Игрушка в работе психолога курсовая

Обновлено: 24.04.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Выпускная квалификационная работа

Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста

Глава 1 Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников

1.1 Понятие восприятие

1.2 Виды восприятия

.3 Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста

Глава 2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки

.1 Краткая история возникновения игрушки

.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста

2.3 Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста

Глава 3 Экспериментальная часть

.1 Условия проведения исследования

.2 Констатирующий эксперимент

.3 Формирующий эксперимент

.4 Контрольный эксперимент

Используемая литератураВведение Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

Рассматривая игрушку, играя с ней, у ребенка развивается восприятие. Это один из ведущих познавательных процессов дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целостный образ.

Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.

· Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.

· Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.

· Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

· В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. А ведь в будущем ребенок должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и

Сущность игрушки в современной педагогической науке. Оценка влияния игр на формирование морально-нравственных представлений личности. Общие выводы обзора современных игрушек и их роли в жизни детей. Игрушка как средство духовно-нравственного воспитания.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 22.04.2011
Размер файла 46,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

8. Журкова О.С. Игры и развивающие игрушки для детей раннего возраста //Дошкольная педагогика. - 2004. - N 3. - С. 16.

9. Абрамян Л.А., Антонова, Т.В. и др. Игра дошкольника.- М.: Просвещение, 1989.

10. Иванова Е. Какие бывают игрушки// 9 месяцев.- 2001.- 12.- С. 11.

11. Из истории игрушки // Дошкольное образование: газ. Издат. дома "Первое сент.". - 2005. - № 9. - С. 21.

12. Ковалев Д.В. Спор о Барби и содатиках // Здоровье. - 2000. - N 5. - С. 66.

13. Лосева В. Игрушка в развитии ребенка и игровая коррекция // Народное образование. - 1999. - N 9. - С. 306.

14. Морозов И.А. Роль куклы в онтогенезе // Живая старина. - 2006. - № 1. - С. 15.

15. Нефедова 3. Нельзя смотреть на игры свысока // Семейный совет: приложение к газете "Аргументы и факты" . - 2006. - № 1. - С. 6.

16. О психолого-педагогических требованиях к игрушкам в современных условиях //Дошкольное воспитание. - 1995. - N 9. - С. 2.

17. Савка А. Дети и современные игрушки //Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 74.

18. Телегина В. Древние символы народного искусства. История русской народной игрушки // Начальная школа - 1997. - №24.- С. 1.

19. Тимошкина Н. Народная игра и игрушка как средство освоения детьми полоролевых функций // Воспитание школьников. - 2007. - № 3. - С. 62.

20. Уронтаева Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников.- М.: Педагогика, 1992.

21. Челазнова Г., Орлова О. Игрушка в жизни малыша //Дошкольное образование: газ. Издат. дома "Первое сент.". - 2002. - N 5. - С. 2.

22. Чередникова М.П. Куклы в играх современных детей // Живая старина. - 2006. - № 1. - С. 18.

23. Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство // Начальная школа - 2004. - № 12. - С. 54.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя.

Для того чтобы выяснить, как школьники относятся к наличию игрушек в кабинете психолога, был проведен письменный опрос, в котором приняли участие: 226 обучающихся 5-6-х классов и 10-11-х классов МБОУ СОШ№4 ОЦ г. Новосибирска.

1. Вспомните свою любимую игрушку в детстве! Как она появилась у вас? Сохранилась ли до сих пор?

Ответы школьников, независимо от возраста, очень похожи:

Мягкие игрушки (медведь, собачка, пони, ежик, пчела, Смурфик, зайчик, барс, кот, Лунтик, жираф, тигр, лемур, панда, волчонок, обезьянка, кролик, львенок и пр). Кроме того, мяч, кукла, человек-паук, матрешка, бинокль, машинки, железная дорога, конструктор, солдатики, автомат УЗИ с пульками, хрустальный шар, брелок в виде пистолета и даже отвертка.

Появились игрушки в подарок от родителей, бабушек, теть, крестных, братьев и сестер, друзей, деда Мороза, подарили на соревнованиях, накопили на них сами нужную сумму и стащили в детском саду.

Читая ответы школьников, мы узнаем, что среди любимых игрушек не обязательно большие, дорогие мягкие игрушки, экстравагантные куклы и электрические машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный папой и его братом по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством нарядов от тети, брелок или матрешка. Выбор игрушек - серьёзное и важное дело, не взрослые должны это делать, а только сам ребёнок.

Только он из огромного набора домашних игрушек, искренне подаренных ему родителями, из богатства витрин магазинов способен выбрать именно то существо, которое нужно ему. Выбор игрушек самим ребёнком внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослым друзей и любимых.

Зачем ребёнку любимая игрушка?

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но и их же вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

В настоящий момент времени разнообразие игрушек велико, есть образные, конструктивные, дидактические, музыкальные и каждая классификация игрушек подбирается под определенную задачу и возраст ребенка.

2. Есть ли у вас сейчас игрушки? Какие? Играете ли вы с ними?

«Есть» - ответили 66% обучающихся. Названы: мягкие игрушки, куклы, роботы, конструкторы, разные модели машин.

Пример готовой дипломной работы по предмету: Педагогика

Содержание

1. Методико-теоретические аспекты использования современной игрушки как средства познавательного развития детей дошкольного возраста 5

1.1. Психолого-педагогические основы познавательного развития детей дошкольного возраста 5

1.2. Источники познавательного развития и способы его активизации 13

1.3. Особенности современной игрушки как средства познавательного развития детей дошкольного возраста 19

2. Воспитание познавательного интереса к природе у детей пятого года жизни 36

2.1. Выявление уровня сформированности познавательного интереса детей 36

2.2. Программа познавательного развития детей дошкольного возраста с использованием современной игрушки 38

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 64

Список литературы 69

Выдержка из текста

Демократизация и гуманизация общества, новые задачи, которые ставит жизнь, обусловливают необходимость качественных изменений в организации учебного процесса в целом и познавательной деятельности в частности. В начале XXI века требования к общеобразовательному процессу постоянно растут и методический аппарат обучения должен соответствовать этим требованиям. Однако существует ряд проблем, связанных с внедрением современных достижений психодидактики в дошкольную практику.

Устойчивый познавательный интерес является основой всей учебно-воспитательной работы с детьми, залогом развития творческой активности и наращивания культуры учебной деятельности. Важно пробудить познавательную активность детей, что станет фундаментом развития творческой активности личности.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что различные аспекты проблемы формирования познавательной активности дошкольников исследовались многими учеными. Так, вопрос познавательной активности и познавательного интереса исследовали такие ученые, как Л. Аристова, Н. Бибик, В. Лозовая, И. Харламов, Т. Шамова, Г. Щукина и др. Психологические аспекты обучения дошкольников, их возрастные возможности и особенности познавательной деятельности освещены в работах Б. Ананьева, Д. Богоявленского, Л. Выготского, Н. Добрынина, Д. Эльконина, К. Поливановой, С. Рубинштейна, и др.

Цель исследования: анализ значение современной игрушки как средства познавательного развития детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс познавательного развития.

Предмет исследования: средства познавательного развития.

Гипотеза исследования. Если в процессе развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста использовать современные игрушки, то это повысит эффективность познавательного процесса.

Для достижения этой цели мы попытались решить следующие задачи:

1) выяснить теоретические основы активизации познавательного интереса детей дошкольного возраста;

2) создать программу по активизации познавательного интереса детей посредством использования современных игрушек.

Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования:

  • Теоретические (метод системного анализа, синтеза, сравнения), которые позволили выяснить и уточнить основные понятия исследования, сделать теоретический анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы;
  • Эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы), которые были направлены на обоснование эффективности методики воспитания познавательного интереса дошкольников, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

Базу для исследования составило дошкольное заведение 243. В исследования принимали участие

1. детей (9 мальчиков и 9 девочек) в возрасте 4-5 лет, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы и воспитатель группы

Научная новизна данной работы заключается в том, что была исследована эффективность использования современных игрушек в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Значительная часть нашего исследования имеет практическое значение, так как может использоваться воспитателями в ДОУ для повышения эффективности воспитательно-педагогического процесса.

Практическая значимость полегает в том, что результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание, № 2, 2014

2. Артемова Т., Ковалева А. Проблемы обучения детей шестилетнего возраста // Народное образование. — 1998. — № 9-10. — С. 5-8.

3. Басок Т. Г. Формирование мотивации и активизация учебной деятельности /Т.Г. Басок // География. — 2006. — № 24. — С.14-16.

4. Бибик Н.М. Формирование познавательных интересов дошкольников. — М .: ВИПОМА, 1987. — 97 с.

5. Бугрий А. Формирование обобщенных познавательных умений / А. Бугрий // Начальная школа. — 2004. — № 3. — С.32-34.

6. Возрастная психология / Под ред. С. Костюка. — М .: Просвещение, 1976. — 272 с.

7. Вопросы психологии познавательной деятельности. — М. : Моск. пед. ин-т, 2010. — 125 с.

8. Генкал С. Познавательная активность воспитанников / С. Генкал // Завуч. — 2007. — № 4. — С.5-6

9. Герцик Ю. Формирование компетентности школьников в сфере познавательной деятельности / Ю. Герцик, А. Лукина // Открытый урок. — 2004. — № 17-18. — С.34-36.

10. Друзь Б.Г. Воспитание познавательных интересов младших школьников в процессе обучения. — М .: Просвещение, 1978. — 49 с

11. Дудник Н. Организация познавательной деятельности. Советы психолога / Н. Дудник // Завуч. — 2005. — № 30. — С.4-6.

12. Житник Б. А. Методы обучения и активизации познавательной деятельности / Б. А. Житник // Управление школой: Научно-методический журнал. — 2005. — № 13. — С.9-28

13. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. — М.: Просвещение, 1999. — 123 с.

14. Запорожец А. В. Избр. психологические труды: в 2 т. / А. В. Запорожец / под ред. В. В. Давыдова,В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — С. 68 — 76

15. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей /Н. С. Карпинская. — М.: Педагогика, 1972. – С.48

16. Карсонов, В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности / В. А. Карсонов // Педагогические технологии. — 2007. — № 5. — С.125-126.

17. Коваленко Г. Психолого-педагогические аспекты обеспечения прочности усвоения знаний / Г. Коваленко // Начальная школа. — 2006. — № 11. — С.9-11

18. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. — М .: Просвещение, 1989. — 452 с.

19. Люблинская А.А. Детская психология. — М .: Высшая школа, 1974. — 40 с.

20. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 58 с.

21. Морозова М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста. — М.: Политиздат,1972. — 39 с.

22. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1999. — 57 с.

23. Мотивация познавательной деятельности подростков // Завуч. — 2003. — № 35. — С.13-14.

24. Мотивы и мотивация. Способы развития познавательной мотивации, влияние на ход учебного процесса, диагностика // Завуч. — 2006. — № 26. — С.2-6.

25. Назарец Л. Н. Формирование познавательного интереса / Л. М. Назарец // Одаренный ребенок. — 2009. — № 4. — С. 61-65

26. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 442 с.

27. Общая психология / Под ред. А.Н. Петровского. — М.: Просвещение, 1977. — С. 477-484.

28. Пейчева И. Познавательная активность и самостоятельность / И. Пейчева // Открытый урок: разработки, технологии, опыт. — 2008. — № 6. — С.51-53.

29. Пометун А. Как и почему нужно организовать познавательную деятельность / О. Пометун // Завуч. — 2005. — № 34. — С.13-17.

30. Порецкий А. В. Активизация познавательной деятельности / А. В. Порецкий // Управление школой: Научно-методический журнал. — 2008. — № 33. — С.21-23.

31. Прихожан А. Познавательная активность / А. Прихожан // Школьный психолог. — 2003. — № 43. — С.4-5.

32. Размыслов П.И. Интересы младших школьников. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 67 с.

33. Скрипченко О.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. — М .: Просвещение, 2001. — 58 с.

34. Скрипченко О.В., Волынская Л.В., Огородничук З.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. — М .: Просвещение, 2001. — 58 с.

35. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности /Н. Ф. Талызина. — М.: Знание, 1983. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 3).

36. Харковлюк В. П. Формирование мотивации к самостоятельной познавательной деятельности / В. П. Харковлюк // Завуч. Все для работы. — 2009. — № 9. — С. 9-16

37. Чистякова Г. Д. Проявление познавательной активности в процессе понимания и возможности познавательного развития / Г. Д. Чистякова // Психология и школа. — 2008. — № 1. — С.26-32

38. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности / Г. И. Щукина. — М. : Просвещение, 2009. — 160 с.

39. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. — М.: Педагогика, 1988. — 142 с.

40. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. 136 c.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Издательское дело

Содержание

Глава 1.Книжка-игрушка: понятие, виды, специфика 5

1.1.Понятие книжки-игрушки и ее место в детской книжной продукции 5

1.2.Виды книжек-игрушек и требования к ним 11

Глава 2.Анализ современного российского рынка книжек-игрушек 18

2.1.Издательства, специализирующиеся на книжках-игрушках 18

2.2.Некоторые современные серии книг-игрушек 22

Список литературы 28

Выдержка из текста

Целью исследования данной работы поставлено выявление современных принципов и правил работы редактора над детской книжкой-игрушкой.

Книги-игрушки в работе с дошкольником в детской библиотеке

Практическая значимость работы заключается в проектировании и разработке идеи пособия для развития мелкой моторики и подборе упражнений направленных на повышение уровня развития мелкой моторики у дошкольников.

ВведениеВ современных условиях динамично изменяющейся культуры роль детской книги в воспитании детей, сохраняя в основном свою общую направленность на активизацию их познавательных процессов, а также развитие креативности и формирование эстетического вкуса, претерпевает определенные изменения как по форме, так и содержанию и методам реализации данной роли. Происходящая смена культурных парадигм делает актуальным вопрос относительно того, какой должна быть современная детская книга, чтобы в современных условиях поддержать и подтвердить свою незаменимую роль в развитии личности ребенка.

Мало того, даже самый развитый ребеноĸ, ĸоторый проявляет интерес ĸ игрушĸе, предназначенной для более взрослых детей, может причинить ущерб своему здоровью. Это связано с тем, что развивающие игрушĸи, разработанные для определенной возрастной ĸатегории, гарантируют ее безопасность именно для этого возраста. Кроме того, ĸ тому времени, ĸогда ребеноĸ дорастет до этой развивающей игрушĸи, она элементарно ему насĸучит.

Методологическую основу работы составили: исследования Л. Павловой, мы использовали статью «Какие игрушки предпочитают малыши?»/Дошкольное воспитание, 98 № 12, с. 86-89 и статью Хризман Т.П., Еремеева В.Д. в книге Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьнм психологам. — СПб., 1998.

Факторы реализации игры являются: установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой, включение всех видов игр в педагогический процесс, своевременная организация развивающей предметно-игровой среды, квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру, индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности, перспективное планирование развития игры (комплексный метод), использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры

Каждый ребенок через игру познает окружающий мир, а с помощью игрушки можно привить лучшие черты ребёнка, ведь они имеют большое значение в развитии. На наш взгляд, в настоящее время связь актуальной жизненной ситуации ребенка и предпочитаемой им игрушки определена недостаточно, но потребность в изучении чрезвычайно велика. Например, на выбор ребенка влияет его эмоциональное состояние, тип привязанности к матери, социальный статус в группе сверстников, мода на игрушки, внешний вид игрушки, а также зависит от среды, в которой ребенок растет и находиться [23].

Теоретическая значимость: Систематизация основных положений отечественной, возрастной и педагогической психологии о влиянии игрушки на процесс формирования личности дошкольников и места детской игрушки в эмоциональном развитии ребенка.

Список литературы

1. Аромштам, М. Книжки, обросшие «шерстью» [Текст]

/ М. Аромштам // Дошкольное образование : газ. изд. «Первое сентября». – 2002. – № 23. – С. 45.

2. Водчиц, С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.С. Водниц. – М.: Техносфера, 2005. – 416 с.

3. Герасимова, Н. Чудо-книги Л. Майоровой [Текст]

4. ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения [Текст].

– М.: Стандарт, 2007. – 24 с.

5. Для самых маленьких и любознательных [Текст]

// Формат. – 2008. – № 7(39).

6. Дьячкова, Е.В.1 класс [Текст]

/ Е. В. Дьячкова // Начальная школа. – 1992. – № 2. – С. 26-30.

7. Дьячкова, Е. В. Внимание книжки-игрушки! [Текст]

/ Е. В. Дьячкова // Детская литература. – 1989. – № 12. – С. 67-73.

8. Киселева, С. А. Книжка-игрушка на любой вкус [Текст]

/ С.А. Киселева // Формат. – 2009. – № 7 (48).

9. Книга: Энциклопедия [Текст]

/ ред. кол.: И.Е. Баренбаум, А.А. Беловецкая, А.А. Говоров и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 800 с.

10. Книжка – игрушка [Электронный ресурс].

11. Кудрявцева, Л.С. Художники детской книги [Текст]: пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Л.С. Кудрявцева. – М.: Издат. центр «Академия», 1998. – 208 с.

Читайте также: