Игрушка в дошкольном возрасте это

Обновлено: 28.04.2024

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Извествнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего взрослого человека происходит прежде всего в игре…"

Игра и игрушка — понятия неразделимые. Игрушка — это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски — все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка — источник радости ребенка. По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста, так как являются стимулом к игре, её организующим началом: кукла побуждает играть в дочки-матери, машина — в шофёра. От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Узнавая в игрушках знакомые предметы, ребёнок получает возможность комбинировать свои представления, перерабатывать и активно усваивать новые впечатления. Повторение этих впечатлений в разных комбинациях с помощью игрушек помогает образованию общих представлений и облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

Игрушка, предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов.

К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать.

К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию.

Как игра влияет на развитие личности ребёнка?

- В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения;

- На способность самому придумывать различные игры влияет воображение ребёнка. Чем лучше развито воображение, тем больше интересных игр ребёнок придумает. К тем, кто умеет сочинять интересные игры, тянутся другие дети, а это развивает в ребёнке коммуникабельность и общительность, делает его лидером среди определенной группы малышей;

- Игра — это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества : подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, целенаправленность;

- В игре мы зачастую отмечаем отражение наших, взрослых взаимоотношений, поскольку, даже играя в «магазин», один ребёнок будет вести себя размеренно, вежливо, а другой будет ссориться и выяснять отношения. Дошкольник не может сам придумать подобную тактику поведения — наверняка это проекция ваших отношений с другими людьми. Возможно, многих нюансов в своем поведении вы не замечаете, но по тому, как ребёнок ведет себя в игре, можно отметить некоторые отклонения в негативную сторону. Измените свое поведение, и стиль игры также изменится;

- Чрезвычайно важна игра, как средство развития ответственности, сопоставления мыслей с действиями, просчета возможных последствий, внимательности, развития произвольного восприятия. Посредством игры ребёнок учится управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей;

-Ребё нок быстро поймет такую истину: чтобы играть с другими детками, нужно подчиняться правилам игры. В силу своего рвения к общению со сверстниками, ребёнок учится быть дисциплинированным, что требует от него немало усилий;

-Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни. Если ваш ребёнок лидер, он сразу же возьмет инициативу на себя, предложит массу вариантов разнообразия игры, примет «командование» в свои руки. Если же ваш малыш — ведомый, то он будет безукоризненно подчиняться правилам, которые придумали другие. Если вам не по душе ведомость своего ребёнка, обучайте его быть лидером, а результаты своих усилий вы сможете увидеть во время игры;

- Если ребёнок играет с игрушками, то это самый удачный случай для того, чтобы научить малыша делиться ими, искоренить жадность, а также приучить его убирать за собой;

- В игре у ребёнка лучше всего развивается мышление, умение просчитывать свой следующий шаг, предугадывать поведение другого человека.

Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки — процесс одинаков, но с дополнительными элементами намного проще, а в случае с игрушками в разы интереснее и увлекательней. Стоит каждый раз дарить ребёнку игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался, и детство становилось всё интереснее с каждым разом.

1."Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л. П. Тарасовой. М. ,1982г.

2. Игра дошкольника /под ред. С. Л. Новоселовой - М. :Просвещение,1989 г.

3. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. - М. :Просвещение,1979 г.

4. Линькова Н. В. Игры, игрушки и воспитание способностей. М. :Просвещение,1969 г.

5. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М. : Просвещение, 1980.

6. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т. А. Марковой - М. :Просвещение,1982

Игра в жизни дошкольника С введением ФГОС ДО на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного.

«Сюжетно — ролевая игра в жизни ребенка» «Сюжетно – ролевая игра в жизни ребенка» «Чтобы вырасти здоровым ребёнком, детям не требуется много читать – им требуется уметь играть!».

Игра и игрушка в жизни дошкольника Цель. На примере различных игр показать роль игры и игрушки в жизни дошкольника; познакомить с классическими примерами общения с игрушкой;.

Игра в жизни ребенка дошкольного возраста То, каким образом ребенок умеет играть, - прекрасный барометр, отражающий степень его благополучия в реальной жизни. В. Оклендер В каждом.

Игра — это развивающая деятельность в жизни ребенка Бусарова Валентина Тимофеевна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск, 666679, пр. Мира 27, воспитатель. Игра.

Игрушка в жизни ребенка Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой.

Консультация для родителей «Игра и игрушка в жизни современного ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА И ИГРУШКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА»Постановка проблемы: «Современные дети играют очень мало или совсем.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка» Всем нам известно, что участие родителей в жизни детей проявляется через игру. Как правило, игра - это фаза серьезной деятельности. Родителям.

Эссе «Игра игрушка в жизни ребёнка» «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, не красоту, а те картины воображения, которые само к ним привязало».

Целостный педагогический процесс (ПП) дошкольного учреждения. Терминология, компоненты ПП, планирование целостного ПП, виды планирования, виды контроля за организацией ПП, виды педагогического взаимодействия.

Предварительный просмотр:

Игрушка: её виды, воспитательно- образовательная ценность.

Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь.

Игрушка – специально изготовленный предмет, предназначенный для игр и иного жизненного назначения.

Цель игрушки: служит разностороннему развитию ребёнка.

Главная особенность игрушки: в ней, в обобщённом виде, представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребёнок, играя, воспроизводит те или иные действия.

«Игрушка учит ребёнка жить и действовать» (Е.А.Флерина)

А.С.Макаренко предложил следующую классификацию :

- материалы для игр.

В современной педагогике классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

Игрушки классифицируют по:

- воспитательному (педагогическому) значению

* способствующие развитию первоначальных движений и восприятий – самые первые игрушки;

* способствующие физическому развитию ребёнка;

* знакомящие ребёнка с окружающей средой;

* знакомящие ребёнка с элементами науки и техники;

* знакомящие ребёнка с трудовыми процессами;

* интерактивные обучающие игрушки.

*для ребёнка ясельного возраста (до 3 лет)

*для ребёнка дошкольного возраста (от 3 до 8 лет)

* для ребёнка школьного возраста (от 8 до 18 лет)

- сюжетно- образные – игрушки, которые определяют сюжет игры, они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт.

- дидактические – предназначены для умственного и сенсорного развития ребёнка, среди них много народных игрушек: матрёшки, бирюльки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки и др.

- строительно- конструктивные – рассчитаны на конструирование, техническое изобретательство (наборы строительных материалов, конструкторы)

- спортивно- моторные – направлены на реализацию задач физического воспитания, они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, а также таких качеств, как выдержка, организованность. (волчки, мячи, обручи и др.)

- музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки и др.)

- маскарадно- ёлочные – такие игрушки связаны с празднованием Нового года. (маска, клюв, ёлочные игрушки и др.)

- театральные – наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок, театральные персонажи, куклы Бибабо, куклы- марионетки.

- игрушки- забавы – предназначены для развлечения ребёнка. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных. (клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка- «дергунчик», и др.)

- игрушки- самоделки – изготавливаются самим ребёнком, его родителями или воспитателями.

Воспитательно- образовательная ценность игрушки.

- объединяют воспитанников, требуют совместной деятельности;

- игрушка обязательный спутник жизни ребёнка;

- участвуют в создании игры, влияют на личность ребёнка;

- отвечают потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях;

- помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребёнка реальными;

- часто подсказывают идею игры;

- влияют на воображение ребёнка;

- развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, волевые качества;

- помогают воспитанию интереса ребёнка к труду, пытливость, любознательность;

- способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

- объединяют воспитанников, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения.

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический процесс.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников (педагогическое взаимодействие), направленное на достижение поставленной цели, решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создаётся педагогом. Где бы ни был организован педагогический процесс, он имеет следующую структуру:

ЦЕЛЬ - ЗАДАЧИ - ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ - МЕТОДЫ - СРЕДСТВА - ФОРМЫ - РЕЗУЛЬТАТ

Слово “процесс” свидетельствует о протяжённости во времени, а слово “педагогический” — о направленности на преобразование личности человека (ребёнка). Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. Педагогический процесс детского сада как система, ориентирован на целостное развитие личности, её способностей и творчества.

Только в целостном педагогическом процессе возможно достижение цели его реализации: формирование цельной, гармоничной личности.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нём.

Современный подход характеризует организация педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей цели выступает воспитательная задача. Её содержание продиктовано особенностями развития ребёнка на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. Многоплановость содержания и форм позволяет развивать разнообразные интересы и способности ребёнка, а единая мотивация — направлять это развитие в общее, педагогически ценное русло. Особенностью такого построения педагогического процесса является то, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходят, меняясь, различные виды деятельности, наиболее оптимальные для реализации доминирующей цели.

Например: для старших дошкольников основной целью является совместная деятельность и развитие дружеских взаимоотношений в игре, труде, организованных на принципе совместности. Тогда другие виды деятельности выполняют сопутствующую роль. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия, самостоятельная индивидуальная художественная деятельность, праздники и др.

Компоненты педагогического процесса:

- целевой – включает в себя цели (стратегическую и тактическую) и задачи, которые могли бы быть определены как подчинённые (локализованные) цели, реализуемые в определённых условиях;

- содержательный – определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентации, опыта деятельности и общения, знаний;

- деятельностный – характеризует формы, способы, средства, методы организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса;

- ресурсный – отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение;

- результативный – достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.

Стержнем педагогического процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу.

Содержание — самый динамичный компонент педагогического процесса. Содержание педагогического процесса соответствует возрасту воспитанников, решает задачу стандартизации и нормирования деятельности педагога, формирования базисных основ личности, самодвижения, самостановления ребёнка.

Образовательные программы учитывают стандарт, создают условия для развития всех сторон личности.

Целостность, общность и единство — главные характеристики педагогического процесса. Специфика целостного педагогического процесса обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания — воспитание, развития — развитие. Каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, образовательную функцию, а обучение немыслимо без воспитания и развития. Специфика в том, какие методы будут выбраны педагогом для достижения цели.

Основой образовательного процесса является планирование .

План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса . Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придаёт ему содержательность, определённость, управляемость.

Планирование целостного педагогического процесса.

Основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование. Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых её сторон, определение актуальных задач на предстоящий период. В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.

План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период. Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает её непрерывность и последовательность.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

Структура годового плана работы .

Вводная часть , в которой дается краткий всесторонний анализ работы дошкольного учреждения за предшествующий период по следующим направлениям:

-эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья воспитанников;

-уровень и эффективность учебно-воспитательного процесса и его результатов в целом и по возрастным группам, уровень подготовленности воспитанников к школе;

- уровень деловой квалификации педагогов;

-уровень и эффективность работы с родителями и т. д.

Основные задачи работы дошкольного учреждения. В этом разделе определяются ведущие задачи воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нём. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.

Работа с кадрами. В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров и повышение уровня деловой квалификации педагогов.

Работа с родителями. Планируется совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания др.

Административно-хозяйственная работа. Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников.

Годовой план хранится в методическом кабинете.

Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование педагогического процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (квартал, полгода, год). В перспективном плане отражены все разделы «Программы».

Календарное планирование предполагает знание уровня психофизиологического развития воспитанников, программы воспитания и обучения в детском саду и позволяет воспитателю равномерно распределить программный материал на текущий год, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания, подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности воспитанников. Планирование педагогического процесса в группе ДОУ затрагивает утренний отрезок времени, прогулки (утреннюю и вечернюю), занятия и вторую половину дня.

Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ.

Старший воспитатель осуществляет контроль за учебно-воспитательной работой путём непосредственного наблюдения и анализа работы воспитателя. Основная цель контроля состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и в оказании каждому воспитателю конкретной помощи. Выделяют тематический, фронтальный, предупредительный и сравнительный виды контроля.

Тематический контроль — самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы воспитателя в пределах определённой темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе воспитателя, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией воспитателя, детскими работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Главная цель предупредительного контроля - предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с воспитателем.

Спецификой сравнительного контроля является анализ и оценка педагогического процесса одного воспитателя в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля целесообразно применять, проверяя выполнение отдельных разделов программы, анализируя качество знаний, умений и навыков воспитанников у разных воспитателей. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблюдения за работой воспитателей, анализа планов, детских работ и другой документации.
Любой вид контроля будет эффективным, если методист очень серьёзно и тщательно готовится к нему. А. Васильева предлагает алгоритм функции контроля : цель контроля — объект контроля — разработка программы (плана) контроля — сбор информации — первичный анализ изученного — выработка рекомендаций и путей исправления недостатков — проверка исполнения рекомендаций.

Посещать группы следует без всяких предупреждений или известить воспитателя утром в день проверки. О намеченном посещении группы старший воспитатель предупреждает педагога заранее в том случае, если это посещение делается с целью исправления в работе замеченных ранее недостатков. Если во время наблюдения работы воспитателя у методиста возникает необходимость сделать ему замечание, то осуществить это следует незаметно для воспитанников и в очень корректной форме. Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с воспитателем. Первое слово предлагается воспитателю для самоанализа. Затем методист делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить всё ценное в работе воспитателя, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и воспитатель не соглашается с мнением методиста, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение.

Необходимо помнить, что одноразовые, мимолётные посещения группы не дают права делать выводы о работе воспитателя. Если методист поставил цель — проанализировать какой-то вид деятельности или режимный процесс — то необходимо полностью проследить этот вид деятельности от начала до конца.

Целостный педагогический процесс решает задачи следующего порядка:

• структурирование, конкретизация целей обучения и воспитания;

• преобразование содержания образования в учебный материал;

• анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

• выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

• анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников, которые как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса.

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое взаимодействие является сложным процессом, состоящим из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную и универсальную характеристику педагогического процесса.

Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик – ученик», «ученик – коллектив», «ученик – учитель», «учащиеся – объект усвоения» и т.п.

Принято различать виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений :

- педагогические (отношения воспитателей и воспитанников);

- взаимные (отношения со взрослыми сверстниками, младшими);

- предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);

- отношения к самому себе .

Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами. Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны , два взаимообусловленных компонента : педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть : прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников : активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка – предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она – важнейшее средство психического развития дошкольника. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

ВложениеРазмер
виды и назначение игрушек для детей дошкольного возраста 18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и назначение игрушек для детей дошкольного возраста

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка – предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она – важнейшее средство психического развития дошкольника. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья («голым»). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова, и закрываются глаза.

Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли, и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания.

Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.

Радует и забавляет ребенка всякая игрушка. Однако созданы они для того, чтобы позабавить и развлечь ребенка. Это игрушки-забавы, которые вызывают у дошкольников любопытство, радость, положительные эмоции. Они радуют детей необычными движениями, забавны по сюжету. Игрушки-забавы развивают чувство юмора и любознательность, поддерживают доброе настроение, побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия.

Игрушки – забавы – это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки. Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.

Среди игрушек основное место занимают животные, стилизованные под человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой.

Очень важны игрушки, которые используются при постановке спектаклей, в развлечениях – театрализованные игрушки.

Они не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости

Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки: куклы перчаточные, пальчиковые («бибабо»), фигурки персонажей для настольных театров, фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и любимых детьми сказок и, наконец, элементы костюмов для игры – драматизации, где участвуют сами дети.

Театральная игрушка – одна из самых живых и веселых. С ее помощью взрослый может делать буквально чудеса.

Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить зубы и ложиться спать. Малыш, конечно, знает, что за Буратино говорит мама, что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если их малыш не слушается

Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры.

Большую группу дидактических игрушек составляют народные: цветные шары, миски, матрешки, пирамидки, бочонки, башенки. Изготовленные из дерева, ярко окрашенные, они построены на доступных для маленького ребенка действиях (катать, разбирать, собирать, нанизывать, вкладывать).По таким образцам изготавливаются пластмассовые, деревянные токарные игрушки современной тематики, кремлевские башни, башни-ракеты. Сконструированные на основе автодидактизма, они обеспечивают самоконтроль ребенка за выполнением игровой задачи. В этом их особая ценность.

Большую роль в развитии движений у дошкольников играют спортивно-моторные игрушки. Такие как мячи, скакалки, обручи, каталки и другие. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).

По месту в играх детей близка к образной, сюжетной игрушке техническая, которая знакомит детей с внешним видом, образом предмета, имеющего непосредственное отношение к технике (машины, механизмы, виды транспорта, средства связи), и с характерными для него действиями. В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.

Строительные и конструктивные материалы

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. В «строительные игры» можно играть бесконечно. Они ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовлетворение.

«Строительство» в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности.

В работе детских садов большое место отводится игрушкам-самоделкам, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения. Игрушки-самоделки – это предмет гордости и способ самовыражения ребенка. Самодельные игрушки отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че.


Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет

Консультация для педагогов и родителей на тему: "Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет".

ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЯ ИГРУШЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 4-Х ЛЕТ

Обзор основных видов игрушек для детей до 4-х лет.


Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами.


Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет

Консультация для родителей и воспитателей.

Консультация для родителей Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет


Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.

В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения.

На протяжении всей истории человека игрушка сопутствует ему, выступая в роли помощника и посредника между ребёнком и миром.

Латинское слово для обозначения игрушек связано со словом : шум, движение, без чего немыслимы почти все детские игры. Французы до 1523 г. называли игрушку словом bimbelot, производя его от итальянского – bimbo (дитя); и только в 1523г. впервые встречается современное слово для игрушки Бертрам, 1912, С. 16.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль Козлова, 2000, С. 335. Л. Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми» Александрова, 2000, С. 4.

Понятие «игрушка» трактуется разными педагогами по-разному. Так, например, отечественный педагог и психолог Е. А. Аркин под игрушкой понимает «воспроизведение в той или иной упрощённой, обобщённой и схематизированной форме предметов из жизни и деятельности общества, приспособленных к особенностям детей того или иного возраста» [Аркин, 1968, С. 24].

Интересна позиция Н. Д. Бартрама, который рассматривал игрушку как «особый вид искусства и по своим целям, и по способам обработки форм, отражающим творческие порывы ребенка, и по своим достижениям, совмещающим в себе и живопись, и скульптуру, и декоративное искусство, и, наконец, театральное искусство» [Бартрам, 1912, С. 45].

Е. Л. Флерина считает что игрушка - предмет детских забав и развлечений - служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания - разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу Флерина, 1973, С. 12.

Современные педагоги, занимающиеся проблемой роли игрушки в развитии ребенка видят в игрушке - объект игры, средство преемственности культурных традиций и опыта поколений, носители содержания свойств и отношений того общественного и предметного мира, которое предстоит познать и освоить ребенку в дошкольном детстве Новоселова, 1997, С. 10.

По мнению В. Абраменковой «игрушка является специфическим средством массовой информации, поскольку в ней зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства воспитания» [Абраменкова, 2005, С. 99].

Игрушка - наиболее распространенное и традиционное средство воспитания и развития детей, созданное взрослыми. Это практически единственное культурное средство, которое уже в раннем возрасте обеспечивает переход от совместной со взрослым к индивидуальной самостоятельной деятельности ребенка, т. е. задает зону ближайшего развития Смирнова 2012, С. 26. Она выступает одновременно как продукт человеческой культуры и средство ее освоения (вначале в игровом взаимодействии с взрослым с постепенным переходом к самостоятельной игре ребенка) Смирнова 2008, С. 6.

Основное назначение игрушки по мнению Е. Л. Флериной - дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. Игрушка имеет большое общеобразовательное значение, побуждает к размышлениям, знакомит с качествами и свойствами разных материалов Флерина, 1973, С. 4.

Исследования Е. А. Аркина показали, что ребенок проявляет интерес к игрушке уже к трем месяцам. «В эволюции игр нашей девочки можно отметить следующие основные этапы : 1) с конца второго месяца (первая запись игровой деятельности относится к возрасту 0,1,21) до конца третьего месяца объектами игры служат исключительно части собственного тела - ручки, ножки; к этому же периоду относится начало лепета; 2) в возрасте 0,2,25 отмечена впервые игра с предметом (платочком, и с тех пор до конца года объектами игр все чаще служили различные цветные шарики, погремушки и т, п. ; 3) в конце пятого месяца отмечена первая игра со взрослыми… На втором этапе игры, когда объектами начинают служить предметы, отмечается, что схватывание производилось сгибанием пальчиков правой руки, левой же она придерживала предмет (шарик). Предметы - погремушки, цветные шарики, кружева, платочек и т. п. - во втором полугодии быстро вытесняют из игровой деятельности ребенка ручки и ножки» Аркин, 1968, С. 219

Для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать - превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами Флерина, 1973, С. 8

Локк отмечал, что игрушки требуют известной дозировки как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки (костяное подвешенное кольцо, цветной шарик, колокольчик, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек. Аркин, 1968, С. 231

Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей, с учетом их развития. В грудном возрасте (до года) игрушка должна стимулировать движения (протягивание рук, хватание, бросание) и простейшую ориентировку у ребенка. Первыми игрушками являются костяные кольца, подвесные шарики, погремушки, которые привлекают детей звучанием, формой, цветом.

Для детей от 1 года до 3 - 4 лет игрушка усложняется. Развитию ходьбы и бега служат мячи крупного размера, катающиеся шары, всевозможные каталки с изображением животных и птиц, бабочек (с подвижными крыльями, грузовики, автобусы, трамваи, кони на колесах и др. Указанные игрушки развивают координацию движений, ориентировку, радуют ребенка возможностью активного действия, стимулируют детские творческие игры.

У детей от 3-4 до 5-6 лет большой любовью пользуются куклы, домашняя обстановка, посуда, животные, что позволяет детям в творческих играх отображать окружающую действительность. Полезны для детей этого возраста дидактические игрушки, служащие ориентировкой в форме, величине, цвете.

Для детей 6-7 лет большое значение приобретают тематические наборы. Дидактические наборы усложняются в отношении дифференцировки в распознавании формы, величины и цвета (принцип хроматизма); выдвигаются задачи по систематизации и классификации предметов, что особенно ярко выражается в настольных печатных играх (лото, карты-картинки и пр.).

В играх детей школьного возраста значительное место занимает разнообразная техническая игрушка Флерина, 1973, С. 52.

Многие исследователи отстаивают ценность игры и игрушки не только для детей, но и для взрослых. Одна из проблем, часто обсуждаемых в работах зарубежных авторов, - соотношение взрослого и детского мира в игрушке. В ряде работ игрушки рассматриваются как важные лингвистические символы, своеобразный язык детства. Игрушки являются языковым мостом между ребенком и взрослым. Это своеобразная «машина времени», которая позволяет взрослым вернуться в детство, а детям - почувствовать себя взрослыми. В статье T.E. Rasmussen игрушка рассматривается как своеобразные «ворота» в виртуальную реальность. С его точки зрения игрушка - это средство создания виртуального мира. В то же время для ребёнка этот мир является реальным, для дошкольника весь мир - потенциальное пространство игры или потенциальная игрушка. Амбивалентная форма игрушки позволяет действовать с ней как с другим предметом, благодаря чему происходит «превращение» или замещение предметов и создание беспредельного поля возможностей Смирнова, 2012, С. 27.

Таким образом обобщая все имеющиеся определения понятия игрушка можно сказать, что игрушка – это предмет, объект игры, средство преемственности культурных традиций и опыта поколений, средство воспитания и развития ребенка. Игра с игрушками позволяет овладеть практикой человеческих отношений, познакомиться с социальными процессами и изменениями. Игры с игрушками стимулируют внутреннюю мобильность детей. Эта мобильность позволяет ребенку «присоединиться» к более широкой, иной реальности, почувствовать себя частью мира.

Цель, основные направления речевого развития детей раннего возраста Основные цели и задачи развития речи у дошкольников Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения.

Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением.

Конференция «Современные подходы в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Конференция «Современные подходы в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста» В преддверии нового учебного года в рамках традиционной августовской конференции 30 августа на базе МБДОУ ДС № 38 г. Кузнецка прошла секция.

Основные методологические подходы к обучению и воспитанию По мнению Е. В. Ушакова, категория «подход» — понятие, наименее разработанное в методологической литературе и рассматриваемое как наиболее.

Основные направления профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Профилактика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов.

Особенности чувств дошкольников. Основные направления развития чувств СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава I. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста 4 Глава II. Развитие чувств 5 2.1. Особенности.

Подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста Подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста. Введение Дошкольный возраст является одним из самых интенсивных периодов развития.

Родительское собрание «Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического развития ребенка» Родительское собрание Тема: Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического развития ребенка. Цель: Активизация.

Родительское собрание в младшей группе «Возрастные особенности детей. Основные факторы здоровьесбережения» Протокол №1 родительского собрания младшей группы Тема: «Возрастные особенности детей. Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению.

Тема: Понятие игрушки и причины ее возникновения.

Игрушка - это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета в зависимости от которых ребенок, играя воспроизводит те или иные действия.

Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит главной цели воспитания - всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребенка. Ее использование содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности, ловкости, гибкости. В совместных играх с игрушками у дошкольников формируются дружеские взаимоотношения, умения согласовывать действия.

Проанализируем определения понятия «игрушка», с выделением ключевых слов:

Игрушка - предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребенку познавать мир, приучает его к целенаправленной осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций (большая советская энциклопедия).

Игрушка - название различного рода предметов, используемых в игровой сфере. Эстетический уровень игрушки позволяет считать ее разновидностью искусства вообще и декоративно-прикладного в частности. Художественные особенности игрушки связаны с историко-культурнымразвитием общества (гуманитарный словарь).

Игрушка - специально изготовленный предмет, служащий для развлечения и психического развития ребенка. Игрушки - изображения людей и животных, копии предметов, позволяют ребенку познать их роль и функциональное назначение, способствует развитию различных форм общения (современная энциклопедия).

Игрушка - предмет, предназначенный для детской игры, служащий целям воспитания; произведение искусства, синтезирующее выразительные средства скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования и театрального искусства. Идейно-художественный характер игрушки связан с историко-культурным развитием общества (художественная энциклопедия).

История появления игрушек.

С возникновением первых людей и началась история появления игрушек. Игрушки появились ещё в первобытном обществе и на протяжении всего своего существования преобразовывались и меняли своё назначение. Согласно мнению многих учёных, игрушки появились в первобытном обществе вместе с орудиями труда. В то время они и выглядели в форме оружия, орудий труда, которые широко использовались первобытными племенами, предметов быта, с помощью которых дети осваивали некоторые жизненно необходимые действия. Назначение таких игрушек было приспособление к взрослой жизни. Соответственно делали эти игрушки из разных материалов и каждая игрушка отображала образы и особенности деятельности того племени, в котором она создавалась. Например, в племени, в котором занимались в большей степени охотой, изготавливались игрушки в виде животных, а также в виде оружия. Игрушки были довольно примитивными.

В дальнейшем, с возникновением рабовладельческого строя и скотоводства, начали изготавливаться игрушки другого плана, они были достаточно реалистичными. Так, в Древнем Египте игрушки делали из ткани, из дерева. Изготавливали фигурки домашних животных, кукол, археологи нашли и спортивные игрушки, например, мячи, серсо. Игрушки были довольно реалистичными с характерными для отображаемых образов движениями, например, крокодил с открывающейся пастью, лев, замахивающийся лапой на предполагаемую жертву. Были даже такие игрушки, которые отображали социальный строй того времени, например, работающий раб или телесные наказания раба.

В античные времена в Греции и Риме игрушки считались важнейшим средством воспитания детей. До нашего времени дошлихудожественные игрушки того времени, сделанные из слоновой кости, янтаря, терракоты, в основном это фигурки животных, куклы, встречались игрушки с заводным механизмом. Для физического воспитания детей делали спортивные игрушки : мячи, серсо, волчки и т. д. Уже в те времена было налажено ремесленное производство игрушек, которые продавались в разных странах мира.

На территории Восточной Европы делались игрушки в основном из глины. Во II в. до н. э. делали всадников, повозки. На территории славянских поселений при археологических раскопках были обнаружены фигурки, погремушки, глиняные свистульки, куколки, фигурки домашних животных. По некоторым данным первые погремушки и свистульки несли в себе не развлекательное значение, а выступали в роли оберега. Считалось, что все эти мелодичные звуки, свойственные игрушкам отгоняют нечистую силу, для того, чтобы уберечь ребёнка от нечистой силы над его колыбелью подвешивали погремушки с различным мелодичным звучанием.

В средние века, при феодальном строе игрушки отражали сословное разделение. У представителей знати и их детей были игрушки разного содержания и изготавливались они из достаточно дорогих материалов (фарфор, дорогая ткань, слоновая кость и т. д.). Много было игрушек военного содержания : фигурки коней, доспехи, мечи, щиты, лошади в рост ребёнка. Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которая несла в себе магическое значение – хранительница домашнего очага. Для этой куклы создавались кукольные дома со всей обстановкой. Как правило, дома создавались из дорогих материалов: драгоценных металлов, камней, тканей. Часто такие дома были лишь частью интерьера и передавались по наследству.

У бедных слоёв населения были свои игрушки, со своим значением. В основном это развлекательное и воспитательное значение, оставалась и роль оберега. Для бедных детей делали игрушки из глины, соломы, коры деревьев, дерева и т. д. Для девочек делали кукол, для мальчиков делались также игрушки с военным содержанием: фигурки лошадей, домашних животных, деревянные мечи, щиты и т. д. Также актуальны были и спортивные игрушки. Значение игрушек для детей бедных слоёв населения – подготовка к жизни и развлекательное значение.

В дальнейшем на Руси изготовление игрушек стало серьёзным ремеслом, секреты которого передавались по наследству. Своё развитие получила так называемая народная игрушка. Народные игрушки имели развивающее значение, а также назначение народной игрушки – развлечь, повеселить, занять, порадовать. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI – XVIIв. в. Своё развитие получили игрушки из дерева и глины. И сейчас знамениты гончарные игрушки Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филлимоновские, Хлудневские и самые известные деревянные Богородские и Сергиево-Посадские игрушки. В 90-е г. г. XIXв. Из Сергиева Посада вышла всем известная матрёшка. В современное время народная игрушка имеет колоссальное воспитательное значение. Её используют в основном в художественно-эстетическом воспитании детей. Широко распространены в наше время и Богородские игрушки, которые имеют развлекательное назначение, а также развивают детей. Вот какая непростая и длинная история появления игрушек…

Развитие производства игрушек всегда и во все времена отражало изменения, происходящие в человеческом обществе. Так, в конце XIX – начале XXв. в обществе начала развиваться промышленность, средства передвижения, техника в целом, следовательно и появились новые виды игрушек. Появились игрушки, изображающие транспортные средства. Наряду с механическими устройствами появляются пневматические, магнитные, электрофицированные игрушки. В самом начале XXв. появляются первые конструкторы (строительные игрушки). С 1961 г. датская фирма LEGO начала выпускать конструктор нового поколения. Основу этого конструктора составили разноцветные кубики разных размеров и форм с выступающими цилиндрическими кнопками. С первого его появления эти конструкторы привлекли внимание людей, его стали широко использовать для развития детей. Современные конструкторы LEGO дополнены фигурками человечков и животных, а также отображают разную тематику, которая подойдёт для детей разного пола и возраста.

С развитием электронной промышленности открылись новые горизонты для создания сложной детской игрушки. Появилисьэлектронные игрушки с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами, которые с молноиносной скоростью заинтересовали людей. Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры. В современном обществе ведутся многочисленные споры на сколько полезны компьютерные игры для детей и с какого возраста следует знакомить с ними детей.

Педагогические требования к игрушке :

1. Учет возрастных особенностей детей при подборе игрушек для них (это главное требование, которое определила Н. К. Крупская)

2. «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» Е. А. Флерина

3. Игрушка должна быть динамичной, то есть давать детям возможность производить с ней разнообразные действия (этому требованию не соответствует игрушка со строго зафиксированной позой - куклы, животные и др.) А. Е. Флерина это требование сформулировала так: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интересней для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности.

4. Привлекательное, красочное оформление игрушки (гармоничное сочетание конструкции, формы и цвета). Хорошо оформленная игрушка будит в ребенке эстетические переживания, прививает художественный вкус.

5. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований (окрашивается она стойкими и безопасными красками, должна легко подвергаться гигиенической обработке).

Вывод: все вышеуказанные требования очень важны; не учет хотя бы одного из них приводит к тому, что ребенок не сможет играть данной игрушкой, либо она будет неполноценно решать воспитательные задачи.

Виды детской игрушки

Игрушки распределяются по видам. Есть две классификации видов игрушек : первая- А. С. Макаренко; вторая - Е. А. Флериной

Классификация игрушек А. С. Макаренко:

Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др. ; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

Полу готовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением)

Игрушки-материалы (песок, глина, Куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А. С. Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

Практика подтверждает положение А. С. Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

На основе исследования Е. А. Флерина разработала более детальную классификацию, которая и является общепринятой в теории и практике дошкольного воспитания. Достоинство ее в том, что она соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста.

Классификация игрушек Е. А. Флериной

Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т. д. ; они определяют сюжет игры).

Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком

Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

Спортивно-моторные игрушки ( предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр : настольные крокеты, баскетбольные мячи.

В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др. ; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить) .

Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

Дидактические игрушки ( предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

Строительные игрушки-материалы (кубики, кирпичики, конус, цилиндр, доски, перекладины, наборы «Конструктор»; с их помощью дети возводят интересные постройки, вокруг которых организуют игры).

Игрушки самоделки (они делаются родителями, воспитателем, самими детьми; при изготовлении даже самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху).

Вывод: при подборе игрушек в группу важно учитывать классификацию Е. А. Флериной и стараться собрать все виды игрушек с целью гармоничного развития дошкольников.

Подбор игрушек для разных возрастных групп.

Значение игрушки для развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей разных возрастов и, особенно, для малышей.

В раннем и младшем дошкольном возрасте основными воспитательными задачами являются:

- охрана и укрепление здоровья ребенка;

- развитие действий с предметами;

Соответственно этим задачам подбираются игрушки :

- без острых углов, нетяжелые, безопасные для детей;

- крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки (их дети перевозят с места на место, возят на них кубики, катают кукол);

- матрешки, бочонки, пирамидки, вкладыши (они должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., то есть решать задачи сенсорного воспитания в этом возрасте);

- сюжетно-образные игрушки : куклы, животные, предметы обихода (по содержанию они отражают окружающий мир, близкий детям);

-обязательно нужны игрушки-забавы (их малыши сами еще не приводят в действие - это делает воспитатель; дети лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек);

-строительные игрушки-материалы (деревянные или пластмассовые кубики, кирпичики, досточки);

-музыкальные игрушки (дудочка, губная гармошка и т. д.)

В средней группе воспитательные задачи усложняются. Кроме того, у дошкольников более отчетливо выделяются роли в игре. Следовательно, усложняется и подбор игрушек :

-шире становится подбор сюжетно-образных игрушек (куклы-девочки и куклы-мальчики, куклы разных национальностей, дополнительные предметы к ним: шапка матроса, халат врача и т. п.)

-шире становится подбор строительного материала, так как дети уже создают более сложные конструкции (он должен быть в разных наборах, с дополнительными деталями: арки, дуги и т. д.)

-усложняются в подборе музыкально-озвученные игрушки (детское пианино, барабан);

-нужны комплектные игрушки, так как дети уже умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки (например, «домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо в поле)

Дошкольники старших групп шире соприкасаются с жизнью, они уже могут использовать игрушки, дающие возможность для развития сложных сюжетов. Поэтому в этих возрастных группах должны быть представлены все виды игрушек в разнообразном ассортименте. Большое значение приобретают технические, спортивно-моторные, театральные игрушки.

Вывод: правильный подбор игрушек содействует полноценному развитию ребенка в соответствии с его возрастными возможностями.

«История возникновения загадок». Консультация для педагогов История возникновения загадок. Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и.

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды»

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды» Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а также для творческих.

Консультация для родителей «История возникновения елочной игрушки»

Консультация для родителей «История возникновения елочной игрушки» Новогодний праздник, это, прежде всего, красивое наряженное новогоднее дерево – ёлка, сосна или пихта, а ожидание новогодней сказки, волшебства,.

Консультация для родителей «Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты»

Консультация для родителей «Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты» Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного.

Консультация для воспитателей «История возникновения японского искусства. Кусудама»

Консультация для воспитателей «История возникновения японского искусства. Кусудама» Красивые, яркие кусудамы впечатляют многих людей. Что собой представляет кусудама? Откуда это произошло? Об этом пойдет речь в моей публикации.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Консультация «История возникновения фейерверка» Фейерверк Возникший с пустой суеты, Из темных проталинок ночи, Достиг фейерверк красоты, Такой, что любуются «очи». Вонзается сердца восторг.

Читайте также: