Игрушка свистулька медведь лепка

Обновлено: 04.05.2024

ВЫРКОВСКАЯ ИГРУШКА. ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА С. ВЫРКОВО КАСИМОВСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Искусство изготовления игрушки происходит из глубокой древности. Первоначально игрушка была культовым, обрядовым предметом, инструментом древней магии. Позже к детской игрушке-свистульке перешли функции оберега, так как считалось, что свист отпугивает нечистые силы.

Неподалеку от Касимова, за синим Сынтульским озером есть деревня Вырково. Когда-то жили в этой деревне гончары…

Важна ли история маленькой деревни для понимания истории любого государства? Думаю, что важна, а для такого государства, как наша Россия, в особенности.

Деревня Вырково Касимовского района, где прежде занимались гончарством, расположилась по левой стороне Оки в 20 км от когда-то значительного торгового центра – г. Касимова, в знаменитых Муромских лесах, на окраине древней земли Мещерской. В ту пору в деревне Вырково и близь лежащей к ней деревне Ярыгино (Ерыгино) было сосредоточение гончарного промысла в уезде.

И когда-то в середине XIX века жизнь гончарная ключом здесь била. Уже никто не помнит, как местные умельцы нашли поблизости месторождение прекрасной для дел горшочных красной глины. Для работы глина нужна была особая, не простая – гончарная, которую из стари народ называл «скуделью» (отсюда и гончара стали величать скудельником). А само слово «глина» буквально означало – «скользкая». И вот эту особую глину добывали вырковцы в двух километрах от деревни в местечке, названном в народе Курицино. Земля ведь не только зерно родит, но и такой вот добротный материал. Благодаря глине и жила деревня. Целыми семьями крестьяне добывали глину, месили, мяли её, делая из неё самую разнообразную утварь – и посуду, и игрушки. Более двухсот лет жили в Выркове гончары. И было их не двое, не трое – вся деревня лепила горшки и кувшины, делала квасники и игрушки-свистульки. В 30-е годы ХХ века 350 мастеров кормились нелегким промыслом. У Семенова-Тян-Шанского в его известном труде «Россия» упоминается о горшочном промысле в этих местах. Завет беречь фамильное ремесло передавался от отца к сыну.

В Выркове мастерами-гончарами становились исключительно мужчины. Женщин держали на подхвате, доверяя им самую простую, черновую, работу. Правда, по рассказам мастеров, каждая мать в д. Вырково обязательно лепила для своих детей глиняные игрушки-свистульки. Такие игрушки раньше в деревне называли «сопелками», «гудухами», «улютками». Мальчишек начинали учить гончарному делу лет с 11. Дети лепили в основном игрушки — свистульки в виде коньков, петушков, медведей, которых потом продавали на рынке. С этими игрушками не расставалась вырковская ребятня, упоительно насвистывая с утра до вечера.

Цена игрушек была очень низкая. За горшок мастер брал столько зерна, сколько в него войдет, а за свистульку — одно куриное яйцо. Особой выдумкой отличались игрушки взрослых ребят. Один слепил лошадь, впряженную в глиняный возок. Другой – вертящуюся карусель. Все части разбирались, и её можно было перевозить без опасения разбить». Фантазия старых вырковских мастеров была неуёмна. Среди работ вырковских умельцев есть, например, конь с четырьмя головами, помещенными попарно на обоих концах туловища. Замечательны фигурки мужичков и медведей, жанровые сценки пляски, борьбы. Динамичные в движении игрушки из Выркова выделяются среди других народных центров оригинальностью своего стиля. Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков, то лепили из целого куска, а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали, помогая палочкой которой обрабатывали выступающие части: гребни птиц, кокошники. Глаза, рот, нос вырисовывали той же палочкой по сырой глине. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики, которые придавали свистульке особое звучание. После лепки игрушку просушивали, закаливали в печи. В Выркове игрушки никогда не расписывали, а покрывали зеленой поливой. Перед обжигом в горнах их сушили на сковородах в печах. Глиняные игрушки называли «сопелками», «гудухами», «улютками». С этими игрушками не расставалась деревенская ребятня, упоительно насвистывая с утра до вечера.

Раньше у каждого дома дымились горны. Почти в каждом доме стояли на лавках горшки, цветочницы, жаровни, чашки, квасники. Красивые, не похожие друг на друга. Гончарное производство сказывалось и на быте и нравах местных жителей. Даже в медицине, при лечении нарывов, кроме народных средств – творога и печеного лука, вырковцы и ярыгинцы употребляли глину. Да и один другого сельчане в шутку звали «глиномазами». Гончарное производство в Выркове и Ярыгине развивалось до самой Великой Отечественной войны, накануне которой был построен завод, объединивший всех гончаров в артель. После войны, с приходом в быт рязанцев дешевой заводской посуды, гончарный промысел вырковцев изжил себя. Оставались лишь одиночки-мастера. В 60-80 годы прошлого века мастера лепили только игрушки-свистульки. Оказывается, в основе формы свистульки – вытянутый с одной стороны и замкнутый с другой – цилиндр, конус или овал. Быстрыми движениями скатывает мастер свистульку из тонкого пласта глины, сохраняя внутри пустоту. Затем сузив, оттягивает свисток. А для извлечения звука необходимо два круглых боковых отверстия (в боках птицы, коня, барана) и прямоугольное отверстие внизу свистка, которые прорезаются, когда глина слегка подсохнет и стенки становятся достаточно крепкими, чтобы не деформироваться. Тогда только на конце свистка прочищают отверстие, в которое дуют для свиста.

Еще в 1931 году Малинина писала: «При исследовании выделки игрушек в Выркове, я встретилась с двумя группами таковых. Разбираясь в этом явлении более внимательно, я поняла, почему коллекция игрушек средне - Окского Областного Музея носит также двойной характер.

В Выркове, на базарах Тумы и Касимова я покупала глиняные изображения петушков и баранчиков, поражающих своим однообразием.

Это однообразие и бедность форм современной вырковской игрушки с одной стороны, а с другой упадок техники её выделки, по всей вероятности, объясняются чисто экономическими факторами - уменьшением спроса на глиняную игрушку, вследствие вытеснения последней фабричными изделиями. Эта группа игрушек напоминает собою глиняные изображения коней, собак и лошадей, которых очень много в коллекции Рязанского Музея и которые были собраны в 1916-1921 годах. Выделки их отличается примитивным однообразием и наивностью формы, что, однако, не лишает их той фантастической выразительности, которая достигается очень тонким подчеркиванием того или иного признака, характеризующего данное животное: у собак - отвислые уши и высунутый язык, у коней - сильно выгнутая шея, у лосей парно-копытность и третий рог на лбу, который может ввести в заблуждение, если не предположить, что этак изображается холка лося.

В этой серии игрушек можно отметить признаки влияния старых традиционных форм, - например, выгнутая шея коней встречается как в деревянных, так и в пряничных изображениях. Глиняные кони бывают одноголовые, двух и трёхголовые. По всей вероятности, так изображаются пары и тройки. Что касается другой группы игрушек Музея, то она представляет собою изображения людей и животных, более разнообразных по форме и отличающихся реалистичностью выполнения. Таковы - петух, свинья, собака, бык, корова, уточка, заяц, медведь, волк и др. Люди взяты в очень интересных позах - поющий человек, аккомпанирующий себе на гармонике, и дама в шляпке с муфтой. Реалистичность их изображения дополняется ещё и особым характером звуков, которые эти игрушки издают при выдувании в имеющиеся у них отверстия. Вместо обычного пронзительного свистка, типичного для глиняных свистушек, свинья, например, издает короткие и низкие звуки, напоминающие хрюканье,

петух - два звука - высокий и низкий (кукареканье), медведь - низки и долгий - рев и, наконец, дама при выдувании в два отверстия, имеющиеся на шляпке, издает короткую трель звуков, изображающую женскую болтовню или речь. Очень большой интерес в фигурной игрушке представляют женские фигурки, которые всегда чем-нибудь сопровождаются, настоящая игрушка - барыня с муфтой представляет собою несомненную вариацию архаической женской фигурки - женщины с птицей.

Вот эту вторую группу игрушек, возможно сравнить с игрушками, которые мне удалось ещё, кроме вышеупомянутых петушков, встретить и купить в Выркове. Одна из них изображает четырехколесную крестьянскую телегу с впряженной в неё лошадью. При этом телега вылеплена с фотографической точностью - кузов и колеса снимаются, оси отделяются, есть и шкворень, и чека. Весь интерес этой игрушки заключается в том, что она движется, колеса вертятся, а лошадь можно запрягать и распрягать в веревочную сбрую. Ещё более сложную и интересную своей конструкцией и динамикой игрушку, а также необычайно выразительностью сделал этот же мастер (Василий Кулешов - мальчик лет 15-ти) для Касимовского музея. Игрушка изображает вертящуюся карусель. Все части игрушки разбираются, её можно перевозить, не боясь разбить.

Хочется немного рассказать о двух вырковских мастерах: Листове Иване Леонтьевиче и Тарасове Павле Ивановиче.

Листов Иван Леонтьевич (1909 – 1990) – родился в деревне Вырково. Это был потомственный гончар-игрушечник. Иван Леонтьевич очень активно работал до 1940 года. Вновь начал лепить игрушки в 1974 году, после того как в 1960-х годах вместе с Павлом Ивановичем Тарасовым по заказу Касимовского краеведческого музея выполнил партию игрушек. Как рассказывали об Иване Леонтьевиче, он был человеком в любой работе талантливым. Игрушки делать выучился у тетки, когда был мальчишкой. Повзрослев, стал крутить горшки. Больше сорока ярких игрушек выполнил он на заказ Рязанского художественного музея. Иван Леонтьевич Листов был участником отечественных и зарубежных выставок. Игрушки И.Л. Листова хранятся в центральных музеях Москвы, Петербурга, Рязани.

Тарасов Павел Иванович (1910 – 1975) родился в д. Ерыгино. Потомственный гончар-игрушечник. Игрушки Ивана Леонтьевича Листова и Павла Ивановича Тарасова отличались необычайной живостью и были трогательны в стремлении мастеров одушевить фигурки, изобразить движение собачки с хвостиком трубкой, зайцы, верблюды, коровы с медведями были очень выразительны. Вылепили мастера и смешные жанровые сценки: медведь борется с человеком, дровосеки, пляска под гармошку. Несмотря на пластическое несовершенство фигурок, они отличаются большой наблюдательностью, которая вообще свойственна крестьянским художникам. Касимовские игрушки как бы живут в пространстве, они требуют кругового осмотра. Медведи, твердо стоящие на четырех лапах, с оскаленной пастью – реальны. Особенно был хорош медведь П.И. Тарасова – не сказочный образ, нарисованный фантазией человека, а зверь, увиденный наяву.

Иван Леонтьевич Листов, поддавшись уговорам одного из коллекционеров в конце 1970-х годов, вновь стал лепить игрушки. Видимо материальная поддержка явилась стимулом творческого подъёма. Но мастер так увлекся, что из его рук стали выходить всё более интересные образы. Иван Леонтьевич работал с увлечением не только по заказам, но и для собственного удовлетворения. Игрушки его были чрезвычайно остроумны по замыслу, в них – как бы сам мастер – балагур и неутомимый собеседник, с порога предупреждавший, что «любит говорить побасками».

Гончарному промыслу нашего края повезло как немногим промыслам. Его подробно описала этнограф М.Д. Малинина в 1931 году, когда вырковские и ярыгинские мастера работали в полную силу. М.Д. Малинина отметила, что «особой выдумкой отличались игрушки взрослых ребят лет 15. Один слепил лошадь, по-настоящему впряженную в глиняный возок на колёсах со шкворнем и чекой. Другие сочиняли жанровые композиции. Особенно искусно выполнялись свистки: свинья натурально хрюкала, петух кукарекал, а «бабы» издавали трель звуков, как бы подражая скороговорке или болтовне. Пятнадцатилетний Василий Кулешов лепил интересные и сложные игрушки – вертящуюся карусель. Все части разбирались, и её можно было перевозить без опасения разбить». Этим же мальчиком была сделана ещё одна интересная игрушка – гончар за работой. С одной стороны, эта игрушка представляла черты реализма, а с другой – это характерная примитивность. С фотографической точностью вылеплен гончарный круг, положение рук гончара, его прямая и строгая посадка. Традиционно грубы и примитивны лицо, формы, длина конечностей и шляпа.

В заметке «Гончарных дел мастера» А. Сенин пишет, что ему в руки попала умная и редкая книга М.Д. Малининой «Техника гончарства Мещеры д. Вырково и Ерыгино Касимовского района»[i].

Совсем старые касимовские игрушки сохранились лишь в описании, по которому можно составить представление о забавном и разнообразном мире касимовского «глиняного пантеона».

Здесь, видимо, сказались впечатления от ближайшего шумного города с его базарами и ярмарками, праздничными гуляниями и развлечениями, оттуда такие игрушки, как «верблюды» (на которых приезжали купцы из Астрахани и Средней Азии), глиняные карусели, «вождение медведей».

О них очень точно написала И.Я.Богуславская: «…эскизная манера лепки сочетается в них с живой выразительностью фигурок, правдивой передачей поз и жестов».

И действительно, образы на редкость достоверны…

Кони, вылепленные Василием Петровичем Есиным: приземистые, с тонкими туловищами. Лишь касимовских коней отличала законченность, отработанность, доводящая образ до символа. Может и правы искусствоведы, говоря, что вырковские кони довольно архаичны. Но фантазия старых вырковских мастеров неуёмна. Среди работ вырковских умельцев есть, например, конь с четырьмя головами, помещенными попарно на обоих концах туловища. Не отсюда ли К.И.Чуковский почерпнул образ своего «Тяни-Толкая»? Четырехглавого коня-свистульку выполнил мастер Антонов Кирилл Никитович в 1934 году – отец вырковского гончара Антонова Тимофея Кирилловича[ii].

В Выркове игрушки лепили не только для детской забавы, а считалось, что подаренная игрушка принесет ребенку здоровье и благополучие. Вот и был в Выркове обычай, особенно по праздникам дарить детям игрушки – радовать новой «потехой»: свистулькой с ярмарки.

К концу ХХ века традиция изготовления игрушки в д. Вырково оказалась прерванной. Последним мастером, выполнявшим образцы глиняной вырковской игрушки по заказу российских музеев, был Иван Леонтьевич Листов. Теперь такие игрушки можно увидеть только в музеях — в Касимовском краеведческом, Рязанском художественном музее, в Загорском музее игрушек, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

1. Богуславская Л. Русская глиняная игрушка. 1975. Л.Искусство, с.10 – 11, с.34 – 35.
2. Дайн Г.А. Русская народная игрушка. 1981. Москва «Советская Россия», с.57 – 58.; 1985. с.5.
3. Дайн Г. Русская игрушка (альбом). Москва, «Советская Россия», 1987.
4. Горбунов, Потапов В. Касимовская земля (История родного края). Рязань. 2001.
5. Гилярова Н.Н. Детский фольклор Рязанской области. Рязанская глиняная игрушка. Рязань. 1994, с.132. (Рязанский этнографический вестник).
6. Сенин А. Гончарных дел мастера, «Приокская правда», 20 августа 1967.
7. «Гончар», «Рязанский комсомолец». 1ноября 1980. с.4.
8. «Родом из Выркова», «Рязанский комсомолец», 28 февраля 1987.
9. «Здесь каждый взгляд неповторим», «Мещерская новь», 31июля 2001. с.1.
10. «Фантазер из Выркова», «Панорама города, 5 марта 2008, №10. с.67.
11. Паньков В. «Гончар», «Родина», 1990, №2, с.22- 23. О гончаре д.Вырково И.Есине.
12. Фрумкин А. «Рязанские глиняные игрушки» Дошкольное воспитание. 1971. №6. с.88 – 91.
13. «Гончарный промысел деревень Вырково и Ярыгино Касимовского района» (реферат), авторы Звягинцева Алина, Тутин Василий, научный руководитель Белозерова Т.В. – руководитель объединения «История родного края», Касимов. 2002.
14. «Вырково» (отчет о походе), автор Анисимова Екатерина, научный руководитель Вьюгина Н.Ю., учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ №4», 1998.
15. Е.М.Можаева «Русские игрушечные кони», М., «Советская Россия», 1976.
[i] М.Д.Малининой «Техника гончарства Мещеры д. Вырково и Ерыгино Касимовского района» (Рязанский Средне-Окский музей) – Рязань. 1931г. (исследования и материалы).
[ii] Фот

Нажмите, чтобы узнать подробности

Номинация: инновационные методические разработки для детей среднего и старшего
школьного возраста (12–18 лет).

«Лепка игрушки – свистульки Медведь»

Киселева Татьяна Анатольевна, преподаватель МАУ ДО «Черняховская детская художественная школа им. Марии Тенишевой».

Город Черняховск Калининградской области, улица Народная, д11,кв 2. 238154

Цель: Знакомство с формовкой игрушки-свистульки на примере скопинской промысловой игрушки «Медведь».

Задачи: Воспитательные; приобщение детей к русскому декоративно-прикладному искусству, фольклору и формирование личности ребенка, воспитание одухотворенной личности, укорененной в родной культуре.

Развивающие; расширение кругозора, воспитание художественного вкуса ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное.

Образовательные; содействие развитию творческих способностей детей и художественного восприятия, знакомство с методами ручной формовки игрушки «от куска», знакомство с техническими особенностями лепки декоративной керамики и формирование навыков лепки глиняной игрушки.

Ожидаемые результаты, продолжительность и этапы реализации занятия,
(формы и режим занятий).

Продолжительность занятия по лепке: 2 часа (учебных), форма - групповое занятие (6-10 человек), по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: занятие-практикум.

Урок проводится в форме демонстрации приемов и повторения учащимися этих приемов на практике.

Необходимые условия и используемые материалы.

Наличие готовой к лепке глины (в расчете 200гр. на человека), шликер (приготовить заранее из разведенной до пастозного состояния глины), инструменты- стеки для прописки и стек для изготовления свистка, емкость с водой, губка для увлажнения глины и смачивания рук.

В результате дети могут сами создать вещь, отличающуюся качеством, оригинальностью.

Пошаговое описание одного практического занятия с указанием применяемых методов и оборудования, а также способов их организации.

а) Подготовка к занятию: размещаем участников группы за столом на удобном для работы расстоянии, раздаем глину (по куску на игрушку и небольшого для деталей.) на 3-4 человека ставим небольшую емкость с шликером и с водой. Еще на столе должны быть губки, стеки для изготовления свистка и прописки.

б) Катаем кусочек глины и придаем ему форму цилиндра. Разделяем нижнюю часть на три и проделываем в одной из частей отверстие, раздвигаем стеком изнутри и выглаживаем камеру свистка. Путем обминания глины продолжаем формирование тела, вытягиванием и выглаживанием продолжаем работу над лапами и частью свистка.

в) Формовка головы: разделяем верх заготовки на две части и вытягиваем из одной части морду, а другая часть идет на формовку ушей. Выглаживаем все получившиеся детали, придаем им желаемую форму. Опять же используем прием вытягивания глины, формования.

г) Лепка передних лап Медведя и атрибутов. Раскатываем жгуты. И формируем из них лапы, и прочие детали игрушки. Ищем местоположения, движение. Прилепливаем к основе с помощью шликера, нанесенного на процарапанные места склеиваемых деталей и хорошо слепливаем.

д) Прописка готовой игрушки стеком по сырой глине. Прописываем предметы, атрибуты. Глаза, нос, линию рта. Наносим штрихами когти.

е) Делаем свисток прокалывая «мундштук» свистка стеком под углом по направлению к окну свисткового устройства. И делаем еще один прокол в камеру, что бы образовался «язычок».

В результате мы изготовим из глины игрушку-свистульку в виде медведя.

Методические указания и рекомендации для учащихся и педагогов.

Для того, чтобы наша игрушка стала керамикой, требуется обжиг. Но и без обжига она вполне может существовать. Данная методика лепки может быть взята на вооружение как еще один способ работы с глиной в декоративной скульптуре. Она хороша тем, что позволяет работать от куска, идти от большого к маленькому, приучить детей крепко прилепливать детали.

Поскольку для изготовления свистка нужно четкое понимание его устройства прилагаю рисунок.

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

-познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

-учить лепке птички на основе овала или цилиндра.

-развивать воображение, чувство формы.

-воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера- народные умельцы.

Материалы и оборудование: 1-2 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с образцами и рисунками филимоновских игрушек, пластелин, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Дети входят в группу и встают полукругом (под музыку)

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить?

У нас в группе есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек выставленных на подносе). Посмотрите, какие они яркие, весёлые, нарядные, и все игрушки—это свистульки.

Рассказ "Как появилась филимоновская игрушка" сопровождается показом демонстрационного материала. (показ слайдов)

Филимоновская деревушка - Синий лес, холмы, косогор. Лепят здесь из глины игрушки и расписывают до сих пор. Да, из самой обычной глины! Появляются вдруг из глины на свет - зайцы, коники, павлины, солдатиков целое войско, барышни и др.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны, стоит деревня Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воротынского,будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Люди к глине этой относились совсем неприветливо, ведь она была одноцветной. В этих краях не бывало никогда урожая богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. А у Филимона ловко получалось - это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Старались, подражали ему, слушались беспрекословно.

Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.

С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла. Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, соловьем –самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Обжигали поделки в горнах, это ямы, которые вырывали там же где и добывали глину. А весной продавали их на ярмарках и базарах.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку – ее смелая роспись.

Используют три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине. В основном это полоски, точки, круги, овалы, звездочки и треугольники.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Все игрушки очень веселые и поэтому дарят хорошее настроение.

Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали ее добрые руки.

Воспитатель: Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте ее вместе откроем. Посмотрите, а здесь письмо.

«Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно е лепить. Удачи вам ребята!»

Ну что, ребята,попробуем? А чтобы у нас все получилось, давайте произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберемся силы. Встаньте ровно по кругу.

Тик-так, тик-так - все часы идут вот так: тик-так

(наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час: тик-так, тик-так, тик-так.

(раскачиваются в такт маятнику)

Налево - раз, направо - раз мы тоже можем так

Тик-так, тик-так, тик-так

(повороты туловища по тексту, руки на поясе).

Воспитатель: Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он.

Я—красавец петух! Создан для парада!

Перья—пух! Перя—пух! Гребешок? Что надо!

Глазки—щелки! Очи зорки! Голосок соловушки!

На цветные перышки!

Воспитатель: Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца! Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.

1. Скатаем шар из комка пластелина величиной с кулачок.

2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмём, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка. (обратить внимание чтобы он стоял) .

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть пластелина для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку).

Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки, чтобы они всех нас радовали.

Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки

Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все.

Елочные игрушки своими руками (подготовительная группа)

Елочные игрушки своими руками (подготовительная группа) Пустая обёртка - вот это игрушка! Ни шарик, ни бусы, ни, даже, хлопушка. Пустые обёртки - легки и красивы. Фольга отражает огней переливы.

Физкультурное тематическое занятие «Встреча весны» (подготовительная группа)

Физкультурное тематическое занятие «Встреча весны» (подготовительная группа) Задачи: - закрепить знания детей о весне, её приметах; - закреплять умение ходить змейкой между предметами; - совершенствовать умение прыгать.

Итоговое занятие-игра «Путешествие в страну математики» (подготовительная группа) ЦЕЛЬ : Закрепить представления о свойствах предметов, взаимосвязи целого и частей,сложении и вычитании групп предметов,геометрические.

Конспект занятия по лепке «Городецкая роспись «Ковш-петух» (подготовительная группа)

Конспект занятия по лепке «Городецкая роспись «Ковш-петух» (подготовительная группа) Цель: Продолжить знакомство детей с народным декоративным искусством Нижегородской области – Городецкая роспись Развивающие задачи:.

Конспект занятия по лепке «Фрукты для игры в магазин» (подготовительная группа)

Конспект занятия по лепке «Фрукты для игры в магазин» (подготовительная группа) Литвинова Наталья Конспект занятия по лепке «Фрукты для игры в магазин» (подготовительная группа) Образовательная область Художественно.

Конспект занятия по лепке в младшей группе «Филимоновские игрушки» Цели: знакомство с филимоновской игрушкой; лепка фигурок по мотивам народной пластики. Задачи: познакомить детей с филимоновской игрушкой.

Музыкально-тематическое занятие «Прогулка в осенний лес» (подготовительная группа) Видео Цель • развитие личностной активности детей через синтез музыки, движения, речи и образного мышления. Задачи Образовательные • Рассказать.

Конспект занятия по лепке «Осеннее дерево» (подготовительная группа)

Конспект занятия по лепке «Осеннее дерево» (подготовительная группа) Проект занятия по лепке: «Осеннее дерево». (подготовительная группа) Каипова Динара Айгазыевна Проект занятия по лепке: «Осеннее дерево».

Занятие по развитию речи «Дерево дружбы» (подготовительная группа)

Занятие по развитию речи «Дерево дружбы» (подготовительная группа) «Дерево дружбы». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. составитель: Соколова Г. В. ; картину нарисовала воспитатель.

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства путм ознакомления с филимоновской игрушкой.

-познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

-учить лепке птички на основе овала или цилиндра.

-развивать воображение, чувство формы. -воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы.

Материалы, инструменты, оборудование: 3-4 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с рисунками филимоновских игрушек, солёное тесто, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить? У нас в группе есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек выставленных на подносе). Посмотрите, какие они яркие, веслые, нарядные, и все игрушки—это свистульки.

Рассказ "Как появилась филимоновская игрушка" сопровождается показом демонстрационного материала.

Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор. Да, из самой обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины И солдатиков войско цвет.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из не горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за не, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Старались, подражали ему, слушались беспрекословно.

Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.

С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла. Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – е еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьм –самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Обжигали поделки в горнах, это ямы, которые вырывали там же где и добывали глину. А весной продавали их на ярмарках и базарах.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку – ее смелая роспись. Используют три главных цвета: красный, жлтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зелный. Расписывают свистульки прямо по белой обожжнной глине. В основном это полоски, точки, круги, овалы, звздочки и треугольники.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Все игрушки очень веселые и поэтому дарят хорошее настроение.

Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали ее добрые руки.

Воспитатель: Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте е вместе откроем. Посмотрите здесь письмо. «Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно е лепить. Удачи вам ребята!» А вот и глина. Ну что ребята попробуем? А чтобы у нас вс получилось, давайте произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберемся силы. Встаньте ровно по линии.

Тик-так, тик-так - все часы идут вот так: тик-так

(наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час: тик-так, тик-так, тик-так.

(раскачиваются в такт маятнику)

Налево - раз, направо - раз мы тоже можем так

Тик-так, тик-так, тик-так

(повороты туловища по тексту, руки на поясе).

Воспитатель: Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он.

Я—красавец петух! Создан для парада!

Перья—пух! Перя—пух! Гребешок? Что надо!

Глазки—щлки! Очи зорки! Голосок соловушки!

На цветные прышки!

Воспитатель: Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца! Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.

1. Скатаем шар из комка «волшебной» глины величиной с кулачок.

2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмм, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка. (обратить внимание чтобы он стоял) .

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть «волшебной» глины для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку).

Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки. А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

На следующий день, после окончательного высыхания наших петушков, мы с детьми раскрасили их гуашевыми красками.

Конспект ООД по лепке средняя группа «Филимоновские игрушки-свистульки»

Конспект интегрированной комплексной ООД «Дары природы» (средняя группа) Конспект интегрированной комплексной ООД на тему: «Дары природы» по ОО: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое» (средняя.

Конспект итогового занятия по лепке «Божья коровка» (средняя группа) Конспект итогового занятия по лепке «Божья коровка» Средняя группа (4–5 лет) Тема: «Божья коровка» Программное содержание: продолжать учить.

Конспект ООД по математике «Порядковый и количественный счет» (средняя группа) Тема: Порядковый и количественный счет. Программные задачи: Образовательные: Продолжать учить порядковому счету в пределах 5; Формировать.

Конспект ООД по физической культуре «Белочка в гостях у ребят» (средняя группа) Конспект ООД по физической культуре «Белочка в гостях у ребят» (средняя группа). Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории Новикова.

Конспект ООД по математическому и сенсорному развитию «Родились у нас котята» (средняя группа) Подготовила и провела воспитатель Голикова И. Б. МБДОУ «Детский сад №67 «Улыбка» г. Тамбов Цель: Содействовать формированию элементарных.

Вторая младшая группа Конспект ООД по сенсорному развитию детей на основе дидактических Тема: «Игрушки» Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления. Задачи: Образовательные: -Упражнять в умение различать и называть.

Конспект занятия по лепке «Фрукты для зайчат» (средняя группа) фрукты для зайчат. Задача. Побуждать детей к лепке тех фруктов, которые им знакомы. Развивать желание с помощью стеки добиваться правильного.

Конспект ООД по лепке «Рыбки плавают в аквариуме». Первая младшая группа

Конспект ООД по лепке «Рыбки плавают в аквариуме». Первая младшая группа Цель: Формирование интереса к работе с пластилином Задачи: Образовательная: Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина.

Конспект ООД по лепке «Весёлые клоуны» (старшая группа) Цель: развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества. Программные задачи: формировать умение передавать простое.

План-конспект НОД по лепке «Танк». Средняя группа

План-конспект НОД по лепке «Танк». Средняя группа Цель: закрепление умения детей лепить танк, правильно передавать его форму и пропорции. Задачи: Образовательные: упражнять детей в приемах.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Технология лепки Филимоновской игрушкиАвтор презентации: Казакова Марина Ле.


Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей


Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Космос»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Технология лепки Филимоновской игрушкиАвтор презентации: Казакова Марина Ле.

Технология лепки
Филимоновской
игрушки
Автор презентации:
Казакова Марина Леонидовна,
учитель начальных классов,
МОУ «Каслинская сош№24»

Берем кусок хорошо подготовленной глины размером чуть больше чем мяч для наст.

Берем кусок хорошо подготовленной глины размером чуть больше чем мяч для настольного тенниса и делаем шар. Шар катаем плотный, чтобы внутри не осталось пустот.

Потом из шара делаем грибок. Для этого большим пальцем правой руки из половин.

Потом из шара делаем грибок. Для этого большим пальцем правой руки из половинки шара вытягиваем ножку.

Теперь делаем для грибка подставку. Продолжаем вращать заготовку и сглаживать.

Теперь делаем для грибка подставку. Продолжаем вращать заготовку и сглаживать неровности.

Вот такой "грибок" получился!

Вот такой "грибок" получился!

Следующий шаг - разделяем шляпку грибка на две части. Одна поменьше – из нее.

Следующий шаг - разделяем шляпку грибка на две части. Одна поменьше – из нее потом будем делать свисток, вторая часть побольше, – из нее выйдет шея и голова.

Сглаживаем и одновременно вытягиваем. И формируем шею и голову курочки.

Сглаживаем и одновременно вытягиваем. И формируем шею и голову курочки.

Стараемся сделать так, чтобы головка была кругленькая. А затем прищипываем кл.

Стараемся сделать так, чтобы головка была кругленькая. А затем прищипываем клювик.

Теперь делаем свисток. Для этого указательный палец правой руки, покручивая з.

Теперь делаем свисток. Для этого указательный палец правой руки, покручивая заготовку, вставляем в глину и формируем камеру свистка.

Стараемся сделать так, чтобы толщина стенок камеры была одинаковой. Глубина к.

Стараемся сделать так, чтобы толщина стенок камеры была одинаковой. Глубина камеры примерно на 1 фалангу пальца или до самого тела курочки. Получилась пустота.

По краю отверстия делаем защипы. Защипы делаем равномерно

По краю отверстия делаем защипы. Защипы делаем равномерно

Потом соединяем их в плотную дудочку, из которой будем делать свисток.

Потом соединяем их в плотную дудочку, из которой будем делать свисток.

А теперь самый ответственный момент. Берем нож. Срезаем ножом край хвоста кур.

А теперь самый ответственный момент. Берем нож. Срезаем ножом край хвоста курочки.

Берем палочку и аккуратно делаем дырочки с боков курочки до камеры, пока не п.

Берем палочку и аккуратно делаем дырочки с боков курочки до камеры, пока не почувствуем пустоту.

Через образовавшуюся площадку, под углом примерно 30 градусов вставляем плоск.

Через образовавшуюся площадку, под углом примерно 30 градусов вставляем плоский конец палочки так, чтобы он подошёл близко к поверхности игрушки, но не проткнул ее.

На расстоянии 1 сантиметра от края свистка (это расстояние оставляем для губ.

На расстоянии 1 сантиметра от края свистка (это расстояние оставляем для губ, чтобы было удобно свистеть) счищаем ножом глину с палочки. Счищаем аккуратно и чисто, чтобы потом ни один комочек глины не попал в камеру.

Вынимаем палочку – получился музыкальный язычок. Поправляем отверстие в камере.

Вынимаем палочку – получился музыкальный язычок. Поправляем отверстие в камере.

Проверяем, как свистит наша игрушка.

Проверяем, как свистит наша игрушка.

 В завершении прокалываем глазки с одной и другой стороны.

В завершении прокалываем глазки с одной и другой стороны.

Снизу через подставку в глубь тела игрушки на 1,5 – 2 см делаем отверстие для.

Снизу через подставку в глубь тела игрушки на 1,5 – 2 см делаем отверстие для того, чтобы хорошо просохла и для выхода лишнего воздуха, если он вдруг остался внутри игрушки.

Игрушка готова! Теперь дайте ей высохнуть естественным путем, а затем в печь.

Игрушка готова! Теперь дайте ей высохнуть естественным путем, а затем в печь.

Краткое описание документа:

Презентация показывает этапы лепки игрушки-свистульки. Лепить игрушку можно из глины или пластилина в технике вытягивания из целого куска глины (пластилина). Презентация поможет организовать самостоятельную работу учащихся по лепке игрушки. Если игрушку слепить из глины, то работу над её оформлением можно продолжить на уроке изобразительного искусства.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 921 072 материала в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

Оставьте свой комментарий

  • 04.09.2017 2117
  • PPTX 11.4 мбайт
  • 50 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Казакова Марина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

60 минут

«Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль»

21 минута

«Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта»

24 минуты

«Искусство детям - увлекательно и просто: Первобытное искусство»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: