Игрушка столовый сервиз ссср

Обновлено: 01.05.2024

При оценке винтажных вещей не всегда работает правило «чем старше — тем дороже», чаще всего цена будет зависеть от состояния предмета, его редкости и спроса.

Дореволюционный подсвечник может оказаться дешевле столового набора времен СССР, поэтому, чтобы не ошибиться с оценкой всего этого старого добра, нужно знать, по каким признакам коллекционеры отличают настоящую редкость от ширпотреба.

Мы не оцениваем старинные иконы, серебряные чайники работы Адольфа Шпера и не рекомендуем продавать бабушкин сервиз. В статье только примеры домашней утвари, которую вы, возможно, не цените, а зря. С сахарницей из детства легко расстаться, да только потом найти такую же будет сложно.

Столовые приборы

Полный комплект, которым ни разу не пользовались, стоит дороже. Если утеряны несколько чайных ложек или слезла эмаль с ножей, у покупателя будет повод сбить цену минимум на 50%.

Ценятся приборы из драгметаллов: немецкий комплект из 56 предметов в позолоте продают за 35 000 Р , а мельхиоровый набор из 24 предметов с посеребрением можно продать за 3000—8000 Р . На таких приборах обычно стоят сразу два клейма: проба и завод-изготовитель.

Наборы из нержавейки стоят в среднем полторы-две тысячи. Можно продать дороже, если найдется покупатель, которому нужен именно такой рисунок, как на вашем наборе. Например, мне для полной коллекции не хватало ножей с белыми цветочками на зеленой эмали, и если бы владелец запросил больше 150 Р за штуку, мне пришлось бы согласиться: у других продавцов ножей с таким рисунком найти не удалось.

Однако если приборы сделаны в довоенное время, удастся выручить больше: за одну вилку 1930-х годов просят 2000 Р . Будь она в идеальном состоянии, цена бы начиналась от 3000 Р .

Понять, насколько изделие старинное, можно по клейму: до конца 19 века клеймо было выпуклым, а потом его стали углублять в металл.

Сахарницы

Советская эпоха помнит три вида сахарниц: фарфоровые, стеклянные и сахарницы из металлов — мельхиора, алюминия и серебра.

Фарфор. Если советская фарфоровая сахарница без сколов и трещин, не восстановлена, не бита и не крашена, ее можно продать рублей за пятьсот. Даже сахарница из Чехословакии — страны, которой больше нет, — будет стоить те же деньги. Дело в том, что таких сахарниц сохранилось много, дефицита в них не наблюдается, художественной ценности они не представляют, поэтому и цены невысокие.

Однако есть рисунки, которые поднимают стоимость, — агитационные. Это серп и молот, лозунги и изображения рабочих. «Агитки» — раннесоветская, довоенная тема. Такие вещи делали в двадцатые годы прошлого века.

Даже со сколом агитационную сахарницу можно продать за 6500 Р . Рабоче-крестьянская Красная армия поможет вам немного подзаработать.

Стекло. Сахарницы из стекла, как правило, с широким горлышком, часто использовали и как конфетницы, и как вазы для варенья. Средняя цена на сахарницы из тонкого стекла или хрусталя — 500 Р . Если есть сколы или не хватает крышки, такую сложно будет продать и за 100 Р .

Другое дело, если стекло — богемское, да еще и конца 19 века. Сахарницы того времени были украшены золотом и драгоценными камнями. Цены на подобные вещи начинаются от 50 000 Р и уходят в бесконечность. Если вы обнаружили в серванте что-то подобное, не выставляйте на «Авито», а сразу несите оценщику.

Металл. Сахарницы из недрагоценных металлов стоят не много, несмотря на возраст: послевоенные мельхиоровые или никелевые — около 200—500 Р . А вот бронзовую дореволюционную сахарницу с посеребрением можно продать за 2000—3000 Р .

Столовый сервиз

Чтобы оценить сервиз, нужно посмотреть на клеймо и монограмму — они помогут понять, какая фабрика изготовила блюдца и чашечки, и узнать имя художника, что их расписывал. Некоторые клейма встречаются редко — именно от этого и будет зависеть цена всего сервиза.

Вербилки. Фарфоровый завод в поселке Вербилки, что в Московской области, был основан в середине 18 века Францем Гарднером. До революции 1917 года эта мануфактура делала сервизы из тончайшего фарфора, статуэтки и предметы быта для царского двора и обеспеченных людей. Посуда Гарднеровского периода высоко ценится и сейчас: чайный сервиз 1870—1890 годов из 11 предметов стоит 90 000 Р .

После революции завод стал называться Дмитровским, а посуда его производства приобрела новые клейма: до 40-х годов герб СССР, до 1954 года изображение чайника в овале, до середины 60-х аббревиатура ДФЗ , а вплоть до 1991 года в качестве фирменного клейма использовали изображение лося.

Ценятся довоенные сервизы: чайный набор на 6 персон 1930-х годов можно продать за 45 000 Р , а вот сервиз с клеймом лося 60—70-х годов стоит всего 1000 Р .

Дулево. Дулевский фарфоровый завод получил такое название после национализации в 1917 году, до этого он именовался фабрикой Кузнецова. Посуда кузнецовского периода украшала императорские столы, но сейчас полные сервизы с клеймами «ЗК » или «Фабрики Кузнецова» в продаже найти сложно, их сохранилось не так много.

За дореволюционные молочник или сахарницу можно выручить около 3000 Р .

На клеймах советского периода исчезла фамилия основателя, зато появились серп и молот, пятиконечная звезда и надпись «Дулевский фарфоровый завод». Посуда с таким клеймом не ценится коллекционерами, тем не менее сервиз можно продать за 3000—5000 Р .

Сервизы, которые выпущены к памятным датам — Олимпиаде-80 , годовщине Октябрьской революции, — стоят дороже. Например, полный комплект чайного набора из тонкого костяного фарфора с золотой надписью «Москва-80» можно продать за 10 000—12 000 Р .

Сервиз «Мадонна». Легендарный сервиз из ГДР, о котором мечтали многие советские граждане, сейчас может стоить и пару тысяч, и несколько средних зарплат. Цена зависит от производителя, возраста и сохранности: чем сервиз старше, тем дороже можно продать.

Узнать возраст поможет клеймо «Кахла»: в 40—50-е годы оно выглядело как герб с надписью KAHLA по диагонали, в левом верхнем углу была изображена елочка, а в нижнем правом углу — шестиконечная звезда. Позже клеймо стало напоминать корону в круге, а слово «Кахла» писали строго горизонтально. Сервизов с «елочкой» практически не осталось. Если у вас именно такой, не спешите продавать его за пару тысяч.

Сервиз «Мадонна» выпускали вплоть до девяностых годов прошлого века, особенно большими тиражами — в семидесятые. Тогда его делала фабрика Stadtilmer Porzellan и ставила клеймо ST–P. Но не стоит ожидать, что удастся продать сервиз дороже 10 000—15 000 Р , потому что их сохранилось немало.

Екатерина Табатчикова

Загрузка

нет, все что есть лучше не продавать))) потом просто такое кач-во не укупишь)) особенно касается хорошей нержавейки в столовых приборах.

Андрей Поздняков

Как по мне все эти вещи представляют семейные реликвии, и в какой то мере, это память о наших предках, артефакты ушедшей эпохи. Это конечно не значит, что весь бабушки сервиз с "германской стенкой" должен переехать в вашу квартиру, нет. Но наживаться и строить на этом капитал, ну это надо быть конченным человеком. Дай вам волю, вы и дедушкины фронтовые медали продадите.

Лана Василенко

Чайная пара Вербилки 60-е годы 20-го века продана за 1000руб нп Авито

нет, но хочеться продать

Татьяна Агеева

наша посуда почему то мало ценится

SK

Татьяна, ну так качество и разнообразие сори. пару примеров:

1. самый "престижный" совковый фарфоровый завод ЛФЗ начал выпуск костяного фарфора только в 60х годах 20 века. Пользуясь всей мощью науки 20 века и химпромом дотянули % костяной муки до 45 в массовых изделиях - минимальный процент чтоб фарфор назывался костяным. это визитная карточка союза.

А англичане изобретатели современного костяного фарфора за 200 лет до этого уже откатали свою технологию до использования 50-55% костяной муки в черепке. (не путайте с яичным китайским. хотя англичане и пытались повторить его но повторили так что именно их фарфор это норма и костяной а не изначальная китайская технология - до 30%)

2. Качество изделий и особенно черепка начинает резко падать после 60 какогото там года и потом второе катастрофическое падение после 80-го (на самом деле после карибского кризиса и боинга с афганом). это и звук и форма в том числе толщина и белизна. то серый черепок то незвучит. ну и разнообразие деколей и пигментов.. Санкции

3 отдельная пЭстня это партия и ее диктат. пару примеров:

- Фаянсовому заводу будды было предписано массово производить фаянс "сельского" дизйна. В плохомы смысле этого слова. хотя у них были разработаны и понемногу выпускались классические дизайны и дизайны в стиле немецкого и английского однотонного фаянса с пасторальныйми изображениями (не знаю как называется стиль). и именно их сейчас как винтаж покупают иностранцы на том же Etsy. а обычный сельской - нет спасибо.

- киевский завод так и держали с малыми партиями в статусе эксперементального. хотя именно он спас петрикивский роспыс от забвения и разрабатывал наиболее оригинальные рисунки и формы.

- кремгэс - тонкие росписи достойный черепок и лучший эностиль в ссср. у других массовых производителей либо роспись грубее (даже у вербилок) либо нет такой повальной массовой росписи. тот же Киев делал великолепную роспись но это не массовые изделия. Тонкя роспись у ленинграда но это больше исключение их массовый продукт с деколями.

и что кремгэс? а они так и не получили нормальные линии для штамповки фарфора из за этого форма их изделий не идеальная. (исправленно) Сам черепок белый звонкий. прямо сейчас у меня в обиходе их доливной чайник и ленинградский экспортный НЕ костяной сервиз (лучистый). только что перепроверил и переписал. кремгэсовская фарфоровая масса белее звонче и вопреки тому что писал вначале - в ленинградском экспортном вкрапления а в кремгэсовском их нет. (сори был неправ относительно кремгэса). НО форма всё же не выдержана. у кремгэса до 1 мм смещения..

Очень часто чуть неоднородная глазурь. даже у ленинградского. У корыстыня глазурь идеальна но они больше были по ширпотребу - их "парадные" сервизы в продаже почти отсутствовали. (дописано)

Опять же коростень разработал внутриглазурное золочение. Это нынешняя гордость не кого нибудь а мейсена. Да похуже мейсена но всё же устойчивое золочение это неимоверное достижение! И.
И использовали эту технологию не на дорогих сервизах способных принести славу производству а на ординарных тарелках для ежедневного использования.

Даже то что было сделанно хорошо, вот реально безупречно - всё было однотипным. нет разнообразия. всё одинаковое а чтото необычное было редкостью.. под конец в 90х дряная глиняная кружка больше ценилась чем обычная приевшаяся фарфоровая из магазина.

И последнее - сравните советские статуэтки при всей их оригинальности с изделиями Европы. Извините но нет. Массовый продукт совершенно разного уровня. Скупльптурная работа над лицами.. Тонкость лепки (у них прям кружево и лепестки), окраска.. посмотрите и вы все поймете сами

picclick com /Antiques/Decorative-Arts/Ceramics-Porcelain/Figurines/

picclick com /LARGE-Antique-Austrian-Deco-Goldscheider-Josef-Lorenzl-Ceramic-184542428725.html

Ну и опять же шероховатость края кружек чашек в СССР. Даже относительно дорогих. Даже самой любимой отцовской кружки - в мас маркете это.. странно.

Друзья, ранее я уже вам показывал хранящиеся в Государственном музее керамики в Кусково предметы кукольного фарфорового сервиза с рисунками Евгения Чарушина 1937 года . Теперь же я вам хочу показать актуальную журнальную публикацию, сообщающую о важном государственном заказе на детскую и игрушечную посуду. Взгляните!

Успех игрушки в значительной мере определяется тем материалом, из которого она сделана. Развиваясь, ребёнок начинает предъявлять в этом отношении определённые требования. Он уже не довольствуется глиняной фигуркой зверя или деревянной посудой; он требует, чтобы его игрушки возможно больше походили на настоящих животных и на настоящие вещи. Ему нужен плюшевый мишка и фарфоровая чашечка.

К сожалению, «настоящая» игрушечная посуда у нас ещё мало распространена. Обычно довольствуются более дешёвыми материалами: деревом, жестью, глиной. У деревянной и жестяной посуды есть несомненные преимущества: она, прежде всего, не бьётся. Но зато деревянная посуда плохо приспособлена для того, чтобы в неё наливать воду. Глина хороша только для кухонной посуды; для столовой же и чайной она слишком груба, да и к тому же недостаточно прочна. Но главная беда в другом. Глина так же, как дерево и жесть, не обладают блестящей плотной поверхностью и красочностью настоящей фарфоровой и фаянсовой посуды, из которой приятно не только пить и есть, но которую так приятно и помыть.

Советская фарфоро-фаянсовая промышленность ограничивается выпуском почти исключительно специальной детской посуды: детских тарелочек, мелких и глубоких, чашек, кружек (последних особенно много). Обычно они украшаются специальными «детскими» рисунками.

Но вся эта посуда предназначена непосредственно для ребёнка в домашнем быту. Играть ею, конечно, нельзя; для этого она слишком велика.

Для игры же ребёнку нужна посуда меньших размеров. И, при этом, не только отделённые предметы – чашки, кружки, тарелки, но обязательно и целые сервизы как чайные, так и столовые. Эта подлинно «игрушечная» посуда должна быть такой, чтобы из неё можно было пить и есть. Конечно в малых дозах, не для того, чтобы насытиться, а только играючи. Нужна и другая, совсем миниатюрная посуда, соответствующая по размерам обычным кукольным масштабам. Такая посуда, чтобы она входила в ансамбль кукольных хозяйств, т. е. подходила к кукольным столам, шкафам и т. п.

Подобного рода игрушечную и далее кукольную посуду фарфоровые заводы выпускали ещё в давние времена, но в весьма скудном количестве.

В Историческом музее в Москве, в Музее игрушки в Загорске, в Музее керамики в Кускове, в Русском музее в Ленинграде имеются прекрасные образцы высокохудожественных игрушечных и кукольных сервизов не только XIX, но и XVIII века.

Появляющаяся сейчас у нас на рынке игрушечная и кукольная фарфоровая и фаянсовая посуда ни в какой мере не может удовлетворить потребителя ни по количеству, ни по ассортименту. Всё это только чайная посуда. Совершенно нет столовой, не только сервиза, но далее отдельных тарелок. Неудовлетворительны и существующие формы посуды.

В качестве игрушечной чайной посуды обычно используются маленькие чашечки и кружечки с блюдечками, вырабатываемые специально для экспорта на Восток и предназначенные для чёрного кофе.

Есть и миниатюрные кукольные сервизы, выпускаемые по старым формам, выработанным для массового производства ещё в царские времена на фабриках Кузнецова. Посуда эта мало изящна и очень однообразна: тулово чайника в нём то же, что у сахарницы; молочник непомерно мал и т.д.

Если книга, следуя изречению известного плаката, была лучшим подарком, то к самым популярным, самым распространенным подарком можно было, пожалуй, отнести советские сервизы. Красивые наборы посуды — чайной, кофейной, столовой дарили, как правило, на крупномасштабные события: свадьбы, юбилеи, проводы на пенсию. Дальнейшая судьба таких сервизов была почти всегда одинакова: они занимали почетное место на полочке за стеклом серванта или мебельной стенки, и извлекались оттуда раза два-три в год: на большие праздники.

Особенная роль советских сервизов

Несмотря на то, что каждый сервиз, вне зависимости от его назначения, в первую очередь отличался не только декоративностью, но и функциональностью, в советские времена считалось недопустимым излишеством использовать «парадную» посуду в повседневности. Сервизы бережно хранили, выставляя их на самое видное место (а иногда даже и просто убирая в коробки «от греха подальше»), время от времени с них осторожно вытирали пыль и водружали каждую чашку, каждую рюмку и каждую тарелку-блюдце на то же место, где они стояли до этого.

Когда в доме ожидались гости, у сервизов появлялись шансы отработать свое назначение, но тут уже все зависело от статуса этих гостей. Если это были какая-нибудь скучные дальние родственники, ради которых не было смысла доставать крахмальную скатерть, раздвигать полированный стол и ставить на него красивую посуду, то сервиз оставался на своем месте. А вот более «ценные» гости, которые должны были увидеть, что в этом доме — «все, как у людей» удостаивались сервировки посудой из красивых и бережно хранимых сервизов.

Таким образом все эти нарядные, «парадные» комплекты посуды служили двум целям: украшали своим присутствием интерьер квартиры и демонстрировали окружающим материальное благополучие и успешность семьи, неразрывно связанное с установкой «не хуже, чем у других».

советский интерьер

Мечта советской домохозяйки

Советские сервизы, многие из которых сегодня за свою красоту и изящество, продаются на аукционах за весьма солидные суммы, хоть и были достаточно декоративными, а все же каждая хозяйка мечтала украсить свой сервант/стенку немецкой «Мадонной» — так в СССР (и нигде больше, кстати!) называли наборы посуды, сделанные на фабрике Оскара Шлегельмильх. Мифологические сюжеты, красующиеся на элементах сервиза, видимо, и послужили появлению популярного названия «Мадонна», пусть даже никакой Мадонны на нем и в помине не было ))

Приобретение этого сервиза было связано с немалыми трудностями: всех, кто имел возможность выехать за границу, слезно упрашивали привезти знаменитую «Мадонну»; сервиз покупали с рук, переплачивая двойную или тройную цену; о нем мечтали, грезили и видели во сне — и все лишь для того, чтобы потом несчастную посуду поместить за стекло и никогда не использовать по назначению, потому что «а вдруг разобьется ненароком?»

сервиз Мадонна

Источник фото: IZI.ua

Но были и сервизы попроще, отечественного производства, не иметь которых у себя дома считалось как-то… не престижно, что ли… Речь идет о знаменитом фарфоровом «Семействе карпов», как в народе прозвали комплект, состоящий из графина и стопок, сделанных в виде рыбок. Синие, зеленые, красные наборы, украшенные позолотой, украшали едва ли не каждую советскую квартиру, а сегодня заполонили все доски объявлений, барахолки и аукционы. Кстати, пить что-либо из этих рыбок было не очень удобно, поэтому это было еще одной причиной, почему сервиз играл больше декоративную роль, нежели функциональную.

Виды советских сервизов

Но хоть сервизы в советские времена и ценились, как элемент декора и престижа, все же мало кто знал, какие именно наборы выпускались отечественной промышленностью, и из чего они состояли. Так, например, по своему назначению эти комплекты посуды подразделялись на обеденные (столовые), чайные, кофейные, десертные (фруктовые), винные и банкетные — их делали исключительно по спецзаказу. Также существовали детские сервизы, наборы посуды для завтрака; для воды и подарочные (как правило — чайные). Причем, по количеству персон они тоже сильно различались: выпускались наборы на 12, 6, 4, 2 и даже 1 персону.

Состав таких сервизов тоже был разнообразен: например, столовые гарнитуры включали в себя глубокие тарелки (диаметром 24 см), три вида мелких тарелок (диаметром 24, 20 и 17,5 см), два круглых блюда разных размеров и одно блюдо овальное, ваза для супа глубокая и ваза для супа (она же — ваза для компота) чуть помельче, горчичница, перечница, солонка, подливочник, салатник, селедочница, хренница и сахарница. Ну а количество тарелок — глубоких и мелких всех видов зависело от количества персон, на которые рассчитан тот или иной вид сервиза.

Из чего делали разные виды советских сервизов

Сервизы для чая и кофе

Чайные и кофейные гарнитуры производили из одних и тех же материалов: фарфор, фаянс, майолика, серебро, цветные металлы и даже… пластмасса. Как правило, все сервизы чайно-кофейного плана были рассчитаны на 6 и 12 персон, и лишь чайные наборы под названием «тет-а-тет» делали в расчете на 2 персоны и только из фарфора и металла. В чайные наборы входили следующие предметы: чашки с блюдцами, чайник, сахарница, молочник, сливочник, полоскательница (!), сухарница, масленка, мелкие тарелки, ваза для фруктов, вазочка для варенья и блюдечки для варенья.

советский чайный сервиз

Кофейные наборы включали в себя также чашки с блюдцами, кофейник, десертные тарелки, сливочник и сахарницу — гарнитур был более простой, чем аналогичные чайные сервизы.

кофейный сервиз ссср

Кофейный сервиз

Десертные (фруктовые) наборы

Это очень интересный вид сервиза, который в советском быту встречался крайне редко просто потому, что для подобных целей (десерт) использовались другие предметы посуды и просто не возникала необходимость приобретать отдельный сервиз.

Десертные гарнитуры делали из майолики, обычного или цветного стекла, серебра, цветных металлов. В из состав были включены такие предметы, как ваза для фруктов на очень низкой ножке или вообще без нее и 6 десертных мелких тарелок. Если десертный сервиз был сделан из металла, то к таким наборам помимо перечисленных выше предметов добавлялись еще фруктовые ножи и специальная стойка для них, двухрожковая вилочка для лимона, сахарница со специальным совочком, чтобы посыпать кислые фрукты, стакан или зажим для бумажных салфеток.

десертный сервиз

Винные и крюшонные сервизы

Как бы это странно ни звучало, но «крюшонный сервиз» — это вполне официальное название гарнитура. Как правило, все виды винных сервизов производили из бесцветного или цветного хрусталя, а также серебра и других металлов. В их состав входили поднос, кувшин для напитка, 6 рюмок или стопок; крюшонные наборы делали из стекла или хрусталя, иногда декорированного золотом, гравировкой или травлением, и комплектовались вазой с крышкой, 6 кружками, разливательной ложкой и подносом.

винный гарнитур ссср

Сервизы детские, для воды и для завтрака

Наборы детской посуды делали из фарфора, фаянса и майолики — все серьезно и солидно, как у взрослых, никакой тебе дешевой пластмассы… Комплектовались такие гарнитуры глубокой и мелкой тарелкой, кружкой и чашкой с блюдцем (некоторые наборы включали в себя только три предмета: две тарелки и кружку).

советский детский сервиз

Сервизы для завтрака в советском быту встречались тоже крайне редко — не принято было у обычного человека сервировать для завтрака стол сервизами, очень это было похоже на какой-то пережиток аристократического прошлого, с проявлением которого в СССР всячески боролись. И очень жаль, что привычка подобной сервировки не прижилась в быту, ведь гарнитуры для завтрака были красивы: кувшин, масленка, три мелких тарелки разного диаметра, солонка, две чашки с блюдцами и рюмки для яиц.

Наборы посуды для воды тоже производили из фарфора, фаянса, майолики или стекла, и в их состав входили кувшин, два стакана и полоскательница; иногда такие сервизы комплектовались еще и подносом.

посуда для воды ссср

Как видим, советские сервизы были не просто красивы, но еще и очень удобны для использования. Жаль только, что чаще всего они играли роль украшения квартиры. К счастью, времена меняются, и сегодня многое из того, что представляет собой советское наследие, нашло практическое применение у потомков: извлекаются из шкафов и вовсю используются бережно хранимые хрустальные вазы и салатники, неприкосновенные бабушкины сервизы, «парадные» чашки и тарелки, приобретаемые по отдельности или когда-то полученные в подарок…

советская утятница

Комментарии к записи Советские сервизы: обязательный элемент интерьера отключены

Вам также может понравиться

накомодник

Настольники времен СССР

Фарфор Дулево

В фильме «Женитьба Бальзаминова», снятом в 1964 году, стол купчихи Белотеловой украшает знаменитый сервиз «Красавица» из каталога фарфора Дулево времен СССР. Тот же сервиз мелькает в кадре в одной из серий «Следствие ведут знатоки» и в художественном фильме «Дни хирурга Мишина». У Дулевского фарфорового завода богатая история, включающая дореволюционный, советский и постсоветский периоды. У изделий каждого периода есть свой узнаваемый стиль и особенности.

От создания до революции

Завод в Дулево появился благодаря Терентию Кузнецову. Кузнецов родился и вырос в Гжели, славившейся керамическими традициями больше 600 лет. При этом фарфоровых производств в той местности было не так много, как могло бы. Дед Терентия, Яков Кузнецов, в свое время основал небольшой завод керамики и положил начало семейному делу.

В 1832 году Терентий Кузнецов приобрел хорошо налаженное производство с мастерами и оборудованием у купца Сафронова. Покупка стала выгодной инвестицией, потому что сафроновские мастера хорошо знали секреты изготовления фарфорового сырья, а художники владели особыми техниками росписи. В то время они декорировали посуду, используя технику крытья. Цветовая гамма была яркой, в ней преобладали малиновый, синий, розовый цвета. Дорогие изделия украшали позолотой и агатовой гравировкой.

Каталог фарфора Дулево

Агашки

Новый собственник пригласил в Дулево и гжельских мастеров – с их появлением в цехах стало больше готовой посуды с подглазурным синим рисунком и яркими мазками. Простой и понятный дизайн пришелся по вкусу купечеству, но для массового сбыта одного купеческого интереса было мало.

Тогда Кузнецов решил сделать акцент на самобытности, традициях русского чаепития. Так появились чашки, чайники, сервизы с пестрыми розами с крупными лепестками – они нравились мещанам и ассоциировались с русским чаепитием. В народе дулевский декор прозвали «агашкой». Название «Агашка» появилось неслучайно – в середине 19-го века на фабрике преимущественно работали деревенские женщины, которых через одну звали Агафьями. Непритязательные рисунки на фарфоровых изделиях делались их руками, потому их и нарекли в честь работниц. «Агашка» стала той самой изюминкой, фирменным почерком предприятия.

Сервиз фарфоровый Дулево

Сегодня уже такие изделия – антиквариат, цены на который варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. В каталоге фарфора Дулево тех лет есть и другие образцы, декорированные в технике деколь или покрывающие поверхность сплошным цветочным ковром. Переводные картинки и «ситцевые» рисунки появились в период управления Матвея Кузнецова. Матвей запомнился не только этим – именно он инициировал модернизацию производства, укомплектовал цеха новым французским оборудованием.

Матвей Кузнецов входил в число поставщиков для двора императора, что само по себе являлось признанием его продукции. У фабриканта было много новых идей – для их реализации он сотрудничал с известными художниками того времени. Одним из них был Врубель.

Фарфоровая чашка Дулево

Советское время

Дулевский завод национализировали в 1918 году. Советская власть стремилась развить производство, нарастить объемы. Очень скоро предприятие вошло в число ведущих отраслевых в стране.

С началом Второй Мировой войны выпуск фарфоровой посуды и статуэток приостановился. После войны производство быстро восстановили – уже в 1950 году количество продукции вышло на довоенный уровень. Предприятие развивало два направления: изделия массового спроса и эксклюзивные изделия, многие из которых являются произведениями искусства.

Дулевский фарфор СССР

Выпуск шедевров русского фарфора – заслуга талантливых живописцев и скульпторов, работавших в художественной мастерской при заводе: Петра Леонова, Владимира Яснецова, Павла Кожина, Алексея Сотникова, Асты Бржезицкой, Нины Малышевой и многих других. Фарфоровые фигурки и статуэтки, созданные ими, хранятся в музеях, картинных галереях и частных коллекциях. Предприятие и его работы удостоены многих престижных премий и наград, в том числе международных.

В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка, где «Сокол» Сотникова получил Гран-при. С тех пор сокол является символом и торговой маркой Дулевского завода.

Фарфор СССР Дулево

После распада СССР

Во времена перестройки производство переживало не лучшие времена, а после развала СССР трудовой коллектив приватизировал его и стал собственником. Дела шли с переменным успехом, но в 2000-х финансовое положение ухудшилось. В этой связи на общем собрании коллектива было решено продать Дулевский завод бизнесменам, которые предложат реальные пути его вывода из экономического кризиса и будут готовы к стратегическим инвестициям.

В 2012 году у предприятия сменился собственник – и начался новый этап развития. Сразу же стартовала масштабная модернизация производства – она идет и сейчас. Владельцы установили современные печи, выпускаемые во Франции и Чехии, заменили формовочное оборудование. Сейчас ДФЗ – крупнейшее профильное предприятие, продукция которого продается в 75 регионах России, 6 странах СНГ, а также в Америке, Канаде, Норвегии и других европейских государствах.

Каталог фарфора СССР Дулево

В чем секрет успеха?

Одно из главных достоинств дулевских изделий – высокая прочность, не уступающая керамическим предметам. Эксперты долго не могли понять, в чем секрет – разгадали его только в 50-х годах прошлого века. Оказывается, мастера, работавшие у Кузнецова, использовали в качестве сырья пластичную глину. Для получения нужной пластичности глину год вылеживали в подвальных помещениях. Второе слагаемое прочности – торф, использовавшийся как топливо в обжиговых печах. Его собирали строго до 20 июля, чтобы он успел хорошо просохнуть.

Со дня организации на фабрике активно внедрялись передовые технологии росписи, формовки посуды. Работники перенимали опыт у лучших мастеров за границей, а затем воплощали его в русском фарфоре.

Сервиз с маками из фарфора СССР Дулево

Техники росписи

За всю историю на Дулевском заводе использовалось несколько техник росписи – производство развивалось в ногу с европейской модой. В конце 19-го века в Европе вошла в моду техника деколь, имитировавшая ручную роспись. Фабрикант Кузнецов в числе первых выпустил почти тысячу трафаретных изображений – в тех местах, где рисункам не хватало яркости и четкости, их подрисовывали вручную.

С организацией при заводе художественной мастерской появился национальный фарфор нового типа. Над его созданием активно работал главный художник предприятия Петр Леонов. Знаменитые сервизы «Красавица», «Жар-птица» и другие – его заслуга. В них четко прослеживается идея национального фарфора. Она выражается в контрастных сочетаниях декора и других деталях. Леонов искал идеи, путешествуя по России, а затем воплощал их в посуде и фарфоровых статуэтках.

Цветочный сервиз Дулево

Авторские техники были и у других художников, работавших в дулевской мастерской. В рисунках Владимира Яснецова присутствует драматический контраст. Его «Ивушка», «Розовая сирень» и некоторые другие работы мастера используют и теперь.

Скульптор Алексей Сотников создал много анималистических фигур – каждая была по-своему выразительна и реалистична. В ней чувствовалось глубокое знание темы, понимание природы. Не зря ведь эта птица используется как клеймо заводского фарфора с 1958 года. Как и предрекал поэт Владимир Манохин в своем стихотворении, дулевская гордая птица расправила над миром крыло.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Узнайте, сколько может стоить содержимое бабушкиного серванта.

1. Фарфоровые сервизы


В советские времена фарфоровые сервизы имелись почти в каждой квартире. Обычно их вставили на самое видное место и использовали только во время праздничных застолий. Но несмотря на бережное обращение, какие-то из хрупких фарфоровых предметов непременно разбивались, терялись или приобретали сколы.

Сегодня сложно найти полностью сохранившийся фарфоровый сервиз советских времен без видимых повреждений. Если у вас есть такой, то вы можете выгодно продать его.

Примеры цен:

Сервиз "Мадонна" из 46 предметов на 6 персон 60-х годов (производство ГДР) — 35 тысяч рублей.

Чайный сервиз "Олимпиада 80" (производство Ликино-Дулево) на 5 персон — 11 тысяч 500 рублей.

Фарфоровый чайник 4 литра 80-е годы (производство Ликино-Дулево) — 3 тысячи рублей.

2. Наборы столовых приборов


Как и в случае с фарфоровыми сервизами, высоко ценятся полноценно укомплектованные наборы столовых приборов с клеймом производителя. Наличие сундучка для хранения в комплекте — большой плюс. При выполнении этих двух условий, можно выручить несколько тысяч рублей даже за простой мельхиоровый набор.

Серебренные приборы и приборы, декорированные народные умельцами можно продать за пару тысяч рублей даже в количестве нескольких штук или единственном экземпляре.

Примеры цен:

Столовый набор из 24 мельхиоровых приборов — 8 тысяч 500 рублей.

Две серебренных (875 проба) ложки 50-х годов — 3 200 рублей.

Набор из шести ножей с ручками, расписанными под Хохлому — 1800 рублей.

3. Самовары


Электрические самовары начали производить в СССР с 1956 года и они, как и фарфоровые сервизы с мельхиоровыми наборами были во многих семьях. Обычный электрический никелированный или латунный трехлитровый самовар с вмятинами, потертостями и сколами стоит не больше 500 рублей.

Попросить сумму больше можно за идеальное состояние в сочетании с возрастом более 40-50 лет, декорирование народными промыслами или нестандартно большой объем самовара.

Примеры цен:

Дровяной никелерованный самовар 7 литров — 12 тысяч рублей.

Сувенирный самовар из гжельского фарфора 3 литра — 7 тысяч рублей.

Тульский электрический никилерованный самовар 3 литра — 2500 рублей.

4. Хрусталь


Хрустальных ваз, тарелок и бокалов советского производства в закромах наших граждан скопилось больше чем фарфоровых сервизов, мельхиоровых наборов и самоваров вместе взятых и продать их за какую-то ощутимую сумму пока еще сложно.

При условии, что в них нет крупных вставок из серебра или они не входят в состав полноценно укомплектованного набора из нескольких десятков предметов в идеальном состоянии.

Примеры цен:

Графин их хрусталя и серебра с шестью стаканами — 120 тысяч рублей.

Конфетница из серебра и хрусталя — 18 тысяч рублей.

Набор из 18 хрустальных бокалов в идеальном состоянии — 6 тысяч рублей.

5. Турки (джезвы)


Алюминиевые турки с деревянной ручкой, которые встречались на советских кухнях чаще всего стоят от 50 до 200 рублей, в зависимости от степени износа. Высоко ценятся серебренные турки, либо медные и мельхиоровые ручной работы.

Примеры цен:

Серебренная джезва (производство Кубачи) — 10 500 рублей.

Медная турка ручной работы — 2700 рублей.

Мельхиоровая турка (производство Кольчугино) — 1000 рублей.

6. Формы для выпечки печенья


Формы для выпечки цельного печенья производства СССР — выгодная инвестиция. Во-первых, качество гарантирует возможность использования формы вашими потомками в течении пары сотен лет. А во-вторых, тяжелый вес делает форму эффективным оружием для спонтанной самообороны.

Примеры цен:

Форма для печенья "Орешки" как новая — 6500 рублей.

Форма для майонезного печенья почти в идеальном состоянии — 4000 рублей.

Форма для печенья "Грибочки" в сильно потрепанном состоянии — 1000 рублей.

7. Подстаканники


Чем больше вес ценных металлов в подстаканнике, тем дороже он ценится. Так же относительно выгодно можно продать сувенирные подстаканники, выпущенные ограниченной серией, приуроченной к важному историческому событию.

Примеры цен:

Серебренный подстаканник "Лебеди" c очень крупной серебряной ручкой — 16 000 рублей.

Подстаканник серебро с позолотой "Кубачи" — 4200 рублей.

Мельхиоровый подстаканник "Спартакиада 1959" — 1500 рублей.

8. Чугунная посуда для приготовления пищи


Чугунные сковородки передаются в семьях в нашей соотечественников из поколения в поколение и существует миф, что со времен еда в них получается все вкуснее и вкуснее. При правильном уходе (не замачивать надолго и не храните в сковороде еду) чугунные сковородки могут быть пригодны к использованию до 100 и более лет.

Примеры цен:

Чугунная сковорода для жарки цыпленка табака — 6500 рублей

Простая чугунная сковорода без ручки диаметром около 30 см — 2000 рублей

Чугунный казан — 2500 рублей

Точную цену вашей посуды может сказать профессиональный оценщик винтажа и антиквариата, которые сам не заинтересован в ее покупке и она может в разы отличаться от примеров цен в статье, как в меньшую, так и в большую сторону. Цена очень сильно зависит от региона и степени износа вещи.

Читайте также: