских людей в период с 1970-х до начала 90-х годов.

Именно эта организация занималась разработкой, производством и обслуживанием игровых автоматов.

Буквально через год была создана специальная делегация министерства культуры СССР, которая посетила парки аттракционов таких стран, как США, ФРГ и Япония. Были внимательно изучены заводы, где производились аттракционы, а также немалое внимание было уделено паркам.

Уже в мае 1970 г. в СССР появились первые игровые автоматы, правда советские люди увидели их у двух гастролирующих по Союзу чешских луна-парков.

В августе 1971 года в Москве открылась выставка «Аттракцион-71» , куда приехало больше десятка крупнейших производителей аттракционов из США, Японии и Европы. Всего в Москву было привезено 180 игровых автоматов, которые вызвали небывалый интерес у советского человека. За три недели выставку посетили 2,5 миллиона человек! После выставки большинство игровых автоматов остались в СССР. Их попросту выкупили. «Союзаттракцион» выбрал 30 наиболее популярных автоматов, после чего они были отправлены на советские заводы, чтобы запустить производство первых советских игровых автоматов.

Так и появились "Воздушный бой", "Морской бой" и прочие автоматы.

Кстати говоря, советские автоматы были упрощены, дабы снизить затраты на производство. Тем не менее, стоимость одного автомата составляла несколько тысяч советских рублей.

Ещё один интересный факт: на территории СССР не было специальных заводов для производства подобной техники. Именно по этой причине производством игровых автоматов занимались оборонные заводы.

"Воздушный бой" встречался реже, чем "Морской бой", особенно ближе к 90-м годам. Некоторые люди отмечали, что данный игровой автомат был чаще сломан, чем находился в рабочем состоянии.

Стоимость одной игры составляла 15 копеек. СССР не приветствовал азартные игры, поэтому в виде "бонуса" можно было выиграть дополнительную игру бесплатно. За рубежом с этим делом всё было гораздо проще.

Что собой представляла игра "Воздушный бой"?

Игровой автомат был оснащен экраном, на котором игрок видел силуэты трёх вражеских самолётов, а также перекрестие прицела. Из органов управления - специальный джойстик, с помощью которого игрок мог вести прицельный огонь. "Вражеские" самолёты на протяжении всей игры старались уйти от прицела. За две минуты нужно было сбить все три самолёта.

За сбитый самолёт давали 30 очков. Если накопите 630 очков - вам предоставляется призовая игра на 2 минуты.

А вот что мне удалось найти на просторах YouTube (не забудьте заглянуть в конец статьи):

К кону 80-х годов среди выпускаемых игровых автоматов около 20 были оригинальными, придуманными с нуля. Их разрабатывали в лаборатории ЦНИЛАТ , которая занималась ещё и изучением влияния подобных игр на человека.

Один из оригинальных советских автоматов имел простое название - "Городки".


Сегодня мы поговорим о советских игровых автоматах, а именно - об автомате под названием - "Воздушный бой".

История возникновения


Думаю, многие люди, родившиеся при СССР, успели застать такой легендарный игровой автомат - "Морской бой". А между прочим, это далеко не советская разработка. То же самое касается и "Воздушного боя".

Производственное объединение «Союзаттракцион» и поездка за рубеж

Зарубежный вариант

Зарубежный вариант "Морского боя" - "Sea devil"

В 1969 году в СССР было создано производственное объединение «Союзаттракцион», которое отвечало за досуг советских людей в период с 1970-х до начала 90-х годов.

Именно эта организация занималась разработкой, производством и обслуживанием игровых автоматов.

Буквально через год была создана специальная делегация министерства культуры СССР, которая посетила парки аттракционов таких стран, как США, ФРГ и Япония. Были внимательно изучены заводы, где производились аттракционы, а также немалое внимание было уделено паркам.

Уже в мае 1970 г. в СССР появились первые игровые автоматы, правда советские люди увидели их у двух гастролирующих по Союзу чешских луна-парков.


В августе 1971 года в Москве открылась выставка «Аттракцион-71», куда приехало больше десятка крупнейших производителей аттракционов из США, Японии и Европы. Всего в Москву было привезено 180 игровых автоматов, которые вызвали небывалый интерес у советского человека. За три недели выставку посетили 2,5 миллиона человек! После выставки большинство игровых автоматов остались в СССР. Их попросту выкупили. «Союзаттракцион» выбрал 30 наиболее популярных автоматов, после чего они были отправлены на советские заводы, чтобы запустить производство первых советских игровых автоматов.

Так и появились "Воздушный бой", "Морской бой" и прочие автоматы.


Кстати говоря, советские автоматы были упрощены, дабы снизить затраты на производство. Тем не менее, стоимость одного автомата составляла несколько тысяч советских рублей.

Ещё один интересный факт: на территории СССР не было специальных заводов для производства подобной техники. Именно по этой причине производством игровых автоматов занимались оборонные заводы.


"Воздушный бой" встречался реже, чем "Морской бой", особенно ближе к 90-м годам. Некоторые люди отмечали, что данный игровой автомат был чаще сломан, чем находился в рабочем состоянии.

Стоимость одной игры составляла 15 копеек. СССР не приветствовал азартные игры, поэтому в виде "бонуса" можно было выиграть дополнительную игру бесплатно. За рубежом с этим делом всё было гораздо проще.

Что собой представляла игра "Воздушный бой"?


Игровой автомат был оснащен экраном, на котором игрок видел силуэты трёх вражеских самолётов, а также перекрестие прицела. Из органов управления - специальный джойстик, с помощью которого игрок мог вести прицельный огонь. "Вражеские" самолёты на протяжении всей игры старались уйти от прицела. За две минуты нужно было сбить все три самолёта.


За сбитый самолёт давали 30 очков. Если накопите 630 очков - вам предоставляется призовая игра на 2 минуты.

К кону 80-х годов среди выпускаемых игровых автоматов около 20 были оригинальными, придуманными с нуля. Их разрабатывали в лаборатории ЦНИЛАТ, которая занималась ещё и изучением влияния подобных игр на человека.

Один из оригинальных советских автоматов имел простое название - "Городки".

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

«Воздушный бой» А.Д.Малиновского (1910 г.)

44640_original


Сегодня будет очень необычный и (я надеюсь) интересный пост. Я давно собирался написать об этой игре, но всё надеялся найти о ней побольше информации. Однако настал этап, когда мои поиски зашли в тупик. Несмотря на то, что игра появилась немногим более ста лет тому назад, она давно и прочно забыта, исчезла, растворилась. Ей не понадобились ни преследования церкви, ни тысячелетия забвения – хватило нескольких десятилетий. В 40-х годах прошлого века она была вычеркнута из истории. Возможно, она эволюционировала, но поиск её потомков оказался ещё более хлопотным делом, чем отыскание корней.
.

Я уже писал о множестве прекрасных, необычных и новаторских игровых систем, которые появились в Европе в начале XX века: сальта, ласка, раумшах и прочие. Практически все они исчезли: всё поколение, игравшее в эти игры, уничтожила война. До наших дней дожили считанные единицы – «Mensch ärgere dich Nicht» (она же «Не сердись!»), «Морской бой», калах, головоломка «15»… Ещё несколько, вроде йотай или сальты, пытаются возродить всякие сумасшедшие гики, вроде меня. Но большинство этих игр вымерли, как лошадь Пржевальского.

Среди них и «Воздушный бой» 1910 года. Игра-загадка, игра-призрак. Игра, которую породила 1-я Мировая война – и которую она же и похоронила.

12

Большинство моих ровесников сейчас вспомнят невероятно сложную советскую настольную игру-стратегию с большущей картой, фишками-истребителями и фишками-бомбардировщиками (ох, чует моё сердце, ещё лет 10 – и её нам тоже придётся возрождать).

Но конкретно сейчас речь пойдёт не о ней, а о ещё более старом варианте. Та игра позиционировалась создателем как «Игра XX века» и отражала все реалии воздушного боя времён 1-й Мировой – аэропланы, дирижабли, шары-наблюдатели. Не знаю, кому что, а мне сразу вспомнилась культовая сцена из кинофильма «Бумбараш», где герой Золотухина улетает в небо на воздушном шаре, и другая, где он рассказывает об этом приключении («Война… а что ты о ней знаешь? С голой задницей ты над штыками болтался? А из парабелла в тебя пуляли с какавой на подносе?!»). Именно такие события отражала эта игра.

45449_original

Первое упоминание правил встретилось мне в старом журнале «Наука и Жизнь», в подшивке 70-х годов. Я не запомнил их, но сделал пометку, что такая игра существует. С появлением Интернета, то тут, то там стали всплывать отрывочные сведения – публикации в прессе, воспоминания очевидцев, цитаты из старых журналов. Наконец, совсем недавно – год или два тому назад в Сети появились фотографии роскошно выполненного, чудом сохранившегося игрового набора начала XX века. Весьма возможно что это единственный уцелевший экземпляр игры из первого тиража, в её изначальном виде. Тем более поразительна его сохранность.

juli-722

«Воздушный бой» (1910) – тот редкий случай, когда мы знаем имя изобретателя игры. Листок с правилами, отпечатанный на веленевой белой бумаге, уцелел (к сожалению, владелец игрового набора отснял только три страницы из восьми), и на нём есть имя создателя: «Составилъ А.Д.Малиновскiй в августѣ 1910 г.». Кто был этот человек – инженер, историк, военный, нам это неизвестно, равно как неизвестно его полное имя и место жительства.

45967_original

Набор, фото которого выложены в Сети, и который, вероятно, сейчас находится в частной коллекции, выполнен в элитном варианте и прекрасно сохранился. Твёрдая коробка с позолоченным замком, обтянутая красно-коричневой тиснёной кожей, латунные и оловянные фигурки, игровое поле на картоне и мелованной бумаге, костяные кубики и даже красный муаровый вкладыш – всё сохранилось в лучшем виде. Так что, либо на этом поле играли мало и редко, либо обращались с ним чрезвычайно бережно, либо комплект вообще все эти годы пролежал на полке как реликвия и воспоминание.

Игровое поле представляет собой немного изменённую шахматную доску 8х8: на ней нет шашечной разметки, на предпоследней, «высокой» горизонтали нарисованы перистые облака (а на схеме, ещё на двух отдельных клетках – кучевые), серединные (3-я и 4-я) горизонтали выделены отдельно, и в углах доски снизу добавлены «крепости». Два конвертика из плотной бумаги с изображением крепостей призваны закрывать в начале игры картины взрывов и разрушений. Собственно, цель игры в том и состоит, чтобы разбомбить вражескую крепость. Роль бомбардировщиков выполняют цеппелины, роль защитников – аэропланы.
.
Если внимательно рассмотреть снимок чертежей, можно увидеть начальное расположение фигур и примерную схему ходов, а если увеличить листок с правилами, можно прочесть следующий текст (привожу его полностью, опуская заглавие и сохраняя орфографию):

44984_original


«Игра «Воздушный бой» представляетъ собою сражение двухъ воздушныхъ отрядовъ, находящихся надъ двумя непрiятельскими пограничными крѣпостями.

Крѣпости изображены на особыхъ пластинкахъ, надѣваемых передъ началомъ игры на нижнiе углы карты (на которыхъ изображенъ взрывъ).

Вся верхняя часть поля, изображающая небо, разграфлена черными линiями на клѣтки, по которымъ и передвигаются фигуры: боевые аэропланы, дирижабли и круглые воздушные шары прежней системы.

На нижней части игры изображены: вдали (въ видѣ ландшафта) владенiя двухъ государствъ, раздѣленныя между собою пограничнымъ ручьомъ, а в самомъ низу (на переднемъ планѣ) двѣ раздѣленныя болотомъ крѣпости: правая – с голубымъ, и лѣвая – съ краснымъ флагами. Крѣпости вооружены пушками, которыми обстрѣливаются находящiяся надъ каждой четыре клѣтки, отдѣленныя на планѣ голубой чертой. Внутри каждой крѣпости виденъ входъ въ подземные пороховые погреба.

Каждая играющая сторона имѣет свой воздушный отрядъ, состоящий изъ девяти фигуръ: 4 дирижаблей, 4 аэроплановъ и 1 круглаго воздушнаго шара. Фигуры каждого отряда <…>»
.
Увы, но на этом месте сканированный текст обрывается – владелец игры не соизволил привести е го полностью. Схема, приводимая Малиновским, довольно чётко показывает, что на одной клетке могли находиться две фигуры (по крайней мере, аэропланы, и по крайней мере, в начале игры). Также довольно понятна схема движения фишек (по крайней мере, дирижаблей). Следуя логике, самолёты были быстрыми, но менее манёвренными. Фигура могла атаковать вражескую либо снизу, с соседней клетки, либо сверху – с двух соседних.

45307_original


По-видимому, выход самолёта или дирижабля на дистанцию огня уже обеспечивал поражение цели. Сбитая фигура снималась с доски. Следуя логике реальных условий, шар-корректировщик не мог двигаться в горизонтальной плоскости, а мог только подниматься и опускаться; он не нёс оружия, но при каких-то определённых, пока недостаточно ясных условиях мог корректировать работу крепостных батарей.

45743_original

Из последней страницы текста узнаём ещё одно правило, вот оно (привожу текст полностью):

«Фигура, ставшая на клѣтку съ облакомъ, считается недоступной для нападенiя непрiятеля, но и сама не можетъ нападать, пока не выйдетъ изъ клѣтки. Стрѣльба черезъ облако внизъ въ находящийся подъ нимъ дирижабль или круглый шаръ считается недѣйствительной».
.
Расположение (или даже передвижение) двух кучевых облачков, видимо, также определяли броски игральных костей. Уголки самих « облачных » карточек видны на основном фото: они выглядывают из-под конвертов с изображением крепостей.

В таком варианте «делюкс», с латунью, кожей и муаром, игра выпускалась недолго – вскоре после революции (февральской или октябрьской – не суть важно) предприниматель прекратил выпуск игровых наборов. Однако система оказалась живучей. Среди винтажных советских игр 30-х годов мы находим скан с коробки неизвестного года изготовления, в которой, судя по всему, продавался аналогичный или схожий игровой набор (естественно, не в таком дорогом исполнении, как версия 1910 года).

К сожалению, опять же ничего, кроме рисунка с коробки, мне в Сети найти не удалось. Хотя, вообще советские настольные игры времён индустриализации и первых двух десятилетий советской власти заслуживают отдельного исследования.
.

Последующие поиски вывели меня на методичку советского культработника (конкретно массовика-затейника), саму по себе достаточно любопытную хотя бы такими вариантами шашек и шашмат, как «Гражданская война (Колчак)», «Красная атака», «Комсомольские шахматы», «Красный перекоп» и «Всегда готов». Методичку эту несложно найти в Сети (есть даже отсканированные рисунки и схемы).
Среди них отыскался модернизированный вариант «Воздушного боя» Малиновского под названием «Сражение в воздухе». Правила, приведённые в методичке, весьма любопытны и несколько проясняют ходы фигур. Привожу их целиком:
.

Принадлежности игры. На листе писчей бумаги следует приготовить чертеж согласно рисунку. Помимо рисунка, необходимы 16 шашек – восемь одного цвета и восемь другого. Одни шашки обозначают собой аэропланы, другие – их противников – дирижабли.

Описание игры. Воздушные корабли в начале игры расстанавливаются каждый в своем аэродроме 8 квадратиков на нижней стороне рисунка), после чего игроки начинают передвигать их с клеточки на клеточку.

Цель игры – истребить всех своих противников. Дирижабль считается погибшим, если выше него встанет аэроплан; та же участь постигнет аэроплан, если выше него на клеточку встанет дирижабль. Кроме того, воздушный корабль гибнет, если он окажется между двумя противниками по горизонтальной линии или по диагонали.

1. Дирижабль может двигаться по всем направлениям – вверх, вниз, в стороны, по диагонали – но не более, как на одну клеточку.

2. Аэроплан передвигается только по диагоналям и в горизонтальном направлении. Подниматься вверх или опускаться вниз он не может. Но зато, у аэроплана имеется то преимущество, что он вдвое быстрее двигается по горизонтали – не на одну клеточку, а сразу на две.

3. Если аэроплан или дирижабль побывает в аэродроме противника, то получают удвоенную скорость. В остальном движение их остается прежним.

4. Всякое воздушное судно, находящееся в аэродроме (своем или чужом, безразлично), не может быть истреблено противником.

5. На одном и том же квадратике не могут стоять одновременно два воздушных судна. В противном случае погибают оба».
.

Внимательно прочитав эти правила и сравнив рисунки игровых полей, нетрудно понять, что хоть одна игра и произошла от другой, по сути это разные игры. В варианте Малиновского сражение ведут два одинаковых отряда, в пролетарском варианте самолёты сражаются против дирижаблей. Кубики в «Сражении» не применяются (из чего делаем вывод, что в варианте 1910 года именно они определяли движение фигур), а поле разрослось до размеров 8х10 и лишилось облачной завесы. Крепости приобрели угловую форму и стали «аэродромами», круглые шары-корректировщики «прежней системы» исчезли, и с ними пропала возможность и крепостям вести защитный артиллерийский огонь. В общем, игра сильно упростилась, хотя осталась по-прежнему оригинальной и узнаваемой.
.

Ну, что ещё сказать… До той поры, пока владелец этого уникального игрового набора не сжалится над нами и не выложит в Сеть полную фотокопию правил (или хотя бы отпечатанный текст), боюсь, мы так и не узнаем все правила этой вымершей, но, безусловно, любопытной игровой системы. Очень жаль, если этого не произойдёт: по-видимому, других экземпляров правил, кроме этого, не сохранилось.

Посмотрите на эту игру. Сейчас таких не делают. Это не древние времена, не сёгуны и раджи с магараджами, это – наша с вами История.

В первой и второй частях этого поста рассказывалось о редких электронных игрушках времён СССР.
Третью, и наверно заключительную, часть поста я посвящяю уже не особо редким. Эти игрушки довольно часто встречались в магазинах "Детский мир", но т.к. цена на электронные игрушки часто зашкаливала, они были недоступны многим детям. Но от этого были только более желанны. И радость при получении такого подарка на Новый год или день рождения была просто неописуема.
Итак, продолжим!

Воздушный бой

Игра для 2х детей(взрослых), один управляет самолетом, другой - ракетницей. Колличество самолетов и ракет - ограничено. Питание - 4 батарейки

Морской бой

43

Электроника ИЭР-01

Автогонки — портативная игра 1983 г.

44

«Электроника ИМ-20» Суперкубики

Это наверное первый портативный Тетрис

Различные варианты луноходов и планетоходов










Радиоуправляемые автомобили





Автомобили с проводным пультом управления





Электрические Роботы с радиоуправлением

49

Правила дорожного движения

Разнообразная военная техника на пульте управления













51

Подводная лодка

52 Катер Нептун

Катер Нептун

53 Телеграфный аппарат

Телеграфный аппарат

54 электровикторина не знаешь - узнаешь

Электровикторина "не знаешь – узнаешь"

55 Электронный конструктор 1

Электронный конструктор

56 Юный водитель

Знаменитые «За рулём» и «Юный водитель»

57

Ну и в заключении оригинальный вариант знаменитой игры «Ну погоди!»

Читайте также: