Игрушка в культуре россии

Обновлено: 15.05.2024

Игрушка всегда была неизменным спутником жизни человека. Ее любят все: и дети, и взрослые. Игрушки - одно из самых ранних и светлых воспоминаний детства. Она пробуждает у ребенка мысль, дает широкие возможности для проявления знаний об окружающей действительности. Вместе с тем игрушка воспринимается ребенком эстетически, она воспитывает чувства, что чрезвычайно важно. И даже тогда, когда она теряет свое игровое значение, у ребенка сохраняется к ней живое, эстетическое отношение. Недаром любимые игрушки подолгу остаются частью быта ребенка, хотя он с ними уже не играет. Благодаря игрушке в жизнь ребенка входит искусство.
При нынешнем изобилии и многообразии кукол, мягких игрушек, а также насаждаемых западной культурой роботов трансформеров, спайдерменов и других чудовищ наиболее тепло и трогательно выглядят игрушки, выполненные своими руками.
Самодельные куклы и забавные зверушки вбирают в себя частичку души своего создателя. Именно поэтому куклы часто похожи на своих авторов, как дети на родителей.
Проследив за изменением куклы, мы видим, как человек взрослел. Изделия народных промыслов свидетельствуют об отношениях человека с природой, о его понимании прекрасного и даже о национальном характере.
На самом деле куклы запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели, так как возникли в то время, когда сам человек стал на ноги и освободил руки для труда и, как ни странно, для искусства. Древние люди видели в них богов, идолов и кумиров. У древних народов кукла считалась Богиней. В древности их делали из того материала, который был под рукой – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки – своим звуком они отгоняли злых духов.
Считается, что самые первые игрушки появились ещё в Древнем Египте. Их вырезали из тонких дощечек и расписывали геометрическими узорами. Столбушка - самая древняя кукла, изготавливалась из бересты или из ткани путём скручивания. Раньше куклы не имели глаз, рта и носа: считалось, что в куклу, имеющую лицо, может вселиться злая душа и навредить.
Тряпичная кукла – одна из самых древних видов традиционной русской игрушки. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда».
Самые древние игрушки России датируются Х веком и найдены на территории древних русских городов: Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, скоморохов.
Русская народная игрушка была больше, чем игрушкой, - оберегала, развивала, забавляла, учила. Тряпичные куклы делятся на обрядовые, игровые и обережные (куклы - берегини).
Первая кукла, которая появляется уже в люльке у ребёнка – это «Пеленашка». Внешне она была копией свёртка с младенцем и предназначалась для того, чтобы духи их перепутали и не навредили ребёнку. Она оставалась в колыбели до тех пор. Пока ребёнка не крестили, после этого он вставал под защиту креста.
Для изготовления обереговых кукол брали тряпочки от уже ношеной, преимущественно мужской одежды (считалось, что у мужчины энергетика сильнее). К ним не прикасались ни ножницами, ни иголкой – они рвались руками, а сшивались «скруточкой», то есть узелками.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Вепская кукла (капустка, рванка)- это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.Материалы для изготовления: мох, береста, прутья, лыко, мочало, тряпки, полено.К обрядовым куклам относятся: «Десятиручка», «Зерновушка», «Крупеничка», «Покосница», «Купавка».
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились насшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.К игровым народным куклам относятся:«Полено», «Зайчик на пальчик», «Барыня», «Малышок – голышок», «На выхвалку».
Оберег– амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.Куклы - берегини: «Божье Око», «Куватка». «Ангелочек», «Берегиня», «День и ночь», «Девка-баба», «12 лихорадок», «Колокольчик», «Бессоница», «Желанница», «Подорожница» и другие.
Очень важно, чтобы в руки попадал натуральный материал, обработанный вручную. Такие вещи заряжены энергией, они тёплые, одухотворённые. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать любовь к родному краю, любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Они формируют у ребёнка эстетическое восприятие мира, воспитывают художественный вкус, передают детям представление народа о красоте и добре.
Шло время. Совершенствовались приёмы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. Часто народное творчество обращалось к таким материалам как солома, лён, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили первоначальное значение – с ними не играют дети. Это игрушки – сувениры.
В настоящее время игрушки – это воспитатели, учителя и наставники.
Исследованием возможности использования игрушки как средства активизации творческой деятельности детей занимались Н. Г. Юрина, Г. Т. Дудникова, А. С. Котова, И. Н. Котова, Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская и многие другие. Значение куклы в творческом развитии и воспитании детей трудно переоценить, так как с помощью ее можно активизировать их творческую деятельность. В образовательном процессе педагоги чаще всего используют куклу в игровом моменте на занятиях изобразительного искусства в детском саду или в начальной школе.
Погремушки, пирамидки,матрешки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы и головоломки - интеллект и воображение. Куклы учат детей бережно относиться к семье, родителям и близким, а также воспитывают у девочек материнский инстинкт. Невозможнопредставить ребенка, который не любил бы рисовать, лепить, конструировать,изобретать и выдумывать. Это связано с индивидуальностью личности ребенка.
Знакомясь с изготовлением игрушек и сувениров, ребёнок творит, выдумывает, узнаёт много нового об инструментах, необходимых для работы, осваивает технологические приёмы, участвует в игровых ситуациях, развивает образное и пространственное мышление. Работы по шитью, вышиванию, плетению; работы с бумагой, природным материалом и т.д. привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребёнок от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса!
Каждая игрушка соответствует тому или иному виду игр. При этом она должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной. Как средство гармонического воспитания детей игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса.
В целях защиты интересов детей необходимо активизировать работу с родителями в следующих направлениях:
- пропагандировать игрушки, являющиеся педагогически ценными;
- консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.
Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
- полифункциональность (игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях,тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения и др.);
- принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов (эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством);
- возможность применения игрушки в совместной деятельности (игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, и инициировать совместные действия: совместные игры и др.);
- дидактические свойства игрушки (такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом, формой и т.д.).
В заключении хочется отметить, что созданные мастерами рукотворные народные игрушки, часто в противовес фабричным, являются носителями духовных ценностей, хранителями опыта прошлого в настоящем, воплощением гармонии природы и красоты.

Список использованной литературы

1. Абраменкова, В. И. Осторожно: антиигрушка: родителям об играх и игрушках.[Текст] // Дошкольное воспитание.– 2005. – № 4.– С. 98–99.
2. Воробьёва, О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. [Текст] / Сост. О.Я. Воробьёва. –Волгоград: Учитель, 2009- 140 с.
3. Морозов, И. А. Роль куклы в онтогенезе.[Текст] // Живая старина.–2006. - № 1. - С. 15 – 17.
4. Якушева, Г. И. Народная кукла как современное педагогическое средство.[Текст] // Начальная школа. - 2004. - № 12. - С. 54–55.

Автор: Мишенина Наталья Владимировна
заместитель директора, педагог дополнительного образования МУ ДО ЦДТ, Белгородский район

































Дайн Галина Львовна - кандидат искусствоведения, признанный специалист в области изучения русской игрушки и детской культуры, автор около 280 публикаций. Работы Дайн имеют ценное научное и практическое значение, используются в школах и вузовских учебных программах, на занятиях в домах народного творчества, эстетических центрах и клубах, художественных школах, в кружках фольклорного направления и православных гимназиях.


«Азбука “Русская игрушка”: от ауки до яблока» – девятая книга серии «Игрушка в культуре России» – содержит 108 статей с названиями самых распространённых видов русских народ ных игрушек, с описанием их устройства, места и времени производства, использования в играх.


Содержит семь очерков, написанных автором по материалам поездок и экспедиций 1989–1992 годов на промыслы русской народной игрушки в Московскую, Воронежскую, Архангельскую, Курскую области.


Содержит 9 очерков, написанных по результатам экспедиций 1984–1988 годов на промыслы русской народной игрушки в Рязанскую, Нижегородскую, Калужскую, Московскую, Кировскую области. Впервые публикуются материалы экспедиций на Чукотку, в Башкирию и Хакасию, авторская полевая фотосъёмка и записи из дневников. Текст сопровождают 670 фотографий, среди них – 180 изображений экспонатов Художественно-педагогического Музея игрушки ВШНИ, 5 мастер­-классов по традиционной игрушке русских, татар, башкир, хакасов.

Для специалистов учреждений культуры и образования, искусствоведов, художников, мастеров.


Показывает опыт приобщения к народной традиции через игрушку. Содержит авторские неизданные материалы о мастерах народной игрушки, исследования сотрудников музеев Архангельска, Вологды, Череповца, Рязани о малоизвестных коллекциях игрушек, статьи педагогов из Москвы и Подмосковья, Саратова, Екатеринбурга, Камышина, Перми о практике освоения народной культуры и православной традиции в их единстве. Текст сопровождают 615 фотографий и 6 мастер-­классов по тряпичной кукле.

Для специалистов, работников музеев, воспитателей и педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений, мастеров, художников, любителей народного искусства.


Содержит авторские статьи разных лет (1967–2013), рассказы, очерки и воспоминания других авторов о мастерах ­игрушечниках народных промыслов, художниках, исследователях, коллекционерах русской и советской игрушки. Текст сопровождают 400 иллюстраций: неизвестные фотоснимки из архивов НИИХП и ВНИИ игрушки, неопубликованные материалы из семейных собраний и архивов Н.А. Киселёва, М.А. Ломакиной, С.Г. Романова (Москва), М. Дайн, Ворносковых (г. Хотьково, Московская обл.).

Для специалистов и тех, кто интересуется игрушкой, её искусством и ремеслом, значением в культуре.


Дополненное и переработанное переиздание книг 2007–2008 гг., вызвавших большой читательский интерес. Вас ждут новые находки и имена, новые мастер-­классы. Возрождаясь во множестве авторских вариаций, текстильные игрушки обогащают современное лоскутное шитьё, поднимая его на уровень полноценного вида искусства. В этом осязаемом рукотворном искусстве важны не только мастерство, интеллект, талант создателей. Изначально принципиален исходный материал как основа текстильного формотворчества. Сама ткань, её свойства и качества, её эстетика чаще всего побуждают к работе, творчеству, самовыражению. Книга содержит 823 иллюстрации, в том числе 155 художественных и технических рисунков, показывающих процессы изготовления лоскутных кукол и мячиков.

248 страниц, формат А4, твёрдый переплёт, более 1000 иллюстраций. Книга отпечатана в Европе, тираж 3000


О живой сергиевской традиции в постсоветской России. Цель автора – привлечь общественное внимание к традиционной игрушке, увеличить число сторонников её возрождения. Нам всем необходимо понять, что игрушка эквивалентна нации, её культуре. Народ, не имеющий своей отечественной игрушки, теряет самобытное лицо, отрекаясь сам от себя. Противостоять этому – наш гражданский и патриотический долг.

Книга содержит 25 уроков мастерства. Их дают лучшие мастера, художники, педагоги Сергиева Посада и Богородского. Мастер­-классы по резной, токарной, выпильной и подвижной игрушке из дерева, по росписи матрёшки, выжиганию, изготовлению игрушки из папье­-маше, одеванию кукол, вырезанию из бумаги иллюстрируют более 1000 фотографий и рисунков.


Книга 2 посвящена крупнейшему в России художественному промыслу народной игрушки, ставшему уникальным явлением отечественной и мировой культуры.

«Сергиев Посад – столица русской игрушки» – результат работы многих лет с коллекцией и архивом Музея игрушки, с мастерами и художниками промысла. В книге впервые публикуются типы сергиевских кукол и различные способы их одевания, «старые секреты» изготовления бумажных лепных игрушек (папье-­маше), устройства механизмов для подвижных и звуковых игрушек. Технология традиционного производства иллюстрирована рисунками и неизвестными фотографиями начала ХХ века, найденными в архивах и семейных альбомах жителей города.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шабанова Марина Владимировна

Проблема возрождения традиционной тряпичной куклы как фактора российского декоративно-прикладного искусства конца XIX - начала XXI в

Текст научной работы на тему «Игрушка в культуре России»

Новый труд кандидата искусствоведения, члена Союза художников РФ Г.Л. Дайн посвящен истории текстильных игрушек, в которых принципиально важен исходный материал как основа формотворчества. Растущий интерес ко многим народным художественным промыслам, необходимость культурной и исторической преемственности культур народов России делают книгу весьма актуальной. Автор подчеркивает схожесть тряпичной куклы в разных этнокультурных традициях — игрушки объединяет не только происхождение (первые игровые куклы всегда возникали из ритуальных), но и общечеловеческие идеи и ценности, которые они транслируют: преемственность в родстве, семейственность, родительскую опеку, почитание предков.

Г.Л. Дайн доказывает, что текстильная игрушка не является отжившим анахронизмом, напротив, возрождаясь во множестве новых авторских вариаций, она обогащает традиционное и современное лоскутное шитье, поднимая его на уровень полноценного вида искусства. Специалист открывает широкий круг вопросов изучения текстильной игрушки. В своих теоретических построениях она опирается на данные неоднократных личных полевых исследований, широкий круг опубликованных и мало известных архивных источников. Опись старинных вещей собрания П.И. Щукина, Каталог Музея Императорского Общества

Игрушка в культуре России

Поощрения Художеств, этнографические труды, статистика, справочная и научная литература — все это исследовалось тщательным образом.

Многоплановый характер придает книге обзор различных видов кукол (игровых, обрядовых, бытовых) и лоскутных мячей, а также внимание к новым практикам изготовления традиционной тряпичной игрушки, анализ феномена как изменяющегося во времени целостного явления отечественной культуры. Получилось не «бухгалтерское» описание, к которому быстро теряется интерес из-за скучных перечислений фактов и дат, а книга, подталкивающая читателя к осознанию того, что перед ним система, которая прославляет живую историческую память народа, нравственную ценность народного сознания, вместе с тем показывая различные волости и отдельные населенные пункты как самобытные центры бытования традиционной культуры этносов России.

Дайн подробно рассматривает эволюцию традиционной аутентичной куклы, важной особенностью которой была ее безликость. Впервые обращено внимание на связь обрядовой игрушки с культом домашнего очага и религиозными верованиями. «Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы — на этих ценностях «сходится белый свет», когда углы светлой полотняной тряпицы связывались

крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. Мистическая безликость — тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками» [С. 21], — констатирует автор. Исследователями культуры русского народа было неоднократно подмечено целостное восприятие картины мира; взаимопроникновение, «прорастание» структурно-семиотических элементов во все слои материального и духовного бытия и мировоззрения. Г.Л. Дайн демонстрирует исключительную значимость «феномена куклы» в онтогенезе человека и в истории культуры. Раскрывается смысл многих сакральных традиций, например, косы, которая была обязательным элементом куклы. Магическая сила, приписываемая женским волосам, распространялась и на кукольную косу. Исследовательница рассмотрела «контекст», определявший функцию игрушки, подчеркнув ее религиозно-магическое значение: «Пришивая настоящие волосы на куклу, ее тем самым приобщали к семье, игрушка становилась «кровным» передаточным звеном в родовой цепочке. Косу можно было расчесывать, расплетать, снова заплетать, используя разные ленты, и делать «бабью» прическу, меняя головные уборы. Благодаря по-особому пришитому к кукольной голове клочку простой кудели кукла, как в сказке, обращалась из девицы в невесту, молодуху, жену, мать. Так в кукольной косе материализовалась идея продолжения рода» [С. 28].

Особое значение имеет раздел, посвященный становлению новых практик изготовления традиционной куклы, характеризующихся сочетанием исследовательского компонента (владение семантикой цвета, формы и самого процесса изготовления куклы) и творческого, связанного с попыткой перенесения теоретического знания в художественные, ремесленные навыки. Полезна и систематизированная информационная база о мастерах, этноклубах, творческих объединениях, где происходит реконструк-

Куклы «Неразлучники», автор фото М.В. Шабанова

ция традиционной игрушки. Автор справедливо считает необходимым постоянный контакт мастеров и высказывает опасение по поводу возможной утраты исторической, художественной и этнографической ценности таких артефактов: «. современные мастерицы подчас чрезмерно увлечены магией куклы, ее обрядовой ритуальной функцией, давно утраченной в быту. Многие даже составили кукольный народный календарь и пользуются им. Эти куклы имеют разное географическое происхождение и порой другое значение. Используемые как праздничные сувениры, они образуют красивую, но этнографически недостоверную мозаику, рекламную лоскутную картинку, далекую от подлинной народной жизни» [С. 59].

Во второй главе повествуется о самобытной тряпичной игрушке — лоскутном мячике из подмосковного города Хотьково. Автор рассказывает историю своего знакомства с этой игрушкой; приводит воспоминая старожилов; цитирует личные дневники с отзывами о мастерицах и их рукоделии; с особой душевной теплотой повествует о дореволюционном времени, когда монахини-затворницы Покровского женского монастыря из Хотькова шили и продавали текстильные вещи, в том числе и лоскутные мячики-гремушки. Сделан вывод о важности исследования мячиков-гремушек в двух основных аспектах: игрушка как средство

Лоскутные мячики, автор фото В. Голубеева

воспитания и инструмент психолого-педагогического воздействия на ребенка.

Исследователь справедливо сетует: «Никогда еще не было выставки хотьковских монастырских изделий, где с богатым церковным убранством соседствовали бы мягкие игрушки. Как интересно поставить их рядом! Шитые шелками по глазету пелены и нарядные покровцы украшены бусами, блестками, цветными стеклами, раковинами. Обрезки такой же фольги, остатки среброзолоченой канители, кусочки той же синели наряжают и красивые лоскутные мячики. Сразу понятно, что шили из бережливости и бережности к тканям и дорогим отделкам» [С. 133].

Существенную помощь окажет читателю библиография, значительно расширяющая сведения по истории уникального промысла. К тому же здесь дано подробное толкование различных названий тряпичной куклы, буквально пошагово показано изготовление каждого вида игрушки, с инструкцией и видеорядом — как умелые руки мастера создавали уникальные артефакты.

Приложение «Из истории ситцепечатания в России» знакомит с богатой коллекцией и отдельными выдающимися произведениями народного искусства в собрании Музея художественных тканей

МГТУ им. А. Н. Косыгина — оно может служить своего рода путеводителем по экспозиции музея. Впервые публикуются около 150 экспонатов из уникальной тканетеки Музея, показаны ход и итоги русского ситцепечатания, связанного с именами отечественных и иностранных предпринимателей и фабрикантов — Э.И. Циндель, А.О. Гюбнер, С. Мамонтов, братьев Морозовых, Барановых, Бурылиных.

Научная значимость книги прежде всего в том, что она связывает анализ бытовой культуры русского и других этносов России с теоретическими проблемами сохранения их духовных ценностей. Формируя художественный вкус читателя, автор раскрывает смыслообразующие корни народного декоративно-прикладного искусства. Практическую значимость исследованию придает классификация реконструированных традиционных текстильных игрушек на основе их функционального назначения; расширение терминологической базы; возможность использования материалов исследования в учебном процессе образовательных учреждений различных уровней. Результаты работы будут полезны мастерам, художникам и педагогам, культурологам, историкам, фольклористам и искусствоведам.

Русская розовощекая расписная толстушка-кукла известна на весь мир. Пора и детям послушать интересную историю про матрешку. Для детей о куколке написано немало стихов, загадок, песен. С ними знакомство с игрушкой пройдет увлекательно и весело.

История куклы

Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше).

Красивые матрешки

Существует поверье, что если положить в матрешку записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Чем больше фигурок, и искуснее роспись, тем быстрее это произойдет.

Что символизирует?

В игрушке матрешке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи.

Почему так называется?

Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена.

Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена.

Это имя очень любили на Руси. Матрена происходит от латинского слова «mater», и означает «мать». С ним ассоциируются настоящие крестьянские женщины, пышущие здоровьем, с многочисленными детьми и пышной фигурой.

Появление на свет

В России испокон веков делали деревянные игрушки и окрашивали их яркие цвета. Но игрушка матрешка появилась сравнительно недавно – меньше 150 лет назад. Ее придумали примерно в 1890 году.

Существует легенда о ее происхождении. Однажды русский монах, живший на японском острове Хонсю, сделал фигурку-игрушку Фукурокудзю (Фукурума) – бога мудрых поступков. В Японии он считается главным богом счастья. Добрый усатый старец раскрывался, а внутри находились еще 6 фигурок божеств.

Эту идею заприметили русские мастера. Они сделали игрушку матрешку, которая вскоре стала символом России. Вместо богов фигурка олицетворяла народ: крестьянские и боярские семьи, барышень в русских сарафанах, жениха и невесту с венчальными свечами. Иногда внутри попадался пастушок или старик с огромной бородой. Последняя фигурка часто была сделана в виде младенца.

Первая матрешка

Первую известную русскую матрешку выточил Василий Звездочкин – потомственный мастер-игрушечник. Расписал ее советский художник Сергей Милютин. Они работали в мастерской «Детское воспитание» под руководством Анатолия Мамонтова.

Первая матрешка Звездочкина

Семья Мамонтовых прославилась тем, что собрала мастеров и художников, которые помогли возродить старинные русские промыслы. Они сообща работали над воссозданием крестьянских игрушек, художественной росписи и русского стиля в целом.

У первой игрушки-матрешки было 8 мест. Самая большая фигурка – крестьянская женщина с черным петухом под мышкой. В ней прятались кукла в жилете, девочка с серпом, куколка с горшочком каши, мальчик в красной рубахе…Последняя фигурка – краснощекий младенец в пеленках.

Матрешка быстро завоевала народную любовь, а в 1905 году она получила международное признание. Сперва расписных кукол попросили сделать для магазина игрушек в Париже. Вскоре они разлетелись по всему миру.

Всплеск популярности на матрешек побудил заниматься ее изготовлением многих мастеров. В каждой губернии игрушку делали по-своему. Так появились разные ее виды:

  1. Матрешка из Сергиева Посада. Здесь первыми освоили промысел после закрытия мастерской «Детское воспитание». При росписи мастера использовали темный контур. Иногда детали рисунка выжигали. Куклы расписывали гуашью, а затем покрывали лаком.
  2. Семеновскую матрешку можно узнать по фартуку с пышным букетом цветов. Рисунок немного смещен вправо, а сама фигурка более стройная.

Игры для детей с матрешками

Изготовление

Кому-то игрушка может показаться простой. На самом деле изготовить ее нашим предкам стоило большого труда:

  1. Фигурки вытачивали из мягкого дерева – ольхи, липы, березы, осины.
  2. Древесину заготавливали весной, когда в деревьях много сока.
  3. Бревна частично очищали от коры, после чего сушили 2 года.
  4. Дальше начиналась кропотливая токарная работа.
  5. Первой делали самую маленькую фигурку, затем – разъемные большие.
  6. Когда токарные работы были закончены, деревянные куколки зачищали до гладкости и покрывали клейстером.
  7. После этого их вручную расписывали.

Вместительная тонкостенная матрешка – предмет гордости мастеров.

Чтобы куклой было удобно играть, важно сделать ее легкой, с тоненькими, но крепкими стенками. Чем тоньше они будут, тем больше внутри вместится фигурок. И тем интереснее она станет.

Интересный факт. Самая вместительная матрешка состоит из 72 куколок. Ее высота составляет 1 м, а объем – 0,5 м. Уникальный экземпляр изготовили на базе Семеновской фабрики в 1970 году.

Игры с матрешкой

Среди современных игрушек матрешка отличается тем, что способна сама активизировать игру. Расписная кукла почти всегда вызывает у ребенка эмоциональный отклик. Становится интересно посмотреть, какая куколка следующая, сколько фигурок внутри спрятано, и каких? Попутно происходит процесс развития.

Матрешка:

  • Учит сравнивать фигуры по высоте, размеру, рисунку, объему.
  • Развивает мелкую моторику рук.
  • Тренирует мышление, внимание, память и логику.

Детям нравится рассматривать узоры, замечать сходства и различия разных матрешек, создавать похожие куклы собственноручно. Через изучение особенностей игрушки постепенно приходит понимание традиций русского народа.

Матрешки для детей

Примеры игр для детей разного возраста

Матрешка интересна детям разных возрастов. С ней можно играть начиная с 1,5-2 лет. В этом возрасте на первый план выходит сенсорное развитие. Детям нравится трогать разные предметы, сортировать их, разбирать и собирать.

  • «Разбери и собери матрешку». Родитель показывает, как разбирается игрушка. Малыш должен повторить. Когда кукла полностью разобрана, взрослый и ребенок сообща ее собирают.
  • «Расставь от маленькой до большой». Родитель выстраивает куклы в хаотичном порядке, и просит малыша выстроить их в ряд по росту.

Детям младшего дошкольного возраста интересно проявлять смекалку и играть в ролевые игры.

  • «Угадай по описанию». Перед детьми располагают 4-5 кукол. Ведущий описывает одну из них. Кто первый угадает куклу, тот и победил.
  • «Чего не хватает?». Матрешка разбирается, и куколки выстраиваются в ряд. Дети по очереди описывают кукол, а потом отворачиваются. Ведущий прячет одну куклу. Нужно описать, какой фигурки не хватает.
  • «Матрешки-хозяюшки». Ведущий кратко рассказывает историю матрешки, делая акцент на том, что она олицетворяет мать и настоящую хозяйку. После этого детям дают по куколке. Нужно описать, какая она хозяюшка, что делает по дому.

Матрешки-хозяюшки»

Детям 5-6 лет можно предложить следующие игры:

В возрасте 7-8 лет актуальны математические игры:

  • «Найди пару». Ведущий подготавливает карточки в виде матрешек. Вместо росписи на фартуке пишутся примеры (на сложение, вычитание, умножение). Отдельно изготавливаются карточки с ответами. Нужно правильно подобрать пары карточек.
  • «Семеновская матрешка». Дети слушают рассказ и смотрят презентацию на тему. После этого они рисуют куклу на бумаге и выполняют характерную роспись красками.

Песни, стихи и загадки по теме

Вызвать интерес у детей к матрешке помогут занимательные стихи, загадки и песни.

Стихи

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Загадка

«В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы».

Песни

  • Народная песня «Русские матрешки» (Автор: А.Осьмушкин, муз В. Темнов):

Видеопрезентация

Кратко рассказать о матрешке детям поможет следующий материал:

  • Видеопрезентация для детей дошкольного возраста:

Мир матрешек увлекательный и интересный. Расписные куклы являются частью русского народного творчества. Изучая историю игрушки, дети расширяют кругозор, знакомятся с традициями предков. Она воспитывает любовь к Родине. Это один из самых популярных символов России, любимый не только детьми, но и взрослыми!

Главный редактор проекта "Развивашка Онлайн" по раннему развитию детей

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Читайте также: